СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 3 класса вариант 2 СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 3 класса вариант 2 СИПР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 3 класса вариант 2 СИПР»









  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 3А класса

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 69 часов.


   Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы под контролем учителя.

  Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Основные задачи:

Образовательные:

  • формирование умения слушать и понимать собеседника;

  • формирование умения выполнять несложные инструкции;

  • формирование умения отвечать на вопросы;

  • формирование правильной артикуляции и дикции;

  • формирование умения употреблять слова и выражения:

жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

  • формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;

- обучение умению делить слова на слоги;

  • обучение умению делить предложения на слова;

  • обучение правильной посадке при письме;

  • обучение правильному захвату карандаша;

  • обучение написанию слов, предложений по образцу;

  • обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру;

  • обучению разных видов штриховок: вертикальной, горизонтальной, боковой.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие речи;

  • развитие слухового и зрительного восприятия;

  • развитие памяти;

  • развитие внимания;

  • развитие зрительно-двигательной координации;

  • развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к процессу обучения;

  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

  • воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;

  • воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.


2. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 3-м классе является формирование следующих умений:

Овладевать начальными навыками адаптации в классе.

Положительно относиться к учебным занятиям.

Стать более успешным в учебной деятельности.

С заинтересованностью воспринимать учебный материал.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Мотивировать свои действия.

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Метапредметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу.

Сохранять учебную задачу.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

Контролировать свои эмоции.

Познавательные УУД:

Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

Использовать по назначению учебные материалы.

Выполнять действия сопряжено с учителем по образцу.

Выполнять действия по подражанию.

Выполнять действия по словесной инструкции.

Выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

Коммуникативные УУД:

Осуществлять учебное поведение:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),

- выполнять инструкции учителя.

Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

Стремиться к налаживанию с ними общения.

Предметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 3-м классе является формирование следующих умений:

Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

Уметь самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограммы, другие графические знаки.

Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.

Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей.

Понимать смысл узнаваемых слов.

Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.

Узнавать и различать образы графем (букв).

Копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова.

Знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «учитель»;

Уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка», «я», «ты».

Чтение:

Неречевые звуки:

- уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);

- уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;

- уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).

Речевые звуки:

- уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар, р – рычит собака, у –воет волк);

- уметь имитировать речевые звуки с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика;

- уметь определять принадлежность имитационных речевых звуков конкретному человеку;

- уметь различать неречевые и речевые звуки.

Буквы и звуки.

- уметь узнавать, конструировать и выделять букву;

- уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки.

Слово:

- уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;

- уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью учителя.

Предложение:

- уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;

- уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;

- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;

- уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;

- уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью учителя.

- уметь составлять предложения из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графически изображать с последующим «чтением» бегло и отдельными словами;

- уметь составлять предложения из трёх слов по двум предметным картинкам и условно-графически изображать с подстановкой различных слов- действий с последующим «чтением» предложения бегло и отдельными словами.

Слог:

- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги самостоятельно;

- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги с помощью учителя.

Письмо:

- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);

- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение альбома, карандаша).

Учебно-тематический план

Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммунникации» (Чтение) и «Развитие графомоторных навыков» (Письмо).


3. Содержание учебного предмета

       Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Коммуникация

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.  

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.

Чтение и письмо

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).


4. Календарно – тематическое планирование




п/п

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

Фактически

1

Речевая практика. Снова в школу. Урок Знаний!

01.09


2

Речевая практика. Снова в школу. Составление предложений по образцу.

02.09


3

Повторение изученных букв.

08.09


4

Знакомство с буквой «Рр». Чтение слогов, письмо строчной буквы «р» по образцу.

09.09


5

Буква «Рр». Чтение и письмо слогов и слов с буквой «р».

15.09


6

Буквы «Рр». Чтение текста. Письмо прописной буквы «Р».

16.09


7

Дифференциация букв р-л. Чтение текста. Письмо слов с изученными буквами.

22.09


8

Буква «Рр». Письмо слов и предложений с изученными буквами. Чтение слов и предложений.

23.09


9

Ребусы. Составление слов по слогам.

29.09


10

Речевая практика. Слушание сказки В. Сутеева «Кораблик».

30.09


11

Речевая практика. Подбор и рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Кораблик».

06.10


12

Знакомство с буквой «й». Письмо строчной буквы «й» по образцу.

07.10


13

Буквы «й -и». Чтение слов. Письмо слогов и слов с буквой «й».

13.10


14

Буквы й-и. Чтение текста. Письмо прописной буквы Й, предложений с изученными буквами.

14.10


15

Чтение текста. Образование прилагательных.

20.10


16

Чтение текста. Письмо слов, предложений с изученными буквами.

21.10


17

Чтение слов, словосочетаний. Письмо под диктовку.

27.10


18

Речевая практика. Телефонный разговор. Правила общения по телефону.

