План составлен на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией
В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр, ВЛАДОС, 2011г.
Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
• сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
• демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
• формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
• воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Программа по природоведению состоит из шести блоков: введение, Вселенная — наш дом-Земля, растительный мир, животный мир, человек , есть на Земле страна — Россия.
При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли — сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
На уроке используются глобус и физическая карта мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания: приводятся простейшие классификации растений и животных.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
В процессе изучения раздела программы «Есть на Земле страна — Россия» предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы). От этого зависит состояние биосферы — жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).
I четверть -9ч. II четверть -7ч.
III четверть -10ч. IV четверть- 8ч
№ | Тема урока | Кол час | Тип урока. Вид деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
| I четверть | 9 | | | | | | план | факт |
1 | Человек и природа. Дом, в котором мы живем. | 1 | Комбинированный | Мир вокруг нас. Дом, квартира, домашний адрес | Знать: понятие окружающего мира, домашний адрес Уметь: назвать и записать домашний адрес | Индивидуальный | § 1,2 | | |
2 | Наша школа. Наш город (село) | 1 | Комбинированный | Адрес школы, школьный персонал, школьное помещение, название города и основных улиц | Знать: адрес школы, школьный персонал, школьное помещение, название города и основных улиц Уметь: назвать и написать адрес школы | Индивидуальный | § 3,4 | | |
3 | Земля и Солнце. Погода | 1 | Комбинированный | Сезонные изменения в природе, календарь | Знать: движение Земли вокруг Солнца, времена года Уметь: пользоваться календарём | Индивидуальный | § 5,6 | | |
4 | Дождь, облака и туман. Снег и град. Роса и иней. | 1 | Комбинированный | Сезонные изменения в природе, иллюстрации | Знать: состояние воды в природе Уметь: пользоваться термометрами и градусником | Индивидуальный | § 7, 8, 9 | | |
5 | Времена года. Осень. Человек и осень. | 1 | Комбинированный | Смена времён года, движение Земли вокруг Солнца, иллюстрации | Знать: причины смены времён года, народные приметы и праздники Уметь: определять и сравнивать времена года | Индивидуальный | § 10,11,12 | | |
6 | Экскурсия в осенний парк. | 1 | Комбинированный | Экскурсия в осенний парк, гербарий | Знать: приметы осени, листопад Уметь: распознавать породы деревьев по листьям | Индивидуальный | | | |
7 | Зима. | 1 | Комбинированный | Зимующие птицы и животные, картины зимы | Знать: животных и птиц нашей природной зоны Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 13 | | |
8 | Весна. | 1 | Комбинированный | Признаки весны, картины весны, весенние заботы людей | Знать: признаки весны, народные приметы и праздники, день весеннего равноденствия Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 14 | | |
9 | Лето. | 1 | Комбинированный | Признаки лета, картины лета, летние заботы людей | Знать: признаки лета, народные приметы и праздники, лесные ягоды и грибы Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 15 | | |
| II четверть | 7 | | | | | | | |
10 | Россия. Москва – столица России. | 1 | Комбинированный | Географическая карта России, герб и флаг | Знать: гимн России, национальности нашей страны, главу нашего государства Уметь: находить на карте страну и столицу России | Индивидуальный | § 16, 17 | | |
11 | Москва – древний и современный город. Транспорт Москвы. | 1 | Комбинированный | Столица нашей Родины, достопримечательности Москвы, транспорт | Знать: памятники и современные здания Москвы Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 18,19 | | |
12 | Города нашей Родины. | 1 | Комбинированный | Города нашей Родины ( Санкт-Петербург, Казань, Владимир, Ярославль, Новгород, Курск, …) | Знать: Основные города нашей Родины и достопримечательности Уметь: находить на карте города нашей Родины | Индивидуальный | § 20 | | |
13 | Разнообразие поверхности Земли. Почва. | 1 | Комбинированный | Рельеф, равнины, возвышенности, горы, почва, опыты | Знать: Разнообразие поверхности Земли, различие почв по составу Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 21,22 | | |
14 | Вода и ее свойства. Вода в природе. Значение и охрана воды. | 1 | Комбинированный | Свойства воды, три состояния воды в природе, перемещение воды в природе, опыты | Знать: основные свойства воды, жидкое, твёрдое и газообразное состояние воды Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 23,24,25 | | |
15 | Свойства воздуха. Состав и значение воздуха. | 1 | Комбинированный | Свойства воздуха, иллюстрации, опыты | Знать: основные свойства воздуха, его состав Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 26,27 | | |
