СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Программа по Русскому языку для четырехлетней начальной школы» (Образовательная система «Перспектива». Сборник программ. Начальная школа), основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия №1 г. Майского».

Рабочая программа составлена разработана на основе программы авторов: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Программа по Русскому языку для четырехлетней начальной школы» (Образовательная система «Перспектива». Сборник программ. Начальная школа). Отличительной особенностью программы является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

В авторскую программу Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной внесены следующие изменения:

  1. Увеличено количество часов по развитию речи до 16 за учебный год (с использованием материала учебника и сборника изложений для 2-4 классов).

  2. Количество контрольных работ за учебный год – 12.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;

  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика начального курса русского языка заключает­ся в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Материал курса «Русский язык» представлен в программе такими содержательными линиями, как:

- «Речевое общение». В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др.

- «Язык как средство общения». В разделе программы «Язык как средство общения» представлен языковой материал. Содержательные линии этого раздела:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография, орфоэпия и пунктуация;

• развитие речи.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение русского языка во 2 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю. Программа рассчитана на 170 часов (34 учебных недели).

1 четверть – 45ч

2 четверть – 35ч

3 четверть – 50ч

4 четверть – 40ч


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям;

  • готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

2.Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

3.Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  • развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов

  • познания и творчества;

  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности

  • (планированию, контролю, оценке).

4.Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

  • критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Мир общения» (17 часов)


Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

  Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.

 Раздел  «Звуки и буквы. Слог. Ударение». (63 час)

Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.

Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).

Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, упосле шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.

Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).

Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).

Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.

Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.

Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.

Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.

Раздел «Слово и его значение» (19 часов)

Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.

Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).

Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.

Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.

Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.

 Раздел «Состав слова». (18 часов)

Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.

Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

Раздел «Части речи». (31 час)

Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).

Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении  предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.

Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.

Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.

Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях

Раздел «Предложение». (11 часов)

Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.

Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является

подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.

Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

10. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.


Предметные результаты:

Развитие речи. Речевое общение:
Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке,
    в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

  • составлять текст  из набора предложений;

  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • различать устную и письменную речь;

  • различать диалогическую речь;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать  их последовательность в тексте;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • соотносить заголовок и содержание текста;

  • составлять текст по рисунку и опорным словам  ( после  анализа содержания рисунка); 

  • составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;

  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений  за фактами и явлениями языка.

Лексика
Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог;

  • различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей;

  • различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы  кто? что?;

  • определять имена собственные и правильно их записывать;

  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

  • выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.);

Обучающийся  получит возможность:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • получить первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;

  • получить первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах.

  • составлять тематические группы слов по определенным темам.

Фонетика,  графика, орфография
Обучающийся научится:

  • различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;

  • устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

  • различать  гласные  и согласные  звуки,  определять их в слове и правильно произносить;

  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

  • различать  согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; 

  • различать непарные твёрдые согласные [ ж] [ш ], [ ц]  непарные мягкие согласные [ч’ ], [щ’], находить их в слове, правильно произносить

  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги,

обозначать ударение в слове;

  • правильно называть буквы в алфавитном порядке;

  • различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

  • переносить слова по слогам на письме;

  • раздельно  писать слова в предложении;

  • верно писать буквосочетания  жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах;

  • употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;

  • верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);

  • без ошибок списывать текст с доски и учебника;

  • писать под диктовку  слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;

  • самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему.

Обучающийся  получит возможность:

  • наблюдать над образованием звуков речи;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике); 

  • различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я  и мягкого знака;

  • находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;

  • писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания;

  • пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Морфология
Обучающийся  получит возможность научиться:

  • распределять слова по группам по  их основному значению и вопросам;

  • находить в тексте слова -названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.  

Синтаксис и пунктуация
Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение  и  слова,  не составляющие предложения;

  • выделять предложения из  речи;

  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

  • составлять предложения из слов;

  • составлять предложения по схеме, по рисунку;

  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

  • верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • определять существенные признаки предложения: о смысловую и интонационную законченность;

  • устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;

  • осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

книгопечатные пособия:

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 класс.

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях.

  3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык . Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях

  4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.. Методические рекомендации. 2 класс.

  5. Яценко И.Ф. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.

технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска

  3. Классная доска

  4. Проектор

  5. Принтер

  6. Звуковоспроизводящие колонки

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (демонстрационные пособия)


  1. Комплект динамических раздаточных пособий.

