№ Дата | Тема урока | Кол. час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Элемен-ты дополнит содер-ия | Домашнее задание |
Мир общения. Повторяем – узнаём новое (14 часов) Цель темы раздела: обобщить знания учащихся об основных функциях общения; формировать умение вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления детей; учить различать и составлять разные типы текстов, делать выводы о значении речи в жизни человека; учить определять тему и главную мысль текста; учить различать научные и художественные тексты. УУД: Личностные умения - проявлять: интерес к изучению темы; творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами общения. Метапредметные умения: познавательные умения - различать дискуссию и ссору в диалоговом общении и обосновывать своё мнение; вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета; определять тему беседы и обосновывать своё мнение; определять структуру письма и обосновывать своё мнение; отбирать необходимую информацию из содержания литературных произведений и обосновывать своё мнение; определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога с разными социальными службами. Регулятивные умения - планировать своё действие в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять учебное действие в соответствии с правилами; учитывать характер ошибок, вносить коррективы; ориентироваться в разных способах выполнения задания. Коммуникативные умения - слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога; учитывать мнение партнёра при работе в паре; использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; адекватно использовать речь для представления результата . Предметные умения - формулировать правила позитивного диалога; строить диалог, используя вежливые слова; составлять и писать диалог с разными социальными службами, используя правила ведения диалога; составлять текст на заданную тему, используя содержание литературных произведений; писать новые словарные слова. |
1 | Собеседники. Диалог. | 1 | Урок рефлексии | Оформления предложений на письме, употребление прописной буквы в именах собственных, написание безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. | Уметь составлять письменный вариант рассказа о летних каникулах с предварительной работой по повторению известных орфограмм. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 3 стр. 5 |
2 | Слова с непроверяемыми написаниями и проверяемыми орфограммами | 1 | Урок открытия нового знания | Особенности текста в целом и жанра письма как одного из типов текста в частности. | Уметь работать по вопросам и заданиям учителя, сравнивать алгоритмы определения написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 6 стр. 7 |
3 | Предложение. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. | 1 | Урок рефлексии | Особенности текста. | Знать, что называется предложением. Уметь определять типы предложений по интонации и по цели высказывания. | Текущий контроль | | Упр. 5 стр. 8 |
4 | Разница между диалогом и спором. | 1 | Урок открытия нового знания | Разницу между диалогом и спором. | Уметь разрешить проблемную ситуацию, с какой целью люди общаются. Самостоятельно определять различия между спором и диалогом. | Текущий контроль | | Упр. 12 стр. 9 |
5 | Речевой этикет. | 1 | Урок открытия нового знания | Слова речевого этикета. | Уметь работать в паре: чтение диалога по ролям, определение манеры ведения диалога. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 14 стр. 11 |
6 | Общение и его виды. | 1 | Урок открытия нового знания | Общение и его виды. | Уметь самостоятельно найти ответ на вопрос: «Что в общении с друзьями и родителями для тебя самое главное?» с использованием опорных словосочетаний. | Текущий контроль | | Упр. 16 стр. 12 |
7 | Культура устной и письменной речи. | 1 | Урок открытия нового знания | Речь устная и письменная. | Уметь работать по вопросам и заданиям учителя, находить ответы на вопросы Совенка, работать с пословицами о важности хорошей речи. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 20 стр. 15 |
8 | Культура устной и письменной речи. | 1 | Урок рефлексии | Речь устная и письменная. | | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 23 стр. 16 |
9 | Текст. | 1 | Урок рефлексии | Особенности текста | Знать каковы особенности текста; что такое тема и главная мысль текста, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации. Уметь озаглавливать текст, определять его тему, главную мысль и настроение. Уметь анализировать связь главной мысли текста и его настроения, составлять разные по настроению рассказы на одну и ту же тему. | Текущий контроль | | Упр. 25 стр. 18 |
10 | Текст. Типы текстов. | 1 | Урок рефлексии | Особенности текста | | Текущий контроль | | Упр. 27 стр. 20 правило |
11 | Текст. План текста. Части текста. | 1 | Урок открытия нового знания | Особенности текста | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 31 стр. 26 |
12 | Научные и художественные тексты. | 1 | Урок открытия нового знания | Особенности текста | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 4 стр. 28 |
13 | Диктант по теме «Повторение изученного во втором классе». | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала 2 класса | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Итоговый контроль | Контрольная работа | |
14 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | | Упр. 5 стр. 29 |
Язык – главный помощник в общении (42 часа) Цель темы раздела: познакомить учащихся с причинами возникновения трудностей в письменной речи; учить правильно передавать звуки буквами, определять закрытые и открытые слоги; научить классифицировать имена собственные по значению; учить писать слова с проверяемой безударной гласной, парными согласными, с буквами непроизносимых согласных, повторить правила написания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака. УУД: Личностные умения - проявлять: интерес к изучению темы; интерес к народным высказываниям, которые содержат пословицы; осознанное желание создавать карту удивительного города Звукобуквограда. Метапредметные умения - познавательные умения: анализировать звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; соотносить услышанный звук с написанной буквой и обосновывать своё мнение; определять две функции гласных букв и, е, ё, ю, я в словах; определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании карты удивительного города Звукобуквограда. Регулятивные умения - выполнять учебное задание, используя алгоритм; проверять правильность выполненного задания при работе в паре; выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения - комментировать собственные действия при выполнении задания; строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога. Предметные умения - выполнять звукобуквенный анализ слова; писать: слова с мягким знаком в середине и в конце слова; слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, используя правило; предложения со словами, в которых написание расходится с произношением; слова с буквой э и буквой й, выполняя деление слова для переноса; составлять и записывать ответы на вопросы, используя содержание текста; оформлять при письме название улицы для карты города Звукобуквограда, используя приобретённые знания |
