СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: "Технология" для 5-8-х классов по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету: "Технология" для 5-8-х классов по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету: "Технология" для 5-8-х классов по ФГОС»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета Технология

Основное общее образование 5-8 класс

245 часов

Рабочая программа по технологии составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторской программы курса технологии для 5-8 классов общеобразовательных учреждений.



Рабочая программа по технологии (технический труд) для второй ступени обучения (5-8 класс)


Структура документа

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента образовательного стандарта 2004 года, примерной программы основного общего образования по технологии (технический труд) для 5-8 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и Программы по технологии для 5-8 классов, под редакцией Симоненко В.Д.- М.: Вентана-Граф


Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий в себя: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, тематический план; основное содержание всех тем с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; учебно-методический комплект, информационно-методические источники


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• культура и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• проектная деятельность;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно- практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Россий­ской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология».

В том числе: в V, VI и VII классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII классе – 34 часа.


Обще учебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа учебного предмета Технология предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области Технология на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения


Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.



Тематический план рабочей программы V-VIII классы – 245 часов

п\п

Разделы и темы

Количество часов по классам

V

VI

VII

VIII

1

Вводное занятие

2

2

2

1

2

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов

38

40

50

11

2.1

Охрана труда

2

2

2

1

2.2

Материаловедение

16

8

8

7

2.3

Машиноведение

2

10

22

2

2.4

Конструирование и моделирование

2

22

6

1

2.5

Декоративно-прикладное творчество

16

2

4


3

Технологии ведения дома

6

4

4

4

3.1

Интерьер помещения.

2




3.2

Уход за одеждой и ее ремонт

2




3.3

Бюджет семьи. Составляющие бюджета.

2




3.4

Комнатные растения


2



3.5

Рациональное планирование расходов


2



3.6

Устройство мебельной фурнитуры, ее замена



2


3.7

Коммунальные платежи



2


3.8

Ремонт жилого помещения. Техническая документация. Способы энергосбережения.




1

3.9

Утепление перекрытий




1

3.10

Малярные работы с масляными и водно-дисперсионными красками




1

3.11

Гидроизоляция помещения.




1

3.12

Гниль, причины её появления и борьба с гнилью.




1

3.13

Малярные работы. Ремонт поверхностей из гипсокартона




1

3.14

Ведение в предпринимательскую деятельность




1

4

Электротехнические работы

4

4

4

7

4.1

Устройство электрических цепей

2




4.2

Электроосветительные приборы. Электроприводы.

2

2



4.3

Устройства с электромагнитом


2



4.4

Электротехнические устройства



2


4.5

Электроприводы



2


4.6

Простые электронные устройства




1

4.7

Устройства с элементами автоматики




1

4.8

Факторы воздействия электрического тока на организм человека




1

4.9

Правила электрической и пожарной безопасности при электромонтажных и сварочных работах




1

4.10

Источники питания сварочной дуги.




1

4.11

Виды электродов и сварочной проволоки.




1

4.12

Классификация сварочных швов.




1

5

Черчение и графика

4

4

4

4

5.1

Техника выполнения чертежей и правила их выполнения. Условнографическиесимволы.

2




5.2

Геометрические построения

2




5.3

Чтение и выполнение чертежей, эскизов, схем.


2



5.4

Сечение и разрезы


2



5.5

Сборочные чертежи



2


5.6

Прикладная графика



2


6

Современное производство и профессиональное образование

8

4

4

4

6.1

Производство и его значение в жизни людей.

2




6.2

Структура промышленного предприятия

2




6.3

Профессиональное образование.

2




6.4

Типы профессии.

2




6.5

Содержание и уровень квалификации труда


2



6.6

Склонности и способности


2



6.7

Цена и продвижение товаров



2


6.8

Правила построения карьеры



2


6.9

Производственные объединения родного края




1

6.10

Факторы, влияющие на уровень оплаты труда




1

6.11

Пути получения профессионального образования




1

6.12

Учебные заведения в регионе




1

7

Ландшафтный дизайн

4




7

Принципы планирования участка

2




7.1

Способы обустройства пришкольного участка: забор, дорожки, живые изгороди

2




7.2

Создание микроландшафта


2



7.3

Способы обустройства пришкольного участка – альпийские горки


2



7.4

Цветы в оформлении участка



2


7.5

Газоны и их типы



2


8

Резерв учебного времени

2

2

2

1


Итого

68

68

68

34


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

V КЛАСС

Вводное занятие (2 часа)

Основные теоретические сведения: Технологи как учебная дисциплина и как наука. Знакомство с целями и задачами учебного предмета, основными разделами и темами. Организация теоретической и практической части на уроках технологии. Инструктаж по технике безопасности при работе в учебной мастерской.

Практические работы:Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе.

Варианты объектов труда: Учебник «Технология» для 5 класса. Знакомство с помещением для столярных мастерских.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (38 часов).

Охрана труда на ручном рабочем месте

Основные теоретические сведения: Охрана труда. Столярный верстак. Ручные инструменты

Практические работы:Знакомство с рабочим местом и средствами защиты. Регулировка верстака.

Варианты объектов труда:Верстак. Средства защиты.

Классификация сталей. Свойства черных и цветных металлов. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Сталь как конструкционный материал. Цветные и черные металлы. Применение стали для создания изделий.

Практические работы:Знакомство с видами металлов

Варианты объектов труда:Учебник «Технология» для 5 класса.

Работа с тонколистовым металлом. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Тонковолокнистый металл. Виды тонколистового металла и способы его получения. Понятия жесть, кровельная сталь. Изделия изготовленные из тонковолокнистого металла.

Практические работы:Виды металлов и сплавов. Работа в рабочей тетради.

Варианты объектов труда:Технологическая карта, виды металлов и сплавов.

