СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку по программе "школа 2100". 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Пояснительная записка


Рабочая общеобразовательная программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам» МАОУ «СОШ № 2» (Приказ № от ), планируемых результатов начального общего образования, базового курса «Русский язык» для четырехлетней начальной школы и обеспечена УМК авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.


Цели и задачи учебного предмета

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

- приобретение и систематизация знаний о языке;

- овладение орфографией и пунктуацией;

- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

- развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.


Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.


Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие?3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

• Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

• Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

• Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

• Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. Общий объём учебного времени составляет 578 часов (5 часов в неделю, 170 часов в год).

Учебным планом образовательной программы начальной школы МАОУ «СОШ №2» на 2016– 2017 учебный год в 1 классе на изучение курса обучения грамоте отводится 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). По окончании курса обучения грамоте изучение курса «Русский язык» занимает 10 недель (5 часов в неделю, 50 часов в год).

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря» и учебников «Русский язык».


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану.


Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.


Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).


Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;

– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки конца предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

– находить корень в группе доступных однокоренных слов.


Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Методическое обеспечение



Для учащихся


  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011

  2. Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» в 5 тетрадях. - М.: Баласс, 2012

  3. Пронина О.В. Тетрадь для письменных упражнений. 1-й класс. - М.: Баласс, 2012

  4. Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю. Тетрадь для печатания, 1 класс. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011

  5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1 класса. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011

  6. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011



Для педагога


  1. Пронина М.В., Кремлёва И.И. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2011

  2. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 1 – 2 классы. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012

  3. Наглядное пособие «Слова с непроверяемыми написаниями», 1-й класс. - М.: Баласс, 2003

  4. Комплект наглядных пособий. 1-й класс. Обучение грамоте. В 4-х ч.

  5. Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1– 4 классы

  6. Образовательная система "Школа 2100" новые результаты и их проверка (1-4 кл.) – электронное приложение

  7. Журнал «Начальная школа плюс До и После» - периодическое издание

  8. Ресурсы Интернет








Матрица основного содержания программы по русскому языку


Название раздела

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ – 125 часов

1

Фонетика


Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Работа с моделями. Подбор слов, соответствующих заданной модели. Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Согласные звонкие и глухие. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение.

Воспроизводить заданный учителем образец инновационного выделения звука в слове.

Группировать слова по первому звуку, по последнему звуку, по наличию близких в акустико-артикуционном отношении звуков.

Моделировать звуковой состав слова.

Соотносить слова с соответствующими схемами.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя мягкости предшествующего согласного.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Соотносить прочитанные слова с картинками.

2

Графика


Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции. Обозначение буквами звука ,] в разных позициях. Русский алфавит.

Гигиенические требования при письме.

Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приёмы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печататние и письмо под диктовку отдельных слов и предложений. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов. Сравнивать собственные буквы с предложенным образцом.

Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтом.

Контролировать собственные действия.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения.

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

3

Слово и предложение


Слово как объект изучения. Значение слова. Слово и предложение (различение). Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

Моделировать предложение.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой.

4

Развитие речи


Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

Описывать случаи из собственной жизни.

Участвовать в учебном диалоге.

Оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Работать над речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.


СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС – 560 ЧАСОВ

1

Фонетика и графика

20 ч

Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Фонетический анализ слова.

Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Объяснять (характеризовать) особенности гласных и согласных звуков.

Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Характеризовать (устно) звук. Группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки.

2

Состав слова (морфемика)

27 ч

Окончание как часть слова. Изменение формы слова при помощи окончания. Неизменяемые слова. Основа как часть слова без окончания. Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные) слова. Корень слова с чередованием согласных. Суффикс и приставка как части слова. Значение приставок и суффиксов. Образование слов при помощи суффиксов и приставок. Разбор слова по составу (морфемный анализ).


Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, приставкой, суффиксом).

Контролировать правильность объединения слов в группу.

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.

Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно).

Анализировать текст с установкой на поиск родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами.

Определяя состав слова, приводить доказательства.

