Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нечкинская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
педагогическим советом школы Директор школы
№______ от__________________ ФИО_______________________
«_____» ___________20____г.
приказ №_________
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»»
2 класс
Составитель: Юферева Ирина Николаевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
Нечкино, 2014г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы по окружающему миру, автор программы Вахрушев А.А., Раутин А.С. , 2011г.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Уровень усвоения программы: аналитический.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса.
В связи с этим предлагается оценивать учащихся следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах.
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Результаты отражаются в:
1) таблице требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.
2) портфеле достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать. Оценивание достижений обучающихся происходит при помощи отметок (5-ти балльная шкала).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи уроков окружающего мира в начальной школе.
Задачи образования в начальной школе:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых ценностей российского общества.
Предмет «Окружающий мир» имеет интегрированный характер, соединяет природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного восприятия мира.
Цель изучения предмета:
- формирование целостной картины мира и осознание в нем места человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, активных и компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Курс обладает возможностями формирования у школьников основ экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Существенная особенность курса в том, что в нем заложена содержательная основа для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа» и «Человек и общество».
Общая характеристика учебного предмета
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе: |
Проектная деятельность | практические работы | контрольные работы |
1 | Введение | 4 | | | 1 |
2 | Земля и солнце | 18 | | 4 | 6 |
3 | Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта | 8 | 1 | 1 | 2 |
4 | Формы земной поверхности | 10 | | 2 | 2 |
5 | Земля – наш общий дом | 17 | | 2 | 3 |
6 | Части света | 8 | | 1 | 2 |
7 | Наша маленькая планета Земля | 2 | | | |
8 | Повторение | 1 | | | |
Итого: | 68 | 1 | 8 | 16 |
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе учебным планом отводится 68 часов в год (2 часа в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,
и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
-объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
-объяснять влияние притяжения Земли;
-связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
-наблюдать за погодой и описывать её;
-уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
-пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
-называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
-оценивать правильность поведения людей в природе;
-уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Содержание учебного предмета
Обязательный минимум- содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации;
- курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников
1. Введение (4ч.)
Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лед – твердое вещество. Смена состояний веществ.
Земля и Солнце (18ч.)
Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход солнца, запад – направление на закат солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на солнце в полдень. Компас и пользование им.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием на высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.
Глобус – модель Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная, или космос. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня.
Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в различные сезоны года. Вращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону земной оси Земля поворачивается к солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима, короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето»
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура и ее изменение. Термометр. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8ч.)
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения на карте и глобусе. Высота и глубина на карте Земли и глобусе.
Материк – большой участок суши, окруженной водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (10ч.)
Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берега. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается. Почему в реке так много воды. Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность. Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера – природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные реки и озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды в морях одинаков, вода в морях соленая. Важнейшие моря и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Земля – наш общий дом (17ч.)
Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. вечная мерзлота. Пейзаж тундры. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий и сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Части света (8ч.)
Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твердого и самого легкого деревьев. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее. Чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озера, равнины, горы. Острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (2ч.)
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озер и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения, позволяющие сохранить природу.
Повторение (1ч.)
Экскурсии
«Формы земной поверхности»
«Знакомство с природой своей природной зоны» Правила безопасного путешествия.
Материально-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 211 | Учебник «Наша планета земля » | Учебник для 2 класса |
2 | А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2014 | Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета земля» | Учебное пособие |
3. | А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина,2014 | Проверочные и контрольные работы к учебнику | Учебное пособие |
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | Вахрушев А.А, А.С.Раутиан. - Москва: Баласс, 2013. | Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета земля». | Пособие для учителя |
2 | А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2011 | Учебник «Наша планета земля » | Учебник для 2 класса |
3 | А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин, М.: Баласс, 2013 | Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета земля» | Рабочая тетрадь по окружающему миру |
4 | А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, О.А.Родыгина,2013 | Проверочные и контрольные работы к учебнику | Пособие |
5. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
8. | Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2013.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») | Пособие для учителя |
Учебно-наглядные пособия:
Глобус
Компасы
Экологический словарь.
Набор рисунков птиц и описание к ним.
Набор рисунков деревьев и описание к ним.
А. А. Плешаков. Альбом – задачник по ознакомлению с окр. миром. 2 класс.
Географический атлас для детей «Мир вокруг нас»
Атлас «Наша Родина»
Наборы тематических открыток.