28.10


19

Речевая практика. Телефонный разговор. К Чуковский «Телефон» Заучивание отрывка стихотворения.

10.11


20

Знакомство с буквой «Жж». Письмо строчной буквы «ж» по образцу

11.11


21

Буква «Жж». Чтение слов и предложений. Письмо слогов и слов с буквой «ж».

17.11


22

Письмо прописной буквы «Ж». Чтение предложений.

18.11


23

Дифференциация букв ж-ш. Чтение слов. Письмо слов, предложений с изученными буквами.

24.11


24

Буквы ж-ш. Чтение текста. Письмо слов, предложений с изученными буквами.

25.11


25

Составление предложений по схеме. Письмо предложений с изученными буквами.

01.12


26

Речевая практика. Отправляюсь в магазин. Беседа по картинкам.

02.12


27

Итоговая аттестация за 1 полугодие.

08.12


28

Знакомство с буквой «Бб». Письмо строчной буквы «б» по образцу.

09.12


29

Буква «Бб». Чтение и письмо слогов с буквой «б».

15.12


30

Чтение текста. Письмо письменной буквы «Б».

16.12


31

Буква «Бб». Чтение текста. Письмо слов с изученными буквами.

22.12


32

Письмо предложений с изученными буквами.

23.12


33

Речевая практика. Сказка В. Сутеева «Мышонок и карандаш».

12.01


34

Речевая практика. Подбор и рассматривание иллюстраций к сказке.

13.01


35

Знакомство с буквой «Дд». Письмо строчной буквы «д» по образцу.

19.01


36

Буква «Дд». Чтение и письмо слогов с буквой «д».

20.01


37

Буква «Дд». Чтение слов. Письмо прописной буквы «Д».

26.01


38

Дифференциация букв «д-т». Чтение и письмо слов с изученными буквами.

27.01


39

Чтение текста. Письмо слов, предложений с изученными буквами.

02.02


40

Чтение текста. Письмо под диктовку.

03.02


41

Речевая практика. Я- зритель. Правила вежливого зрителя.

09.02


42

Речевая практика. Я- зритель. Ролевая игра «Кинотеатр».

10.02


43

Знакомство с буквой «Гг». Письмо строчной буквы «г» по образцу.

16.02


44

Буква «Гг». Чтение и письмо слогов с буквой «г».

17.02


45

Буква «Гг». Чтение текста. Письмо прописной буквы «Г».

24.02


46

Дифференциация букв «г-к». Чтение и письмо слов с изученными буквами.

02.03


47

Игра «Гуси - гуси». Письмо слов и предложений.

03.03


48

Чтение текста. Письмо предложений с изученными буквами.

09.03


49

Речевая практика. Какая сегодня погода? Беседа по картинкам.

10.03


50

Речевая практика. Какая сегодня погода? Откуда мы узнаем о прогнозе погоды.

16.03


51

Знакомство с буквой «ь». Письмо строчной буквы «ь» по образцу.

17.03


52

Буква «ь». Чтение и письмо слогов с буквой «ь».

30.03


53

Буква «ь». Отгадай, кому записка? Письмо слов.

31.03


54

Буква «ь». Чтение текста «На лугу». Письмо слов и предложений с буквой «ь».

06.04


55

Буква «ь». Чтение чистоговорок. Дифференциация слов с буквой «ь».

07.04


56

Мягкий знак-показатель мягкости на конце слова. Письмо слов, предложений с буквой «ь» на конце.

13.04


57

Списывание с печатного текста слов с «ь» на конце.

14.04


58

Дифференциация слов «Один - много».

20.04


59

Чтение текста. Письмо предложений с буквой «ь».

21.04


60

Речевая практика. Сказка В. Сутеев «Капризная кошка». Просмотр мультипликационного фильма.

27.04


61

Речевая практика. Сказка В. Сутеев «Капризная кошка». Пересказ по опорным картинкам.

28.04


62

Знакомство с буквой «Ее». Письмо строчной буквы «е» по образцу.

04.05


63

Буква «Ее». Чтение и письмо слогов с буквой «е».

05.05


64

Буква «Ее». Чтение текста. Письмо прописной буквы «Е».

11.05


65

Итоговая аттестация.

12.05


66

Чтение и письмо слов с изученными буквами.

18.05


67

Чтение и письмо предложений.

19.05


68

Добавь слово! Работа над текстом.

25.05


69

Итоговый урок.

26.05






5. Методические материалы.

Перечень учебной литературы:

Учебники:

•Аксенова А.К., С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» в 2 ч., Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.

• Комарова С.В. «Речевая практика» 1 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

• игрушки дидактические и сюжетные:

• магнитная доска;

• наборы сказочных персонажей;

• набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

• трафареты с изображением животных;

• графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

• сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

• презентации;

• книги с иллюстрациями русских народных сказок

• настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»)

• технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

• компьютерные устройства:

• информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания презентации.
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!