7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чернецовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы_____________ Дмитриев А.А.
Приказ от г. №
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОСНОВНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
10 КЛАСС
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 68
Учитель: Курносова Наталья Николаевна
Программа разработана на основе примерных программ общеобразовательных учреждений по русскому языку 10-11 кл.
Составитель: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
Планируемые предметные результаты освоения предмета
По окончании 10 класса учащиеся должны знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид¬ностей языка;
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
должны владеть:
• коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание учебного материала
Общие сведения о языке.
(6 ч.)
Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме
Лексика и фразеология.
(12 ч.)
Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.
Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.
Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.
Лексическая и стилистическая синонимия.
Орфоэпия.
(4ч.)
Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).
Нормативные словари русского языка и справочники.
Морфемика, словообразование, орфография.
(20 ч.)
Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).
Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).
Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.
Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.
Словообразовательный разбор.
Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.
Морфология и орфография.
(26ч.)
Систематизация знаний о частях речи.Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.
Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.
Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.
Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.
Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.
В основу планирования положен концентрический принцип подачи учебного материала, который способствует формированию системы знаний. В 10 классе приоритетным направлением является «Орфография», в 11 классе - «Пунктуация». Однако это распределение условно: в 10 классе работа по орфографии ведётся на грамматической основе, в 11 классе продолжается формирование и совершенствование орфографических навыков. Продолжается работа по развитию речи учащихся: совершенствуются умения анализировать тему, определять основную мысль, избирать жанр в соответствии с типом речи, составлять план, систематизировать материал, редактирование написанного.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Виды деятельности учащихся на уроке
-оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование;рецензирование;докладированиеаннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально- культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике
речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Для реализации Рабочей программы используется УМК:
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф.Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2009. 2.«Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику длязанятий по русскому языку в старших классах Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.»(автор Раман Т.В.)
Планирование рассчитано на 68 часов (1 час в неделю)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования: | Элементы дополнительного содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контро--ля | Домашнее задание | Дата проведения |
| | | | | | | | | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 10 | 11 |
Общие сведения о языке (6 часа) |
1 | Слово о русском языке | 1 | Комбинированный | Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и меж-национальном общении | Принщшы выбора и Организация языко-вых средств в соот-ветствий со сферой, ситуацией иусло-вииями речевого общения | Знать: некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация Уметь:оперировать тер- минами при анализе языкового явления. Иметь представление Осоциальной сущности языка | Организация со-вместной учебной деятельности | Упражнения по выбору учи- теля с уче-том уровня обученноси учащихся класса | | |
2,3 | Понятие о норме литературного языка. Типы норм. | 2 | Комбинированный | Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка | Функции русского языка как учебного предмета | Иметь представление о культуре речи, языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками | Беседа, проблемные зада-ния | | | |
4,5,6 | Р/р. Практическая работа.Редактиро-вание текстов. | 3 | Систематизация ЗУН | Определение уровня изученного материала. Обобщение и тематический контроль знаний, умений, навыков | Развернутое обос- : нование своей позиции с приведени- ем системы аргу- ментов . | Знать: особенности текстов по: стилю и типу. Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвисти-ческий анализ текстов различных стилей | Тренинг,практикум: | Проанализировать текст по плану (стилистичес-каяпри над-лежность, языковыеособеннос-ти) | |