Сверление отверстий на сверлильном станке.Техника безопасности при работе. Клепка металла. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Типы сверлильных станков. Назначение и устройство сверлильного станка. Подготовка станка к работе. Техника безопасности при работе.Уход, чистка и смазка сверлильного станка.Соединение деталей из тонколистового металла и проволоки при помощи заклепок.

Практические работы:Уход, чистка и смазка сверлильного станка.

Варианты объектов труда:Сверлильный станок

Способы соединения тонколистового металла. Фальцевые швы. Приемы работы и техника безопасности.(2 часа)

Основные теоретические сведения: Соединение деталей из тонколистового металла и проволоки при помощи фальцевого шва. Понятие фальцевые швы. Правила выполнения фальцевых швов с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ.

Практические работы:Соединение подвески при помощи фальцевых швов

Варианты объектов труда:Заготовки деталей,инструменты и приспособления для сборочных работ.

Разработка проекта. Конструирование изделия из тонколистовой стали.

Разработка эскизного варианта. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Последовательность процесса конструирования изделия. Гибка и правка металла.

Практические работы:Разработка эскизов и чертеж собственного изделия.

Варианты объектов труда:Альбомный лист и чертёжные инструменты.

Разметка и резка металла ручными ножницами. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Разметка и резка металла. Ручные инструменты для резки. Техника безопасности при работе.

Практические работы:Работа над проектом

Варианты объектов труда:Слесарные ножницы. Металлические заготовки.

Пиломатериалы и древесные материалы, их виды и свойства. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Виды древесных материалов и область их применения. Виды пиломатериалов. Получение пиломатериалов и фанеры. Понятие пласть, кромка, торец, ребро.

Практические работы:Составление коллекции пиломатериалов.

Подобрать виды пиломатериалов.

Варианты объектов труда:Образцы пиломатериалов.

Пиломатериалы и листовые древесные материалы. Ножовка для поперечного пиления. Техника безопасности при работе ножовкой. Приемы разметки и пиления.(2 часа)

Основные теоретические сведения: Столярная ножовка. Виды столярных ножовок. Правила пользование столярной ножовкой. Техника безопасности при работе ножовкой. Понятие стусло. Приемы рациональной разметки и пиления заготовки столярной ножовкой.

Практические работы:Приемы разметки и пиления заготовки ножовкой.

Варианты объектов труда:Деревянная заготовка, столярная ножовка.

Строгальный инструмент для строгания древесины (шерхебель, рубанок).

Устройство, настройка. Приемы строгания. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания и их устройство правила работы.Техника безопасности при работе инструментом.

Практические работы:Строгание древесины

Варианты объектов труда:Деревянная заготовка, рубанок

Машиноведение (2 часа)

Устройство машин и механизмов (2 часа)

Основные теоретические сведения: Знакомство с устройством, назначением механизма, правилами применения механизма и машины, уходом за механизмом и машиной. Определение КПД

Практические работы:Работа в рабочей тетради.

Варианты объектов труда:Схемы механизмов и машин. Рабочая тетрадь.

Конструирование и моделирование. (2 часа)

Основные понятия о конструкции и конструировании (2 часа)

Основные теоретические сведения:Понятие конструирование. Последовательность процесса конструирования изделия. Изучение конструкций изделий (форма, простота изготовления, способы соединения).

Практические работы:Изготовление изделия «Колодка»

Варианты объектов труда:Заготовки из древесины, Ручной столярный инструмент, Чертежные принадлежности.


Декоративно прикладное творчество (8 часов)

Виды художественных ремесел (2 часа)

Основные теоретические сведения:Художественные ремесла. Резьба по дереву, плетение из бересты и лозы, гончарное дело.

Практические работы:Знакомство с ремеслами, подготовка заготовок.

Варианты объектов труда:Заготовки из древесины, резцы.

Резьба по дереву. Виды резьбы.(2 часа)

Основные теоретические сведения: Резьба по дереву. Виды резцов, геометрическая резьба. Правила разметки.

Практические работы:Резьба по дереву.

Варианты объектов труда:Заготовки из древесины, резцы.


Виды проволоки, ее промышленное производство и применение.Правка, зачистка и резка мягкой проволоки. (2 часа)

Основные теоретические сведения

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж деталей из проволоки. Основные приёмы резания и зачистки проволоки

Практические работы

Разрезание и зачистка проволоки

Варианты объектов труда

Заготовки деталей, тиски сверло.

Основные теоретические сведения


Работа с мягкой проволокой. Правка и гибка на оправках. (2 часа)

Технологические процессы создания изделий из листового металла и проволоки. Приёмы ручной правки, разметки заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов. Приемы ручной обработки: резание, гибка. Инструменты и приспособления для ручных работ по металлу. Типы металла и проволоки. Виды гнущегося металла. Способы сгибания металла и проволоки

Практические работы

Изготовление изделия «кольцо для брелока»

Варианты объектов труда

Проволока, технологическая карта.

Изготовление плоскостной фигуры из проволоки (2 часа)

Основные теоретические сведения: Плоскостная фигура, инструктирование.Приёмы ручной правки, разметки заготовки для детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов. Приемы ручной обработки: резание, гибка.

Практические работы:Изготовление плоскостной фигуры « Бабочка»

Варианты объектов труда:Проволока, технологическая карта.

Лобзик. Устройство, сборка. Разметка на фанере. Способы разметки. Работа лобзиком. (2 часа)

Основные теоретические сведения:

Лобзик. Устройство и назначение. Разметка и выпиливание заготовки из фанеры. Техника безопасности при работе инструментом.

Практические работы:

Разметка и выпиливание заготовки из фанеры.

Варианты объектов труда:

Фанера, лобзик, шаблоны заготовок.


Выпиливание лобзиком по разметке. (2 часа)

Основные теоретические сведения

правила техники безопасности при работе инструментом.

