СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Грекова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе примерных программ общеобразовательных учреждений по русскому языку 10-11 кл.

Составитель: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Грекова»

7


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чернецовская средняя общеобразовательная школа



Утверждаю


Директор школы_____________ Дмитриев А.А.

Приказ от г. №





Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОСНОВНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

10 КЛАСС


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 68



Учитель: Курносова Наталья Николаевна





Программа разработана на основе примерных программ общеобразовательных учреждений по русскому языку 10-11 кл.

Составитель: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко




















Планируемые предметные результаты освоения предмета

По окончании 10 класса учащиеся должны знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид¬ностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
должны владеть:
• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.





Содержание учебного материала


Общие сведения о языке.

(6 ч.)

Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме



Лексика и фразеология.

(12 ч.)


Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.

Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.

Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.

Лексическая и стилистическая синонимия.



Орфоэпия.

(4ч.)

Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).

Нормативные словари русского языка и справочники.



Морфемика, словообразование, орфография.

(20 ч.)

Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).

Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Словообразовательный разбор.

Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.



Морфология и орфография.

(26ч.)

Систематизация знаний о частях речи.Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.

Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.

Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.

Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.

Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.


В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию системы знаний. В 10 классе приоритетным направлением является «Орфография», в 11 классе - «Пунктуация». Однако это распределение условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков. Продолжается работа по развитию речи учащихся: совершенствуются умения анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать материал, редактирование написанного.


Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.



Формы обучения:

  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.



Виды деятельности учащихся на уроке

-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др;

  • аудирование;

  • информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; продолжение текста; пересказ текста по плану;составление тезисов; пересказ текста с использованием цитат;-редактирование; переложение текста;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование;рецензирование;докладированиеаннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике
речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Для реализации Рабочей программы используется УМК:

1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф.Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2009. 2.«Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику длязанятий по русскому языку в старших классах Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.»(автор Раман Т.В.)

Планирование рассчитано на 68 часов (1 час в неделю)













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Тема урока

Кол-

во часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования:

Элементы дополнительного содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контро--ля

Домашнее задание

Дата проведения










план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8


10

11

Общие сведения о языке (6 часа)

1

Слово о русском языке

1

Комбини­рованный

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном ми­ре: в международном и меж-национальном общении

Принщшы выбора и Организация языко-вых средств в соот-ветствий со сферой, ситуацией иусло-вииями речевого общения

Знать: некоторые осо­бенности развития рус­ского языка, что такое речь, формы речи, рече­вая ситуация

Уметь:оперировать тер- минами при анализе язы­кового явления.

Иметь представление Осоциальной сущности языка

Органи­зация со-вместной учебной деятель­ности

Упражне­ния по вы­бору учи- теля с уче­-том уров­ня обученноси уча­щихся класса



2,3

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

2

Комбини­рованный

Активные процессы в русском языке на со­временном этапе. Поня­тие нормы, основные нормы русского языка

Функции русского языка как учебного предмета

Иметь представление

о культуре речи, языко­вой норме и происходя­щих в русском языке из­менениях, о его взаимо­связи с другими языками

Беседа, проблем­ные зада-ния




4,5,6

Р/р. Практиче­ская работа.Редактиро-вание текстов.

3

Система­тизация ЗУН

Определение уровня изученного материала. Обобщение и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков

Развернутое обос- : нование своей по­зиции с приведени- ем системы аргу- ментов .

Знать: особенности тек­стов по: стилю и типу. Уметь: отмечать стиле­вые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвисти-ческий анализ тек­стов различных стилей

Тренинг,практикум:

Проанали­зировать текст по плану (сти­листичес-каяпри над-лежность, язы­ковыеособеннос-ти)






7,8

Слово и его лек-сическоезначе-ние.

Однознач­ность и много­ значность слова.Изобрази- тельно- вырази- тельные средства

русского языка.

