Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 3А класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года №576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года №38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2021-2022 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 69 часов.
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
При проведении уроков используют беседы, дидактические игры, практические работы под контролем учителя.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Основные задачи:
Образовательные:
формирование умения слушать и понимать собеседника;
формирование умения выполнять несложные инструкции;
формирование умения отвечать на вопросы;
формирование правильной артикуляции и дикции;
формирование умения употреблять слова и выражения:
жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги;
обучение умению делить предложения на слова;
обучение правильной посадке при письме;
обучение правильному захвату карандаша;
обучение написанию слов, предложений по образцу;
обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру;
обучению разных видов штриховок: вертикальной, горизонтальной, боковой.
Коррекционно – развивающие:
развитие речи;
развитие слухового и зрительного восприятия;
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие зрительно-двигательной координации;
развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
воспитывать интерес к процессу обучения;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Овладевать начальными навыками адаптации в классе.
Положительно относиться к учебным занятиям.
Стать более успешным в учебной деятельности.
С заинтересованностью воспринимать учебный материал.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Мотивировать свои действия.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Метапредметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу.
Сохранять учебную задачу.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.
Контролировать свои эмоции.
Познавательные УУД:
Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
Использовать по назначению учебные материалы.
Выполнять действия сопряжено с учителем по образцу.
Выполнять действия по подражанию.
Выполнять действия по словесной инструкции.
Выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
Коммуникативные УУД:
Осуществлять учебное поведение:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),
- выполнять инструкции учителя.
Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.
Стремиться к налаживанию с ними общения.
Предметными результатами изучения курса «Речь и альтернативная коммуникация» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Уметь самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограммы, другие графические знаки.
Уметь пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.
Использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей.
Понимать смысл узнаваемых слов.
Узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавать и различать образы графем (букв).
Копировать с образца отдельные буквы, слоги, слова.
Знать и называть слова, символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «учитель»;
Уметь и по возможности употреблять жесты и символы в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте» «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа» «бабушка», «я», «ты».
Чтение:
Неречевые звуки:
- уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);
- уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
- уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).
Речевые звуки:
- уметь имитировать неречевые звуки речевыми (например, ш – шипит гусь, з – звенит комар, р – рычит собака, у –воет волк);
- уметь имитировать речевые звуки с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика;
- уметь определять принадлежность имитационных речевых звуков конкретному человеку;
- уметь различать неречевые и речевые звуки.
Буквы и звуки.
- уметь узнавать, конструировать и выделять букву;
- уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки.
Слово:
- уметь условно – графически фиксировать 2-3слова с последующим «чтением» их вразбивку;
- уметь условно – графически фиксировать слово с последующим «чтением» с помощью учителя.
Предложение:
- уметь условно – графически фиксировать заданные предложения с последующим «чтением»;
- уметь подбирать одно из двух близких по содержанию предложение к заданной картинке с последующим «чтением» предложения по условно-графическому изображению;
- уметь делить предложение, состоящее из двух слов, условно-графически фиксировать и «читать» его;
- уметь составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам;
- уметь условно – графически фиксировать предложение с последующим «чтением» с помощью учителя.
- уметь составлять предложения из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графически изображать с последующим «чтением» бегло и отдельными словами;
- уметь составлять предложения из трёх слов по двум предметным картинкам и условно-графически изображать с подстановкой различных слов- действий с последующим «чтением» предложения бегло и отдельными словами.
Слог:
- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги самостоятельно;
- уметь делить слова (2 слога, 3 слога) на слоги с помощью учителя.
Письмо:
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение альбома, карандаша).
Учебно-тематический план
Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммунникации» (Чтение) и «Развитие графомоторных навыков» (Письмо).
3. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Коммуникация
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.
Чтение и письмо
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | Фактически |
1 | Речевая практика. Снова в школу. Урок Знаний! | 01.09 | |
2 | Речевая практика. Снова в школу. Составление предложений по образцу. | 02.09 | |
3 | Повторение изученных букв. | 08.09 | |
