Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр, ВЛАДОС, 2011г., адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа №76».
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Основные задачи:
1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Место курса в учебном плане
Учебный план по предмету «Речь и АК» входит в обязательную часть учебного плана организации, в одну из шести образовательных областей - «Язык и речевая практика». Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе рассчитано на 99 часов- (33 недели- 3 часа в неделю).
При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы под контролем учителя.
Содержание учебного предмета
Содержание каждого раздела предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено по принципу от простого к сложному.
Учебно-тематический план
Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммунникации» и «Развитие графомоторных навыков».
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
| I четверть | 27 ч |
Раздел 1 | Коммуникация | 4 |
Раздел 2 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 11 |
Раздел 3 | Развитие графомоторных навыков | 12 |
| II четверть | 21 ч |
Раздел 1 | Коммуникация | 5 |
Раздел 2 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 11 |
Раздел 3 | Развитие графомоторных навыков | 5 |
| III четверть | 27 ч |
Раздел 1 | Коммуникация | 4 |
Раздел 2 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 14 |
Раздел 3 | Развитие графомоторных навыков | 9 |
| IV четверть | 24 ч |
Раздел 1 | Коммуникация | 2 |
Раздел 2 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 10 |
Раздел 3 | Развитие графомоторных навыков | 12 |
Содержание программы 99 часов
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Развитие графомоторных навыков».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Развитие графомоторных навыков» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Планируемые результаты освоения предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе
Личностными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Положительно относиться к учебным занятиям.
Стать более успешным в учебной деятельности.
С заинтересованностью воспринимать учебный материал.
Мотивировать свои действия.
Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Метапредметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу.
Сохранять учебную задачу.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.
Контролировать свои эмоции.
Познавательные УУД:
Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Использовать по назначению учебные материалы.
Выполнять действия сопряжено с учителем по образцу.
Выполнять действия по подражанию.
Выполнять действия по словесной инструкции.
Выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
Коммуникативные УУД:
Осуществлять учебное поведение:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),
выполнять инструкции учителя.
Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.
Стремиться к налаживанию с ними общения.
Предметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Уметь самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограммы, другие графические знаки.
Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.
Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей.
Понимать смысл узнаваемых слов.
Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавать и различать образы графем (букв).
Копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова.
Список учебно-методической литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Воронкова В.В. Москва, «Владос», 2010.
Программа для детских домов - интернатов для умственно - отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей - инвалидов» под редакцией Худенко Е. Д. Москва, АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ Дефектологии АПН СССР. Москва, Мин. соц. обеспечения РСФСР, НИИ.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии. Эрхард Филлер. Минск, Белорусская ассоциация помощи детям инвалидам и молодым инвалидам, 1999.
Обучение специальным предметам. Немецкий государственный институт школьной педагогики и образования. Минск, Белорусская ассоциация помощи детям инвалидам и молодым инвалидам, 2000.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы]. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2007.
Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2001.
Альтернативная коммуникация (методический сборник). Штягинова Е.А. Новосибирск, 2012 г.
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Фрост Л., Бонди Э. Теревинф,2011. Дефектологии АПН СССР, 1984.
Календарно – тематическое планирование I четверть
3 часа в неделю, 9 недель- 27 часов
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока Кол-во час | Планируемый результат | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности |
| | | | Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | Мое имя | Вводный 1 ч. | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог. Понимать и называть своё имя и фамилию, понимать и называть имена одноклассников, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?» | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
2 | | Слушание сказки Г. Остера «Как тебя зовут» | Комбинированный 1 ч | Слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главных героев на иллюстрациях, рассказывать стихотворение с использованием картинок | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Сохранять учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
| | | | | | | | |
3 | | Развитие мелкой моторики | Комбинированный 2 ч | Повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук, повторять слова потешек за учителем при повторном прочтении. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции. | Выполнять инструкции учителя. | Принимать учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. |
| | | | | | | | |
4 | | Кто как подает голос (звукоподражание) | Комбинированный 2 ч | Называть (показывать) животных по картинкам, соотносить игрушки животных с их изображением, повторять за учителем звукокомплексы. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание), | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
5 | | Развитие слухового внимания | Комбинированный 1 ч | Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание), | Сохранять учебную задачу. |
6 | | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | Комбинированный 3 ч | Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением, обводить по пунктиру. | Проявлять доброжелательность друг другу. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Выполнять инструкции учителя. | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
