СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса к учебникам В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко "Русский язык. 10-11 классы" и к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой "Русский язык. 10-11 классы".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Копёнкинская средняя общеобразовательная школа





«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор

Протокол №__ от _______ /В.Н. Демченко/ _____/С.И. Демченко/

«__» _________2015 г. «___»__________ 2015 г. Приказ №______ от

Руководитель МО «____» _______ 2015 г.

______/ ___________/

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса на 2015-2016 учебный год

Составлена по УМК к учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2012» и к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2012.

Составила

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Омельченко Светлана Александровна

  1. Пояснительная записка.


Статус документа


Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе:

-приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74)»;

-приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 «Об утверждении регионального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования»;

-об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253;

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 года «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).


Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (федеральный компонент – 1 час), количество учебных недель – 35.

Программа реализуется с помощью учебников

Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012.

Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2012.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

-описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование;

- планируемые результаты изучения учебного предмета;

- формы и методы контроля;

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств

в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;

• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии

с содержанием, условиями и сферой речевого общения; • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем эта­пе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенство­вание коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятель­ности, целенаправленное формирование культуры уст­ной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональ­ной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, ин­тересам, психологическим особенностям учащихся стар­шей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адек­ватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных пред­метов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Други­ми словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуни­кативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результа­тов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универ­сальных учебных действий, осуществляется на двух уров­нях — метапредметном и предметном.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления зна­ний о языке как знаковой системе и общественном яв­лении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о ли­тературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обога­щение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользо­ваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-куль­турной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в на­учно-учебной сферах общения.

Коммуникативно-деятелъностный подход в обуче­нии русскому языку определяет особенности предъявле­ния материала в примерной программе: содержание пред­ставлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направлен­ности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важ­нейшими условиями формирования и совершенствова­ния универсальных учебных действий. В старших клас­сах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми вида­ми речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правиль­но, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языко­вые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского ре­чевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, на­ходить доказательства, подтверждающие или опровер­гающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных ис­точников; определять основную и дополнительную, яв­ную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабаты­вать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность дей­ствий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов со­временной теории речевого общения, теории речевой де­ятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языко­выми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уров­ня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.

Программа курса русского языка состоит из двух раз­делов. В первом разделе указан материал для повторе­ния, углубления и некоторого расширения знаний по рус­скому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактиче­ского материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.

Повторение изученного материала не является глав­ным в содержании курса русского языка в средней шко­ле. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и даже потребуются спе­циальные обобщающие уроки, содержание которых под­сказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет вы­ступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, ху­дожественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведени­ями о языке, осмысления его сущности, динамики раз­вития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попут­но, вторым планом: в одних случаях — в форме выпи­сок, планирования, переложения текста, его продолже­ния или составления подобного в том же стиле и жан­ре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упраж­нений учебника с учетом пробелов в подготовке каждо­го учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в тре­тьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм ум­ственного действия по различию конкурирующих языко­вых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пун­ктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.

Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с лите­ратурой, систематическим обращением к текстам изуча­емых в старших классах произведений, выходом на изо­бразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художе­ственной формы произведения, более глубокое проникно­вение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обо­гащению, совершенствованию речи учащихся. На про­граммном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, груп­повой характеристики, типа анализа идейно-тематиче­ского содержания произведения, его композиции, ис­пользуемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по за­трагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по раз­витию речи, орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо осмыс­ленному усвоению литературного материала.

Раздел «Текст. Виды его преобразования», как и раздел, посвященный фонетике, лексике, грамматике, в значительной мере является повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако содержание его су­щественно обогащено: расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический мате­риал, изменен характер предлагаемых видов речевой де­ятельности учащихся.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному сти­лям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точ­ки зрения современных задач общества, практически­ми потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самосто­ятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение на­учным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к на­учному (в его научно-популярном варианте) стилю речи это будут такие доступные учащимся старших классов жанры, как реферат, статья, обзор. Приобщение к соб­ственно научному и научно-техническому подстилям (ва­риантам) научного стиля предполагает работу по осмыс­лению терминологической лексики. Важное место отво­дится работе с научно-учебным подстилем: восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо овладеть язы­ком таблиц, схем, алгоритмов; в официально-деловом стиле — языком рекламы.

