и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Данный модуль дети могут изучать целым классом, без деления на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации. Для изучения необходимо разрешение родителей и желание самого ребёнка.
В учебном плане на 2017-2018 учебный год на изучение модуля «Основы православной культуры» в 4 классе отведено 34 учебных часа (1 час в неделю).
о мировых религиях; об основателях религий мира, о священных книгах религий мира; о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние», об искусстве в религиозной культуре;
названия мировых религий, имена основателей религий мира, названия основных праздников религий мира,
воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий; работать с различными источниками информации; осуществлять творческую деятельность; овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Формы и методы контроля | УУД (предметные, метапредметные, личностные) | Использование ИКТ |
план | факт |
1 | | | Россия – наша Родина | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Осознавать чувство гордости за свою Родину, свой народ; стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу; иметь представление о терминах и понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика; знать государственную символику; иметь представление о содержании учебника «Основы православной культуры»; стремиться к усвоению принципов работы с учебником «Основы православной культуры»; проявлять достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию. | |
2 | | | Культура и религия | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными; уметь сформулировать вопросы по прочитанному тексту и ответить на них; иметь представления о терминах и понятиях: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры. | |
3 | | | Человек и Бог в Православии | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Проявлять интерес к познанию Православия; иметь представления о терминах и понятиях: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека; составлять план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму; уметь работать в парах и группах, применяя правила сотрудничества. Стремление к изучению основных этапов становления православной культуры на Руси; | |
4 | | | Православная молитва | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Проявлять познавательный интерес к новому учебному предмету; иметь представления о терминах и понятиях: молитва, благодать, апостолы, святые. Соотносить правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом); уметь раскрыть авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли. Стремление к пониманию красоты звучания текста молитвы; стремление к развитию эмоциональной отзывчивости. | |
5 | | | Библия и Евангелие | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представления о терминах и понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане; овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий; уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты. Стремление к пониманию и осознанию важности православной веры в повседневной жизни наших предков; умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий; умение слушать литературные произведения с библейскими сюжетами. | |
6 | | | Проповедь Христа | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Овладевать умением сопоставлять информацию, полученную из различных источников; овладевать умением выделять значимую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры»; иметь представления о терминах и понятиях: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна; осознавать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди; уметь работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу.. | |
7 | | | Христос и Его крест | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Знать основные события земной жизни Иисуса Христа; иметь представления о терминах и понятиях: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика; уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей; уметь при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. | |
8 | | | Христианская семья | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь правильное представление о значимости семьи и семейных взаимоотношениях; стремиться к поддержанию добрых взаимоотношений в семье со всеми её членами; уметь отказываться ради них от своих личных желаний; знать семейные традиции и стремиться к сохранению лучших из них; уметь самостоятельно подобрать пословицы и поговорки о семье; иметь представления о терминах и понятиях: обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец, родословная, тактичность, семейная этика. | |
9 | | | Православное учение о человеке | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Стремиться к пониманию смысла православного учения о человеке; иметь представления о терминах и понятиях: душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни; уметь отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме. | |
10 | | | Совесть и раскаяние | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представления о терминах и понятиях: совесть, отречение, раскаяние, покаяние; стремиться классифицировать и оценивать свои поступки; уметь приводить примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно; развивать готовность слушать и слышать собеседника. | |
11 | | | Заповеди | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Уметь правильно выбрать информативные источники для получения дополнительных знаний; иметь представления о терминах и понятиях: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования; уметь подобрать к изучаемому термину его синоним или новое значение. | |
12 | | | Милосердие и сострадание | Урок открытия нового знания. | . Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания в жизни каждого человека; иметь представления о терминах и понятиях: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность; стремиться к совершению добрых и милосердных дел, оказанию взаимопомощи; - проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях. | |
13 | | | Золотое правило этики | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Уметь находить примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни; уметь выделять основные категории золотого правила нравственности; иметь представления о терминах и понятиях: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность; стремиться к выстраиванию правильных взаимоотношений с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями; стремиться к усвоению общепринятых человеческих норм морали и нравственности. | |
14 | | | Храм | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Уметь сделать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях; иметь представления о терминах и понятиях: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение; уметь найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме; | |
15 | | | Икона | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Усваивать основы работы с текстами по теме «Иконопись»; стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык. | |
16 | | | Творческая работа (конкурс сочинений по изученным темам «Православная семья», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Как я понимаю золотое правило этики». | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный Методы контроля: устный опрос. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя; определять и формулировать самостоятельно цель деятельности; искать пути и средства её осуществления; составлять план действий по написанию творческой работы; сверять свои действия с поставленной целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |
17 | | | Подготовка проектов по темам «Я понимаю православную культуру как…», «Соотношение понятий: душа – совесть – покаяние», «Суть православного поведения для меня состоит в следующем…». | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Учиться выбору темы проекта с помощью учителя; находить решения проблем творческого и поискового характера выполнения проекта совместно с учителем; уметь составлять план выполнения этапов проекта; уметь выполнить презентацию своего проекта; понимать причины неуспеха и находить способы выхода из подобной ситуации. | |
18 | | | Как христианство пришло на Русь | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия, крещение, святая Русь, Киев, Новгород; принимать участие в ведении группового диалога; уметь правильно соотнести разрозненные части пословиц и поговорок по изучаемой теме; | |
19 | | | Подвиг | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Творить добрые дела, полезные Отечеству, людям; понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни; понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»; иметь представления о терминах и понятиях: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник; стремиться к правильному личностному выбору и принятию личной ответственности за совершаемые поступки. | |
20 | | | Заповеди блаженств | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представление о заповедях блаженств; иметь представления о терминах и понятиях: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие , желающие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить; уметь формулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»; учиться избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций; стремиться к осознанному построению речевых высказываний по теме урока; приобретать навыки смыслового чтения изучаемого материала; | |
21 | | | Зачем творить добро? | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представления о терминах и понятиях: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание; иметь представление о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире; проявлять стремление к совершению добрых дел и поступков; оценивать свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие; иметь представление об опорном конспекте; приобретать навыки работы с опорным конспектом. | |
22 | | | Чудо в жизни христианина | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представления о терминах и понятиях: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде; понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»; стремиться к выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе); стремиться к бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком; осознавать значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие. | |
23 | | | Православие о Божием суде | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Уметь объяснить происхождение понятия «Божий суд»; иметь представления о терминах и понятиях: Божий суд, бессмертие души, легенда; понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки; уметь самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты; уметь составить план урока с опорой на учебный материал.. | |
24 | | | Таинство Причастия (Евхаристия) | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Понимать суть православных таинств; иметь представления о православных терминах и понятиях: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия; стремиться к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания; овладевать умением самостоятельно анализировать сюжеты текстов. | |
25 | | | Монастырь | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представление о терминах и понятиях: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение; составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника; приобретать навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму; стремиться к умению оформлять мысли в письменной речи; развивать эмоциональную отзывчивость. | |
26 | | | Отношение христианина к природе | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представления о терминах и понятиях: личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп; осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе; стремиться к умению уважительно и внимательно слушать собеседника при ведении диалога; уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера. | |
27 | | | Пасха | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представления о терминах и понятиях: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь, победившая смерть; стремиться к осознанному осмыслению материала, изученного на уроке; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; овладевать приёмами монологической и диалогической речи; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений. | |
28 | | | Защита Отечества | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков; проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны; уметь самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества»; брать на себя личную ответственность за содеянные поступки. | |
29 | | | Христианин в труде | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Осознавать значимость труда в жизни человека и общества. Уметь уважительно относиться к любому общественно-полезному труду; проявлять уважительное отношение к чужому труду; стремиться к добросовестному исполнению поручений классного коллектива; овладевать навыками самообслуживающего труда. | |
30 | | | Любовь и уважение к Отечеству | Урок открытия нового знания. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Испытывать чувство гордости за свою Родину; развивать патриотическое самосознание; стремиться к выбору активной жизненной позиции; понимать мотивацию собственных поступков; | |
31 | | | Подготовка творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Моё Отечество», «Моё отношение к людям». . | Урок рефлексии | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Повторить новые понятия, термины, изученные на уроках ;составить план выполнения творческой работы; соотносить результаты деятельности с поставленной целью, задачами; уметь оценить результаты деятельности; уметь договариваться и распределять роли в совместной деятельности. | |
32 | | | Выступление обучающихся с творческими работами | Урок рефлексии. | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; уметь критично относиться к своему мнению, быть готовым изменить его; уметь уважительно относиться к чужому мнению; определять в диалоге с одноклассником и учителем степень успешности выполнения своей работы, работы других. | |
33 | | | Подготовка творческих проектов (темы: «Православная вера», «С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) – защитник Родины»). | Урок рефлексии | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Уметь определять общую цель учебной деятельности, пути и задачи её достижения; стремиться к умению рационально планировать свою учебную деятельность; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в выполнение проектной деятельности на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок. | |
34 | | | Повторение «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | Урок рефлексии | Формы контроля: фронтальный, индивидуальный. Методы контроля: устный опрос. | Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя; перерабатывать приобретённую информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; признавать право каждого человека иметь и отстаивать собственное мировоззрение; уметь договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои собственные интересы и взгляды, для выполнения общего дела. | |