АНГАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора по УВР И.О. Директор МОУ «СОШ №32»
_____________ О.Н.Курганян ________ Л.А.Грузинцева ______________ Л.А.Грузинцева
________ В.О.Ригуц Приказ от ________ 2017г. № _____
Протокол № 1 от ____________ _________ 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Психология и выбор профессии»
9 класс
Педагог-психолог
Дмитриева Марина Борисовна
I категория
2017– 2018учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе компонента образовательного учреждения обязательных предметов, по программе предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии», Г.В. Резапкиной, год переиздания 2014, с изменениям и дополнениями.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени образования предусматривается профильное обучение, задача его – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Программа «Психология и выбор профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.
Программа рассчитана на 1 год при одном уроке в неделю. В ней использованы различные типы уроков. В уроки входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса.
Цель программы:
Формирование у юношей и девушек реалистичного взгляда на выбор профессии, с учетом их возможностей и требований рынка труда.
Задачи программы
1. Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
2. Ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии
Программа включает 4 модуля
1. Что я знаю о своих возможностях.
2. Что я знаю о профессиях.
3. Способности и профессиональная пригодность.
4. Планирование профессиональной карьер
Содержание программы
Блок 1. Что я знаю о своих возможностях
Тема | Название темы | Кол-во часов |
Тема 1 | Самооценка и уровень притязаний | 1 час |
Тема 2 | Темперамент и профессия. Определение темперамента | 1 час |
Тема 3 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций | 1 час |
Тема 4 | Стресс и тревожность | 1 час |
Тема 5 | Определение типа мышления | 1 час |
Тема 6 | Внимание и память | 1 час |
Тема 7 | Уровень внутренней свободы | 1 час |
Тема 8 | Обобщающий | 1 час |
Блок 2. Что я знаю о профессиях
Тема | Название темы | Кол-во часов |
Тема 9 | Классификация профессий. Признаки профессии | 1 час |
Тема 10 | Определение типа будущей профессии | 1 час |
Тема 11 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии | 1 час |
Тема 12 | Интересы и склонности в выборе профессии | 1 час |
Тема 13 | Определение профессионального типа личности | 1 час |
Тема 14 | Профессионально важные качества | 1 час |
Тема 15 | Профессия и здоровье | 1 час |
Тема 16 | Обобщающий | 1 час |
Блок 3. Способности и профессиональная пригодность
Тема | Название темы | Кол-во часов |
Тема17 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности | 1 час |
Тема 18 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 час |
Тема 19 | Способности к профессиям социального типа | 1 час |
Тема 20 | Способности к офисным видам деятельности | 1 час |
Тема 21 | Способности к предпринимательской деятельности | 1 час |
Тема 22 | Артистические способности | 1 час |
Тема 23 | Уровни профессиональной пригодности | 1 час |
Тема 24 | Обобщающий | 1 час |
Блок 4. Планирование профессиональной карьеры
Тема | Название темы | Кол-во часов |
Тема 25 | Мотивы и потребности | 1 час |
Тема 26 | Ошибки в выборе профессии | 1 час |
Тема 27 | Современный рынок труда | 1 час |
Тема 28 | Пути получения профессии | 1 час |
Тема 29 | Навыки самопрезентации | 1 час |
Тема 30 | Стратегия выбора профессии | 1 час |
Тема 31 | Обобщающий | 1 час |
Тема32-34 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 3 часа |
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Предполагаемый результат:
1. Расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоятельному поиску недостающей информации.
2. Коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня, самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.
3. Приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учетом реальных условий, запроса социума.
4. Приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учетом возможных изменений в жизни.
Методическое обеспечение:
1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Генезис, Москва 2011 год.
2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся, Генезис, Москва 2013год.
Программа интегрирует диагностическую, консультативную, развивающую работу и психологическое просвещение и образование.
Литература
Аспекты деятельности психолога// Внешкольник № 8, 2001
Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.
Интернет-ресурсы
Подпрограмма психологического сопровождения детей и подростков// Бюллетень № 1, 2007
Программа психологического сопровождения образовательного процесса Дворца творчества детей и юношества им. Н.К. Крупской// Бюллетень № 2, 2003г.
Календарно-тематическое планирование
Разделы и темы | Кол-во часов | Примечание |
Блок 1. Что я знаю о своих возможностях | 8 | |
Тема 1. | Самооценка и уровень притязаний | 1 | |
Тема 2. | Темперамент и профессия. Определение темперамента | 1 | |
Тема 3. | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций | 1 | |
Тема 4. | Стресс и тревожность | 1 | |
Тема 5. | Определение типа мышления | 1 | |
Тема 6. | Внимание и память | 1 | |
Тема 7. | Уровень внутренней свободы | 1 | |
Тема 8. | Обобщающий | 1 | |
Блок 2. Что я знаю о профессиях | 8 | |
Тема 9. | Классификация профессий. Признаки профессии | 1 | |
Тема 10. | Определение типа будущей профессии | 1 | |
Тема 11. | Профессия, специальность, должность. Формула профессии | 1 | |
Тема 12. | Интересы и склонности в выборе профессии | 1 | |
Тема 13. | Определение профессионального типа личности | 1 | |
Тема 14. | Профессионально важные качества | 1 | |
Тема 15. | Профессия и здоровье | 1 | |
Тема 16. | Обобщающий | 1 | |
Блок 3. Способности и профессиональная пригодность | 8 | |
Тема 17. | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности | 1 | |
Тема 18. | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 | |
Тема 19. | Способности к профессиям социального типа | 1 | |
Тема 20. | Способности к офисным видам деятельности | 1 | |
Тема 21. | Способности к предпринимательской деятельности | 1 | |
Тема 22. | Артистические способности | 1 | |
Тема 23. | Уровни профессиональной пригодности | 1 | |
Тема 24. | Обобщающий | | |
Блок 4. Планирование профессиональной карьеры | 10 | |
Тема 25. | Мотивы и потребности | 1 | |
Тема 26. | Ошибки в выборе профессии | 1 | |
Тема 27. | Современный рынок труда | 1 | |
Тема 28. | Пути получения профессии | 1 | |
Тема 29. | Навыки самопрезентации | 1 | |
Тема 30. | Стратегия выбора профессии | 1 | |
Тема 31. | Обобщающий | 1 | |
Тема 32-34. | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 3 | |