Пояснительная записка
Рабочая общеобразовательная программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам» МАОУ «СОШ № 2» (Приказ № от ), планируемых результатов начального общего образования, базового курса «Русский язык» для четырехлетней начальной школы и обеспечена УМК авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Цели и задачи учебного предмета
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
- приобретение и систематизация знаний о языке;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие?3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
• Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
• Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
• Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
• Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Общий объём учебного времени составляет 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).
Учебным планом образовательной программы начальной школы МАОУ «СОШ №2» на 2016– 2017 учебный год в 1 классе на изучение курса обучения грамоте отводится 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). По окончании курса обучения грамоте изучение курса «Русский язык» занимает 10 недель (5 часов в неделю, 50 часов в год).
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря» и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Методическое обеспечение
Для учащихся
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011
Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. - М.: Баласс, 2012
Пронина О.В. Тетрадь для письменных упражнений. 1-й класс. - М.: Баласс, 2012
Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю. Тетрадь для печатания, 1 класс. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1 класса. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011
Для педагога
Пронина М.В., Кремлёва И.И. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2011
Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 1 – 2 классы. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012
Наглядное пособие «Слова с непроверяемыми написаниями», 1-й класс. - М.: Баласс, 2003
Комплект наглядных пособий. 1-й класс. Обучение грамоте. В 4-х ч.
Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1– 4 классы
Образовательная система "Школа 2100" новые результаты и их проверка (1-4 кл.) – электронное приложение
Журнал «Начальная школа плюс До и После» - периодическое издание
Ресурсы Интернет
Матрица основного содержания программы по русскому языку
№ | Название раздела | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ – 125 часов |
1 | Фонетика | | Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Работа с моделями. Подбор слов, соответствующих заданной модели. Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Согласные звонкие и глухие. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение. | Воспроизводить заданный учителем образец инновационного выделения звука в слове. Группировать слова по первому звуку, по последнему звуку, по наличию близких в акустико-артикуционном отношении звуков. Моделировать звуковой состав слова. Соотносить слова с соответствующими схемами. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Соотносить прочитанные слова с картинками. |
2 | Графика | | Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции. Обозначение буквами звука [й,] в разных позициях. Русский алфавит. Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приёмы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печататние и письмо под диктовку отдельных слов и предложений. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. | Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов. Сравнивать собственные буквы с предложенным образцом. Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтом. Контролировать собственные действия. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. |
3 | Слово и предложение | | Слово как объект изучения. Значение слова. Слово и предложение (различение). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения. | Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению. Моделировать предложение. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. |
4 | Развитие речи | | Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. | Описывать случаи из собственной жизни. Участвовать в учебном диалоге. Оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Работать над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой. |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС – 560 ЧАСОВ |