Практические работы

изготовление деталей стола и стула из фанеры для кукольного домика

Варианты объектов труда

Чертеж и заготовка деталей стола и стула.

Отделка изделий из фанеры.Декоративная окраска. Сборка на клей. (2 часа)

Основные теоретические сведения

Защитная и декоративная отделка изделий из фанеры. Зачистка. Окрашивание, покрытие лаком. Техника безопасности при отделке древесины. Знакомство с инструментами: расшпиль, шлифовальная шкурка. Склеивание фанеры.

Практическая работа

Сборка и отделка столика.

Варианты объектов труда

Готовое изделие, ручной инструмент: расшпиль, шлифовальная шкурка.


Технология ведения дома (6 часов)

Интерьер помещения.(2 часа)

Основные теоретические сведения

Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении. Подбор средств интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи. Использование декоративных растений для оформления жилых помещений. Варианты декоративного украшения кухни изделиями собственного изготовления.

Практическая работа

Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей

Варианты объектов труда

Альбомный лист, краски, карандаши

Уход за одеждой и ее ремонт (2 часа)

Основные теоретические сведения

Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Особенности ухода за меховыми изделиями и кожаными, за вязанными и трикотажными Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки дома. Периодичность уборки и средства бытовой химии. Приемы безопасного труда.

Практические работы

Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви. Влажная уборка дома.

Варианты объектов труда

Изделие, подлежащее ремонту, обувь.

Бюджет семьи. Составляющие бюджета. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Бюджет, доходы, источники дохода, расходы

Практические работы:Составление таблицы личных расходов и доходов

Варианты объектов труда:Учебник по технологии для 5 класса, ручка, тетрадь.

Электротехнические работы (4 часа)

Устройство электрических цепей (2 часа)

Основные теоретические сведения: Общее понятие об электрическом токе. Виды источников токаи потребителей электрической энергии.Электрические цепи, провода. Назначение электрических цепей

Практические работы:Составление схемы электрической цепи.

Варианты объектов труда:Тетрадь, образцы электрических цепей

Электроосветительные приборы. Электроприводы. (2 часа)

Основные теоретические сведения

Общее понятие об электрическом токе. Виды источников токаи потребителей электрической энергии. Электроосветительные приборы. Пути экономии электрической энергии. Лампы накаливания и люминисцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. Строение лампочки. Гальванические источники тока, разновидности, их сравнительные характеристики и область применения. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ. Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Организация рабочего места и приемы безопасного труда.

Практические работы

Разработка плана размещения осветительных приборов в комнате, кухне.

Варианты объектов труда

Альбомный лист и чертёжные инструменты.

Черчение и графика (4часа)

Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Условно графические символы. (2 часа)

Основные теоретические сведения

Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Виды чертежных инструментов: готовальня, циркули, рейсшина, чертёжные угольники. Чертёжные материалы и принадлежности: чертёжная бумага, карандаши. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий. Оборудование рабочего места. Применение компьютера для выполнения чертежей. Профессии, связанные с выполнением графических чертёжных работ.

Практические работы

Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов. Выполнение основных линий чертежа при конструировании выкроек.

Варианты объектов труда

Образцы графической документации. ЕСКД. Чертежи выкроек.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов, схем и технологических карт. (2 часа)

Основные теоретические сведения

Понятие эскиз, схема и технологическая карта. Эскиз предмета. Последовательность работы с эскизами.

Практические работы

Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки.

Варианты объектов труда

Эскизы, чертежи изделий.

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (8 часов)

Производство и его значение в жизни людей. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Промышленное производство, цели производства, продукция предприятий.

Практические работы:Изучение видов промышленных технологий.

Варианты объектов труда:Мультимедийная презентация, конспект.

Структура промышленного предприятия (2 часа)

Основные теоретические сведения: Разделение труда на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда.

Практические работы:Разработка вариантов расположения цехов.

Варианты объектов труда:Мультимедийная презентация, конспект.

Профессиональное образование. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Профессиональное образование, профессия, специальность. Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг

Практические работы:Составление классификации Образовательных учреждений.

Варианты объектов труда:Мультимедийная презентация, конспект.

Типы профессии. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Практические работы:Составление классификации профессий

Варианты объектов труда:Мультимедийная презентация, конспект

Ландшафтный дизайн (4 часа)

Принципы планирования участка (2 часа)

Основные теоретические сведения:Участок, разметка местности.Декоративное садоводство и цветоводство.Характеристика основных типов почв. Чтение почвенных карт.

Практические работы:Выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий.

Варианты объектов труда:Ручные инструменты, пришкольный участок.

Способы обустройства пришкольного участка: забор, дорожки, живые изгороди (2 часа)

Основные теоретические сведения: Забор, дорожки, живые изгороди, как элементы участка.

Практические работы:Разметка дорожки

Варианты объектов труда:Ручные инструменты, пришкольный участок.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны:

знать:

 что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

 основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

 пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

 особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

 о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;

 что текстовая и графическая информация.

· какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке.

 общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;

 назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

 основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

 виды пиломатериалов;

 возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

 источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

 технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;


уметь:

 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

 выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно – технологическим картам

· обрезать штамповую поросль;

 читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

 понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

 графически изображать основные виды механизмов передач;

 находить необходимую техническую информацию;

 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

 читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

 выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;

 соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах.

 владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

 применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

· набирать и редактировать текст;

· создавать простые рисунки;

· работать на ПЭВМ в режиме калькулятора


Должны владеть компетенциями:

 ценностно-смысловой;

 деятельностной;

 социально-трудовой;

 познавательно-смысловой;

 информационно-коммуникативной;

 межкультурной;

 учебно-познавательной.


Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 вести экологически здоровый образ жизни;

 использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;

 проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.


