СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по психологии для учащихся 10 классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (адаптированная), составлена на основании авторской программы Бабич О.И., канд. пихол. наук, доцент; Ковалева Е.Б., канд. психол. наук, доцент; Ямщикова О.А., канд. психол. наук, доцент; использованы материалы канд. психол. наук Барановой О.В., Ивановой М.И. и УМК. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по психологии для учащихся 10 классов»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа (адаптированная), составлена на основании авторской программы Бабич О.И., канд. пихол. наук, доцент; Ковалева Е.Б., канд. психол. наук, доцент; Ямщикова О.А., канд. психол. наук, доцент; использованы материалы канд. психол. наук Барановой О.В., Ивановой М.И. и УМК.

Семья единственная категория, которая не изменяла своего значения в жизни общества на протяжении многих веков. Характер семьи, её духовно-нравственное здоровье во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества.

Необходимость введения образовательного курса «Основы психологии семейной жизни» продиктована многими причинами. Аморфность системы ценностей, формирующейся в настоящее время в обществе, приводит к серьезным изменениям в целях и ценностях современной семьи. Традиционные семейные ценности теряют характер первостепенных нравственных ценностей. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения. Большая часть проблем спровоцирована нарушениями внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений.

В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к семейной жизни.

Курс «Основы психологии семейной жизни» рассчитан на 34 часа в 10 классе (1 час в неделю). Данный курс учитывает требования ФГОС.

Авторы и составители предлагают УМК, включающий в себя как содержание, так и методический материал для подготовки и проведения уроков, практических и тренинговых занятий.



Задачи программы:

  1. Раскрыть зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества;

  2. Рассмотреть психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений, особенности дружбы и любви в юношеском возрасте;

  3. Раскрыть психологические особенности молодой семьи;

  4. Научить комплексным знаниям по гендерной проблематике;

  5. Изучить проблемы семейного воспитания, вопросов, связанных с профилактикой нарушений детско-родительских отношений;

  6. Формировать навыки конструктивного поведения и общения в семье.















Цель программы:



Формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитание будущих детей на основе развития у них брачно-семейных представлений.



Программа включает следующие разделы:



  1. «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества»;

  2. «Психология межличностных отношений юношества»;

  3. «Искусство быть супругами»;

  4. «Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности»;

  5. «Взаимоотношения поколений в семье».









Календарно-тематическое планирование



Разделы и темы


Кол-во часов

Примеч.

Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

6


Тема 1.1. Исторические изменения семьи и брака

2


Тема 1.2. Функционально-ролевая структура семейных отношений

2


Тема 1.3. Основные ценности семьи

2


Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества

6


Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек

2


Тема 2.2. Дружба в юношестве

1


Тема 2.3. Любовь в юношеском возрасте

1


Тема 2.4. Готовность к браку

2


Раздел 3. Искусство быть супругами

8


Тема 3.1. Жизненный цикл семьи

2


Тема 3.2. Молодая семья

2


Тема 3.3. Психологически благополучная и неблагополучная семья

2


Тема 3.4. Семейные конфликты: причина и профилактика

2


Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности

6


Тема 4.1. Мужские и женские роли в семье

2


Тема 4.2. Ожидания в семье и браке

2


Тема 4.3. Жизненные сценарии семьи и личности

2


Раздел 5. Взаимоотношения поколений в семье

8


Тема 5.1. Незаменимость семьи в воспитании детей

2


Тема 5.2. Проблема отцов и детей

2


Тема 5.3. Общение и взаимопонимание в семье

2


Тема 5.4. Профилактика нарушений детско-родительских отношений

2


Всего по программе:


34




Содержание программы

Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

Тема 1.1

Исторические изменения семьи и брака

2

Исторические изменения института семьи и брака. Зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества. Матриархат, патриархат, моногамия, полигамия. Нравственные нормы брака. Модели семьи.

Тема 1.2.

Функционально-ролевая структура семейных отношений

2

Основные функции семьи: репродуктивная (генеративная), первичной социализации детей, воспитательная (педагогическая), досуговая, экономическая, хозяйственно-бытовая, сексуальная (гедоническая), медицинская.

Тема 1.3.

Основные ценности семьи

2

Основные семейные ценности: нравственный климат семьи, семейное воспитание, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта. Связь функции семьи с основными ценностями. Терминальные и инструментальные ценности личности, учет индивидуальных ценностей в семейной системе.



Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества

Тема 2.1.

Межличностные отношения юношей и девушек

2

Понятие о межличностных отношениях. Межличностные отношения и общение. Общая характеристика межличностных отношений. Психология симпатий. Черты характера, способствующие полноценному общению.

