СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК Гармония.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ««Благодатенская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области


Рассмотрена

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

Протокол от «29» августа 2016 г. №1

Руководитель МО______Громенко В.В.

Согласована

Заместитель директора по УВР:

__________Раздобарова В.А.

«30» августа 2016г

Принята

Решение педагогического совета

от 01.09. 2016г.

протокол №1

Утверждена

Приказ

от 1.09.2016г. №1- 45

директор школы

_____________ Лобанова Т.Ф.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

3-4 класс

Количество часов 340

Базовый уровень

Учитель начальных классов: Пилипович Нина Павловна


Программа разработана на основе авторской

«Программы по русскому языку для 1-4 классов общеобразовательных учреждений»

под редакцией М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

2016- 2018 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской «Программы по русскому языку для 1-4 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко (Смоленск, Ассоциация XXI век, 20014 год) к учебнику М.С.Соловейчик «Русский язык» 3 класс (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2014 год)

 На изучение русского языка в  3классе по учебному плану отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

 На изучение русского языка в  4классе по учебному плану отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Итого 340 часов.

Данный комплект по русскому языку отражает все современные подходы к обучению младших школьников русскому языку и связной речи.

Неоценимым достоинством учебника являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной и научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества.

Учебник содержит большое количество справочного материала: схемы, таблицы, словари (орфографический, орфоэпический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, словарные слова, словарь фразеологизмов.

Деятельностный подход, основанный на принципе: учителю – легко, ученикам – интересно, вместе – эффективно.

В результате изучения курса Обучения грамоте по данной программе у обучающихся будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Данный комплект по русскому языку отражает все современные подходы к обучению младших школьников русскому языку и связной речи.

Неоценимым достоинством учебника являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной и научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества.

Учебник содержит большое количество справочного материала: схемы, таблицы, словари (орфографический, орфоэпический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, словарные слова, словарь фразеологизмов.

Деятельностный подход, основанный на принципе: учителю – легко, ученикам – интересно, вместе – эффективно.


Результаты освоения предмета «Русский язык»

в 3 классе

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»


У обучающихся будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Ученик получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

  1. Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

­– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Ученик получит возможность научиться:

начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА


ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:


  • Слушать собеседника и говорить, соблюдая пра­вила речевого поведения. Участвовать в оценке устных ответов одноклассников с точки зрения ясности содержания, пра­вильности и уместности употребления языковых средств; вежливо выражать, свою оценку.

  • Определять тему текста, выделять предложение, содержа­щее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Ис­пользовать слова текста для называния его частей при состав­лении плана.

  • Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте.

  • Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера, осознанно сохраняя особенности авторского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной под­готовки.).

  • Создавать (устно и письменно) тексты - повествования (де­ловые и изобразительные), обдумывать их содержание и вы­бор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памят­ками «Текст» и «Редактор»). Строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты.

  • Пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебнике, для решения различных практических задач.

  • Выделять основу и окончание (в ясных случаях), раз­граничивать их роль в слове, выделять в основе корень, при­ставку, суффикс. Где можно, объяснять значение, вносимое частями слов.

  • Различать части речи по комплексу изученных грамматических признаков: вопрос, значение, особенности из­менения. Определять, (в соответствии с этапом обучения) признаки слова как части речи (проводить морфологичес­кий разбор)

  • Разграничивать понятия «части речи» и «члены предло­жения».

  • Находить главные и второстепенные члены предложения. Выделять пары членов предложения; ставить от главного слова к зависимому смысловые и формальные (падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника).

  • Давать полную или частичную характеристику предложений (по цели, интонации, наличию второстепенных членов); выделять основу и другие пары членов предложения.

  • Правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам; конструировать основу предложения и словосочетания (без термина) с учётом рода и числа имени существи­тельного или местоимения. Пользоваться имеющимся в учеб­нике словарём«Какого рода и числа слова?» для решения возникающих вопросов культуры речи. Замечать, объяснять и исправлять ошибки и недочеты в образовании форм слов, в их связи.­

  • Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные прави­ла, выявлять случаи непроверяемых написаний.

  • Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Само­стоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.

  • Выполнять необходимые действия и правильно пи­сать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов (-оро-, -ра- идр.); буквы соединительных гласных в сложных словах или е); суффиксы -ек, -ик; ро­довые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени гла­гола; ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы -а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола (они осва­иваются в словарном порядке) и в формах прошедшего вре­мени; частицу не с глаголами.

