. .
• понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
• овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
• умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
• уметь осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
• умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
• овладеть общеучебными умениями и универсальными действиями, отражающими учебную самостоятельность и познавательные интересы (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
-контрольные работы.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); тся–ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания –о – -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
Каллиграфия.Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.
Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
с изменениями: приказ от 01.09.2014 г. № 01-05-1/152-3 с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования;
в 2015/2016 уч. г»;
В классе 23 ученика; 10 девочек и 13 мальчиков. У ребят в классе сформирована учебная мотивация, на основании диагностики и наблюдений. Судя по результатам, учебные интересы сформированы и разнообразны.В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала. В классе занимается 5 учеников, имеющих рекомендации ПМПК на обучение в специальном коррекционном классе. Для них адаптирована программа как для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,продолжительность учебной нагрузки на уроке не превышает 45 минут.
Для этих учащихся используются следующие приёмы работы, направленные на обеспечение коррекции недостатков и оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования:
-учёт состояния здоровья (соматического и нервно-психического), повышенной утомляемости детей в процессе интеллектуальной деятельности;
-применение широкой наглядности и словесной конкретизации общих положений с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения;
- задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий;
-постепенное сокращение помощи со стороны и постепенное повышение трудности предлагаемых для решения задач;
- определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;
- речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?».
В классе проводится работа с детьми, имеющими лингвистические способности.В работе используются следующие методы и формы работы:
- классно–урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, индивидуальные творческие задания, консультирование по возникшей проблеме, предметные олимпиады, викторины, ролевые игры;
- работа на уроке в качестве «консультантов» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
- возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
- предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
- создание собственного текста (для сильных учеников).
№ п/п дата | Тема урока, | Дом.задание | Характеристика деятельности учащихся. | Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования | Работа с ОВЗ и одарёнными |
Повторение (15 часов) |
1 | Инструктаж по Т/Б. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. | Сочинение – «Дорогие слова» | Знакомиться с новым учебником, использовать приемы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать слова с орфограммами, графически объяснять написание. Писать изложение текста с предварительной подготовкой. | таблицы дидактический материал бланки с проверочной работой загадки, стихи, рисунки карточки раздаточный материал перфокарты схемы – опоры репродуктивные картины дидактический материал рабочая тетрадь тетрадь для самостоятельных работ | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Разгадывание кроссвордов . Работа с детскими энциклопедиями. Решение олимпиадных заданий. Составление описания. Выполнение заданий повышенной трудности по теме. |
2 | Повторение фонетики. Слог и ударение. Особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы». | Индив.зад |
3 | Повторение фонетики и графики. Орфограмма, закон русского языка. Понятия «каллиграфия», «монография». | Упр 8 Д/М ОВЗ упр7Д/М |
4 | Повторение фонетики и графики.Контрольное списывание №. Текст «Дом Васнецова» | Упр 14 Д/М ОВЗ упр13Д/М |
5 | Работа над ошибками. Что такое графика. Свободное и подвижное ударение. Фонетический разбор слова. | Упр 18 Д/М ОВЗ инд зад |
6 | Фонетический разбор слова. Понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками). | Упр 1 с 44 ОВЗ правило; |
7 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. Фонетический разбор слова. | Упр 2 с 44 ОВЗ инд зад |
8 | Основные правила орфографии русского языка; антонимы. Проект№1 «Интересные слова» | Упр 3 с 45 ОВЗ №2 в р/т |
9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | Упр 23 Д/М ОВЗ упр 21 |
10 | Повторение состава слова. Чередование гласных и согласных в корне слова. | Упр 4 с 30 ОВЗ №4 в р/т |
11 | Р\РОбучающее изложение №1 «Золотой рубль» Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. | Упр 5 с 45 ОВЗ №7 в р/т |
12 | Работа над ошибками. Повторение изученного по синтаксису. Синтаксис как радел языкознания, история лексического значения слова «предложение». | С 45 определение |