Тема 2.2.

Дружба в юношестве.

1

Товарищество и дружба, как социальные ценности и основные виды межличностных отношений. Дружба, как школа самовоспитания и любви. Юношеские представления о дружбе. Различия в её проявление у юношей и девушек. Идеал друга. Различия между мальчиками и девочками по характеру и содержанию требований, предъявляемых к другу. Сила взаимного влияния в дружбе юноши и девушки. Отражение в юношеской дружбе противоречий возраста. Дружба, как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.

Тема 2.3.

Любовь в юношеском возрасте

1

Любовь – основа брака, супружеской гармонии. Нравственные основы взаимоотношения влюбленных. Знакомство юноши и девушки. Ухаживание. Взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Уважительное, бережное отношение к чувству представителя противоположного пола. Предложения о вступлении в брак. Торжественная помолвка.

Тема 2.4.

Готовность к браку

2

Понятие готовность к браку. Брачный возраст. Многоаспектность готовности к вступлению в брак. Физическая зрелость. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Понимание правовой основы брака. Мотивы вступления в брак. Социально-демографические характеристики вступающих в брак.



Раздел 3. Искусство быть супругами

Тема 3.1.

Жизненный цикл семьи.

2

Стадии развития семьи по разным классификациям. Сложности, возникающие на разных стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения. Нормативные кризисы в развитии семьи и условия их успешного разрешения.

Тема 3.2.

Молодая семья

2

Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. Возникновение чувства «мы». Причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов. Организация семейного быта, семейная экономика. Семейные роли, их распределение. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Рождение ребенка и психологические проблемы, возникающие в этот период. Ребенок в молодой семье. Бюджет молодой семьи.

Тема 3.3.

Психологически благополучная и неблагополучная семья

2

Типы неблагополучных семей. Отличия психологически благополучной и неблагополучной семьи. Зрелая и проблемная семья. Психологическое здоровье современной семьи. Основные критерии психологического здоровья семьи.

Тема 3.4.

Семейные конфликты: причины и профилактика

2

Факторы риска в браке. Нарушения семейных отношений и их последствия. Конфликты в различных сферах супружеских отношений. Влияние конфликтных отношений на развитие личности ребенка в семье.



Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности

Тема 4.1.

Мужские и женские роли в семье

2

Мужчины и женщины: общее и особенное. Мир мужчин и женщин. Особенности психосоциального развития мужчин и женщин. Психологический пол личности (гендер). Понятие социальных гендерных ожиданий в отношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Учет гендерных различий в семье.

Тема 4.2.

Ожидания в семье и браке

2

Личностно-ролевое поведение мужчины и женщины. Модели родительской семьи. Влияние индивидуального опыта на ожидания к брачному партнеру. Социокультурные стереотипы полоролевого поведения. Мужские и женские семейные роли: традиционные, товарищеские, партнерские. Традиции взаимной заботы. Ожидание и супружеское соглашение. Супружеское взаимодействие и удовлетворенность браком.

Тема 4.3.

Жизненные сценарии семьи и личности

2

Стереотипы поведения в семье и её морально-психологический климат. Семья как система многопоколенных отношений. Понятие о супружеской верности. Семейное счастье и здоровье личности. Проблема психологической совместимости супругов и личностного развития.



Раздел 5. Взаимоотношения поколений в семье

Тема 5.1.

Незаменимость семьи в воспитании детей


Семья - важнейший институт в воспитании детей. Параметры семьи: демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический. Функции семейного воспитания. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием в ОУ.

Тема 5.2.

Проблема отцов и детей


Понятие родительской позиции, и её критерии: степень эмоциональной близости и степень контроля поведения. Оптимальная родительская позиция. Адекватность, гибкость, прогностичность. Стили родительского отношения: автократичный, авторитарный, демократический, либерально-попустительский. Отрицательные формы поведения детей: капризы, упрямство, агрессия, ложь, негативизм и др.

Тема 5.3.

Общение и взаимопонимание в семье


Понятие общения. Виды общения. Вербальные и невербальные средства общения. Виды и техники слушания. Условия взаимопонимания в семье. Доверие. Обратная связь. «Я - высказывание».

Тема 5.4.

Профилактика нарушений детско-родительских отношений


Типичные недостатки семейного воспитания, которые приводят к нарушениям детско-родительских отношений: эмоциональная холодность, отсутствие единства воспитательных действий, проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Дефицит и однообразные отношения с детьми. Подавление воли и активности ребенка, и неучет его индивидуальных особенностей, невнимание к его интересам. Защитное поведение детей. Формирование навыков конструктивного поведения и общения в семье.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!