СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Информатика" для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программаи календарно-тематическое планирование по информатике для 6 класса составлена в соответствии с положениями ФГОС на основе авторской программы Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Информатика" для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЯЗАПИСКА

Общая характеристика программы

Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по информатике, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, программы по информатике для основной школы: 5—9 классы. JI.Jl. Босовой, А.Ю. Босовой (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014), методического пособия для учителя М.Н. Бородина (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014).

Данная программа ориентирована на использование учебника Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой «Информатика»: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 -- 2016.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это естественно-научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств И КТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

В ходе изучения информатики в 6 классе основное внимание следует уделить развитию универсальных учебных действий, в частности изучению различных видов информации и способов ее представления и обработки, освоению информационных процессов, формированию и развитию умения построения индивидуального образовательного пространства. Учебный процесс следует строить на базе новых педагогических технологий, позволяющих реализовать различные траектории обучения, развить коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы, самооценки, целеполагания, рефлексии.

Изучение информатики должно способствовать развитию следующих общеучебных навыков:

• умение работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

• формирование общеучебных понятий объект, система, модель, алгоритм и др.;

• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• формирование информационно-правовой культуры.

Цели обучения

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей.

1. В направлении личностного развития:

• развитие алгоритмического мышления;

• формирование информационно-правовой культуры, соблюдения авторского права, уважения к частной информации и информационному пространству;

• умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать

защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

• умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

• повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

2. В метапредметном направлении:

• формирование умений использования методов и средств информатики: моделирования, формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

• овладение навыками постановки задачи при полной и неполной имеющейся информации;

• формирование умения планирования деятельности;

• контроль, анализ, самоанализ результатов деятельности;

• коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

• умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи;

• умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;

• выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

• преобразование модели - изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;

• формирование умений представления информации в виде информационных моделей различных видов на естественном, формализованном и формальном языках.

3. В предметном направлении:

• овладение видами информационной учебной деятельности и компетенциями, необходимыми для успешного обучения и повседневной жизни;

• формирование механизмов мышления, характерного для информатики и информационной деятельности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,

ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ


п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Контрольные работы

Проектные работы

(по новым ФГОС)

1

Объекты окружающего мира

1



2

Компьютерные объекты

2


«Работаем с основными объектами операционной системы»; «Работаем с объектами файловой си­стемы»

3

Отношения объектов и их множеств.

2


«По­вторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов»

4

Разновидности объектов и их класси­фикация

2


«Текстовый процессор— инструмент создания текстовых объектов»

5

Системы объектов

2


«Знакомимся с графическими воз­можностями текстового процессора»

6

Персональный компьютер как систе­ма

1


«Знакомимся с графическими возможностями текстового процес­сора»

7

Как мы познаем окружающий мир

1


«Создаем компьютерные документы»

8

Понятие как форма мышления

2


«Конструируем и исследуем графиче­ские объекты»

10

Информационное моделирование

1


«Создаем графические модели»

11

Знаковые информационные модели

1


«Создаем словесные модели»

12

Знаковые информационные модели.

1


«Создаем многоуровневые списки»

13

Табличные информационные модели

2


«Создаем табличные модели»; «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

14

Графики и диаграммы

2

Контроль знаний по теме «Графи­ки и диаграммы»

«Создаем ин­формационные модели — диаграммы и графики»

15

Схемы

2

Контроль знаний по теме «Схемы».

«Создаем информационные модели — схемы, графы и деревья»

16

Что такое алгоритм. Исполнители во­круг нас

2


«Создаем линей­ную презентацию»

17

Формы записи алгоритмов. Типы ал­горитмов

4


«Создаем презен­тацию с гиперссылками»;

«Создаем циклическую презентацию»

18

Управление исполнителем Чертежник

4



19

Выполнение и защита итогового проекта

3


Итоговый проект


Итого

35



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих результатов образования:

1. В направлении личностного развития:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

• развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе государства;

• понимание роли информационных процессов в современном обществе;

• овладение первичными навыками анализа и оценки получаемой информации;

• ответственное отношение к информации с учетом правовых норм;

• формирование важности личной ответственности за качество информационной среды;