Ярко выраженную практическую направленность име­ет и указанный в программе материал по публицисти­ческому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лекси­кой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овла­дение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях.

Наиболее полно представлен в программе художе­ственный стиль речи. Школьный курс литературы предо­ставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты, которые при правильном их ис­пользовании будут служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием художественного произведе­ния через его форму (в этом суть сближения русского языка с литературой) позволит с наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным, эстетическим цен­ностям литературы и таким образом окажет положитель­ное влияние на формирование личности учащихся. И на­конец, художественный стиль, язык художественной ли­тературы представляют своего рода эталон использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими стилями, тем более что в языке художественной литературы используются элементы разных функциональных стилей.

В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что повторение фо­нетики и лексики будет осуществляться в первом полу­годии 10 класса; морфемика, морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во втором полугодии. Однако и во втором полугодии 10 класса и в 11 классе параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике (в иных, конечно, формах и с другими целевыми уста­новками), по совершенствованию навыков правописания.

Публицистический стиль речи изучается главным обра­зом в 11 классе, но жанры путевого и портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9 клас­се (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10 классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончаро­ва, И. С. Тургенева, Л. Н.Лолстого, А. П. Чехова). Ов­ладение жанрами публичной речи происходит и в 10, и в 11 классах, хотя завершающий этап обучения при­ходится на выпускной класс.

Художественный стиль речи становится предметом изучения и практического овладения как в 10, так и в 11 классах. Главное направление программы — про­никновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внима­ния не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других струк­турных элементах художественного произведения, созда­ваемых словом, на персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен с точки зрения как полноценного восприятия ху­дожественного произведения (а этому работа над художе­ственным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художе­ственном произведении.

Общие сведения о языке изучаются в основном в нача­ле 10 класса, но те вопросы, которые нуждаются в обоб­щении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико-грамматического материала, рассматриваются при завершении курса русского языка в 11 классе. Это относится прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично вытекающим из того, что школьники изучали по предмету.

Приемы, методы и формы работы определяются ука­занными выше задачами курса и его содержанием. Воз­растает роль разнообразных видов самостоятельной ра­боты, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, ре­цензий, самостоятельный анализ текста, целенаправлен­ные выписки, аналитическое сообщение на основе само­стоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие ра­боты в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуют­ся наблюдения за речью окружающих, сбор соответству­ющего языкового материала с последующим его исполь­зованием по заданию учителя.

Усиливаются внутрипредметные связи. Изучение на­учного стиля речи строится таким образом, что учащие­ся постоянно обращаются к общелингвистическим поня­тиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в научный стиль речи дает возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику. По такому же принципу строится и изучение темы «Публицистический стиль речи». Это способствует более обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление учащихся, их способность видеть за частными (частно-стилистическими) проявлениями общие закономерности языка, его функционирования.

Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащие­ся в нем изобразительно-выразительные средства, пункту­ацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.

Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лекси­ке и фразеологии, составу слова и словообразованию, грам­матике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9 класса.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 69 часов (35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе).


IV.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

-развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, применять полученные знания и умения в речевой практике.


V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.


VI.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень»

10 класс (35 часов)

Блок 1: общие сведения о языке (4 часа)

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в межнациональном общении


Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка

Обобщение изученного по теме «Стилистические функции устаревших форм слова», формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии.

Блок 2: Фонетика. Орфоэпия. Орфография (3 часа)

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки.


Блок 3: Лексика и фразеология (6 часов)

Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха». Формирование умения различать прямое и переносное значения слов; сравнивать статьи в толковом словаре. Определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем

Формирование умения определять смысловые отношения между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов. Определение стилистической окраски синонимов

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно-русские слова, старославянизмы, заимствованные слова

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.


Блок 4: Морфемика и словообразование (3 часа)

Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. Запоминание правила: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных

Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор.

Блок 5: Морфология и орфография (11 часов)

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.

Основные типы орфограмм по темам: «Правописание н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий», «Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи»

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок ( на з-, -с, пре-, при- и т.д.).

