Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Копёнкинская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор
Протокол №__ от _______ /В.Н. Демченко/ _____/С.И. Демченко/
«__» _________2015 г. «___»__________ 2015 г. Приказ №______ от
Руководитель МО «____» _______ 2015 г.
______/ ___________/
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса на 2015-2016 учебный год
Составлена по УМК к учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2012» и к учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2012.
Составила
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Омельченко Светлана Александровна
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе:
-приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74)»;
-приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 «Об утверждении регионального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования»;
-об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253;
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 года «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (федеральный компонент – 1 час), количество учебных недель – 35.
Программа реализуется с помощью учебников
Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012.
Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2012.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:
- пояснительную записку;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
-описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование;
- планируемые результаты изучения учебного предмета;
- формы и методы контроля;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств
в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии
с содержанием, условиями и сферой речевого общения; • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.
Коммуникативно-деятелъностный подход в обучении русскому языку определяет особенности предъявления материала в примерной программе: содержание представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.
Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.
Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в средней школе. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и даже потребуются специальные обобщающие уроки, содержание которых подсказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.
Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различию конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.
Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.
Раздел «Текст. Виды его преобразования», как и раздел, посвященный фонетике, лексике, грамматике, в значительной мере является повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако содержание его существенно обогащено: расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический материал, изменен характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к научному (в его научно-популярном варианте) стилю речи это будут такие доступные учащимся старших классов жанры, как реферат, статья, обзор. Приобщение к собственно научному и научно-техническому подстилям (вариантам) научного стиля предполагает работу по осмыслению терминологической лексики. Важное место отводится работе с научно-учебным подстилем: восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо овладеть языком таблиц, схем, алгоритмов; в официально-деловом стиле — языком рекламы.
Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях.
Наиболее полно представлен в программе художественный стиль речи. Школьный курс литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты, которые при правильном их использовании будут служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием художественного произведения через его форму (в этом суть сближения русского языка с литературой) позволит с наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным, эстетическим ценностям литературы и таким образом окажет положительное влияние на формирование личности учащихся. И наконец, художественный стиль, язык художественной литературы представляют своего рода эталон использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими стилями, тем более что в языке художественной литературы используются элементы разных функциональных стилей.
В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что повторение фонетики и лексики будет осуществляться в первом полугодии 10 класса; морфемика, морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во втором полугодии. Однако и во втором полугодии 10 класса и в 11 классе параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике (в иных, конечно, формах и с другими целевыми установками), по совершенствованию навыков правописания.
Публицистический стиль речи изучается главным образом в 11 классе, но жанры путевого и портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9 классе (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10 классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н.Лолстого, А. П. Чехова). Овладение жанрами публичной речи происходит и в 10, и в 11 классах, хотя завершающий этап обучения приходится на выпускной класс.
Художественный стиль речи становится предметом изучения и практического овладения как в 10, так и в 11 классах. Главное направление программы — проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, на персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен с точки зрения как полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа над художественным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.
Общие сведения о языке изучаются в основном в начале 10 класса, но те вопросы, которые нуждаются в обобщении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико-грамматического материала, рассматриваются при завершении курса русского языка в 11 классе. Это относится прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично вытекающим из того, что школьники изучали по предмету.
Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.
Усиливаются внутрипредметные связи. Изучение научного стиля речи строится таким образом, что учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в научный стиль речи дает возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику. По такому же принципу строится и изучение темы «Публицистический стиль речи». Это способствует более обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление учащихся, их способность видеть за частными (частно-стилистическими) проявлениями общие закономерности языка, его функционирования.
Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.
Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9 класса.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.
Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 69 часов (35 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
IV.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
-развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, применять полученные знания и умения в речевой практике.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
VI.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень»
10 класс (35 часов)
Блок 1: общие сведения о языке (4 часа)
Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в межнациональном общении
Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка
Обобщение изученного по теме «Стилистические функции устаревших форм слова», формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии.
Блок 2: Фонетика. Орфоэпия. Орфография (3 часа)
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки.
Блок 3: Лексика и фразеология (6 часов)
Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха». Формирование умения различать прямое и переносное значения слов; сравнивать статьи в толковом словаре. Определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем
Формирование умения определять смысловые отношения между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов. Определение стилистической окраски синонимов
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно-русские слова, старославянизмы, заимствованные слова
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Блок 4: Морфемика и словообразование (3 часа)
Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. Запоминание правила: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных
Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор
Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор.
Блок 5: Морфология и орфография (11 часов)
Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.
Основные типы орфограмм по темам: «Правописание н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий», «Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи»
Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок ( на з-, -с, пре-, при- и т.д.).
