СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

   Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

    Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса»

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр, ВЛАДОС, 2011г., адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа №76».

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Основные задачи:

1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.

Место курса в учебном плане

Учебный план по предмету «Речь и АК» входит в обязательную часть учебного плана организации, в одну из шести образовательных областей - «Язык и речевая практика». Общий объём нагрузки и максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями Стандарта.

Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе рассчитано на 99 часов- (33 недели- 3 часа в неделю).

При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы под контролем учителя.

Содержание учебного предмета

Содержание каждого раздела предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено по принципу от простого к сложному.

Учебно-тематический план

Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммунникации» и «Развитие графомоторных навыков».

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени


I четверть

27 ч

Раздел 1

Коммуникация

4

Раздел 2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

11

Раздел 3

Развитие графомоторных навыков

12


II четверть

21 ч

Раздел 1

Коммуникация

5

Раздел 2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

11

Раздел 3

Развитие графомоторных навыков

5


III четверть

27 ч

Раздел 1

Коммуникация

4

Раздел 2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

14

Раздел 3

Развитие графомоторных навыков

9


IV четверть

24 ч

Раздел 1

Коммуникация

2

Раздел 2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

10

Раздел 3

Развитие графомоторных навыков

12

Содержание программы 99 часов

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Развитие графомоторных навыков».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Развитие графомоторных навыков» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

Планируемые результаты освоения предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе

Личностными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Метапредметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу.

Сохранять учебную задачу.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

Познавательные УУД:

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Использовать по назначению учебные материалы.

Выполнять действия сопряжено с учителем по образцу.

Выполнять действия по подражанию.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.

Коммуникативные УУД:

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),

выполнять инструкции учителя.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

Стремиться к налаживанию с ними общения.

Предметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

Уметь самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограммы, другие графические знаки.

Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.

Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей.

Понимать смысл узнаваемых слов.

Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

Узнавать и различать образы графем (букв).

Копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова.

Список учебно-методической литературы

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Воронкова В.В. Москва, «Владос», 2010.

Программа для детских домов - интернатов для умственно - отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей - инвалидов» под редакцией Худенко Е. Д. Москва, АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ Дефектологии АПН СССР. Москва, Мин. соц. обеспечения РСФСР, НИИ.

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии. Эрхард Филлер. Минск, Белорусская ассоциация помощи детям инвалидам и молодым инвалидам, 1999.

Обучение специальным предметам. Немецкий государственный институт школьной педагогики и образования. Минск, Белорусская ассоциация помощи детям инвалидам и молодым инвалидам, 2000.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы]. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2007.

Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2001.

Альтернативная коммуникация (методический сборник). Штягинова Е.А. Новосибирск, 2012 г.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. Фрост Л., Бонди Э. Теревинф,2011. Дефектологии АПН СССР, 1984.



Календарно – тематическое планирование I четверть

3 часа в неделю, 9 недель- 27 часов


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Кол-во час

Планируемый результат

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности





Содержание урока (ученик должен знать)

Личностные УУД

Познаватель

ные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1


Мое имя


Вводный 1 ч.

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

— задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог.

Понимать и называть своё имя и фамилию, понимать и называть имена одноклассников, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»

Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.


2


Слушание сказки Г. Остера «Как тебя зовут»

Комбинированный 1 ч

Слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главных героев на иллюстрациях, рассказывать стихотворение с использованием картинок

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Сохранять учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.










3


Развитие мелкой моторики

Комбинированный 2 ч

Повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук, повторять слова потешек за учителем при повторном прочтении.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Выполнять действия по словесной инструкции.

Выполнять инструкции учителя.

Принимать учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.










4


Кто как подает голос (звукоподражание)

Комбинированный 2 ч

Называть (показывать) животных по картинкам, соотносить игрушки животных с их изображением, повторять за учителем звукокомплексы.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

5


Развитие слухового внимания

Комбинированный 1 ч

Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),

Сохранять учебную задачу.

6


Развитие зрительного восприятия (конструирование)

Комбинированный 3 ч

Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением, обводить по пунктиру.

Проявлять доброжелательность друг другу.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Выполнять инструкции учителя.

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

7


Слушание стихотворения В. Степанова «Воробей»

Комбинированный 1 ч

Слушать, выделять персонажей, определять последовательность событий в стихотворении, понимать значение новых слов, отвечать на вопросы по картинкам.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),

Принимать учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей

8


Школьные

принадлежности

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть школьные принадлежности, соотносить с изображением, отвечать на вопрос о назначении предметов.

Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

9


Подготовка руки к письму (трафареты)

Комбинированный 2 ч

Самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Выполнять действия по словесной инструкции.

Выполнять инструкции учителя.

Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

10


Слушание сказки «Три поросенка»

Комбинированный 1 ч

Слушать сказку, выделять персонажей с помощью картинки, отвечать на вопросы учителя по содержанию с опорой на иллюстрации

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

11


Инсценировка сказки «Три поросенка»

Комбинированный 1 ч

С помощью учителя выполнять действия с картонными фигурами героев сказки;

Отвечать на вопросы по содержанию мультфильма.

Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Выполнять задание от начала до конца.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

12


Слушание стихотворения В. Степанова «Разноцветный ветер»

Комбинированный 1 ч

Слушать, выделять персонажей, определять последовательность событий в стихотворении, понимать значение новых слов, отвечать на вопросы по картинкам.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Принимать учебную задачу.

13


Осень. Работа с сюжетной картиной.

Комбинированный 1 ч

Отвечать на вопросы по сюжетной картине, находить нужный объект по словесной инструкции, соотносить с соответствующей предметной картинкой

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять задание от начала до конца.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Принимать учебную задачу.

14


Подготовка руки к письму (трафареты)

Комбинированный 2 ч

Самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Выполнять действия по словесной инструкции.

Выполнять инструкции учителя.

Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей

15


Осень. Работа с предметными картинками

Комбинированный 2 ч

Показывать и называть изображения предметов, располагать картинки в заданном порядке (вертикально и горизонтально). Составлять словосочетания с опорой на картинки.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять задание от начала до конца.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

16


Подготовка руки к письму (геометрические фигуры)

Комбинированный 2 ч

Рисовать по точкам и самостоятельно геометрические фигуры, закрашивать, выбирая цвет по инструкции.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Выполнять инструкции учителя.

Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей

17


Сбор урожая. Работа с предметными картинками

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть фрукты и овощи, соотносить с изображениями, использовать обобщающие понятия, называть предметы по порядку, указанному учителем.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять задание от начала до конца.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда на задание

Принимать учебную задачу.

18


Сезонная одежда. Работа с предметными картинками

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть предметы одежды, соотносить с изображениями использовать обобщающие понятия, называть предметы по порядку, указанному учителем, выделять первый звук в словах.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять задание от начала до конца.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда на задание

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

19


Подготовка руки к письму

Комбинированный 1 ч

Самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Выполнять инструкции учителя.

Сохранять учебную задачу. Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.














Календарно – тематическое планирование II четверть

3 часа в неделю, 7 недель- 21 час


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Кол-во час

Планируемый результат

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности





Содержание урока (ученик должен знать)

Личностные УУД

Познаватель

ные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1


«Как тебя зовут?»

Вводный 2 ч

Понимать и называть своё имя и фамилию, понимать и называть имена одноклассников, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»

Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, с товарищем.

Принимать учебную задачу.

2


Повторение

стихотворения В. Степанова «Разноцветный ветер»

Комбинированный 1 ч

Слушать стихотворение, соотносить строки из стихотворения с пиктограммами, определять последовательность событий в стихотворении с использованием пиктограмм

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

3


Развитие мелкой моторики

Комбинированный 1 ч

Повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук, по возможности повторять слова потешек за учителем при повторном прочтении

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

4


Мои учителя

Комбинированный 1 ч

Понимать значение слова «учитель», называть профессию по набору атрибутов, называть имена учителей в школе, соотносить имя и/или фото учителя с соответствующим уроком

Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли учителя. Формирование положительного уважительного отношения к учителям.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем.

Стремиться к налаживанию с ним общения.

Принимать учебную задачу.

5


Приветствие собеседника

Комбинированный 1 ч

Устанавливать зрительный контакт, приветствовать собеседника при помощи жеста (за руку) и фразы «доброе утро»

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по подражанию.

Осуществлять учебное сотрудничество с товарищем.

Принимать учебную задачу.

6


Кто как подает голос (звукоподражание)

Комбинированный 1 ч

Называть (показывать) животных по картинкам, соотносить игрушки животных с их изображением, повторять за учителем звукокомплексы.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу.

7


Развитие слухового внимания

Комбинированный 1 ч

Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

8


Развитие зрительного

восприятия

(конструирование)

Комбинированный 1 ч

Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением, обводить по контуру.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда задание.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

9


Прослушивание сказки про Машу и Дашу. («До свидания»)

Комбинированный 1 ч

Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы из сказки.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу.