15 | Язык – главный помощник в общении. | 1 | Урок рефлексии | Речевые средства. | Уметь использовать в общении интонацию, которая соответствует ситуации общения, в форме игры «Мы артисты». Знать пунктуационное правило оформления слов речевого этикета. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 42 стр .34 правило |
16 | Звуки и буквы. | 1 | Урок рефлексии | Гласные буквы. | Уметь установить соответствие (соотношение) звуков и букв в словах, зависимость между значением слова и набором и последовательностью звуков в нем. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 45 стр. 35 |
17 | Слог. Ударение. | 1 | Урок рефлексии | Слог, деление слов на слоги, правилах переноса слов. Ударение. | Уметь находить закрытые и открытые слоги, сравнивать звучание поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами. Уметь ставить ударения в словах и словоформах, «проблемных» с точки зрения орфоэпии. | Текущий контроль | | Упр. 48 стр. 36 |
18 | Слог. Ударение. | 1 | Урок рефлексии | Слог, деление слов на слоги, правилах переноса слов. Ударение. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 53 стр. 37 |
19 | Девять правил орфографии. | 1 | Урок открытия нового знания | Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов. Заглавная буква. | Знать определение орфограммы. Знать все изученные ранее орфограммы и уметь применять их на практике. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 58 стр. 41 правило |
20 | Прописная буква в именах собственных. | 1 | Урок рефлексии | Безударные гласные. Заглавная буква. | Уметь распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы. | Текущий контроль | Словар-ный диктант | Упр. 62 стр. 43 |
21 | Буква безударных гласных. | 1 | Урок рефлексии | Безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Знать орфограмму «Безударные гласные, проверяемые ударением» и «Безударные гласные, непроверяемые ударением». Уметь самостоятельно находить слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» и «Безударные гласные, непроверяемые ударением». | Текущий контроль | | Упр. 64 стр. 44 |
22 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | Урок рефлексии | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 65 стр. 44 |
23 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | Урок рефлексии | Сильная позиция гласного звука и слабая позиция. Безударная гласная в слове. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 68 стр. 45 |
24 | Проверяемые и непроверяемые парные по звонкости – глухости согласные в корне слова. | 1 | Урок рефлексии | Парные согласные. | Уметь составить алгоритм проверки изучаемой орфограммы; проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 70 стр. 47 правило |
25 | Проверяемые и непроверяемые парные по звонкости – глухости согласные в корне слова. | 1 | Урок рефлексии | Парные согласные. | | Текущий контроль | | Упр. 71 стр. 47 правило |
26 | Непроизносимые согласные. | 1 | Урок рефлексии | Непроизносимые согласные. | Уметь составить алгоритм проверки изучаемой орфограммы. Знать правило проверки непроизносимых согласных, уметь применять его на практике. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 73 стр. 48 |
27 | Непроизносимые согласные. | 1 | Урок рефлексии | Непроизносимые согласные. | | Текущий контроль | | Упр. 74 стр. 49 |
28 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | Урок рефлексии | Разделительный твердый и мягкий знаки. | Знать правило написания разделительного твёрдого и мягкого знаков, уметь применять его на практике. | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 76 стр. 50 правило |
29 | Развитие речи. Обучающее изложение по теме «Разделительные твёрдый и мягкий знаки» | 1 | Урок контроля | Изложение художественного текста. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Итоговый контроль | Контрольная работа | |
30 | Анализ изложения. Работа над ошибками. Удвоенные согласные. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний Удвоенные согласные. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | | Упр. 80 стр. 53 |
31 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. | 1 | Урок рефлексии | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк. | Знать правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк. Уметь находить слова с изучаемыми орфограммами, объяснять, почему буквосочетания чк, чн — это орфограммы, искать слова с буквосочетанием чн в тексте. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 82 стр. 53 |
32 | Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Закрепление. | 1 | Урок рефлексии | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 84 стр. 54 |
33 | Перенос слов. | 1 | Урок рефлексии | Слог и деление слов на слоги, перенос слов. | Знать, что такое слог, правило деления слов на слоги. Уметь правильно переносить слова. | Текущий контроль | | Упр. 88 стр. 56 правило |
34 | Комплексная работа. | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Мир общения». | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
35 | Анализ комплексной работы. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | | Стр. 58 (устно) |
36 | Что рассказало слово. | 1 | Урок рефлексии | Слово, жест. Значение жестов, использование жестов. | Получить знания о роли жеста в общении людей, уметь уместно использовать жесты в общении, вести наблюдение за устойчивыми оборотами, соотносить фразеологизмы и его значения. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 97 стр. 62 |
37 | Роль слова и жеста в речевом общении. | 1 | Урок открытия нового знания | Слово, жест. Значение жестов, использование жестов. | | Текущий контроль | | Упр. 98 стр. 63 |
38 | Основные функции слова. | 1 | Урок рефлексии | Слово. Структура слова. | Знать основные функции слова, зависимость значения слова от его звуко-буквенной формы, уметь работать с моделями слов. | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 101 стр. 70 |
39 | Звуко-буквенная форма слова и его значение. | 1 | Изучение нового материала | Звуковые повторы, звукопись. | | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 111 стр. 72 правило |
40 | Синонимы. | 1 | Урок рефлексии | Синонимы. Сочетаемость синонимов с другими словами. | Знать понятие «синонимы». Уметь вести наблюдения за синонимами, антонимами и омонимами, уметь работать с моделями слов-синонимов, уметь определять различи в сфере употребления синонимов, распределять слова в синонимические группы с указанием различий в оттенках значений или в сфере их употребления. | Текущий контроль | Словар-ный диктант | Упр. 116 стр. 74 |
41 | Роль синонимов в речи. | 1 | Урок рефлексии | Признаки синонимов. | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 119 стр. 75 |
