Администрация МО «Заиграевский район»
Управление образования администрации МО «Заиграевский район»
МБОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа
Программа рассмотрена и Согласовано заместитель Утверждаю
одобрена на заседании МО директора по УВР Директор МБОУ Илькинская
Протокол № МБОУ Илькинская СОШ СОШ
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
от « » 20 г. « » 20 г.
Приказ №
![]()
![]()
от « » 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
для учащихся 4 А класса
учителя начальных классов: Шиловой Альбины Андреевны
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы МБОУ Илькинская СОШ
Место и роль курса в обучении:
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);
- программы «Русский язык для I-IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год;
- учебного плана МБОУ Илькинская СОШ.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Роль учебного предмета в формировании ключевых компетенций, основные идеи и система ценностей, формируемых учебным предметов
Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности. Данная программа направлена:
На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя.
Ценность общения – признание возможности общения, как величайшей ценности.
Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной лексики.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Рабочая программа учебного курса русского языка для 4 класса составлена на основе Примерной программы по русскому языку и создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования автора Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В программа «Школа 2100». Допущено Министерством образования и науки РФ (Письмо № 1663/11-10 от 05.11.1999 г.) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология проблемного диалога.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные и прилагательные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- производить разбор слова как части речи:
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.
- находить местоимения в предложениях;
- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;
- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;
- спрягать глаголы.
Результаты 4-го года обучения
Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.
должны знать:
– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;
– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;
должны уметь:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;
– писать подробное изложение доступного текста;
– писать сочинение о себе на заданную тему.
Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Отличие данной программы заключается в том, что:
Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Календарно-тематическое планирование
«Русский язык. Начальная школа, 4 класс, авторов Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата | УУД | Примечания |
1 | Знакомство с новым учебником «Русский язык» | 1 | Текущий | | Знакомство с условными обозначениями в учебнике. Работа с однокоренными словами | |
2 | Контрольное списывание | 1 | Контроль | | Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи | |
3 | Фонетика и графика | 1 | Текущий | | |
4 | Слог и ударение | 1 | Текущий | | Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи | |
5 | Графика | 1 | Текущий | | |
6 | Фонетический разбор слова | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии. Различать произношение и написание слов | |
7 | Орфография | 1 | Текущий | | Знать значимые части слова, уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова | |
8 | Графическое изображение орфограмм | 1 | Текущий | | |
9 | Графическое обозначение орфограмм | 1 | Текущий | | |
10 | Состав слова | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи, уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
11 | Части речи | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации, уметь анализировать и кратко характеризовать предложение | |
12 | Синтаксис | 1 | Контрольное списывание | | Без ошибок списывать несложный текст | |
13 | Пунктуация. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 | Итоговый | | Соблюдать изученные нормы пунктуации | |
14 15 | Обучающее изложение «Золотой рубль» | 1 | Текущий | | Уметь создавать несложные монологические тексты, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
16 | Контрольный диктант № 1 | 1 | Урок контроля | | Различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
17 | Анализ контрольной работы | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов | |
18 | Отличие простого предложения от сложного | 1 | Текущий | | Находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
19 | Однородные члены без союзов и с союзом и | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии. Различать произношение и написание слов | |
20 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 | Текущий | | Анализировать и кратко характеризовать предложение | |
21 | Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
22-23 | Обучающее изложение «Что я люблю» | 2 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
24-25 | Обучающее сочинение «Что я люблю» | 2 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации Уметь создавать несложные монологические тексты | |
26 | Проверочная работа № 1 | 1 | Итоговый | | Уметь создавать несложные монологические тексты. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
27 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
28 | Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» | 1 | Контроль | | |
29 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
30 | Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 1 | Текущий | | |
31 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
32 | Сложное предложение с союзами и, а, но | 1 | Текущий | | |
33 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | 1 | Текущий | | Находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
34 | Свободный диктант | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
35 | Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | Текущий | | |
36 | Анализ обучающего сочинения | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
37 | Проверочная работа № 2 | 1 | Контроль | | |
38 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
39 | Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | 1 | Контроль | | |
40 | Предложения с прямой речью | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
41 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 1 | Текущий | | Уметь создавать несложные монологические тексты. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
42 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
43 | Сочинение «Что сказала мама» | 1 | Текущий | | Находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
