СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе "Школа 21 века".

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по русскому языку»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), образовательной программой школы НОО и авторской про­граммы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С. В., Кузнецо­вой М. В., Евдокимовой А. О., Петленко Л. В., Романовой В. Ю.

Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

В авторскую программу изменения не внесены.

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».

Целями обучения русскому языку являются:

- сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

-формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

-развитие устной и письменной речи учащихся;

-развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творче­ству.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочно­го письма.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащих­ся с основными положениями науки о языке.

Программа курса «Русский язык» реализует задачи:

- ознакомления учащихся с основ­ными положениями науки о языке;

- формирования умений и навыков грамотного безошибоч­ного письма;

- развития речи школьника;

- интереса к языку и речевому творчеству.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционирова­нием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор второклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни род­ного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


Структура курса.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.


Место предмета в учебном плане.

В 1-ом классе минимальное количество часов на изучения предмета «Русский язык» — 54, максимальное — 85. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось обучение грамоте. Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» 5 часов в неделю (175 часов в год). Данная программа реализуется с учащимися 3 класса.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса «Русского языка».

Личностными результатами изучения русского языка являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.


Универсальные учебные действия, формируемые на предмете

Предметные результаты:

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:

Различать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

- виды предложений по цели высказывания и интонации;

- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

- предложения с однородными членами;

Выделять, находить:

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);

Решать практические задачи:

-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)

-составлять план текста (при помощи учителя);

Применять правила правописания:

-падежных окончаний имен существительных;

-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;

-падежных окончаний имен существительных;

- словарных слов, определенных программой;

-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Курсивом обозначены темы для ознакомления. Материал этих тем не является обязательным для усвоения и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Система оценки знаний по русскому языку

При оценке учащихся начальных классов учитель ориентируется на следующие нормативные документы, определяющие, регулирующие и регламентирующие его оценочную деятельность:

  • Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

  • Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021/ 11-13 «Об организации обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы»

  • Письмо Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/ 13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»

Инструментарий для оценивания результатов.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • диктантов,

  • грамматических заданий,

  • контрольных списываний,

  • изложений,

  • тестовых заданий.


Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Объём текста для диктанта

45 - 50 слов

50 - 55 слов

55 – 60 слов

60 – 65 слов


Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.


Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Объём текста для списывания

45 - 50 слов

50 - 55 слов

55 – 60 слов

60 – 65 слов


Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Объём текста для изложения

-

-

55 – 60 слов

60 – 65 слов


Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Словарный диктант – форма проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами. Проводятся 1 раз в 2 недели.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Объём текста для словарного диктанта


12 слов


Классификация ошибок и недочетов,

влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;

в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

б) отсутствие красной строки;

в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Оценивание диктанта:

«5» - если в диктанте нет ошибок

«4» - если допущено не более 2-х ошибок

«3» - если допущено не более 4-х ошибок

«2» - если допущено пять и более ошибок


При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;

  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, допустил 1 ошибку.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 2 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок

"5"

"4"

"3"

"2"

Нет ошибок и исправлений

1 ошибка или

1 - 2 исправления

2 - 3 ошибки или

3 - 4 исправления

4 ошибки и более, исправлений более 5



Организация и проведение изложений.

В третьем классе со второго полугодия в форме текущего контроля проводится работа с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения. На этот вид работы отводится не менее 45 минут. Предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией.

Изложение оценивается только одной отметкой – за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается. Основными критериями оценки изложений являются:

  • полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажения, без пропусков важных событий, главной части);

  • построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);

  • построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).


"5" ставится:

  • за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста;

  • нет фактических ошибок;

  • правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).


"4" ставится:

  • если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст;

  • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недочётов;

  • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

  • имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более 3-х речевых недочётов в содержании и построении текста).


"3" ставится:

  • если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста;

  • допущены нарушения последовательности изложения мыслей;

  • есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).


"2" ставится:

  • допущено существенное искажение авторского текста (пропущены важные события, отсутствует главная часть);

  • много фактических неточностей;

  • нарушена последовательность изложения мыслей;

  • имеет место употребление слов в несвойственном им значении;

  • допущено более шести речевых недочётов.

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Оценивание словарных диктантов:

"5" ставится за безошибочное выполнение работы;

"4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

"3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

"2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.


Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;

  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;

  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Базовый уровень

0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 7 баллов ( от 0 до 6)

7 - 9 баллов

10 - 12 баллов

13 - 14 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"



Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.