Тропы как выра-зительные сред- стваязы-ка.­­ Фигу ры речи как выра-зительныесредст- ва языка. Работа со словарями.

2

Комбини­-ованный

Лексическая система русского языка. Систематизация изучен ного ранее по теме «Одно­значные и много-

значныеслова.Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха». Формирование уме­ния различать прямое и пере- носное значения слов; сравнивать статьи в толковомсловаре.Опреде­лять значение многозначного слова,соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарём.

Понятие метафо­ра, метонимия, синек- доха;

Создание собствен-ных мета­фор. Передачасодержа-

ния информации адек­ватно постав-

ленной цели(сжато, полно, вы­борочно)

Знать: смысл понятий речь устная иписьмен-ная, монолог, ­диалог, сфера и ситуация речево­го общения, однозначные и многозначные слова. Уметь: определять прямое и переносное ­значения слов, ­значение многозначного ­ слова, соответствующее ситуа-ции; поль­зоваться толко- вымсловарем; осуществ-

лять речевой самоконт- роль.

Органи-

зация со-

вместной учебной де ятельности­

Составле-ние пред ложений­­с исполь зова ниемизучаемойязыко вой едини- цы п. 6, 13


9,10

Р/р.Практическаяработа.Лингвисти- ческий анализ по

Этического текста

(упр 34)

2

Контроль

ЗУН

Определение уровня

изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.


Развернутое обосно-вание своей пози-ции сприведением системы аргумен- тов.

Знать: особенности

текстов по стилю и типу.

Уметь:отмечать стилевые черты,языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; про- водить лингвистический анализ текстов различных стилей

Тренинг,

практикум

Анализ практичес- кой работы.






11,

12

Смысловые от­ношения между словами: сино­нимы, антонимы, омонимы, паро­нимы. Работа со словарями

2

Системати-зация ЗУН

Формирование умения определять смысловые отношения между сло­вами. Синонимы, анто­нимы, омонимы, паро­нимы, их значение в кон­тексте. Отличие омони­мов, паронимов от мно­гозначных слов. Опреде­ление стилистической окраски синонимов

Анализ, выбор, ис­пользование выра­зительных средств лексики .

Знать: специфику смыс­ловых отношений между словами.

Уметь: определять си­нонимы, антонимы, омо­нимы, паронимы, их зна­чение в контексте

Конструи­рование предложе­ний

Комплекс­ный анализ текста;

п. 7,8



13,

14

Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимст­вованные слова и их употребле­ние. Употребле­ние устаревших слов и неологиз­мов. Работа со словарями

2

Комбини­рованный

Русская лексика с точки зрения сферы ее упот- ' ребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. Рус­ская лексика с точки зрения ее происхожде­ния: исконно русские слова, старосла-вянизмы,заимствованные слова

Анализ, выбор, ис­пользование выра­зительных средств лексики. Передача содержания инфор­мации адекватно поставленной цели (сжато, полно, вы­борочно)

Знать: сферы употреб­ления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникнове­ния заимствованных слов в язык и речь.

Уметь: определять заим­ствованные слова в тек­сте; уместно употреблять заимствованные слова в речи; извлекать инфор­мацию из различных ис­точников; свободно поль­зоваться лингвистиче­скими словарями, спра­вочной литературой

Конструи­рование предло­же-ний

Упражне-ния по вы­бору учи­теля с уче­том уров­ня обученн­сти уча­щихся класса;

п. 9-11



15,

16

Фразеология. Употребление фразеологизмов/ Работа со слова­рями

2

Комбини­рованный

Русская фразеология. Крылатые слова, посло­вицы и поговорки. Нор­мативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии

Крылатые слова, их происхождение

Знать: понятие фразео­логизмы.

