ФГОС ООО
Рабочая программа по русскому языку (5-9 классы)
Предметная линия учебников
Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному) языку являются
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
3. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование
языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского -языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
5 класс
175 часов (210 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема |
5 ч. | 6 ч. | План | Факт |
Язык и общение (2 + 1 ч.)/(2 + 1 ч.) |
1 | 1 | | | Язык и человек. Общение устное и письменное |
2 | 2 | | | Читаем учебник. Слушаем на уроке |
3 | 3 | | | РР. Стили речи |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (18 + 5 ч.)/(19 + 5 ч.) |
4 | 4 | | | Звуки и буквы. Произношение и правописание |
5 | 5 | | | Орфограмма |
6 | 6-7 | | | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
7 | 8 | | | Правописание проверяемых согласных в корне слова |
8 | 9 | | | Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
9 | 10 | | | Буквы и, у, а после шипящих |
10 | 11 | | | Разделительные ъ и ь |
11 | 12 | | | Раздельное написание предлогов с другими словами |
12 | 13 | | | Контрольный диктант по теме «Орфография» |
13 | 14 | | | Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками |
14-15 | 15-16 | | | РР. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение по тексту Г. А. Скребицкого (упр. 70) |
16 | 17 | | | Части речи |
17 | 18 | | | Глагол |
18 | 19 | | | -Тся и -ться в глаголах |
19 | 20 | | | РР. Тема текста |
20 | 21 | | | Личные окончания глаголов |
21 | 22 | | | Имя существительное |
22 | 23 | | | Имя прилагательное |
23 | 24 | | | РР. Сочинение по картине. Устное описание репродукции картины А. А. Пластова «Летом» (упр. 109) |
24 | 25 | | | Местоимение |
25 | 26 | | | РР. Основная мысль текста |
26 | 27 | | | Контрольное тестирование по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем» |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (26 + 3 ч.)/(32 + 4 ч.) |
27 | 28 | | | Синтаксис. Пунктуация |
28 | 29-30 | | | Словосочетание |
29 | 31 | | | Разбор словосочетания |
30 | 32 | | | Предложение |
31 | 33 | | | РР. Сжатое изложение по тексту В. П. Катаева (упр. 144) |
32 | 34 | | | Виды предложений по цели высказывания |
33 | 35 | | | Восклицательные предложения |
34 | 36 | | | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
35 | 37-38 | | | Сказуемое |
36 | 39 | | | Тире между подлежащим и сказуемым |
37 | 40 | | | Нераспространённые и распространённые предложения |
38 | 41 | | | Второстепенные члены предложения. Дополнение |
39 | 42 | | | Определение |
40 | 43-44 | | | Обстоятельство |
41 | 45 | | | Предложения с однородными членами |
42 | 46-47 | | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
43 | 48-49 | | | Предложения с обращениями |
44 | 50 | | | РР. Письмо |
45 | 51 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения |
46 | 52-53 | | | РР. Сочинении по репродукции картины Ф. П. Решетникова «Мальчишки» (упр. 229) |
47-48 | 54-55 | | | Простые и сложные предложения |
49 | 56 | | | Синтаксический разбор сложного предложения |
50-51 | 57-58 | | | Прямая речь |
52 | 59 | | | Диалóг |
53 | 60-61 | | | Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» |
54 | 62 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (или тестирование по изученной теме) |
55 | 63 | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (или тестирования по изученной теме) и работа над ошибками |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (11 + 2 ч.)/(14 + 4 ч.) |
56 | 64 | | | Фонетика. Гласные звуки |
57 | 65 | | | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи |
58 | 66-67 | | | Согласные твёрдые и мягкие |
59 | 68-69 | | | РР. Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского (упр. 283) |
60 | 70-71 | | | Согласные звонкие и глухие |
61 | 72 | | | Графика. Алфавит |
62 | 73-74 | | | РР. Описание предмета |
63 | 75 | | | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
64 | 76 | | | Двойная роль букв е, ё, ю, я |
65 | 77 | | | Орфоэпия |
66 | 78 | | | Фонетический разбор слова |
67 | 79-80 | | | Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» |
68 | 81 | | | Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» |
Лексика. Культура речи (10 + 2 ч.)/(10 + 4 ч.) |
69 | 82 | | | Слово и его лексическое значение |
70 | 83 | | | Однозначные и многозначные слова |
71 | 84 | | | Прямое и переносное значение слов |
72 | 85 | | | Омонимы |
73-74 | 86-87 | | | Синонимы |
75 | 88-89 | | | РР. Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368) |
76 | 90 | | | Антонимы |