• умение организации информационно-образовательного пространства с учетом гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

• формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

2. В метапредметном направлении:

• умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• овладение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• овладение умениями планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

• определение способов действий в рамках предложенных условий, корректирование своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивание правильности выполнения учебной задачи;

• овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• овладение основными универсальными умениями информационного характера, такими, как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

3. В предметном направлении:

• овладение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умения преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д.; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

• умение использовать термины информация, сообщение, данные, кодирование, алгоритм, программа; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

• умения описывать размер двоичных текстов, используя термины бит, байт и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

• умения кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

• умения составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

• умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

• умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

• умения создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

• умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, работать с описаниями программ и сервисами;

• овладение навыками выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи.

Сформированность предметных, метапредметных и личностных учебных действий по темам курса (характеристика основных видов деятельности ученика на уровне универсальных учебных действий).

Тема 1. Объекты окружающего мира

Сформировать понятие об объекте, множестве и их именах, объектах изучения в информатике, признаках объектов.

Сформировать умения именовать объекты и множества, приводить примеры множеств, группировать объекты в множества по указанным типам, описывать признаки объектов.

Тема 2. Компьютерные объекты

Сформировать понятие о компьютерных объектах: файлах и папках, именах файлов и папок, единицах измерения размеров файлов, объектах операционной системы.

Сформировать практические навыки именования файлов и папок, описания свойств объектов операционной системы, выполнения элементарных действий над объектами операционной системы, действий перевода между единицами измерения объема информации, навыки настройки рабочего стола, панели задач, работы с окнами, создания папок, упорядочивания содержимого папок, поиска информации о свойствах компьютера и устройствах хранения данных, объектов файловой системы.

Тема 3. Отношения объектов и их множеств

Сформировать знание об отношениях между объектами и множествами, о способах графического представления состава множества: схема состава, схема отношения, круги Эйлера.

Сформировать практические навыки приводить примеры отношений и описывать отношения, указывать действия с объектом, описывать отношения между множествами, определять составные части объектов, количественно измерять множества и отношения между множествами, построения графических изображений, состоящих из совокупности геометрических фигур, работы с инструментами закраски, изменения свойств объектов, графическими примитивами и автофигурами.

Тема 4. Разновидности объектов и их классификация

Сформировать знание о подмножестве, отношении разновидностей, схеме разновидностей, классификацией объектов и признаками (основаниями) классификаций.

Сформировать практические умения устанавливать и характеризовать отношения между множествами, классифицировать объекты по различным основаниям классификации, приводить примеры классификации, определять основания классификации.

Сформировать практические навыки работы в среде текстового процессора по созданию текстовых документов, удовлетворяющих определенным требованиям, проверке правописания, работы со шрифтами.

Тема 5. Системы объектов

Сформировать представление о системе, системном подходе, составе и структуре системы, взаимодействии системы и окружающей среды, системе как «черном ящике».

Сформировать навыки выделения системы, надсистемы, подсистемы, описания примеров взаимодействия системы и среды, определения входов и выходов системы.

Сформировать практические навыки работы с графическими объектами в среде текстового редактора: импортировать, перемещать, удалять, копировать и перемещать графические объекты в текстовые документы, изменять свойства графических объектов.

Тема 6. Персональный компьютер как система

Сформировать представление о персональном компьютере как подсистеме и надсистеме, аппаратном, программном, аппаратно-программном и пользовательском интерфейсе.

Сформировать практические навыки работы с графическими объектами в среде текстового редактора: группировать и разгруппировывать сложные графические объекты, редактировать графические объекты и создавать геометрические объекты средствами текстового редактора.

Тема 7. Как мы познаем окружающий мир

Сформировать понимание значимости информации для человека, способов познания: через чувственное восприятие, абстрактное мышление, формы получения знаний о реальном мире через чувственное и логическое познание.

Сформировать практические навыки работы в среде текстового процессора: операции копирования, вставки, поиска, ввода специальных символов, параллельной работы с несколькими документами.

Тема 8. Понятие как форма мышления

Сформировать представление о понятии, основных логических приемах формирования понятия, определение понятия.

