«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ «Северная сош»
________/_____________/ по УВРМБОУ «Северная сош» ___________/______________/
ФИО __________/______________/ ФИО
Протокол № ____ от ФИО Приказ № ____ от
«____»________20___г. «____»____________20___г. «____»________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ребус Ольги Александровны (высшая категория)
Ф.И.О. , категория
по русскому языку 11 класс (базовый уровень )
предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____»___________20___г.
20_15___ - 20__16__ учебный год.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа для 11 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); для 10 -11классов, кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы для средней школы (базовый уровень), подготовленной А.И.Власенковым, Л.М.Рыбченковой к учебнику по русскому языку «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»Издательство «Просвещение» , 2011. // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2007. Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, коммуникативными умениями в разных сферах общения;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
Создание устного и письменного речевого высказывания:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
Проводить разные виды языкового разбора;
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
Эффективно использовать языковые единицы в речи;
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, практическая работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
Всего контрольных работ за год - 4
2
Методы и приемы, используемые учителем на уроках: беседа, монологическое изложение, исследование языкового материала, составление различных планов к тексту, комплексный анализ текстов, работа по карточкам, тесты, составление схем и таблиц, конспектов, тренировочные упражнения с использованием ИД, компьютерных программ, презентации по изучаемым темам.
Формы деятельности учащихся на уроках: групповая, индивидуальная, самостоятельная, творческая, работа в парах и др.
На изучение русского языка в 11 классе-34 часа.
Литература
Для учащихся
1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще-
ние, 2007.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
Русский язык. 11 класс: Поурочные планы/ Авт.-сост. Л.А.Тропкина.- Волгоград:Учитель, 2004
Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. М.: «ВАКО», 2003.
Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
Календарно - тематическое планирование 11 класс
№ п.п | Тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
| Официально-деловой стиль речи (4ч.) | | | |
1 | Офиициально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля. | 1 | 02.09 | |
2 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | 1 | 09.09 | |
3 | Основные жанры официально-делового стиля. Форма делового документа. | 1 | 16.09 | |
4 | Практическая работа по теме « Официально-деловой стиль речи» | 1 | 23.09 | |
| Синтаксис и пунктуация (6ч.) | | | |
5. | Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа предложения, типы сложных предложений. Способы оформления чужой речи. | 1. | 30.09 | |
6. | Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов | 1 | 07.10 | |
7. | Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. | 1 | 14.10 | |
8 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | 1 | 21.10 | |
9 | Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью | 1 | 28.10 | |
10 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями | 1 | 11.11 | |
| Публицистический стиль речи (6ч.) | | | |
11 | Назначение публицистического стиля, его особенности. | 1 | 18.11 | |
12 | Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. | 1 | 25.11 | |
13 | Жанры публицистики. Очерк, эссе. | 1 | 02.12 | |
14 | Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | 1 | 09.12 | |
15 | Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. | 1 | 16.12 | |
16 | Дифференцированная работа над одним из четырех жанров ( путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе) | 1 | 23.12 | |
| Разговорная речь (4ч.) | | | |
17 | Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. | 1 | | |
18 | Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. | 1 | | |
19 | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | 1 | | |
20 | Сочинение (дружеское письмо) | 1 | | |
| Язык художественной литературы (6ч.) | | | |
21 | Общая характеристика художественного стиля | 1 | | |
22 | Языковая личность автора в произведении. Подтекст. | 1 | | |
23 | Источники богатства и выразительности русской речи. Синтаксические конструкции. Стилистические функции порядка слов. | 1 | | |
24 | Основные виды тропов. Стилистические фигуры. | 1 | | |
25 | Анализ художественно-языковой формы произведений русской литературы | 1 | | |
26 | Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения | 1 | | |
| Общие сведения о языке (4ч.) | | | |
27 | Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка. | 1 | | |
28 | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. | 1 | | |
29 | Выдающиеся ученые-русисты. | 1 | | |
30 | Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями | 1 | | |
| Повторение (4ч.) | | | |
31 | Обобщение изученного за курс русского языка в 11 классе | 1 | | |
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
33 | Защита реферата, проекта на выбранную тему. | 1 | | |
34 | Резерв | | | |
| | | | |
Лист изменений