Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Копёнкинская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор
Протокол №__ от _______ /В.Н. Демченко/ _____/С.И. Демченко/
«__» _________2014 г. «___»__________ 2014 г. Приказ №______ от
Руководитель МО «____» _______ 2014 г.
______/ ___________/
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса на 2014-2015 учебный год
Составлена по УМК к учебникам В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2012»
А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2012.
Составила
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Омельченко Светлана Александровна
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе:
-приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74)»;
-приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 «Об утверждении регионального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования»;
-об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253;
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 года «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа по русскому языку, Программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (федеральный компонент – 1 час), количество учебных недель – 34.
Контрольное тестирование- 2
Сочинения – 2
Диктант -1
Программа реализуется с помощью учебников:
Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012.
Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. – М. Просвещение, 2012. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. №2885.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:
- пояснительную записку;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
-описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование;
- планируемые результаты изучения учебного предмета;
- формы и методы контроля;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств
в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии
с содержанием, условиями и сферой речевого общения; • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
II.Общая характеристика курса
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.
Коммуникативно-деятелъностный подход в обучении русскому языку определяет особенности предъявления материала в примерной программе: содержание представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими). Таким образом, предметные цели курса русского языка для базового уровня максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся.
Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.
Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в средней школе. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и даже потребуются специальные обобщающие уроки, содержание которых подсказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.
Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различию конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.
Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.
Раздел «Текст. Виды его преобразования», как и раздел, посвященный фонетике, лексике, грамматике, в значительной мере является повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако содержание его существенно обогащено: расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический материал, изменен характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к научному (в его научно-популярном варианте) стилю речи это будут такие доступные учащимся старших классов жанры, как реферат, статья, обзор. Приобщение к собственно научному и научно-техническому подстилям (вариантам) научного стиля предполагает работу по осмыслению терминологической лексики. Важное место отводится работе с научно-учебным подстилем: восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо овладеть языком таблиц, схем, алгоритмов; в официально-деловом стиле — языком рекламы.
Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях.
Наиболее полно представлен в программе художественный стиль речи. Школьный курс литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: это образцовые тексты, которые при правильном их использовании будут служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. К тому же овладение содержанием художественного произведения через его форму (в этом суть сближения русского языка с литературой) позволит с наибольшим эффектом приобщить учащихся к нравственным, эстетическим ценностям литературы и таким образом окажет положительное влияние на формирование личности учащихся. И наконец, художественный стиль, язык художественной литературы представляют своего рода эталон использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служат первоосновой для овладения всеми другими стилями, тем более что в языке художественной литературы используются элементы разных функциональных стилей.
В программе материал для повторения распределяется по классам условно. Предполагается, что повторение фонетики и лексики будет осуществляться в первом полугодии 10 класса; морфемика, морфология, текст, общее понятие о стилях и научный стиль речи — во втором полугодии. Однако и во втором полугодии 10 класса и в 11 классе параллельно с работой над текстом и стилями речи будет продолжаться работа по лексике и грамматике (в иных, конечно, формах и с другими целевыми установками), по совершенствованию навыков правописания.
Публицистический стиль речи изучается главным образом в 11 классе, но жанры путевого и портретного очерков необходимо осваивать раньше: путевой очерк — в 9 классе (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный — в 10 классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н.Лолстого, А. П. Чехова). Овладение жанрами публичной речи происходит и в 10, и в 11 классах, хотя завершающий этап обучения приходится на выпускной класс.
Художественный стиль речи становится предметом изучения и практического овладения как в 10, так и в 11 классах. Главное направление программы — проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, на персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен с точки зрения как полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа над художественным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.
Общие сведения о языке изучаются в основном в начале 10 класса, но те вопросы, которые нуждаются в обобщении, систематизации и дополнительном осмыслении лексико-грамматического материала, рассматриваются при завершении курса русского языка в 11 классе. Это относится прежде всего к уровням языка и языковой норме, органично вытекающим из того, что школьники изучали по предмету.
Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.
Усиливаются внутрипредметные связи. Изучение научного стиля речи строится таким образом, что учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в научный стиль речи дает возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику. По такому же принципу строится и изучение темы «Публицистический стиль речи». Это способствует более обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление учащихся, их способность видеть за частными (частно-стилистическими) проявлениями общие закономерности языка, его функционирования.
Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный момент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.
Уровень знаний и умений по фонетике и графике, лексике и фразеологии, составу слова и словообразованию, грамматике и правописанию, а также уровень орфографической и пунктуационной грамотности должны соответствовать требованиям, предъявляемым по окончании 9 класса.
III.Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.
Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 34 часа: 1 час в неделю (федеральный компонент), количество учебных недель – 34.
Iv.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
-развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, применять полученные знания и умения в речевой практике.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
VI. Содержание учебного предмета, курса
Основное содержание программы «Русский язык. Базовый уровень»
11 класс (34 часа)
Блок 1: Общие сведения о языке (2 часа)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся ученые-русисты.
Блок 2:Простое предложение (6 часов)
Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, интонационное). Три принципа русской пунктуации (формально-грамматический, логически-смысловой, интонационный). Функции знаков препинания.
Словосочетание как синтаксическая единица. Виды связи слов в словосочетаниях.
Предложение как минимальное речевое высказывание, как основная единица языка, средство выражения мысли. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепепенных членов предложения. Понятие односоставного предложения.
Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений. Правила построения словосочетаний и предложений. Причины возникновения синтаксической вариантности в современном русском языке.
Текст. Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. Аргумент. Способы аргументирования.
Особенности употребления второстепенных членов предложения. Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения в подчинительных словосочетаниях как основа для выделения определения, дополнения и обстоятельства.
Блок 3:Официально-деловой стиль речи (4 часа)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Блок 4:Синтаксис и пунктуация (3 часа)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Блок 5:Осложненное предложение (5 часов)
Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами предложения. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания при обособлении приложений и дополнений. Обособление обсьоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. Обособление обстоятельств, выраженных существительными. Уточняющие обстоятельства. Анализ обучающего сочинения.
Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях, вставных конструкциях.
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения. Междометия в составе предложения. Слова-предложения «Да», «Нет».
Блок 6:Публицистический стиль речи (3 часа)
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Блок 7:Разговорная речь (3 часа)
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи:
неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Блок 8:Сложные предложения (3 часа)
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненное предложение (СПП). СПП с одним придаточным. Синонимия СПП и предложений с причастным и деепричастным оборотами. СПП с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении СПП.
Бессоюзное сложное предложение (БСП). Знаки препинания в БСП.
Сложные предложения с разными видами связи.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления цитат на письме.
Блок 9:Язык художественной литературы (3 часа)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Блок 10:Итоговое повторение (1 час)
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании 11 класса учащиеся должны:
— иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;
уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
уметь участвовать в диспуте, в дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функции и структуре, о языковой норме и происходящих в языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | В том числе | Выполнение практической части программы |
Уроки | РР | Сочинение (аудиторные) | Контрольные работы (Тест, диктант) |
1. | Блок 1:Общие сведения о языке | 2 | 2 | | | |
2. | Блок 2: Простое предложение | 6 | 4 | 1 | 1 | 1 |
3. | Блок 3:Официально-деловой стиль речи | 4 | 4 | | | |
4. | Блок 4:Синтаксис и пунктуация | 3 | 3 | | | |
5. | Блок 5:Осложнённое предложение | 5 | 4 | | | 1 |
6. | Блок 6:Публицистический стиль речи | 3 | 3 | | | |
7. | Блок 7:Разговорная речь | 3 | 3 | | | |
8. | Блок 8:Сложное предложение | 3 | 2 | | | 1 |
9. | Блок 9:Язык художественной литературы | 3 | 2 | 1 | 1 | |
10. | Блок 10:Итоговое повторение | 1 | 1 | | | |
11. | Резерв | 1 | 1 | | | |
| Итого | 34 | 29 | 2 | 2 | 3 |
VII.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | | Подготовка к ЕГЭ |
Факт | План | | | | |
Блок 1:Общие сведения о языке (2 часа) | | |
1 | | 02.09 | Общие сведения о языке. Язык как система. Основные уровни языка. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. | Урок-семинар | Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. | Знать: об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка, нормы современного русского литературного языка. Уметь: различать разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей, соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. | Тестирование, доклад, работа по карточкам, орфоэпический диктант | | |
2 | | 09.09 | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся учёные-русисты | урок-лекция | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты. | Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм, правила устного выступления; выдающихся учёных-русистов, их заслуги. Уметь: использовать собственной речевой практике, нормативные словари современного русского языка и справочники, выступать интересно, чтобы тебя слушали, излагать свою точку зрения доказательно, убедительно. | тестирование, работа по карточкам, доклады | | задания типа А14 |