Сформировать навыки выделения существенных свойств объектов, применения методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения понятия при решении учебных задач.

Сформировать практические навыки работы в среде графического редактора: создавать сложные объекты с использованием графических примитивов, конструировать и исследовать свойства графических объектов средствами графического редактора.

Тема 9. Информационное моделирование

Сформировать представление о модели объекта и ее назначении, целях и способах моделирования, разнообразии информационных моделей.

Сформировать практические навыки информационного моделирования, определения принадлежности информационной модели определенному типу, определения прототипа информационной модели, создания графических моделей средствами прикладного программного обеспечения.

Тема 10. Знаковые информационные модели

Сформировать представление о видах знаковых информационных моделей: словесном описании и его стилях, научном и художественном описаниях, математических моделях.

Сформировать практические навыки анализа ин-формационных знаковых моделей, построения информационных знаковых моделей различного вида, создания словесных моделей средствами текстового процессора: упорядочивание фрагментов в указанном порядке, деление текста на колонки, работа с колонтитулами, создание многоуровневых списков.

Тема 11. Табличные информационные модели

Сформировать представление о табличных информационных моделях, их видах и правилах оформления, вычислительных таблицах и табличных способах решения задач.

Сформировать практические навыки представления информации в виде табличных моделей, анализа табличных моделей, решения логических задач табличным способом, создания табличных моделей средствами текстового процессора: добавление и удаление строк и столбцов, форматирование ячеек, построение табличных моделей, выполнение арифметических действий (суммирование).

Тема 12. Графики и диаграммы

Сформировать понятие о графиках и диаграммах, их назначении, видах обработки информации, представленной в виде диаграмм и графиков.

Сформировать практические навыки создания диаграмм и графиков средствами текстового процессора.

Тема 13. Схемы

Сформировать понятие о способах представления информации в виде схем, графов, сетей, деревьев, о структурных элементах графов и деревьев.

Отработать практические навыки решения учебных задач с помощью схем, графов, деревьев, сетей, анализа информационных моделей, представленных в виде графов, сетей, деревьев, и построения таких моделей средствами текстового процессора.

Тема 14. Что такое алгоритм

Сформировать понятие об алгоритме. Сформировать навыки составления и анализа алгоритмов, научиться приводить примеры алгоритмов.

Тема 15. Исполнители вокруг нас

Сформировать понятие об исполнителе, формальном исполнителе, системе команд исполнителя, связи между исполнителями и автоматизацией деятельности человека.

Сформировать практические навыки выбора типа исполнителя в зависимости от ситуации, анализа выполнения задания исполнителем, составления алгоритма действий для исполнителя.

Тема 16. Формы записи алгоритмов

Сформировать понятие о блок-схеме и программе как способах записи алгоритмов.

Сформировать практические навыки записи алгоритмов в графическом виде (блок-схема) и словесном (программа).

Тема 17. Типы алгоритмов

Сформировать понятие о линейном алгоритме, алгоритмах с ветвлением, повторением.

Сформировать практические навыки составления алгоритмов различного типа при решении учебных задач, применения алгоритмов при создании линейной презентации, презентации с гиперссылками и циклической презентации.

Тема 18. Управление исполнителем Чертежник

Сформировать понятие о работе исполнителя Чертежник, командах исполнителя и алгоритме управления Чертежником.

Сформировать практические навыки составления и анализа алгоритмов управления исполнителем Чертежник, представления полученных знаний и освоенных практических приемов средствами компьютерной презентации.

Место предмета

Данная Рабочая Программа рассчитана на 35 часов в год (по 1часу в неделю). Программой предусмотрено проведение:

практических работ –21;

проверочных работ –2

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения в образовательном процессе. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Учебно-методический комплект по информатике для 6 класса:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru).

Электронные учебные пособия:

  • http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  • http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  • http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  • http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  • http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

  • http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и рабочим листом);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок контроля знаний;

  • обобщающий урок;

  • комбинированный урок.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без помощи учителя или товарищей.