16 | Движение и температура воздуха. Практическая работа. | 1 | Комбинированный | Практическая работа, иллюстрации, опыты | Знать: причины образования ветра Уметь: проводить опыты, отвечать на вопросы | Индивидуальный | § 28 | | |
| III четверть | 10 | | | | | | | |
17 | Горные породы. Полезные ископаемые. | 1 | Комбинированный | Горные породы (гранит, известняк, песок и глина) Полезные ископаемые (горючие и металлические руды) | Знать: состав горных пород, основные полезные ископаемые Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 29,30 | | |
18 | Охрана недр и почвы. | 1 | Комбинированный | Охрана недр и почвы, иллюстрации | Знать: причины загрязнения и истощения почвы Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 31 | | |
19 | Разнообразие живой природы. Царства живой природы. | 1 | Комбинированный | Разнообразие живой природы. Царства живой природы. Иллюстрации | Знать: разнообразие животного и растительного мира Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал | Индивидуальный | § 32,33 | | |
20 | Условия, необходимые для жизни живых организмов. | 1 | Комбинированный | Основные признаки живых организмов, рост и развитие растений и животных | Знать: взаимосвязь растительного и животного мира Уметь: отвечать на вопросы и пересказывать пройденный материал | Индивидуальный | § 34 | | |
21 | Растения и животные леса. Грибы. | 1 | Комбинированный | Растения и животные леса. Грибы. Иллюстрации | Знать: животные и растения нашей местности Уметь: отвечать на вопросы и отличать съедобные грибы от ядовитых грибов | Индивидуальный | § 35,36 | | |
22 | Растения и животные водоема. Растения и животные луга. | 1 | Комбинированный | Растения и животные водоема. Растения и животные луга. Иллюстрации | Знать: Растения и животные водоема, растения и животные луга. Уметь: отвечать на вопросы | Индивидуальный | § 37,38 | | |
23 | Растения и животные сада. Декоративные растения садов. | 1 | Комбинированный | Растения и животные сада. Декоративные растения садов. Иллюстрации | Знать: Растения и животные сада, декоративные растения садов. Уметь: отвечать на вопросы и пересказывать пройденный материал | Индивидуальный | § 39,40 | | |
24 | Комнатные растения. Растения и животные огородов. | 1 | Комбинированный | Комнатные растения. Растения и животные огородов. Иллюстрации | Знать: комнатные растения. Растения и животные огородов Уметь: ухаживать за комнатными растениями | Индивидуальный | § 41,42 | | |
25 | Растения и животные полей. Домашние животные. | 1 | Комбинированный | Растения и животные полей. Домашние животные (кошка, собака, лошадь) | Знать: Растения и животные полей. Домашние животные. Защитники и вредители огородных растений Уметь: ухаживать за огородными растениями | Индивидуальный | § 43,44 | | |
26 | Экскурсия на природу. | 1 | Комбинированный | Экскурсия в весенний парк | Знать: приметы весны, растения Уметь: распознавать породы деревьев и трав | Индивидуальный | | | |
| IV четверть | 8 | | | | | | | |
27 | Строение тела человека. Наша кожа. | 1 | Комбинированный | Строение тела человека. Основные органы. Строение кожи | Знать: основные органы человека Уметь: ухаживать за кожей, закалка организма | Индивидуальный | § 45,46 | | |
28 | Органы опоры и движения. Правильная ли у вас осанка. | 1 | Комбинированный | Скелет и мышцы, формирование правильной осанки | Знать: части скелета и основные группы мышц Уметь: соблюдать правильную осанку | Индивидуальный | § 47,48 | | |
29 | Для чего мы едим. Наша пища. | 1 | Комбинированный | Основные органы пищеварительной системы, продукты питания, питательные вещества | Знать: органы пищеварительной системы, питательные вещества (белки, углеводы, жиры, витамины) Уметь: вести здоровый образ жизни | Индивидуальный | § 48,50 | | |
30 | Кровь и кровеносная система. Как мы дышим? | 1 | Комбинированный | Органы дыхания и кровообращения | Знать: органы дыхания и кровообращения (кровеносные сосуды, сердце, лёгкие) Уметь: отвечать на вопросы и пересказывать пройденный материал, вести здоровый образ жизни | Индивидуальный | § 51,52 | | |
31 | Как из организма удаляются ненужные и вредные вещества. Как человек воспринимает окружающий мир. | 1 | Комбинированный | Органы выделения, органы чувств | Знать: органы выделения (мочевой пузырь, почки), органы чувств (язык, уши, нос, кожа) Уметь: отвечать на вопросы и пересказывать пройденный материал | Индивидуальный | § 53,54 | | |
32 | Кто всем руководит. Здоровый образ жизни. | 1 | Комбинированный | Строение нервной системы. Здоровый образ жизни. | Знать: строение нервной системы ( головной мозг, спинной мозг и нервы) Уметь: вести здоровый образ жизни | Индивидуальный | § 55,56 | | |
33 | Человек – часть природы. Природу надо беречь. | 1 | Комбинированный | Охрана природы и экология, иллюстрации | Знать: правила поведения на природе, в походах Уметь: правильно вести себя на природе | Индивидуальный | § 57,58 | | |
34 | Обобщающий урок. Экскурсия на природу. | 1 | Комбинированный | Экскурсия в весенний парк | Знать: приметы весны, растения Уметь: распознавать породы деревьев и трав, правильно вести себя на природе | Индивидуальный | | | |