СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Живой мир, 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с Программой специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и рассчитана на 1 час в неделю. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся с нарушениями интеллекта развивается и коррегируется произвольное внимание, память, воображение, речь, логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Живой мир, 5 класс.»

План составлен на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией

В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр, ВЛАДОС, 2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
      Основными задачами курса «Природоведение» являются:
      • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
      • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
      • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
      • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
      • воспитание социально значимых качеств личности.
      В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
      Программа по природоведению состоит из шести блоков: введение, Вселенная — наш дом-Земля, растительный мир, животный мир, человек , есть на Земле страна — Россия. 
      При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
      В теме «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли — сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
      На уроке используются глобус и физическая карта мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
      При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания: приводятся простейшие классификации растений и животных.
      Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
      В  процессе изучения раздела программы «Есть на Земле страна — Россия» предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами.
      В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух, климат), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы). От этого зависит состояние биосферы — жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
      Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
            Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:
• что изучает природоведение;
• основные свойства воды, воздуха и почвы;
• основные формы поверхности Земли;
• простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
• основные санитарно-гигиенические требования;
• название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
• названия важнейших географических объектов*;
• правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
• демонстрировать простейшие опыты;
• проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
• называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
• ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
• соблюдать правила элементарной гигиены;
• оказывать простейшую медицинскую помощь.




Расчасовка: 1 ч/ неделю

34 ч/год

I четверть -9ч. II четверть -7ч.

III четверть -10ч. IV четверть- 8ч

Календарно-тематическое планирование

Живой мир (Природоведение 5 класс И.В.Романов, Р.А.Петросова. Москва, Дрофа, 2012)

Тема урока

Кол

час

Тип урока. Вид деятельности

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

проведения


I четверть

9






план

факт

1

Человек и природа.

Дом, в котором мы живем.

1

Комбинированный

Мир вокруг нас. Дом, квартира, домашний адрес

Знать: понятие окружающего мира, домашний адрес

Уметь: назвать и записать домашний адрес

Индивидуальный

§ 1,2



2

Наша школа.

Наш город (село)

1

Комбинированный

Адрес школы, школьный персонал, школьное помещение, название города и основных улиц

Знать: адрес школы, школьный персонал, школьное помещение, название города и основных улиц

Уметь: назвать и написать адрес школы

Индивидуальный

§ 3,4



3

Земля и Солнце.

Погода

1

Комбинированный

Сезонные изменения в природе, календарь

Знать: движение Земли вокруг Солнца, времена года

Уметь: пользоваться календарём

Индивидуальный

§ 5,6



4

Дождь, облака и туман.

Снег и град.

Роса и иней.

1

Комбинированный

Сезонные изменения в природе, иллюстрации

Знать: состояние воды в природе

Уметь: пользоваться термометрами и градусником

Индивидуальный

§ 7, 8, 9



5

Времена года.

Осень.

Человек и осень.

1

Комбинированный

Смена времён года, движение Земли вокруг Солнца, иллюстрации

Знать: причины смены времён года, народные приметы и праздники

Уметь: определять и сравнивать времена года

Индивидуальный

§ 10,11,12



6

Экскурсия в осенний парк.

1

Комбинированный

Экскурсия в осенний парк, гербарий

Знать: приметы осени, листопад

Уметь: распознавать породы деревьев по листьям

Индивидуальный




7

Зима.

1

Комбинированный

Зимующие птицы и животные, картины зимы

Знать: животных и птиц нашей природной зоны

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 13



8

Весна.

1

Комбинированный

Признаки весны, картины весны, весенние заботы людей

Знать: признаки весны, народные приметы и праздники, день весеннего равноденствия

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 14



9

Лето.

1

Комбинированный

Признаки лета, картины лета, летние заботы людей

Знать: признаки лета, народные приметы и праздники, лесные ягоды и грибы

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 15




II четверть

7








10

Россия.

Москва – столица России.

1

Комбинированный

Географическая карта России, герб и флаг

Знать: гимн России, национальности нашей страны, главу нашего государства

Уметь: находить на карте страну и столицу России

Индивидуальный

§ 16, 17



11

Москва – древний и современный город.

Транспорт Москвы.

1

Комбинированный

Столица нашей Родины, достопримечательности Москвы, транспорт

Знать: памятники и современные здания Москвы

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 18,19



12

Города нашей Родины.

1

Комбинированный

Города нашей Родины ( Санкт-Петербург, Казань, Владимир, Ярославль, Новгород, Курск, …)

Знать: Основные города нашей Родины и достопримечательности

Уметь: находить на карте города нашей Родины

Индивидуальный

§ 20



13

Разнообразие поверхности Земли.

Почва.

1

Комбинированный

Рельеф, равнины, возвышенности, горы, почва, опыты

Знать: Разнообразие поверхности Земли, различие почв по составу

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 21,22



14

Вода и ее свойства.

Вода в природе.

Значение и охрана воды.

1

Комбинированный

Свойства воды, три состояния воды в природе, перемещение воды в природе, опыты

Знать: основные свойства воды, жидкое, твёрдое и газообразное состояние воды

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 23,24,25



15

Свойства воздуха.

Состав и значение воздуха.

1

Комбинированный

Свойства воздуха, иллюстрации, опыты

Знать: основные свойства воздуха, его состав

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 26,27



16

Движение и температура воздуха.