Материально-техническая база и средства обучения

Программа – это документ, которым должен руководствоваться учитель в работе с конкретной группой обучающихся. Программа определяет цели и задачи по формированию интереса к принципам работы в текстовом и графическом редакторе, мультимедийных презентациях и общеметодические рекомендации по организации учебного процесса.

Средства:

  • Ресурсы – интернет (web-страницы, web-сайты);

  • Зрительные (таблицы, карточки с заданиями, иллюстрации);

  • Зрительно-слуховые (обучающее видео).

  • Дидактические средства (раздаточные материалы, лабораторные работы, системы задач для организации изучения возможностей редакторов и практической работы за компьютером, компьютерная поддержка: все доступные редакторы).

Оборудование:

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.


Календарно-тематическое планирование

по предмету «Информатика» 6 класс (в соответствии с требованиями ФГОС)


п/п

Дата

Дом. Зад.

Тема урока, тип урока


Кол-во часов

Элемент содержания


Планируемые результаты

Контрольно-оценочная деятельность

Предметные результаты

Личностные и

метапредметные результаты

Вид

Форма

научится

получит возможность

1


Введение

§1

с 3-10

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

урок ознакомления с новым материалом

1

Техника безопасности и организация рабочего места (повторение).

Объект, множество, общее, единичное и собственное имя. Свойства, действия объекта. Поведение и состояние объекта

Понимать и осознавать место и роль курса информатики в жизни человека и общества

Научиться анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки – свойства, действия, поведение, состояния; выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;



познавательные:

Ориентироваться в структуре учебника и системе условных обозначений.

личностные:

Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ

Текущий

УО

2


§2 (3)

с 16-17

Компьютерные объекты.

П/р№1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

комбинированный урок

1

Операционная система. Файл, имя файла. Папка. Размер файла. Единицы измерения информации – бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Определять основные понятия: операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами



Изменять свойства рабочего стола, изменять свойства панели задач, упорядочивать объекты на рабочем столе



коммуникативные: Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы

познавательные: Основы ИКТ-компетентности

Текущий

ПР

3


§2 (1,2)

с 12-15

Компьютерные объекты. Файлы и папки. Размер файла.

П/р №2 «Работаем с объектами файловой системы»

комбинированный урок

1

Файл, имя файла. Папка. Размер файла. Единицы измерения информации – бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

Определять основные понятия: операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами


Создавать,

открывать и закрывать папки, упорядочивать

содержание папки,

определять назначение файла по его

расширению, определять свойства объектов файловой системы

регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

личностные:

Понимать важность для современного человека владения навыками работы на компьютере

текущий

ПР

4


§ 3 (1,2)

с 19-22

Отношения объектов и их множеств. Разнообразие отношений объектов и их множеств. П/р №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (зад. 1-3)

урок ознакомления с новым материалом

1

Отношение. Отношение «является элементом множества», «входит в состав». Схема отношений, схема состава, круги Эйлера

Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации.

Определять основы ИКТ-компетентности (основные умения работы в графическом редакторе); умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами.

регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

Текущий

ПР

5



Отношение «входит в состав». П/р №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (зад. 4-6)

комбинированный урок

1

Отношение. Отношение «является элементом множества», «входит в состав». Схема отношений, схема состава, круги Эйлера

Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации

Выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами.


регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

текущий

ПР

6


§4 (1,2)

с 28-29

Разновидности объектов и их классификация.

комбинированный урок

1

Отношение «является разновидностью». Схема разновидностей.

Классификация

Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации

Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру, цвету и т.д.


коммуникативные: владеть устной речью

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления

текущий

ПР

7


§4 (1,2,3)

с 30-33

Классификация компьютерных объектов. П/р №4 «Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов»

урок ознакомления с новым материалом

1

Объект, отношение, отношение «является разновидностью», классификация

Классифицировать компьютерные объекты

Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру, цвету и т.д.

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения логического мышления

Текущий

ПР

8


§5 (1,2)

с 33-35

Системы объектов. Состав и структура системы.

П/р №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

комбинированный урок

1

Системный подход. Система, структура. Системный эффект. Входы и выходы системы.

Оперировать понятиями – система, ее состав и структура.