3

Лексика

20 ч

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы.

Находить в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, выписывать его.

Определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю.

Составлять собственные толковые словарики. Объяснять, какое слово из ряда синонимов наиболее подходит для заполнения пропуска в предложении текста.

Подбирать антонимы к заданным словам.

4

Морфология

118 ч

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значению. Род и число имён существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имён существительных. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.

Находить основание для классификации слов.

Соотносить слово и набор его грамматических характеристик.

Анализировать грамматические признаки заданного имени существительного.

Находить лишнее имя существительное.

Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному.

Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний имя существительное + имя прилагательное.

Оценивать уместность употребления слов в тексте.

Определять наличие в тексте личных местоимений.

Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в нужную колонку таблицы «Спряжение глаголов».

Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, применять данный алгоритм.

5

Синтаксис

42 ч

Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Различие простых и сложных предложений. Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но, или).

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Распространять предложения по опорным словам.

Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами.

Устанавливать связь слов в предложении.

6

Орфография и пунктуация

163 ч

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Перенос слов. Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными. Правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании (башня – башенка, чашка - чашечка). Правописание приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных ь и ъ.

Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов.

Прогнозировать наличие определённых орфограмм: письмо с пропуском определённых орфограмм. Контролировать правильность написания. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту орфограмм. Доказывать написания слов, используя орфографический словарь учебника. Анализировать текст с точки зрения наличия в нём слов с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки, повторно писать диктант после проведённой работы над ошибками.

7

Развитие речи

102 ч

Осознание ситуации общения, где, с кем, с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета. Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, рассуждение, повествование. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Знакомство с основными вилами сочинений и изложений: подробные и сжатые, полные, выборочные изложения с элементами сочинения; сочинения – повествования; сочинения – описания; сочинения – рассуждения.

Обосновывать целесообразность выбора языковых средств.

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения в школе, в быту, с людьми разного возраста.

Моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

Анализировать успешность участия в диалоге.

Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно.

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

Составлять план текста.

Сочинять письма, поздравительные открытки.


РЕЗЕРВ – 50 ЧАСОВ


Матрица основного содержания программы по русскому языку

(1-ый год обучения)


Наименование раздела

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Примечания

Обучение грамоте и развитие речи (207 часов)

1.

Добуквенный период


36 ч

Развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.

Развитие устной речи, навыков слушания и говорения.

Владение понятиями слово, предложение, гласные звуки, ударение. Умение подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

Подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Осмысленно, правильно читать целыми словами.

Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Подробно пересказывать текст.

Составлять устный рассказ по картинке;

Называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение.

Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука).

Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Определять количество букв и звуков в слове.

Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях. Ставить пунктуационные знаки конца предложения.

Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

Находить корень в группе доступных однокоренных слов.



2.

Букварный период

171 ч

Обучение чтению и письму, развитие речи, развитие интереса к чтению.

Навыки слого-звукового и звуко-буквенного анализа слов.

Развитие орфографической зоркости.

Анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.


Русский язык

4.

Слово

31 ч

Звуки речи (гласные – ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение.

Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука).

Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Определять количество букв и звуков в слове.

Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях.

Ставить пунктуационные знаки конца предложения.

Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

Находить корень в группе доступных однокоренных слов.





5.

Предложение. Текст

9 ч

Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.


6.

Каллиграфия

10 ч

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.




Тематическое планирование уроков обучения грамоте


Тема урока для работы по «Букварю»

Тема урока для работы

в прописях

Кол-во часов

Дата

проведения

/корректировка

1

Вводный урок.

1



Знакомство с «Букварём»

(Обложка и стр. 2-3)

Знакомство с прописями

Пропись №1 (обложка, с. 0)

2-3

Учимся говорить, рассказывать и рассматривать.

2



Календарь и календарные праздники.

(с. 4 – 5)

Знакомство с прописями. Обучение штриховке и обведение по контуру

Пропись №1 (обложка, с. 0)

4-5

Животные и растения вокруг нас.