7 | | Слушание стихотворения В. Степанова «Воробей» | Комбинированный 1 ч | Слушать, выделять персонажей, определять последовательность событий в стихотворении, понимать значение новых слов, отвечать на вопросы по картинкам. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание), | Принимать учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей |
8 | | Школьные принадлежности | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть школьные принадлежности, соотносить с изображением, отвечать на вопрос о назначении предметов. | Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
9 | | Подготовка руки к письму (трафареты) | Комбинированный 2 ч | Самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции. | Выполнять инструкции учителя. | Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. |
10 | | Слушание сказки «Три поросенка» | Комбинированный 1 ч | Слушать сказку, выделять персонажей с помощью картинки, отвечать на вопросы учителя по содержанию с опорой на иллюстрации | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание), | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
11 | | Инсценировка сказки «Три поросенка» | Комбинированный 1 ч | С помощью учителя выполнять действия с картонными фигурами героев сказки; Отвечать на вопросы по содержанию мультфильма. | Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Выполнять задание от начала до конца. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
12 | | Слушание стихотворения В. Степанова «Разноцветный ветер» | Комбинированный 1 ч | Слушать, выделять персонажей, определять последовательность событий в стихотворении, понимать значение новых слов, отвечать на вопросы по картинкам. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. |
13 | | Осень. Работа с сюжетной картиной. | Комбинированный 1 ч | Отвечать на вопросы по сюжетной картине, находить нужный объект по словесной инструкции, соотносить с соответствующей предметной картинкой | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять задание от начала до конца. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. |
14 | | Подготовка руки к письму (трафареты) | Комбинированный 2 ч | Самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции. | Выполнять инструкции учителя. | Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей |
15 | | Осень. Работа с предметными картинками | Комбинированный 2 ч | Показывать и называть изображения предметов, располагать картинки в заданном порядке (вертикально и горизонтально). Составлять словосочетания с опорой на картинки. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять задание от начала до конца. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
16 | | Подготовка руки к письму (геометрические фигуры) | Комбинированный 2 ч | Рисовать по точкам и самостоятельно геометрические фигуры, закрашивать, выбирая цвет по инструкции. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Выполнять инструкции учителя. | Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей |
17 | | Сбор урожая. Работа с предметными картинками | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть фрукты и овощи, соотносить с изображениями, использовать обобщающие понятия, называть предметы по порядку, указанному учителем. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять задание от начала до конца. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда на задание | Принимать учебную задачу. |
18 | | Сезонная одежда. Работа с предметными картинками | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть предметы одежды, соотносить с изображениями использовать обобщающие понятия, называть предметы по порядку, указанному учителем, выделять первый звук в словах. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять задание от начала до конца. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда на задание | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
19 | | Подготовка руки к письму | Комбинированный 1 ч | Самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Выполнять инструкции учителя. | Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. |
Календарно – тематическое планирование II четверть
3 часа в неделю, 7 недель- 21 час
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока Кол-во час | Планируемый результат | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности |
| | | | Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | «Как тебя зовут?» | Вводный 2 ч | Понимать и называть своё имя и фамилию, понимать и называть имена одноклассников, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?» | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, с товарищем. | Принимать учебную задачу. |
2 | | Повторение стихотворения В. Степанова «Разноцветный ветер» | Комбинированный 1 ч | Слушать стихотворение, соотносить строки из стихотворения с пиктограммами, определять последовательность событий в стихотворении с использованием пиктограмм | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
3 | | Развитие мелкой моторики | Комбинированный 1 ч | Повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук, по возможности повторять слова потешек за учителем при повторном прочтении | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
4 | | Мои учителя | Комбинированный 1 ч | Понимать значение слова «учитель», называть профессию по набору атрибутов, называть имена учителей в школе, соотносить имя и/или фото учителя с соответствующим уроком | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли учителя. Формирование положительного уважительного отношения к учителям. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем. Стремиться к налаживанию с ним общения. | Принимать учебную задачу. |
5 | | Приветствие собеседника | Комбинированный 1 ч | Устанавливать зрительный контакт, приветствовать собеседника при помощи жеста (за руку) и фразы «доброе утро» | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по подражанию. | Осуществлять учебное сотрудничество с товарищем. | Принимать учебную задачу. |
6 | | Кто как подает голос (звукоподражание) | Комбинированный 1 ч | Называть (показывать) животных по картинкам, соотносить игрушки животных с их изображением, повторять за учителем звукокомплексы. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. |
7 | | Развитие слухового внимания | Комбинированный 1 ч | Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