  2. Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2016.

  4. Романова В.Ю., Петленко Г.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ Под ред. С.В. Иванова. – М: Вентана – Граф, 2009.

Сайты

http://www.standart.edu.ru

http://www.vgf.ru



Учебно-тематический план



п/п

Название разделов

Кол-во часов

I

Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний

62 ч

II

«Правописание» (формирование

навыков грамотного письма)

53 ч

III

«Развитие речи»

30 ч


IV

Резервные уроки

30 ч


Итого

175 ч














Содержание программы


п/п

Содержательная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС. Планируемые результаты

УУД

Предметные

«Как устроен наш язык»:


Фонетика








































Состав слова


































Синтаксис
















































Морфология
































Повторение изученного в 1-2 классах на основе вве­дения фонетического ана­лиза слова.


































Повторение изученного в 1-2 классах на основе вве­дения разбора слова по составу.





























Предложение. Главные члены предложения: под-

лежащее и сказуемое.

Второстепенные члены

предложения: дополнение,

оп­ределение, обстоятельство. Однородные члены предложения.



































Части речи. Деление час­тей речи на самостоятель­ные и служебные. Имя существительное: общее значение, род, число, па­деж, склонение. Сущест­вительные одушевленные и неодушевленные.

Имя прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам.

Место­имения. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи.

62 ч.




















































































Л: Ценить и принимать следующие базо­вые ценности: «добро», «терпение», «ро­дина», «природа», «семья», «мир», «на­стоящий друг». Уважение к своему на­роду, к своей родине, к русскому языку. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Р: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму органи­зации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

П: Ориентироваться в учебнике: опреде­лять умения, которые будут сформиро­ваны на основе изучения данного раз­дела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информа­цию; находить необходимую информа­цию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоя­тельные простые выводы

К: Участвовать в диалоге; слушать и по­нимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и пись-

менной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



Л: освоение личностного смысла учения, желания учиться; формирование интереса (мотивации) к учению.

Р: учиться высказывать свои преположе­ния; умение слушать и удерживать учеб­ную задачу; сравнивать работу с этало­ном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их

П: ориентироваться в учебнике: опреде­лять умения, которые будут сформиро­ваны на основе изучения данного раз­дела; определять круг своего незна­ния; отвечать на простые и сложные во­просы учителя, самим задавать вопросы, нахо­дить нужную информацию в учеб­нике.

К: участвовать в диалоге; слушать и по­нимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

оформлять свои мысли в устной и пись­менной речи.




Л: воспринимать речь учителя (одно­классников); разви­тие этических чувств — стыда, со­вести как регуляторов мо­рального пове­дения; адекватное понима­ния причин успешности/неуспешности учебной дея­тельности.

Р: принимать и сохранять учебную за­дачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в пла­нировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

П: Ориентироваться в учебнике: опреде­лять умения, которые будут сформиро­ваны на основе изучения данного раз­дела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать ин­формацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памят­ках)

К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаи­вать свою точку зрения, соблюдая пра­вила речевого этикета;понимать точку зрения другого;участвовать в работе группы, распределять роли, договари­ваться друг с другом.


Л: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осоз­нании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирова­ние эмоционально-ценностного отноше­ния к русскому языку, интерес к его изу­чению, желание умело им пользоваться и в целом ответ­ственное отношение к своей речи.

Р: использовать в работе на уроке сло­вари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку сво­его задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе

П: ориентироваться в учебнике: опреде­лять умения, которые будут сформиро-

ваны на основе изучения данного раз­дела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; отбирать необ­ходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, эн­циклопедий, справочников.

К: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое вы­сказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;различать особенности диалогической и монологической речи.

Знать понятия:

звук и буква , гласные и согласные звуки, твердые и мягкие соглас­ные звуки, ударные и безударные гласные.

Различать:

- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.

- зв Называть, приводить примеры:

звуков: - гласных, согласных (мягких, твёрдых );

кратко характеризовать:

- качественные признаки звуков;

- у написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых и мягких согласных.

Решать учебные и практические за­дачи:

- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава четырёх - пяти звуковых слов;















Активизировать знания о составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по со­ставу; уметь давать толкование лекси­ческого значения слова;

формирование понятий: “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”,

- развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом,

- формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, слитного написания приставок,

- развитие умений осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами, объясняя значение слов.

Научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

находить главные и второстепенные члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.






















Научится:

определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж.

Получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных по предложенному в учебнике по алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.

«Правописание»



Повторение правил правописания, изученных во 2-ом классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Постановка запятой при однородных членах.

53 ч.

Л: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Р: корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения зада-

ния в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

К: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого.

Получит возможность научиться:

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

Применять правила правописания:

падежных окончаний имен существительных; суффиксов имен сущ –онок-, -ек-, -ик-, -ость-; падежных окончаний имен прилагательных, словарных слов, определенных программой, постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

«Развитие речи»

Работа над структурой текста: озаглавливание, написание собственных текстов по заголовку, составление плана, написание текста по плану; определение видов текста, знакомство с изложением и сочинением; знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.


30 ч.

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Р: различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.

П: учиться создавать собственные тексты и корректировать заданные; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); анализ полученной информации.

К: задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.


Научится:

подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;

Получит возможность научиться:

исправлять деформированный текст ( с нарушенным порядком следования частей);

составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.



Резервные уроки


Закрепление и повторение пройденного.

30 ч.



ИТОГО



175 ч.







































Календарно-тематическое планирование



№ п/п



Название разделов

и тем

Дата

план

факт.

1

Как устроен наш язык Повторение фонетики.

01.09


2

Правописание Правило написания большой буквы.

02.09


3

Как устроен наш язык Фонетический разбор слова.

05.09


4

Правописание Правила переноса слов.

06.09


5

Развитие речи Повторение признаков и типов текста.

07.09


6

Как устроен наш язык Фонетический разбор слова.

08.09


7

Правописание Повторение правил обозначения гласных после шипящих.

09.09


8


Как устроен наш язык Повторение состава слова. Словарный диктант.

12.09


9

Правописание Повторение правописания безударных гласных в корне слова.

13.09


10

Развитие речи Повторение признаков и типов текстов.

14.09


11

Как устроен наш язык Разбор слова по составу.

15.09


12

Правописание Повторение правил правописания согласных в корне слова.

16.09


13

Входной контрольный диктант.

19.09


14

Как устроен наш язык Работа над ошибками. Повторение словообразования.

20.09


15

Правописание Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова.

21.09


16

Развитие речи Текст и его заглавие. Словарный диктант.

22.09


17

Диктант «Повторение орфограмм корня».

23.09


18

Правописание Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова.

26.09


19

Как устроен наш язык Разбор слова по составу и словообразование.

27.09


20

Контрольная работа «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу».

28.09


21

Как устроен наш язык Работа над ошибками. Части слова.

29.09


22

Правописание Повторение правописания суффиксов.

30.09


23

Правописание Повторение правописания приставок.

03.10


24

Развитие речи Заглавие и начало текста. Словарный диктант.

04.10


25

Как устроен наш язык Предложение и его смысл. Слова в предложении.

05.10


26

Как устроен наш язык Виды предложений по цели высказывания и интонации.

06.10


27

Как устроен наш язык Последовательность предложений в тексте.

07.10


28

Развитие речи Деление текста на абзацы.

10.10


29

Как устроен наш язык Главные члены предложения.

11.10


30

Правописание Повторение правописания разделительного ъ и разделительного ь знаков.

12.10


31

Как устроен наш язык Главные члены предложения.

13.10


32

Списывание. Повторение орфограмм корня.

14.10


33

Правописание Правописание приставок.

17.10


34

Правописание Правописание приставок, оканчивающихся на з//с.

18.10


35

Как устроен наш язык Подлежащее. Итоговый словарный диктант.

19.10


36

Как устроен наш язык Сказуемое.

20.10


37

Итоговый диктант «Орфограммы, изученные во 2-м классе»

21.10


38

Как устроен наш язык Работа над ошибками. Главные члены предложения.

24.10


39

Итоговая контрольная работа за 1 четверть.

25.10


40

Развитие речи Работа над ошибками.

Учимся писать письма.


26.10


41

Как устроен наш язык Подлежащее и сказуемое.

27.10


42

Развитие речи Правила написания писем.

28.10


43

Как устроен наш язык Второстепенные члены предложения.

07.11


44

Как устроен наш язык Обстоятельство.

Проект «Фразеологизмы в речи»

08.11


45

Правописание Правописание приставки с-.

09.11


46

Как устроен наш язык Обстоятельство.

10.11


47

Развитие речи Правила написания писем.