2



Слова – названия (с. 6 – 7)

Урок - экскурсия

Правила письма

Пропись №1 (с. 1)

6-7

Природа вокруг нас.

2



Знакомство с предложением.

(с. 8 – 9)

Написание вертикальных линий Пропись №1 (с. 2-3)

8-9

Летом в деревне (на даче).

2



Составление предложений

(с. 10 – 11)

Обведение по контуру, штриховка. Пропись №1 (с. 4-5)

10-11

Кто помогает человеку в саду и в огороде?

2



Знакомство с текстом.

(с.12 – 13)

Обведение по контуру, штриховка. Пропись №1 (с.6-7)

12-13

Звуки вокруг нас. Звуки речи

2



Составление текста с опорой на рисунки (с.14 – 15)

Обведение по контуру, штриховка. Пропись №1 (с.8-9)

14-15

Цирк

2



Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста.

(с.16 – 17)

Обведение по контуру и написание овалов.

Пропись №1 (с.10-11)

16-17

На рыбалке

2



Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

(с.18 – 19)

Написание наклонных линий и овалов.

Пропись №1 (с.12-13)

18

Предложение. Текст. Тетрадь для письма с. 5

1



19-20

Сказочные герои. Сказочные предметы

2



Предложение. Текст.

(с.20 – 21)

Написание наклонных с петлей внизу и вверху

Пропись №1 (с.14-15)

21-22

Театр

2



Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц.

(с.22 – 23)

Упражнение в обведении по контуру и штриховке

Пропись №1 (с.16-17)

23-24

Гласные звуки

2



Гласные звуки.

(с.24 – 25)

Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу.

Пропись №1 (с.18-19)

25-26

Мои игрушки

2



Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

(с.26 – 27)

Написание е-образных элементов

Пропись №1 (с.20-21)

27

Гласные звуки. Деление на слоги (развитие моторики)

Тетрадь для печатания (с.3) Тетрадь для письма (с. 6)

1



28-29

Наши занятия

2





Ударение

(с.28 – 29)

Подготовка к написанию буквы г и буквы и. Написание е-образных элементов и элементов с закруглением вверху и внизу Пропись №1 (с.22-23)

30-31

Повторение




Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова (с.30– 31)

Написание основных графических элементов

Пропись №1 (с.24-25)

2

32-33

Повторение




О чем рассказывает текст

(с.32)

Написание основных графических элементов

Пропись №1 (с.26-27)

2

34-35

Говорим, рассказываем, слушаем




Повторение основных понятий

Закрепление изученных графических элементов букв

Пропись №1 (с.28-29)

2

36

Итоговый урок. Тетрадь для печатания (с. 4 – 5) Тетрадь для письма с. 7

1



37-38

Звуки и буквы, обозначаемые буквами г, п, и

2



Знакомство с согласными звуками. Гласный звук [и]. Разграничение понятий «звук» - «буква» (с.33– 34)

Тетрадь №2. Строчные буквы

г, п, и

Пропись №2 (с.1)

39-40

Звуки, обозначаемые буквами т, р

2



Звуки, обозначаемые буквами т, р (с.35)

Строчные буквы

т, р Пропись №2 (с.2 - 3)

41-42

Гласный звук [ о ], буква о

2



Гласный звук [о], буква о

(с.36 - 37)

Заглавная и строчная буква О, о Пропись №2 (с.4 - 5)



43-44

Чтение и письмо слогов с изученными буквами

2



Чтение слогов и слов с изученными буквами

(с.38 - 39)

Соединение изученных букв в слоги и слова

Пропись №2 (с.6 - 7)

45

Чтение и письмо слогов с изученными буквами.