  • Списывать и писать под диктовку текст объемом 55-65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфо­графические ошибки на изученные правила.

  • Писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, вечер, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, го­рох, декабрь, двадцать, животное,жёлтый, завод, завтра, зем­ляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, кро­вать, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облака, ого род, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, пиджак, плавать, платок; полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, растение, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, сначала, слушать, слышать, солдат, соловей, сорок, со­рока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыпленок, черный, шоссе, январь.

Результаты освоения предмета «Русский язык»

4 класс

В результате изучения курса Обучения грамоте по данной программе у обучающихся будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета

У выпускника будут сформированы:

  • представление о русском языке как языке его страны;

  • осознание языка как средства общения;

  • элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

  • желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • чувства причастности к своей стране и её языку;

  • понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

  • выраженного познавательного интереса к русскому языку;

  • сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

– адекватно воспринимать оценку учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.);

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– воспроизводить информацию, доносить её до других;

– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

Выпускник научится: 

– участвовать в устном общении на уроке  (слушать собеседников,  говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;   

– самостоятельно  читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней  в соответствии с учебно-познавательной задачей;  

– пользоваться различными словарями учебника для решения  языковых и речевых  вопросов;  

– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться  для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

– соблюдать нормы произношения, изменения,  употребления и написания слов, имеющихся в  словарях учебника;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

–  восстанавливать  последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);  

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– находить и устранять в предъявленных  предложениях, текстах   нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

– письменно (после коллективной подготовки)  подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

– письменно создавать небольшие речевые произведения   освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;  улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться: 

– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

–  понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи  (без терминов);

–  конструировать предложение из заданных слов  с учётом его контекстного окружения;

– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные  тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды,  простые инструкции), небольшие  тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;  

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

–  соблюдать требования каллиграфии при письме,  аккуратно и, по возможности,  красиво оформлять свои записи. 

Формирование языковых умений

В области фонетики и графики выпускник научится:

– различать понятия «звук» и «буква»;

– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– объяснять случаи несовпадения  количества звуков и букв;

– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;

 – определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;  использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);

выпускник получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования выпускник научится:

– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова  от форм одного и того же слова,  от синонимов и слов с омонимичными корнями;

– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах  с однозначно выделяемыми морфемами;

– конструировать слова из заданных частей слова;

– сравнивать слова по их строению,  характеризовать различия,  классифицировать слова в зависимости от строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

– различать изменяемые и неизменяемые слова;

выпускник получит возможность научиться:

– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме  программы);

– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики выпускник научится:

– осознавать, что понимание значения слов –  обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;

выпускник получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии выпускник научится:

– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу  освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их  морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род  глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

–  пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в  объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами;  использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях,  в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;

 выпускник получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;

– выделять наречия среди слов других частей речи;

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;  

–замечать  яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .

 В области синтаксиса и пунктуации выпускник научится:

– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

 – ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;

– составлять из заданных слов словосочетания  с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

  – выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные)  и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах;  соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;  

– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами  а, но,  при бессоюзной связи («при перечислении»);

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его  по цели, интонации,   наличию  второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

– различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;

выпускник получит возможность научиться:

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;

– строить словосочетания разных видов;

– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;

– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;

– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);

– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);

– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.

  Формирование орфографических умений

 Выпускник научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила  (в объёме  программы);

–  пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

–  писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать  и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;

 – проверять написанное и вносить коррективы;

выпускник получит возможность научиться:

–  обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

–  применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

К концу обучения в начальной  школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.

Метапредметные результаты:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

использовать знаково-символические средства;

сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, обобщать;

формулировать и удерживать учебную задачу;

применять установленные правила;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

сличать способ действия  и его результат с заданным эталоном;

корректировать свои действия;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

формулировать собственное мнение;

слушать собеседника;

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

соблюдать правила посадки при письме и чтении, положение руки, ручки и тетради при письме;

Личностные результаты:

В процессе обучения у учащихся будет сформировано:

адекватная положительная мотивация к обучению;

личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

уважительное отношение к иному мнению;

навыки сотрудничества в различных ситуациях;

этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость.


