СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует требованиям ФГОС,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.»

МОУ Синьковская общеобразовательная школа №1

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс Сментанина К.В.



Статус документа

Данная программа является рабочей программой по предмету «Русский язык» для учащихся 3 «Г» класса МОУ Синьковской средней школы №1. Настоящая рабочая программа определяет содержание, объём и порядок изучения предмета «Русский язык» в 3 «Г» классе, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем начальных классов Сметаниной Кристиной Владимировной на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык, 1-4 классы», учебно-методический комплект «Школа России»: Просвещение, 2014г. Рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2010), Основной образовательной программе школы и Положению о рабочей программе.

Структура документа

Программа содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • общую характеристику учебного предмета;

  • описание места учебного предмета в учебном плане;

  • описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;

  • содержание учебного предмета;

  • календарно – тематическое планирование;

  • описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса;

  • литературу.




Пояснительная записка.

Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь - это показатель культуры человека.

 Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтени­ем. Эти два предмета представляют собой единую образова­тельную область, в которой изучение русского языка сочетает­ся с обучением чтению и первоначальным литературным обра­зованием.
Систематический курс русского языка представлен в началь­ной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и являющихся основой для ин­теллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направ­ленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуаци­ях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
 Орфографические и пунктуационные правила рассматрива­ются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различ­ными принципами русского правописания.
 Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, от­работка правильного начертания букв, рациональных соедине­ний, достижение ритмичности, плавности письма являются за­дачами совершенствования графического навыка при соблюде­нии гигиенических требований к данному виду учебной работы.
 Опережающее развитие устной речи по сравнению с пись­менной в младшем школьном возрасте требует особого вни­мания к работе над письменной речью — применения достаточ­ного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.

Исходя из вышеизложенного сформированы цель и задачи программы:

Цель данной программы: сформировать навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  1. Развитие монологической и диалогической речи учащихся, их логического мышления, творческого воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  2. Формирование у школьников представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;

  3. Формирование культуры речи во всех ее проявлениях умений правильно писать и читать;

  4. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Авторская программа, на основе которой составлена рабочая программа по предмету рассчитана на 170 часов. Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, в котором проведение уроков русского языка в 3 классе рассчитано на 5 часов в неделю (при 34 учебных неделях), следовательно, общее количество часов составляет - 170 часов.

Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

        В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

        В процессе изучения русского языка, обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

        У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Основные личностные, метапредметные и предметные результаты.

В ходе изучения курса «Русский язык» в третьем классе предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов:

I. Личностные результаты.

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

II. Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

  1. Принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  3. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  5. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  6. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  7. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  8. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД.

  1. Уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  2. Записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

  3. Ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  4. Использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  5. Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  6. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио - видеосопровождение и графическое сопровождение;

  7. Осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.


Коммуникативные УУД

  1. Уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  2. Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  3. понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  4. Строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  5. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  6. Стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

  7. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  8. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  1. Строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  2. Активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  3. Применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

III. Предметные результаты.

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

Основная цель:

• речевое развитие детей;

• формирование способности анализировать звучащую речь;

• конструирование текстов на заданную тему;

• развитие способность чувствовать, понимать и самостоятельно выбирать интонацию произношения текста для более точной передачи его смысла и построения.

Предметные задачи:

• состав слова: основа и окончание, корень, приставка, суффикс, сложные слова;

• лексико-грамматические признаки имени существительного, прилагательного, глагола;

• орфография: правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова, суффиксов -ик, -ек, неизменяемых приставок по-, под-, от-, про-,до-, на-, за-, над-, с-, об-

• различение правописания приставок и предлогов;

• правописание не с глаголами, разделительного твердого знака (ъ), непроизносимых согласных, двойных согласных, соединительных гласных о, е в сложных словах, непроверяемых безударных гласных.