Подборка статей: «Окно в природу».
Муляжи «Овощи и фрукты»
Коллекция «Полезные ископаемые»
Карта Удмуртии
Детская карта мира.
Плакаты:
- Целебные травы
- В лес по ягоды
- Времена года
- Календарь природы
15.Альбомы:
Грибы.
Редкие исчезающие растения.
Лекарственные растения.
Кактусы.
Времена года.
Совы.
ТСО:
Ноутбук
Медиапроектор
Интерактивная доска
Аудиоколонки
Электронный микроскоп
ЭОР:
Окружающий мир. 1-4 класс. Интерактивные плакаты.
Мир природы
Презентации с сайтов
Используемые сайты:
- http://school2100.com/- Образовательная система «Школа 2100»
- http://nsportal.ru/- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- http://www.proshkolu.ru/- ПроШколу.ру
- http://interneturok.ru/- интернет урок
-http://school-collection.edu.ru/
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока: | Кол ча сов | Тип урока: | Элементы содержания | Виды учебной деятельности обучающихся |
| план | факт | Научится | Получит возможность научиться |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 четверть – 18 часов |
1/1 | | | 1.Как мы будем учиться. | 1 | Вводный урок. | Познакомить с новым учебником «Окружающий мир. Наша планета Земля» Научить оценивать свою деятельность на уроках окружающего мира. | • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; | • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; |
2/2 | | | 2.Общие слова – понятия. | 1 | Урок изучения нового материала. | Различать отдельные конкретные предметы и абстрактные понятия. Тренировать детей различать предметы живой и неживой природы. Научить оценивать слова родного языка и важность правильного их понимания. |
|
3/3 | | | 1.Из чего состоят все предметы. | 1 | Урок изучения нового материала. | Научить: - правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит; - различать твердые тела, жидкости и газы; - превращать вещество из одного состояния в другое. Научить оценивать свое поведение с точки зрения безопасного использования различных веществ. | • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать естественно_ бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира |
4/4 | | | 2. Из чего состоят все предметы. Проверочная работа №1 «Из чего состоят все предметы» | 1 | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. | Закрепление знаний о свойствах твердых тел, жидкостей и газов. Закрепление умения определять вещества из которых состоят тела. |
5/5 | | | 3.Природные часы, календарь, компас. | 1 | Урок изучения нового материала. | Обратить внимание на регулярность (закономерность) движения небесных тел, Солнца и Луны относительно Земли. Познакомить с компасом – прибором для определения сторон света. Учить оценивать роль наблюдений за природой в собственной жизни. |
6/6 | | | 4. Природные часы, календарь, компас. Практическая работа №1 с компасом (на улице | | Урок введения новых знаний. Практикум. | Научить элементарным умениям: - определять направление на стороны света; - ориентироваться по сторонам света. |
7/7 | | | 5.Земля имеет форму шара. | 1 | Урок введения новых знаний. | Помочь детям осознать, что Земля имеет форму шара, горизонт – воображаемая линия. Научить оценивать роль науки в познании мира. |
8/8 | | | 6.Глобус – модель Земли. Практическая работа №2 с глобусом. | 1 | Урок-практикум | Закрепить понимание детьми шарообразности Земли. Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси и на глобусе. | • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту и природной среде; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
9/9 | | | 7. Глобус – модель Земли. | 1 | Урок закрепления | Регулярность (закономерности) движения небесных тел: Солнца и луны относительно Земли. Закрепить знания о компасе и способах его использования. Закрепить знания о форме земли и глобусе как модели Земли. |
10/10 | | | 8.Повторение. Проверочная работа №2 «Земля имеет форму шара» | 1 | Урок повторения и проверки знаний. |
11/11 | | | 9.Контрольная работа №1 «Из чего состоят все предметы» | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний учащихся. Учить адекватно, оценивать свои знания и умения. |
12/12 | | | 10.Земля в космосе. | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с основными типами небесных тел: звездами и планетами. Показать, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг собственной оси. Научить оценивать роль науки в познании мира. |
13/13 | | | 11. Притяжение Земли | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с явлением притяжения Земли и законом всемирного тяготения, его проявлениями. Научить оценивать роль науки в познании мира. | • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; |