Содержание учебного курса

в 3 классе

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, пред­ложение, слово, словосочетание, части речи, имя существи­тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, место­имение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Тема «Состав слова» предполагает уточнение и системати­зацию знаний об однокоренных словах и корне слова, фор­мирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знако­мятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формиро­ванию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффик­сов, написанию разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.

Тема «Части речи» даёт возможность уточнить и систематизи­ровать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилага­тельное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилага­тельных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографи­ческие навыки правописания существительных женского и муж­ского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, при­ставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Изучение языковых понятий проводится на базе осознавания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предло­жений. Уточняются и углубляются знания о лексическом зна­чении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новы­ми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизма­ми), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся по­лучают первое представление о словосочетании, его назначе­нии в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невос­клицательные), предложениями простыми и сложными, пред­ложениями с обращением (общее представление).

Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс

Изучаемый в 3-м классе материал, продолжает, углубляет и расширяет работу в разных направлениях: по развитию речи, по грамматике, фонетике, графике и орфографии.


Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Круг сведений о языке, речи и правописании

Повторение Слово и его значение; основа слова как часть, в которой заключен; его смысл значение основы (лексическое) и окончания (грамматическое), термины фа­культативны. Сочетания -оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре- как полногласные и неполногласные (термины не обязательны). Сложные слова, их строение и написание. Орфограммы цыицивкорнях слов и в окончаниях. Суффиксы -ек, -ик, их зна­чение и правописание.

Каждое слово – часть речи.

Части речи. Орфография

Слово как часть речи .Основные группы слов, их осо­бенности и название: имя существительное, глагол, имя при­лагательное, имя числительное. Местоимения как слова-ука­затели, своеобразие их использования в речи. Предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не) как слова-помощники. Са­мостоятельные и служебные части речи, их различие. Право­писание служебных слов.

Общее представление о форме слова, о начальной форме каждой из изменяемых частей речи.

Глагол .

Глагол как часть речи, его основное назначение и возможные значения. Использование глаголов в тек­стах о действиях людей и животных.

Изменение глагола по числам, значение числа у слов этой части речи (действие нескольких предметов); изменение по временам, значение форм времени и внешние приметы; две формы будущего времени. Использование временных форм в речи.

Изменение глагола в прошедшем времени по родам; пра­вописание, родовых окончаний, правильное ударение в сло­вах (послала, начала, и т.п.). Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам; значения форм лица, их соот­ношение с личными местоимениями. Образование некото­рых личных глагольных форм с чередованием согласных (бе­гут, бежишь, хотят, хочешь и т.п.); постановка ударения в глаголах: позвонишь, включишь и др. Правописание ь в окон­чаниях глаголов 2 л. ед.ч. (общее знакомство).

Неопределенная форма глагола как его начальная форма, способы ее нахождения; написание в ней ь. Способ реше­ния орфографической задачи: ться или тся? Правописание гласных суффиксов в неопределенной форме глаголов: та­Ять, лаЯть, строИть, клеИть, :верИть, видЕть; слышАть, обидЕтьи т.п.; правописание этих суффиксов в глаголах прошедшего времени.


Что мы знаем о частях речи.

Имя существительное и имя прилагательное .

Их значение, назначение, использование в речи. Возможность изменения по числам, значение единственного и множественного числа. Имена существительные, не имеющие пары по числу (санки, грабли, молоко).

Род имени существительного и имени прилагательного, сходство и различие. Способы определения рода, применение словаря «Какого рода и числа слово?». Правописание ь на конце имен существительных после шипящих в начальной форме. Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных в начальной форме.

Падежи имен существительных (общее знакомство), употребление и правописание предлогов с именами существительными. Зависимость имени прилагательного от имени существительного, изменение вслед за ним по числам, родам и падежам.

Личные местоимения как замена имени существительного в тексте, возможная неясность мысли при неудачном использовании местоимений. Значения местоимений 1, 2, 3-го лица; образование и написание личных местоимений с предлогами.

Неоправданное повторение слов в речи, использование местоимений и синонимов для устранения недочета.

Имя числительное (3 ч) как часть речи, назначение и осо­бенности изменения (общее знакомство), основные требова­ния культуры речи.

Обобщение Сходство и различие имен (существи­тельных, прилагательных, числительных), личных местоимений и глаголов. Характеристика имен существительных, имен прилагательных и глаголов как частей речи.

