СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку 4 класс 2016-2017 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 с.Огоньки»

Сахалинской области



Обсуждено и принято на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО

______________ /Боева И.В./

Протокол от «___»_______

20 ___г. №______________

«____» __________ 20___г.


Согласовано

Зам.директора школы поУВР

_____________/Орлова Г. И. /

«_____»______________20___г.


Утверждено приказом по школе

от «____»_____________ 20___г.

№__________


Директор МБОУ СОШ №3

_______________/Колодочка Л.П./









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

3 - 4 классы


2016 – 2018 учебный год













с.Огоньки

2016г.




1.Пояснительная записка

к рабочей программе по русскому языку на основе УМК

«Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой


Рабочая программа составлена на основе:

-Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Примерной программы начального общего образования по русскому языку,

- Федерального базисного учебного плана начального общего образования,

- Методического письма по русскому языку,

- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного стандарта начального общего образования по русскому языку,

- Авторской программы по УМК «Начальная школа 21 века» (автор С.В. Иванова),

- Регионального учебного плана начального общего образования,

- Учебного плана МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки,

- Положения о Рабочей программе по русскому языку МБОУ СОШ № 3 с. Огоньки Сахалинской области.

Согласно образовательной программе МБОУ СОШ № 3 с.Огоньки сроки реализации Рабочей программы 4 года. На изучение предмета «Русский язык» отводится в 3-4 классах по 170 часов. В неделю: 5 ч., количество учебных недель: 3-4 классы - 34 недели.


Рабочая программа состоит из 5 разделов:

  1. Пояснительная записка,

  2. Содержание учебного курса,

  3. Учебно - тематический план,

  4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса,

  5. Календарно - тематическое планирование



2. Содержание учебного курса по русскому языку

Виды речевой деятельности (

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

·раздельное написание слов;

·обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

·прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

·перенос слов по слогам без стечения согласных;

·знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

·сочетания жи—ши1, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

·сочетания чк—чн, чт, щн;

·перенос слов;

·прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

·проверяемые безударные гласные в корне слова;

·парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

·непроизносимые согласные;

·непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

·гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

·разделительные ъ и ь;

·мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

·безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

·безударные окончания имён прилагательных;

·раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

·не с глаголами;

·мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);

·мягкий знак в глаголах в сочетании ться;

·безударные личные окончания глаголов;

·раздельное написание предлогов с другими словами;

·знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

·знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочиненияповествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения.




Содержание учебного курса


3 класс (170 ч)


«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62ч)

Фонетика.(3ч)

Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова

Состав слова. (4ч) Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу

Синтаксис (18ч)

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополне­ние, определение, обстоятельство.

Однородные члены предложения.

Морфология (37ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существитель­ных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, соб­ственные и нарицательные. Словообразование имен суще­ствительных.

Имя прилагательное: общее значение (повторение изу­ченного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление лич­ных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)(53ч)

Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.

Правописание падежных окончаний имен существитель­ных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Постановка запятой при однородных членах (при пере­числении, при употреблении союзов а, но).

«Развитие речи» (30ч)

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собствен­ных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описа­ние, рассуждение) и создание собственных текстов задан­ного типа.

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанрами письма и поздравительной от­крытки.

Создание собственных текстов и корректирование задан­ных текстов с учетом правильности, богатства и вырази­тельности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

«Повторение» (25ч)


4 класс (170 ч)

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54ч)

Фонетика.(1ч) Повторение изученного на основе фонетического анализа слова

Состав слова (1ч). Повторение изученного на основе разбора лова по составу и словообразовательного анализа

Морфология (36ч). Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора .

Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов.

Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи

Наречие как часть речи

Имя числительное: общее значение

Синтаксис(16ч)

Синтаксический анализ простого предложения

Словосочетание

Сложное предложение.

«Правописание (формирование навыков грамотного письма) (52ч)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи» (29ч)

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подроб­ные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элемента­ми сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуж­дения, сочинения-описания.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

«Повторение» (35ч)





3. Учебно-тематический план по русскому языку

п/п

Наименование разделов и тем



3 класс

4 класс

2.

Как устроен наш язык

62

54

3.

  • Фонетика

3

1

4.

  • Слово и предложение

-

-

5.

  • Состав слова

4

1

6.

  • Лексика

-

-

7.

  • Синтаксис

18

16

8.

  • Морфология

37

36

9.

Правописание

53

52

10.

Развитие речи

30

29

11.

Повторение

25

35


Итого

170

170




4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века», отражающий содержание обучения по основным предметам начальной школы. Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва: Вентана - Граф, 2011.


Список учебно-методической литературы для учителя:


  1. Беседы с учителем. Методика обучения: 2,3,4 класс общеобразовательных учреждений./ Под ред. Л.Е. Журовой.-М.: Вентана – Граф, 2010. – 384 с.

  2. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»./М.: Вентана – Граф, 2010. _- 176 с.

  3. А.О. Евдокимова, Л.Е. Журова, Е.Э. Кочурова. Проверочные тестовые работы. Русский язык: 1-4 класс./М.: Вентана – Граф, 2011.- 64л.

  4. Романова В.Ю., Петленко Л.В.  Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012. (Оценка знаний).

  5. Иванов С.В., Кузнецова М.И.  Русский язык: Комментарии к урокам. -  М.: Вентана – Граф, 2012.




Список учебно-методической литературы для обучающегося:

Учебники:

  • С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык: 2,3,4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./М.: Вентана – Граф, 201 .– 176 с.

Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования       (2012г). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Рабочие тетради:

  • С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова Русский язык: 2,3,4 класс: рабочая тетрадь в 2ч./М.: Вентана-Граф, 204. – 96 с.

Рабочие тетради соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.



Цифровые образовательные ресурсы:


1.«Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» (ООО «Кирилл и Мепфодий»: 117296, г. Москва, Ломоносовский пр., д.18, тел.: +7 (495)772-7626

Произведено в России на ООО «Уральский электронный завод». Лицензия ВАФ № 72-15


2. «Уроки Кирилла и Мефодия» из серии «Начальная школа» (ООО «Кирилл и Мефодий»: 117313 Москва, ул. Кравченко, д.4, корп .2)


3.Электронный образовательный ресурс для работы в классе к УМК «Русский язык. 1-4класс» системы учебников «Начальная школа XXI века» (ООО Издательский центр «Вентана-Граф»: 127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, стр. 3)



Электронные образовательные ресурсы:


Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный пор­тал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru



Технические средства обучения:


-аудиоколонки

-мультимедийный проектор

-персональный компьютер

-принтер

-интерактивная доска




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!