Представленная программа является адаптивной программой образовательных учреждений.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с различными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушениями в развитии, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.
Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве;
анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;
конструировать несложные предметы без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданному эталону;
определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;
распознавать основные эмоции;
составлять предмет из частей;
знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;
выполнять графические работы под диктовку педагога;
№ п.п
| Наименование разделов, тем программы. | Количество часов |
1. | Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | 3 |
2. | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 8 |
3. | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. ( Бросание в цель. Повороты. Перестроение.) | 1 |
4. | Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | 1 |
5. | Развитие согласованнсти действий и движений разных частей тела. (Повороты с движениями рук. Ходьба с изменением направления.) | 1 |
6. | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка). | 1 |
7. | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | 1 |
8. | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание) | 1 |
9. | Работа в технике « рваной» аппликации. | 1 |
10. | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | 1 |
11 | Тактильно- двигательное воспитание | 3 |
12. | Определение на ощупь величины предмета ( большой- маленький самый маленький). Дидактическая игра « Чудесный мешочек» | 1 |
13. | Упражнения в раскрытии пластина. Лепка « Угощение» | 1 |
14. | Игры с крупной мозаикой. | 1 |
15. | Восприятие формы , величины, цвета; конструирование предметов. | 4 |
16. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). | 1 |
17. | Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»). | 1 |
18. | Различение предметов по величине ( большой- маленький). Сравнение двух предметов (по высоте и длине, по ширине и толщине). | 1 |
19. | Различие и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета». | 1 |
20. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 2 |
21. | Нахождение отличительных и общих признаков2-х предметов. «Сравни предметы». | 1 |
22. | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» Дидактическая игра «Нелепица» | 1 |
23. | Восприятие особых свойств предмета | 1 |
24. | Развитие осязания ( контрастные температурные ощущения: (холодный-горячий) обозначаем словом. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу». Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый –легкий ). | 1 |
25. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 3 |
26. | Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) | 1 |
27. | Выделение и различие звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух». | 1 |
28. | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. | 1 |
29. | Восприятие пространства | 4 |
30. | Ориентировка на собственном теле (правая, лева, рука, нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т. д.) | 1 |
31. | Ориентировка на листе бумаги ( центр, верх, низ, правая, левая сторона). | 1 |
32. | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | 1 |
33. | Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «расположи верно». | 1 |
34. | Восприятие времени | 1 |
35. | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки». Последовательность событий (смена времени суток). | 1 |
36. | Обследование детей | 5 |
Итого: | 34 часа |
Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург: КАРО, 2005 г.
Кондратьева С. Ю., Агапутова О. Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2008г.
Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
Янушка Елена. Игры с аутичным ребенком. Серия «Особый ребёнок». – Москва: Теревинф, 2004г.
Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.
Елфимова, Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.