Блок 6: Речь, функциональные стили речи (8 часов)
Текст, признаки текста, строение и виды его преобразования. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста
Текст, его строение и виды его преобразования. Способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте)
Типы речи (описание, повествование, рассуждение); основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текстов
Понятие «стили речи». Отличие книжных и разговорного стилей речи. Особенности научного стиля речи
Текст, его строение и виды его преобразования. Понятие о конспекте. Структура научных определений и автобиографий. Тезисы, аннотация, выписки, реферат.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 10 класса учащиеся должны:
— иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;
уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
уметь участвовать в диспуте, в дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функции и структуре, о языковой норме и происходящих в языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | В том числе | Выполнение практической части программы |
Уроки | РР | Сочинение (аудиторные) | Контрольные работы (Тест) |
1. | Блок 1: Общие сведения о языке Входная контрольная работа | 3 1 | 3 | | | |
2. | Блок 2: Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 3 | 3 | | | |
3. | Блок 3: Лексика и фразеология | 6 | 4 | | | 2 |
4. | Блок 4: Морфемика и словообразование | 3 | 3 | | | |
5. | Блок 5: Морфология и орфография Практическая работа | 10 1 | 8 | | | 2 |
6. | Блок 6: Речь, функциональные стили речи Итоговый контрольный диктант | 7 1 | 7 | | | |
| Итого | 35 | 28 | - | - | 4 |
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся | Вид контроля |
факт | план |
Блок 1: Общие сведения о языке (4 часа) |
1 | | 07.09 | Роль языка в обществе | Комбинированный | Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в межнациональном общении | Знать: особенности развития русского языка; что такое речь, формы речи, речевая ситуация, социальная сущность языка. Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления; организовывать совместную учебную деятельность. | Устное высказывание-рассуждение |
2 | | 14.09 | Входная контрольная работа | Урок контроля | | Проверка и контроль остаточных знаний | Диктант с грамматическим заданием |
3 | | 21.09 | Историческое развитие русского языка. Периоды в истории развития русского языка Понятие о норме литературного языка. Типы норм | Комбинированный | Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка | Знать: общие сведения об истории языка в соответствии с опорным (базовым) уровнем содержания общего образования; о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками Знать: активные процессы языка на современном этапе; определение понятия «норма», виды норм. Уметь: находить в текстах нормы русского языка. | Самостоятельная работа. Устный опрос Беседа, проблемные задания |
4 | | 28.09 | Стилистические функции устаревших форм слова | Комбинированный | Обобщение изученного по теме «Стилистические функции устаревших форм слова», формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии | Знать: общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии | Конструирование предложений |
Блок 2: Фонетика. Орфоэпия. Орфография (3 часа) |
5 | | 05.10 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Комбинированный | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, в практике речевого общения – основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | Устный ответ: «Какая общая мысль объединяет высказывания мастеров слова о русском языке?» |
6-7 | | 12.10- 19.10 | Принципы русской орфографии. Фонетический разбор | Комбинированный | Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки | Знать: изученные орфограммы. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы | Тренинг, практикум |
Блок 3: Лексика и фразеология (6 часов) |
8 | | 26.10 | Слово и его лексическое значение. Однозначность и многозначность слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы как выразительные средства языка. Фигуры речи как выразительные средства языка. Работы со словарями | Комбинированный | Лексическая система русского языка. Систематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха». Формирование умения различать прямое и переносное значения слов; сравнивать статьи в толковом словаре. Определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем | Знать: смысл понятий речь устная, письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, однозначные и многозначные слова. Уметь: определять прямое и переносное значение слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы |
9 | | 16.10 | Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Работа со словарями | Систематизация ЗУН | Формирование умения определять смысловые отношения между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте. Отличие омонимов, паронимов от многозначных слов. Определение стилистической окраски синонимов | Знать: специфику смысловых отношений между словами. Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте | Конструирование предложений |
10 | | 23.11 | Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. Работа со словарями | Комбинированный | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно-русские слова, старославянизмы, заимствованные слова | Знать: сферы употребления русской лексики, понятие «заимствованные слова», пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Уметь: определять заимствованные слова в тексте; уместно употреблять заимствованные слова в речи; извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | Конструирование предложений |
11 | | 30.11 | Фразеология. Употребление фразеологизмов. Работа со словарями | Комбинированный | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия | Знать: понятие «фразеологизмы» Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) – устойчивые сочетания слов | Конструирование предложений |
12-13 | | 07.11 14.12 | Контрольная работа | Урок контроля | Систематизация изученного по разделам «Общие сведения о языке», «Фонетика. Орфоэпия. Орфография», «Лексика и фразеология» | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученный теоретический и практический материал на практике | Анализ и разбор контрольной работы. Работа над ошибками |
Блок 4: Морфемика и словообразование (3 часа) |
14 | | 21.12 | Морфемика и словообразование | Комбинированный | Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы. Запоминание правила: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных | Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова); чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; организовывать совместную учебную деятельность | Тестирование. Морфемный, словообразо-вательный анализ слов |