Тетрадь для печатания (с.7 – 8) Тетрадь для письма с. 8

1



46-47

Заглавная буква О

2



Упражнения в чтении и письме слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей

(с.40 - 41)

Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами

Пропись №2 (с.8 - 9)

48-49

Гласный звук [ а ], буква а

2



Гласный звук [ а ], буква а

(с.42 - 43)

Строчная буква а, соединение с различными буквами

Пропись №2 (с.10 - 11)

50-51

Гласный звук [ ы ], буква ы




Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении и письме (с.44 - 45)

Урок - экскурсия

Строчная буква ы, соединение с различными буквами

Пропись №2 (с.12 - 13)

2

52-53

Заглавные буквы Г, П, Т, Р

2



Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения в чтении и письме (с.46 - 47)

Написание заглавных букв

Г, П, Т, Р

Пропись №2 (с.14 - 15)

54

Чтение и письмо слогов, слов с изученными буквами

Тетрадь для печатания (с.9 – 12) Тетрадь для письма с. 9

1



55-56

Заглавная буква И

2



Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении и письме (с.48 - 49)

Написание заглавной буквы И Пропись №2 (с.16 - 17)

57-58

Согласные звуки [ н ] [ н ,], буква н

2



Чтение слогов и слов с буквой н (с.50 - 51)

Строчная буква н, соединение с различными буквами, написание слов

Пропись №2 (с.18 - 19)

59-60

Согласные звуки [ к ] [ к ,], буква к

2



Чтение слогов и слов с буквой к (с.52 - 53)

Строчная буква к, соединение с различными буквами, написание слов

Пропись №2 (с.20 - 21)

61-62

Упражнения в чтении и письме

2



Чтение слогов и слов с изученными буквами

(с.54 - 55)

Написание букв, слогов и слов с изученными буквами Пропись №2 (с.22 - 23)

63

Закрепление изученного. Упражнения в чтении и письме

Тетрадь для печатания (с.13 – 15), Тетрадь для письма с. 10

1



64-65

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они

2



Слова он, она, оно, они, их роль в речи

(с.54 ) Урок - экскурсия

Написание слогов и слов Пропись №2 (с.24 - 25)

66-67

Гласный звук [ у ], буква У, у

2



Чтение слогов и слов с буквой У, у (с.56 - 57)

Написание заглавной и строчной буквы У, у

Пропись №2 (с.26 - 27)

68-69

Упражнения в чтении и письме

2



Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения (с.58 - 59)

Написание слов и предложений с изученными буквами Пропись №2 (с.28 - 29)

70-71

Согласные звуки [ с ], [ с, ], буква с

2



Чтение слогов и слов с буквой с (с.60 - 61)

Написание букв, слогов и слов с буквой с

Пропись №3 (с.0 - 1)


72

Упражнения в чтении и письме

Развитие моторики Тетрадь для письма с. 11

Пропись №2 (с.30), тетрадь для печатания (с.3, с. 16)

1



73-74

Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами

2



Чтение слов, предложений. Работа с текстом

(с.62 - 63)

Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Пропись №3 (с.2 - 3)

75-76

Работа с текстом

2



Чтение текста


Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца Пропись №3 (с.4 - 5)

77-78

Упражнения в чтении и письме

2



Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как?

(с.64 - 65)


Написание слогов и слов с изученными буквами

Пропись №3 (с.6 - 7)

79-80

Согласные звуки [ л ], [ л, ], [ м ], [ м, ], буквы л, м

2



Согласные звуки [ л ], [ л, ], [м], [ м, ], буквы л, м. Строчные буквы л, м.

(с.66 - 67)

Написание заглавных и строчных букв Л, л, М, м.

Пропись №3 (с.10 - 11)

81

Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики.

Тетрадь для печатания (с.17 – 18) Пропись №3 (с.8- 9)

1



82-83

Упражнения в чтении и письме

2



Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении

(с.68 - 69)

Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М Пропись №3 (с.12)

84-85

Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме

2




Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. (с.70)

Написание заглавных букв К, Н. Обучение списыванию с печатного текста

Пропись №3 (с.13 - 15)


86-87

Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме.

2



Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Работа с текстом.

(с.71)

Написание заглавных букв К, Н, слов с заглавными буквами К, Н.

Пропись №3 (с.14 - 15)

88-89

Заглавная и строчная буква С, с

2



Упражнения в чтении и письме. Заглавная и строчная буква С, с. Наблюдение над однокоренными словами.

