2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной программы по учебной дисциплине «Право» для профессий среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих для социально-экономического профиля: Продавец, контролер-кассир- 38.01.02
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тайшетский промышленно-технологический техникум»
Внутренние: ___________ Галыга Л.А. – заместитель директора
по общеобразовательным дисциплинам.
Рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол № ____ от _____________ г.
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы по профессиям СПО подготовки квалифицированных рабочих, служащих социально-экономического профиля.
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
- основы Конституционного строя Российской Федерации, систему органов государственной власти в РФ;
- основы правового статуса человека и гражданина, классификацию конституционных прав и свобод, административные способы защиты прав и свобод граждан;
- судебную защиту прав и свобод граждан, порядок обжалования в суде неправомерных действий государственных органов и должностных лиц;
- основы законодательства о защите прав потребителей, порядок и сроки предъявления потребителями претензий, основания и порядок возмещения морального вреда;
- основы трудового права, правовое регулирование занятости и трудоустройства, индивидуальные и коллективные трудовые споры;
- основы гражданского права, правовое регулирование гражданских правоотношений, творческой деятельности, гражданско-правовые договоры;
- основы экологического права, административно-правовые меры по защите природной среды;
- административную и уголовную ответственность граждан, уголовную ответственность несовершеннолетних;
- основы семейного права, понятия брака и условия его заключения, личные и имущественные отношения супругов, права и обязанности родителей и детей, алиментные обязательства детей и родителей, положения об опеке и попечительстве.
самостоятельной работы обучающегося- 50 часов.
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Право»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Вид урока | Форма контроля | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | | | | | |
| Содержание учебного материала: | 3 | | | |
1. Юриспруденция как общественная наука | 1 | Изучение нового материала – лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 |
2. Виды и формы правовой информации. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | | | |
Работа с конспектами, литературой по теме. | 2 | | Экспертная оценка | |
Раздел №1 Правовое регулирование общественных отношений | | | | | |
Тема 1.1. Право в системе социальных норм | Содержание учебного материала: | 6 | | | |
Право в системе социальных норм | 1 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Правовые и моральные нормы | 2 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Нормативные правовые акты и их характеристика | 2 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Система права | 1 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Самостоятельная работа | 3 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме. | 3 | | Экспертная оценка | |
Тема 1.2. Право и законодательство | Содержание учебного материала: | 8 | | | |
Основные формы права | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Правовые отношения и их структура | 1 | Изучение нового материала – лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 |
Юридическая ответственность и ее задачи | 2 | Изучение нового материала – лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 |
Правоспособность и дееспособность | 3 | Изучение нового материала – лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 |
Частное и публичное право | 1 | Изучение нового материала – лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 |
Тема 1.3. Государство и право | Содержание учебного материала | 5 | | | |
Государство и его юридические формы | 1 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Государство и его юридические формы | 1 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Понятие и функции права | 1 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Практическое занятие № 3 | 1 | Применения знаний на практике | Экспертная оценка | |
Практическое занятие № 4 | 1 | Применения знаний на практике | Экспертная оценка | |
Самостоятельная работа студентов | 3 | | | |
Конспектирование учебной основной и дополнительной литературы; ответы на вопросы, составленные преподавателем. | 2 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме. | 1 | | | |
Раздел№2 Основы конституционного права Российской Федерации | | | | | |
Тема 2.1. Основы государственного права | Содержание учебного материала: | 13 | | | |
Конституционное право, как отрасль российского права. | 1 | Изучение ново го материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Основы конституционного строя РФ. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Система государственных органов РФ. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Законодательная власть. Исполнительная власть. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Институт президентства. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Правоохранительные органы РФ. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Письменная проверка | 2 |