11.11


48

Как устроен наш язык Определение. Словарный диктант.

14.11


49

Как устроен наш язык Нахождение определений в предложении.

15.11


50

Правописание Правописание слов с двумя корнями.

16.11


51

Правописание Соединительные гласные о, е.

17.11


52

Развитие речи Правила написания писем.

18.11


53

Как устроен наш язык Дополнение.

21.11


54

Правописание Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова.

22.11


55

Как устроен наш язык Дополнение.

23.11


56

Контрольная работа «Простое предложение. Члены простого предложения».

24.11


57

Развитие речи Работа над ошибками. Обучение написанию писем.

25.11


58

Правописание Правописание букв о, ё после шипящих в корне слова. Словарный диктант.

28.11


59

Как устроен наш язык Однородные члены предложения.

29.11


60

Правописание Обозначение звука [ы] после звука [ц].

30.11


61

Как устроен наш язык Однородные члены предложения.

01.12


62

Диктант «Правописание слов, образованных сложением; о-ё после шипящих; [ы] после ц.»

02.12


63

Развитие речи Работа над ошибками. Правила написания писем.

05.12


64

Правописание Знаки препинания при однородных членах предложения.

06.12


65

Развитие речи Правила написания писем.


07.12


66

Как устроен наш язык Однородные члены предложения. Тест.

08.12


67

Правописание Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

09.12


68

Как устроен наш язык Однородные члены предложения. Словарный диктант.

12.12


69

Правописание Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

13.12


70

Списывание «Правописание слов, образованных сложением; о-ё после шипящих; [ы] после ц».


14.12


71

Развитие речи Правила написания писем.

15.12


72

Как устроен наш язык Повторение фонетики и состава слова.

16.12


73

Правописание Повторение правил правописания. Итоговый словарный диктант.

19.12


74

Итоговый диктант за I полугодие «Орфограммы, изученные в I-II четвертях 3-го класса».

20.12


75

Как устроен наш язык Работа над ошибками. Части речи.

21.12


76

Как устроен наш язык Самостоятельные и служебные части речи.

22.12


77

Итоговая контрольная работа за I полугодие.

23.12


78

Правописание Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм.

26.12


79

Как устроен наш язык Имя существительное. Проект « Весёлая грамматика в стихах»

27.12


80

Как устроен наш язык.

Части речи.

11.01


81

Правописание Повторение изученных орфограмм.

12.01


82

Развитие речи Правила написания изложения.

13.01


83

Как устроен наш язык Род имен существительных.

16.01


84

Как устроен наш язык Род неизменяемых имен существительных.

17.01


85

Развитие речи Обучение написанию изложения.

18.01


86

Как устроен наш язык Число имён существительных.

19.01


87

Правописание Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. Словарный диктант.

20.01


88

Правописание Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

23.01


89

Как устроен наш язык Число имён существительных.

24.01


90

Как устроен наш язык Изменение имен существительных по числам.

25.01


91

Контрольная работа «Части речи. Род и число имен существительных»

26.01


92

Как устроен наш язык Работа над ошибками. Части речи.

27.01


93

Как устроен наш язык Изменение имен существительных по числам.

30.01


94

Развитие речи Обучение написанию изложения.

31.01


95

Как устроен наш язык Изменение имен существительных по падежам.

01.02


96

Как устроен наш язык Падеж имен существительных.

02.02


97

Как устроен наш язык Падеж имен существительных. Словарный диктант.

02.02


98

Правописание Слова с удвоенными согласными в корне слова.

03.02


99

Развитие речи Учимся писать письма.

06.02


100

Как устроен наш язык Падеж имён существительных.

07.02


101

Правописание Правописание суффикса -ок- в именах существительных.

08.02


102

Как устроен наш язык Падеж имён существительных.

09.02


103

Правописание Правописание суффиксов -ец- и -иц- и сочетаний -ичк- и -ечк-.

10.02


104

Развитие речи Работа с текстом.

13.02


105

Как устроен наш язык Склонение имён существительных.

14.02


106

Правописание Правописание сочетаний -инк- и -енк-.

15.02


107

Списывание «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имен существительных».

16.02


108

Правописание Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

17.02


109

Развитие речи Работа с текстом. Словарный диктант.

17.02


110

Как устроен наш язык Склонение имён существительных.

20.02


111

Текущий диктант «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имен существительных».