(с.72 - 73)

Написание заглавной и строчной буквы С, с.

Пропись №3 (с.16 - 17)

90

Упражнения в письме. Развитие моторики.

Тетрадь для печатания (с. 19 – 21) Тетрадь для письма

1



91-92

Упражнение в чтении письма

2



Работа с деформированным предложением

(с.74 - 75)

Написание слогов и слов с изученными буквами

Пропись №3 (с.18 - 19)

93-94

Упражнение в чтении и письме

2



Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием.

(с.76 - 77)

Написание предложений с изученными буквами

Пропись №3 (с.20 - 21)

95-96

Заглавная буква М.

2



Упражнения в чтении и письме

(с.78)

Написание слов с заглавными буквами. Пропись №3 (с.22)

97-98

Заглавная буква в словах и предложениях

2



Развитие осознанности и правильности чтения

(с.79)

Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

Пропись №3 (с.23)

99

Упражнение в письме. Развитие моторики.

Тетрадь для печатания (с. 22 – 23) Тетрадь для письма

1



100-101

Урок развития речи.

2



Упражнения в чтении и анализе текста. Пропись с. 25

Упражнение в списывании текста Пропись №3 (с.24 - 25)

102-103

Согласный звук [ ш ], буква ш.

2



Согласный звук [ ш ], буква ш. Строчная буква ш.

(с. 80 )

Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящих звуков.

Пропись №3 (с.26 - 27)

104-105

Согласный звук [ ш ], буква ш.

2



Согласный звук [ ш ], буква ш. Строчная буква ш.

(с. 80 - 81)

Написание строчной буквы ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящих звуков.

Пропись №3 (с.28 - 29)

106-107

Заглавная буква Ш.

2



Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами

(с. 82 - 83)

Написание заглавной буквы Ш. Упражнение в написании слов, обозначающих имена людей, клички животных.

Пропись №4 (с.0 - 1)

108

Упражнения в письме. Развитие моторики

Тетрадь для печатания (с.25 – 26) Тетрадь для письма

1



109-110

Упражнения в чтении и письме

2



Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих

(с. 84 - 85)


Написание слов и предложений с изученными буквами Пропись №4 (с.2 - 3)

111-112

Упражнения в чтении и письме

2



Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.

(с. 86 - 87)

Написание слов, предложений и текста с изученными буквами

Пропись №4 (с.4 - 5)


113-114

Упражнения в чтении и письме

2



Формирование навыка различения звуков [ с ] и [ ш ] при чтении.

(с. 88 - 89)

Обучение выборочному списыванию

Пропись №4 (с.6 - 7)

115-116

Заглавная буква А

2



Чтение слов, предложений с заглавной буквой А

(с. 90 - 91)

Написание слов, предложений с заглавной буквой А

Пропись №4 (с.8 - 9)

117

Упражнения в письме. Развитие моторики.

Тетрадь для печатания (с.27 – 29) Тетрадь для письма

1



118-119

Проверка техники чтения и письма

2



Проверка техники чтения

Самостоятельная работа по письму

Пропись №4 (с.10 - 13)

120-121

Согласные звуки [ д ] [ д, ], буква д

2



Согласные звуки [ д ] [ д, ], буква д. Наблюдение над однокоренными словами

(с.92 – 93)

Написание строчной буквы д. Пропись №4 (с.14 - 15)

122-123

Упражнения в чтении и письме. Парные согласные д - т

2



Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце, над однокоренными словами (с.94 – 95)

Написание слов с изученными буквами. Заглавная буква в именах людей.

Пропись №4 (с.16 - 17)

124-125

Согласные звуки [ в ] [ в, ], буква в. Строчная буква в, заглавная буква Д.

2



Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса –ушк-

(с.96 – 97)

Написание строчной буквы в, заглавной буквы Д.

Пропись №4 (с.18 - 19)

126

Упражнения в письме изученных букв. Развитие моторики.