10


Подготовка руки к письму (проведение линий)

Комбинированный 1 ч

Самостоятельно проводить линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

11


Моя семья

Комбинированный 1 ч

Понимать и/или называть имена членов своей семьи, соотносить членов своей семьи с фото (по имени, по родственному отношению). Выстраивать рассказ-последовательность о своей семье с помощью фото.

Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли семьи. Формирование положительного отношения к членам семьи..

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

12


Что такое книга?

Комбинированный 1 ч

Понимать и повторять за учителем слова, характеризующие понятие «книга», показывать соответствующие части книги, знать и показывать место хранения книг в классе, находить изображения книги на картинках и пиктограммах

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Выполнять действия по подражанию.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

13


История о моём классе.

Комбинированный 1 ч

Называть и показывать одноклассников на фото и в действительности, называть и показывать учителя класса, сопровождать речь учителя пиктограммами

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

14


Подготовка руки к письму (обведение по контуру)

Комбинированный 1 ч

Самостоятельно обводить по контуру изображения простых предметов,

Проводить линии внутри этих изображений

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

15


Праздник «Новый год»

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть изображения предметов, располагать картинки в заданном порядке (вертикально и горизонтально).

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Выполнять задание от начала до конца.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

16


Подготовка руки к письму (трафареты)

Комбинированный 1 ч

Самостоятельно обводить по трафарету предметы, штриховать.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

17


Сказка про Деда мороза.

Комбинированный 1 ч

Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы из сказки.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по подражанию.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.






Календарно – тематическое планирование III четверть

3 часа в неделю, 9 недель- 27 часов


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Кол-во час

Планируемый результат

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности





Содержание урока (ученик должен знать)

Личностные УУД

Познаватель

ные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1


«Как тебя зовут?» Глобальное чтение.

Комбинированный 2 ч

Понимать и называть своё имя и фамилию, понимать и называть имена одноклассников, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?», подбирать напечатанное имя к своей фотографии.

Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, с товарищем.

Принимать учебную задачу.

2


Зима. Работа с предметными картинками

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, отвечать на вопро с о назначении предметов, выстраивать в линейной последовательности слева направо.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

3


Развитие мелкой моторики

Комбинированный 1 ч

Повторять за учителем и выполнять самостоятельно движения пальцев и рук, по возможности повторять слова потешек за учителем при повторном прочтении

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

4


Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

Комбинированный 2 ч

Проводить волнистые линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

5


Сказка про Машу. («да» и «нет»)

Комбинированный 1 ч

Устанавливать зрительный контакт, слушать сказку, выделять персонажа с помощью наглядности, повторять за учителем слова «да», «нет», рассказывать сказку совместно с учителем с использованием наглядности и собственной речи.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

6


Дикие животные (работа с

предметными

картинками).

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы6 «кто это?», «где живёт?», выстраивать в линейной последовательности слева направо, использовать обобщающее слово

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

7


Развитие слухового внимания

Комбинированный 1 ч

Различать звукоподражания диких животных, определять источник звука, соотносить звук с картинкой, повторять названия звуков за учителем.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

8


Развитие зрительного

восприятия

(конструирование)

Комбинированный 2 ч

Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением, обводить по контуру.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

9


Сказка про мальчика Петю (хорошо, плохо)

Комбинированный 1 ч

Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы из сказки.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

10


Что такое книга?

Комбинированный 1 ч

Понимать и повторять за учителем слова, характеризующие понятие «книга», показывать соответствующие части книги, знать и показывать место хранения книг в классе, находить изображения книги на картинках и пиктограммах

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

11


История о моём классе

Комбинированный 1 ч

Называть и показывать одноклассников на фото и в действительности, называть и показывать учителя класса, сопровождать речь учителя пиктограммами

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

12


Подготовка руки к письму (проведение линий)

Комбинированный 1 ч

Самостоятельно проводить линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

13


Моя семья

Комбинированный 2 ч

Понимать и/или называть имена членов своей семьи, соотносить членов своей семьи с фото (по имени, по родственному отношению). Выстраивать рассказ-последовательность о своей семье с помощью фото, подбирать меня к фотографиям членов семьи.

Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли семьи. Формирование положительного отношения к членам семьи.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

14


Подготовка руки к письму (обведение по контуру)

Комбинированный 1 ч

Самостоятельно обводить по контуру изображения простых предметов,

Проводить линии внутри этих изображений

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

15


Прослушивание стихотворения «Если солнце за окном.. »

Комбинированный 1 ч

Слушать стихотворение, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в стихотворении с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы (слова) из стихотворения.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

16


Праздник 8 марта

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть изображения предметов и объектов, соотносить их с реальными объектами, располагать картинки в заданном порядке (вертикально и горизонтально).