77 | 91 | | | Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи» |
78 | 92 | | | Контрольное тестирование по теме «Лексика. Культура речи» |
79 | 93-94 | | | РР. Подробное изложение по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег» (упр. 375) |
80 | 96 | | | Анализ контрольного тестирования по теме «Лексика. Культура речи», изложения по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег» (упр. 375) и работа над ошибками |
Морфемика. Орфография. Культура речи (19 + 3 ч.)/(25 + 4 ч.) |
81 | 97 | | | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов |
82 | 98-99 | | | Окончание. Основа слова |
83 | 100-101 | | | Корень слова |
84 | 102 | | | РР. Рассуждение |
85 | 103-104 | | | Суффикс |
86 | 105 | | | Приставка |
87 | 106 | | | РР. Выборочное изложение текста с изменением лица (упр. 420) |
88 | 107-108 | | | Чередование звуков |
89 | 109 | | | Беглые гласные. Варианты морфем |
90 | 110 | | | Морфемный разбор слова |
91 | 111 | | | Правописание гласных и согласных в приставках |
92 | 112-113 | | | Буквы з и с на конце приставок |
93 | 114 | | | Буквы а – о в корне -лаг- – -лож- |
94-95 | 115-116 | | | Буквы а – о в корне -раст- – -рос- |
96 | 117-118 | | | Буквы ё – о после шипящих в корне слова |
97 | 119 | | | Буквы ы – и после ц |
98-99 | 120-121 | | | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
100 | 122 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» |
101 | 123 | | | Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» и работа над ошибками |
102 | 124-125 | | | РР. Сочинение-описание репродукции картины П. П. Кончаловского «Сирень» (упр. 470) |
Морфология. Орфография. Культура речи (49 + 10 ч.)/(57 + 12 ч.) |
103 | 126-127 | | | Имя существительное как часть речи |
104 | 128 | | | РР. Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение (по упр. 484) |
105 | 129 | | | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
106 | 130 | | | Имена существительные собственные и нарицательные |
107 | 131 | | | Род имён существительных |
108 | 132 | | | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
109 | 133 | | | РР. Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница» (упр. 513) |
110 | 134 | | | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
111 | 135 | | | Три склонения имён существительных |
112 | 136 | | | Падеж имён существительных |
113-114 | 137-139 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
115 | 140-141 | | | РР. Изложение текста с изменением лица (упр. 547) |
116 | 142 | | | Множественное число имён существительных |
117 | 143-144 | | | Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных |
118 | 145 | | | Морфологический разбор имени существительного |
119-120 | 146-147 | | | Повторение изученного по теме «Имя существительное» |
121 | 148 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
122 | 149 | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» и работа над ошибками |
123 | 150 | | | Имя прилагательное как часть речи |
124-125 | 151-152 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
126 | 153 | | | РР. Описание животного. Изложение (упр. 585) |
127 | 154-155 | | | .Прилагательные полные и краткие |
128 | 156-157 | | | РР. Описание животного по репродукции картины А. Н. Комарова «Наводнение» (упр. 598) |
129 | 158 | | | Морфологический разбор имени прилагательного |
130 | 159 | | | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» |
131 | 160 | | | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» |
132 | 161 | | | Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное» и работа над ошибками |
133 | 162 | | | РР. Сочинение-описание «Мой четвероногий друг» (упр. 587) |
134 | 163-164 | | | Глагол как часть речи |
135 | 165 | | | Не с глаголами |
136 | 166 | | | РР. Рассказ |
137 | 167 | | | Неопределённая форма глагола |
138 | 168 | | | Правописание -тся и -ться в глаголах |
139 | 169-170 | | | Виды глагола |
140-141 | 171-172 | | | Буквы е – и в корнях с чередованием |
142 | 173 | | | РР. Невыдуманный рассказ (о себе) |
143 | 174 | | | Контрольная работа |
144 | 175 | | | Анализ контрольной работы и работа над ошибками |
145 | 176 | | | Время глагола |
146 | 177 | | | Прошедшее время |
147 | 178 | | | Настоящее время |
148 | 179 | | | Будущее время |
149 | 180 | | | Спряжение глаголов |
150-152 | 181-184 | | | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
153 | 185 | | | Морфологический разбор глагола |
154 | 186 | | | РР. Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А. Ф. Савчук «Шоколадный торт» (упр. 688) |
155 | 187 | | | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
