СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена к учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко "Русский язык. 10-11 классы" и к учебнику А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой "Русский язык. 10-11 классы"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Копёнкинская средняя общеобразовательная школа





«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор

Протокол №__ от _______ /В.Н. Демченко/ _____/С.И. Демченко/

«__» _________2014 г. «___»__________ 2014 г. Приказ №______ от

Руководитель МО «____» _______ 2014 г.

______/ ___________/

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса на 2014-2015 учебный год

Составлена по УМК к учебникам В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2012»

А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2012.

Составила

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Омельченко Светлана Александровна



I.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе:

-приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74)»;

-приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 «Об утверждении регионального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования»;

-об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253;

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 года «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа по русскому языку, Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (федеральный компонент – 1 час), количество учебных недель – 34.

Контрольное тестирование- 2

Сочинения – 2

Диктант -1

Программа реализуется с помощью учебников:

Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012.

Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. Просвещение, 2012. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. №2885.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

-описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование;

- планируемые результаты изучения учебного предмета;

- формы и методы контроля;

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств

в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;

• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии

с содержанием, условиями и сферой речевого общения; • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.


II.Общая характеристика курса

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем эта­пе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенство­вание коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятель­ности, целенаправленное формирование культуры уст­ной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональ­ной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, ин­тересам, психологическим особенностям учащихся стар­шей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адек­ватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных пред­метов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Други­ми словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуни­кативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результа­тов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универ­сальных учебных действий, осуществляется на двух уров­нях — метапредметном и предметном.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления зна­ний о языке как знаковой системе и общественном яв­лении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о ли­тературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обога­щение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользо­ваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-куль­турной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в на­учно-учебной сферах общения.

Коммуникативно-деятелъностный подход в обуче­нии русскому языку определяет особенности предъявле­ния материала в примерной программе: содержание пред­ставлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностной направлен­ности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важ­нейшими условиями формирования и совершенствова­ния универсальных учебных действий. В старших клас­сах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми вида­ми речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правиль­но, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языко­вые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского ре­чевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, на­ходить доказательства, подтверждающие или опровер­гающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных ис­точников; определять основную и дополнительную, яв­ную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабаты­вать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность дей­ствий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов со­временной теории речевого общения, теории речевой де­ятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языко­выми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уров­ня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.

Программа курса русского языка состоит из двух раз­делов. В первом разделе указан материал для повторе­ния, углубления и некоторого расширения знаний по рус­скому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактиче­ского материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.

Повторение изученного материала не является глав­ным в содержании курса русского языка в средней шко­ле. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и даже потребуются спе­циальные обобщающие уроки, содержание которых под­сказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет вы­ступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, ху­дожественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведени­ями о языке, осмысления его сущности, динамики раз­вития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попут­но, вторым планом: в одних случаях — в форме выпи­сок, планирования, переложения текста, его продолже­ния или составления подобного в том же стиле и жан­ре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упраж­нений учебника с учетом пробелов в подготовке каждо­го учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в тре­тьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм ум­ственного действия по различию конкурирующих языко­вых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пун­ктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.

Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с лите­ратурой, систематическим обращением к текстам изуча­емых в старших классах произведений, выходом на изо­бразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художе­ственной формы произведения, более глубокое проникно­вение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обо­гащению, совершенствованию речи учащихся. На про­граммном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, груп­повой характеристики, типа анализа идейно-тематиче­ского содержания произведения, его композиции, ис­пользуемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по за­трагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по раз­витию речи, орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо осмыс­ленному усвоению литературного материала.

Раздел «Текст. Виды его преобразования», как и раздел, посвященный фонетике, лексике, грамматике, в значительной мере является повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако содержание его су­щественно обогащено: расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический мате­риал, изменен характер предлагаемых видов речевой де­ятельности учащихся.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному сти­лям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точ­ки зрения современных задач общества, практически­ми потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самосто­ятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение на­учным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к на­учному (в его научно-популярном варианте) стилю речи это будут такие доступные учащимся старших классов жанры, как реферат, статья, обзор. Приобщение к соб­ственно научному и научно-техническому подстилям (ва­риантам) научного стиля предполагает работу по осмыс­лению терминологической лексики. Важное место отво­дится работе с научно-учебным подстилем: восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо овладеть язы­ком таблиц, схем, алгоритмов; в официально-деловом стиле — языком рекламы.