42 | Антонимы. | 1 | Урок рефлексии | Антонимы, использование антонимов в речи. | Знать значение термина «антонимы», уметь находить антонимы в пословицах, проводить анализ антонимов с использованием моделей слова, подбирать антонимы к словам разных частей речи. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 123 стр. 77 правило |
43 | Омонимы. | 1 | Урок открытия нового знания | Омонимы. Использование омонимов в речи. | Знать сущность омонимов при анализе моделей слов, уметь находить омонимы в текстах, определять их значения, составлять предложения с омонимами. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 126 стр. 78 правило |
44 | Многозначные слова. | 1 | Урок рефлексии | Многозначные слова. | Уметь определить различия между омонимами и многозначными словами, находить многозначные слова в тексте. | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 129 стр. 80 |
45 | Слово и его значение. | 1 | Урок рефлексии | Значение и происхождение слова. | | Текущий контроль | | Упр. 131 стр. 82 |
46 | Диктант по теме «Слово и его значение» | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Слово и его значение» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
47 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 134 стр. 83 |
48 | Словосочетание. | 1 | Урок рефлексии | Словосочетание. | Знать определение понятия «словосочетание», как языковой единицы. Уметь определить основную функцию словосочетания, находить словосочетания в предложении. | Текущий контроль | | Упр. 137 стр. 85 |
49 | Словосочетание. | 1 | Урок рефлексии | Словосочетание. Функция словосочетания. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 138 стр. 85 |
50 | Предложение. | 1 | Урок рефлексии | Предложение из одного слова. Виды предложений по цели высказывания. Связь слов в предложении по форме и по смыслу. | Знать, что называется предложением, предложением из одного слова, главными членами предложения. Уметь составлять модели предложений, определять виды предложений по цели высказывания, находить связь слов в предложении по форме и по смыслу. | Текущий контроль | | Упр. 142 стр. 87 правило |
51 | Главные члены предложения. | 1 | Урок открытия нового знания | Главные члены предложения | | Текущий контроль | | Упр. 147 стр. 90 правило |
52 | Главные члены предложения. Составление предложений по схеме. | 1 | Урок открытия нового знания | Модели предложений. | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 151 стр. 91 |
53 | Предложения с однородными членами. | 1 | Урок открытия нового знания | Однородные члены предложения. | Знать, что называется однородными членами предложения, уметь отличать главные и второстепенные однородные члены предложения. Ориентироваться в постановке союзов при однородных членах предложения. Уметь ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Текущий контроль | | Упр. 154 стр. 93 |
54 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Урок открытия нового знания | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 156 стр. 93 |
55 | Диктант по теме «Предложение» | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Предложение» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
56 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | Ребусы | |
Состав слова (15 часов) Цель темы раздела: научить находить в словах, приставку, корень, суффикс, окончание, основу слова; учить объяснять как образовалось слово; учить образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; учить проверять парные и непроизносимые согласные. УУД: Личностные умения - проявлять: интерес к изучению темы; желание помочь Ане и Ване соотнести слово и схему; творчески относиться к процессу работы над составом слова и словообразованием; осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. Познавательные умения - определять основу слова, нулевое окончание в слове и обосновывать своё мнение; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах с чередованием согласных и без него и обосновывать своё мнение; определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение; раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания . Регулятивные умения - выполнять учебное задание, используя правило; выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения - действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров; формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности; адекватно использовать речь для представления результата. Предметные умения - подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова; образовывать новые слова, используя разные способы словообразования; устанавливать соответствие между словом и его схемой; писать орфограммы в новых словарных словах; писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки. |
57 | Состав слова. Корень. | 1 | Урок рефлексии | Части слова. | Знать какое значение имеет корень. Уметь находить корень в родственных словах., создавать наглядно-образное представление о составе слова с помощью рисунка-схемы. Уметь разбирать по составу слова, определять позиции парного по звонкости-глухости согласного в слове. | Текущий контроль | | Упр. 158 стр. 95 правило |
58 | Корень. | 1 | Урок рефлексии | Корень слова. | | Текущий контроль | | Упр. 164 стр. 97 |
59 | Корневые орфограммы. | 1 | Урок открытия нового знания | Корень в слове. | | Текущий контроль | Словар-ный диктант | Упр. 169 стр. 100 |
60 | Корневые орфограммы. | 1 | Урок рефлексии | Согласные звуки в корне слова: парные по звонкости-глухости согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 174 стр. 102 |
61 | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | Урок контроля | Художественный текст. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Итоговый контроль | Контрольная работа | |
62 | Приставка. | 1 | Урок рефлексии | Приставка. Правописание приставок. | Знать определение приставки. Уметь находить приставки в однокоренных словах, определять значения этих слов, образовывать слова с данными приставками. | Текущий контроль | | Упр. 184 стр. 107 правило |
63 | Приставка. | 1 | Урок рефлексии | Предлог. Различие приставок и предлогов. | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 190 стр. 108 |
64 | Суффикс. | 1 | Урок рефлексии | Суффикс, его роль в словообразовании. | Знать определение суффикса, значения суффиксов. Уметь распределять слова в зависимости от значения суффиксов. Уметь образовывать новые слова с помощью различных суффиксов. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 193 стр. 110 правило |
65 | Суффикс. | 1 | Урок рефлексии | Чередование согласных в корне, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 199 стр. 113 правило |
66 | Окончание и основа. | 1 | Урок открытия нового знания | Окончание слова. Нулевое окончание. | Знать, что называется основой слова и окончанием. Уметь выделять основу слова окончания у слов разных частей речи, исправлять ошибки в употреблении окончаний. | Текущий контроль | | Упр. 202 стр. 114 |
67 | Окончание и основа. | 1 | Урок рефлексии | Окончание слова. Нулевое окончание. | | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 205 стр. 116 |