  2. Наглядные таблицы и плакаты

компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. 2 класс (CD)

интернет сайты

  1. Современный учительский портал (СУП) - http://easyen.ru/

  2. Детские радости - http://detskieradosti.ru/

  3. Умничка - http://ya-umni4ka.ru/

  4. Издательство Просвещение- http://www.prosv.ru/

  5. Умные игры для умных детей, родителей, учителей. - http://www.logozavr.ru/

  6. Интернет урок. - http://interneturok.ru


Практическая часть программы

2015-2016

учебный год

Количество работ

Контрольных

Развитие речи

1 четверть

3

3

2 четверть

3

3

3 четверть

3

5

4 четверть

3

5

Итого

12

16




Тематическое планирование

с указанием основных видов деятельности учащихся


Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Раздел

«Мир общения»

(17 часов)

Вступление в диалог: рассуждение о том, зачем человеку общение. 

Определение недостатков древних способов передачи информации.

Повторение изученных в 1 классе орфограмм.

Определение, что такое слово, предложение и текст в речевом общении.

Поиск выхода из проблемной ситуации. Работа со словами тематической группы.

Выяснение различий между словом и предложением. 

Работа в паре: чтение  текста и определение границ предложений.

Наблюдение за разными по цели высказывания предложениями.

Знакомство с терминами: повествовательное, побудительное и вопросительное предложения.

Определение типов предложения по цели высказывания и по интонации.

Анализ разных групп предложений, выяснение, какая группа является текстом

Определение  логической последовательности предложений в тексте.

Составление текстов различных типов по рисункам.

Наглядное представление структуру языка.

 Раздел 

«Звуки и буквы. Слог.

Ударение»

(63 часа)

Нахождение буквы парных и непарных согласных. Выполнение сопоставительной характеристики гласных и согласных звуков. 

Повторение алфавита.

Вступление в диалог  по теме образования гласных и согласных звуков в окружающем мире.

Сравнение написания и произношения слов. Определение слов с проверяемым и непроверяемым написанием. изменение слова так, чтобы в них появился звук [й].

Составление текста по рисунку со словами, содержащими букву Й.

Выделение звука и буквы Э в словах.

Работа над парными и непарными по твёрдости-мягкости звуками.

Уточнение роли мягкого знака.

Объяснение, почему количество звуков одинаковое и какие звуки обозначает одна и та же буква.  Распределение слов на две группы в зависимости от роли йотированных букв.

Объяснение способов обозначения мягкости согласных звуков в словах, записанных на доске. Отработка написания правил ЖИ – ШИ с помощью упражнений учебника.

Разграничение ударного и безударного написания буквосочетаний ЧА-ЩА.

Изучение правил написания ЧК, ЧН, ЩН.

Деление слов на слоги и сравнение с делением слов для переноса с одной строки на другую. Наблюдение за ролью ударения при различении одинаково написанных слов.

Определение, как нужно проверять буквы безударных гласных звуков. Поиск ответа на вопрос: «Что такое родственные слова?».

Определение  слов, в которых не совпадает количество звуков и букв.

Знакомство ещё с одним видом таких слов – слова с удвоенными согласными. 

Определения правила переноса слов с удвоенной согласной, закрепление правила с помощью упражнений учебника.

Нахождение непроизносимых согласных в словах. Выяснение функций мягкого знака в словах. Рассуждение на тему «Умеют ли дети писать письма?».

Чтение образца поздравительного письма. Составление своего объявления.

Раздел

«Слово и его значение» (19 часов)

Рассуждение, должен ли человек стремиться узнать как можно больше слов.

Чтение образцов словарных статей из толкового словаря.

Определение и написание имен собственных и нарицательных.

Определение заглавной буквы в именах собственных и нарицательных. 

Ответ на вопрос: «Может ли одно и тоже слово называть два разных предмета?» 

Изучение слов омонимов. Выделение роли омонимов в речи.

Подбор синонимов к данным словам.

Нахождение слов с противоположным значением.

Наблюдение за особенностями значения фразеологического оборота.

Раздел

«Состав слова»

(18 часов)

Вступление в диалог, ответы на вопрос: «Из чего состоят слова?».

Нахождение однокоренных слов, выделение корня в заданных словах.

Знакомство с этимологией слова приставка.

Наблюдение за написанием разделительного твёрдого знака, определение вывода о случаях употребления разделительного твердого знака.

Нахождение суффиксов в словах и определение их значения.

Наблюдение за текстом, в котором слова употреблены с неверными окончаниями.

Определение функции окончания.

Раздел

«Части речи»

(31 часов)

Нахождение слов разных частей речи, распределение их по группам.

Определение общих свойств, которые имеют слова одной части речи.

Нахождение в тексте имен существительных нужного числа.

Наблюдение за тем, как глаголы изменяются по числам.

Определение, к какому предложению можно добавить слово сейчас, а к какому – вчера. Нахождение имен прилагательных в связном тексте. Нахождение тематических групп имен прилагательных.

Определение значения предлога в предложении. Употребление предлогов в соответствии с речевыми нормами.

Раздел «Предложение»

(14 часов)

Повторение сведений о типах предложений по цели высказывания и по интонации.