Тетрадь для печатания (с. 30 - 32) Тетрадь для письма

1



127-128

Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме.

2



Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над однокоренными словами. Наблюдение над словами с безударным гласным в корне (с. 98 – 99)

Написание слов, обозначающих имена. Диктант. Пропись №4 (с.20 - 21)

129-130

Буква е

2



Звуки и буквы е

(с.100 – 101)

Написание слогов и слов с буквой е

Пропись №4 (с.22 - 23)

131-132

Упражнения в чтении и письме.

2



Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом.

(с.102 – 103)

Обучение списыванию с печатного образца.

Пропись №4 (с.24 - 25)

133-134

Буква ё

2



Звуки и буквы ё. Наблюдение над однокоренными словами, суффиксами.

(с.104 – 105)

Написание слогов и слов с буквой ё.

Пропись №4 (с.26 - 27)

135

Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики.

Тетрадь для печатания (с. 33 – 35) Пропись №4с. 28 - 29

1



136-137

Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме.

2



Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом. (с.106 – 107)

Упражнение в письме. Выборочное списывание. Пропись №5 (с.0 - 2)

138-139

Упражнения в чтении и письме

2




Знакомство с приставкой

(с. 108 - 109)

Списывание с печатного образца Пропись №5 (с.3)

140-141

Упражнения в чтении и письме

2



Внеклассное чтение

Урок – экскурсия в библиотеку

Списывание с печатного образца Пропись №5 (с.4)

142-143

Согласные звуки [ б ] [ б, ], буква б.

2



Согласные звуки [ б ] [ б, ], буква б. Строчная буква б.

(с. 110 - 111)

Написание строчной буквы б, слогов и слов с буквой б.

144

Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики.

Тетрадь для печатания (с. 36 – 37) Тетрадь для письма

1



145-146

Упражнения в чтении и письме.

2



Развитие умения видеть в слове его части.

(с. 112 - 113)

Написание слов, предложений с изученными буквами. Выборочное списывание текста. Пропись №5 (с.6 - 7)

147-148

Упражнения в чтении и письме.

2



Работа с текстом.

Обучение выборочному творческому списыванию текста. Пропись №5 (с.8 - 9)


149-150

Заглавная буква Б

2



Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста.

(с. 114 - 115)

Написание заглавной буквы Б, слогов и слов с буквой Б. Пропись №5 (с.10)

151-152

Согласные звуки [ з ] [ з, ], буква з.

2



Согласные звуки [ з ] [ з, ], буква з.

(с. 116 - 117)

Написание строчной буквы з, слогов и слов с буквой з. Пропись №5 (с.11)

153-154

Заглавная буква З.

2



Чтение слов, предложений, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных.

(с. 118 - 119)

Написание слогов и слов с заглавной буквой З.

Пропись №5 (с.12 -13)

155

Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики.

Тетрадь для печатания (с. 38 – 40) Тетрадь для письма

1



156-157

Буква я.

2



Звуки буквы я.

(с. 120 - 121)

Написание слогов и слов со строчной буквой я. Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.14)

158-159

Заглавная буква Я.

2



Обозначение мягкости согласных звуков на письме

(с. 122 - 123)

Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

Пропись №5 (с.15 - 16)

160-161

Согласные звуки [ х ] [ х, ], буква х.

2



Согласные звуки [ х ] [ х, ], буква х. Слова – междометия.

(с. 124 - 125)

Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х. Пропись №5 (с.17)

162-163

Согласный звук [ ж ], буквы ж, х

2



Согласный звук [ ж ], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями жи – ши. (с. 126 - 127)

Написание строчной буквы ж Пропись №5 (с.18)

164

Упражнения в чтении и письме. Развитие моторики.

Тетрадь для печатания (с. 41 – 42) Тетрадь для письма

1



165-166

Заглавные буквы Х и Ж.