156 | 188 | | | Употребление времён |
157-158 | 189-190 | | | Повторение изученного по теме «Глагол» |
159 | 191 | | | Контрольная работа по теме «Глагол» |
160 | 192 | | | Анализ контрольной работы по теме «Глагол» и работа над ошибками |
161 | 193 | | | РР. Сочинение-рассказ по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку» (упр. 701) |
Повторение и систематизация изученного (13 + 1 ч.)/(16 + 1 ч.) |
162-163 | 194-195 | | | Разделы науки о языке |
164 | 196 | | | РР. Сочинение на одну из тем по выбору (упр. 717) |
165-166 | 197-198 | | | Орфограммы в приставках и в корнях слов |
167 | 199 | | | Орфограммы в окончаниях слов |
168 | 200 | | | Употребление букв ъ и ь |
169-170 | 201-202 | | | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью |
171 | 203 | | | Итоговое тестирование |
172 | 204 | | | Анализ результатов итогового тестирования и работа над ошибками |
173 | 205 | | | Итоговый урок |
174-175 | 206-210 | | | Резервные уроки. (Используются по усмотрению учителя.) |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
6 класс
210 часов
№ урока | Дата проведения | Тема |
План | Факт |
Язык. Речь. Общение (2 + 1 ч.) |
1 | | | Русский язык – один из развитых языков мира |
2 | | | Язык, речь, общение |
3 | | | РР. Ситуация общения |
Повторение изученного в 5 классе (14 ч.) |
4 | | | Фонетика. Орфоэпия |
5-6 | | | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов |
7-8 | | | Части речи |
9-10 | | | Орфограммы в окончаниях слов |
11 | | | Словосочетание |
12 | | | Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении |
13 | | | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении |
14 | | | Синтаксический разбор предложений |
15 | | | Прямая речь. Диалог |
16 | | | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе» |
17 | | | Анализ контрольной работы по теме «Повторение изученного в 5 классе» и работа над ошибками |
Текст (8 уроков развития речи) |
18 | | | РР. Текст, его особенности |
19 | | | РР. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста |
20 | | | РР. Начальные и конечные предложения текста |
21 | | | РР. Ключевые слова |
22 | | | РР. Основные признаки текста |
23 | | | РР. Текст и стили речи |
24 | | | РР. Официально-деловой стиль речи |
25 | | | РР. Проверочная работа по речеведческому анализу текста |
Лексика. Культура речи (9 + 2 ч.) |
26 | | | Слово и его лексическое значение |
27 | | | РР. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение-описание репродукции картины А. М. Герасимова «После дождя» (упр. 104) |
28 | | | Общеупотребительные слова |
29 | | | Профессионализмы |
30 | | | Диалектизмы |
31 | | | РР. Сжатое изложение по тексту М. Булатова и В. Порудоминского (упр. 119) |
32-33 | | | Исконно русские и заимствованные слова |
34 | | | Новые слова (неологизмы) |
35 | | | Устаревшие слова |
36 | | | Словари |
Фразеология. Культура речи (5 + 1 ч.) |
37 | | | Фразеологизмы |
38 | | | Источники фразеологизмов |
39 | | | РР. Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор) (упр. 152) |
40 | | | Повторение изученного по темам «Лексика. Культура речи» и «Фразеология. Культура речи» |
41 | | | Контрольная работа по темам «Лексика. Культура речи» и «Фразеология. Культура речи» |
42 | | | Анализ контрольной работы по темам «Лексика. Культура речи» и «Фразеология. Культура речи» и работа над ошибками |
Словообразование. Орфография. Культура речи (21 + 8 ч.) |
43 | | | Морфемика и словообразование |
44 | | | РР. Описание помещения |
45-46 | | | РР. Выборочное изложение (описание помещения с изменением лица рассказчика (А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»); упр. 167) |
47-48 | | | Основные способы образования слов в русском языке |
49 | | | Этимология слов |
50 | | | РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план |
51 | | | РР. Сочинение-описание помещения (упр. 183) |
52 | | | РР. Анализ творческих работ (выборочного изложения, сочинения- описания) |
53-54 | | | Буквы о и а в корне -кас- – -кос- |
55 | | | Буквы о и а в корне -гар- – -гор- |
56 | | | Буквы о и а в корне -зар- – -зор- |
57 | | | Буквы ы и и после приставок |
58-59 | | | Гласные в приставках пре- и при- |
60 | | | Контрольный диктант по теме «Правописание корней и приставок» |
61 | | | Анализ контрольного диктанта по теме «Правописание корней и приставок» и работа над ошибками |
62 | | | Соединительные о и е в сложных словах |
63-64 | | | Сложносокращённые слова |
65-66 | | | РР. Сочинение-описание по репродукции картины Т. Н. Яблонской «Утро» (упр. 225) |
67 | | | Морфемный и словообразовательный разбор слова |
68-69 | | | Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» |