68 | Как образуются слова. | 1 | Урок открытия нового знания | Значение слова, его происхождение. | Выявлять разное видение одного и того же предмета у разных народов. Уметь объяснять значения «говорящих» названий, работать с этимологией топонимов, разбирать слова по составу и анализировать орфограммы в них. | Текущий контроль | | Упр. 212 стр. 119 правило |
69 | Как образуются слова. | 1 | Урок рефлексии | Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 216 стр. 121 |
70 | Диктант по теме «Состав слова» | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Состав слова» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
71 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | | Стр. 121 (устно) |
Части речи (3 часа) Цель темы раздела: учить представлять части речи как группы слов, каждая из которых строится на основе общности вопросов и значений; учить пересказывать текст с опорой на вопросы. УУД: Личностные умения - проявлять: интерес к изучению темы; творческое отношение к составлению и оформлению ответа на письмо от имени Вани; понимание успешности при освоении учебной темы. Метапредметные умения: познавательные умения - раскрывать значение выражений «значимые части речи», «служебные части речи» и использовать их в активном словаре; раскрывать значение понятий «мужской род», «женский род», «средний род» и использовать их в активном словаре; различать значимые и служебные части речи и обосновывать своё мнение; различать род имён существительных и обосновывать своё мнение; определять значение «Ь» в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при составлении и оформлении ответа на письмо от имени Вани. Регулятивные умения - планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебное действие с известным правилом; выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; оценивать результат собственной деятельности. Коммуникативные умения - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению; адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы;— адекватно использовать речь для представления результата. Предметные умения - дополнять предложение (текст) значимыми (служебными) частями речи; определять род имён существительных и писать слова по группам; подбирать (и писать) к именам существительным мужского рода антонимы и синонимы женского и среднего рода; писать «Ь» - показатель женского рода в именах существительных с шипящим звуком на конце; составлять и оформлять от имени Вани ответ на письмо, используя изученные правила. |
72 | Части речи. | 1 | Урок рефлексии | Части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | Знать понятие «части речи». Уметь распределять слова по частям речи, составлять предложения с использованием опорных слов разных частей речи. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 218 стр. 123 правило |
73 | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | Урок контроля | Составление ответов на вопросы художественного текста. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Итоговый контроль | Контрольная работа | |
74 | Проверочная работа по теме «Части речи» | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Части речи» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Тематичес-кий контроль | Тест | |
Имя существительное (39 часов) Цель темы раздела: учить различать бытовое и грамматическое понимание предмета, смысловые отличия собственных и нарицательных имён существительных, существительные одушевлённые и неодушевлённые; научить различать имена существительные единственного и множественного числа; учить определять род имён существительных; познакомить с новой орфограммой – правописанием мягкого знака на конце имён существительных женского рода после шипящих. УУД: Личностные умения - проявлять: интерес к изучению темы; желание помочь друзьям Ани и Вани; творческое отношение к составлению и оформлению надписи на подарке; понимание своей успешности при изучении темы. Метапредметные умения: познавательные умения - раскрывать значение понятий «склонение», «падеж», «начальная форма слова», «именительный падеж», «родительный падеж», «дательный падеж», «винительный падеж», «творительный падеж», «предложный падеж»; определять падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого) и обосновывать своё мнение; различать вопросы именительного и винительного, родительного и винительного падежей и обосновывать своё мнение; определять роль существительного в предложении и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания и умения для составления и оформления надписи на подарке. Регулятивные умения - выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять учебное действие, используя алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; адекватно использовать речь для представления результата . Предметные умения - определять в предложении (тексте) падеж существительного; склонять существительное; разбирать существительное как часть речи; составлять и оформлять надпись на подарке. |
75 | Имя существительное. | 1 | Урок рефлексии | Предмете как грамматическое понятие. | Знать определение имени существительного. Уметь находить его в предложении и в тексте. Иметь представление о предмете как о грамматическом понятии. Знать и уметь использовать правила употребления прописной буквы в именах собственных. Уметь сопоставлять имена собственные и нарицательные. Уметь находить одушевленные и неодушевленные имена существительные. Уметь распределять одушевленные имена существительные по группам с обязательным объяснением значений непонятных слов. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 232 стр. 136, правило |
76 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Урок рефлексии | Орфографическое оформление имен собственных и нарицательных. | | Текущий контроль | | Упр. 240 стр. 138 |
77 | Одушевлён-ные и неодушевлён-ные имена существитель-ные. | 1 | Урок рефлексии | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 246 стр. 141 |
78 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Урок рефлексии | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | | Текущий контроль | | Упр. 247 стр. 141 |
79 | Развитие речи. Сочинение – описание с использованием приёма олицетворения. | 1 | Урок контроля | Сочинение. Прием олицетворения при написании текстов. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Итоговый контроль | Контрольная работа | |
80 | Анализ сочинения. Работа над ошибками. Число имён существительных. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний Лексико-грамматическое значение категории числа имен существительных. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Текущий контроль | | Упр. 256 стр. 144 |
81 | Число имён существительных. | 1 | Урок рефлексии | Лексико-грамматическое значение категории числа имен существительных. | Уметь определять число имен существительных, вести наблюдение за значением категорией числа. Уметь распределять имена существительных по группам: существительные, которые изменяются по числам, и существительные, которые по числам не изменяются. | Текущий контроль | Словар-ный диктант | Упр. 260 стр. 148 |