Повторение правила оформления предложений в тексте.

Изучение написания письма. 

Беседа на тему: «Общение человека с природой»,выполнение грамматических заданий.

Обобщение знаний (8часов)

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации.

Составлять, разные по цели высказывания.

Находить в предложении главные члены.

Строить предложения, адекватно выражая основную мысль.

Находить в тесте слова с изученными орфограммами.

Предлагать варианты проверки написанния слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом.








Календарно-тематическое (поурочное) планирование


Тема урока

Приме-чания

Страница учебника

Дата по плану

Дата факти-ческая


1 четверть – 45ч






Мир общения (17 часов)





Мир общения. Собеседники.


4-5

02.09


История письма.


6-7

03.09


Письменная речь. Орфограммы.


8-9

04.09


Слово, предложение и текст в речевом общении.


10-11

07.09


Слово и предложение.


12-13

08.09


Определение границы предложения.


14

09.09


Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.


15-17

10.09


Восклицательные и невосклицательные предложения.


18-20

11.09


Основные свойства текста.


21-22

14.09


Тема текста. Основная мысль текста


23-24

15


Входная контрольная работа

К/Р


16


Работа над ошибками. Словесное творчество.


25

17


Типы текстов.


26-27

18


Составление текста по серии картинок

Р/Р

28

21


Работа над ошибками. Главный помощник в общении – родной язык.


29-30

22.09


Богатства языка. Словесное творчество.


31-33

23


Контрольная работа по разделу «Мир общения».

К/Р

34

24



Звуки и буквы. Слог. Ударение (63 часа)



25


Работа над ошибками. Гласные и согласные звуки и буквы


35-37

28


Алфавит. Название букв в алфавите.


38-41

29


Гласные и согласные звуки речи.


42-44

30


Соотношения «звук-буква» в словах.


45-48

01.10


Понятие орфограммы


49-50

02


Звук [й’] и буква Й


51-52

05


Обучающее изложение по сказке К.Д. Ушинского «Утренние лучи»

Р/Р


53-54

06


Работа над ошибками. Перенос слов с буквой й в середине слова.


53

07


Написание слов с буквой Э в начале и середине слова.


55-56

08


Твёрдые и мягкие согласные звуки.


57-58

09


Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.


59-60

12


Перенос слов с мягким знаком. Словарный диктант.


61-62

13


Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И


63-64

14


Твёрдые и мягкие согласные звуки


65-66

15


Обозначение мягких согласных звуков на письме.


67-68

16


Употребление в речи слов: надеть, одеть


69-70

19


Шипящие согласные звуки.


71-74

20


Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


75-77

21


Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.


78-79

22


Обучающее изложение по вопросам

Р/Р


23


Работа над ошибками.



26


Контрольный диктант по теме:

«Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН»

К/Р


27


Работа над ошибками. Правила деления слов на слоги



28


Слог. Перенос слов.


80-83

29


Перенос слов. Словарный диктант


84-85

30


Роль ударения в слове.


86-87

02.11


Слова – омографы.


88-89

03


Ударный слог в слове


90-91

03



Итого:

К/Р – 3,

Р/Р - 3


2 четверть – 35 часов





  1. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.


92-93



  1. Проверка слов с безударной гласной.


94



  1. Правописание безударных гласных.


95-96



  1. Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой е,ё.


97-98



  1. Безударные гласные звуки, способы их поверки


99



  1. Безударные гласные звуки.


100-101



  1. Безударные гласные, непроверяемые ударением.


102-103



  1. Обучающее изложение «Лев»

Р/Р

105



  1. Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными.


104



  1. Диктант с грамматическим заданием «Правописание слов с безударными гласными»

К/Р




  1. Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки.


106-107



  1. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.


108-109



  1. Парные согласные.


111-112



  1. Правописание слов с согласными буквами в конце.


110, 113



  1. Непарные по звонкости-глухости согласные.


114-115



  1. Работа над ошибками. Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.


116-117



  1. Написание слов с парной согласной


118-119



  1. Проверочная работа по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме».

К\р




  1. Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными.


120-121



  1. Слова с удвоенными согласными.


122-123



  1. Правописание слов с удвоенными согласными.


124



  1. Непроизносимые согласные.


125-126



  1. Правописание слов с непроизносимой согласной.


127-128



  1. Правописание слов с непроизносимой согласной.


129



  1. Разделительный мягкий знак


130-131



  1. Две функции мягкого знака в словах


132-133



  1. Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного


134-135



  1. Формы слов с разделительным мягким знаком.





  1. Словарный диктант. Написание поздравительного письма.

Р/Р

136



  1. Разделительный твёрдый знак.


137-138



  1. Написание объявления.

Р/Р

139



  1. Контрольная работа по итогам 1 полугодия

К/Р




  1. Работа над ошибками.





