СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс " Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс " Школа России". 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс " Школа России"»


Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Примерной программой начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир» с учетом требований Федеральных компонентов государственных стандартов общего образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы по окружающему миру УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир».


Планируемые результаты изучения предмета


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);

• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;

• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);

• положительное отношение к школе и учебной деятельности;

• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*;

• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные знания и умения;

• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;

• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;


• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• включаться в диалог с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

• различать флаг и герб России;

• узнавать некоторые достопримечательности столицы;

• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

• проводить опыты с водой, снегом и льдом;

• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

• различать овощи и фрукты;

• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

• сравнивать реку и море;

• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

• находить на глобусе холодные и жаркие районы;

• различать животных холодных и жарких районов;

• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

• различать прошлое, настоящее и будущее;

• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

• соотносить времена года и месяцы;

• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

• объяснять причины возникновения дождя и ветра;

• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

• раздельно собирать мусор в быту;

• соблюдать правила поведения в природе;

• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

• подбирать одежду для разных случаев;

• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

• правильно переходить улицу;

• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

• различать виды транспорта;

• соблюдать правила безопасности в транспорте.






Содержание учебного предмета.

1 класс (66 ч)



Введение 9 ч.

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.


Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.


Что и кто? 18 ч

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.


Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).


Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.


Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.


Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.


Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.


Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.


Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.


Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.


Как, откуда и куда? 12 ч

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.



Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.


Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.


Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.


Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).


Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.


Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.


Где и когда? 9 ч

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.


Холодные и жаркие районы Земли.


Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узналиоб этом.


Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.


Одежда людей в прошлом и теперь.


История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.


Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.


Почему и зачем? 17 ч

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.


Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.


Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречьуши.


Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.


Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.


Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.


Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.


Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.


Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.


Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.


Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.


Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.


Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.


Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.


Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).


Заключение (1ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

























Календарно-тематический план



П/П

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Оборудование

Вводимые понятия

План.

Факт.

1



Введение. Задавайте вопросы!

1

Карта РФ,

Учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель

2



Наши помощники.

1

Карточки с условными обозначениями

Окружающий мир

Раздел «Что и кто?» 19 ч

3



Что такое Родина?

1

Карта РФ, символы РФ и СССР (герб, флаг)

Малая Родина

4



Что мы знаем о народах России?

1

Карта РФ,

Религия, национальные праздники

5



Что мы знаем о Москве?

1

Карта РФ,

Столица, достопримечательности

6



Проект «Моя малая Родина».


1

Фотовыставка «Города России»

Город-герой,

достопримечательности

7



Что у нас над головой?

1

Кубик, тарелка, мяч, пластилин

Созвездие, светило

8



Что у нас под ногами?

1

Коллекция камней, лупа, ножницы, клей

Территория, окрестность

9



Что общего у разных растений?

1

Гербарий, карточки с заданиями

Части растений

10



Что растет на подоконнике?

1

Презентация на тему

«Что растет на подоконнике?»

Комнатные растения, уход, почва, горшок, поддон

11



Что растет на клумбе?

1

Презентация на тему

«Что растет на клумбе?»

Клумба, цветник

12



Что это за листья?

1

Презентация на тему

«Что это за листья?»

Листовая пластина, черешок

13



Что такое хвоинки?

1

Презентация на тему

«Что такое хвоинки?»

Хвоя

14



Кто такие насекомые?

1

Презентация на тему

«Что такое насекомые?»

Насекомые

15



Кто такие рыбы?


1

Презентация на тему

«Кто такие рыбы?»


Водные животные, речные
и морские рыбы, среда обитания

16



Кто такие птицы?


1

Презентация на тему «Кто такие птицы?»


Воздушное пространство, части тела птицы, перелётные птицы, нелетающие птицы

17



Кто такие звери?


1

Презентация на тему «Кто такие звери?»

Животные. Жилища животных, детёныши животных, части тела животных, среда обитания

18



Что нас окружает дома?


1

Презентация на тему «Что нас окружает дома?»

Мебель, бытовая техника, одежда, посуда,

электричество, водопровод, газопровод, безопасное поведение

19



Что вокруг нас может быть опасным?

1

Спички, нож, вязальные спицы, ножницы, клей, куклы, знак «Пешеходный переход»

Опасные вещи, номера телефонов экстренной службы, пешеходный переход, светофор, проезжая часть, транспорт, пешеход

20



На что похожа наша планета?

1

Глобус, игрушка «Волчок», фигурки кукол

Солнечная система, планеты, глобус, модель, форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь

21



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

1

Презентация «Моя малая Родина»

Малая Родина


Раздел «Как, откуда и куда?»10 ч

22



Как живет семья?

Проект «Моя семья».


1

Презентация на тему «Моя семья»

Проект

23



Откуда
в наш дом приходит

вода и куда она уходит?

1

Цветные фишки, краски, кисточка, вода в стакане

Природные источники воды, очистка загрязненной воды

24



Откуда
в наш дом приходит электричество?


1

Презентация на тему «Откуда
в наш дом приходит электричество?»

Электричество

25



Как путешествует письмо?