1 | Фонетика и графика | 20 ч | Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова. | Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных и согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Характеризовать (устно) звук. Группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. |
2 | Состав слова (морфемика) | 27 ч | Окончание как часть слова. Изменение формы слова при помощи окончания. Неизменяемые слова. Основа как часть слова без окончания. Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные) слова. Корень слова с чередованием согласных. Суффикс и приставка как части слова. Значение приставок и суффиксов. Образование слов при помощи суффиксов и приставок. Разбор слова по составу (морфемный анализ). | Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, приставкой, суффиксом). Контролировать правильность объединения слов в группу. Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова. Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно). Анализировать текст с установкой на поиск родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами. Определяя состав слова, приводить доказательства. |
3 | Лексика | 20 ч | Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. | Находить в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, выписывать его. Определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю. Составлять собственные толковые словарики. Объяснять, какое слово из ряда синонимов наиболее подходит для заполнения пропуска в предложении текста. Подбирать антонимы к заданным словам. |
4 | Морфология | 118 ч | Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значению. Род и число имён существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имён существительных. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. | Находить основание для классификации слов. Соотносить слово и набор его грамматических характеристик. Анализировать грамматические признаки заданного имени существительного. Находить лишнее имя существительное. Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний имя существительное + имя прилагательное. Оценивать уместность употребления слов в тексте. Определять наличие в тексте личных местоимений. Трансформировать текст, изменяя время глагола. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в нужную колонку таблицы «Спряжение глаголов». Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, применять данный алгоритм. |
5 | Синтаксис | 42 ч | Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Различие простых и сложных предложений. Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но, или). | Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным словам. Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами. Устанавливать связь слов в предложении. |
6 | Орфография и пунктуация | 163 ч | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными. Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (башня – башенка, чашка - чашечка). Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных ь и ъ. | Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм: письмо с пропуском определённых орфограмм. Контролировать правильность написания. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту орфограмм. Доказывать написания слов, используя орфографический словарь учебника. Анализировать текст с точки зрения наличия в нём слов с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки, повторно писать диктант после проведённой работы над ошибками. |
7 | Развитие речи | 102 ч | Осознание ситуации общения, где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета. Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, рассуждение, повествование. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Знакомство с основными вилами сочинений и изложений: подробные и сжатые, полные, выборочные изложения с элементами сочинения; сочинения – повествования; сочинения – описания; сочинения – рассуждения. | Обосновывать целесообразность выбора языковых средств. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения в школе, в быту, с людьми разного возраста. Моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Анализировать успешность участия в диалоге. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Составлять план текста. Сочинять письма, поздравительные открытки. |
РЕЗЕРВ – 50 ЧАСОВ |