Блок 6: Речь, функциональные стили речи (8 часов)

Текст, признаки текста, строение и виды его преобразования. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста

Текст, его строение и виды его преобразования. Способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте)

Типы речи (описание, повествование, рассуждение); основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текстов

Понятие «стили речи». Отличие книжных и разговорного стилей речи. Особенности научного стиля речи

Текст, его строение и виды его преобразования. Понятие о конспекте. Структура научных определений и автобиографий. Тезисы, аннотация, выписки, реферат.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании 10 класса учащиеся должны:

— иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

  • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

  • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением эле­ментов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;

  • выявлять подтекст;

  • владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

  • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;

  • уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-попу­лярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;

пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

  • пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

  • уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

  • уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

  • уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

  • уметь участвовать в диспуте, в дискуссии;

  • иметь представление о социальной сущности языка, его функции и структуре, о языковой норме и происходящих в языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Кол-во часов

В том числе

Выполнение практической части программы

Уроки

РР

Сочинение

(аудиторные)

Контрольные работы

(Тест)

1.

Блок 1: Общие сведения о языке

Входная контрольная работа

3

1

3




2.

Блок 2: Фонетика. Орфоэпия. Орфография

3

3




3.

Блок 3: Лексика и фразеология

6

4



2

4.

Блок 4: Морфемика и словообразование

3

3




5.

Блок 5: Морфология и орфография

Практическая работа

10

1

8



2

6.

Блок 6: Речь, функциональные стили речи

Итоговый контрольный диктант

7


1

7





Итого

35

28

-

-

4




VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Вид контроля

факт

план

Блок 1: Общие сведения о языке (4 часа)

1


07.09

Роль языка в обществе

Комбинированный

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в межнациональном общении

Знать: особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация, социальная сущность языка.

Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; организовывать совместную учебную деятельность.

Устное высказывание-рассуждение

2


14.09

Входная контрольная работа

Урок контроля


Проверка и контроль остаточных знаний

Диктант с грамматическим заданием

3


21.09

Историческое развитие русского языка. Периоды в истории развития русского языка


Понятие о норме литературного языка. Типы норм

Комбинированный


Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка

Знать: общие сведения об истории языка в соответствии с опорным (базовым) уровнем содержания общего образования; о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками

Знать: активные процессы языка на современном этапе; определение понятия «норма», виды норм.

Уметь: находить в текстах нормы русского языка.

Самостоятельная работа. Устный опрос

Беседа, проблемные задания

4


28.09

Стилистические функции устаревших форм слова

Комбинированный

Обобщение изученного по теме «Стилистические функции устаревших форм слова», формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Знать: общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Конструирование предложений

Блок 2: Фонетика. Орфоэпия. Орфография (3 часа)

5


05.10

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Комбинированный

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка

Устный ответ: «Какая общая мысль объединяет высказывания мастеров слова о русском языке?»

6-7


12.10-

19.10

Принципы русской орфографии. Фонетический разбор

Комбинированный

Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки

Знать: изученные орфограммы.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы

Тренинг, практикум

Блок 3: Лексика и фразеология (6 часов)

8


26.10

Слово и его лексическое значение. Однозначность и многозначность слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы как выразительные средства языка. Фигуры речи как выразительные средства языка. Работы со словарями

Комбинированный

Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха». Формирование умения различать прямое и переносное значения слов; сравнивать статьи в толковом словаре. Определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем

Знать: смысл понятий речь устная, письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова.

Уметь: определять прямое и переносное значение слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

9


16.10

Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа со словарями

Систематизация ЗУН

Формирование умения определять смысловые отношения между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов. Определение стилистической окраски синонимов

Знать: специфику смысловых отношений между словами.

Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте

Конструирование предложений

10


23.11

Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. Работа со словарями

Комбинированный

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно-русские слова, старославянизмы, заимствованные слова

Знать: сферы употребления русской лексики, понятие «заимствованные слова», пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.