VI КЛАСС


1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2часа)

Основные теоретические сведения

Технологи как учебная дисциплина и как наука. Знакомство с целями и задачами учебного предмета, основными разделами и темами. Организация теоретической и практической части на уроках технологии. Инструктаж по технике безопасности при работе в учебной мастерской.

Практические работы

Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 6 классе.

Варианты объектов труда

Учебник «Технология» для 6 класса.


Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (24 часа)


Основные теоретические сведения: Охрана труда. Опасные факторы на машинном рабочем месте.

Практические работы:Знакомство с факторами, воздействующими на работника

Варианты объектов труда:Учебник «Технология» для 6 класса.

Материаловедение (8 часов)

Заготовка древесины, строение древесины (2 часа)

Основные теоретические сведения: Виды и способы получения древесиныЗаготовка древесины. Виды продукции, получаемой из древесины. Физические свойства древесины.

Практические работы:Определение твердости древесины.

Варианты объектов труда:Образцы древесины

Пиломатериалы. Способы получения. Применение пиломатериалов. (2 часа)

Основные теоретические сведения:Виды и способы получения древесины и пиломатериалов. Производство и применение пиломатериалов.

Практические работы:Составление коллекции пиломатериалов.

Подобрать виды пиломатериалов.

Варианты объектов труда:Образцы пиломатериалов.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. (2 часа)

Основные теоретические сведения

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Правила поведения на природе.

Практические работы

Составление кроссворда.

Разработка плаката на тему: Охрана природы.

Варианты объектов труда

Тетрадь.

Металлы и сплавы. Сортовой прокат. (2 часа)

Основные теоретические сведения

Понятие металлы и сплавы. Виды черных и цветных металлов их характеристика. Виды сплавов из черных и цветных металлов. Свойства металлов. Механические и технологические свойства металлов и сплавов.Основные прокатные профили и их назначение. Понятие «сортовой прокат», « профиль проката», «полуфабрикаты».

Практическая работа

Виды черных и цветных металлов.

Работа в рабочей тетради.

Варианты объектов труда

Технологическая карта, виды металлов и сплавов.

Машиноведение (10 часов)

Техника безопасности при работе на станке FH-1000. Его устройство. Закрепление и обработка заготовки (2 часа)

Основные теоретические сведения: Устройство и назначение токарного станка. Правила и приемы работы на токарном станке. Правила техники безопасной работы на токарном станке

Практические работы:Точение детали на токарном станке.

Варианты объектов труда:Деревянная заготовка, токарный станок.

Кинематическая схема станка FH-1000 (2 часа)

Основные теоретические сведения: Уход, чистка токарного станка. Понятия шпиндель, кинематическая схема.

Практические работы:Точение детали на токарном станке.

Варианты объектов труда:Деревянная заготовка, токарный станок.


Токарные резцы. Устройство задней бабки станка FH-1000. Обработка цилиндрической поверхности (2 часа)

Основные теоретические сведения: Способы и последовательность изготовления цилиндрических и конических деталей на токарном станке. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Работа с технологической картой.

Практические работы:Точения деталей цилиндрической формы на токарном станке.

Составление технологической карты.

Варианты объектов труда:Деревянная заготовка, токарный станок.


Приемы сверления изделий из листового металла. Техника безопасности при работе (2 часа)

Основные теоретические сведения:Сверлильный станок. Устройство и подготовка к работе. Приемы сверления изделий из листового металла. Техника безопасности при работе

Практические работы:Сверление заготовок

Варианты объектов труда:Заготовки из тонколистового металла.


История развития техники. (2 часа)

Основные теоретические сведения: Технические приспособление, мускульная тяга, паровые машины, электрификация.

Практические работы:Составление конспекта

Варианты объектов труда:тетрадь, мультимедийная презентация

Конструирование и моделирование (22 часа)

Основные теоретические сведения: Модель, виды моделей, назначение моделей.

Пиление древесины поперек волокон. Техника безопасности при работе. Ножовка. Виды ножовок. Инструменты длястрогание древесины. Устройство и настройка рубанка. Соединение столярных элементов ½. Виды соединений. Угловое концевое соединение. Техника безопасности при работе долотом. Долото. Проушина. Виды и способы отделки изделий. Виды красок.

Зубило слесарное. Чистка зубил. Углы заточки. Приемы рубки листового металла. Техника безопасности при работе. Приемы опиливание изделий из листового металла. Виды напильников и их назначение. Виды и способы отделки металлов. Шлифовка. Доводка. Полировка. Разметка металла. Способы резки сортового проката Ножовка по металлу, ее устройство и приемы работы. Техника безопасности при работе.

Штангенциркуль. Его устройство и назначение. Правила обращения со штангенциркулем. Приемы измерения. Устройство шкалы нониуса. Понятие «разметка». Разметка заготовок сортового проката. Нанесение прямых, параллельных, перпендикулярных линий.Понятие опиливание. Виды и способы опиливания заготовок из сортового проката.Слесарная ножовка. Устройство и настройка ручного слесарного инструмента. Способы и приемы разрезания.

Практические работы:Виды черных и цветных металлов. Работа в рабочей тетради.Знакомство со свойствами металлов и сплавов.Знакомство с видами сортового проката. Изготовление угольника крепежного Составление технологической карты.Измерение размеров деталей штангенциркулем. Выполнение упражнений на правило нанесения линий на деталь. Выполнение упражнений на правило нанесения линий на деталь.Выполнение упражнений на правило рубки детали.Выполнение упражнений на правило опиливания детали..Соединение изделий вполдерева. Выполнение чертежа основы колодки.

Варианты объектов труда:Тетрадь, карандаш, линейка.Шаблоны заготовок, Клей,ручной инструмент: рашпиль, шлифовальная шкурка.