Матрица основного содержания программы по русскому языку
(1-ый год обучения)
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Примечания |
Обучение грамоте и развитие речи (207 часов) |
1. | Добуквенный период | 36 ч | Развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. Развитие устной речи, навыков слушания и говорения. Владение понятиями слово, предложение, гласные звуки, ударение. Умение подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. Подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Осмысленно, правильно читать целыми словами. Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Подробно пересказывать текст. Составлять устный рассказ по картинке; Называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение. Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука). Обозначать мягкость согласных звуков на письме. Определять количество букв и звуков в слове. Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях. Ставить пунктуационные знаки конца предложения. Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения. Находить корень в группе доступных однокоренных слов. | |
2. | Букварный период | 171 ч | Обучение чтению и письму, развитие речи, развитие интереса к чтению. Навыки слого-звукового и звуко-буквенного анализа слов. Развитие орфографической зоркости. Анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца. | |
Русский язык |
4. | Слово | 31 ч | Звуки речи (гласные – ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. Однокоренные слова. Корень слова. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал? | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение. Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука). Обозначать мягкость согласных звуков на письме. Определять количество букв и звуков в слове. Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях. Ставить пунктуационные знаки конца предложения. Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения. Находить корень в группе доступных однокоренных слов. | |
5. | Предложение. Текст | 9 ч | Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений, записанных как текст. | |
6. | Каллиграфия | 10 ч | Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. | |
Тематическое планирование уроков обучения грамоте
№ | Тема урока для работы по «Букварю» | Тема урока для работы в прописях | Кол-во часов | Дата проведения /корректировка |
1 | Вводный урок. | 1 | | |
Знакомство с «Букварём» (Обложка и стр. 2-3) | Знакомство с прописями Пропись №1 (обложка, с. 0) |
2-3 | Учимся говорить, рассказывать и рассматривать. | 2 | | |
Календарь и календарные праздники. (с. 4 – 5) | Знакомство с прописями. Обучение штриховке и обведение по контуру Пропись №1 (обложка, с. 0) |
4-5 | Животные и растения вокруг нас. | 2 | | |
Слова – названия (с. 6 – 7) Урок - экскурсия | Правила письма Пропись №1 (с. 1) |
6-7 | Природа вокруг нас. | 2 | | |
Знакомство с предложением. (с. 8 – 9) | Написание вертикальных линий Пропись №1 (с. 2-3) |
8-9 | Летом в деревне (на даче). | 2 | | |
Составление предложений (с. 10 – 11) | Обведение по контуру, штриховка. Пропись №1 (с. 4-5) |
10-11 | Кто помогает человеку в саду и в огороде? | 2 | | |
Знакомство с текстом. (с.12 – 13) | Обведение по контуру, штриховка. Пропись №1 (с.6-7) |
12-13 | Звуки вокруг нас. Звуки речи | 2 | | |
Составление текста с опорой на рисунки (с.14 – 15) | Обведение по контуру, штриховка. Пропись №1 (с.8-9) |
14-15 | Цирк | 2 | | |
Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. (с.16 – 17) | Обведение по контуру и написание овалов. Пропись №1 (с.10-11) |
16-17 | На рыбалке | 2 | | |
Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам. (с.18 – 19) | Написание наклонных линий и овалов. Пропись №1 (с.12-13) |
18 | Предложение. Текст. Тетрадь для письма с. 5 | 1 | | |
19-20 | Сказочные герои. Сказочные предметы | 2 | | |
Предложение. Текст. (с.20 – 21) | Написание наклонных с петлей внизу и вверху Пропись №1 (с.14-15) |
21-22 | Театр | 2 | | |
Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. (с.22 – 23) | Упражнение в обведении по контуру и штриховке Пропись №1 (с.16-17) |
23-24 | Гласные звуки | 2 | | |
Гласные звуки. (с.24 – 25) | Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу. Пропись №1 (с.18-19) |
25-26 | Мои игрушки | 2 | | |
Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. (с.26 – 27) | Написание е-образных элементов Пропись №1 (с.20-21) |