  1. Повторение и закрепление изученного материала


140



  1. Повторение и закрепление изученного материала






Итого:

К\р: 3

Р\р: 3





Третья четверть – 50 часов


Тема «Слово и его значение» (19 ч)


2 часть



  1. Что рассказало слово


4-7



  1. Слово и его значение.


8-10



  1. Понятийное (обобщающее) значение слова.


11-13



  1. Имена собственные и нарицательные


14-15



  1. Правописание имён собственных


16-18



  1. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

Р\р




  1. Работа над ошибками. Слова с несколькими значениями


19-20



  1. Многозначные слова


21-22



  1. Многозначные слова


23-24



  1. Слова похожие, но разные (омонимы)


25



  1. Слова, близкие по значению (синонимы)


26-27



  1. Использование синонимов в речи.


28-29



  1. Роль слов-синонимов в речи. Корректировка текста

Р/р

30-31

Упр.45



  1. Слова, противоположные по значению (антонимы).


33-34



  1. Антонимы.


35



  1. Устойчивые сочетания слов.


36-38



  1. Тематические группы слов.


39-40



  1. Обобщение по теме «Слово и его значение»


41



  1. Контрольная работа по теме «Слово и его значение»

К\р





Состав слова (18 ч)





  1. Работа над ошибками. Как собрать и разобрать слово


42-45



  1. Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.


46-47



  1. Однокоренные слова.


48-49



  1. Правописание однокоренных слов.


50-51



  1. Корень слова.


52-53



  1. Правописание однокоренных слов.


54-55



  1. Правописание однокоренных слов.


56



  1. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

Р\Р




  1. Работа над ошибками. Приставка.


57-58



  1. Употребление разделительного твёрдого знака.


59-60



  1. Разделительные твёрдый и мягкий знаки


61



  1. Суффикс


62-64



  1. Роль суффиксов в речи


65



  1. Окончание.


66-67



  1. Обобщение по теме «Состав слова»


68



  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием «Состав слова».

К\р




  1. Работа над ошибками.





  1. Составление рассказа по картинке

Р\р

58

Упр.77




Части речи (31 ч)





  1. Работа над ошибками. Что такое части речи.


69-70



  1. Части речи. Словарный диктант


71-72



  1. Общие признаки слов.


73-75



  1. Имя существительное.


76-77



  1. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


78-79



  1. Собственные и нарицательные имена существительные


80-81



  1. Употребление заглавной буквы в именах собственных


82-83



  1. Правописание собственных имён существительных.


84-86



  1. Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста

Р\р




  1. Работа над ошибками. Категория числа имени существительного.


87-88



  1. Обобщение по теме «Имя существительное»


89-90



  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

К\р




  1. Работа над ошибками.






Итого:

К\р:3

Р\р: 5





4 четверть – 40 ч





  1. Глагол.


91-92



  1. Изменение глаголов по числам.


93-94



  1. Изменение глаголов по временам.


95



  1. Глаголы и нормы речевого этикета.


96-97



  1. Роль глагола в образовании предложения. Тест по теме «Глагол».


98



  1. Работа над ошибками. Имя прилагательное.


99-100



  1. Число имени прилагательного.


101-102



  1. Роль имён прилагательных в речи.


103



  1. Сочинение-миниатюра «Весеннее утро»

Р\р

104-105



  1. Работа над ошибками. Части речи (обобщение знаний).


106-107



  1. Части речи. Обобщение. Тест


108-110



  1. Предлог.


111-112



  1. Правописание предлогов.


113-114



  1. Способы разграничения предлога и приставки.


115-116



  1. Предлоги и приставки.


117-118



  1. Литературные нормы употребления предлогов в речи.


119



  1. Обобщение по теме «Части речи»


120-121



  1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Части речи»

К\р





Предложение. Текст (14 ч)





  1. Работа над ошибками. Предложение.


122-123



  1. Главные члены предложения.


124-125



  1. Второстепенные члены предложения.


126-127



  1. Связь слов в предложении.


128-129



  1. Текст.


130



  1. Типы текстов.


131-132



  1. Сочинение-миниатюра по серии картинок

Р\р

133



  1. Работа над ошибками.


134



  1. Записка.

Р\р

135



  1. Письмо.

Р\р

136



  1. Приглашение.

Р\р

137-138



  1. Обобщение по теме «Предложение. Текст».


139-140



  1. Проверочная работа по теме: «Предложение. Текст».

К\р




  1. Работа над ошибками.






Повторение изученного за год (8 ч)





  1. Повторение. Гласные и согласные звуки и буквы.





  1. Повторение. Правописание однокоренных слов





  1. Повторение. Состав слова.





  1. Повторение. Части речи.





  1. Итоговая контрольная работа

К\р




  1. Работа над ошибками





  1. Урок – путешествие « По океану речи»





  1. Резервный урок






Итого :

К\р:3

Р\р: 5



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!