21.02


112

Правописание Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

22.02


113

Как устроен наш язык Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

24.02


114

Правописание Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

27.02


115

Развитие речи Обучение написанию изложения.

28.02


116

Как устроен наш язык Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

28.02


117

Правописание Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. Словарный диктант.

01.03


118

Как устроен наш язык Имена существительные собственные и нарицательные.

02.03


119

Правописание Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

03.03


120

Тест «Род, число, падеж, склонение имен существительных».

06.03


121

Развитие речи Работа над ошибками. Обучение написанию изложения.

07.03


122

Как устроен наш язык Способы образования имён существительных.

09.03


123

Правописание Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.

10.03


124

Как устроен наш язык Способы образования имён существительных. Итоговый словарный диктант.

10.03


125

Итоговая контрольная работа «Род, число, падеж, склонение, имен существительных; существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные».

13.03


126

Правописание Работа над ошибками. Закрепление правописания безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.

14.03


127

Итоговый диктант «Орфограммы, изученные в III четверти 3-го класса».

15.03


128

Правописание Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных.

16.03


129

Как устроен наш язык Повторение фонетики и состава слова.

16.03


130

Как устроен наш язык Собственные и нарицательные имена существительные.

17.03


131

Как устроен наш язык Имя прилагательное.

20.03


132

Правописание Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

21.03


133

Развитие речи Повторение. Работа с текстом.

22.03


134

Как устроен наш язык Имя прилагательное.

03.04


135

Правописание Повторение правописания безударных окончаний имен существительных.

04.04


136

Как устроен наш язык Имя прилагательное. Словарный диктант.

05.04


137

Правописание Правописание окончаний имён существительных на -ий,-ия,-ие.

06.04


138

Правописание Упражнение в правописании окончаний имён существительных на -ий,-ия,-ие.

07.04


139

Правописание Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных.

10.04


140

Как устроен наш язык Качественные имена прилагательные.

11.04


141

Как устроен наш язык Закрепление. Качественные имена прилагательные.

12.04


142

Развитие речи Изложение с элементами сочинения.

13.04


143

Правописание Правописание окончаний имён прилагательных.

14.04


144

Развитие речи Обучение написанию изложения.

17.04


145

Правописание Правописание окончаний имён прилагательных. Словарный диктант.

18.04


146

Как устроен наш язык Краткая форма качественных прилагательных.

19.04


147

Правописание Правописание окончаний имён прилагательных.

20.04


148

Списывание «Орфограммы, изученные в 3 классе».

20.04


149

Развитие речи Правила написания сочинений.

21.04


150

Как устроен наш язык Относительные имена прилагательные.

24.04


151

Правописание Правописание относительных имён прилагательных.

25.04


152

Как устроен наш язык Образование относительных имён прилагательных.

26.04


153

Тест «Орфограммы, изученные в 3 классе».

27.04


154

Правописание Работа над ошибками. Правописание относительных имён прилагательных.

28.04


155

Развитие речи Правила написания сочинений.

02.05


156

Правописание Закрепление правописания относительных имён прилагательных. Словарный диктант.

03.05


157

Как устроен наш язык Притяжательные имена прилагательные.

04.05


158

Правописание Правописание притяжательных имён прилагательных.

05.05


159

Текущая контрольная работа «Имя прилагательное и его грамматические признаки».

08.05


160

Как устроен наш язык Работа над ошибками. Повторение фонетики и состава слова.

10.05


161

Правописание Правописание краткой формы имён прилагательных. Итоговый словарный диктант.

11.05


162

Развитие речи Повторение. Работа с текстом.

12.05


163

Итоговый диктант «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе».

15.05


164

Как устроен наш язык Работа над ошибками. Местоимение.

16.05


165

Итоговая контрольная работа «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе».

17.05


166

Развитие речи Работа над ошибками. Работа с текстом.

18.05


167

Как устроен наш язык Личные местоимения.

19.05


168

Как устроен наш язык Личные местоимения.

22.05


169

Как устроен наш язык Изменение местоимений.


23.05


170

Как устроен наш язык Повторение признаков имени существительного и имени прилагательного.

24.05


171

Как устроен наш язык Повторение: фонетический разбор слов.

25.05


172

Как устроен наш язык Повторение: главные и второстепенные члены предложения.

26.05


173

Как устроен наш язык Повторение: имя существительное.

29.05


174

Как устроен наш язык Повторение: имя прилагательное.

30.05


175

Урок –игра «Умники и умницы».

31.05







27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!