13 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение». Обобщение по разделу «Повторение» | Индив зад |
14 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | Индив зад |
15 | Повторение изученного о частях речи Морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи. | Индив зад |
Предложение. Текст (37 часов) |
16-1 | Как отличить простое предложение от сложного. Развитие пунктуационных умений. Алгоритм действий. | Упр 29 Д/М ОВЗ №2 в р/т | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать при подготовке к изложению приемы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Писать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | Таблицы Карточки раздаточный материал схемы – опоры дидактический материал рабочая тетрадь тетрадь для самостоятельных работ тестовые задания Таблицы Карточки раздаточный материал схемы – опоры репродуктивные картины таблицы карточки раздаточный материал схемы – опоры дидактический материал рабочая тетрадь тетрадь для самостоятельных работ презентации по теме раздаточный материал дидактический материал рабочая тетрадь тетрадь для самостоятельных работ Карточки с текстом. ТПО карточки для дифференцированной работы Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» карточки с заданием для работы в парах | Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Уметь находить грамматическую основу. Знать отличительные признаки простого и сложного предложений. Уметь находить однородные члены предложения, не соединенные союзом И. Знать определение однородных членов предложения, о знаках препинания при них. Уметь составлять план, находить ключевые слова к каждому пункту плана, излагать мысли последовательно. Разгадывание кроссвордов . Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами. Уметь составлять учебно-научный текст об однородных членах предложения. Уметь выполнять синтаксический разбор самостоятельно. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, Выполнять упражнения повышенной трудности. Выполнять олимпиадные задания. Участие в предметной олимпиаде по русскому языку. Выполнение индивидуального проекта. Готовиться к написанию сочинения: составлять план, работать с черновиком. Представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Применять правила правописания (в объеме содержания курса); Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Развитие умения находить и исправлять ошибки находить и исправлять ошибки при помощи памяток |
17-2 | Однородные члены без союзов и с союзом и. Стилистическая роль в тексте предложений с однородными членами. | Упр 31 Д/М ОВЗ №3 в р/т |
18-3 | Р\РОбучающее изложение №2 «Что я люблю» Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. | |
19-4 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно». Предложения с однородными членами в художественном тексте. | Упр 1 с 61 ОВЗ №7 в р/т |
20-5 | Однородные члены без союзов и с союзом «и». Виды связи однородных членов предложения. | Упр 2 с 61 ОВЗ упр 3 с 61 |
21-6 | Развитие умений ставить запятую в предложениях с однороднымичленами. | Инд задание |
22-7 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами «и» «а», «но». | Упр 3 с 62 ОВЗ №10 р/т |
23-8 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | Упр 4 с 62 ОВЗ упр 3 с 62 |
24-9 | Р\РОбучающее сочинение №1 «Что я люблю». Оформление на письме предложения с однородными членами предложения. | |
25-10 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно». Развитие пунктуационных умений. | Инд задание |
26-11 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | |
27-12 | Развитие пунктуационных умений. Упражнения на повторение.Предложения с однородными членами». | Подготовить задания для словарного диктанта |
28-13 | Проверочная работа №1 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами». |
29-14 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами | |
30-15 ВМ | Внутришкольный мониторинг №1 Итоговый контрольный диктант №2 за 1-ю четверть по теме «Простое предложение» | Инд задание |
31-16 | Анализ работы и коррекция знаний. Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но» и в простом предложении с однородными членами и союзами «и», «а», «но» | |
32-17 | Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но» и в простом предложении с однородными членами и союзами «и», «а», «но» | Инд задание |
33-18 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | №1 в р/т ОВЗ Д/М у.36 |
34-19 | Запятая в сложном предложении с союзами «и», «а», «но». Предложения с однородными членами» | Упр 1 с 78 ОВЗ ДМ у 40 |
35-20 | Р\РОбучающее сочинение №2«Субботний вечер у нас дома». Предложения с однородными членами». | Инд задание |
36-21 | Анализ работы и коррекция знаний Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. | Упр 2 с 78-79 ОВЗ №9 р/т |
37-22 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. Правила алгоритма работы. Развитие пунктуационных умений. | Упр 3 с 79 ОВЗ инд зад |
38-23 | Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но».Упражнения на повторение | Инд задание |
39-24 | Анализ работы и коррекция знаний Обобщение, подготовка к диктанту. Упражнения на повторение | Инд задание |