Работать в текстовом редакторе, уверенно оперирование понятием системы; анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода


регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни

текущий

ПР

9


§5 (3,4)

с 36-38

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

комбинированный урок

1

Система, структура. Системный эффект. Входы и выходы системы. Черный ящик.

Оперировать понятиями – система, ее состав и структура, черный ящик

Работать в текстовом редакторе, уверенно оперирование понятием системы; анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода


личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования системного подхода в жизни



10


§6

с 39-41

Персональный компьютер как система.

П/р №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

комбинированный урок

1

Интерфейс. Пользовательский интерфейс. Аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные ресурсы.

Оперировать понятиями: интерфейс, пользовательский интерфейс. Иметь представление о компьютере как системе


Работать в текстовом редакторе, уверенно оперирование понятием системы; анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода


текущий

ПР

11


§7

с 42-44

Способы познавания окружающего мира.

П/р №6 «Создаем компьютерные документы»

комбинированный урок


1

Знания. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Мышление: понятие, суждение, умозаключение

Представление о чувственном познании окружающего мира, о способах познания человеком мира через органы чувств, о видах мышления


Создавать компьютерные документы, работать в текстовом редакторе.


личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

коммуникативные: Обосновывать свой выбор в речевой и наглядной форме.

регулятивные:

Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос (задание)

Текущий

ПР

12



Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

П/р №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

комбинированный урок

1

Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение,

Оперировать понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Конструировать и исследовать графические объекты


личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

текущий

ПР

13


§8 (3)

с 49-50

Определение понятия. П/р №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

комбинированный урок


определение понятия

Иметь представление о том, как образуются понятия


личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

текущий

ПР

14


§9

с 52-59

Информационное моделирование.

П/р№8 «Создаем графические модели»

комбинированный урок

1

Объект-оригинал, модель, моделирование. Натурная модель, информационная модель

Оперировать понятиями – модель, объект-оригинал. Иметь представление о видах моделей, о целях моделирования


Научиться работать в графическом редакторе


регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

познавательные:

Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, и формальном языках.

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

текущий

ПР

15


§10 (1,2,3)

с 59-60

Знаковые информационные модели. Словесные (научные художественные) описания.

П/р №9 «Создаем словесные модели»

комбинированный урок

1

Словесное, художественное, научное описание.

Иметь представление о видах моделей, уметь приводить примеры знаковых информационных моделей


Научиться работать в графическом редакторе, создавать словесные модели


регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

познавательные:

Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, и формальном языках.

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

текущий

ПР

16


§10(4)

с 59-60

Математические модели.

П/р № 10 «Создаем многоуровневые списки»

Проверочная работа №1

урок проверки и коррекции знаний и умений

1

Математическая модель

При контроле своей работы уметь обращаться к различным источникам информации, контролировать и оценивать свою деятельность.

Уметь различать всевозможные информационные модели

регулятивные:

Умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели

итоговый

КР

17


§11 (1,2,3)

с 66-71

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. П/р №11 «Создаем табличные модели»

комбинированный урок


1

Таблица типа «объекты- свойства», типа «объекты-объекты-один», вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие

Различать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец); создавать, форматировать и заполнять данными таблицы


Представлять информацию в табличном виде

регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования информационного моделирования в жизни

текущий

ПР

18


§11 (4,5)

с 71-76

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. П/р №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

комбинированный урок


вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие

Различать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец); создавать, форматировать и заполнять данными таблицы


Представлять информацию в табличном виде.


регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание необходимости использования информационного моделирования в жизни

текущий

ПР

19


§12

с 79-81

Графики и диаграммы.

П/р №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»

комбинированный урок

1

График, диаграмма, круговая диаграмма, лепестковая диаграмма.

Создавать круговые и столбчатые диаграммы


Работать в текстовом редакторе


регулятивные:

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

текущий

ПР

20


§12

с 79-89

Графики и диаграммы.

П/р №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»

комбинированный урок

1

График, диаграмма, круговая диаграмма, лепестковая диаграмма.

Создавать круговые и столбчатые диаграммы, понимать назначение диаграмм как наглядного способа представления информации


Уметь работы в текстовом редакторе


регулятивные:

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

текущий

ПР

21


§13 (1)

с 89-91

Многообразие схем и сферы их применения.