Уметь: определять фра­зеологизмы (идиомы) устойчивые сочетания слов

Конструи­рование предложе-ний

Комплекс­ный анализ текста;

п. 12








с их значением и стили­стическими свойствами. Лексическая и стилисти­ческая синонимия







17,
18

Р/р. Лексический анализ текста с решением тес­товых задач(де- моверсия ЕГЭ 2012: А2, А11,АЗО, В8)

2

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, уме­ний, навыков

Классификация оши-бок, правиль­ноегра-фическоеобъясне-ние орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Тренинг, практикум

Анализ и раз борконтроль­-ной рабо­ты. Работа над ошиб­ками



Орфоэпия (4 часа)

19,

20

Фонетический разбор слова

2

Комбини­рованный

Понятия фонема, откры-тый, закрытый слог. Звуки русского языка и их классификация. Вы­разительные средства русской фонетики

Выразительные средства русской фонетики. Благо­звучие речи, звуко­пись как изобрази­тельное средство

Знать: основные орфо­граммы, изученные ра­нее; классификацию зву­ков русского языка.

Уметь: соблюдать в прак­тике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения ос­нов-ные произноситель­ные, лексические, грамматичес-кие нормы со­временного русского язы­ка; произво-дить орфо­графический и фонетиче­ский разбор

Беседа, проблем­ные за­да-ния

Составле­ние предложе-ний с использованием изучаемой языковой единицы;

п. 15



21,

22

Орфоэпические нормы современ­ного русского

2

Комбини­рованный

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение.

Роль ударения в стихотворной речи

Уметь: соблюдать в прак­тике письма основные правила орфографии

Организа-ция со-вместной

Решение граммати­ческих за-




языка. Работа со словарями



Основные нормы совре­менного литературного произношения и ударе­ния в русском языке


и пунктуации; соблюдать в практике речевого об­щения основные произноситель-ные, лексиче­ские, грамма-тические нормы современ-ного русского языка

учебной деятель­ности

дач в тес­товой и др. формах. Демоверсия ЕГЭ 2012: А1, А2, А 11)



Морфемика, словообразование, орфография (20 часов)

23,

24

Принципы рус­ской орфогра­фии. Употребле­ние прописных букв

2

Комбини­рованный

Принципы русской ор­фографии (фонетиче­ский:, морфологический, традиционный). Актуа­лизация навыков приме­нения орфограмм, свя­занных с употреблением прописных букв

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяс-нение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

Уметь: опознавать языко-вые единицы, прово­дить различные виды их анализа; соблюдать в практике пись-ма основ­ные правила орфо-графии; составлять словар-ный диктант на повторяемые орфограммы; решать учеб-ные задачи на основе задан-ных алгоритмов

Тренинг, практикум

Упражне­ния по вы­бору учи­теля с уче­том уров­ня обучен-ности уча­щихся класса;

п 16, 17



25,

26

Употребление ь для обозначения на письме мягко­сти согласных и для обозначе­ния грамматиче­ских форм.Употребле-ние разделитель-ныхъ и ъ

2

Комбини­рованный

Понятия орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употребле­нием ъ и ь: ъ после ши­пящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяс-нение орфо­граммы

Тренинг, практикум

Упражне­ния по вы­бору учи­теля с уче­том уровня обученно-сти уча­щихся класса;

п.30






27,

28

Состав слова. Морфемный ана­лиз слова. Пра­вописание звон­ких и глухих со­гласных в корне слова. Правопи­сание двойных согласных

2

Система­тизация ЗУН

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения

Анализ текста и устного высказы­вания

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунк­туационные):

Уметь: применять изучен­ные правила, пользовать­ся определенными спосо­бами по их применению

Работа с де-формирован­ным тек­с-том

Комплекс­ный анализ текста;

п. 24, 25



29,

30,

31,

32

Основные спосо­бы образования слов. Междуна­родные словооб­разовательные элементы. Сло­вообразователь­ный разбор сло­ва. Работа со словарями

4

Комбини­рованный

Выразительные словооб­разовательные средства. Экспрессивно-стилистичес- кая роль корней,суффиксов и приставок в структуре художест­венного слова. Словооб­разовательный разбор

Анализ, выбор, ис­пользование выра­зительных средств словообразования

Знать: основные вырази­тельные средства слово­образования.

