Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для детей с УО»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык: чтение и развитие речи» разработана на основе примерной программы В. В. Воронковой (2 класс).
Количество часов по программе - 170, количество часов в неделю – 5.
Основная цель обучения чтению и развитию речи:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное, формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Основные задачи обучения чтению и развитию речи:
воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
совершенствование навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;
расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
формирование положительных личностных качеств учеников;
развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
формирование элементов самостоятельной читательской активности.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
Минимальный уровень:
Правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание;
Осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов;
Участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста и личный опыт;
Установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью учителя);
Редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мысли произведения (части текста);
Деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после предварительного анализа;
Ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора;
Определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью учителя);
Пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа;
Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
Знание наизусть одного прозаического отрывка и 10 стихотворений;
Выбор интересующей литературы (с помощью взрослого);
Самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и научно – популярных текстов, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
Правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно – познавательных текстов вслух и молча;
Использование различных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое);
Овладение элементарными приемами анализа художественных, научно – познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов; участие в их обсуждении;
Целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки, близких по тематике художественным текстам;
Активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста;
Умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения;
Самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;
Самостоятельный выбор (или с помощью педагога) интересующей литературы;
Самостоятельное чтение выбранной обучающимися художественной и научно – художественной литературы с последующим её обсуждением;
Самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации;
Самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение;
Заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений (соответственно 12 и 3)
Содержание учебного предмета
Содержание чтения. Произведения устного народного творчества. Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведений о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения.
Работа с текстом: понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение: чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавие и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.