СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Наглядная геометрия»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа направлена на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, изобразительных навыков учащихся. В программу включены интересные задачи, исторические сведения, примеры влияния геометрии на архитектуру и искусство, а также головоломоки, лабиринты, орнаменты и др., что способствует развитию интереса к изучению геометрии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Наглядная геометрия»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено:

руководитель МО учителей

математики и физики


_____ /Г.Ю.Алабина /

ФИО

Протокол №­­_1_

от « 29» августа 2017г.

Согласовано:

заместитель

директора по УВР


_______ /И.А.Середина /

ФИО


«30»_августа___2017г.

Утверждаю:

директор

МКОУ «Богучарская СОШ №1»


___________/Е.П.Богданова /

ФИО

Приказ от «_1_»_сентября 2017г.

№ _11_

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»












Рабочая программа

по предмету «Наглядная геометрия»

на 2017-2018 учебный год










Класс 6б, 6г


Учитель Новоселова Н. Н.














Оглавление

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (наглядная геометрия) стр. 3

2. Содержание учебного предмета (наглядная геометрия) стр. 6

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы стр. 9

















































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1) Личностные результаты освоения программы:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата математики

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений


2) Метапредметные результаты освоения основной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий


Межпредметные понятия

В 6 классе на уроках наглядной геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.

При изучении математики обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения математики обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного  диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

       Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития - умение объяснять мир.

        Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • вступать в беседу на уроке и в жизни;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.


3) Предметные результаты освоения основной образовательной программы


Ученик научится в 6 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • вычислять площади прямоугольников.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;

  • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

История математики

  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.


Ученик получит возможность научиться в 6 классе (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях)

Геометрические фигуры

  • Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

  • изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.

Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  • вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
















2. Содержания учебного предмета (наглядная геометрия)

1. Первые шаги в геометрии. (1ч)

История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии

2. Пространство и размерность (1ч)

Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трехмерное пространство (прямоугольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трехмерного пространства на плоскости. Четырехугольник, диагонали четырехугольника. Куб и пирамида, их изображения на плоскости

3. Простейшие геометрические фигуры (1ч)

Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, прямой, тупой, развернутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла

4. Конструирование из «Т» (1ч)

Конструирование на плоскости и в пространстве, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т

5. Куб и его свойства (1ч)

Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Куб: вершины, ребра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развертка куба

6. Задачи на разрезание и складывание фигур (1ч)

Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников.

7. Треугольник (1ч)

Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Пирамида. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). Развертка пирамиды. Построение треугольников (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки

8. Правильные многогранники (2ч)

Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Формула Эйлера. Развертки правильных многогранников

9. Геометрические головоломки (1ч)

Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур.

10. Измерение длины (1ч)

Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины — метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения

11. Измерение площади и объема (1ч)

Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближенное нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объема

12. Вычисление длины, площади и объема (1ч)

Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объема тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного Параллелепипеда

13. Окружность (1ч)

Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в окружность

14. Геометрический тренинг (1ч)

Занимательные задачи на подсчет геометрических фигур в различных плоских конфигурациях

15. Топологические опыты (1ч)

Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком

16. Задачи со спичками (1ч)

Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек

17. Зашифрованная переписка (1ч)

Поворот. Шифровка с помощью 64-клеточного квадрата

18. Задачи, головоломки, игры (1ч)

Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников

19. Фигурки из кубиков и их частей (1ч)

Метод трех проекций пространственных тел. Составление куба из многогранников. Сечения куба

20. Параллельность и перпендикулярность (1ч)

Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве. Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью линейки и чертежного угольника. Построение прямой, параллельной и перпендикулярной данной, с помощью циркуля и

линейки. Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся ребра куба. Скрещивающиеся прямые

21. Параллелограммы (1ч)

Параллелограмм, ромб, прямоугольник. Некоторые свойства параллелограммов. Получение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью перегибания листа. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа. Золотое сечение

22. Координаты, координаты, координаты... (1ч)

Определение местонахождения объектов на географической карте. Определение положения корабля в игре «Морской бой». Координатная плоскость. Координаты точки на плоскости. Полярные координаты: угол и расстояние. Декартова система координат в пространстве

23. Оригами (1ч)

Складывание фигур из бумаги по схеме

24. Замечательные кривые (1ч)

Конические сечения конуса: эллипс, окружность, гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида. Кардиоида. Циклоида. Гипоциклоида

25. Кривые Дракона (1ч)

Правила получения кривых Дракона

26. Лабиринты (1ч)