Ярко выраженную практическую направленность име­ет и указанный в программе материал по публицисти­ческому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лекси­кой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овла­дение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях.

Наиболее полно представлен в программе художе­ственный стиль речи. Школьный курс литературы предо­ставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты, которые при правильном их ис­пользовании будут служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием художественного произведе­ния через его форму (в этом суть сближения русского языка с литературой) позволит с наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным, эстетическим цен­ностям литературы и таким образом окажет положитель­ное влияние на формирование личности учащихся. И на­конец, художественный стиль, язык художественной ли­тературы представляют своего рода эталон использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими стилями, тем более что в языке художественной литературы используются элементы разных функциональных стилей.

В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что повторение фо­нетики и лексики будет осуществляться в первом полу­годии 10 класса; морфемика, морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во втором полугодии. Однако и во втором полугодии 10 класса и в 11 классе параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике (в иных, конечно, формах и с другими целевыми уста­новками), по совершенствованию навыков правописания.

Публицистический стиль речи изучается главным обра­зом в 11 классе, но жанры путевого и портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9 клас­се (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10 классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончаро­ва, И. С. Тургенева, Л. Н.Лолстого, А. П. Чехова). Ов­ладение жанрами публичной речи происходит и в 10, и в 11 классах, хотя завершающий этап обучения при­ходится на выпускной класс.

Художественный стиль речи становится предметом изучения и практического овладения как в 10, так и в 11 классах. Главное направление программы — про­никновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внима­ния не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других струк­турных элементах художественного произведения, созда­ваемых словом, на персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен с точки зрения как полноценного восприятия ху­дожественного произведения (а этому работа над художе­ственным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художе­ственном произведении.

Общие сведения о языке изучаются в основном в нача­ле 10 класса, но те вопросы, которые нуждаются в обоб­щении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико-грамматического материала, рассматриваются при завершении курса русского языка в 11 классе. Это относится прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично вытекающим из того, что школьники изучали по предмету.

Приемы, методы и формы работы определяются ука­занными выше задачами курса и его содержанием. Воз­растает роль разнообразных видов самостоятельной ра­боты, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, ре­цензий, самостоятельный анализ текста, целенаправлен­ные выписки, аналитическое сообщение на основе само­стоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие ра­боты в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуют­ся наблюдения за речью окружающих, сбор соответству­ющего языкового материала с последующим его исполь­зованием по заданию учителя.

Усиливаются внутрипредметные связи. Изучение на­учного стиля речи строится таким образом, что учащие­ся постоянно обращаются к общелингвистическим поня­тиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в научный стиль речи дает возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику. По такому же принципу строится и изучение темы «Публицистический стиль речи». Это способствует более обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление учащихся, их способность видеть за частными (частно-стилистическими) проявлениями общие закономерности языка, его функционирования.

Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащие­ся в нем изобразительно-выразительные средства, пункту­ацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.

Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лекси­ке и фразеологии, составу слова и словообразованию, грам­матике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9 класса.


III.Описание места учебного предмета в учебном плане


Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 34 часа: 1 час в неделю (федеральный компонент), количество учебных недель – 34.

Iv.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

-развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, применять полученные знания и умения в речевой практике.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.


VI. Содержание учебного предмета, курса

Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень»

11 класс (34 часа)


Блок 1: Общие сведения о языке (2 часа)

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающиеся ученые-русисты.


Блок 2:Простое предложение (6 часов)

Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, интонационное). Три принципа русской пунктуации (формально-грамматический, логически-смысловой, интонационный). Функции знаков препинания.

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды связи слов в словосочетаниях.

Предложение как минимальное речевое высказывание, как основная единица языка, средство выражения мысли. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения.

Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений. Правила построения словосочетаний и предложений. Причины возникновения синтаксической вариантности в современном русском языке.

Текст. Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. Аргумент. Способы аргументирования.