40-25 | Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | |
41-26 | Анализ работы и коррекция знаний Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | Упр 48 Д/М ОВЗ инд зад |
42-27 | Понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. Развитие пунктуационных умений. | Упр 2 с 84 ОВЗ инд зад |
2 четв. 43-28 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. | №10 в р/т ОВЗ №2 в р/т |
44-29 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | Упр 82 |
45-30 | Р\РОбучающее сочинение №3 «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью. | Инд задание |
46-31 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно». Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | Упр 3 с 96 ОВЗ упр 97 |
47-32 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | Упр №9 р/т ОВЗ упр 4 с 96 |
48-33 | Развитие пунктуационных умений. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Инд задание |
49-34 | Р\РОбучающее изложение №3 «В здоровом теле здоровый дух». Развитие пунктуационных умений. | Инд задание |
50-35 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |
51-36 | Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с прямой речью». Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |
52-37 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Проект№2«Наша речь» | |
Имя существительное (47 часов) |
53-1 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | Упр 53 Д/М ОВЗ упр 105 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имен существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трех склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Накапливать опыт употребления имен существительных в речи (обучающие изложения и сочинения). Определять грамматические признаки имен существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Составлять в группе задания на обработку определенной орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. | таблицы карточки раздаточный материал схемы – опоры репродуктивные картины таблицы карточки раздаточный материал схемы – опоры дидактический материал рабочая тетрадь тетрадь для самостоятельных работ Карточки с текстом. ТПО карточки для дифференцированной работы Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» карточки с заданием для работы в парах Таблицы Карточки раздаточный материал схемы – опоры дидактический материал рабочая тетрадь тетрадь для самостоятельных работ Карточки с текстом. ТПО карточки для дифференци рованной работы Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» карточки с заданием для работы в парах Карточки с текстом. ТПО карточки для дифференцированной работы Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» карточки с заданием для работы в парах Таблицы Карточки раздаточный материал схемы – опоры репродуктивные картины | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Развитие умения находить и исправлять ошибки находить и исправлять ошибки при помощи Памяток Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня по опорным схемам Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Развитие умения находить и исправлять ошибки находить и исправлять ошибки при помощиПамяток. Применять правила правописания (в объеме содержания курса); Применять правила правописания (в объеме содержания курса). Уметь выполнять синтаксический разбор самостоятельно. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, Выполнять упражнения повышенной трудности. Выполнять олимпиадные задания. Участие в предметной олимпиаде по русскому языку. Выполнение индивидуального проекта. Развитие умения находить и исправлять ошибки находить и исправлять ошибки при помощи Памяток Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня по опорным схемам Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Развитие умения находить и исправлять ошибки находить и исправлять ошибки при помощиПамяток. Применять правила правописания (в объеме содержания курса); Применять правила правописания (в объеме содержания курса). Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Развитие умения находить и исправлять ошибки находить и исправлять ошибки при помощиПамяток. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. |
54-2 | Роль имен существительных в предложении, в речи. Морфологический разбор имен существительных. | Упр 108 ОВЗ карточка |
55-3 | Р\РОбучающее сочинение-миниатюра№4 «Вид из окна». Развитие пунктуационных умений. | Инд задание |
56-4 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | Упр 115 ОВЗ инд. задан |
57-5 | Наблюдение за словоизменением имен существительных. Понятие «падеж». | Упр 1 с 134 ОВЗ выуч.пад. |
58-6 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы. | Упр 2 с 134 ОВЗ Упр 1 с 134 |
59-7 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе. | Упр 66 ОВЗ упр 68 |
60-8 | Именительный и винительный падежи Вопросы и предлоги именительного и винительного падежа. | Упр 3 с 118 ОВЗ упр 66 |
61-9 | Родительный падеж Вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей. | Упр 142 ОВЗ падежи |
62-10 | Дательный падеж Решение орфографических задач с опорой на алгоритм | Упр 5 с 135 ОВЗ инд зад |