2



Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными согласными [ ж ] [ш]

(с. 128 - 129)

Написание заглавных букв Ж, Х; слов с буквосочетаниями жи - ши

Пропись №5 (с.19)

167-168

Развитие речи. Работа с текстом

2



Чтение текста

Пропись №5 (с.20)

Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.20)

169-170

Строчная и заглавная буква й, Й

2



Чтение слогов, слов. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

(с. 130 - 131)

Написание строчной и заглавной буквы й, Й; слогов, слов, предложений. Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.21-22)

171-172

Согласный звук [ ч, ], буква ч.

2



Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. (с. 132 - 133)

Написание слогов, слов со строчной буквой ч.

Пропись №5 (с.23)

173

Упражнения в письме. Развитие моторики

Тетрадь для печатания (с. 42 – 43) Тетрадь для письма

1



174-175

Заглавная буква Ч.

2



Слова, отвечающие на вопрос кто? что? Урок - экскурсия

(с. 134 - 135)

Написание слов, предложений с заглавной буквой Ч.

Пропись №5 (с.24)

176-177

Согласные звуки [ ц ], [ щ, ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ.

2



Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

(с. 136 - 137)

Написание строчных и заглавных буквы Ц, ц и Щ, щ, . слогов и слов. Списывание с печатного образца.

Пропись №5 (с.25 - 26)

178-179

Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами

2



Буквосочетания ща, щу. Работа с текстом. (с. 138 - 139)

Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.26-27)

180-181

Согласные звуки [ф], [ф], буква ф.

2



Чтение слогов, слов с буквой ф.

(с. 140 - 141)

Написание слов и соединений со строчной буквой ф.

Пропись №5 (с.28)

182

Упражнения в письме. Развитие моторики

Тетрадь для печатания (с. 44 – 45) Тетрадь для письма

1



183-184

Заглавная буква Ф.

2



Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф.

Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф.

185-186

Гласный звук [э], буква э. Строчная буква э

2



Чтение слогов, слов со строчной буквой э. Работа с текстом.

(с. 144 - 145)

Написание строчной буквы э, слогов, слов, предложений с буквой э. Пропись №5 (с.30)

187-188

Заглавная буква Э

2



Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами.

(с. 146 - 147)

Написание слов и соединений с заглавной буквой Э. Списывание с печатного образца. Пропись №5 (с.31)

189-190

Внеклассное чтение.

2



Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки».

Урок – экскурсия в городскую библиотеку

Упражнение в написании изученных букв, написание слов с буквами парных согласных звуков на конце

Пропись №5 (с.32)

191

Упражнения в письме. Развитие моторики

Тетрадь для печатания (с. 46) Тетрадь для письма

1



192-193

Буква ю и её звуки.

2



Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. (с. 148 - 149)

Написание строчной буквы ю, слогов, соединений; списывание слов с печатного образца. Пропись №5 (с.33)

194-195

Заглавная буква Ю.

2



Упражнения в чтении.

(с. 150 - 151)

Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца.

Пропись №5 (с.34)

196-197

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме

2



Чтение буквосочетаний и слов с изученными буквами. Работа с текстом. (с. 152 - 153)

Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

Пропись №5 (с.35)

198-199

Разделительный ь (мягкий знак)

2



Разделительный ь (мягкий знак), его роль в слове. (с. 154)

Написание слов с разделительным ь.

Пропись №5 (с.36)

200

Упражнения в письме. Развитие моторики

Тетрадь для печатания (с. 47 - 48) Тетрадь для письма

1



201-202

Буква ъ. Разделительный ъ (твердый знак)

2



Чтение слов с разделительным ъ. Работа с текстом.

(с. 155)

Написание буквосочетаний с разделительным ъ. Списывание слов и предложений с печатного образца.

Пропись №5 (с.37)

203-204

Алфавит. Упражнение в чтении и письме

2



Алфавит. Упражнение в чтении и письме (с. 158)

Написание букв русского алфавита. Упражнения в чтении и письме. Пропись №5 (с.38 – 39, 42 - 43)

205-206

Проверочная работа

2



Проверка техники чтения

Проверочная работа по письму

Пропись №5 (с.40 - 41)

207

Итоговый урок. Праздник «Спасибо, Азбука!»