Педагогические задачи:

• продолжить формирование контрольно-оценочной самосто­ятельности учащихся (прогностическая оценка, выбор зада­ний для оценки, рефлексивный контроль);

• продолжить работу над разными сторонами учебного со­трудничества в ходе решения проектных предметных задач, при выполнении домашней самостоятельной работы;

• продолжить работу над формированием учебной самостоя­тельности учащихся

• совершенствовать действия учащихся по публичному пред­ставлению результатов своей работы;

• организовать работу учащихся по поиску и первичной об­работке собранной информации в ходе решения учебно-практических и проектных задач.

Детские действия:

• разбор слова по составу, подбор однокоренных слов

• выделение грамматических признаков частей речи

• правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова

• правописание суффиксов, приставок

• различие написания приставок и предлогов

• написание изложений

Педагогические действия:

• подбор задач для ликвидации трудностей и для углубления знаний;

• контрольно-оценочные действия, направленные на поддер­жание успешности учащихся;

•организация сотрудничества в группах и парах;

•организация домашней самостоятельной работы учащихся

Программа состоит из разделов со следующим содержанием.

Содержательная область

Предметное содержание

Виды речевой деятельности

Слушание.

Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо.

Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)

Обучение грамоте

Фонетика.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика.

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография.

Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова

(морфемика).

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные словаНахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология.

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные

Имя существительное.

Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное.

Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение.

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное.

Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол.

Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речиМорфологический разбор глаголов.

Наречие.

Значение и употребление в речи.

Предлог.

Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз.

Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица.

Частица не, её значение.

Синтаксис.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение.

Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Календарно – тематическое планирование.

Кол-во часов

Тема

Планируемые результаты

Сроки прохождения программы

общее

по разделу

Предметные УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

План.

Факт.

Раздел I. Язык и речь 2ч

1

Наша речь. Виды речи.

Ориентируется в учебнике.

Различает произношение и написание слов.

Находит способ проверки.

Использует приобретенные

Знания и умения на практике

Узнают: что такое предложение, словосочетание, слово.

Научатся: отличать предложения от слов и словосочетаний; устанавливать связи слов в предложении, задавать вопрос от одного слова к другому; записывать предложения (большая буква в начале, знак препинания в конце предложения); определять предложения по цели высказывания и интонации. Различает предложения и словосочетания

Узнают: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Научатся: определять части речи, которыми выражено подлежащее и сказуемое в предложении.

Научатся: что такое предложение, словосочетание, слово.

отличать предложения от слов и словосочетаний; устанавливать связи слов в предложении, задавать вопрос от одного слова к другому; записывать предложения (большая буква в начале, знак препинания в конце предложения); определять предложения по цели высказывания и интонации

Научатся: различать части речи по смыслу и по вопросам.

Учится в тексте находить части речи.

Узнают: что такое предлог, его употребле-ние в предложении.

научатся выполнять проверку своей работы

Научатся различать понятия «звук» и «буква»

Научатся различать произношение и написание слов.

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану; писать слова с изученными орфограммами

Научатся анализировать и кратко характеризовать звуки речи.

Научатся правильно писать слова с сочетаниями жи,ши, ча-ща, чу-щу.

Научатся находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; оценивать результаты выполненного задания

Научатся правильно исправлять ошибки, анализировать допущенные ошибки,

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач.

Познавательные. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); работа с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; осознавать познавательную задачу, самостоятельно находить нужную информацию, строить несложные рассуждения.

Коммуникативные. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); работать в парах; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции; осуществление взаимопроверки выполненной работы.

Регулятивные. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность, контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов; проверка  выполненной работы, используя правила и словари.


сентябрь


2

Наш язык.






Раздел II .Текст. Предложение. Словосочетание 14ч.

3

Текст. Типы текстов.






4

Текст. Типы текстов.


5

Предложение.


6

Виды предложений по цели высказывания.


7

Виды предложений по интонации.


8

Предложения с обращением.


9

Обучающее изложение.


10

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.


11

Главные и второстепенные члены предложения.