7,8 | Слово и его лек-сическоезначе-ние. Однозначность и много значность слова.Изобрази- тельно- вырази- тельные средства русского языка. Тропы как выра-зительные сред- стваязы-ка. Фигу ры речи как выра-зительныесредст- ва языка. Работа со словарями. | 2 | Комбини-ованный | Лексическая система русского языка. Систематизация изучен ного ранее по теме «Однозначные и много- значныеслова.Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха». Формирование умения различать прямое и пере- носное значения слов; сравнивать статьи в толковомсловаре.Определять значение многозначного слова,соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарём. | Понятие метафора, метонимия, синек- доха; Создание собствен-ных метафор. Передачасодержа- ния информации адекватно постав- ленной цели(сжато, полно, выборочно) | Знать: смысл понятий речь устная иписьмен-ная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова. Уметь: определять прямое и переносное значения слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуа-ции; пользоваться толко- вымсловарем; осуществ- лять речевой самоконт- роль. | Органи- зация со- вместной учебной де ятельности | Составле-ние пред ложенийс исполь зова ниемизучаемойязыко вой едини- цы п. 6, 13 | |
9,10 | Р/р.Практическаяработа.Лингвисти- ческий анализ по Этического текста (упр 34) | 2 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Развернутое обосно-вание своей пози-ции сприведением системы аргумен- тов. | Знать: особенности текстов по стилю и типу. Уметь:отмечать стилевые черты,языковые средства текста; аргументировано анализировать текст; про- водить лингвистический анализ текстов различных стилей | Тренинг, практикум | Анализ практичес- кой работы. | |
11, 12 | Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа со словарями | 2 | Системати-зация ЗУН | Формирование умения определять смысловые отношения между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов. Определение стилистической окраски синонимов | Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики . | Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте | Конструирование предложений | Комплексный анализ текста; п. 7,8 | | |
13, 14 | Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. Работа со словарями | 2 | Комбинированный | Русская лексика с точки зрения сферы ее упот- ' ребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старосла-вянизмы,заимствованные слова | Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики. Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Уметь: определять заимствованные слова в тексте; уместно употреблять заимствованные слова в речи; извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | Конструирование предложе-ний | Упражне-ния по выбору учителя с учетом уровня обученнсти учащихся класса; п. 9-11 | | |
15, 16 | Фразеология. Употребление фразеологизмов/ Работа со словарями | 2 | Комбинированный | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии | Крылатые слова, их происхождение | Знать: понятие фразеологизмы. Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) устойчивые сочетания слов | Конструирование предложе-ний | Комплексный анализ текста; п. 12 | | |
| | | | с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия | | | | | | |
17, 18 | Р/р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач(де- моверсия ЕГЭ 2012: А2, А11,АЗО, В8) | 2 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Классификация оши-бок, правильноегра-фическоеобъясне-ние орфограммы | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ и раз борконтроль-ной работы. Работа над ошибками | | |
Орфоэпия (4 часа) |
19, 20 | Фонетический разбор слова | 2 | Комбинированный | Понятия фонема, откры-тый, закрытый слог. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство | Знать: основные орфограммы, изученные ранее; классификацию звуков русского языка. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения основ-ные произносительные, лексические, грамматичес-кие нормы современного русского языка; произво-дить орфографический и фонетический разбор | Беседа, проблемные зада-ния | Составление предложе-ний с использованием изучаемой языковой единицы; п. 15 | | |
21, 22 | Орфоэпические нормы современного русского | 2 | Комбинированный | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. | Роль ударения в стихотворной речи | Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии | Организа-ция со-вместной | Решение грамматических за- | | |
| языка. Работа со словарями | | | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | | и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произноситель-ные, лексические, грамма-тические нормы современ-ного русского языка | учебной деятельности | дач в тестовой и др. формах. Демоверсия ЕГЭ 2012: А1, А2, А 11) | | |
Морфемика, словообразование, орфография (20 часов) |
23, 24 | Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв | 2 | Комбинированный | Принципы русской орфографии (фонетический:, морфологический, традиционный). Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением прописных букв | Классификация ошибок, правильное графическое объяс-нение орфограммы | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). Уметь: опознавать языко-вые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике пись-ма основные правила орфо-графии; составлять словар-ный диктант на повторяемые орфограммы; решать учеб-ные задачи на основе задан-ных алгоритмов | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обучен-ности учащихся класса; п 16, 17 | | |
25, 26 | Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм.Употребле-ние разделитель-ныхъ и ъ | 2 | Комбинированный | Понятия орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением ъ и ь: ъ после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов | Классификация ошибок, правильное графическое объяс-нение орфограммы | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти учащихся класса; п.30 | | |