1




















Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе


Тема урока

Кол-во часов

Вид

контроля, измерители

Дата

проведения

/корректировка

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)»

1




2

Повторяем гласные звуки и их буквы

1

Текущий. Индивидуальный зрительно-слуховой диктант. С/р



3

Гласные буквы обозначают мягкость и твердость

согласных звуков на письме

1

Текущий. Индивидуальный. Тест. Словарно-орфографическая работа



4

Согласные звуки и буквы

1

Текущий. Диктант



5

Упражнения в каллиграфии

1

Текущий



6

Что мы знаем о звуках и буквах

1

Тематический. Проверочная работа (списывание с грамматическими заданиями)



7

Повторяем слоги и ударение

1

Тематический. Словарная работа



8

Повторяем слоги и ударение

1

Тематический. Тест. Словарная работа



9

Проверочная работа (в тетради на с. 11)

1

Тематический, итоговый. Диктант с грамматическими заданиями



10

Пишу правильно (работа над ошибками)

1

Словарная работа. Диктант



11

Перенос слов

1

Тематический. Словарная работа



12

Развитие умения переносить слова

1

Тематический. Диктант. Тест



13

Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме

1

Текущий фронтальный Диктант с комментированием



14

Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме

1

Текущий. Комментированное письмо. Словарный диктант



15

Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме

1

Текущий индивидуальный. Работа по карточкам. Словарный диктант



16

Упражнения в каллиграфии

1

Текущий



17

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь

1

Тематический итоговый. Проверочная работа



18

Повторяем написание большой буквы и разделительного ь

в словах.

1

Текущий. Диктант с комментированием. Тест



19

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы

1

Текущий. Словарная работа. Распределительный диктант



20

Упражнения в каллиграфии

1

Текущий




21

Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь

1

Текущий. Словарный диктант. Беседа. Работа по карточкам



22

Повторение написания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн в словах

1

Тематический. Цифровой диктант. Словарный диктант



23

Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн

1

Тематический. Словарный диктант



24

Повторяем корень слова

Урок - экскурсия

1

Тематический. Словарный диктант



25

Упражнения в каллиграфии

1

Текущий



26

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень

1

Текущий. Предупредительный диктант. Беседа по вопросам



27

Повторяем правописание букв безударных гласных

в корне слова

1

Текущий. Словарный диктант. Творческое списывание



28

Упражнения в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне

1

Текущий. Объяснительный диктант. Письмо по памяти. Словарный диктант



29

Упражнения в написании слов с безударным гласным в корне, проверяемым ударением

1

Тематический индивидуальный, фронтальный. Работа по карточкам, списывание



30

Упражнения в каллиграфии

1

Текущий.



31

Проверочная работа

1

Тематический. Итоговый диктант



32

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Текущий фронтальный



33

Повторение слов, написание которых надо запомнить

1

Текущий. Зрительно-слуховой диктант, зрительный диктант



34

Повторение слов, написание которых надо запомнить

1

Текущий. Беседа по вопросам. Выборочный диктант



35

Повторение слов, написание которых надо запомнить

1

Тематический. Словарный диктант. Изложение-миниатюра



36

Словарный диктант (7 мин). Повторение

1

Текущий. Словарный диктант



37

Упражнения в каллиграфии

1

Текущий



38

Что мы знаем о предлогах

Урок - экскурсия

1

Объяснительный диктант



39

Что мы знаем о предложении

1

Выборочный диктант. Словарная работа



40

Повторяем правила оформления предложений на письме

1

Текущий. Объяснительный диктант. Словарный диктант



41

Упражнения в каллиграфии

1

Текущий.



42

Повторяем правила оформления предложений на письме

1

Текущий.



43

Проверочная работа

1

Тематический. Контрольная работа



44

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Текущий. Объяснительный диктант



45

Упражнения в каллиграфии

1

Текущий.



46

Чему мы научились за год

1




47

Чему мы научились за год

1




48

Чему мы научились за год

1




49

Резерв

1




50

1





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!