14/14 | | | 12.Смена дня и ночи. Практическая работа №3 «Путешествие на глобусе вокруг земной оси» | 1 | Урок введения новых знаний. | Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также разобраться с последовательностью событий в течение суток. Научить оценивать свое время (умение составлять режим и следовать ему) Объяснить, что время суток в различных частях света не совпадает. Познакомить с обращением Земли вокруг Солнца как с причиной смены времен года. |
15/15 | | | 13. Смена дня и ночи. Проверочная работа №3 «Смена дня и ночи» | 1 | Урок закрепления Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. |
16/16 | | | 14. Смена времен года. Проверочная работа №3 «Смена дня и ночи» | 1 | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. | Объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, помочь разобраться с последовательностью событий в течении суток. Научить оценивать свое время. | • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
17/17 | | | 15. Смена времен года. Практическая работа №4 «Составление режима дня» | 1 | Урок закрепления |
18/18 | | | 16.Где на Земле теплее. | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с особенностями природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами. Научить оценивать разнообразие условий на Земле. |
|
19/1 | | | 17.Погода и климат. | 1 | Урок введения новых знаний. | Научить различать погоду и климат, научить описывать погоду и объяснять причины происхождения природных явлений. Научить определять температуру с помощью термометра. | • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
20/2 | | | 18. Урок-тренинг. Проверочная работа №4 «Погода и климат» | 1 | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. |
21/3 | | | 19. Погода и климат. | 1 | Урок-тренинг |
22/4 | | | 20. Контрольная работа №2 «Погода и климат» | | Урок контроля. | Проверка знаний учащихся. Учить адекватно, оценивать свои знания и умения. |
23/5 | | | 21. План и карта. | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с планами и картами, начать вырабатывать навыки применения планов и карт. Познакомить с масштабом. |
24/6 | | | 22. План и карта. Практическая работа №5 по созданию плана класса | 1 | Урок-практикум | Познакомить с масштабом. |
25/7 | | | 23. Глобус и карта. | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с особенностями глобуса и карты полушарий и их отличиями. Закрепление знаний о глобусе, карте и их особенностях. |
26/8 | | | 24. Проверочная работа №5 «План и карта» | | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. | Проверка знаний учащихся. Учить адекватно, оценивать свои знания и умения. |
27/9 | | | 25. Что изображают на карте. | 1 | Урок введения новых знаний. | Научить определять на глобусе и карте (карта полушарий) сушу и моря, различные изображенные на них географические объекты. Научить определять по разнице цветов, какой из сравниваемых по карте объектов выше или ниже. |
28/10 | | | 26. Что изображают на карте. | 1 | Урок повторения Подготовка к проекту «Моя страна» |
29/11 | | | 27.Материки и океаны. | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан». Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны. Научить уважительно, относиться друг к другу, к народам, живущим на Земле. |
30/12 | | | 28. Проверочная работа №6. «Что изображают на карте» | 1 | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. | Закрепление знаний об условных обозначениях физической карты, частях света, материках и океанах. |
31/13 | | | 29.Реки и озера. | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важн реки на карте и прав их показывать, позн-ть с особенностями озер, научить находить важнейшие озера на карте и правильно их показывать. Уметь определять свое отношение к миру. Учить бережно, относиться к природе |
32/14 | | | 30. Реки и озера. Практическая работа №6 по проекту «Моя страна» | 1 | Урок повторения |
|
33/1 | | | 31.Равнины и горы. | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с понятием «равнина», с особенностями и природой гор. Научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия. Учить бережно, относиться к природе. | • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; | • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
34/2 | | | 32. Равнины и горы. | 1 | Урок закрепления | Познакомить с такими явлениями, как землетрясение, вулкан, выветривание. Объяснить причины возникновения гор. |
35/3 | | | 33. Проверочная работа №7 «Формы земной поверхности» | 1 | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. | Закрепление знаний о реках, озерах, равнинах и горах, об условных обозначениях физической карты. |
36/4 | | | 34. Моря и острова. | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами. Научить находить и показывать на карте моря, острова и полуострова. |
37/5 | | | 35. Моря и острова. | 1 | Урок закрепления | Познакомить с обитателями морей и их богатством. |
38/6 | | | 36. Контрольная работа №3 «Формы земной поверхности»» | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний учащихся. |
