Рабочая программа (адаптированная), составлена на основании авторской программы Бабич О.И., канд. пихол. наук, доцент; Ковалева Е.Б., канд. психол. наук, доцент; Ямщикова О.А., канд. психол. наук, доцент; использованы материалы канд. психол. наук Барановой О.В., Ивановой М.И. и УМК.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по психологии для учащихся 10 классов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (адаптированная), составлена на основании авторской программы Бабич О.И., канд. пихол. наук, доцент; Ковалева Е.Б., канд. психол. наук, доцент; Ямщикова О.А., канд. психол. наук, доцент; использованы материалы канд. психол. наук Барановой О.В., Ивановой М.И. и УМК.
Семья единственная категория, которая не изменяла своего значения в жизни общества на протяжении многих веков. Характер семьи, её духовно-нравственное здоровье во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества.
Необходимость введения образовательного курса «Основы психологии семейной жизни» продиктована многими причинами. Аморфность системы ценностей, формирующейся в настоящее время в обществе, приводит к серьезным изменениям в целях и ценностях современной семьи. Традиционные семейные ценности теряют характер первостепенных нравственных ценностей. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения. Большая часть проблем спровоцирована нарушениями внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений.
В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к семейной жизни.
Курс «Основы психологии семейной жизни» рассчитан на 34 часа в 10 классе (1 час в неделю). Данный курс учитывает требования ФГОС.
Авторы и составители предлагают УМК, включающий в себя как содержание, так и методический материал для подготовки и проведения уроков, практических и тренинговых занятий.
Задачи программы:
Раскрыть зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества;
Рассмотреть психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений, особенности дружбы и любви в юношеском возрасте;
Раскрыть психологические особенности молодой семьи;
Научить комплексным знаниям по гендерной проблематике;
Изучить проблемы семейного воспитания, вопросов, связанных с профилактикой нарушений детско-родительских отношений;
Формировать навыки конструктивного поведения и общения в семье.
Цель программы:
Формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитание будущих детей на основе развития у них брачно-семейных представлений.
Программа включает следующие разделы:
«Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества»;
«Психология межличностных отношений юношества»;
«Искусство быть супругами»;
«Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности»;
«Взаимоотношения поколений в семье».
Календарно-тематическое планирование
Разделы и темы | Кол-во часов | Примеч. |
Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества | 6 | |
Тема 1.1. Исторические изменения семьи и брака | 2 | |
Тема 1.2. Функционально-ролевая структура семейных отношений | 2 | |
Тема 1.3. Основные ценности семьи | 2 | |
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества | 6 | |
Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек | 2 | |
Тема 2.2. Дружба в юношестве | 1 | |
Тема 2.3. Любовь в юношеском возрасте | 1 | |
Тема 2.4. Готовность к браку | 2 | |
Раздел 3. Искусство быть супругами | 8 | |
Тема 3.1. Жизненный цикл семьи | 2 | |
Тема 3.2. Молодая семья | 2 | |
Тема 3.3. Психологически благополучная и неблагополучная семья | 2 | |
Тема 3.4. Семейные конфликты: причина и профилактика | 2 | |
Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности | 6 | |
Тема 4.1. Мужские и женские роли в семье | 2 | |
Тема 4.2. Ожидания в семье и браке | 2 | |
Тема 4.3. Жизненные сценарии семьи и личности | 2 | |
Раздел 5. Взаимоотношения поколений в семье | 8 | |
Тема 5.1. Незаменимость семьи в воспитании детей | 2 | |
Тема 5.2. Проблема отцов и детей | 2 | |
Тема 5.3. Общение и взаимопонимание в семье | 2 | |
Тема 5.4. Профилактика нарушений детско-родительских отношений | 2 | |
Всего по программе: | 34 | |
Содержание программы
Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества
Тема 1.1 | Исторические изменения семьи и брака | 2 |
Исторические изменения института семьи и брака. Зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества. Матриархат, патриархат, моногамия, полигамия. Нравственные нормы брака. Модели семьи. |
Тема 1.2. | Функционально-ролевая структура семейных отношений | 2 |
Основные функции семьи: репродуктивная (генеративная), первичной социализации детей, воспитательная (педагогическая), досуговая, экономическая, хозяйственно-бытовая, сексуальная (гедоническая), медицинская. |
Тема 1.3. | Основные ценности семьи | 2 |
Основные семейные ценности: нравственный климат семьи, семейное воспитание, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта. Связь функции семьи с основными ценностями. Терминальные и инструментальные ценности личности, учет индивидуальных ценностей в семейной системе. |
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества
Тема 2.1. | Межличностные отношения юношей и девушек | 2 |
Понятие о межличностных отношениях. Межличностные отношения и общение. Общая характеристика межличностных отношений. Психология симпатий. Черты характера, способствующие полноценному общению. |
