Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предшкольной подготовке»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Выезжелогская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол №_____ от «_____» __________2014 год | Согласовано: Заместитель директора школы по УВР____________ С.В.Зуева «_____» __________2014 год | Утверждаю: Директор школы___________ В.Л. Додышева Приказ от «____» _________ 2014год № ________________ |
Рабочая программа
по предшкольной подготовке будущих первоклассников
« Первые шаги»
Учитель начальных классов
Цикунова Ирина Федоровна
I квалификационная категория
д. Выезжий Лог
2014 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для дошкольников МБОУ «Выезжелогская ООШ» разработана на основе программы предшкольного образования детей 5-7 лет. Авторской программы Огневой Натальи Эдуардовны- главного специалиста по дошкольному образованию агентства образования администрации Красноярского края 2006 г. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка:
положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность;
создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Задачи подготовительного курса:
Формирование и развитие у ребенка
необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
познавательных способностей;
образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
умений общаться со сверстниками и взрослыми;
необходимого уровня монологической и диалогической речи;
целостных представлений о мире.
Основные принципы работы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
Комплексный подход при разработке занятий
Вариативность содержания и форм проведения занятий
Систематичность и последовательность занятий
Наглядность.
Режим проведения занятий:
На базе МБОУ «Выезжелогская ООШ» с сентября – по май по четвергам 3 занятия по 20 минут.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа
способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:
развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).
Программа рассчитана на 102 часа.
Формы занятий – интегрированные занятия (игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.)
Содержание программы
№ п.п. | Блоки программы | Кол-во часов | Основные содержательные линии |
1 | Развитие речи | 24 часа | Формирование словаря. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Связная речь. Знакомство с художественной литературой. |
2 | Математика | 24 часа | Величина и геометрические фигуры. Счёт. Ориентировка в пространстве и во времени. |
3 | Окружающий мир | 24 часа | Что такое природа. Растительный мир. Животный мир. Неживая природа. Планеты, Земля, Солнце. Знакомство с литературой о природе. |
4 | Я изображаю окружающий мир | 20 часов | Наши волшебные помощники. Художественные материалы и принадлежности. Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности. Окружающий мир в образах народного декоративного искусства. Восприятие художественного образа. |
5 | Я познаю себя | 5 часов | Дружи с водой. Чтобы глаза видели, а уши слышали. Пожалей свою кожу. Руки и ноги тебе ещё пригодятся. Держи осанку. Приятного аппетита. Крепкие-крепкие зубы. Спокойной ночи. Как настроение? Откуда берутся болезни. Правила на всю жизнь. Расти здоровым. |
6 | Я среди людей | 4 часа | Знакомство. Поведение за столом. Поведение в гостях. Приветствие. Вежливая просьба. Поздравление и пожелание. Благодарность. Виноват – проси прощение. |
7 | Диагностика | 3 часа | Определение школьной зрелости. Индивидуальная диагностика. |
Тематическое планирование по курсу “Математика ”
№ п.п. | Дата по плану | Дата фактич | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | | | Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. | 1 |
2 | | | Треугольник. Конструирование животных из геометрических фигур | 1 |
3 | | | Понятие «Столько - сколько». Число и цифра 1. | 1 |
4 | | | Закономерность. Квадрат. Число и цифра 2. | 1. |
5 | | | Понятие «вначале», «потом». Числа 1,2. Число и цифра 3. | 1 |
6 | | | Число предшествующее и последующее. Числа 1-3. Число и цифра 4. | 1 |
7 | | | Числа 1-4. Число и цифра 5. Игра «Что лишнее?» | 1 |
8 | | | Геометрические фигуры. Круг. Деление круга на две части. | 1 |
9 | | | Равенства. Сравнение фигур. Состав чисел 2, 3, 4, 5. | 1 |
10 | | | Неравенства. Счёт предметов. Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д. | 1 |
11 | | | Сравнение предметов. Числа 1-5. Число и цифра 6. | 1 |
12 | | | Числа 1-6. Состав числа 6. Составление закономерности. | 1 |
13 | | | Числа 1-6. Число и цифра 7. Сказка и число 7. | 1 |
14 | | | Числа 1-7. Состав числа 7. Решение примеров на сложение. | 1 |
15 | | | Числа 1-7. Число и цифра 8. | 1 |
16 | | | Состав числа 8. Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине. | 1 |
17 | | | Числа 1-8. Число и цифра 9. | 1 |
18 | | | Закономерность. Числа 1-9. Число 10. Решение примеров. | 1 |
19 | | | Состав числа 10. Решение примеров. Закономерность. | 1 |
20 | | | Решение задач на сложение и вычитание. | 1 |
21 | | | Счёт парами. Понятия: длинный, короткий, узкий, широкий. | 1 |
22 | | | Сравнение предметов. Деление квадрата на 4. 8 частей. | 1 |
23 | | | Числа 1-10. Прямой и обратный счёт. Решение задач. | 1 |
24 | | | Праздник «Мы теперь не дошколята, мы теперь ученики». | 1 |
Тематическое планирование по курсу “Развитие речи ”.