70 | | | Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» |
71 | | | Анализ контрольной работы по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» и работа над ошибками |
Морфология. Орфография. Культура речи |
Имя существительное (19 + 3 ч.) |
72-73 | | | Повторение изученного в 5 классе |
74 | | | РР. Составление письма другу (упр. 244) |
75 | | | Разносклоняемые имена существительные |
76 | | | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя |
77 | | | РР. Составление устного публичного выступления о происхождении имён (упр. 263) |
78 | | | Несклоняемые имена существительные |
79 | | | Род несклоняемых имён существительных |
80 | | | Имена существительные общего рода |
81 | | | Морфологический разбор имени существительного |
82 | | | РР. Сочинение-описание по личным впечатлениям (упр. 284) |
83-84 | | | Не с существительными |
85-86 | | | Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) |
87 | | | Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик |
88-89 | | | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных |
90-91 | | | Повторение изученного по теме «Имя существительное» |
92 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
93 | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» и работа над ошибками |
Имя прилагательное (23 + 7 ч.) |
94-95 | | | Повторение изученного в 5 классе |
96 | | | РР. Описание природы |
97-98 | | | Степени сравнения имён прилагательных |
99 | | | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные |
100 | | | Относительные прилагательные |
101-102 | | | РР. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из романа А. С. Пушкина «Дубровский»; упр. 347) |
103 | | | Притяжательные прилагательные |
104 | | | Морфологический разбор имени прилагательного |
105-106 | | | Не с прилагательными |
107-108 | | | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
109-110 | | | РР. Сочинение-описание природы по репродукции картины Н. П. Крымова «Зимний вечер» (упр. 364) |
111-113 | | | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных |
114-115 | | | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- |
116-117 | | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
118-119 | | | РР. Составление устного публичного выступления о произведении народного промысла (упр. 393) |
120-121 | | | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» |
122 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» |
123 | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» и работа над ошибками |
Имя числительное (14 + 1 ч.) |
124 | | | Имя числительное как часть речи |
125 | | | Простые и составные числительные |
126-127 | | | Мягкий знак на конце и в середине числительных |
128-129 | | | Порядковые числительные |
130 | | | Разряды количественных числительных |
131 | | | Числительные, обозначающие целые числа |
132 | | | Дробные числительные |
133 | | | Собирательные числительные |
134 | | | Морфологический разбор имени числительного |
135 | | | Повторение изученного по теме «Имя числительное» |
136 | | | РР. Публичное выступление на тему «Берегите природу!» (упр. 432) |
137 | | | Контрольная работа по теме «Имя числительное» |
138 | | | Анализ контрольной работы по теме «Имя числительное» и работа над ошибками |
Местоимение (20 + 4 ч.) |
139 | | | Местоимение как часть речи |
140-141 | | | Личные местоимения |
142 | | | Возвратное местоимение себя |
143 | | | РР. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» (упр. 448) |
144-145 | | | Вопросительные и относительные местоимения |
146-147 | | | Неопределённые местоимения |
148-149 | | | Отрицательные местоимения |
150 | | | Притяжательные местоимения |
151 | | | РР. Рассуждение. Сочинение-рассуждение (упр. 480) |
152-153 | | | Указательные местоимения |
154 | | | Определительные местоимения |
155 | | | Местоимения и другие части речи |
156 | | | Морфологический разбор местоимения |
157-158 | | | РР. Сочинение-рассказ по воображению (упр. 494) или по репродукции картины Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 499) |
159-160 | | | Повторение изученного по теме «Местоимение» |
161 | | | Контрольная работа по теме «Местоимение» |
162 | | | Анализ контрольной работы по теме «Местоимение» и работа над ошибками |
Глагол (23 + 6 ч.) |
163-165 | | | Повторение изученного в 5 классе |
166 | | | РР. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет» с включением части готового текста (упр. 517) |
167 | | | Разноспрягаемые глаголы. |
168-169 | | | Глаголы переходные и непереходные |
170 | | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
171 | | | РР. Изложение (упр. 542) |