82 | Число имён существительных. | 1 | Урок рефлексии | Лексико-грамматическое значение категории числа имен существительных. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 263 стр. 148 |
83 | Диктант по теме «Имя существи-тельное» | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Имя существительное» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
84 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | | Стр. 150 (устно) |
85 | Проверочная работа по теме «Имя существи-тельное» | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Имя существительное» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Тематичес-кий контроль | Тест | |
86 | Род имён существительных. | 1 | Урок открытия нового знания | Род имен существительных. | Уметь распределять слова с точки зрения их сочетаемости со словами он мой, она моя, оно, мое. Вести наблюдение за ролью окончания при определении рода имени существительного, определять роль суффиксов в определении рода имени существительного. Уметь исправлять ошибки в употреблении имен существительных разных родов. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 3 стр. 5 |
87 | Определение рода имён существительных. | 1 | Урок открытия нового знания | Род существительных в косвенном падеже. | | Текущий контроль | | Упр. 8 стр. 7 |
88 | Определение рода имён существительных. | 1 | Урок рефлексии | Род существительных в косвенном падеже. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 11 стр. 10 |
89 | Значение категории рода имён существительных. | 1 | Урок открытия нового знания | Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. | | Текущий контроль | | Упр. 14 стр. 11 |
90 | Употребление имён существительных разных родов. | 1 | Урок открытия нового знания | Род имен существительных. | | Текущий контроль | | Упр. 15 стр. 11 |
91 | Обучающее изложение по теме «Имя существи-тельное» | 1 | Урок контроля | Изложение художественного текста. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
92 | Анализ изложения. Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода после шипящих. | 1 | Урок открытия нового знания | Коррекция знаний. Мягкий знак в существительных женского и мужского рода. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Текущий контроль | Ребусы | Упр. 20 стр. 14 правило |
93 | Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих. | 1 | Урок открытия нового знания | Роль мягкого знака в словах. | Уметь самостоятельно составить формулировку правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных. Знать роль мягкого знака в конце имен существительных после шипящих. Уметь разграничивать случаи употребления мягкого знака. | Текущий контроль | | Упр. 24 стр. 15 |
94 | Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце имён существи-тельных женского рода после шипящих» | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Итоговый контроль | Контрольная работа | |
95 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 26 стр. 16 |
96 | Изменение имён существительных по падежам. | 1 | Урок открытия нового знания | Падеж имени существительного. | Знать этимологиею названий падежей. Уметь вести наблюдение за изменением формы слова, формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное. Знать алгоритм определения падежа. Уметь использовать слова-«помощники» и предлоги в определении падежа. Уметь определять падежи имен существительных. Уметь находить имена существительные в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах. Знать этимологиею названий падежей. Уметь вести наблюдение за изменением формы слова, формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное. Знать алгоритм определения падежа. Уметь использовать слова-«помощники» и предлоги в определении падежа. Уметь определять падежи имен существительных. Уметь находить имена существительные в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах. Уметь определять падежи имен существительных. Уметь находить имена существительные в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах. | Текущий контроль | Загадки | стр. 20 правило, падежи |
97 | Определение падежа имён существительных. | 1 | Урок открытия нового знания | Падеж имени существительного. | | Текущий контроль | | Упр. 33 стр. 22 |
98 | Формирование умения определять падеж имён существительных. | 1 | Урок открытия нового знания | Падеж имени существительного. | | Текущий контроль | | Упр. 34 стр. 22 |
99 | Изменение имён существительных по падежам. Именительный падеж. | 1 | Урок открытия нового знания | Именительный падеж. | | Текущий контроль | | Упр. 41 стр. 23 правило |
100 | Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж. | 1 | Урок открытия нового знания | Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже. | | Текущий контроль | Словар-ный диктант | Упр. 44 стр. 27 |
101 | Окончания имён существительных в родительном падеже. | 1 | Урок открытия нового знания | Алгоритм определения родительного падежа. | | Текущий контроль | | Упр. 47 стр. 28 |
102 | Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж. | 1 | Урок открытия нового знания | Алгоритм определения дательного падежа. | | Тематический контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 53 стр. 30 |
103 | Изменение имён существительных по падежам. Винительный падеж. | 1 | Урок открытия нового знания | Алгоритм определения винительного падежа. | | Текущий контроль | | Упр. 57 стр. 33 |
104 | Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж. | 1 | Урок открытия нового знания | Алгоритм определения творительного падежа. | | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 60 стр. 34 |
105 | Значение имён существительных в творительном падеже. | 1 | Урок открытия нового знания | Окончания имен существительных в творительном падеже. | | Текущий контроль | | Упр. 65 стр. 35 |
106 | Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж. | 1 | Урок открытия нового знания | Алгоритм определения предложного падежа. | | Текущий контроль | | Упр. 49 стр. 29 |
107 | Изменение имён существительных по падежам (склонение). | 1 | Урок открытия нового знания | Склонение имен существительных. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 72 стр. 39 |
108 | Обобщение о склонении имён существительных. | 1 | Урок рефлексии | Склонение имен существительных. | | Тематичес-кий контроль | Тест | Упр. 73 стр. 41 |
109 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор имени существительного как части речи. | Уметь разбирать имя существительное как части речи, вести наблюдение за порядком оформления письменного разбора имени существительного. производить устный и письменный разбор имен существительных. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 76 стр. 43 |