Особенности употребления второстепенных членов предложения. Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения в подчинительных словосочетаниях как основа для выделения определения, дополнения и обстоятельства.




Блок 3:Официально-деловой стиль речи (4 часа)

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.


Блок 4:Синтаксис и пунктуация (3 часа)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Блок 5:Осложненное предложение (5 часов)

Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами предложения. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания при обособлении приложений и дополнений. Обособление обсьоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. Обособление обстоятельств, выраженных существительными. Уточняющие обстоятельства. Анализ обучающего сочинения.

Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях, вставных конструкциях.

Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения. Междометия в составе предложения. Слова-предложения «Да», «Нет».


Блок 6:Публицистический стиль речи (3 часа)

Особенности публицистического стиля речи. Сред­ства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк, эссе.

Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.


Блок 7:Разговорная речь (3 часа)

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:

неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.


Блок 8:Сложные предложения (3 часа)

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение (СПП). СПП с одним придаточным. Синонимия СПП и предложений с причастным и деепричастным оборотами. СПП с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении СПП.

Бессоюзное сложное предложение (БСП). Знаки препинания в БСП.

Сложные предложения с разными видами связи.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления цитат на письме.


Блок 9:Язык художественной литературы (3 часа)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструк­ций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Блок 10:Итоговое повторение (1 час)


Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании 11 класса учащиеся должны:

— иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

  • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

  • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением эле­ментов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;

  • выявлять подтекст;

  • владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

  • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;

  • уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-попу­лярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;

пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

  • пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

  • уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

  • уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

  • уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

  • уметь участвовать в диспуте, в дискуссии;

  • иметь представление о социальной сущности языка, его функции и структуре, о языковой норме и происходящих в языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.



Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Кол-во часов

В том числе

Выполнение практической части программы

Уроки

РР

Сочинение

(аудиторные)

Контрольные работы

(Тест,

диктант)

1.

Блок 1:Общие сведения о языке

2

2




2.

Блок 2: Простое предложение

6

4

1

1

1

3.

Блок 3:Официально-деловой стиль речи

4

4




4.

Блок 4:Синтаксис и пунктуация

3

3




5.

Блок 5:Осложнённое предложение

5

4



1

6.

Блок 6:Публицистический стиль речи

3

3




7.

Блок 7:Разговорная речь

3

3




8.

Блок 8:Сложное предложение

3

2



1

9.

Блок 9:Язык художественной литературы

3

2

1

1


10.

Блок 10:Итоговое повторение

1

1




11.

Резерв

1

1





Итого

34

29

2

2

3








VII.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля



Подготовка

к ЕГЭ

Факт

План





Блок 1:Общие сведения о языке (2 часа)



1


02.09

Общие сведения о языке.

Язык как система. Основные уровни языка.

Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.

Урок-семинар




Язык как система.

Основные уровни языка.

Нормы современного

русского литературного

языка, их описание и закрепление в

словарях,

грамматиках,

учебных

пособиях, справочниках.


Знать: об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка, нормы современного русского литературного языка.

Уметь: различать

разговорную и книжную, письменные и устные разновидности

функциональных стилей, соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Тестирование, доклад,

работа по карточкам,

орфоэпический диктант



2


09.09

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающиеся учёные-русисты

урок-лекция

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании

языковых норм.

Выдающиеся

ученые-русисты.


Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм, правила устного выступления; выдающихся учёных-русистов, их заслуги.

Уметь: использовать собственной речевой

практике, нормативные

словари современного

русского языка и

справочники, выступать интересно, чтобы тебя слушали, излагать свою точку зрения доказательно, убедительно.


тестирование, работа

по карточкам, доклады


задания типа А14

Блок 2:Простое предложение (6 часов)

3


16.09

Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.

Словосочетание как основная синтаксическая единица. Типы простых предложений.

Урок изучения нового и повторение изученного материала

Обобщение правил пунктуации, соответствующих грамматическому (синтаксическому) принципу.

Закрепление навыков выделения грамматической основы предложения. А 8

Знать: основные виды пунктограмм;

строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличия от слова и предложения; способы выражения; основные единицы языка, их признаки.

Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. вычленять словосочетания из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с

художественными текстами изучаемых литературных произведений.

