СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по русскому языку 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

Пояснительная записка

1.1. Статус и структура документа

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку/ приказ Министерства образования РФ « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089 и авторских программ по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова) // Программно- методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост.Л.М.Рыбченкова. - М.:Просвещение, 2011. учебной программы по русскому языку Гольцовой Н.Г,.Шамшина И.В (Программа курса «Русский язык» 10-11 кл. - М.: «Русское слово», 2007г.стр.5-11)

Данная программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно- методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  • титульный лист (название программы);

  • пояснительная записка;

  • содержание разделов (тем) учебного курса;

  • учебно-тематический план;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • перечень учебно-методического обеспечения;

  • список литературы.

1.2.Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта: «Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста»,

« Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», «Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь ( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно- популярных вариантах, владение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 68 часов. В том числе: в 10 классе - 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю; в 11 классе - 34 часа, из расчета 1час в неделю.

1.3.Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

    1. дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

    2. закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

    1. развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

  1. Изменения, внесенные в Рабочую программу, их обоснование.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Изучение материала планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов по каждой теме. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются проверочные тестовые работы, сочинения по исходному тексту. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.


  1. Состав учебно-программного и методического комплекса, обеспечивающего изучение курса «Русский язык» в средней (полной) школе в соответствии с образовательным стандартом:

    1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» М. «Просвещение», 2007.

    2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - Москва «Русское слово», 2009г

    3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2009.

3 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Русское слово», 2014.

1.6.Формы организации учебного процесса

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • традиционная классно-урочная;

  • элементы проблемного обучения;

  • технологии уровневой дифференциации;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникативные технологии.

Единицей учебного процесса является урок: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок- практикум, урок развития речи, урок повторения материала. Методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу;

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • сочинения на основе

  • текстов; -письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

1.7. Виды деятельности учащихся на уроке

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

  • аудирование;

  • информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

  • создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование; доклад; рецензирование и т.д.


  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

  • участие в дискуссии;

  • создание письменных текстов различных стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

1.8. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Текущий контроль осуществляется с помощью самостоятельных работ (в том числе тестовых).

Тематический контроль осуществляется по завершении изучения раздела (темы) с помощью контрольных работ в форме тестов, зачетных работ.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

2. Основное содержание программы по русскому языку (10 - 11 класс)

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Общие сведения о языке

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и

синтаксические) нормы русского литературного языка.

Особенности русского речевого этикета

Фонетика, орфоэпия, орфография. Культура речи.

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Выразительные средства русской фонетики.

Лексика и фразеология. Культура речи.

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно- бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Русская фразеология. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Использование нормативных словарей русского языка.

Особенности русского речевого этикета

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико - фразеологический разбор.

Морфемика и словообразование. Культура речи.

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография. Культура речи.

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Основные понятия. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и

сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Приставки ПРЕ- и ПРИ-Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание. Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имён числительных. Склонение имён числительных.

Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного,

притяжательного и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов. Причастие

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий .Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные Деепричастие

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.

Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на - о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния

Служебные части речи Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально- стилистические особенности употребления междометий

Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Морфологический разбор частей речи. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова

Синтаксис и пунктуация

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетаний Грамматические нормы.. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. . Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения, дополнения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно- восклицательные слова. Сложное предложение

Понятие о сложном предложении. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчинённое предложение. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним или несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Цитаты. Знаки препинания при цитатах Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторские знаки препинания.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно- трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Составление деловых документов различных жанров: расписка, доверенность, резюме и др.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации

(телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Культура речи. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Календарно-тематическое планирование в 10 классе



№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

общее

к/р

р/р

с/р

1

2

68

4

5

6

Раздел I. Язык и культура. Русский язык в современном мире.

1

Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении. Функции русского языка как государственного. Русский язык в кругу языков народов России.

2




2

К/ р

Входная контрольная работа

1



К/р



3

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур

2



Поиск нужной

информации

по заданной

теме в

источниках

различного

типа

4

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы.

2



Поиск нужной

информации

по заданной

теме в

источниках

различного

типа

5

Культура речи. Основные требования к речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, чистота, логичность, образность и др. Основные аспекты культуры речи.