63-11 | Творительный падеж Вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей. | Упр 67 Д/М ОВЗ упр 135 |
64-12 | Предложный падеж. Вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей. | Упр 6 с 136 ОВЗ падежи |
65-13 | Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» | Упр 69 Д/М ОВЗ упр 157 |
66-14 | Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам» | Инд задание |
67-15 | Анализ работы и коррекция знаний. Что такое склонение? Три склонения имен существительных | Упр 1 с 12 ОВЗ упр 1с12 |
68-16 | Развитие умения определять склонение имен существительных. Развитие пунктуационных умений. | Упр 2 с 12 ОВЗ упр 2с12 |
69-17 | Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного | Упр 4 с 13 ОВЗ упр 2 с 12 |
70-18 ВМ | Внутришкольный мониторинг №2. Итоговый контрольный диктант №5 за 2-ю четверть по теме «Имя существительное» | |
71-19 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Морфологический разбор имени существительного. | №9 р/т ОВЗ упр 3 с 12 |
72-20 | Р\РОбучающее сочинение№5 «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых имён существительных. | Упр 5 с 13 ОВЗ упр 5с13 |
73-21 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Понятие несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | №7 р/т ОВЗ упр 6с14 |
74-22 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. Морфологический разбор имени существительного. | |
75-23 | Развитие умений писать слова с орфограммой графически обозначать выбор написания. «Буква «ь» после шипящих на конце имен существительных», | Упр 7 с 13 ОВЗ упр 184 |
76-24 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | Индив зад |
77-25 | Обобщение, подготовка к проверочной работе Морфологический разбор имени существительного | Индив зад |
78-26 | Проверочная работа №4 по теме «Три склонения имен существительных. Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова. | Индив зад |
79-27 | Анализ работы и коррекция знаний. Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму | Упр 2 с 25 ОВЗ упр 2 с 25 |
80-28 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. . | Упр 199 ОВЗ инд зад |
3 четвер81-29 | Р\РОбучающее изложение №4 «Первая газета». Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. | Упр 3,4 с 29 по выбору |
82-30 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно». Развитие орфографических умений | |
83-31 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | |
84-32 | Обучающее сочинение-описание №6 «Прогулка». Развитие орфографических умений | |
85-33 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления | |
86-34 | Проверочная работа №5 по теме «Имя существительное. Правописание букв безударных гласных в падежных окончаниях имен сущ.» | |
87-35 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. | |
88-36 | Правописание слов с орфограммой «ь на конце имен существительного женского рода» | |
89-37 | Правописание слов с орфограммой «ь на конце имен существительного женского рода» | |
90-38 | Правописание слов с орфограммой «ь на конце имен существительного женского рода» | |
91-39 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Проект №3 «Имя существительное" | |
92-40 | Правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | |
93-41 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | |
94-42 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных. | |
95-43 | Правила правописания безударных гласных и их применение на практике; нахождение и корректировка своих ошибок. | |
96-44 | Повторение, подготовка к диктанту Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | |
97-45 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» | |
98-46 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно». Морфологический разбор имени существительного. | |
99-47 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | |
Имя прилагательное (22 часов) |
100-1 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имен существительных в речи. | Упр 1 с 55 ОВЗ №1 р/т | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Выделять в тексте и конструировать словосочетания прилагательное и существительное. Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать роль прилагательных в речи. Называть грамматические признаки имен прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. | Таблицы карточки раздаточный материал схемы – опоры репродуктивные картины Карточки с заданием для работы в парах Карточки с текстом. ТПО Карточки для дифференци рованной работы Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» Карточки с заданием для работы в парах Карточки с заданием Карточки с заданием для работы в парах Карточки с текстом. ТПО Карточки для дифференцированной работы Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» Карточки с заданием для работы в парах Карточки с заданием | Работать по плану. сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Развитие умения находить и исправлять ошибки находить и исправлять ошибки при помощи Памяток Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня по опорным схемам Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Проводить в группах исследовательскую работу. Работать в качестве консультанта. Выполнять упражнения повышенной трудности. |
