Пояснительная записка
Рабочая программа по курсe «Окружающий мир» соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
Изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях
Письмо Минобрнауки РФ от25.05.2015г. №08-761 « об утверждении предметных областей: основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Письмо Минобрнауки РБ от 28.05.2015г. №02-16/1759 «Об организации преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях РБ в 2015-2016 году»
Устав МАОУ «Шигаевская СОШ»
БУП МАОУ «Шигаевская СОШ» 2016-2017 г
авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2010).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2015
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч. Во 2 классе — 68ч (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по окружающему миру во 2 классе (68 ч)
Где мы живём? (4 ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (9 ч)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями села
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная система:
- фронтальная,
- парная,
- групповая,
- индивидуальные формы учебной деятельности
Технологии обучения:
- технология проблемного диалога;
- проектная технология;
- ИКТ-технологии;
- технология ситуативного обучения;
- технология продуктивного чтения;
- технология уровневой дифференциации
Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Календарные сроки |
По плану | Фактически |
| Раздел 1. Где мы живём | 4 | | |
1 | Родная страна. | 1 | | |
2 | Стартовая диагностика | 1 | | |
3 | Город и село. Проект «Родное село Шигаево, Творогово» | 1 | | |
4 | Природа и рукотворный мир | 1 | | |
5 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу где мы живём | | | |
| Раздел 2. Природа | 20 | | |
6 | Неживая и живая природа | 1 | | |
7 | Явления природы Практическая работа № 1 «Измерение температуры» | 1 | | |
8 | Что такое погода | 1 | | |
9 | В гости к осени Экскурсия № 1 | 1 | | |
10 | Звёздное небо | 1 | | |
11 | Заглянем в кладовые Земли Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами» | 1 | | |
12 | Про воздух… | 2 | | | |
13 | …И про воду | | | | |
14 | Какие бывают растения Практическая работа № 3 «Распознание деревьев, кустарников и трав села Шигаево» | 1 | | |
15 | Какие бывают животные Проверочная работа «Качество усвоения программного материала за 1 четверть» | 1 | | |
16 | Невидимые нити | 1 | | |
17 | Дикорастущие и культурные растения Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений РБ» | 1 | | |
18 | Дикие и домашние животные | 1 | | |
19 | Комнатные растения Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями» | 1 | | |
20 | Домашние животные МТФ села Шигаево | 1 | | |
21 | Про кошек и собак Практическая работа № 6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка» | 1 | | |
22 | Красная книга | 1 | | |
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга РБ или Возьмём под защиту» | 1 | | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Тест №1 | 1 | | |
| Раздел 3. Жизнь города и села | 9 | | |
25 | Что такое экономика | 1 | | |
26 | Из чего что сделано | 1 | | |
27 | Как построить дом | 1 | | |
28 | Какой бывает транспорт | 1 | | |
29 | Промежуточная диагностическая работа | 1 | | |
30 | Культура и образование | 1 | | |
31 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | | |
32 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе Бурятии Экскурсия №2 | 1 | | |
33 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | | |
34 | Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села» Тест№2 | 1 | | |
| Раздел 4. Здоровье и безопасность | 9 | | |
35 | Строение тела человека | 1 | | |
36 | Если хочешь быть здоров! | 1 | | |
37 | Берегись автомобиля! | 1 | | |
38 | Школа пешехода Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц» | 1 | | |
39 | Домашние опасности | 1 | | |
40 | Пожар! | 1 | | |
41 | На воде и в лесу | 1 | | |
42 | Опасные незнакомцы | 1 | | |
43 | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3 | 1 | | |
44 | Наша дружная семья | 1 | | |
45 | Проект «Родословная» | 1 | | |
46 | В школе | 1 | | |
47 | Правила вежливости | 1 | | |
48 | Ты и твои друзья Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета» | 1 | | |
49 | Мы – зрители и пассажиры Проверочная работа «Качество усвоения программного материала за 3 четверть» | 1 | | |
50 | Обобщающий урок по теме «Общение» Тест №4 | 1 | | |
| Раздел 5. Путешествия | 18 | | |
51 | Посмотри вокруг | 1 | | |
52 | Ориентирование на местности Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу» | 1 | | |
53 | Формы земной поверхности | 1 | | |
54 | Водные богатства. Озеро Байкал | 1 | | |
55 | Экскурсия №3 В гости к весне | 1 | | |
56 | В гости к весне | 1 | | |
57 | Россия на карте Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты» | 1 | | |
58 | Проект «Города России» | 1 | | |
59 | Путешествие по Москве | 1 | | |
60 | Московский Кремль | 1 | | |
61 | Город на Неве | 1 | | |
62 | Путешествие по планете | 1 | | |
63 | Путешествие по материкам Тест №5 | 1 | | |
64 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | | |
65 | Экскурсия №4 Впереди лето! | 1 | | |
66 | Обобщающий урок по теме «Путешествие» Итоговая диагностическая работа | 1 | | |
67 68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 2 | | |
8