27 | Гласные звуки. Деление на слоги (развитие моторики) Тетрадь для печатания (с.3) Тетрадь для письма (с. 6) | 1 | | |
28-29 | Наши занятия | 2 | | |
Ударение (с.28 – 29) | Подготовка к написанию буквы г и буквы и. Написание е-образных элементов и элементов с закруглением вверху и внизу Пропись №1 (с.22-23) |
30-31 | Повторение | | | |
Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова (с.30– 31) | Написание основных графических элементов Пропись №1 (с.24-25) | 2 |
32-33 | Повторение | | | |
О чем рассказывает текст (с.32) | Написание основных графических элементов Пропись №1 (с.26-27) | 2 |
34-35 | Говорим, рассказываем, слушаем | | | |
Повторение основных понятий | Закрепление изученных графических элементов букв Пропись №1 (с.28-29) | 2 |
36 | Итоговый урок. Тетрадь для печатания (с. 4 – 5) Тетрадь для письма с. 7 | 1 | | |
37-38 | Звуки и буквы, обозначаемые буквами г, п, и | 2 | | |
Знакомство с согласными звуками. Гласный звук [и]. Разграничение понятий «звук» - «буква» (с.33– 34) | Тетрадь №2. Строчные буквы г, п, и Пропись №2 (с.1) |
39-40 | Звуки, обозначаемые буквами т, р | 2 | | |
Звуки, обозначаемые буквами т, р (с.35) | Строчные буквы т, р Пропись №2 (с.2 - 3) |
41-42 | Гласный звук [ о ], буква о | 2 | | |
Гласный звук [о], буква о (с.36 - 37) | Заглавная и строчная буква О, о Пропись №2 (с.4 - 5) |
43-44 | Чтение и письмо слогов с изученными буквами | 2 | | |
Чтение слогов и слов с изученными буквами (с.38 - 39) | Соединение изученных букв в слоги и слова Пропись №2 (с.6 - 7) |
45 | Чтение и письмо слогов с изученными буквами. Тетрадь для печатания (с.7 – 8) Тетрадь для письма с. 8 | 1 | | |
46-47 | Заглавная буква О | 2 | | |
Упражнения в чтении и письме слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей (с.40 - 41) | Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами Пропись №2 (с.8 - 9) |
48-49 | Гласный звук [ а ], буква а | 2 | | |
Гласный звук [ а ], буква а (с.42 - 43) | Строчная буква а, соединение с различными буквами Пропись №2 (с.10 - 11) |
50-51 | Гласный звук [ ы ], буква ы | | | |
Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении и письме (с.44 - 45) Урок - экскурсия | Строчная буква ы, соединение с различными буквами Пропись №2 (с.12 - 13) | 2 |
52-53 | Заглавные буквы Г, П, Т, Р | 2 | | |
Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения в чтении и письме (с.46 - 47) | Написание заглавных букв Г, П, Т, Р Пропись №2 (с.14 - 15) |
54 | Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами Тетрадь для печатания (с.9 – 12) Тетрадь для письма с. 9 | 1 | | |
55-56 | Заглавная буква И | 2 | | |
Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении и письме (с.48 - 49) | Написание заглавной буквы И Пропись №2 (с.16 - 17) |
57-58 | Согласные звуки [ н ] [ н ,], буква н | 2 | | |
Чтение слогов и слов с буквой н (с.50 - 51) | Строчная буква н, соединение с различными буквами, написание слов Пропись №2 (с.18 - 19) |
59-60 | Согласные звуки [ к ] [ к ,], буква к | 2 | | |
Чтение слогов и слов с буквой к (с.52 - 53) | Строчная буква к, соединение с различными буквами, написание слов Пропись №2 (с.20 - 21) |
61-62 | Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
Чтение слогов и слов с изученными буквами (с.54 - 55) | Написание букв, слогов и слов с изученными буквами Пропись №2 (с.22 - 23) |
63 | Закрепление изученного. Упражнения в чтении и письме Тетрадь для печатания (с.13 – 15), Тетрадь для письма с. 10 | 1 | | |
64-65 | Знакомство с местоимениями он, она, оно, они | 2 | | |
Слова он, она, оно, они, их роль в речи (с.54 ) Урок - экскурсия | Написание слогов и слов Пропись №2 (с.24 - 25) |
66-67 | Гласный звук [ у ], буква У, у | 2 | | |
Чтение слогов и слов с буквой У, у (с.56 - 57) | Написание заглавной и строчной буквы У, у Пропись №2 (с.26 - 27) |
68-69 | Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения (с.58 - 59) | Написание слов и предложений с изученными буквами Пропись №2 (с.28 - 29) |
70-71 | Согласные звуки [ с ], [ с, ], буква с | 2 | | |
Чтение слогов и слов с буквой с (с.60 - 61) | Написание букв, слогов и слов с буквой с Пропись №3 (с.0 - 1) |
72 | Упражнения в чтении и письме Развитие моторики Тетрадь для письма с. 11 Пропись №2 (с.30), тетрадь для печатания (с.3, с. 16) | 1 | | |
73-74 | Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами | 2 | | |
Чтение слов, предложений. Работа с текстом (с.62 - 63) | Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами Пропись №3 (с.2 - 3) |