27, 28 | Состав слова. Морфемный анализ слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных | 2 | Систематизация ЗУН | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения | Анализ текста и устного высказывания | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные): Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению | Работа с де-формированным текс-том | Комплексный анализ текста; п. 24, 25 | | |
29, 30, 31, 32 | Основные способы образования слов. Международные словообразовательные элементы. Словообразовательный разбор слова. Работа со словарями | 4 | Комбинированный | Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистичес- кая роль корней,суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор | Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования | Знать: основные выразительные средства словообразования. Уметь.: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соот-ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения . | Проекты- презента- . ции с применением ИКТ | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обучен-ности учащихся класса; п. 21,26 | | |
33, 34 | Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова | 2 | Комбинированный | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова | Классификация ошибок, правильное графическое объяс-нение орфограммы | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать В практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обучен-ноети учащихся клас- са; п. 22 | | |
| |
35,36 | Правописание гласных после ши-пящих и ц | 2 | Комбинированный. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц | Классификация ошибок, правильное графическое объяс-нение орфограммы | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основ-ные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обучен-ности учащихся класса; п. 27-29, 31 | | |
37,38 | Правописание приставок. Гласныеы-, и- после приставок | 2 | Комбинированный | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д. | Классификация ошибок, правильное графическое объяс-нение орфограммы | Тренинг, практикум | | |
39,40 | Что такое текст? | 2 | Комбинированный | Текст, его строение, виды преобразования текста | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Знать: признаки текста и его функционально- смысловых типов. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; | Организа-циясовмест ной учебной деятельнос-ти | Комплекс-ный анализ текста | | |
| | | | | | совершенствовать и редактировать собственные тексты | | | | |
41, 42 | Контрольный дик-тант с творческим заданием (мини-сочинение на основе текста) | 2 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Классификация ошибок, правильное графическое объяс-нение орфограммы | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ и разбор контроль-; ного диктанта. Работа над ошибками | | |
Морфология и орфография (26 часов) |
43, 44 | Систематизация знаний о частях речи (на основе упр. 194) | 2 | Систематизации ЗУН | Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи | Изобразительно- выразительные во-зможностиморфоло-гических форм | Знать: языковые единицы, различные виды их анализа. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Комменти-рованное письмо. Са-мостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученнос-тиучащих-ся класса | | |
45, 46 | Имена. Склоняемые части речи (имена существительные, прилагательные, числительные) | 2 | Систематизация ЗУН | Систематизация ранее изученного об именах существительном, прилагательном, числительном. Углубление понятия о роли имен в речи, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний склоняемых частей речи. Опре деление синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении | Работа с различными словарями | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи. Уметь: находить склоняемые части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Фронталь-ный опрос. Самостоятельная работа | 21.0228.02 | |
47,48 | Правописание склоняемых частей речи | 2 | Систематизация ЗУН | Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах, определение порядка действий при решении орфографичес-ких задач | Отработка навыка грамматических раз-боров. Составление слова по заданным схемам, различение формы одного и того же слова | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры изученных орфограмм | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | | |
49,50 | Именительный и родительный падежи множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы | 2 | Комбинированный | Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание письменных и устных высказываний. Анализ и оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению | Словарный диктант | Комплексный анализ текста; п. 37 | | |
51,52 | Р/рФункциональ-но-смысловые ти-пы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая рабогпй. Типологический анализ текста-рассуждения., | 2 | Системати-зация ЗУН | Функциональные разновидности языка (книжный и разговорный); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литера-туры. Функционально-смысловые типы, речи (повествование, описание, рассуждение). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения; задачи речи; языковые средства, ха-рактерные для текста-рассуждения ; | Умение редактировать текст в соответствии с речевой ситуацией | Знать: признаки текста, его функционально-смыс-ловые типы (повествование, описание,, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально- деловой), язык художественной литера-туры. Уметь: свободно, правиль-но излагать свои мысли в устной и письменной фор-ме в соответствии с ситуа-цией речевого общения, за-дачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа с дефор-мирован- ным текстом ; | Упражнения по выбору учителя с учетом уров-ня обучен-ности уча-щихся класс-са; | | |