39/7 | | | 37. Учимся решать жизненные задачи. | | Урок закрепления | | | |
|
40/8 | | | 1.Экологические системы. | 1 | Урок введения новых знаний. | Показать взаимосвязь живой и неживой природы. Помочь ребятам осознать, что все в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколь угодно долго. Показать важнейшую роль живых организмов на Земле. Учить бережному отношению к природе. | • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. | • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
41/9 | | | 2. Экологические системы. Проверочная работа №8. «Моря и острова» | 1 | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. |
42/10 | | | 3.Природная зональность. | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональности. Учить бережному отношению к природе. |
43/11 | | | 4.Природные зоны холодного пояса | 1 | Урок введения новых знаний. | Познакомить с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями. Учить бережному отношению к природе. |
44/12 | | | 5.Леса умеренного пояса. | 1 | Урок введения новых знаний. | Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса. |
45/13 | | | 6.Засушливые зоны умеренного пояса Практическая работа №7 Составление памятки. | 1 | Урок-путешествие. | Особенности климата степи, полупустыни; животный мир зоны. Последствия нарушения экосистемы. |
46/14 | | | 7.Хрупкая природа степей и пустынь. | 1 | Урок-поиск |
47/15 | | | 8.Засушливые зоны жаркого пояса. | 1 | Урок введения новых знаний. | Особенности климата, животного мира зон жаркого пояса. |
48/16 | | | 9.Тропические леса. | 1 | Урок введения новых знаний. |
49/17 | | | 10.Путешествие в теплые края. Самостоятельная подготовка докладов. | 1 | Урок-рефлексия | Использование дополнительных источников информации |
50/18 | | | 11.Горные экосистемы. | 1 | Урок-поиск | Особенности климата, животного мира. |
51/19 | | | 12.Природные катастрофы. Землетрясения. Вулканы. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Признаки землетрясений, способы спасения. Сигналы бедствия. Наводнения, ураганы, оползни, лавины и др. |
52/20 | | | 13.Люди, города и страны. | 1 | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. | Человек – член общества |
|
53/1 | | | 14.Люди, города и страны. Повторение и Проверочная работа № 9 «Природные зоны» | 1 | Урок введения новых знаний | Человек – член общества | | |
542 | | | 15. Люди, города и страны. Проверочная работа №10 «Карта» | 1 | Урок усвоения знаний. | Влияние деятельности человека на природу. | • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. | • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; |
55/3 | | | 16. Контрольная работа №4 «Глобус и карта» | 1 | Урок контроля. | |
56/4 | | | 17.Путешествие тучки по Европе. | 1 | Урок введения новых знаний: путешествие. | Москва – столица России. Города России – (2-3), расположение их на карте. Родной край – моя родина. Родной город: название, достопримечательности. |
57/5 | | | 18. Путешествие тучки по Европе. Практическая работа №8 | 1 | Урок-отчет | Страны и население Европы; достижения и достопримечательности этих стран. |
58/6 | | | 19.Азия. | 1 | Урок введения новых знаний. | Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и достопримечательности, работа с разными видами карт. |
59/7 | | | 20.Путешествия в дальние страны. | 1 | Урок введения новых знаний. | Природа и страны Африки; населяющие народы. Животный мир Африки. |
60/8 | | | 21. Путешествия в дальние страны. | 1 | Урок введения новых знаний. | Природа и страны Америки; население, достижения, достопримечательности этих стран; животный и раст мир. Использование разных видов карт |
61/9 | | | 22. Путешествие в дальние страны. Проверочная работа №11 «Части света» | 1 | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. | Австралия и Антарктида. Особенности природ условий континентов, население, растител и животный мир. |
62/10 | | | 23. Россия – наша родина | 1 | Урок введения новых знаний. | Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность. |
63/11 | | | 24. Россия – наша родина. Поверочная работа №12 «Работа с картой» | 1 | Урок закрепления, проверки и коррекции знаний. |
64/12 | | | 25. Экскурсия. Формы земной поверхности. | 1 | Урок-экскурсия. | Опасности, возникающие при общении с животными. |
65/13 | | | 26.Экскурсия. Наша природная зона. | 1 | Урок-экскурсия. | |
66/14 | | | 27.Учимся решать жизненные задачи. Берегись животных! | 1 | Комбинированный урок | Опасности, возникающие при общении с животными. |
67/15 | | | 28. Наша маленькая планета Земля. | 1 | Урок-дискуссия. | Охрана и бережное отношение к природе |
68/16 | | | 29. Наша маленькая планета Земля. | 1 | Урок-дискуссия | Правила поведения в квартире, сохраняющие природу | | |
Контрольно-измерительные материалы