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Выполнять действия по словесной инструкции.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

17


Подготовка руки к письму (трафареты)

Комбинированный 1 ч

Самостоятельно обводить по трафарету предметы, штриховать.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

18


Сказка про вежливого мальчика.

Комбинированный 1 ч

Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, повторять за учителем некоторые фразы из сказки.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

19


Подготовка руки к письму (наклонные линии).

Комбинированный 2 ч

Проводить наклонные линии, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

20


Домашние животные (работа с предметными картинками)

Комбинированный 2 ч

Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы: «кто это?», «где живёт?», выстраивать в линейной последовательности слева направо, использовать обобщающее слово

Формирование положительного отношения к домашним животным.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

21


Развитие слухового

восприятия


Комбинированный 1 ч

Различать звукоподражания диких

животных, определять источник

звука, соотносить звук с

картинкой, повторять названия

звуков за учителем.

Формирование положительного отношения к домашним животным.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда на задание.

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.



Календарно – тематическое планирование IV четверть

3 часа в неделю, 8 недель- 24 часа


п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Кол-во час

Планируемый результат

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности





Содержание урока (ученик должен знать)

Личностные УУД

Познаватель

ные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1


«Как тебя зовут?» Глобальное чтение.

Комбинированный 2 ч

Понимать и называть своё имя и фамилию, понимать и называть имена одноклассников, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?», подбирать напечатанное имя к своей фотографии и фотографиям своих одноклассников.

Формирование мотива, реализующего потребность в социальной значимой роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом, с товарищем.

Принимать учебную задачу.

2


Весна. Работа с предметными картинками

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, отвечать на вопрос о назначении предметов, выстраивать в линейной последовательности слева направо.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

3


Весна. Работа с сюжетной картинкой

Комбинированный 1 ч

Отвечать на вопросы по сюжетной картине, находить нужный объект по словесной инструкции, соотносить предметные картинки с объектами на сюжетной картине.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

4


Подготовка руки к письму. Волнистые линии.


Комбинированный 2 ч

Проводить волнистые линии в различном направлении, по инструкции брать карандаш соответствующего цвета.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

5


Сказка про вежливого мальчика .

Комбинированный 2 ч

Устанавливать зрительный

контакт, слушать сказку, выделять персонажа с помощью наглядности, рассказывать сказку совместно с учителем с использованием наглядности, употребляя в речи вежливые слова (спасибо, пожалуйста,

здравствуйте, до свидания).

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

6


Подготовка руки к письму

Комбинированный 2 ч

Выделять тетрадь среди других учебных принадлежностей,

находить клеточки в тетради, обводить клеточки простым карандашом

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

7


Цветы. Работа

предметными

картинками.

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, использовать обобщающее слово, выстраивать в линейной последовательности слева

направо.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Осуществлять учебное поведение:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание).

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

8


Развитие зрительного восприятия

(конструирование)

Комбинированный 2 ч

Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением, обводить по контуру.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

9


Прослушивание

стихотворения

«Одуванчик».

Комбинированный 2 ч

Слушать стихотворение, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в стихотворении с использованием пиктограмм, рассказывать стихотворение с использованием пиктограмм.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

10


Подготовка руки к письму

Комбинированный 2 ч

Выделять тетрадь среди других учебных принадлежностей, находить клеточки в тетради, обводить клеточки карандашом по инструкции учителя, закрашивать клетку соответствующим цветом.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

11


Насекомые. Работа с предметными картинками

Комбинированный 1 ч

Показывать и называть предметные картинки по теме, соотносить между собой, использовать обобщающее слово, выстраивать в линейной последовательности слева направо.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Принимать учебную задачу. Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

12


Прослушивание фрагмента сказки «Муха- Цокотуха»

Комбинированный 2 ч

Слушать сказку, соотносить персонажей с пиктограммами, определять последовательность событий в сказке с использованием пиктограмм, рассказывать сказку с использованием пиктограмм.

Стать более успешным в учебной деятельности

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Сохранять учебную задачу.

13


Подготовка руки к письму

Комбинированный 4 ч

Выделять тетрадь среди других учебных принадлежностей, находить клеточки в тетради, писать палочки по клеткам в тетради с помощью учителя

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Мотивировать свои действия.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!