Блок 2:Простое предложение (6 часов) |
3 | | 16.09 | Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание как основная синтаксическая единица. Типы простых предложений. | Урок изучения нового и повторение изученного материала | Обобщение правил пунктуации, соответствующих грамматическому (синтаксическому) принципу. Закрепление навыков выделения грамматической основы предложения. А 8 | Знать: основные виды пунктограмм; строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличия от слова и предложения; способы выражения; основные единицы языка, их признаки. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. вычленять словосочетания из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений. | Доклад, работа по карточкам | | |
4 | | 23.09 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | Урок контроля | Закрепление навыков выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Тестирование | | |
5 | | 30.09 | Практикум | Урок-семинар | Закрепление навыков вычленения словосочетаний из предложений, постановки знаков препинания в простом предложении в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски. | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. вычленять словосочетания из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; осознавать предложения как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений. | Работа по карточкам, тестирование | | |
6 | | 07.10 | Р/р. Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева | урок развития речи | Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (С1) | Знать: композицию сочинения-рассуждения. Уметь: создавать на основе прочитанного текста новый текст, аргументировать собственное мнение. | творческая работа | | |
7 | | 14.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Особенности употребления второстепенных членов предложений. | Комбинированный урок | Закрепление навыков выделения грамматической основы предложения. Разбор задания А8. Закрепление навыков синтаксического разбора, практическое их использование. | Знать: основные единицы языка, их признаки, основные единицы языка, их признаки. Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения, согласовывать подлежащее со сказуемым; уметь определять сказуемое в предложениях с пропущенным глаголом-связкой; уметь применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка, находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов предложения | Работа с опорными схемами | | |
8 | | 21.10 | Падеж определений, включенных в сочетание, состоящее из числительного два, три, четыре и существительного в родительном падеже. | Урок изучения нового и повторения | Наблюдение над морфологическими формами, синтаксическими конструкциями, порядком слов и т.д. | Уметь: применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка | Словарный диктант, тестирование | | |
Блок 3: Официально-деловой стиль(4 часа) |
9 | | 28.10 | Официально-деловой стиль речи. Сферы его использования, назначение Основные признаки официально-делового стиля. | Урок-лекция | Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. | Знать: особенности официально-делового стиля речи, его назначение, основные признаки официально-делового стиля. Уметь: распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам, сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других стилей речи | Доклад, самостоятельная работа | | |
10 | | 11.11 | Основные жанры официально-делового стиля Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | урок-исследование | Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | Знать: основные жанры официально-делового стиля; лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Уметь: создавать официально-деловые тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. | Доклад, словарный диктант | | |
11 | | 18.11 | Повторение. Официально-деловой стиль | Урок-практикум | Тестирование, орфографический диктант, анализ текста | Знать: особенности официально-делового стиля речи. Уметь: применять в практике письменной речи полученные знания об официально-деловом стиле речи | Работа по карточкам, выборочный диктант | | |
12 | | 25.11 | Зачет по теме «Официально-деловой стиль речи» | Урок контроля | Контрольные вопросы, карточки, тестирование | Знать: теоретический материал об официально-деловом стиле речи. Уметь: применять в практике письменной речи полученные знания об официально-деловом стиле речи | Тестирование, устные ответы на контрольные вопросы | | задания типа В4 - В7 |
Блок 4: Синтаксис и пунктуация (3 часа) |
13-14 | | 02.12 09.12 | Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Смысловая роль, принципы и функции русской пунктуации. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | Повторительно-обобщающий | . Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. . | Знать: нормы построение словосочетаний и предложений разных типов, принципы и функции русской пунктуации, об авторских знаках препинания, понятие синтаксическая синонимия. Уметь: анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм, применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике, применять пунктуационные нормы в собственной речевой практике. | Работа по карточкам тестирование, диктант, | | задания типа А9 |
15 | | 16.12 | Виды синтаксического разбора. Обособление обстоятельств и дополнений. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | повторительно-обобщающий урок | Виды синтаксического разбора: синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью Основные случаи обособления обстоятельств и дополнений | Знать: план синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложения; правила обособления обстоятельств и дополнений. Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. | тестирование, работа по карточкам, словарный диктант | | задания типа А24, 25, 28 |
Блок 5: Осложненное предложение (5 часов) |