110 | Повторение об имени существительном. | 1 | Урок рефлексии | Род, число и падеж имени существительного. | Уметь определять род и число имён существительных. Уметь находить имена существительные в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах, производить устный и письменный разбор имен существительных. | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Стр. 47 (устно) |
111 | Проверочная работа по теме «Имя существи-тельное» | 1 | Урок контроля | Проверить уровень усвоения знаний по теме «Имя существительное». | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Тематичес-кий контроль | Тест | |
112 | Контрольный диктант по теме «Имя существи-тельное». | 1 | Урок контроля | Проверить уровень усвоения знаний по теме «Имя существительное». | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
113 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 82 стр. 45 |
Местоимение (3 часа) Цель темы раздела: познакомить с функцией местоимения в речи – заменять другие слова в предложении и в тексте; формировать умение грамотно использовать местоимения в речи; научить видеть и исправлять ошибки в употреблении форм местоимений. УУД: Личностные умения - проявлять: интерес к изучению темы; желание помочь друзьям Ани и Вани; творческое отношение к составлению и оформлению надписи на подарке; понимание своей успешности при изучении темы Метапредметные умения: познавательные умения - раскрывать значение понятий «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре; определять роль местоимения в предложении и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания и умения для составления и оформления надписи на подарке. Регулятивные умения - выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять учебное действие, используя алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; адекватно использовать речь для представления результата. Предметные умения - определять и указывать в тексте местоимения; редактировать и писать текст, заменяя существительное подходящим местоимением; составлять и оформлять надпись на подарке. |
114 | Местоимение. | 1 | Урок открытия нового знания | Местоимения. | Знать о роли местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте. Уметь выбирать местоимения в зависимости от рода заменяемого имени существительного. Уметь находить местоимения в тексте. | Текущий контроль | | Упр. 87 стр. 49 правило |
115 | Роль местоимений в предложении. | 1 | Урок открытия нового знания | Имена нарицательные, имена собственные; слова с обобщающим значением. | Знать о роли местоимений в речи. Правильно употреблять местоимения в тексте. Уметь записывать под диктовку местоимения с предлогами: к нему, с ней, около них, с ними, без нее, без них. | Текущий контроль | | Упр. 89 стр. 50 |
116 | Употребление местоимений в образной речи. | 1 | Урок открытия нового знания | Местоимения. Местоимения в речи. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 90 стр. 51 |
Глагол (28 часов) Цель темы раздела: актуализировать знания детей о глаголе как части речи; расширить представления учащихся о значении глагола; познакомить с группами глаголов по значению; познакомить с изменением глаголов по временам; учить определять время глагола по вопросу; научить образовывать новые формы глагола по образцу; познакомить с новой орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». УУД: Личностные умения - проявлять: интерес к изучению темы; желание помочь Ване понять смысл сказки; творческое отношение к написанию окончания сказки; осознание успешности при изучении темы. Метапредметные умения: познавательные умения - раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре; определять морфологические признаки глагола неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени и обосновывать своё мнение; определять роль глагола в предложении и обосновывать своё мнение; определять случаи написания глагола с частицей не и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при написании окончания сказки. Регулятивные умения - планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения - в рамках учебного диалога формулировать понятные высказывания, используя термины; слышать и учитывать мнение партнёра при взаимопроверке учебного задания в рамках учебного диалога; согласовывать своё мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; адекватно использовать речь для представления результата . Предметные умения - определять: морфологические признаки глагола; глагол неопределённой формы; член предложения, выраженный глаголом; писать: глаголы неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени; глаголы с частицей не; составлять и писать окончание сказки. |
117 | Глагол. | 1 | Урок рефлексии | Глагол. Роль глаголов в речи. | Знать понятие «глагол». Уметь распределять глаголы по группам, выписывать глаголы из ряда однородных слов. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 95 стр. 53 правило |
118 | Роль глаголов в речи. | 1 | Урок рефлексии | Глагол. Члены предложения. | Уметь употреблять в речи глаголы, объяснять значения многозначных глаголов в тексте, подбирать к ним синонимы, антонимы к данным глаголам. | Текущий контроль | | Упр. 99 стр. 56 |
119 | Роль глагола в предложении. | 1 | Урок рефлексии | Глагол. Члены предложения. | Уметь определять синтаксическую функцию глаголов, делать самостоятельно вывод о роли глаголов в предложении учащиеся. | Текущий контроль | | Упр. 103 стр. 57 |
120 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Урок открытия нового знания | Время глаголов. | Уметь изменять глаголы по временам с помощью вопросов, находить глаголы в тексте, выписывать их с указанием вопросов и времени каждого глагола. Проводить наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах, составлять предложения на заданную тему с глаголами, стоящими в определенной временной форме. | Текущий контроль | Словар-ный диктант | Упр. 108 стр. 61 |
121 | Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам. | 1 | Урок открытия нового знания | Временные формы глагола. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 111 стр. 62 |
122 | Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам. | 1 | Урок рефлексии | Временные формы глагола. | | Тематичес-кий контроль | Тест | Упр. 112 стр. 62 |
123 | Образование формы глаголов настоящего времени по образцу. | 1 | Урок открытия нового знания | Формы глаголов настоящего времени. | Уметь образовывать формы глаголов настоящего времени по образцу, находить глаголы в настоящем времени в предложении и в тексте. | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 115 стр. 64 |
124 | Глаголы прошедшего времени. | 1 | Урок открытия нового знания | Глаголы прошедшего времени. | Уметь образовывать формы глаголов прошедшего времени по образцу, находить глаголы в прошедшем времени в предложении и в тексте, изменять глаголы прошедшего времени в единственном числе по родам. | Текущий контроль | | Упр. 118 стр. 66 |
125 | Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам. | 1 | Урок рефлексии | Глаголы прошедшего времени. | | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 120 стр. 66 |