3



Совершенст вовать

способность к

самооценке

через

наблюдение за

собственной

речью

6-

Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы литературного языка.

3



Извлечение необходим. информации из справочной литературы





Фонетика. Орфоэпия

7

Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Выразительные средства русской фонетики.

2




8

Орфоэпия. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения и ударения. Особенности произношения иноязычных слов и русских имен и отчеств

2



Извлечение необходим. информации из справочной литературы

9

Нормы ударения в современном русском языке. Особенности русского словесного ударения. Роль ударения в стихотворной речи.

2



Орфоэпически й диктант

10

Работа текстом. Элементы лингвистического анализа. Произносительные нормы. Допустимые варианты произношения и ударения.

3



Тест на правописную грамот­ность

Лексика

11

Лексика. Лексические нормы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

2


Анализ лексиче

ских ср-в

организ. текста

Словари

синоним.,

пароним.,

антонимов

Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов

12

Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением

2


Работа с

толковым

словарем

Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе и редактирования собственного текста

13

Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов, стилистическая окраска, Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Использование нормативных словарей русского языка. нормативное употребление.

4




14- 15

Контрольная работа (тест) по теме «Лексика»

2


тест


16-

17

Практикум написания сочинения .

4


сочинение


Морфемика

18

Морфема как часть слова, многозначность морфем. Морфемная синонимия и антонимия.

Словообразовательные средства выразител.

4


Анализ текста, образование слов с

уменьшительно -ласкательными суффиксами


Морфология. Орфография. Культура речи.

19

Морфология и орфография Обобщающее повторение частей речи: их грамматическое значение, грамматические формы, синтаксические функции.

1




20

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

2




21- 22

Контрольная работа

3


1К/р


Формирование коммуникативной компетенции

23

Речевое общение. Сферы и ситуации речевого общения. Виды речевого общения. Речевая ситуация и ее компоненты.

2




24

Текст и его место в системе языка и речи. Текст и его строение. Виды преобразования текста. Реферат как вариант переработки текста.

2


Использование

мультимедийных ресурсов и

ИКТ для обработки и передачи информации. Презентации

результатов

познавательной

и практической деятельности


25

Языковые способы и средства организации текста. Создание текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

2


Оценивание

устных и

письменных

высказываний

с точки зрения

языкового

оформления,

уместности,

эффективности

достижения

поставленной

цели

Владение

навыками

создания

собственно

го текста,

редактиро

вания текста

26

Функциональные стили речи (учебно-научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы

2




27- 28

Контрольное сочинение на основе исходного текста

4

1 К/ с



29

Чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста

2


Лингвистический анализ

текстов

различных

функциональных

разновидностей языка

Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов

30- 31

Научный стиль. Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, тезисы, конспект и др.

4


Создание текстов научного стиля.

Совершенствование культуры учебно- научного общения в устной и письменной форме


32

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Создание текста научного стиля.

2


Лингвистический анализ текста

С/Р

33

Итоговая к/р в формате ЕГЭ

2




34

Анализ к/р

2





ИТОГО: 68ч.

4к/р

3к/с


6











Календарно-тематическое планирование в 11 классе



№ пп


Наименование разделов, тем


Всего часов


В том числе на:

к/р

р/р

с/р

Раздел 1. Язык и культура. Общие сведения о языке.

1

Литературный язык и язык художественной литературы.

2




Раздел 2. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и

Лингвистическом компетенций. Синтаксис и пунктуация.

2

Обобщающее повторение синтаксиса и пунктуации. Основные принципы русской пунктуации.

4




3

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.

2



Тестовые задания типа А5; В3

4

Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений Нормативное построение предложений разных типов.

2



Тестовые задания части А,В

5

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Неполные предложения.

4




6

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

2



Тестовые задания типа А5

7

Тире между подлежащим и сказуемым

2





8


Контрольное сочинение на

основе исходного текста

2


1 К/с Владение навыками редактирования текста и создания собственного текста


9

Анализ контрольного сочинения. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова при однородных чл.Правильное построение предложений с однородными членами

2



Тестовые задания типа А19, 22; В5

10

Однородные и неоднородные определения.

2




11

Контрольное тестирование

2










12

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Правильное построение предложений с обособленными членами.