Судебная система РФ. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Практическая работа № 3 «Местное самоуправление. | 1 | Применения знаний на практике | Экспертная оценка | |
Практическая работа № 4 «Нотариат» | 1 | Применения знаний на практике | Экспертная оценка | |
Самостоятельная работа | 4 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме, Конституция РФ. | 4 | | Экспертная оценка | |
Тема 2.2. Конституционные основы правового статуса личности | Содержание учебного материала: | 20 | | | |
Понятие гражданства. | 1 | Изучение ново го материала – лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос | |
Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | |
Основные конституционные права и обязанности граждан в России. | 3 | Изучение нового материала – лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 |
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Гарантии и способы защиты экологических прав граждан | 2 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Право на благоприятную окружающую среду | 2 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Права и обязанности налогоплательщика | 4 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Обязанность защиты Отечества и основания отсрочки от военной службы. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Практическая работа № 5 «Избирательная система РФ | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Практическая работа № 6 «Составление исковых документов | 2 | Письменный отчет, экспертная оценка | Устный опрос Письменная проверка. | |
Контрольная работа №1 «Система права» | 1 | Применения знаний на практике | | |
Самостоятельная работа | 2 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме, Конституция РФ. | 2 | | | |
Раздел №3 Отрасли российского права | | | | | |
Тема 3.1. Гражданское право и процесс | Содержание учебного материала: | 11 | | | |
Гражданское право и гражданские правоотношения. | 1 | Изучение ново го материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Физические лица и юридические лица. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Гражданско-правовые договоры. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Имущественные права. | 3 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Практическая работа № 7 «Гражданский иск». | 2 | | Экспертная оценка | |
Самостоятельная работа | 2 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме, ГК РФ. | 2 | | Экспертная оценка | |
Тема 3.2. Семейное право и семейные правоотношения | Содержание учебного материала: | 11 | | | |
Семейное право и семейные правоотношения. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Фронтальный опрос | 2 |
Порядок, условия заключения и расторжения брака. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Права и обязанности супругов. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Брачный договор. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Правовые отношения родителей и детей. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | |
Опека и попечительство. | 3 | | Письменная проверка | |
Практическая работа №8 «Составление брачного договора» | 2 | Применения знаний на практике | Экспертная оценка | |
Самостоятельная работа | 2 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме, СК РФ. | 2 | | Письменный отчет, экспертная оценка | |
Тема 3.3. Трудовое право и трудовые правоотношения | Содержание учебного материала: | 17 | | | |
Трудовое право и трудовые правоотношения. | 1 | Изучение ново го материала – лекция | | 2 |
Занятость и трудоустройство. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос | 2 |
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. | 3 | Изучение нового материала – лекция | | 2 |
Трудовые споры и порядок их разрешения. | 3 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос | 2 |
Заработная плата. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Практическая работа № 9 «Порядок приёма на работу. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Практическая работа № 10 «Составление трудового договора» | 3 | | Письменная проверка. | |
Самостоятельная работа | 2 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме, ТК РФ. | 2 | | Устный опрос Письменная проверка. | |
Тема 3.4. Административное право | Содержание учебного материала: | 8 | | | |
Административное право и административные правоотношения. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Административные проступки. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Административная ответственность | 2 | Изучение нового материала – лекция | | 2 |
Несовершеннолетние и административная ответственность | 3 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Практическая работа №11 «Административное право» | 1 | | Экспертная оценка | |
Самостоятельная работа | 2 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме, КоАП РФ. | 2 | | Экспертная оценка | |
Тема 3.5. Уголовное право и уголовный процесс | Содержание учебного материала: | 15 | | | |