75-76 | Работа с текстом | 2 | | |
Чтение текста | Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца Пропись №3 (с.4 - 5) |
77-78 | Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? (с.64 - 65) | Написание слогов и слов с изученными буквами Пропись №3 (с.6 - 7) |
79-80 | Согласные звуки [ л ], [ л, ], [ м ], [ м, ], буквы л, м | 2 | | |
Согласные звуки [ л ], [ л, ], [м], [ м, ], буквы л, м. Строчные буквы л, м. (с.66 - 67) | Написание заглавных и строчных букв Л, л, М, м. Пропись №3 (с.10 - 11) |
81 | Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики. Тетрадь для печатания (с.17 – 18) Пропись №3 (с.8- 9) | 1 | | |
82-83 | Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении (с.68 - 69) | Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М Пропись №3 (с.12) |
84-85 | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
| Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. (с.70) | Написание заглавных букв К, Н. Обучение списыванию с печатного текста Пропись №3 (с.13 - 15) | |
86-87 | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. | 2 | | |
Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Работа с текстом. (с.71) | Написание заглавных букв К, Н, слов с заглавными буквами К, Н. Пропись №3 (с.14 - 15) |
88-89 | Заглавная и строчная буква С, с | 2 | | |
Упражнения в чтении и письме. Заглавная и строчная буква С, с. Наблюдение над однокоренными словами. (с.72 - 73) | Написание заглавной и строчной буквы С, с. Пропись №3 (с.16 - 17) |
90 | Упражнения в письме. Развитие моторики. Тетрадь для печатания (с. 19 – 21) Тетрадь для письма | 1 | | |
91-92 | Упражнение в чтении письма | 2 | | |
Работа с деформированным предложением (с.74 - 75) | Написание слогов и слов с изученными буквами Пропись №3 (с.18 - 19) |
93-94 | Упражнение в чтении и письме | 2 | | |
Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием. (с.76 - 77) | Написание предложений с изученными буквами Пропись №3 (с.20 - 21) |
95-96 | Заглавная буква М. | 2 | | |
Упражнения в чтении и письме (с.78) | Написание слов с заглавными буквами. Пропись №3 (с.22) |
97-98 | Заглавная буква в словах и предложениях | 2 | | |
Развитие осознанности и правильности чтения (с.79) | Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях. Пропись №3 (с.23) |
99 | Упражнение в письме. Развитие моторики. Тетрадь для печатания (с. 22 – 23) Тетрадь для письма | 1 | | |
100-101 | Урок развития речи. | 2 | | |
Упражнения в чтении и анализе текста. Пропись с. 25 | Упражнение в списывании текста Пропись №3 (с.24 - 25) |
102-103 | Согласный звук [ ш ], буква ш. | 2 | | |
Согласный звук [ ш ], буква ш. Строчная буква ш. (с. 80 ) | Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящих звуков. Пропись №3 (с.26 - 27) |
104-105 | Согласный звук [ ш ], буква ш. | 2 | | |
Согласный звук [ ш ], буква ш. Строчная буква ш. (с. 80 - 81) | Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящих звуков. Пропись №3 (с.28 - 29) |
106-107 | Заглавная буква Ш. | 2 | | |
Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами (с. 82 - 83) | Написание заглавной буквы Ш. Упражнение в написании слов, обозначающих имена людей, клички животных. Пропись №4 (с.0 - 1) |
108 | Упражнения в письме. Развитие моторики Тетрадь для печатания (с.25 – 26) Тетрадь для письма | 1 | | |
109-110 | Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих (с. 84 - 85) | Написание слов и предложений с изученными буквами Пропись №4 (с.2 - 3) |
111-112 | Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. (с. 86 - 87) | Написание слов, предложений и текста с изученными буквами Пропись №4 (с.4 - 5) | |
113-114 | Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
Формирование навыка различения звуков [ с ] и [ ш ] при чтении. (с. 88 - 89) | Обучение выборочному списыванию Пропись №4 (с.6 - 7) |
115-116 | Заглавная буква А | 2 | | |
Чтение слов, предложений с заглавной буквой А (с. 90 - 91) | Написание слов, предложений с заглавной буквой А Пропись №4 (с.8 - 9) |
117 | Упражнения в письме. Развитие моторики. Тетрадь для печатания (с.27 – 29) Тетрадь для письма | 1 | | |
118-119 | Проверка техники чтения и письма | 2 | | |
Проверка техники чтения | Самостоятельная работа по письму Пропись №4 (с.10 - 13) |
120-121 | Согласные звуки [ д ] [ д, ], буква д | 2 | | |
Согласные звуки [ д ] [ д, ], буква д. Наблюдение над однокоренными словами (с.92 – 93) | Написание строчной буквы д. Пропись №4 (с.14 - 15) |