Доклад, работа по карточкам



4


23.09

Контрольная работа в формате ЕГЭ


Урок контроля


Закрепление навыков выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ



Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации


Тестирование



5


30.09

Практикум

Урок-семинар

Закрепление навыков вычленения словосочетаний из предложений, постановки знаков препинания в простом предложении в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски.


Знать: основные единицы языка, их признаки.

Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. вычленять словосочетания из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с

художественными текстами изучаемых литературных произведений.

Работа по карточкам,

тестирование



6


07.10

Р/р. Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева


урок развития речи

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (С1)


Знать: композицию сочинения-рассуждения.

Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение.

творческая работа



7


14.10

Тире между подлежащим и сказуемым. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Особенности употребления второстепенных членов предложений.

Комбинированный урок

Закрепление навыков выделения грамматической основы предложения. Разбор задания А8.

Закрепление навыков синтаксического разбора, практическое их использование.


Знать: основные единицы языка, их признаки, основные единицы языка, их признаки.

Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения, согласовывать подлежащее со сказуемым; уметь определять сказуемое в предложениях с пропущенным глаголом-связкой; уметь применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка, находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов предложения


Работа с опорными схемами



8


21.10

Падеж определений, включенных в сочетание, состоящее из числительного два, три, четыре и существительного в родительном падеже.


Урок изучения нового и повторения

Наблюдение над морфологическими формами, синтаксическими конструкциями, порядком слов и т.д.


Уметь: применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка


Словарный диктант,

тестирование




Блок 3: Официально-деловой стиль(4 часа)

9


28.10

Официально-деловой стиль речи. Сферы его использования, назначение

Основные признаки официально-делового стиля.

Урок-лекция

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер.


Знать: особенности официально-делового стиля речи, его назначение, основные признаки официально-делового стиля.

Уметь: распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам, сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других стилей речи

Доклад, самостоятельная

работа



10


11.11

Основные жанры официально-делового стиля

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

урок-исследование

Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.



Знать: основные жанры официально-делового стиля; лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Уметь: создавать официально-деловые тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.



Доклад, словарный диктант




11


18.11

Повторение. Официально-деловой стиль

Урок-практикум

Тестирование, орфографический диктант, анализ текста


Знать: особенности официально-делового стиля речи.

Уметь: применять в практике письменной речи полученные знания об официально-деловом стиле речи

Работа по карточкам,

выборочный диктант



12


25.11

Зачет по теме «Официально-деловой стиль речи»

Урок контроля

Контрольные вопросы, карточки, тестирование


Знать: теоретический материал об официально-деловом стиле речи.

Уметь: применять в практике письменной речи полученные знания об официально-деловом стиле речи

Тестирование, устные ответы

на контрольные вопросы


задания типа

В4 - В7

Блок 4: Синтаксис и пунктуация (3 часа)

13-14


02.12

09.12

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

Смысловая роль, принципы и функции русской пунктуации. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Повторительно-обобщающий

. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

.


Знать: нормы построение словосочетаний и предложений разных типов,

принципы и функции русской пунктуации, об авторских знаках препинания, понятие синтаксическая синонимия.

Уметь: анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм, применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике, применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике.

Работа по карточкам

тестирование, диктант,


задания типа А9

15


16.12

Виды синтаксического разбора. Обособление обстоятельств и дополнений.

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

повторительно-обобщающий урок

Виды синтаксического разбора: синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью Основные случаи обособления обстоятельств и дополнений


Знать: план синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложения; правила обособления обстоятельств и дополнений.

Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

тестирование,

работа по карточкам,

словарный диктант


задания типа

А24, 25, 28

Блок 5: Осложненное предложение (5 часов)

16


23.12

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами.

Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами

Комбинированный урок

Роль знаков препинания в классическом и современном художественных текстах.

Роль знаков препинания в классическом и современном художественных текстах Выражение в художественном стиле эстетической функции русского национального языка.


Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами; правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами предложения, правильно ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами предложения, правильно ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами предложения.


Словарный диктант,

тестирование



17


16.01

Контрольный диктант с грамматическим заданием ЕГЭ.


