СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОПК 4 класс

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Основы религиозной культуры и светской этики" предметного блока "Основы православной культуры" под рук. Данилюка А.Я. и авторской программы Кураева А.В. разработана на 2016-2017 учебный год согласно требованиям ФГОС НОО. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК 4 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь

Саратовского района Саратовской области»

_____________________________________________________________________________

«Рассмотрено»:

на заседании ШМО

Протокол №__

от «___»__________2016г.

руководитель ШМО

_________/С.А.Самойлов/

«Согласовано»:

зам. дир. по МР

___________/Т. П.Федорова/

«___»______________2016г.

«Утверждено»:

директор МОУ

«СОШ р.п. Красный Октябрь»

____________/В.А.Токорева/

Приказ №____

«___»______________2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «ОРКСЭ»

блока «ОПК» («Основы православной культуры»)

в 4 «А» и 4 «Б» классах

на 2016-2017 учебный год


Составлена на основе программы ОУ

на основе концепции и общеобразовательной программы «Основы религиозной культуры и светской этики» под рук. Данилюка А.Я. и авторской программы Кураева А.В. «Основы православной культуры». - М.: Просвещение, 2012.


Федоровой Т.П.,

учителем музыки и ОРКСЭ

первой кв. к.











«Одобрено»:

на заседании Методического Совета

Протокол №__

от «___»____________2016 г.


Размножено в 2-х экземплярах:

1 экземпляр – зам. директора по МР

2 экземпляр – рабочий экземпляр учителя














р.п. Красный Октябрь

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Основам православной культуры» в 4-х классах составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

  2. Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  3. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);

  4. Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 01.07.2016 года №140).

5. Концепция и общеобразовательная программа «Основы религиозной культуры и светской этики» под рук. Данилюка А.Я. и авторской программы Кураева А.В. «Основы православной культуры» М., Просвещение, 2012 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».


Состав УМК по «ОПК», утвержден приказом директора от 20.05.2016 года №92:

1. ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/ А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012. – 95с.: ил. – ISBN 978-5-09-029880-3.


Изучение учебного курса ОРКСЭ в 4-х классах направлено на достижение следующей цели: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Достижение данной цели обеспечит решение следующих задач:

  1. Формирование представлений об особенностях православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, мировых религиозных культур и светской этики.

  2. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей.

  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

  4. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

В учебном плане МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» на изучение ОРКСЭ в 4-х классах выделяется  34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и  расписанием занятий (на 01.09.2016г) изучить содержание программы планируется за  34 часа: 1 урок совпадает  с  праздничной датой   (8 марта 2017 г.).  УМК по предметам, утвержден приказом директора от 20.05.2016 года №92.



Содержание программного материала

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина.(1час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики.

Часть 1. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие о сострадание. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики.

Часть 2. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. (6 часов)


Планируемые результаты

Личностные:

-формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;

-формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

-умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные:

-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

-осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.


Используются различные методы и формы учебной деятельности:

методы: объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский (творческий), игровой и др. Это рассказ, беседа, диалог, работа с книгой, демонстрация и иллюстрация чего-либо, упражнения, познавательные игры, виртуальная экскурсия в прошлое и будущее.

формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая учебная деятельность. Групповая и парная деятельность учащихся занимает 40% работы урока.


Формы контроля (текущего, итогового)

В 4 классе знания и умения учащихся не оцениваются.


Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в видах и формах, представленных в таблице:



I четверть

II четверть

III четверть

IVчетверть

Итого

Количество часов

8

7

10

9

34

Проверочная работа

0

1

0

1

2

Исследовательский проект (групповой)

0

1

0

1

2

























Календарно-тематическое планирование в 4-х классах


п/п

Тема урока, раздела

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Россия – наша Родина.

1

07.09.2016


2

Культура и религия.

1

14.09


3

Человек и Бог в православии.

1

21.09


4

Православная молитва.

1

28.09


5

Библия и Евангелие.

1

05.10


6

Проповедь Христа.