Уметь.: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соот-ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией об­щения .

Проекты- презента- . ции с при­менением

ИКТ

Упражне­ния по вы­бору учи­теля с уче­том уров­ня обучен-ности уча­щихся класса;

п. 21,26



33,

34

Правописание безударных и че­редующихся гласных в корне слова

2

Комбини­рованный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописа­нием безударных и чере­дующихся гласных в корне слова

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяс-нение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

Уметь: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа; соблюдать В практике письма основ­ные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые

орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

Тренинг, практикум

Упражне­ния по вы­бору учи­теля с уче­том уров­ня обучен-ноети уча­щихся клас- са;

п. 22





35,36

Правописание гласных после ши-пящих и ц

2

Комбини­рованный.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописа­нием гласных после ши­пящих и ц

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяс-нение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

Уметь: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основ-ные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

Тренинг, практикум

Упражне­ния по вы­бору учи­теля с уче­том уров­ня обучен-ности уча­щихся класса;

п. 27-29, 31



37,38

Правописание приставок. Глас­ныеы-, и- после приставок

2

Комбини­рованный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописа­нием приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяс-нение орфо­граммы

Тренинг, практикум



39,40

Что такое текст?

2

Комбини­рованный

Текст, его строение, виды преобразования текста

Отражение в пись­менной форме ре­зультатов своей деятельности

Знать: признаки текста и его функционально- смысловых типов.

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять ре­чевой самоконтроль; оце­нивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недо­четы и исправлять их;

Организа-циясовмест ной учебной деятельнос-ти

Комплекс-ный анализ текста










совершенствовать и ре­дактировать собственные тексты





41,

42

Контрольный дик-тант с твор­ческим задани­ем (мини-сочине­ние на основе текста)

2

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, уме­ний, навыков

Классификация ошибок, правиль­ное графическое объяс-нение орфо­граммы

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изучен­ные орфограммы; соблю­дать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

Анализ и разбор контроль-; ного дик­танта. Ра­бота над ошибками



Морфология и орфография (26 часов)

43,

44

Систематизация знаний о частях речи (на основе упр. 194)

2

Система­тизации ЗУН

Общее грамматическое значение, грамматиче­ские формы и синтакси­ческие функции частей речи. Нормативное упот­ребление форм слова. Принципы русской ор­фографии. Морфологи­ческий разбор частей речи

Изобразительно- выразительные во-зможностиморфоло-гических форм

Знать: языковые едини­цы, различные виды их анализа.

Уметь: соблюдать в прак­тике письма основные правила орфографии и пунктуации

Комменти-рован­ное пись­мо. Са-мостоятель­ная работа

Упражне­ния по вы­бору учи­теля с уче­том уров­ня обученнос-тиуча­щих-ся класса



45,

46

Имена. Склоняе­мые части речи (имена сущест­вительные, при­лагательные, числительные)

2

Система­тизация ЗУН

Систематизация ранее изученного об именах существительном, при­лагательном, числитель­ном. Углубление понятия о роли имен в речи, фор­мирование умения обос­новывать выбор падеж­ных окончаний склоняе­мых частей речи. Опре деление синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении

Работа с различны­ми словарями

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить скло­няемые части речи в тек­сте, определять их син­таксическую роль в пред­ложении

Фронталь-ный опрос. Самостоя­тельная работа

21.0228.02




47,48


Правописание склоняемых час­тей речи

2

Система­тизация ЗУН

Совершенствование навыков применения основных типов орфо­грамм склоняемых час­тей речи, изученных в 5-7 классах, определе­ние порядка действий при решении орфографичес-ких задач

Отработка навыка грамматических раз-боров. Состав­ление слова по за­данным схемам, различение формы одного и того же слова