2



Тестовые задания типа А20, 26; В5

13

Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Правильное построение предложений с придаточными частями.

2



Тестовые задания типа А24; В6

14

Замена придаточного предложения причастным и деепричастным оборотами. Синонимия грамматических форм и их смысловые и стилистические возможности.

2

1


Тестовые задания типа А26

15

Контрольная работа за 1-е полугодие

2

1



16

Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания между частями сложного предложения

2

1


Тестовые задания типа А25

17

Способы передачи чужой

речи. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты.

Знаки препинания при передаче чужой речи

2

1



18

Авторское употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста

4




19

Обобщение правил пунктуации.

Пунктуационные нормы. Принципы и функции русской пунктуации. Разделы русской пунктуации.

2



Тестовые задания типа А19-26

20

К/ р

К/р по теме «Сложное предложение»

1

1

К/р



Раздел 3. Формирование коммуникативной компетенции.

21

Анализ к/р. Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля. Сферы его использования

2


Комплексный анализ текстов (задания типа А27-30)


22

Основные жанры публицистического стиля.

2


Создание текстов публицистичес кого стиля.


23 К Р/ Р

Контрольное сочинение на основе исходного текста

2


Сочинение на основе исходного текста


24

Культура учебно-научного и делового общения.. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

2


Культура работы с текстами разных типов, стилей, жанров. Написание доклада, реферата и т.д.


25

Язык художественной литературы, общая характеристика. Отличие языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.

2



Изучающее чтение (учеб.с.340- 341),

составление

плана.

Работа с

литературов.,

лингв. словаря

ми.

26

Урок-практикум. Лингвистический анализ лирического стихотворения одного из поэтов Серебряного века

2


Лингв.анализ текстов

В-8)

Раздел 4. Культура речи

27

Язык как система. Основные уровни и единицы языка.

2




28

Нормы современного русского литературного языка. Нормативные словари русского языка и лингвистические справочники. Их использование.

2


Орфоэпический словарь,

толковый

словарь,

словарь

грам. трудностей и др.

Тестовые задания типа А1 -5

Совершенст вовать

способность к

самооценке

через

наблюдение за

собственной речью

29 К

Р/ р

Контрольное сочинение на основе исходного текста.

2


Сочинение на основе исходного текста


Раздел 5. Повторение.

30

Анализ контрольного сочинения. Принципы написания слов (морфологический, фонетический, традиционный)

2



Тестовые задания типа А и В

31

Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Фонетический разбор слова.

2



Тестовые задания типа А и В

32

Словообразовательный разбор слова. Морфологический разбор слова.

2



Тестовые задания типа А и В

33

Обобщающее повторение пунктуационных норм и правил. Синтаксический разбор.

2



Тестовые задания типа А и В. Работа с текстом

34

Итоговая К/р

2

1




ИТОГО: 68 ч.

68

4

4

12





Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективность достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различный источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • 4.



    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;


  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразование и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

5. Учебно-программный и методический комплекс, обеспечивающий изучение курса «Русский язык» в средней (полной) школе в соответствии с образовательным стандартом:

1 В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»М. «Просвещение», 2007.

2. Гольцова Н.Г,.Шамшин И.В,.Мищерина М.А Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - Москва «Русское слово», 2009г

    1. Гольцова Н.Г,.Шамшин И.В Методические рекомендации к учебнику « Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Русское слово», 2009

    2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2009.

5. Литература

      1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку/ приказ Министерства образования РФ « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089

      2. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост.Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2011.

3. Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин. Программа курса «Русский язык» 10-11 классы М.»Русское слово», 2007г.стр.5-11)

















Тематическое планирование по русскому языку в 10 классе

Язык и культура. Русский язык в современном мире.- 13часов

Фонетика. Орфоэпия - 9 часов

Лексика – 14 часов

Морфемика - 4 часа

Морфология. Орфография. Культура речи. – 6 часов

Формирование коммуникативной компетенции – 22 часа

Итого: 68 часов


Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе

Язык и культура. Общие сведения о языке. - 2 часа

Синтаксис и пунктуация – 43 часов

Формирование коммуникативной компетенции. – 12 часов

Культура речи – 6 часов

Повторение. – 5 часов

Итого: 68 часов













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!