12

Простое и сложное предложение.


13

Простое и сложное предложение.


14

Словосочетание.


15

Словосочетание.


16

Контрольный диктант по теме «Предложение».


17

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.


18

Синонимы и антонимы.


19

Омонимы.


20

Слово и словосочетание.


21

Фразеологизмы.


22

Обучающее изложение.


23

Работа над ошибками.

Части речи.


Раздел II. Предложение- 19ч.

1

Части речи.

Научатся определять части речи, которыми выражено подлежащее и сказуемое в предложении.

Научатся находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, определять части речи, которыми выражено подлежащее и сказуемое в предложении.

Научатся: характеризовать распространенные и нераспространенные предложения; выделять в тексте распространенные и нераспространенные предложения; строить и активно использовать в речи распространенные и нераспространенные предложения

Научатся

устанавливать связь между главными и второстепенными членами предложения, составлять распространенные предложения, разбирать предложения по членам предложения и частям речи

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану; писать слова с изученными орфограммами

Научатся правильно исправлять ошибки, анализировать допущенные ошибки,

Научатся находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; оценивать результаты выполненного задания.



Установление учащимися связи между целью учеб

ной деятельности

и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей, умение чувствовать красоту и выразительность

речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов,

к письменной форме

общения, осознания ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

Развитие мотивов учебной деятель-

ности и формирова-ние личностного смысла учения.

Познавательные. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Коммуникативные. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Продолжать учиться работать в группах, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.


октябрь


2

Имя существительное.


3

Имя прилагательное.


4

Глагол.


5

Что такое имя числительное.


6

Однокоренные слова.


7

Звуки и буквы. Гласные звуки.


8

Звуки и буквы. Согласные звуки.


9

Звонкие и глухие согласные звуки. разделительные мягкий знак.


10

Обучающее изложение.


11

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного.


12

Проект «Рассказ о слове».


13

Контрольные диктант по теме «Слово в языке и речи».


14

Работа над ошибками. Что такое корень слова?


15

Как найти в слове корень?


16

Сложные слова.


17

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?


18

Что такое приставка? Как найти в слове прпиставку?


19

Обобщающий урок по теме «Предложение».


Раздел III. Состав слова - 61 ч.

1

Работа со шмуцтитулом.

Окончание как изменяемая часть слова. Разные формы одного и того же слова. Окончание и связь

слов в предложении.

Научатся анализировать и кратко характеризовать состав слова; распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; выделять все части слова

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; выделять все части слова

Научатся анализировать и кратко характеризовать состав слова; распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы; выделять все части слова

Научатся правильно исправлять ошибки, анализировать допущенные ошибки,

Научатся находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; оценивать результаты выполненного задания

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану; писать слова с изученными орфограммами

Научатся применять правила написания и способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова, особенности чередования согласных звуков и беглых гласных в корне слова.


Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей, умение чувствовать красоту и выразительность

речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

общения,

осознания ответственности за произнесенное и написанное слово

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование

познавательного мотива, интереса к родному языку.


Познавательные. Делать выводы на основе обобщения знаний; самостоятельно выбирать существенные основания для сравнения и группировки. . Применять правила правописания орфограмм. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Выполнять анализ, устанавливать аналогии, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные. Оформлять работу правильно, грамотно. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Учиться подтверждать аргументы
фактами.

Регулятивные. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

.

ноябрь


2

Нулевое окончание.


3

Основа слова.


4

Основы однокоренных слов и разных форм одного и того же слова.


5

Контрольное списывание по теме «Основа слова»


6

Состав (строение) основы слова. Корень слова - главная часть основы.


7

Приставка как значимая часть основы слова. Роль суффикса в словообразовании.


8

Суффикс как значимая часть основы слова. Роль суффикса в словообразовании.


9

Разбор слова по составу.


10

Роль суффиксов в образовании новых однокоренных слов и роль суффиксов, придающих однокоренным словам оттенки значений.