Декоративно-прикладное творчество (2 часа)

Основные теоретические сведения: Ремесла костромской области. Ремесленное производство на современном этапе.

Практические работы:Изучение видов ремесел

Варианты объектов труда:Тетрадь, конспект.

Технология ведения дома (4 часа)

Основные теоретические сведения: Способы размножения многолетних растений. Пересадка кактуса. Расходы. Виды расходов. Рациональное планирование бюджета.Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве: выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке

Практические работы:Подготовка почвы. Пересадка растений, Составление таблицы расходов и доходов, списка покупок.

Варианты объектов труда:Почва подготовленная, рассада, многолетние цветы, тетрадь.

Электротехнические работы (4 часа)

Основные теоретические сведения: Электромагнит. Устройство и применение. Осветительные приборы. Типы и назначение. Сокращение расходов на освещение.Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Выбор путей экономии электрической энергии. Сборка моделей простых электронных устройств из промышленных деталей и деталей конструктора по схеме; проверка их функционирования.

Практические работы:Расчет стоимости электроэнергии.Приёмы изоляции провода

Варианты объектов труда:Провода, электроустановочные изделия: патрон, электрическая лампа, выключатель, вилка, розетка.

Черчения и графика (4 часа)

Основные теоретические сведения: Чертеж. ЕСКД. Эскиз. Технический рисунок. Сечение, разрез.Правила нанесения размеров на чертеже.

Практические работы:Выполнение сечений и разрезов.

Варианты объектов труда:Чертежные инструменты.

Сферы производства (2 часа)

Основные теоретические сведения

Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работников. Виды массовых профессий в сфере производства и сервиса в регионе.

Практические работы

Определение сферы интересов.

Варианты объектов труда

Тест

Профессиональное образование (2 часа)

Основные теоретические сведения: Способности работника. Профессиональный рост.

Практические работы:Составление личной профессиональной карты.

Варианты объектов труда:тетрадь.

Ландшафтный дизайн (4 часа)

Основные теоретические сведения: Микроландшафт и его элементы.

Альпийская горка.

Практические работы:Конспект. Разметка территории

Варианты объектов труда:Модель альпийской горки.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны

знать:

 что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

 основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

 пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

 особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

 о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;

 виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

 общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;

 назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

 основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

 виды пиломатериалов;

 возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

 источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

 технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;

 общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

уметь:

 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

 осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

 производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;

 читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

 понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

 графически изображать основные виды механизмов передач;

 находить необходимую техническую информацию;

 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

 читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

 выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;

 выполнять шиповые соединения;

 шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

 владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

 применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

Должны владеть компетенциями:

 ценностно-смысловой;

 деятельностной;

 социально-трудовой;

 познавательно-смысловой;

 информационно-коммуникативной;

 межкультурной;

 учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 вести экологически здоровый образ жизни;

 использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;

 проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.


Содержание программы учебного предмета

7 класс (70 часов)

Вводное занятие (2 часа)

Основные теоретические сведения: Предмет технология. Технологии. Технологии и общество. Инструктаж по технике безопасности при работе в учебной мастерской.

Практические работы:Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе.

Варианты объектов труда:Учебник «Технология» для 7 класса.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (40 часов).

Охрана труда (2 часа)

Основные теоретические сведения: Охрана труда на производстве. Документы по охране труда

Практические работы:Составление перечня документов

Варианты объектов труда:Документы по охране труда, тетрадь.

Материаловедение (8 часов)

Основные теоретические сведения: Конструкционные свойства древесины. Пороки древесины.Пороки древесины. Виды пороков. Их влияние на качество изделий. Методика сушки древесины. Металлы. Классификация и маркировка углеродистых и легированных сталей

Практические работы:Определение пороков древесиныЛабораторная работа «Пороки древесины», Сушка древесины. Лабораторная работа “Определение влажности древесины”. Составление карточки «Маркировка стали»

Варианты объектов труда:Образцы древесины различной влажности, образцы маркированной стали.

Машиноведение (22 часа)

Основные теоретические сведения: СТД FH-1000. Подготовка заготовки. Техника обработки цилиндрической заготовки. ТВ-6. Коробка скоростей. Обработка наружных поверхностей. Токарные резцы. Отрезание заготовки. Отрезные резцы. Различные режимы резания на станке ТВ-6.Подрезание торцев и уступов. Виды и назначение токарных резцов. Материал и углы заточки резцов. Устройство и назначение задней бабки. Сверление отверстий на токарном станке. Технология нарезания наружной резьбы и применяемый инструмент. Технология нарезания внутренней резьбы и применяемый инструмент. Разработка проекта. Виды отделочных работ и технология их выполнения на токарном станке.

Практические работы:Подготовка заготовки.Обработка цилиндрической поверхности. Изготовление изделия «скалка». Настройка станка ТВ-6. Обработка цилиндрической заготовки. Резка заготовок на станке П/р “ Приемы подрезания торцов и уступов ”П/р “Обработка фасонных и конических поверхностей ”П/р “Сверление отверстий на токарном станке ”П/р “Нарезание резьбы на стержне ”П/р “Нарезание внутренней резьбы

Варианты объектов труда:Станки FH-1000, ТВ-6, Цилиндрические заготовки, резьбонарезное оборудование.

Конструирование и моделирование (6 часов)

Основные теоретические сведения: Соединение столярных изделий. Виды и способы соединения древесины (при помощи клея, при помощи нагеля, при помощи шурупов, при помощи гвоздей).Соединение столярных элементов с помощью шкантов, нагелей, сплачивание. Стили и направления.

Практические работы:Сборка ящичного соединения, с применением различных способов крепления.

Варианты объектов труда:Заготовки из древесины, шурупы, столярный инструмент, клей, тетрадь.