8 | | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | Комбинированный 1 ч | Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением, обводить по контуру. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда задание. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
9 | | Прослушивание сказки про Машу и Дашу. («До свидания») | Комбинированный 1 ч | Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы из сказки. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. |
10 | | Подготовка руки к письму (проведение линий) | Комбинированный 1 ч | Самостоятельно проводить линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
11 | | Моя семья | Комбинированный 1 ч | Понимать и/или называть имена членов своей семьи, соотносить членов своей семьи с фото (по имени, по родственному отношению). Выстраивать рассказ-последовательность о своей семье с помощью фото. | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли семьи. Формирование положительного отношения к членам семьи.. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
12 | | Что такое книга? | Комбинированный 1 ч | Понимать и повторять за учителем слова, характеризующие понятие «книга», показывать соответствующие части книги, знать и показывать место хранения книг в классе, находить изображения книги на картинках и пиктограммах | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Выполнять действия по подражанию. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
13 | | История о моём классе. | Комбинированный 1 ч | Называть и показывать одноклассников на фото и в действительности, называть и показывать учителя класса, сопровождать речь учителя пиктограммами | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
14 | | Подготовка руки к письму (обведение по контуру) | Комбинированный 1 ч | Самостоятельно обводить по контуру изображения простых предметов, Проводить линии внутри этих изображений | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
15 | | Праздник «Новый год» | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть изображения предметов, располагать картинки в заданном порядке (вертикально и горизонтально). | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Выполнять задание от начала до конца. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
16 | | Подготовка руки к письму (трафареты) | Комбинированный 1 ч | Самостоятельно обводить по трафарету предметы, штриховать. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
17 | | Сказка про Деда мороза. | Комбинированный 1 ч | Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы из сказки. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по подражанию. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
Календарно – тематическое планирование III четверть
3 часа в неделю, 9 недель- 27 часов
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока Кол-во час | Планируемый результат | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности |
| | | | Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | «Как тебя зовут?» Глобальное чтение. | Комбинированный 2 ч | Понимать и называть своё имя и фамилию, понимать и называть имена одноклассников, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?», подбирать напечатанное имя к своей фотографии. | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, с товарищем. | Принимать учебную задачу. |
2 | | Зима. Работа с предметными картинками | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, отвечать на вопро с о назначении предметов, выстраивать в линейной последовательности слева направо. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
3 | | Развитие мелкой моторики | Комбинированный 1 ч | Повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук, по возможности повторять слова потешек за учителем при повторном прочтении | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
4 | | Подготовка руки к письму. Волнистые линии. | Комбинированный 2 ч | Проводить волнистые линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
5 | | Сказка про Машу. («да» и «нет») | Комбинированный 1 ч | Устанавливать зрительный контакт, слушать сказку, выделять персонажа с помощью наглядности, повторять за учителем слова «да», «нет», рассказывать сказку совместно с учителем с использованием наглядности и собственной речи. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
6 | | Дикие животные (работа с предметными картинками). | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы6 «кто это?», «где живёт?», выстраивать в линейной последовательности слева направо, использовать обобщающее слово | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
7 | | Развитие слухового внимания | Комбинированный 1 ч | Различать звукоподражания диких животных, определять источник звука, соотносить звук с картинкой, повторять названия звуков за учителем. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
8 | | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | Комбинированный 2 ч | Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением, обводить по контуру. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
9 | | Сказка про мальчика Петю (хорошо, плохо) | Комбинированный 1 ч | Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы из сказки. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
10 | | Что такое книга? | Комбинированный 1 ч | Понимать и повторять за учителем слова, характеризующие понятие «книга», показывать соответствующие части книги, знать и показывать место хранения книг в классе, находить изображения книги на картинках и пиктограммах | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
11 | | История о моём классе | Комбинированный 1 ч | Называть и показывать одноклассников на фото и в действительности, называть и показывать учителя класса, сопровождать речь учителя пиктограммами | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
12 | | Подготовка руки к письму (проведение линий) | Комбинированный 1 ч | Самостоятельно проводить линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
13 | | Моя семья | Комбинированный 2 ч | Понимать и/или называть имена членов своей семьи, соотносить членов своей семьи с фото (по имени, по родственному отношению). Выстраивать рассказ-последовательность о своей семье с помощью фото, подбирать меня к фотографиям членов семьи. | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли семьи. Формирование положительного отношения к членам семьи. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