11

Диагностическая проверочная работа по теме «Разбор слова по составу».


12

Работа над ошибками. Закрепление изученного.


13

Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Новое правило переноса.


14

Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Новое правило переноса.


15

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Практическое применение способов проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.


16

Обучающее изложение «Снежные фонтаны.


17

Диагностическая проверочная работа.


18

Работа над ошибками.

Повторение пройденного

декабрь


19

Чередование согласных в корне.


20

Разбор по составу слов с чередующимися согласными в корне.


21

Беглые гласные в корне.


22

Обучающее изложение «Лоська».


23

Беглые гласные в суффиксе.


24

Диктант по теме «Безударные гласные и парные согласные в корне слова» по разделу «Состав слова».


25

Работа над ошибками.

Повторение пройденного


26

Обучающее изложение по теме «На ферме».


27

Правила правописания суффиксов –ек, -ик.


28

Закрепление изученного.


29

Закрепление изученного.


30

Диктант по теме “Правописание суффиксов –ик-, -ек-“ по разделу « Состав слова».


31

Работа над ошибками. Закрепление изученного.


32

Правописание приставок по-, от-, о-, про-, до-.


33

Правописание приставок на-, за-, над-.


34

Различные способы проверки правописания безударных гласных в корне, суффиксе, приставке


35

Правило правописания слов с приставкой с-.


36

Диагностическая проверочная работа по теме «Приставки»


37

Закрепление изученного.


38

Закрепление изученного.


39

Приставка как часть основы слова. Предлог как самостоятельное слово. Связь предлога с существительным.

Научатся различать произношение и написание слов,

анализировать и кратко характеризовать произношение и написание слов.

Знает правописание не с глаголами.

Знает правила написания разд-х Ъ и Ь знаков.

Научатся передавать содержание текста по коллективносоставленно-му плану; писать слова с изученными орфограммами

Научатся писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропусков, искажения и замены букв

Знает правила проверки непроизносимых согласных

Умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для работы

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Научатся правильно исправлять ошибки, анализировать допущенные ошибки,

Умеет анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова.

Знает правила переноса слов с двойными сог-ми.

Научатся писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропусков, искажения и замены букв

Умеет выделять среди множества слов «сложные слова».

Умеет выделять и определять значимые части слова.

Умеет анализировать и кратко характеризовать состав слова.

Научатся писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропусков, искажения и замены букв

Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительная  адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей, чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Формирование

познавательного мотива, интереса к родному языку.

Формирование

потребности

аккуратно работать, осознания ответственности за написанное слово. Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.


Познавательные. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);работа с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; осознавать познавательную задачу, самостоятельно находить нужную информацию, строить несложные рассуждения.

Коммуникативные. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); работать в парах; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции; осуществление взаимопроверки выполненной работы.

Регулятивные. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. . составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность, контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов; проверка  выполненной работы, используя правила и словари.



40

Место предлога в словосочетаниях существительного с прилагательным, существительного с глаголом.

январь


41

Раздельное написание не с глаголами. Правописание слов ненавидеть, негодовать, нездоровиться.


42

Раздельное написание не с глаголами. Правописа-ние слов ненавидеть, негодовать, нездоро-виться.


43

Закрепление изученного.


44

Состав слова и разделительные твердый и мягкий знаки. Перенос слов с разделительным твердым знаком


45

Правописание слов с разделительным твердым знаком


46

Обучающее изложение «Охотник и медведь».


47

Обобщение и закрепление изученного


48

Предупредительный диктант по теме «Правописание глаголов».


49

Диагностическая проверочная работа по теме «Правописание глаголов».


50

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.


51

Способы проверки непроизносимых согласных в слове


52

Обобщение и закрепление изученного.


53

Контрольное списывание по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными»


54

Работа над ошибками.

Двойные согласные в корне слова.


55

Двойные согласные в основе слова.


56

Закрепление изученного.