122-123 | Упражнения в чтении и письме. Парные согласные д - т | 2 | | |
Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце, над однокоренными словами (с.94 – 95) | Написание слов с изученными буквами. Заглавная буква в именах людей. Пропись №4 (с.16 - 17) |
124-125 | Согласные звуки [ в ] [ в, ], буква в. Строчная буква в, заглавная буква Д. | 2 | | |
Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса –ушк- (с.96 – 97) | Написание строчной буквы в, заглавной буквы Д. Пропись №4 (с.18 - 19) |
126 | Упражнения в письме изученных букв. Развитие моторики. Тетрадь для печатания (с. 30 - 32) Тетрадь для письма | 1 | | |
127-128 | Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. | 2 | | |
Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над однокоренными словами. Наблюдение над словами с безударным гласным в корне (с. 98 – 99) | Написание слов, обозначающих имена. Диктант. Пропись №4 (с.20 - 21) |
129-130 | Буква е | 2 | | |
Звуки и буквы е (с.100 – 101) | Написание слогов и слов с буквой е Пропись №4 (с.22 - 23) |
131-132 | Упражнения в чтении и письме. | 2 | | |
Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом. (с.102 – 103) | Обучение списыванию с печатного образца. Пропись №4 (с.24 - 25) |
133-134 | Буква ё | 2 | | |
Звуки и буквы ё. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами. (с.104 – 105) | Написание слогов и слов с буквой ё. Пропись №4 (с.26 - 27) |
135 | Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики. Тетрадь для печатания (с. 33 – 35) Пропись №4с. 28 - 29 | 1 | | |
136-137 | Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме. | 2 | | |
Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом. (с.106 – 107) | Упражнение в письме. Выборочное списывание. Пропись №5 (с.0 - 2) |
138-139 | Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
Знакомство с приставкой (с. 108 - 109) | Списывание с печатного образца Пропись №5 (с.3) |
140-141 | Упражнения в чтении и письме | 2 | | |
Внеклассное чтение Урок – экскурсия в библиотеку | Списывание с печатного образца Пропись №5 (с.4) |
142-143 | Согласные звуки [ б ] [ б, ], буква б. | 2 | | |
Согласные звуки [ б ] [ б, ], буква б. Строчная буква б. (с. 110 - 111) | Написание строчной буквы б, слогов и слов с буквой б. |
144 | Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики. Тетрадь для печатания (с. 36 – 37) Тетрадь для письма | 1 | | |
145-146 | Упражнения в чтении и письме. | 2 | | |
Развитие умения видеть в слове его части. (с. 112 - 113) | Написание слов, предложений с изученными буквами. Выборочное списывание текста. Пропись №5 (с.6 - 7) |
147-148 | Упражнения в чтении и письме. | 2 | | |
Работа с текстом. | Обучение выборочному творческому списыванию текста. Пропись №5 (с.8 - 9) |
149-150 | Заглавная буква Б | 2 | | |
Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста. (с. 114 - 115) | Написание заглавной буквы Б, слогов и слов с буквой Б. Пропись №5 (с.10) |
151-152 | Согласные звуки [ з ] [ з, ], буква з. | 2 | | |
Согласные звуки [ з ] [ з, ], буква з. (с. 116 - 117) | Написание строчной буквы з, слогов и слов с буквой з. Пропись №5 (с.11) |
153-154 | Заглавная буква З. | 2 | | |
Чтение слов, предложений, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных. (с. 118 - 119) | Написание слогов и слов с заглавной буквой З. Пропись №5 (с.12 -13) |
155 | Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики. Тетрадь для печатания (с. 38 – 40) Тетрадь для письма | 1 | | |
156-157 | Буква я. | 2 | | |
Звуки буквы я. (с. 120 - 121) | Написание слогов и слов со строчной буквой я. Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.14) |
158-159 | Заглавная буква Я. | 2 | | |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме (с. 122 - 123) | Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.15 - 16) |
160-161 | Согласные звуки [ х ] [ х, ], буква х. | 2 | | |
Согласные звуки [ х ] [ х, ], буква х. Слова – междометия. (с. 124 - 125) | Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х. Пропись №5 (с.17) |
162-163 | Согласный звук [ ж ], буквы ж, х | 2 | | |
Согласный звук [ ж ], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями жи – ши. (с. 126 - 127) | Написание строчной буквы ж Пропись №5 (с.18) |
164 | Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики. Тетрадь для печатания (с. 41 – 42) Тетрадь для письма | 1 | | |
165-166 | Заглавные буквы Х и Ж. | 2 | | |
Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными согласными [ ж ] [ш] (с. 128 - 129) | Написание заглавных букв Ж, Х; слов с буквосочетаниями жи - ши Пропись №5 (с.19) |
167-168 | Развитие речи. Работа с текстом | 2 | | |
Чтение текста Пропись №5 (с.20) | Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.20) |
169-170 | Строчная и заглавная буква й, Й | 2 | | |
Чтение слогов, слов. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (с. 130 - 131) | Написание строчной и заглавной буквы й, Й; слогов, слов, предложений. Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.21-22) |
171-172 | Согласный звук [ ч, ], буква ч. | 2 | | |
Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. (с. 132 - 133) | Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Пропись №5 (с.23) |
173 | Упражнения в письме. Развитие моторики Тетрадь для печатания (с. 42 – 43) Тетрадь для письма | 1 | | |
174-175 | Заглавная буква Ч. | 2 | | |
Слова, отвечающие на вопрос кто? что? Урок - экскурсия (с. 134 - 135) | Написание слов, предложений с заглавной буквой Ч. Пропись №5 (с.24) |
176-177 | Согласные звуки [ ц ], [ щ, ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. | 2 | | |
Слова, отвечающие на вопрос кто? что? (с. 136 - 137) | Написание строчных и заглавных буквы Ц, ц и Щ, щ, . слогов и слов. Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.25 - 26) |
178-179 | Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами | 2 | | |
Буквосочетания ща, щу. Работа с текстом. (с. 138 - 139) | Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.26-27) |
180-181 | Согласные звуки [ф], [ф], буква ф. | 2 | | |
Чтение слогов, слов с буквой ф. (с. 140 - 141) | Написание слов и соединений со строчной буквой ф. Пропись №5 (с.28) |
182 | Упражнения в письме. Развитие моторики Тетрадь для печатания (с. 44 – 45) Тетрадь для письма | 1 | | |
183-184 | Заглавная буква Ф. | 2 | | |
Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф. | Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф. |
185-186 | Гласный звук [э], буква э. Строчная буква э | 2 | | |
Чтение слогов, слов со строчной буквой э. Работа с текстом. (с. 144 - 145) | Написание строчной буквы э, слогов, слов, предложений с буквой э. Пропись №5 (с.30) |
187-188 | Заглавная буква Э | 2 | | |
Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. (с. 146 - 147) | Написание слов и соединений с заглавной буквой Э. Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.31) |
189-190 | Внеклассное чтение. | 2 | | |
Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки». Урок – экскурсия в городскую библиотеку | Упражнение в написании изученных букв, написание слов с буквами парных согласных звуков на конце Пропись №5 (с.32) |
191 | Упражнения в письме. Развитие моторики Тетрадь для печатания (с. 46) Тетрадь для письма | 1 | | |
192-193 | Буква ю и её звуки. | 2 | | |
Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. (с. 148 - 149) | Написание строчной буквы ю, слогов, соединений; списывание слов с печатного образца. Пропись №5 (с.33) |
194-195 | Заглавная буква Ю. | 2 | | |
Упражнения в чтении. (с. 150 - 151) | Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.34) |
196-197 | Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме | 2 | | |
Чтение буквосочетаний и слов с изученными буквами. Работа с текстом. (с. 152 - 153) | Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Пропись №5 (с.35) |
198-199 | Разделительный ь (мягкий знак) | 2 | | |
Разделительный ь (мягкий знак), его роль в слове. (с. 154) | Написание слов с разделительным ь. Пропись №5 (с.36) |
200 | Упражнения в письме. Развитие моторики Тетрадь для печатания (с. 47 - 48) Тетрадь для письма | 1 | | |
201-202 | Буква ъ. Разделительный ъ (твердый знак) | 2 | | |
Чтение слов с разделительным ъ. Работа с текстом. (с. 155) | Написание буквосочетаний с разделительным ъ. Списывание слов и предложений с печатного образца. Пропись №5 (с.37) |
203-204 | Алфавит. Упражнение в чтении и письме | 2 | | |
Алфавит. Упражнение в чтении и письме (с. 158) | Написание букв русского алфавита. Упражнения в чтении и письме. Пропись №5 (с.38 – 39, 42 - 43) |
205-206 | Проверочная работа | 2 | | |
Проверка техники чтения | Проверочная работа по письму Пропись №5 (с.40 - 41) |
207 | Итоговый урок. Праздник «Спасибо, Азбука!» | 1 | | |
Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля, измерители | Дата проведения /корректировка |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)» | 1 | | | |
