Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Примерной программой начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир» с учетом требований Федеральных компонентов государственных стандартов общего образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы по окружающему миру УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир».
Планируемые результаты изучения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
• представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
• различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта;
• соблюдать правила безопасности в транспорте.
Содержание учебного предмета.
1 класс (66 ч)
Введение 9 ч.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? 18 ч
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? 12 ч
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? 9 ч
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узналиоб этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? 17 ч
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречьуши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
Заключение (1ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Календарно-тематический план
№ П/П | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Оборудование | Вводимые понятия |
План. | Факт. |
1 | | | Введение. Задавайте вопросы! | 1 | Карта РФ, | Учебник, рабочая тетрадь, окружающий мир, атлас-определитель |
2 | | | Наши помощники. | 1 | Карточки с условными обозначениями | Окружающий мир |
Раздел «Что и кто?» 19 ч |
3 | | | Что такое Родина? | 1 | Карта РФ, символы РФ и СССР (герб, флаг) | Малая Родина |
4 | | | Что мы знаем о народах России? | 1 | Карта РФ, | Религия, национальные праздники |
5 | | | Что мы знаем о Москве? | 1 | Карта РФ, | Столица, достопримечательности |
6 | | | Проект «Моя малая Родина». | 1 | Фотовыставка «Города России» | Город-герой, достопримечательности |
7 | | | Что у нас над головой? | 1 | Кубик, тарелка, мяч, пластилин | Созвездие, светило |
8 | | | Что у нас под ногами? | 1 | Коллекция камней, лупа, ножницы, клей | Территория, окрестность |
9 | | | Что общего у разных растений? | 1 | Гербарий, карточки с заданиями | Части растений |
10 | | | Что растет на подоконнике? | 1 | Презентация на тему «Что растет на подоконнике?» | Комнатные растения, уход, почва, горшок, поддон |
11 | | | Что растет на клумбе? | 1 | Презентация на тему «Что растет на клумбе?» | Клумба, цветник |
12 | | | Что это за листья? | 1 | Презентация на тему «Что это за листья?» | Листовая пластина, черешок |
13 | | | Что такое хвоинки? | 1 | Презентация на тему «Что такое хвоинки?» | Хвоя |
14 | | | Кто такие насекомые? | 1 | Презентация на тему «Что такое насекомые?» | Насекомые |
15 | | | Кто такие рыбы? | 1 | Презентация на тему «Кто такие рыбы?» | Водные животные, речные и морские рыбы, среда обитания |
16 | | | Кто такие птицы? | 1 | Презентация на тему «Кто такие птицы?» | Воздушное пространство, части тела птицы, перелётные птицы, нелетающие птицы |
17 | | | Кто такие звери? | 1 | Презентация на тему «Кто такие звери?» | Животные. Жилища животных, детёныши животных, части тела животных, среда обитания |
18 | | | Что нас окружает дома? | 1 | Презентация на тему «Что нас окружает дома?» | Мебель, бытовая техника, одежда, посуда, электричество, водопровод, газопровод, безопасное поведение |
19 | | | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Спички, нож, вязальные спицы, ножницы, клей, куклы, знак «Пешеходный переход» | Опасные вещи, номера телефонов экстренной службы, пешеходный переход, светофор, проезжая часть, транспорт, пешеход |
20 | | | На что похожа наша планета? | 1 | Глобус, игрушка «Волчок», фигурки кукол | Солнечная система, планеты, глобус, модель, форма шара, моря, океаны, материки, суша, день, ночь |
21 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». | 1 | Презентация «Моя малая Родина» | Малая Родина |
| Раздел «Как, откуда и куда?»10 ч |
22 | | | Как живет семья? Проект «Моя семья». | 1 | Презентация на тему «Моя семья» | Проект |
23 | | | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | Цветные фишки, краски, кисточка, вода в стакане | Природные источники воды, очистка загрязненной воды |
24 | | | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Презентация на тему «Откуда в наш дом приходит электричество?» | Электричество |
25 | | | Как путешествует письмо? | 1 | Презентация на тему «Как путешествует письмо?», конверт | Почтовый работник, письмо, почта, отправитель, адресат, почтовые конверты, почтовая марка |
26 | | | Куда текут реки? | 1 | Карта мира | Река, море, родник, речная вода, морская вода, Ока, осётр, Москва, Волга, Каспийское море, катер, теплоход, баржа, плотина |
27 | | | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | Презентация на тему «Откуда берутся снег и лёд?» | Снег, лед |