Урок контроля

Выявление уровня усвоения программного материала.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации




18


23.01

Обособленные члены предложения. Пунктуация при них. Обособленные и необособленные определения

Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными.

Обособленные приложения.



Урок изучения нового и повторения . Работа в парах

Нормы грамматические, стилистические, пунктуационные.

Роль знаков препинания в классическом и современном художественных текстах.

Закрепление навыков синтаксического разбора, практическое их использование.

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами; правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами; правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи




19


30.01

Обособление дополнений.

Обособленные обстоятельства. Уточняющие обстоятельства. Анализ обучающего сочинения.

Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях, вставных конструкциях.



Урок изучения нового и повторения.


Закрепление навыков синтаксического разбора, практическое их использование.

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами; грамматические нормы предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания при сравнительном обороте,

правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами, правила постановки знаков препинания при уточняющих обстоятельствах.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи

тестирование,

диктант, анализ текста


задания типа А30

20


06.02

Зачет по теме «Осложненное предложение»

Урок контроля

Выявление уровня усвоения программного материала.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи

тестирование,

объяснительный диктант,

анализ текста


задания типа В8

Блок 6: Публицистический стиль (3 часа)

21


13.02

Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля. Лексические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в нём.

повторительно-обобщающий урок

Особенности публицистического стиля речи. Сред­ства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Знать: основные признаки публицистического стиля; лексические особенности публицистического стиля речи, средства эмоциональной выразительности в нём.

Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических средств.

тестирование, словарный

диктант, анализ текста



22


20.02

Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам.

урок-исследование

Очерк, эссе.

Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.


Знать: синтаксические особенности публицистического стиля речи, жанры публицистики, их особенности; «правила» устного выступления; требования к докладам, деловой дискуссии, требования к её участникам, приёмы опровержения.

Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них синтаксических средств, подбирать языковые средства для написания собственного очерка; создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; уметь различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач.



тестирование, работа по

карточкам, анализ текста




23


27.02


Зачет по теме «Публицистический стиль»

урок-семинар

Выявление уровня усвоения материала

Знать: особенности публицистического стиля речи.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить анализ текстов, принадлежащих к разным стилям; использовать разнообразные конструкции в связной речи

тестирование,

объясни

тельный диктант, анализ текста




Блок 7: Разговорный стиль (3 часа)

24-25


06.03

13.03

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Урок-лекция

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:

неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.

Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.




Знать: особенности разговорной речи, её основные признаки, сферы её использования, назначение; фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи; понятие невербальные средства общения; что такое культура разговорной речи

Уметь: отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма.


тестирование, доклад,

анализ текста



26


20.03

Повторение по теме «Разговорный стиль»

Урок-практикум

Выявление уровня усвоения материала, практическая работа

Знать: особенности разговорного стиля речи.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить анализ текстов различных стилей; использовать разнообразные конструкции в связной речи

тестирование,

работа по карточкам,

творческая работа



Блок 8: Сложное предложение (3часа)

27


03.04

Сложное предложение. ССП и СПП. Сложносочинённое предложение и знаки препинания в нём.

СПП и виды придаточных. Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами



Урок-лекция

Закрепление навыков синтаксического разбора, практическое их использование.

Перестройка сложных предложений в простые осложненные и наоборот, их сопоставление, выявление смысловых оттенков.

Знать: основные группы ССП по значению и союзам; отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор; правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с ними вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос.

Доклад, лекция,

тестирование



28



10.04


СПП с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП. Сложные предложения с различными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной


Разбор заданий Демоверсии 2013

Комбинированный урок


Перестройка сложных предложений в простые осложненные и наоборот, их сопоставление, выявление смысловых оттенков. Нормы грамматические, стилистические, пунктуационные.

Тестовые задания в формате ЕГЭ

Знать: отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточным; основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП; отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей; правила постановки знаков препинания при прямой речи, знаки препинания при замене прямой речи косвенной.

Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор предложений; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи; правильно ставить знаки препинания в подобных предложениях.


часть С

Тестирование, анализ

заданий ЕГЭ 2014 года





29


17.04


Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

Урок контроля

Выявление уровня усвоения программного материала.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации для решения заданий в формате ЕГЭ.