Декоративно-прикладное творчество (4 часа)

Основные теоретические сведения: Плетение браслетов. Приемы объемного моделирования. Характеристика материалов.

Практические работы:Изготовление браслетов (плетеных, либо составных)

Варианты объектов труда:Заготовки, столярный инструмент, тетрадь.

Технология ведения дома (8 часов)

Основные теоретические сведения: Характеристика распространенных технологий ремонта. Мебельная фурнитура и её виды. Возможные дефекты и способы их устранения. Коммунальные платежи их виды, субсидии.Цветы в оформлении участка. Газоны и их типы

Практические работы:Ремонт дверных петель, расчет стоимости коммунальных услуг.

Варианты объектов труда:Дверь (либо модель), мебельная фурнитура. Пришкольный участок.

Электротехнические работы (4 часа)

Основные теоретические сведения:Электроприводы и их виды. Виды электротехнических устройств.Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии.

Практические работы:. Сборка моделей простых электронных устройств из промышленных деталей и деталей конструктора по схеме; проверка их функционирования

Варианты объектов труда:Электроприводы, модели электроустройств.

Черчения и графика (4 часа)

Основные теоретические сведения

Понятие чертеж детали, сборочный чертеж. Правила выполнения и оформления сборочного чертежа. Правила нанесения размеров на чертеже.Виды программ для моделирования

Практические работы

Выполнение сборочного чертежа с применением необходимых чертежных инструментов. Ознакомление с интерфейсом графических редакторов.

Варианты объектов труда

Альбомный лист, чертежные инструменты.

Сферы производства (2 часа)

Основные теоретические сведения: Цена. Себестоимость товаров.понятие цена и принципы ценообразования

Практические работы:Расчет себестоимости товара

Варианты объектов труда:Тетрадь. Учебник по технологии для 7 класса.

Профессиональное образование (2 часа)

Основные теоретические сведения: Карьера. Карьерный рост и его факторы

Практические работы:

Варианты объектов труда:тетрадь, презентация.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны

знать:

 что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

 основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

 пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

 особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

 о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;

 виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

 общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;

 назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

 основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

 виды пиломатериалов;

 возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

 источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

 технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;

 общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

уметь:

 рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

 осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

 производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву, токарно-винтарезного), выполнять основные ручные и станочные операции;

 читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

 понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

 графически изображать основные виды механизмов передач;

 находить необходимую техническую информацию;

 осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

 читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

 выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;

 выполнять шиповые соединения;

 шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

 применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

Должны владеть компетенциями:

 ценностно-смысловой;

 деятельностной;

 социально-трудовой;

 познавательно-смысловой;

 информационно-коммуникативной;

 межкультурной;

 учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 вести экологически здоровый образ жизни;

 использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;

 проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.

Содержание программы 8 класс

Вводное занятие (1час)

Основные теоретические сведения: Правила техники безопасности. Столярный инструмент, его устройство, настройка и приемы работы.

Практические работы:Настройка ручного инструмента

Варианты объектов труда:Ручные инструменты.

Охрана труда (1 час)

Основные теоретические сведения: ТК. РФ. Нормы санитарно – эпидемиологического надзора на производстве

Практические работы:Оценка санитарного состояния помещения.

Варианты объектов труда:Документы, тетрадь.

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ, КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (11 часов)

Материаловедение (7 часов)

Основные теоретические сведения: Виды шпона, их производство и применение. ДВП, ЛДСП, Ламинат, МДФ панели. Котельные и конструкционные стали.

Углеродистые стали. Конструкционные свойства углеродистых сталей.

Нанотехнологии.

Практические работы:Определение видов искусственных древесных материалов.

Варианты объектов труда:Образцы древесных материалов, тетрадь, фотографии металлов.

Машиноведение (2 часа)

Основные теоретические сведения: Техника безопасности при работе. Электрифицированный инструмент применяемый при обработке древесины. Виды инструмента. Автоматизированные системы. Станки ЧПУ.

Практические работы:Обработка древесных заготовок электрифицированным инструментом.

Варианты объектов труда:Заготовки, электрорубанок.

Конструирование и моделирование (1 час)

Основные теоретические сведения: Современные стили помещений. Хай-тек, минимализм.

Практические работы:Создание модели помещения.

Варианты объектов труда:Тетрадь, альбом, краски.

Технология ведения дома (4 часа)

Основные теоретические сведения: Ремонт согласование ремонтных работ. Энергосберегающие технологии в быту. Технология утепления перекрытий. Пароизоляция. Водно-дисперсионные и масляные краски. Грунтовка поверхности. Гидроизоляция. Сухая и влажная гниль. Антисептические препараты. Гипсокартон. Побелка, шпаклевка, выравнивающая стяжка.Правила их эксплуатации.

Организация рабочего места для выполнения санитарно-технических работ. Планирование работ, подбор и использование материалов, инструментов, приспособлений и оснастки при выполнении санитарно-технических работ. Соблюдение правил безопасного труда и правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации. Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.Предпринимательская деятельность. Уставной капитал.

Практические работы:Ремонт гипсокартонных перекрытий, ремонт сантехнических узлов.

Варианты объектов труда:Гипсокартонные плиты, сантехническое оборудование, слесарные инструменты

Электротехнические работы (7 часов).

Основные теоретические сведения: Транзисторы и полупроводники. Электронные платы. Конденсаторы. Поражающие факторы электрического тока. Правила пожарной безопасности. Заземление. Разрешающие НПА. Надзорные органы. Инвертор, Балластный реостат. Электроды. Сварные швы. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.

Профессии и самоопределение в области труда, связанного с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.


Практические работы:Разборка электронных схем, пайка черных металлов.

Варианты объектов труда:Электронные платы, металлические заготовки, паяльник, образцы электродов и сварных швов.