2 | Повторяем гласные звуки и их буквы | 1 | Текущий. Индивидуальный зрительно-слуховой диктант. С/р | | |
3 | Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме | 1 | Текущий. Индивидуальный. Тест. Словарно-орфографическая работа | | |
4 | Согласные звуки и буквы | 1 | Текущий. Диктант | | |
5 | Упражнения в каллиграфии | 1 | Текущий | | |
6 | Что мы знаем о звуках и буквах | 1 | Тематический. Проверочная работа (списывание с грамматическими заданиями) | | |
7 | Повторяем слоги и ударение | 1 | Тематический. Словарная работа | | |
8 | Повторяем слоги и ударение | 1 | Тематический. Тест. Словарная работа | | |
9 | Проверочная работа (в тетради на с. 11) | 1 | Тематический, итоговый. Диктант с грамматическими заданиями | | |
10 | Пишу правильно (работа над ошибками) | 1 | Словарная работа. Диктант | | |
11 | Перенос слов | 1 | Тематический. Словарная работа | | |
12 | Развитие умения переносить слова | 1 | Тематический. Диктант. Тест | | |
13 | Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме | 1 | Текущий фронтальный Диктант с комментированием | | |
14 | Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме | 1 | Текущий. Комментированное письмо. Словарный диктант | | |
15 | Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме | 1 | Текущий индивидуальный. Работа по карточкам. Словарный диктант | | |
16 | Упражнения в каллиграфии | 1 | Текущий | | |
17 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь | 1 | Тематический итоговый. Проверочная работа | | |
18 | Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах. | 1 | Текущий. Диктант с комментированием. Тест | | |
19 | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы | 1 | Текущий. Словарная работа. Распределительный диктант | | |
20 | Упражнения в каллиграфии | 1 | Текущий | | |
21 | Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь | 1 | Текущий. Словарный диктант. Беседа. Работа по карточкам | | |
22 | Повторение написания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн в словах | 1 | Тематический. Цифровой диктант. Словарный диктант | | |
23 | Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн | 1 | Тематический. Словарный диктант | | |
24 | Повторяем корень слова Урок - экскурсия | 1 | Тематический. Словарный диктант | | |
25 | Упражнения в каллиграфии | 1 | Текущий | | |
26 | Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень | 1 | Текущий. Предупредительный диктант. Беседа по вопросам | | |
27 | Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова | 1 | Текущий. Словарный диктант. Творческое списывание | | |
28 | Упражнения в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне | 1 | Текущий. Объяснительный диктант. Письмо по памяти. Словарный диктант | | |
29 | Упражнения в написании слов с безударным гласным в корне, проверяемым ударением | 1 | Тематический индивидуальный, фронтальный. Работа по карточкам, списывание | | |
30 | Упражнения в каллиграфии | 1 | Текущий. | | |
31 | Проверочная работа | 1 | Тематический. Итоговый диктант | | |
32 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Текущий фронтальный | | |
33 | Повторение слов, написание которых надо запомнить | 1 | Текущий. Зрительно-слуховой диктант, зрительный диктант | | |
34 | Повторение слов, написание которых надо запомнить | 1 | Текущий. Беседа по вопросам. Выборочный диктант | | |
35 | Повторение слов, написание которых надо запомнить | 1 | Тематический. Словарный диктант. Изложение-миниатюра | | |
36 | Словарный диктант (7 мин). Повторение | 1 | Текущий. Словарный диктант | | |
37 | Упражнения в каллиграфии | 1 | Текущий | | |
38 | Что мы знаем о предлогах Урок - экскурсия | 1 | Объяснительный диктант | | |
39 | Что мы знаем о предложении | 1 | Выборочный диктант. Словарная работа | | |
40 | Повторяем правила оформления предложений на письме | 1 | Текущий. Объяснительный диктант. Словарный диктант | | |
41 | Упражнения в каллиграфии | 1 | Текущий. | | |
42 | Повторяем правила оформления предложений на письме | 1 | Текущий. | | |
43 | Проверочная работа | 1 | Тематический. Контрольная работа | | |
44 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Текущий. Объяснительный диктант | | |
45 | Упражнения в каллиграфии | 1 | Текущий. | | |
46 | Чему мы научились за год | 1 | | | |
47 | Чему мы научились за год | 1 | | | |
48 | Чему мы научились за год | 1 | | | |
49 | Резерв | 1 | | | |
50 | 1 | | | |
14