15 | | 28.12 | Способы словообразования | Комбинированный | Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор | Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова); чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. | Самостоятельная проверочная работа |
16 | | | Выразительные словообразовательные средства | Комбинированный | Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор | Знать: основные выразительные средства словообразования Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | Проекты-презентации с применением ИКТ |
Блок 5: Морфология и орфография (11 часов) |
17 | | | Систематизация знаний о частях речи (на основе упр. 194) | Систематизация ЗУН | Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи | Знать: языковые единицы, различные виды их анализа Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа |
18-19 | | | Тест по теме «Части речи» | Урок контроля | Определение уровня усвоения изученного материала | Знать: части речи, их морфологические особенности, синтаксическую роль каждой части речи Уметь: применять полученные знания на практике | Тест |
20 | | | Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий | Урок систематизации ЗУН | Основные типы орфограмм по темам: «Правописание н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий», «Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи» | Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач | Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа |
21 | | | Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | Урок систематизации ЗУН | Основные типы орфограмм по темам: «Правописание н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий», «Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи» | Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач | Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа |
22 | | | Правописание не и ни с разными частями речи | Урок систематизации ЗУН | Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач | Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач | Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа |
23 | | | Правописание наречий | Урок систематизации ЗУН | Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач | Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач | Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа |
24 | | | Слитное, раздельное и дефисное написание | Урок систематизации ЗУН | Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач | Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач | Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа |
25 | | | Правописание безударных и чередующихся гласных в корне | Урок систематизации ЗУН | Основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах: «Правописание не и ни с разными частями речи», «Правописание наречий», «Слитное, раздельное и дефисное написание слов»; порядок действий при решении орфографических задач | Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор, руководствоваться алгоритмом действий при решении орфографических задач | Комментиро-ванное письмо. Самостоятельная работа |
26 | | | Правописание приставок. Гласные ы-, -и после приставок | Комбинированный | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок ( на з-, -с, пре-, при- и т.д.) | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов | Комплексный анализ текста |
27 | | | Практическая работа с решением тестовых задач (демоверсия ЕГЭ-2016) | Урок контроля | Определение уровня усвоения изученного материала | Знать: основные типы орфограмм по темам, изученным в 5-9 классах. Уметь: применять полученные знания на практике | Тест |
Блок 6: Речь, функциональные стили речи (8 часов) |
28 | | | Что такое текст? | Комбинированный | Текст, признаки текста, строение и виды его преобразования. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки. Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Комплексный анализ текста |
29 | | | Способы и средства связи между частями текста | Комбинированный | Текст, его строение и виды его преобразования. Способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте) | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки. Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Комплексный анализ текста |
30 | | | Типы речи | Комбинированный | Типы речи (описание, повествование, рассуждение); основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов; способы и средства связи между частями текста; основные типы речи, их признаки. Уметь: определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Комплексный анализ текста |
31 | | | Речеведческий анализ текста | Урок систематизации ЗУН | Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текстов | Знать: основные требования к речи. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности художественного и научно-популярного текстов | Комплексный анализ текста |
32 | | 09.05 | Научный стиль речи | Урок систематизации ЗУН | Понятие «стили речи». Отличие книжных и разговорного стилей речи. Особенности научного стиля речи | Уметь: создавать текст заданного стиля, редактировать текст; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости | Стилистический анализ текста |
33 | | | Конспект. Тематический конспект. Реферат | Урок систематизации ЗУН | Текст, его строение и виды его преобразования. Понятие о конспекте. Структура научных определений и автобиографий. Тезисы, аннотация, выписки, реферат | Знать: основные признаки научного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности научного текста | Комплексный анализ текста |
34 | | | Итоговый контрольный диктант | Урок контроля ЗУН | Определение уровня усвоения изученного материала. Работа над ошибками | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы | Анализ контрольного диктанта |
35 | | | Резервный час | | | | |
VIII.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник
Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012.
Учебно - методическое обеспечение УМК
1. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Просвещение, 2011.
2. Власенков, А. И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : учеб, для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
1.И.Б. Голуб Диктанты и изложения.- Экзамен, 2011
2.О.В.Загоровская, О.В. Григоренко Русский язык. ЕГЭ.- Научная книга, 2011
3.Русский язык под редакцией И.П.Цыбулько- типовые экзаменационные варианты.- М., 2012
4.Русский язык. Поурочные планы к учебнику «Русский язык» А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой
5. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритм рассуждения при выборе правильного ответа: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/С.А. Павлова.- М.: Просвещение, 2013.- 192 с.
Интернет-ресурсы
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
28