февраль


57

Предупредительный диктант по теме «Двойные согласные»


58

Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е


50

Лексическое значение сложного слова.


60

Разбор сложных слов по составу.


61

Диктант по теме «Состав слова».


Раздел IV. Имя существительное - 20 ч.

1

Лексико-грамматические признаки имени существительного.

Знает признаки изученных частей речи.

Научатся различать собственные и нарицательные имена существительные

Научатся определять число имен существительных, изменять форму числа имен существительных, распознать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Научатся отмечать мягкую и твердую основу сущ-го.

Научатся определять тему и главную мысль текста.

Научатся писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропусков, искажения и замены букв

Научатся правильно исправлять ошибки, анализировать допущенные ошибки

Научатся распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные среди слов других частей речи, определяет лексическое значение имен существительных.

Познакомятся с изменением имен существительных по вопросам

Научатся изменять имен существительных по падежам, названиями падежей.


Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей,  чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Формирование

познавательного мотива, интереса к родному языку.

Формирование

потребности

аккуратно работать, осознания ответственности за написанное слово. Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.


Познавательные. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Коммуникативные. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Продолжать учиться работать в группах, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.


февраль


2

Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.

февраль


3

Суффиксы имен существительных.


4

Форма единственного числа имени существи-тельного, форма множественного числа имени существительного.

Изменение существительного по числам.


5

Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.


6

Твердая и мягкая основа существительных мужского рода


7

Твердая и мягкая основа существительных среднего рода.


8

Твердая и мягкая основа существительных женского рода.


9

Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.


10

Объяснительный диктант по теме «Существительное».


11

Работа над ошибками. Закрепление изученного


12

Диктант по теме

«Собственные и нарицательные имена существительные».


13

Работа над ошибками.

Изменение существительного при его связи с другими словами в предложении.


14

Одушевленные и неодушевленные существительные.


15

Изменение существительных по вопросам.

март


16

Склонение имен существительных.


17

Изменение по падежам имен существительных в форме единственного и множественного числа.


18

Различение именительного и винительного падежей имен существительных.


19

Обобщение изученного.


20

Диагностическая проверочная работа по теме «Изменение имен существительных по падежам».


Раздел V. Имя прилагательное - 18ч.

1

Лексико-грамматические признаки имени прилагательного

Научится определять признаки изученных частей речи.

Научится изменять имя прил-е по родам, числам.

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану; писать слова с изученными орфограммами

Научатся правильно исправлять ошибки, анализировать допущенные ошибки,

Умеет изменять имя прил-е по родам, числам.

Умеет различать произношение и написание слов.

Умеет анализировать и кратко характеризовать части речи.

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей, чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Формирование

познавательного мотива, интереса к родному языку.

Формирование

потребности

аккуратно работать, осознания ответственности за написанное слово. Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.


Познавательные. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); работа с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; осознавать познавательную задачу, самостоятельно находить нужную информацию, строить несложные рассуждения.

Коммуникативные. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); работать в парах; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции; осуществление взаимопроверки выполненной работы.

Регулятивные. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. . составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность, контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов; проверка  выполненной работы, используя правила и словари.


март


2

Словосочетание прилагательного с существительным. Связь слов в словосочетании прилагательного с существительным


3

Морфемный состав имени прилагательного. Суффиксы прилагатель-ных –к-, -н-, -енн-, -еньк-.


4

Контрольное изложение


5

Работа над ошибками. Основные грамматичес-кие признаки имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам


6

Изменение имен прилагательных по родам в форме единственного числа


7

Родовые окончания прилагательных.


8

Определение рода и числа прилагательных, выделение родовых окончаний прилагательных


9

Окончания прилагательных множественного числа.


10

Обобщение и закрепление изученного.

апрель


11

Понятие о склонении прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского рода


12

Склонение имен прилага-тельных среднего рода.


13

Склонение имен прилагательных женского рода.


14

Определение рода, числа, падежа прилагательного в предложении, словосочетании.