№ п.п. | Дата по плану | Дата фактич | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | | | Звучащий звук. Гласный и согласный звук(основное отличае) | 1 |
2 | | | Слог. Деление слов на слоги. Работа с картиной «Лес» | 1 |
3 | | | Ударный слог. | 1 |
4 | | | Чтение басни «Стрекоза и Муравей». Инсценирование сказки «Колобок» | 1 |
5 | | | Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Гласные буквы а, о, у, ы, э, и. | 1 |
6 | | | Герой сказки золотой ключик. Одинаковые звуки в словах. Гласные буквы е, ё, ю, я. | 1 |
7 | | | Звуки «м, н, л, р». Буквы м, н, л, р. Игра «Да - нет» | 1 |
8 | | | Знакомство с «морскими» словами. Работа по картине. Составление предложений, текста. | 1 |
9 | | | Звуки в начале слова. Составление и чтение слогов с буквами м, н, л, р. | 1 |
10 | | | Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Инсценирование отрывка. | 1 |
11 | | | Соотношение слова и картинки. Чтение слогов и составление слов. | 1 |
12 | | | Слова со звуками «з-с». Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза» | 1 |
13 | | | Звуки твёрдые и мягкие. Разучивание скороговорки. | 1 |
14 | | | Звуки глухие и звонкие. Рассказ-описание любимого героя из мультфильма. | 1 |
15 | | | Мягкие и твёрдые звуки. Составление рассказа по картине «Питомцы зоопарка». | 1 |
16 | | | Мягкие и твёрдые звуки. Разучивание стихов А.Барто «Игрушки». | 1 |
17 | | | Составление и чтение слов. Описание животных по картинке(слон, тигр, зебра, жираф) | 1 |
18 | | | Буквы ъ и ь. Чтение слогов и составление слов. Игра «Что лишнее?» | 1 |
19 | | | Чтение слогов и составление слов. Инсценирование сказки «Теремок» | 1 |
20 | | | Многосложные слова. Составление предложений по картине. | 1 |
21 | | | Слова противоположные по смыслу. Беседа по картине «В цирке» | 1 |
22 | | | Составление рассказа по картине «Весна». | 1 |
23 | | | Составление описательного рассказа о своём селе. | 1 |
24 | | | Праздник «Мы теперь не дошколята, мы теперь ученики». | 1 |
Тематическое планирование по курсу “ Окружающий мир ”.
№ п.п. | Дата по плану | Дата фактич | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | | | Знакомство со школой, со школьными принадлежностями | 1 |
2 | | | Дикие и домашние животные | 1 |
3 | | | Деревья лиственные и хвойные | 1 |
4 | | | Времена года. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует» | 1 |
5 | | | Осень пришла. Приметы осени. | 1 |
6 | | | Названия дне недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». | 1 |
7 | | | Профессии людей. | 1 |
8 | | | Детские забавы. Разучивание игр. | 1 |
9 | | | Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков. | 1 |
10 | | | Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?» | 1 |
11 | | | Здравствуй, гостья Зима! Приметы зимы. | 1 |
12 | | | Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса). | 1 |
13 | | | Какие бывают рыбы. | 1 |
14 | | | Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри». | 1 |
15 | | | Животные и их детёныши. Заботливые отношения родителей и их детей. | 1 |
16 | | | Животные жарких стран | 1 |
17 | | | Кто нас лечит. Какие бывают врачи. | 1 |
18 | | | Ягоды. Кустарники. | 1 |
19 | | | Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | 1 |
20 | | | Транспорт. Виды транспорта. | 1 |
21 | | | Моя Родина - Россия. Столица - Москва. Моя село. | 1 |
22 | | | Праздник «Мы теперь не дошколята, мы теперь ученики». | 1 |
Тематическое планирование по курсу “ Я изображаю окружающий мир ”.
№ п.п. | Дата по плану | Дата фактич | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | | | Рисование на тему «Я и моя семья» | 1 |
2 | | | Вырезание ёлочки. Знакомство с ножницами. Правила безопасного обращения. | 1 |
3 | | | Лепка из пластилина «Фрукты и овощи» | 1 |
4 | | | Цвет(нанесение мазков). Рисование и раскрашивание солнышка. | 1 |
5 | | | Аппликация. Составление осеннего букета из листьев. | 1 |
6 | | | Рисуем героев сказки А.Толстого «Золотой ключик» | 1 |
7 | | | Аппликация «кораблик» | 1 |
8 | | | Лепка из пластилина посуды. | 1 |
9 | | | Рисуем насекомых. Бабочка | 1 |
10 | | | Вырезание из бумаги снежинок. | 1 |
11 | | | Рисование животных по трафарету. Штриховка. | 1 |
12 | | | Вырезание рыб для «аквариума». | 1 |
13 | | | Рисуем любимого героя из мультфильма. | 1 |
14 | | | Лепка морских животных(кит) | 1 |
15 | | | Работа с трафаретом. Штриховка. | 1 |
16 | | | Лепка из пластилина(жираф) | 1 |
17 | | | Аппликация «кисть винограда» | 1 |
18 | | | Рисование гриба по образцу с заданием. | 1 |
19 | | | Аппликация «букет цветов» | 1 |
20 | | | Составление узора из геометрических фигур. | 1 |
Тематическое планирование по курсу “ Я познаю себя ”.
№ п.п. | Дата по плану | Дата фактич | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | | | Как укреплять здоровье зимой. Правила по ОБЖ. | 1 |
2 | | | Откуда берутся болезни. Игра-инсценирование «На приёме у врача» | 1 |
3 | | | Спорт. Виды спорта. Для чего нужен режим дня. | 1 |
4 | | | Правила дорожного движения. Игра «Я - пассажир» | 1 |
5 | | | Весна. Половодье. Правила поведения у водоёма. | 1 |
Тематическое планирование по курсу «Я среди людей»
№ п.п. | | | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | | | Я и общество. Правила поведения за столом. | 1 |
2 | | | Порядок в твоей комнате. У каждой игрушки своё место. | 1 |
3 | | | Настроение людей. | 1 |
4 | | | Я и общество. Правила поведения в театре, цирке. | 1 |
К концу курса учащиеся должны знать:
изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи, числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.
Должны уметь:
конструировать изученные буквы
правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью
правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.
ЛИТЕРАТУРА
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
6