Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевский муниципальный район
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №___ от _________
__________________________
Согласовано МС
Протокол №___ от _________
Программа рекомендована
к работе педагогическим советом
Протокол №___ от _________
Утверждено приказом директора
№___________от _______2015
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
для обучающихся 7-х классов
2015-2016 учебный год
Составитель: Попов Александр Николаевич
учитель ОБЖ
первой квалификационной категории
п. Трудармейский,2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 7 класса, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Разработана на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» Москва, Просвещение 2011 г и предметной лини учебников под редакций А.Т. Смирнова Б.О. Хренникова. - Москва: «Просвещение», 2013.
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
M-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 28 | 28 |
P-1 | Основы комплексной безопасности | 16 | 16 |
Р-2 | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | 8 |
Р-3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 | 4 |
М-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 7 | 6 |
P-4 | Основы здорового образа жизни | 3 | 2 |
P-5 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | 4 |
Всего часов | 35 | 34 |
Общая характеристика предмета
Программа по ОБЖпредназначена для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Рабочая программа имеет цели:
-безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
-готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами являются:
-овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3.В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4.В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5.В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористическою акта;
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Содержание учебной программы
№ п/п | Раздел | Содержание | Кол- во часов |
МОДУЛЬ I Основы безопасности личности, общества и государства | | 28 |
| РАЗДЕЛ I. Основы комплексной безопасности | | 16 |
1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. ЧС природного характера. | 3 |
2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ. Правила безопасного поведения населения при землетрясении в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе. Правила безопасного поведения после землетрясения. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие, их характеристики, причины и предвестники их извержений. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня. Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин. | 4 |
3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду. Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового оповещения о приближении урагана или бури. Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча. | 2 |
4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. | Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него. | 4 |
5 | Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. | Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. | 3 |
| РАЗДЕЛ II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | | 8 |
6 | Защита населения от чрезвычайных ситуации геологического происхождения | Защита населения от последствий землетрясения. Последствия извержения вулканов и защита населения. Защита населения от оползней. | 3 |
7 | Защита населения от чрезвычайных ситуации метеорологического происхождения | Защита населения от последствий ураганов и бурь | 1 |
8 | Защита населения от чрезвычайных ситуации гидрологического происхождения. | Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков Защита населения от цунами | 3 |
9 | Защита населения от природных пожаров и защита населения | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 |
| РАЗДЕЛ III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | | 4 |
10 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. | 4 |
МОДУЛЬ II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | | 6 |
| РАЗДЕЛ IV Основы здорового образа жизни | | 2 |
11 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних | 2 |
| РАЗДЕЛ V Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | | 4 |
12 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | Общие правила оказания первой медицинской помощи Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах Общие правила транспортировки пострадавшего | 4 |
| | | |
Тематическое планирование
Наименование раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | УУД | Предметные результаты |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
Основы комплексной безопасности | 16 | | Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Составлять план учебных действий для раскрытия целей урока | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. | Слушать и слышать собеседника, полно и точно выражать свои мысли, добывать информацию с помощью вопросов. Проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, побуждений. | Уметь различать природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения приводить по одному- два примера (например, вулканы, эпизоотии) для доказательства опасного влияния природных явлений на экологию |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | | развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Составлять план учебных действий для раскрытия целей урока | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме. Уметь читать вслух и понимать прочитанное, уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока. Применять метод информационного поиска | |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 | | | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Составлять план учебных действий для раскрытия целей урока | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Уметь читать вслух и понимать прочитанное, уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока Применять метод информационного поиска | Формировать антиэкстремистское и антитеррористическое мышление, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 6 | | формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности; | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Составлять план учебных действий для раскрытия целей урока | Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Уметь читать вслух и понимать прочитанное, уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Уметь оказывать первую помощь пострадавшим; уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; знать в каких случаях необходимо вызывать «скорую помощь» Уметь оказывать первую помощь при незначительных ранах и наружном кровотечении у пострадавшего; уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; иметь представление о методе и точках пальцевого прижатия, артерий, наложения жгута |
методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности
- Комплексная программа ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ под редакцией А.Т. Смирнова –М.Просвещение, 2011 г.
- Учебник ОБЖ 7 класс под редакцией А.Т. Смирнов, Б. о. Хренников. –М Просвещение, 20113г.
3 Цифровые ресурсы:
Сайты:- pedsovet.su.
- Завуч.инфо.
-журнал ОБЖ
4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
5. .Экранно-звуковые пособия
6. Компьютерные программы и пособия по разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в ЧС
7. Макеты местности, жилых, строительных зданий.
8. Макеты убежищ.
9. ТСО, тренажёр для ИВЛ и НМС., АИ-2, ВМП,
10. носилки санитарные.
Календарно-тематическое планирование 7 класс.
№ урока | Дата | Тема урока | К-во часов | Домашнее задание |
План | Факт |
| 7а | 7б | 7в | 7а | 7б | 7в | М. I Основы безопасности личности, общества и государства | 28 | |
Р. I. Основы комплексной безопасности | 16 | |
1 | | | | | | | Различные природные явления и причины их возникновения | | §1.1 |
2 | | | | | | | Общая характеристика природных явлений | | §1.2 |
3 | | | | | | | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | | §1.3 |
4 | | | | | | | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия | | §2.1 |
5 | | | | | | | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | | §2.3 |
6 | | | | | | | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле | | §2.4 |
7 | | | | | | | Обвалы и снежные лавины | | §2.6; 4.8 |
8 | | | | | | | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | | §3.1 |
9 | | | | | | | Смерчи | | §3.3 |
10 | | | | | | | Наводнения. Виды наводнений и их причины | | §4.1 |
11 | | | | | | | Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнения | | §4.3 |
12 | | | | | | | Сели и их характеристика | | §4.4 |
13 | | | | | | | Цунами и их характеристика | | §4.6 |
14 | | | | | | | Лесные и торфяные пожары и их характеристика | | §5.1 |
15 | | | | | | | Эпидемии | | §5.3 |
16 | | | | | | | Эпизоотии и эпифитотии | | §5.4 |
Р-П Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | |
17 | | | | | | | Защита населения от последствий землетрясений | | §2.2 |
18 | | | | | | | Последствия извержения вулканов. Защита населения | | §2.5 |
19 | | | | | | | Оползни, их последствия, защита населения | | § |
20 | | | | | | | Защита населения от последствий ураганов и бурь | | §3.2 |
21 | | | | | | | Защита населения от последствий наводнений | | §4.2 |
22 | | | | | | | Защита населения от последствий селевых потоков | | §4.5 |
23 | | | | | | | Защита населения от цунами | | §4.7 |
24 | | | | | | | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | | §5.2 |
Р-Ш Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. | | |
25 | | | | | | | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. | | § |
26 | | | | | | | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | | § |
27 | | | | | | | Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | | §6.1 |
28 | | | | | | | Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения | | §6.2 |
М.II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 6 | |
| | | | | | | Р.IV Основы здорового образа жизни | | |
29 | | | | | | | Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека | | §7.1-7.2 |
30 | | | | | | | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | | §7.3 |
Р. V Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | | |
31 | | | | | | | Общие правила оказания первой медицинской помощи | | §8.1 |
32 | | | | | | | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении | | §8.2 |
33 | | | | | | | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах | | §8.3 |
34 | | | | | | | Общие правила транспортировки пострадавшего | | §8.4 |
25