172-173 | | | Условное наклонение |
174-176 | | | Повелительное наклонение |
177-178 | | | РР. Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 561) |
179-180 | | | Употребление наклонений |
181-182 | | | Безличные глаголы |
183 | | | Морфологический разбор глагола |
184-185 | | | РР. Рассказ на основе услышанного |
186-187 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов |
188-189 | | | Повторение изученного по теме «Глагол» |
190 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
191 | | | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» и работа над ошибками |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (17 + 2 ч.) |
192 | | | Разделы науки о языке |
193-194 | | | Орфография |
195 | | | Пунктуация |
196 | | | РР. Сочинение на тему по выбору (упр. 610) |
197 | | | РР. Анализ сочинения на тему по выбору и работа над ошибками |
198-199 | | | Лексика и фразеология |
200-201 | | | Словообразование |
202-203 | | | Морфология |
204 | | | Синтаксис |
205 | | | Итоговая контрольная работа |
206 | | | Анализ итоговой контрольной работы и работа над ошибками |
207 | | | Итоговый урок |
208-210 | | | Резервные уроки. (Используются по усмотрению учителя.) |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
7 класс
140 часов
№ урока | Дата проведения | Тема |
План | Факт |
1 | | | Русский язык как развивающееся явление |
Повторение изученного в V-VI классах (9 ч.) |
2 | | | Синтаксис. Синтаксический разбор |
3 | | | Пунктуация. Пунктуационный разбор |
4 | | | Лексика и фразеология |
5 | | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова |
6-7 | | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор |
8-9 | | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова |
10 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в V-VI классах» |
Тексты и стили (5 ч.) |
11 | | | РР. Текст |
12 | | | РР. Диалог как текст |
13 | | | РР. Виды диалога |
14 | | | РР. Стили литературного языка |
15 | | | РР. Публицистический стиль |
Морфология и орфография. Культура речи |
Причастие (27 + 4 ч.) |
16 | | | Причастие как часть речи |
17 | | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
18-19 | | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми |
20 | | | РР. Описание внешности человека |
21 | | | Действительные и страдательные причастия |
22 | | | Краткие и полные страдательные причастия |
23-24 | | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
25 | | | Действительные причастия прошедшего времени |
26 | | | РР. Изложение текста с изменением формы действующего лица (упр. 116) |
27-28 | | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
29 | | | Страдательные причастия прошедшего времени |
30 | | | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях |
31-32 | | | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных |
33-34 | | | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных |
35 | | | РР. Выборочное изложение с описанием внешности. (По отрывку из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»; упр. 151.) |
36 | | | Морфологический разбор причастия |
37 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» |
38 | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Причастие» и работа над ошибками |
39-40 | | | Слитное и раздельное написание не с причастиями |
41 | | | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
42 | | | РР. Сочинение-описание внешности по личным наблюдениям (упр. 167) |
43-44 | | | Повторение изученного по теме «Причастие» |
45 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» |
46 | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Причастие» и работа над ошибками |
Деепричастие (9 + 1 ч.) |
47 | | | Деепричастие как речи |
48-49 | | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
50 | | | Раздельное написание не с деепричастиями |
51 | | | Деепричастия несовершенного вида |
52 | | | Деепричастия совершенного вида |
53 | | | РР. Сочинение-рассказ по репродукции картины С. А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины (упр. 209) |
54 | | | Морфологический разбор деепричастий |
55 | | | Повторение изученного по теме «Деепричастие» |
56 | | | Контрольная работа по теме «Деепричастие» |
Наречие (20 + 5 ч.) |
57 | | | Наречие как часть речи |
58 | | | Разряды наречий |
59 | | | РР. Сочинение в форме дневниковых записей по репродукции картины И. Попова «Первый снег» (упр. 233) |
60 | | | Степени сравнения наречий |
61 | | | Морфологический разбор наречия |
62 | | | РР. Сочинение-рассуждение (упр. 239) |
63-64 | | | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е |
65-66 | | | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий |
67 | | | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е |
68-69 | | | РР. Описание действий. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям (упр. 263) |
70 | | | Буквы о и е после шипящих на конце наречий |
71 | | | Буквы о и а на конце наречий |
72 | | | РР. Описание внешности и действий человека по репродукции картины Е. Н. Широкова «Друзья» (упр. 273) |
73-74 | | | Дефис между частями слова в наречиях |
75-76 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
77 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
78-79 | | | Повторение изученного по теме «Наречие» |
80 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» |
81 | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Наречие» и работа над ошибками |
Учебно-научная речь (3 ч.) |
82 | | | РР. Отзыв |
83-84 | | | РР. Учебный доклад |
Категория состояния (3 + 1 ч.) |
85-86 | | | Категория состояния как часть речи |
87 | | | Морфологический разбор категории состояния |
88 | | | РР. Сжатое изложение по тексту К. Г. Паустовского «Обыкновенная земля» (упр. 322) |
Служебные части речи (1 ч.) |
89 | | | Самостоятельные и служебные части речи |
Предлог (7 + 1 ч.) |
90 | | | Предлог как часть речи |
91 | | | Употребление предлогов |
92 | | | Непроизводные и производные предлоги |
93 | | | Простые и составные предлоги |
94 | | | Морфологический разбор предлога |
95 | | | РР. Рассказ-репортаж по данному началу на основе увиденного на репродукции картины А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» (упр. 348) |
96-97 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов |
Союз (12 +1 ч.) |
98 | | | Союз как часть речи |
99 | | | Простые и составные союзы |
100 | | | Союзы сочинительные и подчинительные |
101 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
102 | | | Сочинительные союзы |
103 | | | Подчинительные союзы |
104 | | | Морфологический разбор союза |
105 | | | РР. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему (упр. 384) |
106-107 | | | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы |
108 | | | Повторение сведений о предлогах и союзах |
109 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Предлог» и «Союз» |
110 | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по темам «Предлог» и «Союз» и работа над ошибками |
Частица (14 + 3 ч.) |
111 | | | Частица как часть речи |
112 | | | Разряды частиц. Формообразующие частицы |
113-114 | | | Смыслоразличительные частицы |
115 | | | Раздельное и дефисное написание частиц |
116-117 | | | РР. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр. 426) |
118 | | | Морфологический разбор частицы |
119- 120 | | | Отрицательные частицы не и ни |
121- 122 | | | Различение частицы не и приставки не- |
123 | | | Частица ни, приставка ни-, союз ни… ни |
124 | | | РР. Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр. 446) |
125 | | | Повторение изученного по теме «Частица» |
126 | | | Контрольная работа по теме «Частица» |
127 | | | Анализ контрольной работы по теме «Частица» и работа над ошибками |
Междометие (2) |
128 | | | Междометие как часть речи |
129 | | | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях |
Повторение и систематизация изученного в V-VII классах (9 + 2 ч.) |
130 | | | Разделы науки о русском языке |
131 | | | РР. Текст и стили речи. Учебно-научная речь |
132 | | | РР. Контрольное сочинение на предложенную тему (изложение) |
133 | | | Фонетика. Графика |
134 | | | Лексика и фразеология |
135 | | | Морфемика. Словообразование |
136-137 | | | Морфология |
138 | | | Орфография |
139 | | | Синтаксис. Пунктуация |
140 | | | Итоговый урок |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
8 класс
105 часов
№ урока | Дата проведения | Тема |
План | Факт |
1 | | | Русский язык в современном мире |
Повторение изученного в V-VII классах (6 + 2 ч.) |
2 | | | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения |
3 | | | Знаки препинания в сложном предложении |
4-5 | | | Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
6-7 | | | Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 27) |
8 | | | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи |
9 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в V-VII классах» |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (5 + 1 ч.) |
10 | | | Основные единицы синтаксиса |
11 | | | Р.Р. Текст как единица синтаксиса |
12 | | | Предложение как единица синтаксиса |
13 | | | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний |
14 | | | Синтаксические связи слов в словосочетаниях |
15 | | | Синтаксический разбор словосочетаний |
Простое предложение (2 + 1 ч.) |