53,54 | Местоимение как леКсико- грамматическая категория; Право-писание местои-мений | 2 | Систематизация ЗУН | Систематизация ранее изу-ченного о местоимении, углубление понятия о ро-ли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксичес-кую роль местоимений в предложении | Умение редактировать текст, устранять повторы | Знать: общее граммати-ческоезначение,морфологические признаки и синтаксическую роль место имений; парадигму личных местоимений; _... орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, частицей) Уметь: находить место- имения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Фронтальный опрос Самостоятельная ра-бота : | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обу-ченности учащихся класса; п. 47 | | |
55,56 | Глагол. Грамматические категории русского глагола. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Морфологические нормы | 2 | Систематизация ЗУН | Систематизация ранее изученного: о глаголе, углубление знаний об особенностях функционирования глаголов в речи. Отработка умения правильно писать личные окончания и суффиксы глаголов | Лексическое значение глаголов- исключений, их морфемный состав | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; определять спряжение глаголов с безударным личным окон-чанием;различать по вопросуличную и неопреде-ленную форму глагола | Фронтальный опрос. Самостоятельная ра-бота | Упражнения по выбору учителя с учетом уров-ня обучен-ности уча-щихсяклас-са; : п. 49, 50 | | |
57,58 | Глагольные формы - причастие и деепричастие | 2 | Систематизация ЗУН | Глагольные формы - при-частие и деепричастие. Углубление знаний: осо-бенностифункционирования глагольных форм в речи. Отработка умения правильно употреблять глагольные формы в речи | Обобщение сведений о предложении, срав нение интонаций простого предложе-ния,ничем не ослож-ненного и осложнен-ного причастным и деепричастным обо-ротами | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль при-частия и деепричастия, орфографию причастая и деепричастия. Уметь: применять изученные орфографические правила; использовать изу-ченнуючасть речи в устной и письменной практике | Организация со- . вместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста | | |
59,60 | Значение и употребление причастий и деепричастий, их правописание | 2 | Систематизация ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах. | Отработка навыка грамматических раз-боров. Составление слов по заданным схемам, различение форм | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). Уметь: применять изученные правила, пользо- | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | | |
| | | | Порядок действий при решении орфографических и пунктуационных задач | одного и того же слова | ваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы | | | | |
61,62 | Наречия и нареч-ные сочетания. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния | 2 | Систематизация ЗУН | Систематизация ранее изученного о наречии, углубление знаний об особенности функциониро-вания наречий в речи | Связи глагола и наречия, непроверяемые написания наречия «ближнего пространства». Характерные признаки текстов разного стиля | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и син-таксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обу-ченности учащихся класса; п. 56,57 | | |
63, 64, 65, 66 | Служебные части речи | 4 | Систематизация ЗУН . | Систематизация ранее изученного о служебных частях речи; углубление знаний о роли предлогов и союзов как средств связи слов и предложений в текс те; углубление знаний о роли частиц и междометий в речи: особенности пра-вописания предлогов и частиц с самостоятельны-ми частями речи | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи. Уметь: находить слу- . жебные части речи в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Составление предложе-ний с использованием изучаемой языковой единицы; п. 58-63 | | |
67 | Правописание служебных частей речи (производных предлогов, союзов, частиц) | 1 | Систематизация ЗУН | Совершенствование навыков применения основ-ных типов орфограмм слу-жебных частей речи, изученных в 7-9 классах. Порядок действий при решении орфографических задач | Отработка навыка грамматических раз-боров. Составление слов по заданным схемам, различать формы одного и того же слова | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры изученных орфограмм | Тематический диктант | Комплексный анализ текста | | |
68 | Контрольный диктант. | 1 | Контроль ЗУН | Определение уровня изученного материала; проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Классификация оши-бок, правильноегра-фическоеобъясне-ние орфограмм | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ и разбор контроль-ного диктанта. Работа над ошибками | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУЧернецовской СОШ от года № руководитель МС___________________ Головченко В.Г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Головченко В.Г.
|