СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5-6 и 7–9 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика | Л. Л. Босова А. Ю. Босова

LBZ.rumetodist/iumk/informatics/files/bosova-7-9…

Рабочая программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями федерального госу-дарственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика для 5-6  и 7-9 классов».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5-6 и 7–9 классов»

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

1.1 Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет

  • знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.



1.2 Метапредметные:

      1. Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



1.2.2. Познавательные УУД:

  • владение основными универсальными умениями информационного характера:

постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

  • умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.



1.2.3. Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



1.3 Предметные результаты: 

Ученик научится:

  • понимать и использовать термины информация, алгоритм, модель, объект, их свойствах и др; составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; понимать различия между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • структурировать информацию, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • безопасно и целесообразно работать с компьютерными программами и в Интернете, соблюдать нормы информационной этики и права;

  • использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;



Ученик получит возможность научиться:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • работать с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической, проводить несложные доказательные рассуждения;

  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.



Содержание учебного предмета в 5 классе

Тема 1. Информация вокруг нас.

Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией.Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат.Текст как форма представления информации.Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись.

Тема 2. Компьютер

Что умеет компьютер. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.Устройства ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре.Программы и документы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Файлы и папки.Что можно выбрать в компьютерном меню.Схема передачи информации. Электронная почта.

Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру»

Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы»

Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой»

Тема 3. Подготовка текстов на компьютере

Текстовые документы. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста.

Практическая работа № 5 «Вводим текст»

Практическая работа № 6 « Редактируем текст»

Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста»

Практическая работа № 8 «Форматируем текст»

Тема 4. Компьютерная графика

Графический редактор. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора»

Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами»

Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Тема 5. Информационные модели

Структура таблицы. Табличный способ решения логических задач.От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Диаграммы.

Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы»

Практическая работа № 10 «Строим диаграммы»

Практическая работа № 14 «Создаем списки»

Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет»

Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Практическая работа № 17 «Создаем анимацию»



Содержание учебного предмета в 6 классе



Тема 1. Объекты и системы

Объекты и множество. Объекты изучения в информатике. Признаки объектов.Разнообразие отношений. Отношения между множествами. Отношение «входит в состав».Отношение «является разновидностью». Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов.Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс.

Тема 2. Компьютер

Файлы и папки. Размер файла. Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Тема 3. Подготовка текстов на компьютере

Практическая работа № 4 « Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Практическая работа № 5 « Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные документы»

Тема 4. Компьютерная графика

Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

Тема 3. Информация вокруг нас.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление.Понятие. Как образуются понятия. Определение понятия.Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. Математические модели.

Тема 4. Информационные модели

Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей.Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты-свойства» (ОС). Таблица типа «объекты - объекты - один» (ООО). Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Наглядное представление о соотношении величин.Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.

Практическая работа № 8 «Создаем графические модели»

Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»

Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»

Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели»

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики»Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели – схемы, графики и деревья»

Тема 4. Алгоритмика

Жизненны задачи. Последовательность действий. Алгоритм. Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.Знакомство с чертежником. Пример алгоритма управления Чертежником. Чертежник учится, или использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n РАЗ.

Практическая работа № 15 «Создаем линейную презентацию»

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

Практическая работа № 18 «Выполняем итоговый проект»



Содержание учебного предмета в 7 классе

Тема 1. Информация и информационные процессы.

Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации. Понятие информационного процесса. Сбор информации. Обработка информации. Хранение информации. Передача информации. Информационные процессы в живой природе и технике. Хранение и передача информации. Что такое WWW. Поисковые системы. Поисковые запросы. Полезные адреса Всемирной паутины. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система. Естественные и формальные языки. Формы представления информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды. Алфавитный подход к измерению информации. Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный объем сообщения. Единицы измерения информации.

Тема 2. Компьютер как универсальное устройствообработки информации

Компьютер. Устройство компьютера и их функции. Системный блок. Внешние устройства. Компьютерные сети. Понятие программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Правовые нормы использования программного обеспечения. Логические имена устройств внешней памяти. Файл. Каталоги. Файловая структура диска. Полное имя файла. Работа с файлами. Пользовательский интерфейс и его разновидности. Основные элементы графического интерфейса. Организация индивидуального информационного пространства.

Тема 3. Обработка графической информации

Пространственное разрешение монитора. Компьютерное представление цвета. Видеосистема персонального компьютера. Сфера применения компьютерной графики. Способы создания цифровых графических объектов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Интерфейс графических редакторов. Некоторые приемы работы в растровом графическом редакторе. Особенности создания изображений в векторных графических редакторах.

Практическая работа №1 «Создание графических изображений»

Тема 5. Обработка текстовой информации.

Текстовый документ и его структура. Технологии подготовки текстовых документов. Компьютерные инструменты создания текстовых документов. Набор текста. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Общие сведения о форматировании. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Стилевое форматирование. Форматирование страниц документа. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Списки. Таблицы. Графические изображения. Программы оптического распознавания документов. Компьютерные словари и программы переводчики. Представление текстовой информации в памяти компьютера. Информационный объем фрагмента текста.

Практическая работа №2 «Создание текстовых документов на компьютере»

Практическая работа №3 «Прямое форматирование»

Практическая работа №4 «Стилевое форматирование»

Практическая работа №5 «Визуализация информации в текстовых документах»

Тема 6. Мультимедиа.

Понятие технологии мультимедиа. Области использования мультимедиа. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Что такое презентация. Создание мультимедийной презентации.

Практическая работа №6 «Создание мультимедийной презентации»





Содержание учебного предмета в 8 классе

Тема 1. Математические основы информатики.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

Тема 2. Основы алгоритмизации.

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Тема 3. Начала программирования.

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.



Содержание учебного предмета в 9 классе

1. «Моделирование и формализация»

Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

2. « Алгоритмизация и программирование»

Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

3. «Обработка числовой информации»

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

4. «Коммуникационные технологии»

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.



Тематическое планирование в 5 классе



п.п.

Тема

Кол-во часов

1

Информация вокруг нас.

14

2

Компьютер

5

3

Подготовка текстов на компьютере

5

4

Компьютерная графика

5

5

Информационные модели

4

6

Повторение

2


Итого:

35









Тематическое планирование в 6 классе



п.п.

Тема

Кол-во часов

1

Объекты и системы

4

2

Компьютер

2

3

Информация вокруг нас.

2

4

Подготовка текстов на компьютере

3

5

Компьютерная графика

3

6

Информационные модели

8

7

Алгоритмика

10

8

Повторение

3


Итого:

35



Тематическое планирование в 7 классе



п.п.

Тема

Кол-во часов

1

Информация и информационные процессы

9

2

Компьютер как универсальное устройствообработки информации

7

3

Обработка графической информации

4

4

Обработка текстовой информации

9

5

Мультимедиа

4

6

Повторение

2


Итого:

35



Тематическое планирование в 8 классе


п.п.

Тема

Кол-во часов

1

Математические основы информатики

13

2

Основы алгоритмизации

10

3

Начала программирования

10

4

Повторение

2


Итого:

35


Тематическое планирование в 9 классе


п.п.

Тема

Кол-во часов

1

Моделирование и формализация

9

2

Алгоритмизация и программирование

8

3

Обработка числовой информации

6

4

Коммуникационные технологии

10

5

Итоговое повторение

2


Итого:

35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!