Истории лабиринтов. Способы решений задач с лабиринтами: метод проб и ошибок, метод зачеркивания тупиков, правило одной руки

27. Геометрия клетчатой бумаги (1ч)

Построения перпендикуляра к отрезку с помощью линейки. Построение окружности на клетчатой бумаге. Построение прямоугольного треугольника и квадрата по заданной площади

28. Зеркальное отражение (1ч)

Получение изображений при зеркальном отражении от одного и нескольких зеркал

29. Симметрия (1ч)

Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия. Использование кальки для получения центрально симметричных фигур

30. Бордюры (1ч)

Бордюры — линейные орнаменты. Получение симметричных фигур: трафареты, орнаменты, бордюры. Применение параллельного переноса, зеркальной симметрии (с вертикальной и горизонтальной осями), поворота и центральной симметрии

31. Орнаменты (1ч)

Плоские орнаменты — паркеты. Выделение ячейки орнамента. Построение орнаментов и

паркетов

32. Симметрия помогает решать задачи (1ч)

Построение фигур при осевой симметрии. Расстояние от точки до прямой. Свойство касательной к окружности

33. Одно важное свойство окружности (1ч)

Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол

Обобщающий урок (1ч)













































    1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



Содержание материала

пункта учебника

Кол-во

часов

1. Первые шаги в геометрии.

1

2. Пространство и размерность

1

3. Простейшие геометрические фигуры

1

4. Конструирование из «Т»

1

5. Куб и его свойства

1

6. Задачи на разрезание и складывание фигур

1

7. Треугольник

1

8. Правильные многогранники

2

9. Геометрические головоломки

1

10. Измерение длины

1

11. Измерение площади и объема

1

12. Вычисление длины, площади и объема

1

13. Окружность

1

14. Геометрический тренинг

1

15. Топологические опыты

1

16. Задачи со спичками

1

17. Зашифрованная переписка

1

18. Задачи, головоломки, игры

1

19. Фигурки из кубиков и их частей

1

20. Параллельность и перпендикулярность

1

21. Параллелограммы

1

22. Координаты, координаты, координаты...

1

23. Оригами

1

24. Замечательные кривые

1

25. Кривые Дракона

1

26. Лабиринты

1

27. Геометрия клетчатой бумаги

1

28. Зеркальное отражение

1

29. Симметрия

1

30. Бордюры

1

31. Орнаменты

1

32. Симметрия помогает решать задачи

1

33. Одно важное свойство окружности

1

Обобщающий урок

1













Календарно – тематическое планирование по предмету

«Наглядная геометрия»

в 6б, 6г классах

(2017 – 2018 учебный год)

урока

Дата

Тема урока


План

Факт.


1

6.09

7.09



Первые шаги в геометрии.

2

13.09

14.09



Пространство и размерность

3

20.09

21.09



Простейшие геометрические фигуры

4

27.09

28.09



Конструирование из «Т». СР.

5

4.10

5.10



Куб и его свойства

6

11.10

12.10



Задачи на разрезание и складывание фигур. Творческая мастерская

7

18.10

19.10



Треугольник

8-9

25.10

1.11

26.10

2.11



Правильные многогранники

Правильные многогранники. Выставка правильных многогранников

10

15.11

16.11



Геометрические головоломки

11

22.11

23.11



Измерение длины

12

29.11

30.11



Измерение площади и объема.

13

6.12

7.12



Вычисление длины, площади и объема. СР.

14

13.12

14.12



Окружность

15

20.12

21.12



Геометрический тренинг

16

27.12

28.12



Топологические опыты

17

17.01

18.01



Задачи со спичками. Практическая работа

18

24.01

25.01



Зашифрованная переписка.

19

31.01

1.02



Задачи, головоломки, игры

20

7.02

8.02



Фигурки из кубиков и их частей

21

14.02

15.02



Параллельность и перпендикулярность

22

21.02

22.02



Параллелограммы

23

28.02

1.03



Координаты, координаты, координаты...

24

7.03

15.03



Оригами. Творческая выставка

25

14.03

22.03



Замечательные кривые

26

21.03

5.04



Кривые Дракона

27

4.04

12.04



Лабиринты

28

11.04

19.04



Геометрия клетчатой бумаги

29

18.04

26.04



Зеркальное отражение

30

25.04

3.05



Симметрия

31

16.05

10.05



Бордюры. Выставка бордюров

32

23.05

17.05



Орнаменты

33

30.05

24.05



Симметрия помогает решать задачи. Фотоальбом «Симметрия в архитектуре и искусстве»

34


31.05



Одно важное свойство окружности

35





Обобщающий урок





10






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!