П/р №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья» (зад. 1,2,3)

комбинированный урок

1

Схема, граф, сеть, дерево

Оперировать правилами построения схем, графов, деревьев. Выбор формы представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей

Работать в текстовом редакторе


регулятивные:

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

текущий

ПР

22


§13 (2,3)

с 91-98

Многообразие схем и сферы их применения.

П/р №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья» (зад. 1,2,3)

комбинированный урок

1

Схема, граф, сеть, дерево

Оперировать правилами построения схем, графов, деревьев. Выбор формы представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей

Работать в текстовом редакторе


регулятивные:

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

личностные:

Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни

текущий

ПР

23


§14

с 100-102

Что такое алгоритм

Урок ознакомления с новым материалом

1

Задача, последовательность действий, алгоритм

Понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов


Работать в текстовом редакторе



коммуникативные: Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению задачи

личностные:

Формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды

познавательные:

Формирование алгоритмического мышления

регулятивные:

Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках

текущий

УО

24


§15

с 103-107

Исполнители вокруг нас

комбинированный урок

1

Исполнитель, формальный исполнитель

Понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов


Работать в текстовом редакторе

коммуникативные: Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению задачи

личностные:

Формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды

познавательные:

Формирование алгоритмического мышления

регулятивные:

Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках

текущий

УО

25


§16

с 108-110

Формы записи алгоритмов

комбинированный урок

1

Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схема, программа

Знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы.


Записывать алгоритм известными способами


регулятивные:

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Текущий

УО

26


§17 (1)

с 111-112

Типы алгоритмов. Линейный алгоритм.

П/р №15 «Создаем линейную презентацию»

комбинированный урок

1

Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями, алгоритмы с повторениями.

Управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем


познавательные:

Формирование алгоритмического мышления.

текущий

УО

27


§17 (2)

с 112-114

Типы алгоритмов. Алгоритмы с ветвлением.

П/р №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

комбинированный урок

1

Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями, алгоритмы с повторениями.

Управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем


познавательные:

Формирование алгоритмического мышления.

текущий

ПР

28


§17

с 114-117

Типы алгоритмов. Алгоритмы с повторениями.

П/р №17 «Создаем циклическую презентацию»

комбинированный урок

1

Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями, алгоритмы с повторениями.

Управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем


познавательные:

Формирование алгоритмического мышления.

текущий

ПР

29


§18 (1,2)

с 118-123

Исполнитель Чертежник. Управление исполнителем Чертежник

Работа в среде исполнителя Чертежника

комбинированный урок

1

Исполнитель Чертежник, абсолютное смещение, относительное смещение.

Управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем


познавательные:

Формирование алгоритмического мышления.

текущий

УО

30


§18 (3)

с 123-125

Управление исполнителем Чертежник. Использование вспомогательного алгоритма.

П/р №18 «Выполняем итоговый проект»

комбинированный урок

1

Исполнитель Чертежник, абсолютное смещение, относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Основной алгоритм. Цикл n раз

Управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем


познавательные:

Формирование алгоритмического мышления.

текущий

ПР

31


§18 (4)

с 118-128

Алгоритм с повторениями для исполнителя Чертежник

комбинированный урок

1

Исполнитель Чертежник, абсолютное смещение, относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Основной алгоритм. Цикл n раз

Уметь управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем


познавательные:

Формирование алгоритмического мышления.

текущий

ПР

32



Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика» Проверочная работа. урок проверки и коррекции знаний и умений

1


Уметь управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем; составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем


познавательные:

Формирование алгоритмического мышления.

итоговый

КР

33



П/р №18 «Выполняем итоговый проект»


1




Регулятивные

определять способы действий

планировать свои действия

Познавательные

делать выводы на основе полученной информации

умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

Коммуникативные

умение воспринимать информацию на слух, работа в группах

планирование сотрудничества со сверстниками



34



П/р №18 «Выполняем итоговый проект»


1






35



П/р №18 «Выполняем итоговый проект»


1