Уголовное право. | 1 | Изучение ново го материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Состав преступления. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Уголовная ответственность. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Письменная проверка | 2 |
Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 2 | Применения знаний на практике | Контроля и оценки | |
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. | 1 | Изучение нового материала – лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 |
Практическая работа № 12 «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. | 3 | | Устный опрос Письменная проверка. | |
Практическая работа № 13 «Уголовное право» | 1 | | Письменная проверка | |
Контрольная работа №2 «Уголовное право» | 1 | | Устный опрос Письменная проверка. | |
Самостоятельная работа | 2 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме, УК РФ. | 2 | | Устный опрос Письменная проверка. | |
Тема 3.6. Защита прав потребителей | Содержание учебного материала: | 21 | | | |
Основы законодательства о защите прав потребителей | 2 | Изучение ново го материала – лекция | | 2 |
Право потребителей на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце и о товарах, работах, услугах | 3 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителей | 2 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Инстанции по защите прав потребителя | 1 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Правовое регулирование статуса органов, осуществляющих контроль над соблюдением законодательства о защите прав потребителей | 2 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Последствия продажи товара ненадлежащего качества | 2 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Практическая работа № 16 по теме: «Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителей» | 1 | Применения знаний на практике | | |
Практическая работа № 17 по теме: «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» | 2 | Применения знаний на практике | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | |
Практическая работа № 14 по теме: «Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителей» | 1 | Применения знаний на практике | | |
Практическая работа № 15 по теме: «Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителей» | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | |
Практическая работа № 18 по теме: «Исковые требования потребителя» | 2 | Применения знаний на практике | Устный опрос Письменная проверка. | |
Практическая работа №19 по теме: «Органы, защищающие права потребителей» | 1 | Применения знаний на практике | Письменный отчет, экспертная оценка | |
Контрольная работа №3 «Защита прав потребителей» | 1 | | Экспертная оценка | |
Самостоятельная работа | 2 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме. | 2 | | Экспертная оценка | |
Раздел №4 Международное право и его особенности | | | | | |
Тема 4.1. Международное право | Содержание учебного материала: | 3 | | | |
Международное право | 1 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Международные документы по правам человека | 2 | Изучение нового материала – лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 |
Самостоятельная работа | 2 | | | |
Работа с конспектом, литературой по теме, НПА по международному праву. | 2 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Тема 4.2. Международное гуманитарное право | Содержание учебного материала: | 3 | | | |
Международное гуманитарное право | 1 | Изучение нового материала – лекция | Устный опрос Письменная проверка. | 2 |
Практическая работа №20 по теме «Европейский суд по правам человека» | 2 | Применения знаний на практике | Экспертная оценка | |
Тема 4.3. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | Содержание учебного материала: | 6 | | | |
Международное публичное право | 1 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Международные судебные инстанции | 1 | Изучение нового материала – лекция | Экспертная оценка | 2 |
Ювенальное право | 3 | Изучение нового материала – лекция | Письменный отчет, экспертная оценка | 2 |
Контрольная работа №4 «Российское право» | 1 | Применения знаний на практике | Письменный отчет, экспертная оценка | |
| Самостоятельная работа | 9 | | | |
Выполнение реферата (с презентацией), защита. | 9 | | Экспертная оценка | |
Раздел № 5 Дифференцированный зачет | | | | |
Всего: | 150 | | | |
3. условия реализации программы дисциплины
- Видеофильмы, аудиозаписи, слайды по обществознанию.
проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Нетрадиционные уроки по праву в 10, 11 классах. Т.А. Корнева- Волгоград: Учитель, 2002.
2. Саяпин В.В. История России. Тематические тесты, базовый уровень 10-11 кл. Учебно-методическое пособие. В.В. Саяпин- Ростов на Дону, : Легион, 2009.
3. 1000 вопросов и ответов по обществознанию и праву: учебное пособие под общим ред. А.Н. Алексашкиной-М.: АСТ, 1996.
4 Конституция Российской Федерации. Комментарий. Москва, «Юридич. литература», 1994.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г
5. Гражданский Кодекс РФ,
6. Семейный кодекс РФ
7. Никитин А.Ф Права человека
8. Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив)..
9. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
10. Боголюбов Л.Н. Право: Учебник для 10 класса. Профильный уровень: М.: «Просвещение», 2010.