16 | | 23.12 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами | Комбинированный урок | Роль знаков препинания в классическом и современном художественных текстах. Роль знаков препинания в классическом и современном художественных текстах Выражение в художественном стиле эстетической функции русского национального языка. | Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами; правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами предложения, правильно ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами предложения, правильно ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами предложения. | Словарный диктант, тестирование | | |
17 | | 16.01 | Контрольный диктант с грамматическим заданием ЕГЭ. | Урок контроля | Выявление уровня усвоения программного материала. | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | | | |
18 | | 23.01 | Обособленные члены предложения. Пунктуация при них. Обособленные и необособленные определения Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Обособленные приложения. | Урок изучения нового и повторения . Работа в парах | Нормы грамматические, стилистические, пунктуационные. Роль знаков препинания в классическом и современном художественных текстах. Закрепление навыков синтаксического разбора, практическое их использование. | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами; правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами; правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | | | |
19 | | 30.01 | Обособление дополнений. Обособленные обстоятельства. Уточняющие обстоятельства. Анализ обучающего сочинения. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях, вставных конструкциях. | Урок изучения нового и повторения. | Закрепление навыков синтаксического разбора, практическое их использование. | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами; грамматические нормы предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания при сравнительном обороте, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами, правила постановки знаков препинания при уточняющих обстоятельствах. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | тестирование, диктант, анализ текста | | задания типа А30 |
20 | | 06.02 | Зачет по теме «Осложненное предложение» | Урок контроля | Выявление уровня усвоения программного материала. | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | тестирование, объяснительный диктант, анализ текста | | задания типа В8 |
Блок 6: Публицистический стиль (3 часа) |
21 | | 13.02 | Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля. Лексические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в нём. | повторительно-обобщающий урок | Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. | Знать: основные признаки публицистического стиля; лексические особенности публицистического стиля речи, средства эмоциональной выразительности в нём. Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических средств. | тестирование, словарный диктант, анализ текста | | |
22 | | 20.02 | Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам. | урок-исследование | Очерк, эссе. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. | Знать: синтаксические особенности публицистического стиля речи, жанры публицистики, их особенности; «правила» устного выступления; требования к докладам, деловой дискуссии, требования к её участникам, приёмы опровержения. Уметь: анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них синтаксических средств, подбирать языковые средства для написания собственного очерка; создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; уметь различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач. | тестирование, работа по карточкам, анализ текста | | |
23 | | 27.02 | Зачет по теме «Публицистический стиль» | урок-семинар | Выявление уровня усвоения материала | Знать: особенности публицистического стиля речи. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить анализ текстов, принадлежащих к разным стилям; использовать разнообразные конструкции в связной речи | тестирование, объясни тельный диктант, анализ текста | | |
Блок 7: Разговорный стиль (3 часа) |
24-25 | | 06.03 13.03 | Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. | Урок-лекция | Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | Знать: особенности разговорной речи, её основные признаки, сферы её использования, назначение; фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи; понятие невербальные средства общения; что такое культура разговорной речи Уметь: отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма. | тестирование, доклад, анализ текста | | |
26 | | 20.03 | Повторение по теме «Разговорный стиль» | Урок-практикум | Выявление уровня усвоения материала, практическая работа | Знать: особенности разговорного стиля речи. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить анализ текстов различных стилей; использовать разнообразные конструкции в связной речи | тестирование, работа по карточкам, творческая работа | | |
Блок 8: Сложное предложение (3часа) |
27 | | 03.04 | Сложное предложение. ССП и СПП. Сложносочинённое предложение и знаки препинания в нём. СПП и виды придаточных. Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами | Урок-лекция | Закрепление навыков синтаксического разбора, практическое их использование. Перестройка сложных предложений в простые осложненные и наоборот, их сопоставление, выявление смысловых оттенков. | Знать: основные группы ССП по значению и союзам; отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор; правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с ними вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос. | Доклад, лекция, тестирование | | |