Современное производство и профессиональное образование (10 часов)

Сферы производства (3 часа)

Основные теоретические сведения: КЗА. «Орбита». Структура производства региона. Региональный рынок труда

Практические работы:Составление структуры производства в регионе.

Варианты объектов труда:Тетрадь, презентация.

Организация и разделение труда (3 часа)

Основные теоретические сведения: Коэффициент трудового участия.Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Практические работы:Расчет заработной платы.

Варианты объектов труда:тетрадь, калькулятор.

Профессиональное образование (4 часа)

Основные теоретические сведения: Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг.

Практические работы:Изучение Учебных заведений в регионе.

Варианты объектов труда:Тетрадь, экскурсии в учебные заведения.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения технологии обучающийся независимо от изучаемого раздела должен:

знать/понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметьрационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, кон­трольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ
И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе:

  • опытом изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда; подбор материалов и средств труда в соответствии с целями деятельности; рациональное размещение инструментов и оборудования; применение инструментов и оборудования; использование безопасных приемов труда в технологическом процессе; контроль хода процесса и результатов своего труда;

  • опытом организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределение работ при коллективной деятельности;

  • опытом работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием информационных технологий и ресурсов Интернета; применение информации при решении технологических задач;

  • опытом проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности; определение способов и средств достижения цели; воплощение проекта в виде законченного продукта; оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

  • опытом оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей; проба сил в различных сферах профессиональной деятельности; построение планов профессионального образования и трудоустройства.

Требования по разделам
технологической подготовки

В результате изучения технологии ученик должен

по разделу «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»

знать

  • смысл технологических понятий: конструкционные материалы, поделочные материалы, изделие, деталь, резание, пластическое формование, литье, термическая обработка, отрасль производства; назначение и свойства основных видов конструкционных и поделочных материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, станков и оборудования; технологии изготовления деталей из различных материалов; методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов; влияние различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов, созданием изделий из них;

уметь

  • рационально организовывать рабочее место; обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); находить необходимую информацию в справочной литературе и технологической документации; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять разметку деталей на основе технологической документации; изготовлять детали и изделия из различных материалов с использованием ручных инструментов;проводить операции обработки деталей из различных материалов на учебных станках и технологическом оборудовании; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, станками и оборудованием; осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; находить и устранять допущенные дефекты; выполнять отделку изделий из различных материалов; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; проводить разработку учебного проекта изделия с использованием конструкционных, поделочных материалов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • различные источники информации для получения технико-технологических сведений; конструкционные и поделочные материалы для изготовления или ремонта изделий; ручные инструменты, станки и оборудование для обработки конструкционных и поделочных материалов; мерительные, контрольные и разметочные инструменты; рациональные приемы труда; средства обеспечения безопасности труда;


Требования по разделам технологической подготовки


Технологии ведения дома:

Знать/понимать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств

Уметь

планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.


Электротехнические работы:

Знать/понимать

назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.

Уметь

объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.



Черчение и графика:

Знать/понимать

технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.

Уметь

выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.


Современное производство и профессиональное образование:

Знать/понимать

сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии.

Уметь

находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.


Перечень учебно-методического обеспечения учебного предмета «Технология»

1. Демонстрационные таблицы по технологии 5-8 классов

2. Столярные и слесарные инструменты школьных учебных мастерских

3. Станки по обработке древесины, металла, фрезерный по металлу, сверлильный, 2 заточных, циркульная пила.

Учебно- методический комплект

1) Учебник Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология. 5 класс. Просвещение. 2011

2) Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. /Под ред. Симоненко В.Д.

Технология. Технический труд. 6 класс. Вентана-Граф. 2013

3) Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. /Под ред. Симоненко В.Д.

Технология. Технический труд. 7 класс. Вентана-Граф. 2013

4) Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. /Под ред. Симоненко В.Д. Технология. 8 класс. Вентана-Граф. 2012

5) Учебник «Технология». Технический труд. Под редакцией Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана. Москва. Мнемозина. 2011.

6) Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Стандарт основного общего образования по математике. АСТ-Астрель. Москва – 2004.

7) Примерная программа основного общего образования по технологии.

Ресурсное обеспечение программы.

Учителю

8) К.Л. Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков). 5 класс. Москва. «ВАКО». 2009.

9) К.Л. Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков). 6 класс. Москва. «ВАКО». 2009.

10) К.Л. Дерендяев. Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков). 7 класс. Москва. «ВАКО». 2011.

11) Г.В. Волошин, А.А. Воронов и др.. «Занятия по трудовому обучению. 5 класс. Обработка металла, древесины, электротехнические и ремонтные работы». М. Просвещение. 1989.

12) В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок. «Объекты труда. 6 класс. Обработка древесины и металла. Электротехнические работы.» М. Просвещение. 1991.

13) В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок. «Объекты труда. 7 класс. Обработка древесины и металла. Электротехнические работы.» М. Просвещение. 1993.

14) Н.Ф. Якубин. Учебные задания для программированного обучения. Дидактические материалы. 7 класс. М. Просвевещение. АО «Учебная литература». 1996

Ученикам

15) Е.М. Муравьёв. Слесарное дело. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М. Просвещение. 1990.


Критерии оценивания


Оценивание практических работ.

Отметка «5» ставится, если работа выполнена в заданное время самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Отметка «4» ставится, если работа выполнена в заданное время самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных

операций, допущены небольшие отклонения.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена в заданное время самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонениями образца, изделие не оформлено.

Отметка «2» ставится, если обучающийся самостоятельно не справился с работой, при выполнении допущены отклонения, оформление небрежное и имеет незавершенный вид.

