ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), основной образовательной программы школы,за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010. Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования»);
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс . – М.: Дрофа, 2009 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (68 часов в год).
На основании примерных программ Минобразования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания учебного материала по биологии в 9 классах, в нем реализуется базисный уровень.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» В. В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.
Принципы отбора материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории..
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Главной целью основного общего образования является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;
.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки выпускников: В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов Брянской области..
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (9 класс)
70 ч/год (2 ч/нед.)
Введение. Биология в системе наук (2 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Глава 1. Молекулярный уровень (6 часов).
Уровни организации живой материи. Биополимеры, их особенности строения, функции , роли в живых организмах, примеры биополимеров. Углеводы. Белки. Липиды. Биологические катализаторы. АТФ. Витамины. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи»
Глава 2. Клеточный уровень (13 часов)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ, энергии в клетке. Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы:
«Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»
«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»
Глава 3. Организменный уровень
(14 часов)
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Биогенетический закон. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации:
модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы:
• Изучение изменчивости у растений и животных.
• Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
• Решение генетических задач.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (3 час)
Вид. Критерии вида. Биологическая классификация. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.
Лабораторная работа № 5«Изучение морфологического критерия вида»
Глава 5. Экосистемный уровень (5 час)
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Глава 6. Биосферный уровень (5 час)
Среды жизни. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живых организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Практические работы:
• Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
• Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
• Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
• Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Экскурсия:
• Среда жизни и ее обитатели.
Глава 7. Основы учения об эволюции (10 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Факторы эволюции и их характеристика. Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа:
• Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 час)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Экскурсия:
• История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).
Тематическое планирование 9 класс
№ урока п/п | Наименование раздела, тема урока | Ко-во часов | Дата |
п | ф |
| І. Введение | 2 | | |
1 | Биология как наука о жизни. | 1 | | |
2 | Методы исследования в биологии. | 1 | | |
3 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | | |
| ІІ. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень | 6 | | |
1 | Молекулярный уровень: общая характеристика. Лабораторная работа № 1. Устройство лупы и светового микроскопа и приёмы работы с ними | 1 | | |
2 | Углеводы. Липиды. | 1 | | |
3 | Состав и строение белков. Функции белков. | 1 | | |
4 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | | |
5 | АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. | 1 | | |
6 | Урок – лекция на тему: «Вирусы». | 1 | | |
| ІІІ. Клеточный уровень | 13 | | |
1 | Основные положения клеточной теории. Самостоятельная работа по теме: «молекулярный уровень». | 1 | | |
2 | Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана. | 1 | | |
3 | Строение ядра и функции. | 1 | | |
4 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | | |
5 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | | |
6 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. №1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. | 1 | | |
7 | Контрольная работа за І четверть по теме: «Молекулярный и клеточный уровни». | 1 | | |
8 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. | 1 | | |
9 | Автотрофы, гетеротрофы. Питание клетки. | 1 | | |
10 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | | |
11 | Синтез белков в клетке. | 1 | | |
12 | Общие понятия о делении клетки. Митоз. Мейоз. | 1 | | |
13 | Урок-семинар на тему: «Клеточный уровень». | 1 | | |
| IV. Организменный уровень | 14 | | |
1 2 | Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. | 2 | | |
3 | Оплодотворение. Индивидуальное размножение организмов. Биогенетический закон. | 1 | | |
4 | Закономерности наследования признаков, установление Г. Менделем: моногибридное скрещивание. | 1 | | |
5 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | | |
6 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | | |
7 | Сцепленное наследование признаков Т. Моргана. Перекрест. | 1 | | |
8 | Взаимодействие генов. | 1 | | |
9 | Генетика пола. Сцепленное с полов наследование. | 1 | | |
10 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. №2. Выявление изменчивости организмов | 1 | | |
11 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | 1 | | |
12 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | | |
13 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | | |
14 | Урок-зачет по теме: «Организменный уровень» или Контрольная работа за ІІ четверть. | 1 | | |
| V. Популяционно-видовой уровень | 3 | | |
1 | Вид и его критерии. Структура вида. №3. Изучение морфологического критерия вида | 1 | | |
2 | Популяция – форма существования вида. | 1 | | |
3 | Биологическая классификация. | 1 | | |
| VI. Экосистемный уровень | 5 | | |
1 | Сообщество, экосистема, биоценоз. | 1 | | |
2 | Состав и структура сообщества. Цепи питания. | 1 | | |
3 | Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. | 1 | | |
4 | Продуктивность сообщества. | 1 | | |
5 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. | 1 | | |
| VII. Биосферный уровень | 5 | | |
1 | Биосфера и её структура, свойства, закономерности, среды жизни. | 1 | | |
2 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | | |
3 | Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. | 1 | | |
4 | Урок-семинар по темам: «Экосистемный и биосферный уровни». | 1 | | |
5 | Контрольная работа за ІІІ четверть по темам: «Популяционно-видовой уровень». | 1 | | |
| VIII. Эволюция органического мира | 10 | | |
1 | Основные положения развития эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | | |
2 | Движущие силы эволюции: изменчивость организмов. | 1 | | |
3 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | 1 | | |
4 | Борьба за существование и естественный отбор. | 2 | | |
5 | Формы естественного отбора. | 1 | | |
6 | Изолирующие механизмы. | 1 | | |
7 | Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. | 1 | | |
8 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. | 1 | | |
9 | Экскурсия а природу по теме: «Причины многообразия видов в природе». | 1 | | |
| IX. Возникновение и развитие жизни на Земле | 10 | | |
1 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | 2 | | |
2 | Краткая история развития органического мира. Гипотеза Опарина-Холдейна. | 1 | | |
3 | Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | | |
4 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. | 1 | | |
5 | Развитие жизни в протерозое и палеозое. | 1 | | |
6 | Развитие жизни в мезозое. №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции | 1 | | |
7 | Развитие жизни в кайнозое. | 1 | | |
8 | Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение. | 1 | | |
9 | Контрольная итоговая работа за год. | 1 | | |
| I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
| Количество работ | Количество работ | Количество работ | Количество работ | Количество работ |
Лабораторная работа | 1 | − | 2 | 1 | 4 |
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Экскурсия | − | − | − | 1 | 1 |
Практическая работа | − | − | − | − | − |