126 | Глаголы будущего времени. | 1 | Урок открытия нового знания | Будущее время глагола | Уметь образовывать формы глаголов будущего времени по образцу, находить глаголы в будущем времени в предложении и в тексте. | Текущий контроль | | Упр. 126 стр. 70 |
127 | Образование форм глаголов в будущем времени. | 1 | Урок рефлексии | Форма будущего времени. | | Текущий контроль | | Упр. 129 стр. 71 |
128 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Урок открытия нового знания | Неопределенная форма глагола. | Знать понятие «неопределённая форма глагола». Уметь находить начальную форму для различных глаголов. Уметь распределять глаголы в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? что сделать? Уметь выделять суффиксы данных глаголов. Знать правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы. Уметь образовывать формы глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 135 стр. 74 |
129 | Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме. | 1 | Урок открытия нового знания | Мягкий знак после ч в глаголах неопределенной формы. | | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 137 стр. 74 |
130 | Распознавание глаголов неопределённой формы. | 1 | Урок рефлексии | Неопределенная форма глагола. | | Текущий контроль | | Упр. 138 стр. 75 |
131 | Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. | 1 | Урок рефлексии | Время глаголов. | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 139 стр. 75 |
132 | Изменение глаголов по числам. | 1 | Урок открытия нового знания | Число глаголов. | Уметь изменять глаголы по числам, определять число и время глаголов в предложениях. Знать как изменять предложение в связи с изменением формы и числа глаголов. | Тематический контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 143 стр. 79 |
133 | Роль окончаний при изменении глаголов по числам. | 1 | Урок открытия нового знания | Окончания глаголов. Роль окончаний при изменении глаголов по числам. | | Текущий контроль | | Упр. 148 стр. 81 |
134 | Обучающее изложение по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля | Изложение художественного текста. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
135 | Анализ изложений. Работа над ошибками. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | Урок открытия нового знания | Коррекция знаний. Род глаголов в прошедшем времени. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Текущий контроль | | Упр. 151 стр. 82 |
136 | Развитие речи. Сочинение. | 1 | Урок контроля | Сочинение. Использование приёмов художественной выразительности при написании текстов. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
137 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний. Род глаголов в прошедшем времени. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Текущий контроль | Ребусы | Упр. 153 стр. 84 |
138 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | Урок рефлексии | Род глаголов в прошедшем времени. | Уметь образовывать формы глаголов прошедшего времени по образцу, изменять глаголы прошедшего времени в единственном числе по родам. | Текущий контроль | | Упр. 157 стр. 87 |
139 | Не с глаголами. | 1 | Урок открытия нового знания | Частица не с глаголами. | Определить значение частицы не. Знать о роли частицы не в предложении. Знать правило написания глаголов с отрицательной частицей | Текущий контроль | | Упр. 160 стр. 88 |
140 | Роль частицы не и правила её написания с глаголами. | 1 | Урок рефлексии | Частица не с глаголами. | | Текущий контроль | Словар-ный диктант | Упр. 166 стр. 91 |
141 | Глагол. | 1 | Урок рефлексии | Время, число, род (в прошедшем времени) глаголов. | Уметь находить начальную форму для различных глаголов. Знать правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы. Уметь образовывать формы глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени; выполнять разбор глагола как части речи. | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 169 стр. 93 |
142 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Урок открытия нового знания | Разбор глагола как части речи. | | Текущий контроль | | Упр. 167 стр. 93 |
143 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Глагол» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Итоговый контроль | Контрольная работа | |
144 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | | Стр. 96 (устно) |
Имя прилагательное (18 часов) Цель темы раздела: актуализировать знания детей о прилагательном как части речи; учить группировать имена прилагательные по значению; показать роль имён прилагательных в речи; показать учащимся грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного; учить находить имя существительное, от которого зависит имя прилагательное и ставить вопрос от существительного к прилагательному; учить определять род и число имени прилагательного; формировать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе. УУД: Личностные умения - проявлять: интерес к изучению темы; желание помочь Ване; творческое отношение к составлению и написанию поздравительного выступления; осознание успешности при изучении темы. Метапредметные умения: познавательные умения - определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение; определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при составлении текста поздравительного выступления. Регулятивные умения - планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его. Коммуникативные умения - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе; согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; адекватно использовать речь для представления результата. Предметные умения - рассказывать: алгоритм разбора прилагательного как части речи; правило написания окончания прилагательного; алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; склонять прилагательное с существительным; определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание; писать: - прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы; - текст поздравительного выступления, используя имена прилагательные. |
145 | Имя прилагатель-ное. | 1 | Урок рефлексии | Имена прилагательные, вопросы. | Актуализировать знания об основных признаках имени прилагательного как части речи. Конкретизировать и расширить понятия «признак предмета». Уметь устанавливать роль имён прилагательных в речи. | Текущий контроль | Загадки | Упр. 175 стр. 98 правило |
146 | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | Урок рефлексии | Словосочетания с именем прилагательным | | Текущий контроль | | Упр. 179 стр. 100 |
147 | Роль имён прилагательных в речи. | 1 | Урок рефлексии | Словосочетания с именем прилагательным | | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 183 стр. 102 |
148 | Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. | 1 | Урок открытия нового знания | Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. | Знать об образовании имён прилагательных от существительных с помощью суффиксов. Уметь подбирать антонимы и синонимы к именам прилагательным, распределять имена прилагательные по синонимическим группам. | Текущий контроль | | Упр. 184 стр. 103 |