15

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»


16

Контрольное списывание по теме Имя прилагательное»


17

Личные местоимения.


18

Личные местоимения.


Раздел VI. Глагол - 19ч.

1

Основные грамматические признаки глагола.

Знает признаки изученных частей речи.

Умеет анализировать и кратко характеризовать части речи.

Умеет изменять глагол по числам, временам, лицам.

Умеет определять число

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Научатся правильно исправлять ошибки, анализировать допущенные ошибки,

Научатся определять время

Научатся определять лицо, число, время глагола

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану; писать слова с изученными орфограммами.


Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей, умение чувствовать красоту и выразительность

речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

общения,

осознания ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Познавательные. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Коммуникативные. Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. Продолжать учиться работать в группах, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.


апрель


2

Начальная (неопределенная) форма глагола.


3

Глаголы в форме единственного и множественного числа. Изменение глаголов по числам.


4

Выделение глаголов в тексте и определение их числа.


5

Закрепление знаний о числе глагола.


6

Контрольное списывание по теме «Число глаголов»


7

Работа над ошибками. Настоящее время. Будущее время. Прошедшее время.


8

Изменение глаголов по временам.


9

Формы времени глаголов, отвечающих на вопросы что делать? Что сделать?

Простое будущее время. Сложное будущее время.


10

Обучающее изложение «Друг или враг?».


11

Глаголы 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

Изменение глаголов по лицам.


12

Время, лицо, число глаголов (обобщение).


13

Закрепление изученного.


14

Закрепление изученного.


15

Род глаголов прошедшего времени.

Окончание глаголов прошедшего времени.


16

Личные окончания глаголов в форме единственного и множественного числа.

май


17

Обучающее изложение «Лебеди».


18

Работа над ошибками. Закрепление изученного.


19

Обобщение знаний о глаголе.


Раздел VII. Повторение за год - 10ч.

1

Обобщение и систематизация изучен-ного о частях речи.

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Научатся правильно исправлять ошибки, анализировать допущенные ошибки,

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей, умение чувствовать красоту и выразительность

речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

общения,

осознания ответственности за произнесенное и написанное слово.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Познавательные. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); работа с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; осознавать познавательную задачу, самостоятельно находить нужную информацию, строить несложные рассуждения.

Коммуникативные. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); работать в парах; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции; осуществление взаимопроверки выполненной работы.

Регулятивные. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. . составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность, контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов; проверка  выполненной работы, используя правила и словари.



2

Обобщение изученного о слове, предложении.

май


3

Правописание приставок и предлогов.


4

Правописание безударных гласных


5

Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение»


6

Работа над ошибками.

Повторение пройденного


7

Контрольное списывание по теме «Повторение»


8

Работа над ошибками.


9

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».


10

Творческий проект КВН «Знатоки русского языка».


Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Русский язык. Рабочие программы. – М. Просвещение, 2012 год

  2. Русский язык. 3 класс. Учебник - М. Просвещение, 2012 год

  3. Русский язык.  3 класс. Рабочие тетради - М. Просвещение, 2016 год

  4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2011г

  5. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014г

  6. Русский язык. Книга для учителя. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2016г

  7. Русский язык. Поурочные разработки. 3 класс – М.: Просвещение, 2014г

Печатные пособия

1. Комплект для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

2. Набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе

3. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.

4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях (в том числе и в цифровой форме)

Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска

3. Персональный компьютер.

4. Экран, проектор.

Экранно-звуковые пособия

1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

2. Учебные диски.

3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

ЛИТЕРАТУРА


 

 -Дмитриева О. И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3 класс. М.: ВАКО, 2009.

-Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.
-Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2007








СОГЛАСОВАНО

ШМО учителей начальных классов

Протокол № _____

от «____» _________ 2016 г.

____________/ О.В. Митряйкина/

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

____________/ И.А.Воронкова/

«____» _________ 2016 г.



37




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!