Возвращаемся к разговору о предложении

Предложение. Текст

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения, главные как его основа. Предложения распространен­ные и нераспространенные. Связи слов в предложении; вопросы от слова к к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.

Текст. Повествование и описание предмета, особен­ности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать).

Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.

Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.

И вновь о частях речи

Обобщение в конце года .


4 класс


Знаем - повторим, не знаем – узнаем.

Повторение (20 ч)

Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Выделение и определение значимых частей слова. Соотношение звуков и букв. Повторение речевых вопросов. Практическое овладение диалогической формой речи. Делаем дневниковые записи. Однозначные и многозначные слова. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Выделение и определение значимых частей слова. Значение и употребление в речи. Правописание безударных личных окончаний глагола. Развитие орфографической зоркости и совершенствование всех уменийУчимся передавать рассказы других и говорить о себе.

Словосочетание (14ч).

Построение словосочетания как способ более точного называния предмета, признака, действия. Строение словосочетания: наличие главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Некоторые значения словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), их отражение в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже. Подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Вычленение словосочетаний из предложения и составление их. Соблюдение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до…; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.).

Наречие (5 ч)

Знакомство с наречием, с его особенностями как части речи. Обучение правописанию наречий, образованию наречий. Значимость наречий в нашей речи. Обучение пересказу с заменой первого лица третьим. Проверяем себя.

Пишем объявления (3 ч)

Знакомство с особенностями объявления как речевого жанра. Составление и написание объявлений.

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (27 ч)

      Три склонения имен существительных, определение склонения. Способ решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных (кроме имен существительных на -ий, -ия, -ие, -мя) в единственном числе (путем подстановки слова того же склонения). Падежные окончания имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний  имен существительных всех трех склонений в разных падежах.

      Выбор падежной формы имени существительного по  «команде» глагола или другого имени существительного;  трудности в выборе падежной формы. Определение падежей, роль предлогов в образовании падежных форм, наблюдения за значениями некоторых из них. Употребление несклоняемых имен существительных (пальто, метро, кино, шоссе).

      Морфологическая характеристика имени существительного.

      Соблюдение правил культуры речи при изменении некоторых имен существительных (рот — рта, во рту, лоб —на лбу, лед — льды, во льдах и др.), при образовании форм

именительного и родительного падежей множественного числа (повара, учителя, сторожа; помидоров, мандаринов, яблок, карандашей, мест, дел; стульев; уши, ушей и т.п.).

Обращение к словарю «Как правильно изменить слово?» для  нахождения верного решения.

      Склонение имен прилагательных. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного по имени существительному. Характеристика имени прилагательного как части речи.

       Способ решения орфографических задач в безударных  окончаниях имен прилагательных в разных падежах.

        Предупреждение ошибок в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможных причин (главная - неправильное определение рода или числа имени существительного: фамилия, полотенце, помидор; санки, грабли, листва и т.п.).

        Повышение точности речи за счет использования имен прилагательных.

Части речи: что мы о них знаем – 15ч.

Местоимение

         Склонение личных местоимений. Правильное и уместное их употребление в речи, правописание с предлогами. «Помощь» личных местоимений при устранении повторов имен существительных. Неудачное употребление местоимений как одна из причин неясности речи (повторение).

Имя числительное

Изменение по падежам количественных числительных, особенности изменения  сложных (пятьсот, шестьсот) и составных числительных:два ученика, двадцать два, сто двадцать два ученика (работа на практическом уровне). Правописание некоторых числительных: одиннадцать, двадцать, пятьсот и т.п. (в словарном порядке).

Глагол. Учимся писать личные окончания глаголов – 20 ч.

Времена глагола (повторение); особенности значений окончаний в прошедшем и настоящем, будущем времени: указание одних на род (поэтому окончания в прошедшем времени родовые), указание других на лицо (поэтому они личные). Разграничение форм простого и сложного будущего времени.

       I и II спряжение глаголов, способы его определения при ударных и безударных личных окончаниях; внимание к  разноспрягаемым глаголам. Способ действия для нахождения неопределенной формы глагола. Морфологическая  характеристика глаголов.

       Правописание безударных личных окончаний (в том числе и в 11 глаголах исключениях): способ решения орфографической задачи и освоение его (глаголы бритьстелить не рассматриваются).

       Написание ь после шипящих в форме 2'го лица единственного числа; правописание сочетаний -тся и -ться, ь после -ч в неопределенной форме, не с глаголами (повторение).