149 | Прилагательные синонимы и прилагательные антонимы. | 1 | Урок открытия нового знания | Имена прилагательные синонимы и антонимы. | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 189 стр. 106 |
150 | Изменение имён прилагательных по родам и числам. | 1 | Изучение нового материала | Род и число имени прилагательного. | Знать о согласовании имен прилагательных с именами существительными, наблюдать за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительным. Уметь находить в предложениях словосочетания из имен существительных и прилагательных. Уметь изменять имена прилагательные по числам, падежам. Уметь ставить вопрос к имени прилагательному в словосочетаниях, определять род и число имён прилагательных, писать безударные окончания у имени прилагательного. | Текущий контроль | | Упр. 195 стр. 109 |
151 | Изменение имён прилагательных по родам и числам. | 1 | Урок рефлексии | Род и число имени прилагательного. | | Тематический контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 199 стр. 111 |
152 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | Урок рефлексии | Число имени прилагательного. | | Текущий контроль | Ребусы | Упр. 201 стр. 112 |
153 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | Урок открытия нового знания | Безударное окончание у имени прилагательного. | | Текущий контроль | | Упр. 203 стр. 113 |
154 | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | Урок открытия нового знания | Род, число и падеж имени прилагательного. | | Тематичес-кий контроль | Тест | Упр. 208 стр. 115 |
155 | Промежуточная аттестация. | 1 | Урок контроля | Сочинение – описание объекта. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
156 | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний Род, число и падеж имени прилагательного. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Текущий контроль | Ребусы | Упр. 209 стр. 116 |
157 | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | Урок рефлексии | Род, число и падеж имени прилагательного. | Уметь изменять имена прилагательные по числам, падежам. Уметь ставить вопрос к имени прилагательному в словосочетаниях, определять род и число имён прилагательных, писать безударные окончания у имени прилагательного. | Текущий контроль | | Упр. 212 стр. 118 |
158 | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 1 | Урок рефлексии | Род, число и падеж имени прилагательного. | | Текущий контроль | Словар-ный диктант | Упр. 214 стр. 119 |
159 | Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Изложение художественного текста. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Итоговый контроль | Контрольная работа | |
160 | Анализ изложений. Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Урок открытия нового знания | Коррекция знаний. Морфологический разбор имён прилагательных. | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Текущий контроль | | Упр. 223 стр. 124 |
161 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Имя прилагательное» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Итоговый контроль | Контрольная работа | |
162 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | Ребусы | Стр. 125 (устно) |
Повторение (8 часов) Цель темы раздела: систематизировать знания детей о языковых единицах, о признаках текста и типах текстов; учить распределять слова на группы по значению; повторить навыки написания слов с изученными орфограммами. УУД: Личностные умения - проявлять: интерес к изучению темы; осознание успешности при изучении темы. Метапредметные умения: познавательные умения - различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при составлении текста поздравительного выступления; раскрывать значение понятий «местоимение», «личное местоимение» и использовать их в активном словаре. Регулятивные умения - планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его. Коммуникативные умения - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе; согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; адекватно использовать речь для представления результата. Предметные умения - рассказывать: алгоритм разбора прилагательного, существительного, глагола как части речи; правило написания окончания прилагательного; алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; склонять прилагательное с существительным; определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание. |
163 | Повторение. Слово. Предложение. Текст. | 1 | Урок рефлексии | Оформление предложений на письме. Прописная буква в именах собственных. Безударные гласные и парные по звонкости-глухости согласные в корне слова. | Повторить основные признаки изученных единиц языка и речи - слова, предложения, текста. Знать основные особенности текста и предложения: отличие текста от предложения; тема и главная мысль текста; заглавие текста; типы текстов по сфере употребления: научные и художественные; типы предложений по цели высказывания и по интонации. | Текущий контроль | | Упр. 225 стр. 126 |
164 | Повторение. Слово. Предложение. Текст. | 1 | Урок рефлексии | Предложение. Связь слов в предложении по форме и по смыслу. | | Тематичес-кий контроль | Самосто-ятельная работа | Упр. 226 стр. 127 |
165 | Повторение. Слово. Предложение. Текст. | 1 | Урок рефлексии | Распространённые и нераспространенные предложения. Роль второстепенных членов. | | Текущий контроль | Загадки | Упр. 232 стр. 131 |
166 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | Урок рефлексии | Разделительные твердый и мягкий знаки. Непроизносимые согласные. Безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Знать правила написания разделительного твердого и мягкого знаков, правило написания непроизносимых согласных. Отработать умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Текущий контроль | Словар-ный диктант | Упр. 235 стр. 132 |
167 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим задание по теме «Повторение изученного в третьем классе» | 1 | Урок контроля | Контроль прочности усвоения материала по теме «Повторение изученного в третьем классе» | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
| Итоговый контроль | Контрольная работа | |
168 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Урок рефлексии | Коррекция знаний | Использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания. | Текущий контроль | | Упр. 236 стр. 133 |
169 | Повторение. Правила написания. | 1 | Урок рефлексии | Разделительные твердый и мягкий знаки. Непроизносимые согласные. Безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Знать правила написания разделительного твердого и мягкого знаков, правило написания непроизносимых согласных. Отработать умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Тематичес-кий контроль | Тест | Упр. 238 стр. 135 |
170 | Обобщающий урок. Игра «По океану речи» | 1 | Урок рефлексии | Повторение изученного в третьем классе в игровой форме. | | Текущий контроль | Ребусы | |