44 | Анализ обучающего сочинения | 1 | Текущий | | |
45 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | Текущий | | |
46 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
47 | Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» | 1 | Текущий | | |
48 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
49 | Контрольный диктант № 4 | 1 | Итоговый | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
50 | Анализ контрольной работы | 1 | Текущий | | |
51 | Имя существительное как часть речи | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
52 53 | Роль имён существительных в предложении, в речи. Сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 2 | Текущий | | |
Текущий | | |
54 | Многозначные слова, синонимы, антонимы | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
55 | Словоизменение имён существительных | 1 | Текущий | | Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
56 | Изменение имён существительных по падежам | 1 | Текущий | | Уметь создавать несложные монологические тексты. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
57 | слово. части речи и члены предложения. Имя существительное | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов | |
58 | Именительный и винительный падежи | 1 | Текущий | | Находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
59 | Родительный падеж | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
60 | Дательный падеж | 1 | Текущий | | |
61 | Творительный падеж | 1 | Текущий | | Уметь создавать несложные монологические тексты. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
62 | Предложный падеж | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
63 64 | Обобщение знаний о падежах | 2 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
Текущий | | |
65 | Проверочная работа № 3 | 1 | Контроль | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
66 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
67 | Склонение имён существительных | 1 | Текущий | | |
68 | Определение склонения имён существительных | 1 | Текущий | | |
69 | Склонение имён существительных | 1 | Текущий | | |
70 | Несклоняемые имена существительные | 1 | Текущий | | |
71 | Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | 1 | Текущий | | Создание в устной форме несложных текстов | |
72 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
73 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных | 1 | Текущий | | |
74 | Буква ь после шипящих на конце имён существительных | 1 | Текущий | | |
75 | Буква ь после шипящих | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
76 | Проверочная работа № 4 | 1 | Контроль | | |
77 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
78 | Контрольный диктант № 5 | 1 | Контроль | | Знать признаки изученных частей речи | |
79 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
80 | Безударные падежные окончания имён существительных | 1 | Текущий | | |
81 | Правописание падежных окончаний имён существительных | 1 | Текущий | | |
82 | Правописание слов с изученной орфограммой | 1 | Текущий | | Создавать в устной и письменной форме несложные тексты. Находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
83 | Безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных | 1 | Текущий | | Различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов | |
84 | Обучающее изложение «Первая газета» | 1 | Текущий | | |
85 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
86 | Сочинение-описание «Прогулка» | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
87 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
88 | Проверочная работа № 5 | 1 | Итоговый | | |
89 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
90 | Контрольный диктант № 6 | 1 | Контроль | | Различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
91 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Текущий | | |
92 | Роль имён прилагательных в речи | 1 | Текущий | | |
93 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | Текущий | | |
94 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Текущий | | Различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
95 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | Текущий | | |
96 | Главное и зависимое слово в словосочетании | 1 | Текущий | | |
97 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 1 | Текущий | | Уметь создавать несложные монологические тексты. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
98 | Слова с изученной орфограммой | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов | |
99 | Безударные падежные окончания имён прилагательных | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов | |
100 | Обучающее изложение «Первое путешествие» | 1 | Текущий | | Находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
101 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
102 | Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1 | Текущий | | Различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
103 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
104 | Проверочная работа № 6 | 1 | Контроль | | |
105 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
106 | Контрольный диктант № 7 | 1 | Итоговый | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
107 | Анализ творческих работ | 1 | Текущий | | |
108 | Роль глаголов в предложении, в речи | 1 | Текущий | | |
109 | Значение и грамматические признаки глагола | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
110 | Признаки глагола | 1 | Текущий | | |
111 | Морфологический разбор глагола | 1 | Текущий | | |
112 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | Текущий | | Различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
113 | Спряжение глагола | 1 | Текущий | | |
114 | Определение спряжения глагола с безударным окончанием | 1 | Текущий | | Уметь создавать несложные монологические тексты. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
115 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов | |
116 | Глаголы-исключения | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов. Находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
117 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | Текущий | | |
118 | Глаголы с безударными личными окончаниями | 1 | Текущий | | Различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
119 | Разбор глагола как части речи | 1 | Текущий | | |
120 | Сочинение по картинкам | 1 | Текущий | | |
121 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
122 | Диктант № 8 | 1 | Контроль | | |
123 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
124 | Правописание глаголов с -тся, -ться | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