        Усиление изобразительности повествования с помощью глагола, в том числе различных его форм (настоящего времени, будущего с частицей как и др.). Использование форм 2-го лица единственного числа в авторских текстах и в пословицах.  

       Правильное образование некоторых глагольных форм (клал, положил; бежитбегутхотятхочет и др.).

Новое о строении предложения – 14 ч.

Подлежащее и сказуемое как основа предложения, их связь между собой (повторение). Возможность использования при одном подлежащем двух

сказуемых, при одном сказуемом нескольких подлежащих (повторение); понятие об однородных членах предложения. Главные и второстепенные однородные члены. Их назначение, признаки, правильное и уместное использование, выделение при письме. Союзы при однородных членах; значения, которые вносят союзы и, а, но.

       Сложные  предложения (общее знакомство), их отличие от предложений с однородными членами. Построение сложных предложений (простые случаи). Слова, которыми   могут связываться их части (и, а, но, что, чтобы, потому что, поэтому), постановка запятых.

Учимся рассуждать – 10 ч.

Построение несложных рассуждений. Рассуждение- объяснение и рассуждение- размышление. Создание письменных высказываний разных стилей. Оформление мыслей. Пересказ текста, содержащего рассуждение.

И снова о главном работнике в языке – слове (23ч.)

Слово и его лексическое значение. Слова речевого этикета, особенности их значения и употребления. Слова с одним и несколькими лексическими значениями. Синонимы и антонимы, их роль в речи. Правильное и точное использование слов как требование к речи. Словари - помощники. Происхождение некоторых слов и устойчивых выражений русского языка.

       Слово и его разнообразные характеристики; взаимосвязь значения, строения, признаков как части речи и написания.

Размышляем, рассказываем, сочиняем (14 ч.)

Перелистаем учебник(6ч.)



Учебно-тематическое планирование

3 класс



Раздел

Кол-во часов

Диктанты

Списывания

Изложения

Сочинения

1

Знаем – повторим, не знаем – узнаем

19


1

1


2

Каждое слово – часть речи

29

2


1


3

Глагол

32

2

1

2


4

Что мы знаем о частях речи

13



3


5

Возвращаемся к разговору о предложении

16

1



2

6

И вновь о частях речи

22

1


2


7

Обо всём, что мы теперь знаем

16

1

1

1


8

Продолжаем учиться хорошей речи

20

1



1

9

Подводим итоги

3


















4 класс


Раздел

Кол-во часов

Диктанты

Изложения

Сочинения

Проверочная работа

1

Знаем – повторим, не знаем – узнаем

20

1

1

1

2

2

Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями»)

14

1

-

-

-

3

Наречие. («Представляем ещё одну часть речи»)

5


1



4

Проверяем себя

3

1




5

Пишем объявления

3



2


6

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

27

1

1

1


7

Части речи: что мы о них знаем?

15

1

1



8

«Учимся писать личные окончания глаголов»

20

1

1



9

Новое о строении предложений

12

1




10

Учимся рассуждать

8



2


11

И снова о главном работнике в языке – слове (23ч.)

23

1

2


3

12

Размышляем, рассказываем, сочиняем

14


2

5


13

Перелистаем учебник

6

1



2





















Согласовано

заместитель директора по УВР________________/ Раздобарова В.А./

«30» августа 2016 года

МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа»

(наименование образовательного учреждения)


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

(указать предмет, курс, модуль)


КЛАСС 3

Учитель начальных классов Пилипович Нина Павловна

Количество часов: всего 170 часов ; в неделю 5 часов


Принята Решение педагогического совета от 01.09. 2016г. Протокол №1 Утверждена Приказ от 1.09.2016г. №1- 45

(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)









п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Вид

контроля

Дата план

Дата факт

Примечание

1-2

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Повторение (19 ч)

Повторение изученного. Вспоминаем о лете

2

ПЗЗ

Текущий,





3


Понятие «правильно» и «точно». Обучение правильности

и точности речи

1

ПЗЗ

Фронтальный




4


Знакомство

с понятием

«основа слова»; с двумя значениями слова: основа и окончание

1

ФСУН

Взаимоконтроль




5


Какие есть значения у слова.

1

ФСУН

Фронтальный




6


Решаем орфографические задачи.

1

ФСУН

Самоконтроль




7-8


Решаем орфографические задачи- известные и новые.