14 | | Подготовка руки к письму (обведение по контуру) | Комбинированный 1 ч | Самостоятельно обводить по контуру изображения простых предметов, Проводить линии внутри этих изображений | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
15 | | Прослушивание стихотворения «Если солнце за окном.. » | Комбинированный 1 ч | Слушать стихотворение, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в стихотворении с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы (слова) из стихотворения. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
16 | | Праздник 8 марта | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть изображения предметов и объектов, соотносить их с реальными объектами, располагать картинки в заданном порядке (вертикально и горизонтально). | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Выполнять действия по словесной инструкции. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
17 | | Подготовка руки к письму (трафареты) | Комбинированный 1 ч | Самостоятельно обводить по трафарету предметы, штриховать. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
18 | | Сказка про вежливого мальчика. | Комбинированный 1 ч | Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы из сказки. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
19 | | Подготовка руки к письму (наклонные линии). | Комбинированный 2 ч | Проводить наклонные линии, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
20 | | Домашние животные (работа с предметными картинками) | Комбинированный 2 ч | Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы: «кто это?», «где живёт?», выстраивать в линейной последовательности слева направо, использовать обобщающее слово | Формирование положительного отношения к домашним животным. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
21 | | Развитие слухового восприятия | Комбинированный 1 ч | Различать звукоподражания диких животных, определять источник звука, соотносить звук с картинкой, повторять названия звуков за учителем. | Формирование положительного отношения к домашним животным. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда на задание. | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
Календарно – тематическое планирование IV четверть
3 часа в неделю, 8 недель- 24 часа
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока Кол-во час | Планируемый результат | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности |
| | | | Содержание урока (ученик должен знать) | Личностные УУД | Познаватель ные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | «Как тебя зовут?» Глобальное чтение. | Комбинированный 2 ч | Понимать и называть своё имя и фамилию, понимать и называть имена одноклассников, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?», подбирать напечатанное имя к своей фотографии и фотографиям своих одноклассников. | Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, с товарищем. | Принимать учебную задачу. |
2 | | Весна. Работа с предметными картинками | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, отвечать на вопрос о назначении предметов, выстраивать в линейной последовательности слева направо. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
3 | | Весна. Работа с сюжетной картинкой | Комбинированный 1 ч | Отвечать на вопросы по сюжетной картине, находить нужный объект по словесной инструкции, соотносить предметные картинки с объектами на сюжетной картине. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
4 | | Подготовка руки к письму. Волнистые линии. | Комбинированный 2 ч | Проводить волнистые линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
5 | | Сказка про вежливого мальчика . | Комбинированный 2 ч | Устанавливать зрительный контакт, слушать сказку, выделять персонажа с помощью наглядности, рассказывать сказку совместно с учителем с использованием наглядности, употребляя в речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания). | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
6 | | Подготовка руки к письму | Комбинированный 2 ч | Выделять тетрадь среди других учебных принадлежностей, находить клеточки в тетради, обводить клеточки простым карандашом | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
7 | | Цветы. Работа предметными картинками. | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, использовать обобщающее слово, выстраивать в линейной последовательности слева направо. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Осуществлять учебное поведение: направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание). | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
8 | | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | Комбинированный 2 ч | Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением, обводить по контуру. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. |
9 | | Прослушивание стихотворения «Одуванчик». | Комбинированный 2 ч | Слушать стихотворение, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в стихотворении с использованием пиктограмм, рассказывать стихотворение с использованием пиктограмм. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
10 | | Подготовка руки к письму | Комбинированный 2 ч | Выделять тетрадь среди других учебных принадлежностей, находить клеточки в тетради, обводить клеточки карандашом по инструкции учителя, закрашивать клетку соответствующим цветом. | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |
11 | | Насекомые. Работа с предметными картинками | Комбинированный 1 ч | Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, использовать обобщающее слово, выстраивать в линейной последовательности слева направо. | Положительно относиться к учебным занятиям. Стать более успешным в учебной деятельности | Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. |
12 | | Прослушивание фрагмента сказки «Муха- Цокотуха» | Комбинированный 2 ч | Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, рассказывать сказку с использованием пиктограмм. | Стать более успешным в учебной деятельности | Следить за звуковым и интонационным оформлением речи. | Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Сохранять учебную задачу. |
13 | | Подготовка руки к письму | Комбинированный 4 ч | Выделять тетрадь среди других учебных принадлежностей, находить клеточки в тетради, писать палочки по клеткам в тетради с помощью учителя | С заинтересованностью воспринимать учебный материал. Мотивировать свои действия. | Выполнять действия по словесной инструкции. | Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом. | Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей. Контролировать свои эмоции. |