28 | | 10.04 | СПП с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП. Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной Разбор заданий Демоверсии 2013 | Комбинированный урок | Перестройка сложных предложений в простые осложненные и наоборот, их сопоставление, выявление смысловых оттенков. Нормы грамматические, стилистические, пунктуационные. Тестовые задания в формате ЕГЭ | Знать: отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточным; основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП; отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей; правила постановки знаков препинания при прямой речи, знаки препинания при замене прямой речи косвенной. Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор предложений; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи; правильно ставить знаки препинания в подобных предложениях. | часть С Тестирование, анализ заданий ЕГЭ 2014 года | | |
| |
29 | | 17.04 | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | Урок контроля | Выявление уровня усвоения программного материала. | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации для решения заданий в формате ЕГЭ. | тестирование, работа по карточкам | | задания типа А26 - А31 |
Блок 9: Язык художественной литературы (3 часа) | | |
30 | | 24.04 | Общая характеристика художественного стиля. Язык как первоэлемент художественной литературы. Языковая личность автора в произведении. Подтекст. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур. | Урок-исследование | Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения. | Знать: особенности художественного стиля; язык является первоэлементом художественной литературы; понятия: подтекст, языковая личность автора; источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов и стилистических фигур. Уметь: выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи | тестирование, работа по карточкам сообщения учащихся, выборочный диктант | | |
| |
31 | | 01.05 | Зачёт по теме «Язык художественной литературы» | Урок-семинар | Выявление уровня усвоения материала, практическая работа | Знать: особенности языка художественной литературы. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить анализ текстов, принадлежащих к разным стилям; использовать разнообразные конструкции в связной речи | | | |
32 | | 08.05 | Р/р. Написание сочинения на тему «Моё восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» | урок развития речи | Сочинение на нравственную тему в формате ЕГЭ (часть С1) | Знать: что «...дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский.); план анализа лирического произведения. Уметь: «...Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» (Н. М. Шанский.) | творческая работа | | часть С |
Блок 10: Повторение (1 час) |
33 | | 15.05 | Повторение | Урок-семинар | Нормы русского литературного языка. Стили речи. Основные вопросы синтаксиса и пунктуации. | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять полученные знания на практике. | Словарный диктант, Тестирование, работа по карточкам | | задания типа А1,2, А7- А10 |
34 | | 22.05 | Резерв | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
VIII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
IX. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестирования.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.
Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
определите разряд (группу) по значению;
выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);
каковы особенности правописания.
Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).
Лексико-фразеологический разбор
Дайте толкование выделенных слов.
Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.
Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
Речеведческий разбор текста
Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.
Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
Выделите микротемы, составьте план.
Укажите средства связи между частями текста.
Определите тип речи, стиль и жанр.
Укажите используемые стилистические средства.
Назовите особенности построения текста (его композиции).
Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.
Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.
С целью выявления степени усвоения программного материала в 11 классе рабочая программа предусматривает следующее количество письменных контрольных работ:
тестирование – 2;
сочинение -2.
Основными формами и средствами контроля являются следующие:
X.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2008.
2.Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки ЕГЭ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
3.Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко/ авт.-сост. Г.В. Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2012.- 35 с.
4. Научно-методический журнал «Русский язык в школе».
5. Научно-методический журнал «Русская словесность».
6.Денисова М.А. Лагутина Е.В., Василенко М.В. Русский язык. Справочник в таблицах и схемах. 5-9 класс.
7. Учебные таблицы «Русский язык»
Учебники
Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012.
В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы, М.: Просвещение, 2012
Учебно - методическое обеспечение УМК
1. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Просвещение, 2011.
2. Власенков, А. И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : учеб, для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
1.И.Б. Голуб Диктанты и изложения.- Экзамен, 2011
2.О.В.Загоровская, О.В. Григоренко Русский язык. ЕГЭ.- Научная книга, 2011
3.Русский язык под редакцией И.П.Цыбулько- типовые экзаменационные варианты.- М., 2012
4.Русский язык. Поурочные планы к учебнику «Русский язык» А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой
5. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритм рассуждения при выборе правильного ответа: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/С.А. Павлова.- М.: Просвещение, 2013.- 192 с.
Интернет-ресурсы
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
Электронные носители:
Репетитор Русский язык. Весь школьный курс Репетитор. Тесты по пунктуации.
Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.
0