2

ФСУН

Фронтальный




9


Правописание суффиксов -ек-, -ик- (общее понятие)

1

ОНЗ

текущий,





10-11


Правописание ударных и бе-

зударных сочетаний -цы-,

-ци-(общее знакомство)

2

ОНЗ

Взаимоконтроль




12


Освоение изученных орфографических правил

1

ОСЗ

Текущий,





13


Общее знакомство со сложными словами

1

ОНЗ

Фронтальный




14-16


Обобщение

и систематизация известных правил письма, упражнение

в их применении

3

ПЗЗ

текущий,





17


Обучающее изложение на основе зрительного восприятия

1

ОНЗ

Обучаемость




18


Контрольное списывание

1

ПК

Проверочная работа




19


Анализ контрольного списывания

1

ОСЗ

Текущий,





20

Каждое слово – часть речи

(29 ч)

Представление понятия «части речи»

1

ОНЗ

Обучаемость




21-22


Знакомство

с названиями частей речи

2

ОНЗ

Взаимоконтроль




23


Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

КП

Проверочная работа




24


Назовём слова- указатели. Личные местоимения

1

ОНЗ

Фронтальный




25


Знакомство

с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




26-27


Обучение употреблению и написанию служебных частей речи

2

ОНЗ

текущий,





28


Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи

1

ФСУН

Фронтальный




29


Обучающее изложение на основе зрительного восприятия с элементами сочинения

1

ФСУН

Самоконтроль




30


Анализ изложения. Повторение различных вопросов орфографии

1

ОСЗ

Текущий,





31


Формирование умения правильно определять части речи и правильно писать служебные слова

1

ОНЗ

Фронтальный




33


Понятие «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова

1

ОНЗ

Обучаемость




33


Слово

и его форма

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




34


Знакомство

с начальной формой глагола и имени существительного

1

ОНЗ

Текущий,





35


Знакомство

с начальной формой имени прилагательного

1

ФСУН

Самоконтроль




36


Род имен существительных

1

ФСУН

Фронтальный




37


Зависимость рода имени прилагательного от имени существительного

1

ОНЗ

Самоконтроль




38


Способы определения родовых окончаний имен прилагательных

1

ОНЗ

Текущий,





39


Изменение имен существительных и прилагательных по числам и родам

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




40


Контрольный диктант по итогам I четверти

1

КП

Проверочная работа




41


Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

ОСЗ

Взаимоконтроль




42


Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

ФСУН

Фронтальный




43


Изменение имен существительных по падежам

1

ОНЗ

Текущий,





44


Название падежей и их вопросы. Способы определения падежей

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




45


Освоение способа действия для определения падежей

1

ФСУН

Фронтальный




46


Закрепление изученного

1

ПЗЗ

Текущий,





47


Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных

1

ФСУН

Фронтальный




48


Повторение ранее изученного о частях речи

1

ОСЗ

Взаимоконтроль




49

Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол.

( 32 ч.)

Наблюдение

за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображаемых действий

1

ФСУН

Взаимоконтроль




50


Наблюдение

за ролью глаголов в речи

1

ФСУН

Фронтальный




51–

52


Наблюдение

за изменением глаголов по числам и родам

или по числам

и лицам

2

ОНЗ

Самоконтроль




53


Изменение глаголов по временам

1

ФСУН

Текущий,





54


Особенности изменения глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




55–

56


Как отличить глагол от других частей речи

2

ФСУН

Фронтальный




57


Знакомство

с понятием

«неопределенная форма»

и ее двумя вопросами

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




58


Способ нахождения неопределенной формы глагола

1

ФСУН

Текущий,





59


Контрольное списывание

1

КП

Самоконтроль




60


Закрепление

о глаголах в неопределенной форме

1

ОСЗ


Взаимоконтроль




61


Прошедшее время глагола, его значение, применение и особенности изменения, понятие о родовых окончаниях

1

ФСУН

Фронтальный




62


Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени, обучение выбору родовых окончаний.

1

ОСЗ

Текущий,





63–

64


Использование глаголов прошедшего времени в речи, работа над их правильным написанием.

2

ФСУН

Самоконтроль




65–

66


Особенности глаголов настоящего времени, понятие о личных окончаниях.