28 | | | Как живут растения? | 1 | Растения с ростками | Росток |
29 | | | Как живут животные? Как зимой помочь птицам? | 1 | Кормушка | Цепь питания |
30 | | | Куда девается мусор и откуда в снежках грязь? | 1 | Пустые коробки из -под конфет, кофе, сока, бутылки из-под воды | Бытовой мусор, мусорные контейнеры, мусороперерабатывающий завод, вторичное сырьё, утилизация |
31 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 1 | Рисунки на тему «Моя семья» | |
Раздел «Где и когда?» 10ч |
32 | | | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | Фотовыставка на тему «Мой класс, моя школа» | Класс |
33 | | | Когда придет суббота? | 1 | Карточки с названиями дней недели | Дни недели |
34 | | | Когда наступит лето? | 1 | Презентация на тему «Когда наступит лето?» | Времена года |
35 | | | Где живут белые медведи? | 1 | Карта полушарий, глобус, слайды с изображениями животных, магнитофон | Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы |
36 | | | Где живут слоны? | 1 | Пустые коробки из -под конфет, кофе, сока, бутылки из-под воды | Африка, тропические леса и саванны, экватор |
37 | | | Где зимуют птицы? | 1 | Презентация на тему «Где зимуют птицы?» | Зимовка |
38 | | | Когда появилась одежда? | 1 | Презентация на тему «Когда появилась одежда?» | Одежда |
39 | | | Когда изобрели велосипед? | 1 | Презентация на тему «Когда изобрели велосипед?» | Велосипед |
40 | | | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Презентация на тему «Когда ты станешь взрослым?» | Прошлое, настоящее, будущее |
41 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | Рисунки на тему «Мой класс, моя школа» | |
Раздел «Почему и зачем?» 22 ч |
42 | | | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | Рисунки с изображением Солнца, Луны и созвездий, футбольный мяч, фасолинка | Звезда, Солнце, размер звёзд, восход, заход солнца, день, ночь, созвездие |
43 | | | Почему Луна бывает разной? | 1 | Фотовыставка | Спутник Земли |
44 | | | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | Презентация на тему «Почему идет дождь и дует ветер?» | Явления природы, дождь, ветер |
45 | | | Почему звенит звонок? | 1 | Колокольчик, магнитофон, канцелярская резинка, молоточек | Звук |
46 | | | Почему радуга разноцветная? | 1 | Презентация на тему «Почему радуга разноцветная?» | Радуга |
47 | | | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | Рисунки на тему «Почему мы любим кошек и собак?» | Домашние животные |
48 | | | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Карточки с изображением цветов, сказочных героев, экологические знаки, индивидуальные тесты | Луговые цветы, бабочки, правила поведения |
49 | | | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | Телевизор, видеомагнитофон, кассета, запрещающие знаки, плакаты | Тишина |
50 | | | Зачем мы спим ночью? | 1 | Презентация на тему «Зачем мы спим ночью? » | Ночь |
51 | | | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Корзиночки, муляж фруктов | Овощи, фрукты, витамины |
52 | | | Почему нужно мыть руки и чистить зубы? | 1 | Предметы гигиены | Гигиена |
53 | | | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | Выставка газет , журналов | Телефон, телевизор, средства массовой информации |
54 | | | Зачем нужны автомобили? | 1 | Рисунки с изображениями разных автомобилей | Автомобиль |
55 | | | Зачем нужны поезда? | 1 | Рисунки с видами поездов | Поезд |
56 | | | Зачем строят корабли? | 1 | Рисунки с изображениями спасательных средств, корабля, парома | Водный транспорт. Виды водного транспорта |
57 | | | Зачем строят самолеты? | 1 | Картинки с изображениями разных самолетов | Воздушный транспорт. Виды воздушного транспорта |
58 | | | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Памятка | Правила безопасности |
59 | | | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | Памятка | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте |
60 | | | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Презентация на тему «Зачем люди осваивают космос?» | Космос, Ю. А. Гагарин – первый космонавт. Искусственные спутники Земли, космические научные станции |
61 | | | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Рисунки с изображением различных объектов природы и деятельности человека | Экология, взаимосвязь между человеком и природой |
62 | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 1 | Тест | Основные понятия за курс 1-го класса |
63 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. | | Тест | Основные понятия за курс 1-го класса |
64 | | | Мои домашние питомцы. | 1 | Рисунки домашних животных | Домашние питомцы |
65 | | | Обобщение изученного материала | 1 | Тест | Основные понятия за курс 1-го класса |
66 | | | «Наши знания об окружающем мире» (урок игра) | 1 | Тест | Основные понятия за курс 1-го класса |