4 | Знакомство с буквой «Рр». Чтение слогов, письмо строчной буквы «р» по образцу. | 09.09 | |
5 | Буква «Рр». Чтение и письмо слогов и слов с буквой «р». | 15.09 | |
6 | Буквы «Рр». Чтение текста. Письмо прописной буквы «Р». | 16.09 | |
7 | Дифференциация букв р-л. Чтение текста. Письмо слов с изученными буквами. | 22.09 | |
8 | Буква «Рр». Письмо слов и предложений с изученными буквами. Чтение слов и предложений. | 23.09 | |
9 | Ребусы. Составление слов по слогам. | 29.09 | |
10 | Речевая практика. Слушание сказки В. Сутеева «Кораблик». | 30.09 | |
11 | Речевая практика. Подбор и рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Кораблик». | 06.10 | |
12 | Знакомство с буквой «й». Письмо строчной буквы «й» по образцу. | 07.10 | |
13 | Буквы «й -и». Чтение слов. Письмо слогов и слов с буквой «й». | 13.10 | |
14 | Буквы й-и. Чтение текста. Письмо прописной буквы Й, предложений с изученными буквами. | 14.10 | |
15 | Чтение текста. Образование прилагательных. | 20.10 | |
16 | Чтение текста. Письмо слов, предложений с изученными буквами. | 21.10 | |
17 | Чтение слов, словосочетаний. Письмо под диктовку. | 27.10 | |
18 | Речевая практика. Телефонный разговор. Правила общения по телефону. | 28.10 | |
19 | Речевая практика. Телефонный разговор. К Чуковский «Телефон» Заучивание отрывка стихотворения. | 10.11 | |
20 | Знакомство с буквой «Жж». Письмо строчной буквы «ж» по образцу | 11.11 | |
21 | Буква «Жж». Чтение слов и предложений. Письмо слогов и слов с буквой «ж». | 17.11 | |
22 | Письмо прописной буквы «Ж». Чтение предложений. | 18.11 | |
23 | Дифференциация букв ж-ш. Чтение слов. Письмо слов, предложений с изученными буквами. | 24.11 | |
24 | Буквы ж-ш. Чтение текста. Письмо слов, предложений с изученными буквами. | 25.11 | |
25 | Составление предложений по схеме. Письмо предложений с изученными буквами. | 01.12 | |
26 | Речевая практика. Отправляюсь в магазин. Беседа по картинкам. | 02.12 | |
27 | Итоговая аттестация за 1 полугодие. | 08.12 | |
28 | Знакомство с буквой «Бб». Письмо строчной буквы «б» по образцу. | 09.12 | |
29 | Буква «Бб». Чтение и письмо слогов с буквой «б». | 15.12 | |
30 | Чтение текста. Письмо письменной буквы «Б». | 16.12 | |
31 | Буква «Бб». Чтение текста. Письмо слов с изученными буквами. | 22.12 | |
32 | Письмо предложений с изученными буквами. | 23.12 | |
33 | Речевая практика. Сказка В. Сутеева «Мышонок и карандаш». | 12.01 | |
34 | Речевая практика. Подбор и рассматривание иллюстраций к сказке. | 13.01 | |
35 | Знакомство с буквой «Дд». Письмо строчной буквы «д» по образцу. | 19.01 | |
36 | Буква «Дд». Чтение и письмо слогов с буквой «д». | 20.01 | |
37 | Буква «Дд». Чтение слов. Письмо прописной буквы «Д». | 26.01 | |
38 | Дифференциация букв «д-т». Чтение и письмо слов с изученными буквами. | 27.01 | |
39 | Чтение текста. Письмо слов, предложений с изученными буквами. | 02.02 | |
40 | Чтение текста. Письмо под диктовку. | 03.02 | |
41 | Речевая практика. Я- зритель. Правила вежливого зрителя. | 09.02 | |
42 | Речевая практика. Я- зритель. Ролевая игра «Кинотеатр». | 10.02 | |
43 | Знакомство с буквой «Гг». Письмо строчной буквы «г» по образцу. | 16.02 | |
44 | Буква «Гг». Чтение и письмо слогов с буквой «г». | 17.02 | |
45 | Буква «Гг». Чтение текста. Письмо прописной буквы «Г». | 24.02 | |
46 | Дифференциация букв «г-к». Чтение и письмо слов с изученными буквами. | 02.03 | |
47 | Игра «Гуси - гуси». Письмо слов и предложений. | 03.03 | |
48 | Чтение текста. Письмо предложений с изученными буквами. | 09.03 | |
49 | Речевая практика. Какая сегодня погода? Беседа по картинкам. | 10.03 | |
50 | Речевая практика. Какая сегодня погода? Откуда мы узнаем о прогнозе погоды. | 16.03 | |
51 | Знакомство с буквой «ь». Письмо строчной буквы «ь» по образцу. | 17.03 | |
52 | Буква «ь». Чтение и письмо слогов с буквой «ь». | 30.03 | |
53 | Буква «ь». Отгадай, кому записка? Письмо слов. | 31.03 | |
54 | Буква «ь». Чтение текста «На лугу». Письмо слов и предложений с буквой «ь». | 06.04 | |
55 | Буква «ь». Чтение чистоговорок. Дифференциация слов с буквой «ь». | 07.04 | |
56 | Мягкий знак-показатель мягкости на конце слова. Письмо слов, предложений с буквой «ь» на конце. | 13.04 | |
57 | Списывание с печатного текста слов с «ь» на конце. | 14.04 | |
58 | Дифференциация слов «Один - много». | 20.04 | |
59 | Чтение текста. Письмо предложений с буквой «ь». | 21.04 | |
60 | Речевая практика. Сказка В. Сутеев «Капризная кошка». Просмотр мультипликационного фильма. | 27.04 | |
61 | Речевая практика. Сказка В. Сутеев «Капризная кошка». Пересказ по опорным картинкам. | 28.04 | |
62 | Знакомство с буквой «Ее». Письмо строчной буквы «е» по образцу. | 04.05 | |
63 | Буква «Ее». Чтение и письмо слогов с буквой «е». | 05.05 | |
64 | Буква «Ее». Чтение текста. Письмо прописной буквы «Е». | 11.05 | |
65 | Итоговая аттестация. | 12.05 | |
66 | Чтение и письмо слов с изученными буквами. | 18.05 | |
67 | Чтение и письмо предложений. | 19.05 | |
68 | Добавь слово! Работа над текстом. | 25.05 | |
69 | Итоговый урок. | 26.05 | |
5. Методические материалы.
Перечень учебной литературы:
Учебники:
•Аксенова А.К., С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» в 2 ч., Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.
• Комарова С.В. «Речевая практика» 1 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2017.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
• игрушки дидактические и сюжетные:
• магнитная доска;
• наборы сказочных персонажей;
• набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
• трафареты с изображением животных;
• графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
• сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
• презентации;
• книги с иллюстрациями русских народных сказок
• настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»)
• технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
• компьютерные устройства:
• информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания презентации.