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

Уметь: применять изу­ченные правила, пользо­ваться определенными способами по их приме­нению; соблюдать в прак­тике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфо­граммы; находить в тек­сте примеры изученных орфограмм

Тематиче­ский дик­тант

Комплекс­ный анализ текста



49,50

Именительный и родительный падежи множест­венного числа некоторых суще­ствительных мужского рода. Орфоэпические и морфологиче­ские нормы

2

Комбини­рованный

Грамматические и сло­вообразовательные нор­мы современного рус­ского литературного языка, их описание и за­крепление в словарях, учебниках, справочниках

Отражение в пись­менной форме ре­зультатов своей деятельности. Со­здание письменных и устных высказы­ваний. Анализ и оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нор­мативности, соот­ветствия сфере и ситуации общения

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунк­туационные).

Уметь: применять изу­ченные правила, пользо­ваться определенными способами по их приме­нению

Словар­ный дик­тант

Комплекс­ный анализ текста;

п. 37




51,52

Р/рФункциональ-но-смысловые ти-пы речи. Особенности рас­суждения как ти­па речи. Практическая рабогпй. Типоло­гический анализ текста-рассуж­дения.,

2

Системати-зация ЗУН

Функциональные разно­видности языка (книж­ный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистиче­ский, официально-дело­вой), язык художествен­ной литера-туры. Функционально-смысловые типы, речи (повествова­ние, описание, рассуж­дение). Сфера употреб­ления, типичные ситуа­ции речевого общения; задачи речи; языковые средства, ха-рактерные для текста-рассуждения ;

Умение редактиро­вать текст в соот­ветствии с речевой ситуацией

Знать: признаки текста, его функционально-смыс-ловые типы (повест­вование, описание,, рас­суждение); функциональ­ные стили (научный, публицистический, официально- деловой), язык художественной литера-туры.

Уметь: свободно, правиль-но излагать свои мысли в устной и пись­менной фор-ме в соответ­ствии с ситуа-цией рече­вого общения, за-дачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редак­тировать собственный текст

Работа с дефор-мирован- ным текс­том ;

Упражне­ния по выбору учителя с учетом уров-ня обучен-ности уча-щихся класс-са;


53,54

Местоимение как леКсико- грамматическая категория; Право-писание местои-мений

2

Система­тизация ЗУН

Систематизация ранее изу-ченного о местоиме­нии, углубление понятия о ро-ли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксичес-кую роль место­имений в предложении

Умение редактиро­вать текст, устранять повторы

Знать: общее граммати-ческоезначение,морфо­логические признаки и синтаксическую роль место имений; парадигму личных местоимений; _... орфограмму-пробел (ме­стоимение с предлогом, частицей)

Уметь: находить место- имения в тексте, опреде­лять их синтаксическую роль в предложении

Фронталь­ный опрос Самостоя­тельная ра-бота :

Упражне­ния по вы­бору учите­ля с учетом уровня обу-ченности учащихся класса;

п. 47





55,56

Глагол. Грамма­тические катего­рии русского глагола. Право­писание личных окончаний и суф­фиксов глаголов. Морфологиче­ские нормы

2

Система­тизация ЗУН

Систематизация ранее изученного: о глаголе, уг­лубление знаний об осо­бенностях функциониро­вания глаголов в речи. Отработка умения пра­вильно писать личные окончания и суффиксы глаголов

Лексическое зна­чение глаголов- исключений, их морфемный состав

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль глагола.

Уметь: находить глаго­лы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; опреде­лять спряжение глаголов с безударным личным окон-чанием;различать по вопросуличную и неопреде-ленную форму глагола

Фронталь­ный опрос. Самостоя­тельная ра-бота

Упражне­ния по вы­бору учи­теля с учетом уров-ня обучен-ности уча-щихсяклас-са; : п. 49, 50



57,58

Глагольные фор­мы - причастие и деепричастие

2

Система­тизация ЗУН

Глагольные формы - при-частие и дееприча­стие. Углубление зна­ний: осо-бенностифункционирования глаголь­ных форм в речи. Отработка умения пра­вильно употреблять гла­гольные формы в речи

Обобщение сведе­ний о предложении, срав нение интона­ций простого предложе-ния,ничем не ослож-ненного и ос­ложнен-ного прича­стным и дееприча­стным обо-ротами

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль при-частия и дееприча­стия, орфографию причастая и деепричастия.