2

ОНЗ

Фронтальный




67


Диктант по теме «Правописание глаголов прошедшего времени»

1

КП

Проверочная работа




68


Работа над ошибками. Знакомство

с двумя формами будущего времени

1

ОСЗ

Взаимоконтроль




69


Обучение

распознаванию глаголов будущего времени

и их изменению

1

ОНЗ

Текущий,





70


Повторение изученного о глаголе, его начальной форме

1

ФСУН

Взаимоконтроль




71


Правописание суффиксов

и окончаний

в глаголах прошедшего времени

1

ОНЗ

Фронтальный




72


Закрепление

и систематизация знаний о грамматических признаках глагола

1

ОСЗ

Взаимоконтроль




73


Обучающее изложение: пересказ текста от первого лица

(с изменением лица)

1

ОНЗ

Самоконтроль




74


Знакомство

с особенностями текста инструктивного характера. Создание текста «Как я сделаю»

1

ОНЗ

Самоконтроль




75


Изложение текста-воспоминания

1

ФСУН

Самоконтроль




76


Анализ ошибок в изложении

1

ОСЗ

Текущий,





77


Написание инструкции об изготовлении елочной гирлянды

1

ОНЗ

Самоконтроль




78


Анализ ошибок. Написание новогодних поздравлений

1

ОСЗ

Взаимоконтроль




79


Диктант по итогам II четверти

1

КП

Проверочная работа




80

81

2 часть

Что мы знаем о частях речи

( 13 ч. )

Анализ ошибок контрольной работы

Повторение изученного о частях речи

1

1

ОСЗ

ФСУН





Фронтальный




82


Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




83


Отличие глаголов от других частей речи

1

ОНЗ

Фронтальный




84


Способ нахождения неопределенной формы глагола

1

ФСУН

Текущий,





85


Определение времени глагола. Изменение по лицам

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




86–

87


Знакомство

с памяткой анализа глагола

как части речи

2

ОНЗ

Фронтальный




88


Знакомство

со способом выбора между

-тся или -ться

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




89


Освоение правила выбора между -тся или -ться в глаголах

1

ФСУН

Текущий,





90


Изложение. Обучение составлению плана

1

ФСУН

Самоконтроль




91


Изложение. Обучение детализации действий

1

ФСУН

Самоконтроль




92


Изложение. Обучение словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени

1

ФСУН

Самоконтроль




93


Анализ изложений

1


ОСЗ

Фронтальный




94

Возвращаемся к разговору о предложении (16 ч. )

Повторение изученного о предложении

1

ФСУН

Взаимоконтроль




95


Знакомство

с понятием «член

предложения»

1

ОНЗ

Фронтальный




96


Понятие «главные члены предложения»

1

ОНЗ

Текущий,





97


Упражнение

в нахождении главных членов предложения

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




98


Общее представление о второстепенных членах; предложения распространенные и нераспространенные

1

ОНЗ

Текущий,





99–

100


Характеристика предложения

2

ОНЗ

Взаимоконтроль




101–

102


Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме

2

ФСУН

Взаимоконтроль




103–

104


Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения

2

ФСУН

Текущий,





105


Повторение

и обобщение изученного о предложении и частях речи

1

ПЗЗ

Текущий,





106


Диктант по теме «Предложение»


1

КП

Проверочная работа




107

108


Анализ контрольной работы

Создание текстов изобразительного характера

1

1

ФСУН

Взаимоконтроль




Самоконтроль




109


Создание текста инструкции

1

ФСУН

Текущий,





110–

112

И вновь о частях речи

( 22ч.)

Повторение изученного об именах. Проверочная работа

3

ПЗЗ

Взаимоконтроль




113


Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного

1

ФСУН

Взаимоконтроль




114–

115


Знакомство

со словарем трудностей. Род и число имен существительных и имен прилагательных

2

ФСУН

Текущий,





116–

117


Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных

2

ОНЗ

Взаимоконтроль




118–

119


Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

2

ОНЗ

Текущий,





120


Знакомство

с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих

1

ОНЗ

Текущий,





121–

122


Освоение правила написания ь на конце имен существительных после шипящих

2

ФСУН

Взаимоконтроль




123–

124


Обобщение

и повторение изученного

2

ПЗЗ

Взаимоконтроль




125


Имя прилагательное и имя существительное

1

ФСУН

Текущий,





126


Контрольная работа . Диктант по итогам III четверти

1

КП

Проверочная работа




127


Анализ ошибок контрольной работы

1

ОСЗ

Взаимоконтроль




128


Учимся правильно употреблять слова. Формирование умения пользоваться словарем трудностей

1

ФСУН

Текущий,





129


Обучение

правильности

и точности речи. Изложение

1

ФСУН

Самоконтроль




130


Работа над ошибками

1

ПЗЗ

Текущий,





131


Изложение с элементами сочинения на основе картин

1


ОНЗ

Самоконтроль




132

Обо всём, что мы теперь знаем

( 16 ч.)