Практическая работа.

1

Комбинированный

Практическая работа, иллюстрации, опыты

Знать: причины образования ветра

Уметь: проводить опыты, отвечать на вопросы

Индивидуальный

§ 28




III четверть

10








17

Горные породы.

Полезные ископаемые.

1

Комбинированный

Горные породы (гранит, известняк, песок и глина)

Полезные ископаемые (горючие и металлические руды)

Знать: состав горных пород, основные полезные ископаемые

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 29,30



18

Охрана недр и почвы.

1

Комбинированный

Охрана недр и почвы, иллюстрации

Знать: причины загрязнения и истощения почвы

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 31



19

Разнообразие живой природы.

Царства живой природы.

1

Комбинированный

Разнообразие живой природы.

Царства живой природы. Иллюстрации

Знать: разнообразие животного и растительного мира

Уметь: отвечать на вопросы, пересказать пройденный материал

Индивидуальный

§ 32,33



20

Условия, необходимые для жизни живых организмов.

1

Комбинированный

Основные признаки живых организмов, рост и развитие растений и животных

Знать: взаимосвязь растительного и животного мира

Уметь: отвечать на вопросы и пересказывать пройденный материал

Индивидуальный

§ 34



21

Растения и животные леса.

Грибы.

1

Комбинированный

Растения и животные леса. Грибы. Иллюстрации

Знать: животные и растения нашей местности

Уметь: отвечать на вопросы и отличать съедобные грибы от ядовитых грибов

Индивидуальный

§ 35,36



22

Растения и животные водоема.

Растения и животные луга.

1

Комбинированный

Растения и животные водоема.

Растения и животные луга. Иллюстрации

Знать: Растения и животные водоема, растения и животные луга.

Уметь: отвечать на вопросы

Индивидуальный

§ 37,38



23

Растения и животные сада.

Декоративные растения садов.

1

Комбинированный

Растения и животные сада. Декоративные растения садов. Иллюстрации

Знать: Растения и животные сада, декоративные растения садов.

Уметь: отвечать на вопросы и пересказывать пройденный материал

Индивидуальный

§ 39,40



24

Комнатные растения.

Растения и животные огородов.

1

Комбинированный

Комнатные растения.

Растения и животные огородов. Иллюстрации

Знать: комнатные растения.

Растения и животные огородов

Уметь: ухаживать за комнатными растениями

Индивидуальный

§ 41,42



25

Растения и животные полей.

Домашние животные.

1

Комбинированный

Растения и животные полей. Домашние животные (кошка, собака, лошадь)

Знать: Растения и животные полей. Домашние животные. Защитники и вредители огородных растений

Уметь: ухаживать за огородными растениями

Индивидуальный

§ 43,44



26

Экскурсия на природу.

1

Комбинированный

Экскурсия в весенний парк

Знать: приметы весны, растения

Уметь: распознавать породы деревьев и трав

Индивидуальный





IV четверть

8








27

Строение тела человека.

Наша кожа.

1

Комбинированный

Строение тела человека.

Основные органы. Строение кожи

Знать: основные органы человека

Уметь: ухаживать за кожей, закалка организма

Индивидуальный

§ 45,46



28

Органы опоры и движения.

Правильная ли у вас осанка.

1

Комбинированный

Скелет и мышцы, формирование правильной осанки

Знать: части скелета и основные группы мышц

Уметь: соблюдать правильную осанку

Индивидуальный

§ 47,48



29

Для чего мы едим.

Наша пища.

1

Комбинированный

Основные органы пищеварительной системы, продукты питания, питательные вещества

Знать: органы пищеварительной системы, питательные вещества (белки, углеводы, жиры, витамины)

Уметь: вести здоровый образ жизни

Индивидуальный

§ 48,50



30

Кровь и кровеносная система.

Как мы дышим?

1

Комбинированный

Органы дыхания и кровообращения

Знать: органы дыхания и кровообращения (кровеносные сосуды, сердце, лёгкие)

Уметь: отвечать на вопросы и пересказывать пройденный материал, вести здоровый образ жизни

Индивидуальный

§ 51,52



31

Как из организма удаляются ненужные и вредные вещества.

Как человек воспринимает окружающий мир.

1

Комбинированный

Органы выделения, органы чувств

Знать: органы выделения (мочевой пузырь, почки), органы чувств (язык, уши, нос, кожа)

Уметь: отвечать на вопросы и пересказывать пройденный материал

Индивидуальный

§ 53,54



32

Кто всем руководит.

Здоровый образ жизни.

1

Комбинированный

Строение нервной системы. Здоровый образ жизни.

Знать: строение нервной системы ( головной мозг, спинной мозг и нервы)

Уметь: вести здоровый образ жизни

Индивидуальный

§ 55,56



33

Человек – часть природы.

Природу надо беречь.

1

Комбинированный

Охрана природы и экология, иллюстрации

Знать: правила поведения на природе, в походах

Уметь: правильно вести себя на природе

Индивидуальный

§ 57,58



34

Обобщающий урок.

Экскурсия на природу.

1

Комбинированный

Экскурсия в весенний парк

Знать: приметы весны, растения

Уметь: распознавать породы деревьев и трав, правильно вести себя на природе

Индивидуальный