Уметь: применять изу­ченные орфографические правила; использовать изу-ченнуючасть речи в устной и письменной практике

Организа­ция со- . вместной учебной деятельности

Комплекс­ный анализ текста



59,60

Значение и упот­ребление причас­тий и дееприча­стий, их право­писание

2

Система­тизация ЗУН

Совершенствование на­выка применения основ­ных типов орфограмм и пунктограмм причас­тия и деепричастия, изу­ченных в 7-8 классах.

Отработка навыка грамматических раз-боров. Состав­ление слов по за­данным схемам, различение форм

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

Уметь: применять изу­ченные правила, пользо-

Тематиче­ский дик­тант

Комплекс­ный анализ текста








Порядок действий при решении орфографиче­ских и пунктуационных задач

одного и того же слова

ваться определенными способами по их приме­нению; соблюдать в прак­тике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфо­граммы; находить в тек­сте примеры на изучен­ные орфограммы





61,62

Наречия и нареч-ные сочета­ния. Морфемный и словообразова­тельный разбор наречий. Слова категории со­стояния

2

Система­тизация ЗУН

Систематизация ранее изученного о наречии, углубление знаний об особенности функциониро-вания наречий в речи

Связи глагола и на­речия, непроверяе­мые написания на­речия «ближнего пространства». Ха­рактерные призна­ки текстов разного стиля

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и син-таксическую роль наречий.

Уметь: находить наре­чия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Фронталь­ный опрос. Самостоя­тельная работа

Упражне­ния по вы­бору учите­ля с учетом уровня обу-ченности уча­щихся класса;

п. 56,57



63,

64,

65,

66

Служебные части речи

4

Система­тизация ЗУН .

Систематизация ранее изученного о служебных частях речи; углубление знаний о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложе­ний в текс те; углубление знаний о роли частиц и междометий в речи: особенности пра-вописа­ния предлогов и частиц с самостоятельны-ми час­тями речи

Создание письмен­ных высказываний. Выбор и использо­вание выразитель­ных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Знать: общее граммати­ческое значение, морфо­логические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить слу- . жебные части речи в тек­сте, определять их син­таксическую роль в пред­ложении

Фронталь­ный опрос. Самостоя­тельная работа

Составле­ние предложе-ний с использованием изучаемой языковой единицы;

п. 58-63





67


Правописание служебных час­тей речи (произ­водных пред­логов, союзов, частиц)

1

Система­тизация ЗУН

Совершенствование на­выков применения основ-ных типов орфограмм слу-жебных частей речи, изученных в 7-9 классах. Порядок действий при решении орфографиче­ских задач

Отработка навыка грамматических раз-боров. Состав­ление слов по за­данным схемам, различать формы одного и того же слова

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

Уметь: применять изу­ченные правила, пользо­ваться определенными способами их примене­ния; соблюдать в практи­ке письма основные пра­вила орфографии; состав­лять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте приме­ры изученных орфограмм

Тематиче­ский дик­тант

Комплекс­ный анализ текста



68


Контрольный диктант.

1

Контроль ЗУН

Определение уровня изученного материала; проверка и тематический контроль знаний, уме­ний, навыков

Классификация оши-бок, правиль­ноегра-фическоеобъясне-ние орфо­грамм

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Тренинг, практикум

Анализ и разбор контроль-ного дик­танта. Ра­бота над ошибками











СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУЧернецовской СОШ

от года №

руководитель МС___________________

Головченко В.Г.

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР

_____________Головченко В.Г.