СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 3 классов"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция недостатков позновательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 3 классов"»









Рабочая программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 3 классов

Педагог-психолог Туйманова Т.В

































2017/2018 учебный год

Пояснительная записка

Представленная программа является адаптивной программой образовательных учреждений.

     Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с различными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

        Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с нарушениями в развитии, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии как сложной психической функции.

    Трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире. Опознание предмета с помощью осязания при включении зрения требует активного привлечения прошлого опыта, сопоставления полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о данном предмете, правильной организации процесса обследования. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.

Цель: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

         Задачи:

  • обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Объем программы: 34 часа в год, проводится 1 час в неделю, продолжительность занятий 40 минут.

Основные умения и навыки

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов дети должны научиться:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • быстро и точно передвигаться в пространстве;

  • анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);

  • последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

  • выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;

  • конструировать несложные предметы без опоры на образец;

  • выделять предмет из группы;

  • определять картинку к заданному эталону;

  • определять материал, из которого сделан предмет; -- выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

  • выполнять пальчиковые упражнения;

  • различать основные цвета, знать оттенки цветов;

  • классифицировать фигуры по нескольким признакам;

  • ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;

  • распознавать основные эмоции;

  • составлять предмет из частей;

  • знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде педагога;

  • выполнять графические работы под диктовку педагога;

Учебно-тематический план

№ п\п

Разделы

Кол-во часов

1

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.

3

2

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

8

3

Тактильно- двигательное воспитание

3

4

Восприятие формы , величины, цвета; конструирование предметов.

4

5

  Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

2

6

Восприятие особых свойств предмета

1

7

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

3

8

Восприятие пространства

4

9

Восприятие времени

1

10

Обследование детей

5

Итого

34



Тематический планирование

№ п.п

Наименование разделов, тем программы.

Количество часов

1.

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.

3

2.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

8

3.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. ( Бросание в цель. Повороты. Перестроение.)

1

4.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1

5.

Развитие согласованнсти действий и движений разных частей тела.

(Повороты с движениями рук. Ходьба с изменением направления.)

1

6.

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандаш, ручка).

1

7.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

1

8.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)

1

9.

Работа в технике « рваной» аппликации.

1

10.

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

1

11

Тактильно- двигательное воспитание

3

  12.

Определение на ощупь величины предмета ( большой- маленький самый маленький). Дидактическая игра « Чудесный мешочек»

1

13.

  Упражнения в раскрытии пластина. Лепка « Угощение»

1

14.

  Игры с крупной мозаикой.

1

15.

Восприятие формы , величины, цвета; конструирование предметов.

4

16.

  Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).  

1

17.

  Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»).

1

18.

Различение предметов по величине ( большой- маленький). Сравнение двух предметов (по высоте и длине, по ширине и толщине).

1

19.

Различие и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета».

1

  20.

  Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

2

21.

 Нахождение отличительных и общих признаков2-х предметов. «Сравни предметы». 

1

22.

Дидактическая игра «Какой детали не хватает»

Дидактическая игра «Нелепица»

1

23.

Восприятие особых свойств предмета

1

24.

Развитие осязания ( контрастные температурные ощущения: (холодный-горячий) обозначаем словом. Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу». Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый –легкий ).

1

25.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

3

26.

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1

27.

Выделение и различие звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».

1

28.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

1

29.

Восприятие пространства

4

30.

Ориентировка на собственном теле (правая, лева, рука, нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т. д.)

1

31.

Ориентировка на листе бумаги ( центр, верх, низ, правая, левая сторона).

1

32.

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

1

33.

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «расположи верно».

1

34.

Восприятие времени

1

35.

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели

«Сутки». Последовательность событий (смена времени суток).

1

36.

Обследование детей

5

Итого:

34 часа































Литература

  1. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург:  КАРО, 2005 г.

  2. Кондратьева С. Ю., Агапутова О. Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2008г.

  3. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2006г.

  4. Янушка Елена. Игры с аутичным ребенком. Серия «Особый ребёнок». – Москва: Теревинф, 2004г.

  5. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.

  6. Елфимова, Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

  7. Мухина, В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.

  8. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.

  9. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.