Тема 2.2. | Дружба в юношестве. | 1 |
Товарищество и дружба, как социальные ценности и основные виды межличностных отношений. Дружба, как школа самовоспитания и любви. Юношеские представления о дружбе. Различия в её проявление у юношей и девушек. Идеал друга. Различия между мальчиками и девочками по характеру и содержанию требований, предъявляемых к другу. Сила взаимного влияния в дружбе юноши и девушки. Отражение в юношеской дружбе противоречий возраста. Дружба, как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная. |
Тема 2.3. | Любовь в юношеском возрасте | 1 |
Любовь – основа брака, супружеской гармонии. Нравственные основы взаимоотношения влюбленных. Знакомство юноши и девушки. Ухаживание. Взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Уважительное, бережное отношение к чувству представителя противоположного пола. Предложения о вступлении в брак. Торжественная помолвка. |
Тема 2.4. | Готовность к браку | 2 |
Понятие готовность к браку. Брачный возраст. Многоаспектность готовности к вступлению в брак. Физическая зрелость. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Понимание правовой основы брака. Мотивы вступления в брак. Социально-демографические характеристики вступающих в брак. |
Раздел 3. Искусство быть супругами
Тема 3.1. | Жизненный цикл семьи. | 2 |
Стадии развития семьи по разным классификациям. Сложности, возникающие на разных стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения. Нормативные кризисы в развитии семьи и условия их успешного разрешения. |
Тема 3.2. | Молодая семья | 2 |
Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. Возникновение чувства «мы». Причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов. Организация семейного быта, семейная экономика. Семейные роли, их распределение. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Рождение ребенка и психологические проблемы, возникающие в этот период. Ребенок в молодой семье. Бюджет молодой семьи. |
Тема 3.3. | Психологически благополучная и неблагополучная семья | 2 |
Типы неблагополучных семей. Отличия психологически благополучной и неблагополучной семьи. Зрелая и проблемная семья. Психологическое здоровье современной семьи. Основные критерии психологического здоровья семьи. |
Тема 3.4. | Семейные конфликты: причины и профилактика | 2 |
Факторы риска в браке. Нарушения семейных отношений и их последствия. Конфликты в различных сферах супружеских отношений. Влияние конфликтных отношений на развитие личности ребенка в семье. |
Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности
Тема 4.1. | Мужские и женские роли в семье | 2 |
Мужчины и женщины: общее и особенное. Мир мужчин и женщин. Особенности психосоциального развития мужчин и женщин. Психологический пол личности (гендер). Понятие социальных гендерных ожиданий в отношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Учет гендерных различий в семье. |
Тема 4.2. | Ожидания в семье и браке | 2 |
Личностно-ролевое поведение мужчины и женщины. Модели родительской семьи. Влияние индивидуального опыта на ожидания к брачному партнеру. Социокультурные стереотипы полоролевого поведения. Мужские и женские семейные роли: традиционные, товарищеские, партнерские. Традиции взаимной заботы. Ожидание и супружеское соглашение. Супружеское взаимодействие и удовлетворенность браком. |
Тема 4.3. | Жизненные сценарии семьи и личности | 2 |
Стереотипы поведения в семье и её морально-психологический климат. Семья как система многопоколенных отношений. Понятие о супружеской верности. Семейное счастье и здоровье личности. Проблема психологической совместимости супругов и личностного развития. |
Раздел 5. Взаимоотношения поколений в семье
Тема 5.1. | Незаменимость семьи в воспитании детей | |
Семья - важнейший институт в воспитании детей. Параметры семьи: демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический. Функции семейного воспитания. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием в ОУ. |
Тема 5.2. | Проблема отцов и детей | |
Понятие родительской позиции, и её критерии: степень эмоциональной близости и степень контроля поведения. Оптимальная родительская позиция. Адекватность, гибкость, прогностичность. Стили родительского отношения: автократичный, авторитарный, демократический, либерально-попустительский. Отрицательные формы поведения детей: капризы, упрямство, агрессия, ложь, негативизм и др. |
Тема 5.3. | Общение и взаимопонимание в семье | |
Понятие общения. Виды общения. Вербальные и невербальные средства общения. Виды и техники слушания. Условия взаимопонимания в семье. Доверие. Обратная связь. «Я - высказывание». |
Тема 5.4. | Профилактика нарушений детско-родительских отношений | |
Типичные недостатки семейного воспитания, которые приводят к нарушениям детско-родительских отношений: эмоциональная холодность, отсутствие единства воспитательных действий, проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Дефицит и однообразные отношения с детьми. Подавление воли и активности ребенка, и неучет его индивидуальных особенностей, невнимание к его интересам. Защитное поведение детей. Формирование навыков конструктивного поведения и общения в семье. |