СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку






класс 10


учитель русского языка и литературы

Борголова А.А.















Учебный год

2017/2018

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе сборника: Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учебникам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень, Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2013 г. (сборник рабочих программ более не переиздавался); учебник - Русский язык. 10-11 классы : учеб, для общеобразоват. учреждений: базо­вый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2013.

В сборнике программ предложены 2 варианта планирования – на 1 час в неделю и на 3 часа в неделю. Согласно школьному учебному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю, поэтому планирование составлено на 2 часа по усмотрению учителя.





Планируемые результаты

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

  3. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

  • соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),

  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;

  • стилистически корректное использование лексики и фразеологии;

  • соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;

язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.










































Содержание курса

Общие сведения о языке

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. Изложение лингвистического текста

Русский язык как система средств разных уровней

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Контрольная работа, включающая фонетический разбор.

Лексика и фразеология

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно- бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста. Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Состав слова (морфемика) и словообразование

Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор. Практическая работа по теме.

Морфология и орфография

Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи. Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Синтаксис и пунктуация

Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Речь, функциональные стили речи

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат.
Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста. Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая характеристика. Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося).

Научный стиль речи

Значение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля. Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображенного в нем персонажа) Итоговая контрольная работа.


































Календарно-тематическое планирование



Урок

Тема урока

Примерная дата проведения

Примечания (изменения)

Общие сведения о языке (5 часов)

1

Роль языка в обществе



2

История развития русского языка



3

Периоды развития в истории русского языка



4

Русский язык в современном мире



5

Активные процессы в русском языке на современном этапе



Русский язык как система средств разных уровней (2 часа)

6

Взаимосвязь единиц языка разных уровней.



7

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке



Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (6 часов)

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии



9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке



10-11

Принципы русской орфографии



12

Фонетический разбор



13

Контрольный работа по теме «Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия», включающая фонетический разбор.



Лексика и фразеология (8 часов)

14

Лексическая система русского языка



15

Сферы употребления русской лексики



16

Исконно-русская и заимствованная лексика



17

Русская фразеология



18

Лексические и фразеологические словари



19

Самостоятельная работа



20

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» с лексико-грамматическими заданиями



21

Анализ контрольного диктанта



Состав слова (морфемика) и словообразование (4 часа)

22

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование»



23

Выразительные словообразовательные средства



24

Словообразовательный разбор



25

Практическая работа по теме «Способы словообразования»



Морфология и орфография (13 часов)

26

Обобщение по теме «Части речи»



27

Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий



28

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи



29

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи



30

Различение частиц НЕ и НИ



31-32

Правописание наречий



33

Мягкий знак на конце слов после шипящих



34

Правописание глаголов



35

Правописание причастий



36

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания



37

Контрольный диктант



38

Анализ контрольного диктанта



Синтаксис и пунктуация (12 часов)

39

Принципы русской пунктуации



40

Типы и виды словосочетаний



41-42

Простое предложение



43-44

Осложненное предложение



45-46

Сложное предложение



47

Прямая и косвенная речь



48

Авторская пунктуация



49

Контрольный диктант



50

Анализ контрольного диктанта



Речь, функциональные стили речи (6 часов)

51

Что такое текст?



52

Текст. Способы и средства связи между частями текста



53

Абзац



54

Типы речи. Повествование



55

Описание



56

Рассуждение



57

Речеведческий анализ текста



58

Виды сокращений текста (план, тезис, выписки)



59

Конспект. Тематический конспект



60

Реферат



61

Аннотация



62

Рецензия



63

Функциональные стили речи



Научный стиль речи (5 часов)

64

Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль



65

Научный стиль и его лексические особенности



66

Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности



67

Обобщение изученного о текстах, видах их переработки и стилях речи



68

Итоговая контрольная работа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!