1

12.10


7

Христос и Его крест.

1

19.10


8

Пасха.

1

26.10


9

Православное учение о человеке.

1

09.11


10

Совесть и раскаяние.


16.11


11

Заповеди.

1

23.11


12

Милосердие и сострадание.

1

30.11


13

Золотое правило этики.

1

07.12


14

Храм. Творческие работы учащихся.

1

14.12


15

Икона. Проверочная работа.

1

21.12


16

Как христианство пришло на Русь.

1

11.01.2017


17

Подвиг.

1

18.01


18

Заповеди блаженств.

1

25.01


19

Зачем творить добро?

1

01.02


20

Чудо в жизни христианина.

1

08.02


21

Православие о Божием суде.

1

15.02


22

Таинство Причастия.

1

22.02


23

Монастырь.

1

01.03


24

Отношение христианина к природе.

1

15.03


25

Христианская семья.

1

22.03


26

Защита Отечества.

1

05.04


27

Христианин в труде.

1

12.04


28

Любовь и уважение к Отечеству.

1

19.04


29

Проверочная работа.

1

26.04


30

Подготовка творческих проектов учащихся.

1

03.05


31

Творческие работы учащихся.

1

10.05


32

Презентация творческих проектов.

1

17.05


33

Презентация творческих проектов.

1

24.05


34

Презентация творческих проектов.

1

31.05



ИТОГО:

34





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ


Знать/понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь.

Уметь:

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

-готовить сообщения по выбранным тем


Литература для учащихся:



1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова., ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.


Литература для педагога:


1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

11. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.

12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.


Интернет – ресурсы для педагога:


Основы религиозных культур и светской этики

(официальный сайт ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»)

Основы религиозных культур и светской этики 
(сайт издательства «Просвещение»)

Учебное пособие «Основные приемы и технологии в работе преподавателя курса “Основы религиозных культур и светской этики”»

Intewiki

Методическое обеспечение уроков по Основам православной культуры

Светочъ. Основы православной веры в презентациях

Вера и время. Религиозные ценности и современная система образования

Сообщество преподавателей «Основ православной культуры»

Социальная сеть работников образования

Основы православной культуры на основе материалов газеты «Воскресная школа» 
(Издательский дом «Первое сентября», 1998—2002 гг.)

Библейские сюжеты в русской живописи 
(Императорское Православное Палестинское Общество)








Приложение 1

Проектно-исследовательская деятельность учащихся 4 А и 4 «Б» классов


п/п

Тема урока

Название проекта/исследования

Результат проекта/исследования

Форма работы

1

Наша Родина - Россия

Мое отношение к России

Выставка работ

индивидуальная

2

Наша Родина - Россия

С чего начинается Родина?

Эссе

индивидуальная

3

Человек и Бог в православии

Мое отношение к миру

Эссе

индивидуальное

4

Пасха

Пасхальное яйцо

Выставка работ

по выбору учащихся

5

Православное учение о человеке

Мое отношение к людям

Эссе

индивидуальная

6

Храм

Как вести себя в храме

Правила поведения

парная

7

Храм

Экскурсия в храм

Заочная экскурсия (презентация)

индивидуальная

8

Икона

Любимые иконы русского народа

Альбом

коллективная

9

Как христианство пришло на Русь

Христианство на Руси

Презентация

индивидуальная

10

Подвиг

Герои России

Презентация

групповая

11

Подвиг

Мой дедушка – защитник Родины

Презентация

индивидуальная

12

Таинство Причастия

Церковные Таинства

Презентация

индивидуальная

13

Христианская семья

Наши семейные традиции

Выставка работ

индивидуальная

14

Христианин в труде

Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества

Эссе, презентация

индивидуальная

15

Творческие работы детей

Что я знаю о православии

Презентация, кулинарные блюда, разыгрывание сценок и т.п.

индивидуальная

16



Творческие работы детей




17



Творческие работы детей




18

Творческие работы детей





ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту













































































































































































































































1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!