1

Презентация на тему «Как путешествует письмо?», конверт

Почтовый работник, письмо, почта, отправитель, адресат, почтовые конверты, почтовая марка

26



Куда текут реки?

1

Карта мира

Река, море, родник, речная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга, Каспийское море, катер, теплоход, баржа, плотина

27



Откуда берутся снег и лёд?


1

Презентация на тему «Откуда берутся снег и лёд?»

Снег, лед

28



Как живут растения?


1

Растения с ростками

Росток

29



Как живут животные? Как зимой помочь птицам?


1

Кормушка

Цепь питания

30



Куда девается мусор
и откуда
в снежках грязь?


1

Пустые коробки из -под конфет, кофе, сока, бутылки из-под воды

Бытовой мусор, мусорные контейнеры, мусороперерабатывающий завод, вторичное сырьё, утилизация

31



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

1

Рисунки на тему «Моя семья»


Раздел «Где и когда?» 10ч

32



Когда учиться

интересно? Проект «Мой класс
и моя школа».


1

Фотовыставка на тему «Мой класс, моя школа»

Класс

33



Когда придет суббота?

1

Карточки с названиями дней недели

Дни недели

34



Когда наступит лето?

1

Презентация на тему «Когда наступит лето?»

Времена года

35



Где живут белые медведи?

1

Карта полушарий, глобус, слайды с изображениями животных, магнитофон

Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы

36



Где живут слоны?

1

Пустые коробки из -под конфет, кофе, сока, бутылки из-под воды

Африка, тропические леса и саванны, экватор

37



Где зимуют птицы?


1

Презентация на тему «Где зимуют птицы?»

Зимовка

38



Когда появилась одежда?


1

Презентация на тему «Когда появилась одежда?»

Одежда

39



Когда изобрели велосипед?


1

Презентация на тему «Когда изобрели велосипед?»

Велосипед

40



Когда мы станем взрослыми?

1

Презентация на тему «Когда ты станешь взрослым?»

Прошлое, настоящее, будущее

41



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

Рисунки на тему «Мой класс, моя школа»


Раздел «Почему и зачем?» 22 ч

42



Почему Солнце светит днем,

а звезды ночью?

1

Рисунки с изображением Солнца, Луны и созвездий, футбольный мяч, фасолинка

Звезда, Солнце, размер звёзд, восход, заход солнца, день, ночь, созвездие

43



Почему Луна бывает разной?


1

Фотовыставка

Спутник Земли

44



Почему идет дождь и дует ветер?


1

Презентация на тему «Почему идет дождь и дует ветер?»

Явления природы, дождь, ветер

45



Почему звенит звонок?


1

Колокольчик, магнитофон, канцелярская резинка, молоточек

Звук

46



Почему радуга разноцветная?


1

Презентация на тему «Почему радуга разноцветная?»

Радуга

47



Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».


1

Рисунки на тему «Почему мы любим кошек и собак?»

Домашние животные

48



Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?


1

Карточки с изображением цветов, сказочных героев, экологические знаки, индивидуальные тесты

Луговые цветы, бабочки, правила поведения

49



Почему

в лесу мы будем соблюдать тишину?


1

Телевизор, видеомагнитофон,

кассета, запрещающие знаки, плакаты

Тишина

50



Зачем мы спим ночью?


1

Презентация на тему «Зачем мы спим ночью? »

Ночь

51



Почему нужно есть много овощей и фруктов?


1

Корзиночки, муляж фруктов

Овощи, фрукты, витамины

52



Почему нужно мыть руки и чистить зубы?


1

Предметы гигиены

Гигиена

53



Зачем нам телефон и телевизор?

1

Выставка газет , журналов

Телефон, телевизор, средства массовой информации

54



Зачем нужны автомобили?


1

Рисунки с изображениями разных автомобилей

Автомобиль

55



Зачем нужны поезда?

1

Рисунки с видами поездов

Поезд

56



Зачем строят корабли?

1

Рисунки с изображениями спасательных средств, корабля, парома

Водный транспорт. Виды водного транспорта

57



Зачем строят самолеты?


1

Картинки с изображениями разных самолетов

Воздушный транспорт.

Виды воздушного транспорта

58



Почему
в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

Памятка

Правила безопасности

59



Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

Памятка

Правила безопасности на водном
и воздушном транспорте

60



Зачем люди осваивают космос?

1

Презентация на тему «Зачем люди осваивают космос?»

Космос,

Ю. А. Гагарин – первый космонавт.

Искусственные спутники Земли, космические научные станции

61



Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Рисунки с изображением различных объектов природы и деятельности человека

Экология, взаимосвязь между человеком и природой

62



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

1

Тест

Основные понятия за курс 1-го класса

63



Проверим себя и оценим свои достижения.



Тест

Основные понятия за курс 1-го класса

64



Мои домашние питомцы.

1

Рисунки домашних животных

Домашние питомцы

65



Обобщение изученного материала

1

Тест

Основные понятия за курс 1-го класса

66



«Наши знания об окружающем мире» (урок

игра)

1

Тест

Основные понятия за курс 1-го класса