Уметь: определять заимствованные слова в тексте; уместно употреблять заимствованные слова в речи; извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой

Конструирование предложений

11


30.11

Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями

Комбинированный

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия

Знать: понятие «фразеологизмы»

Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов

Конструирование предложений

12-13


07.11

14.12

Контрольная работа

Урок контроля

Систематизация изученного по разделам «Общие сведения о языке», «Фонетика. Орфоэпия. Орфография», «Лексика и фразеология»

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: применять изученный теоретический и практический материал на практике

Анализ и разбор контрольной работы. Работа над ошибками

Блок 4: Морфемика и словообразование (3 часа)

14


21.12

Морфемика и словообразование

Комбинированный

Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. Запоминание правила: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных

Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова); чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов

Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; организовывать совместную учебную деятельность

Тестирование. Морфемный, словообразо-вательный анализ слов

15


28.12

Способы словообразования

Комбинированный

Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор

Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова); чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Самостоятельная проверочная работа

16



Выразительные словообразовательные средства

Комбинированный

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор

Знать: основные выразительные средства словообразования

Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

Проекты-презентации с применением ИКТ

Блок 5: Морфология и орфография (11 часов)

17



Систематизация знаний о частях речи (на основе упр. 194)

Систематизация ЗУН

Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи

Знать: языковые единицы, различные виды их анализа

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа

18-19



Тест по теме «Части речи»

Урок контроля

Определение уровня усвоения изученного материала

Знать: части речи, их морфологические особенности, синтаксическую роль каждой части речи

Уметь: применять полученные знания на практике

Тест

20



Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий

Урок систематизации ЗУН

Основные типы орфограмм по темам: «Правописание н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий», «Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи»

Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач

Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа

21



Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Урок систематизации ЗУН

Основные типы орфограмм по темам: «Правописание н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий», «Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи»

Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач

Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа

22



Правописание не и ни с разными частями речи

Урок систематизации ЗУН

Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач

Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач

Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа

23



Правописание наречий

Урок систематизации ЗУН

Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач

Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач

Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа

24



Слитное, раздельное и дефисное написание

Урок систематизации ЗУН

Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач

Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач

Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа

25



Правописание безударных и чередующихся гласных в корне

Урок систематизации ЗУН

Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач

Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач

Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа

26



Правописание приставок. Гласные ы-, -и после приставок

Комбинированный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок ( на з-, -с, пре-, при- и т.д.)

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

Комплексный анализ текста

27



Практическая работа с решением тестовых задач (демоверсия ЕГЭ-2016)

Урок контроля

Определение уровня усвоения изученного материала

Знать: основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах.

Уметь: применять полученные знания на практике

Тест

Блок 6: Речь, функциональные стили речи (8 часов)

28



Что такое текст?

Комбинированный

Текст, признаки текста, строение и виды его преобразования. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки.

Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Комплексный анализ текста

29



Способы и средства связи между частями текста

Комбинированный

Текст, его строение и виды его преобразования. Способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте)

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки.

Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Комплексный анализ текста

30



Типы речи

Комбинированный

Типы речи (описание, повествование, рассуждение); основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки.

Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Комплексный анализ текста

31



Речеведческий анализ текста

Урок систематизации ЗУН

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текстов

Знать: основные требования к речи.

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности художественного и научно-популярного текстов

Комплексный анализ текста

32


09.05

Научный стиль речи

Урок систематизации ЗУН

Понятие «стили речи». Отличие книжных и разговорного стилей речи. Особенности научного стиля речи

Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

Стилистический анализ текста

33



Конспект. Тематический конспект. Реферат

Урок систематизации ЗУН

Текст, его строение и виды его преобразования. Понятие о конспекте. Структура научных определений и автобиографий. Тезисы, аннотация, выписки, реферат

Знать: основные признаки научного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов.

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности научного текста

Комплексный анализ текста

34



Итоговый контрольный диктант

Урок контроля ЗУН

Определение уровня усвоения изученного материала. Работа над ошибками

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы

Анализ контрольного диктанта

35



Резервный час





VIII.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебник

Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012.

Учебно - методическое обеспечение УМК

1. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Просвещение, 2011.

2. Власенков, А. И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : учеб, для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

1.И.Б. Голуб Диктанты и изложения.- Экзамен, 2011

2.О.В.Загоровская, О.В. Григоренко Русский язык. ЕГЭ.- Научная книга, 2011

3.Русский язык под редакцией И.П.Цыбулько- типовые экзаменационные варианты.- М., 2012

4.Русский язык. Поурочные планы к учебнику «Русский язык» А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой

5. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритм рассуждения при выборе правильного ответа: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/С.А. Павлова.- М.: Просвещение, 2013.- 192 с.


Интернет-ресурсы

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru



28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!