Оценивание устного ответа.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

- логично излагает содержание своего ответа на вопрос;

- может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи;

- правильно выделяет основные этапы технологического процесса для решения поставленной задачи и их последовательность;

- правильно использует терминологию в контексте ответа, верно выполняет

расчеты;

- верно характеризует основные технологические процессы, выделяя их существенные признаки.

- правильно подбирает необходимое оборудование, инструменты, приспособления материалы в соответствии с целями деятельности.

Отметка «4» ставится, если обучающийся: допускает малозначительные ошибки в описании технологического процесса или в расчетах, или недостаточно полно раскрывает содержание вопроса, но самостоятельно делает необходимые уточнения, может самостоятельно найти правильный ответ с привлечением справочных пособий.

Отметка «3» ставится, если при ответе обучающийся владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при решении поставленной задачи.

Отметка «2» ставится, если обучающийся не знает определения понятий, не владеет даже минимальным объёмом фактического материала.


Контрольно-измерительные материалы


Творческий проект по технологии 5 класс

«Вешалка»


План работы выполнения вешалки.

1. Подготовить заготовку для токарного станка.

2. Обточить по наружному диаметру и разметить детали по длине.

3. Обточить детали вешалки по шаблону.

4. Обработать детали наждачной бумагой. Отрезать готовые детали.

5. Используя стусло и приспособление распилить детали вешалки на две равные части.

6. Просверлить отверстие под «липучку»

7. Разметить и вырезать развёртку крючка.

8. Согнуть крючок ориентируясь на чертеж и шаблон.

9. Используя «клеевой пистолет» произвести окончательную сборку и отделку вешалки.


Технологическая карта на изготовление изделия вешалка.

Экономические расчёты изготовления изделия.

Расчёт стоимости материала.

Материал Стоимость материала Размер заготовки в мм Стоимость заготовки в рублях

Доска сосна сухая 7800 м. куб 50x50x150 3руб.12коп

Металл листовой 150 руб. кг 15x105x1 вес-10гр 1руб.50коп

Расчёт стоимости электроэнергии.

Оборудование Время работы в час Мощность оборудования в кВт. Расход эл. энергии в квт Стоимость эл. энергии в руб

Токарный станок по дереву 1 0,7 0,7

Сверлильный станок 0,1 1 0,1

Самооценка процесса работы над проектом вешалки.


Творческий проект по технологии 6 класс

«Разрыхлитель»

Материалы.

Технический рисунок.





Технологическая карта.

Экономические расчёты изготовления изделия.

Изделие состоит из двух деталей: рыхлителя и ручки, соединенных шурупом. Для изготовления рыхлителя потребуется заготовка из листовой стали толщиной 2 мм и размерами 140x80 мм.

А = W х t, где А — количество электроэнергии, W — мощность, t — время.

А(с) = 0,8 кВт х 0,5 ч =0,4 кВт-ч

С(с) = 0,4 х 180 = 72 руб.

Общие затраты на электроэнергию составили С = 72 руб.

Общие затраты на изготовление садового рыхлителя составили:

С = С(рыхлителя)+ С(ручки) + С(элекгроэнергия) = 852 + 280 +

72 = 1204 руб.


Творческий проект по технологии 7 класс

Творческий проект. «Подставка для карандашей и бумаги»

Материалы

Технический рисунок

Технологическая карта

Экономические расчёты изготовления изделия.

 Конструкция подставки содержит 7 деталей. На ее изготовление израсходуется:
Фанера.
Передняя стенка   S1 = 120 х 200 = 24000 мм2 = 0,024 м2;
задняя стенка S2  = 120 х 200 = 24000 мм2 = 0,024 м2.
Итого: S1 + S2 = 0,024 + 0,024 = 0,048 м2.
При цене 1 м2 фанеры 10000 руб. затраты составят
С1 = 10000 х 0,048 = 480 руб.
Древесина.
Основание:
а х Ь х с = 15 х 120 х 200 = 360000 мм3 = 0,00036 м3.

Первая боковая стенка:
(а х Ь х с) = (10 х 34 х 80) = 27200 мм3 = 0,0000272 м3.

Вторая боковая стенка:

(а х Ь х с) = (10 х 34 х 120) = 40800 мм3 = 0,0000408 м .

Два держателя:
(а х Ь х с) = (30 х 30 х 80) = 72000 мм3 = 0,000072 м3. V(объем) = 0,00036 + 0,0000272 + 0,0000408 + 0,000072 = 0,0005 м3.
При цене 1 м3 пиломатериала 500000 руб. С2 = 500000 х 0,0005 = 250 руб.
При сборке использовано 12 гвоздей. Вес одного гвоздя 1 г.
Цена 1 кг гвоздей 40000 руб.
С3 = 40000 х 0,012 = 480 руб.
Для сборки деталей подставки израсходовано 50 г клея.
Цена 1 кг клея 20000 руб.
С4 = 20000 х 0,05 = 1000 руб.
Для покрытия лаком израсходовано 50 г лака.
Цена 1 кг лака 15000 руб.
С5 = 15000 х 0,05 = 750 руб.
Общие затраты составят:
С = С1 + С2 + С3 + С4 + C5 = 480 + 250 + 480 + 1000 + 750 = 2960 руб.


Творческий проект по технологии 8 класс

Творческий проект. «Молоток-гвоздодер»

Технологическая карта

Экономические расчёты изготовления изделия.

Изделие состоит из двух деталей: бойка и ручки, скрепленных клином. Для изготовления молотка-гвоздодера потребуется заготовка из проката квадратного сечения размерами 20 х 20 х 100 мм = 1520 руб.

Для изготовления ручки мне потребуется деревянная заготовка размерами 300 х 25 х 25 мм = 93,75 руб.

Общие затраты на изготовление молотка-гвоздодера составили:

С = С(бойка) + С(ручки)+ С(электроэнергии)= 1520 + 94+23= 1637 руб.