тестирование, работа

по карточкам


задания типа

А26 - А31

Блок 9: Язык художественной литературы (3 часа)



30



24.04


Общая характеристика художественного стиля.

Язык как первоэлемент художественной литературы.

Языковая личность автора в произведении. Подтекст. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур.

Урок-исследование

Общая

характеристика художественного стиля

(языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструк­ций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.


Знать: особенности художественного стиля; язык является первоэлементом художественной литературы; понятия: подтекст, языковая личность автора; источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур.

Уметь: выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи


тестирование, работа

по карточкам

сообщения учащихся,

выборочный диктант





31


01.05


Зачёт по теме «Язык художественной литературы»

Урок-семинар

Выявление уровня усвоения материала, практическая работа

Знать: особенности языка художественной литературы.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить анализ текстов, принадлежащих к разным стилям; использовать разнообразные конструкции в связной речи




32


08.05


Р/р. Написание сочинения на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...»

урок развития речи

Сочинение на нравственную тему в формате ЕГЭ (часть С1)

Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения.

Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.)

творческая работа


часть С

Блок 10: Повторение (1 час)

33


15.05





Повторение

Урок-семинар

Нормы русского литературного языка. Стили речи. Основные вопросы синтаксиса и пунктуации.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять полученные знания на практике.

Словарный диктант,

Тестирование, работа по

карточкам


задания типа

А1,2, А7- А10


34



22.05



Резерв







































VIII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятель­ности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, ре­чевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст­ной и письменной речи);

• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• связь языка и истории, культуры русского народа;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы языка, их признаки;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения;

• извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати­ческие нормы современного русского языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного тек­ста;

• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.



IX. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ


  Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

      учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

      учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

      учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

      Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестирования.

      Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.

      Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).

      При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.

      При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).

      Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».

      Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:

      найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;

      назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;

      определите разряд (группу) по значению;

      выявите синтаксическую (или смысловую) роль;

      как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);

      каковы особенности правописания.

      Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).

      Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).

Лексико-фразеологический разбор

      Дайте толкование выделенных слов.

      Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?

      Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.

      Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

      Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.

      Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?

      Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Речеведческий разбор текста

      Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

      Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

      Выделите микротемы, составьте план.

      Укажите средства связи между частями текста.

      Определите тип речи, стиль и жанр.

      Укажите используемые стилистические средства.

      Назовите особенности построения текста (его композиции).

      Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.

      Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.

      При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.

      План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.

С целью выявления степени усвоения программного материала в 11 классе рабочая программа предусматривает следующее количество письменных контрольных работ:

  • тестирование – 2;

  • сочинение -2.

Основными формами и средствами контроля являются следующие:

  • комплексный анализ текста;

  • сочинения разнообразных жанров;

  • тестирование;

  • устные сообщения;


X.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2008.

2.Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки ЕГЭ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.

3.Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко/ авт.-сост. Г.В. Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2012.- 35 с.

4. Научно-методический журнал «Русский язык в школе».

5. Научно-методический журнал «Русская словесность».

6.Денисова М.А. Лагутина Е.В., Василенко М.В. Русский язык. Справочник в таблицах и схемах. 5-9 класс.

7. Учебные таблицы «Русский язык»


Учебники

Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012.

В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы, М.: Просвещение, 2012


Учебно - методическое обеспечение УМК

1. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Просвещение, 2011.

2. Власенков, А. И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : учеб, для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

1.И.Б. Голуб Диктанты и изложения.- Экзамен, 2011

2.О.В.Загоровская, О.В. Григоренко Русский язык. ЕГЭ.- Научная книга, 2011

3.Русский язык под редакцией И.П.Цыбулько- типовые экзаменационные варианты.- М., 2012

4.Русский язык. Поурочные планы к учебнику «Русский язык» А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой

5. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритм рассуждения при выборе правильного ответа: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/С.А. Павлова.- М.: Просвещение, 2013.- 192 с.


Интернет-ресурсы

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

  2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  4. Мир слова русского http://www.rusword.org

  5. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  6. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

  7. Электронные носители:

  8. Репетитор Русский язык. Весь школьный курс Репетитор. Тесты по пунктуации.

  9. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.




















0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!