101-2 | Роль прилагательных-антонимов в речи. Признаки двух типов текстов. Грамматические признаки имен прилагательных. | №9 р/т ОВЗ упр 2с56 |
102-3 | Морфологический разбор имени прилагательного Грамматические признаки имен прилагательных. | |
103-4 | Порядок морфологического разбора имени прилагательного. Роль имен существительных в речи | |
104-5 | Изменение имен прилагательных по падежам. Грамматические признаки имен прилагательных. | |
105-6 | Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании. Морфологический разбор имени прилагательного | |
106-7 | Понятие «словосочетание», именное словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. | |
107-8 | Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных | |
108-9 | Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Свободный диктант | |
109-10 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | |
110-11 | Р\РОбучающее изложение№5 «Первое путешествие». Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. | |
111-12 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Морфологический разбор имени прилагательного | |
112-13 | Развитие орфографических умений Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | |
113-14 | Р\РОбучающее сочинение-описание №7«Моя любимая игрушка». Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | |
114-15 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №6 по теме «Имя прилагательное» | |
115-16 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Ошибки в связи имени прилагательного с именем существительным и их возможные причины. | |
116-17 | Правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. | |
117-18 | Правила культуры речи при изменении некоторых имён существительных и прилагательных | |
118-19 | Повторение, подготовка к диктанту. Способы решения орфографических задач | |
119-20 | Обобщение. Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных | |
120-21 ВМ | Внутришкольный мониторинг№3.Итоговый контрольный диктант №7 за 3-ю четверть по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» | |
121-22 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Морфологический разбор имени прилагательного | |
Глагол (36 часов) |
122-1 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей «не». Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. | Упр 124 ОВЗ инд зад | Выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). Разбирать глаголы по алгоритму. Находить в глаголах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями . Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). Выделять неопределенную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. | Карточки для дифференцированной работы Карточки с заданием Карточки с заданием для работы в парах Презентация «Глагол» Таблицы карточки раздаточный материал схемы – опоры репродуктивные картины Карточки с заданием для работы в парах Карточки с текстом. ТПО Карточки для дифференцированной работы Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» Карточки с заданием для работы в парах Карточки с заданием Таблицы Карточки раздаточный материал схемы – опоры репродуктивные картины Карточки с заданием для работы в парах Карточки с текстом. ТПО Карточки для дифференцированной работы Таблицы Карточки раздаточный материал схемы – опоры Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» Карточки с заданием для работы в парах Карточки с заданием Таблицы Карточки раздаточный материал схемы – опоры репродуктивные картины Карточки с заданием для работы в парах Презентации по теме Карточки с заданием для работы в парах Карточки с заданием раздаточный материал схемы – опоры репродуктивные картины | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Развитие умения находить и исправлять ошибки находить и исправлять ошибки. Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня по опорным схемам Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. Развитие умения находить и исправлять ошибки находить и исправлять ошибки при помощи памяток. Применять правила правописания (в объеме содержания курса); Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Находить ошибки, проверять их и графически объяснять. Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Проводить в группах исследовательскую работу «Что слово может рассказать о себе. Составлять задания в группе по изученному материалу. Работать в качестве консультанта. Выполнять упражнения повышенной трудности. Выполнять олимпиадные задания. Участие в предметной олимпиаде по русскому языку. Выполнение индивидуального проекта. |
123-2 | Значение и грамматические признаки глагола Понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив». | |
124-3 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. | |
125-4 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | |
126-5 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | |
127-6 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | |
128-7 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | |
129-8 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | |
130-9 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Выбор способа определения спряжения глагола. | |
131-10 | Контрольный диктант №8 по теме «Глагол».Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | |
132-11 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно».Алгоритм образования неопределённой формы глагола от временных форм и наоборот. | |
133-12 | Р\РОбучающее сочинение №8 по картинкам Повышение изобразительности повествования с помощью глагола. | |
134-13 | Анализ работы и коррекция знаний. Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | |
135-14 | Разбор глагола как части речи. Морфологическая характеристика глагола. Способ действия для нахождения неопределённой формы глагола. | |
136-15 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глагола с –тся и –ться. Выбор способа определения спряжения глагола. | |
137-16 | Знакомство с орфограммой «Буква «ь» после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | |
138-17 | Развитие умения писать букву «ь» в глаголах 2-го лица единственного числа.Разбор глагола как части речи. | |
139-18 | Контрольное списывание №2. Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | |
140-19 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | |
141-20 | Р\РОбучающее изложение№6 «Первые школы». Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | |
142-21 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | |
143-22 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к контрольной работеПорядок разбора глагола по составу. | |
144-23 ВПР | Внешний мониторинг. Всероссийская проверочная работа. Диктант | |
145-24 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Знакомство с алгоритмом. Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | |
146-25 | Внешний мониторинг. Всероссийская проверочная работа. | |
147-26 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | |
148-27 | Р\РОбучающее сочинение №9. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени | |
149-28 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно» Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Анализ сочинений и коррекция знаний | |
150-29 | Проверочная работа №7 по теме «Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу. Орфограммы в глаголах» | |
151-30 | Р\Р Обучающее сочинение№10 «День моей мамы». Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | |
152-31 | Анализ сочинений и коррекция знаний. Развитие орфографических умений. Повторение по теме «Глагол». | |
153-32 май | Порядок разбора глагола по составу. Правописание глаголов с изученными орфограммами | |
154-33 | Контрольный диктант №9 по теме «Глагол как часть речи».Правописание глаголов с изученными орфограммами. | |
155-34 | Анализ работ и коррекция знаний. Повышение изобразительности повествования с помощью глагола.Использование форм 2-го лица единственного числа в текстах писателей и пословицах. | |
156-35 | Правописание сочетаний –тся, -ться, ь после –ч в неопределённой форме. Решение орфографических задач. | |
157-36 | Решение орфографических задач. Правописание сочетаний –тся, -ться, ь после –ч в неопределённой форме. | |
Наречие (5 часа) |
158-1 | Знакомство с особенностями наречия как части речи. Наречие как помощник глагола в речи. | | Узнавать наречия в предложении, тексте. Составлять предложения с наречиями. Усвоение способа образования наречий с суффиксами -о, -е. Отработка навыка употребления наречий в речи. | Таблицы Карточки раздаточный материал схемы – опоры | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Проводить в группах исследовательскую работу. Работать в качестве консультанта. |
159-2 | Употребление наречий в речи. Правильное написание и использование наречий. Роль наречий в текстах. | |
160-3 ВМ | Внутришкольный мониторинг№4 Итоговая проверочная работа №8 по теме «Решение орфографических задач» | |
161-4 | Анализ работы и коррекция знаний «Пишу правильно». Правильное написание наречий, построение объяснений, как куда-то пройти. Роль наречий в текстах при ответах на вопросы. | |
162-5 | Обобщение Правильное написание наречий. Роль наречий в текстах при ответах на вопросы. | |
Повторение (8часов) | |
163-1 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | | Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами. Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедиа сопровождением. | Таблицы раздаточный материал схемы – опоры карточки раздаточный материал схемы – опоры репродуктивные картины |
164-2 | Комплексное повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту | |
165-3 ПА | Промежуточная аттестация в форме диктанта с грамматическим заданием | |
166-4 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. | |
167-5 | Проект №4 по теме «Части речи». Защита индивидуальных проектов. Развитие умения публичного выступления. | |
168-6 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст». | |
169-7 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. | |
170-8 | Комплексное повторение изученного материала. Развитие умения писать слова с изученными орфограммами. | |