125 | Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | Текущий | | |
126 | Глаголы 2-го лица единственного числа | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи. Создание в устной форме несложных текстов | |
127 | Буква ь в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | Текущий | | |
128 | Глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
129 | Безударная гласная в личных окончаниях глаголов | 1 | Текущий | | ной в личных окончаниях глаголов | |
130 | Обучающее изложение «Первые школы» (упр. 291) | 1 | Текущий | | |
131 | Анализ изложения | 1 | Текущий | | |
132 | Разбор глагола по составу | 1 | Текущий | | |
133 | Правописание безударной глас ной в личных окончаниях глаголов | 1 | Текущий | | |
134 | Разбор глагола по составу | 1 | Текущий | | Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи | |
135 | Сочинение «Мы в библиотеке» | 1 | Текущий | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов. Находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
136 | Работа над ошибками | 1 | Текущий | | |
137 | Правописание глаголов с изученными орфограммами | 1 | Текущий | | |
138 | Сочинение «День моей мамы» | 1 | Текущий | | Различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
139 | Анализ сочинения | 1 | Текущий | | |
140 | Проверочная работа № 7 | 1 | Итоговый | | |
141 | Обобщение знаний по теме «Глагол» | 1 | Текущий | | |
142 | Контрольный диктант № 9 | 1 | Контроль | | |
143 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Текущий | | |
144 | Повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 1 | Текущий | | |
145 | Повторение материала, изученного в 4 классе | 1 | Текущий | | Уметь создавать несложные монологические тексты. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |
146 147 | Комплексное повторение изученного материала. Сочинение «о чем рассказывает слово» | 2 | Текущий | | |
Текущий | | |
148 | Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | Контроль | | Создание в устной и письменной форме несложных текстов | |
149 | Анализ изложения | 1 | Текущий | | |
150 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль | | Без ошибок списывать несложный текст | |
151 | Анализ контрольной работы | 1 | Текущий | | Знать значимые части слова, уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова | |
152 | Итоговый диктант | 1 | Контроль | | Различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов | |
153 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
154 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
155 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
156 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
157 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
158 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
159 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
160 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
161 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
162 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
163 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
164 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
165 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
166 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
167 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
168 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
169 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
170 | Повторение изученного | 1 | Текущий | | |
Контрольно- измерительные материалы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
В курсе русского языка в четвёртом классе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.
Текущий контроль сопровождает процесс становления умений и навыков, проводится на первых этапах обучения. Его цель – анализ хода формирования умений и навыков учащихся, он важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся. Этот вид контроля проводится в письменной и устной форме не реже одного раза в неделю.
Текущий обучающий контроль реализуется как через систему заданий учебника под рубрикой «Это ты можешь». так и через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В. Бунеева).
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык. Первое задание в каждой работе направлено на проверку базовых теоретических знаний. Задания для учащихся в тетрадях предлагаются в соответствии с моделью контроля и оценивания, разработанной в Образовательной системе «Школа 2100», на необходимом, программном и максимальном уровнях.
Тематический контроль реализуется через задания в тетрадях на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (авт. Е.В. Бунеева).
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения итогового контроля – проверочное и контрольное списывание и контрольные диктанты, тесты.
Информационно-техническое обеспечение
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 3 класса. М., «Баласс» 2011.
Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева, Л.Ю. Комиссарова «Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 класс».
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Дидактический материал к урокам русского языка. 3 класс»
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Проверочные и контрольные работы. 3 класс» Тетради на печатной основе
ТСО (средства ИКТ):
Интерактивная доска
Проектор
Методические и учебные пособия:
Учебник «Русский язык», 4-й класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина);
«Орфографическая тетрадь по русскому языку», 4-й класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.А.Фролова);
«Проверочные и контрольные работы по «Русскому языку», 4-й класс, варианты 1 и 2 (автор Е.В.Бунеева);
«Рабочая тетрадь по русскому языку», 4-й класс (составители Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева);
«Тетрадь по чистописанию», 4-й класс (автор М.А.Яковлева);
«Дневник школьника», 4-й класс;
«Новые результаты и их проверка», (диск);
«Я открываю знания» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Е.Л.Мельникова, И.В.Кузнецова);
«Учусь оценивать себя» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы Д.Д.Данилов, И.В.Кузнецова, Е.В.Сизова);
«Всё узнаю, всё смогу» - пособие из серии «Как мы учимся» (авторы А.В.Горячев, Н.И.Иглина);
«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4 классы (авторы Р.Н.Бунеев и др.).
Оборудование и приборы:
Комплект наглядных пособий. Русский язык. – 4 класс: в 3 ч./ сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.А.Яковлева. – М.: Баласс, 2006.
Дидактические материалы:
Технические средства обучения:
-диск «Тренажёр по русскому языку для младшего школьника»;
Интернет-ресурсы:
-сайт «Образовательная школа 2100»;
-«Открытый класс»;
-«Proшколу.ru»;
-www.school-collection.edu.ru