Повторение

общих сведений о частях речи и предложении

1

ПЗЗ

Взаимоконтроль




133


Повторение различных видов разбора на материале словесной модели

1

ПЗЗ

Текущий,





134


Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь

1

ФСУН

Взаимоконтроль




135


Контрольное списывание

1

КП

Самоконтроль




136


Связь слов

в предложении. Работа над правильностью речи

1

ФСУН

Текущий,





137


Обобщение сведений о частях речи и членах предложения

1

ОСЗ

Текущий,





138


Повторение способов решения разных орфографических задач

1

ПЗЗ

Взаимоконтроль




139


Совершенствование орфографических умений на текстах

с объяснением значения слова

1

ФСУН

Текущий,





140


Контрольное изложение. Формирование умения решать орфографические задачи

1

ФСУН

Самоконтроль




141–

142


Систематизация изученных орфограмм, правил; решение орфографических задач

2

ФСУН

Взаимоконтроль




143


Совершенствование орфографических умений, подготовка к контрольной работе

1

Комбинированный ФСУН

Текущий,





144–

146


Совершенствование орфографических умений. Словарный диктант

3

ФСУН

Фронтальный




147


Контрольный диктант по итогам изученного материала за год

1

КП

Проверочная работа




148

Продолжаем учиться хорошей речи (20ч)

Анализ ошибок в контрольной работе

1

ФСУН

Фронтальный




149


Знакомство с понятиями «повествование»,

«описание предмета», «предложение-оценка»

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




150


Сопоставление изобразительного повествования и описания предметов, воспроизведение предмета

1

ОНЗ

Текущий,





151


Обучение построению фрагментов текста

с описанием

и повествованием

1

ОНЗ

Самоконтроль




152


Работа над основной мыслью текста

1

ФСУН

Текущий,





153


Обучение включению в повествование и описание предметов предложений со значением оценки

1

ОНЗ

Взаимоконтроль




154–

155


Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям

2

ОНЗ

Взаимоконтроль




156–

158


Создание словесных этюдов (описаний и повествований на основе картинок учебника)

3

ФСУН

Текущий,





159–

160


Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям

2

ФСУН

Фронтальный




161


Контрольная работа . Диктант по итогам года

1

КП

Проверочная работа




162


Анализ контрольной работы

1

ПЗЗ

Фронтальный




163–

164


Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям

2

ФСУН

Текущий,





165–

167


Создание текстов разных жанров

3

ФСУН

Самоконтроль




168–

169

Подводим итоги, строим планы

( 3ч.)

Повторение изученного в 3 классе. Решение орфографических задач

2

ПЗЗ

Взаимоконтроль




170


Обучение включению в повествование и описание предметов предложений

со значением оценки

1

ФСУН

Текущий,









Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебно- методический комплекс

Для учителя:

- печатные пособия

1.Дьчкова О.Я. Сборник диктантов для начальной школы. Учитель – АСТ. Волгоград. 2012г

2. Корешкова Т. В. Русский язык. Потренируйся. 3 класс. Ассоциация 21 век. 2013. Печатная тетрадь в 2-х частях.
3.Соловейчик М.С.  Кузьменко Н.С.Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014

4.Соловейчик М.С.  Кузьменко Н.С.Русский язык. Пояснительная записка. Программа. Планирование. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014

-образовательные Интернет-ресурсы

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru

  • Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru

  • Портал «Российское образование» http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

  • Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru

Справочные пособия, словари.

Бондаренко А.А. Пишу правильно: орфографический словарь. – М, 2004.

Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка. – М., 1989.

Славная М.В. Пиши без ошибок: орфографический словарик школьника. – СПб, 2003

для учащихся:

1.Соловейчик М.С.  Кузьменко Н.С. Русский язык. «К тайнам нашего языка».

3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Учебник в 2-х частях.

2.Соловейчик М.С.  Кузьменко Н.С. Русский язык. «К тайнам нашего языка».

3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2014. Печатная тетрадь в 3-х частях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!