16 | | | Грамматическая (предикативная) основа предложения |
17 | | | Порядок слов в предложении. Интонация |
18 | | | Р.Р. Описание памятника культуры (упр. 89) |
Двусоставные предложения (15 + 3 ч.) |
Главные члены предложения |
19 | | | Подлежащее. Сказуемое |
20 | | | Простое глагольное сказуемое |
21 | | | Р.Р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр. 102) |
22 | | | Составное глагольное сказуемое |
23-24 | | | Составное именное сказуемое |
25-26 | | | Тире между подлежащим и сказуемым |
Второстепенные члены предложения |
27 | | | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение |
28 | | | Определение |
29 | | | Р.Р. Сжатое изложение (упр. 139) |
30-31 | | | Приложение. Знаки препинания при нём |
32 | | | Обстоятельство |
33 | | | Синтаксический разбор двусоставного предложения |
34 | | | Р.Р. Характеристика человека |
35 | | | Повторение изученного по теме «Двусоставные предложения» |
36 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставные предложения» |
Односоставные предложения (9 + 2 ч.) |
37 | | | Главный член односоставного предложения |
38 | | | Назывные предложения |
39 | | | Определённо-личные предложения |
40 | | | Неопределённо-личные предложения |
41 | | | Р.Р. Инструкция |
42 | | | Безличные предложения |
43 | | | Р.Р. Рассуждение |
44 | | | Неполные предложения |
45 | | | Синтаксический разбор односоставного предложения |
46 | | | Повторение изученного по теме «Односоставные предложения» |
47 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения» |
Простое осложнённое предложение |
48 | | | Понятие об осложнённом предложении |
Однородные члены предложения (10 + 1 ч.) |
49 | | | Понятие об однородных членах |
50 | | | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них |
51 | | | Р.Р. Изложение по тексту О. Будановой (упр. 242) |
52 | | | Однородные и неоднородные определения |
53-54 | | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них |
55-56 | | | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них |
57 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами |
58 | | | Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» |
59 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения» |
Обособленные члены предложения (14 + 2 ч.) |
60 | | | Понятие об обособлении |
61-63 | | | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них |
64-65 | | | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему |
66-67 | | | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них |
68-69 | | | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них |
70-71 | | | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них |
72 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
73-74 | | | Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения» |
75 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (9 + 2 ч.) |
Обращение |
76 | | | Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении |
77 | | | Употребление обращений |
78 | | | Р.Р. Составление делового письма |
Вводные и вставные конструкции |
79 | | | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению |
80 | | | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях |
81 | | | Вставные слова, словосочетания и предложения |
82 | | | Р.Р. Публичное выступление (упр. 386) |
83 | | | Междометия в предложении |
84 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения |
85 | | | Повторение изученного по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» |
86 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» |
Чужая речь (7 + 2 ч.) |
87 | | | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь |
88 | | | Косвенная речь |
89-90 | | | Прямая речь |
91 | | | Диалог |
92 | | | Р.Р. Рассказ |
93 | | | Цитата |
94 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение изученного по теме «Чужая речь» |
95 | | | Р.Р. Сжатое изложение (упр. 418) |
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (7 + 3 ч.) |
96 | | | Синтаксис и морфология |
97 | | | Синтаксис и пунктуация |
98 | | | Итоговая контрольная работа |
99 | | | Анализ итоговой контрольной работы, работа над ошибками |
100 | | | Синтаксис и культура речи |
101 | | | Синтаксис и орфография |
102 | | | Итоговый урок |
103-105 | | | Р. Р. Резервные уроки. (Используются по усмотрению учителя.) |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
9 класс
105 часов
№ урока | Дата проведения | Тема |
План | Факт |
1 | | | Международное значение русского языка |
2 | | | Р.Р. Написание выборочного изложения (упр. 6) |
Повторение изученного в 5–8 классах (6 + 2 ч.) |
3 | | | Устная и письменная речь. Монолог, диалог |
4-5 | | | Р.Р. Стили речи |
6 | | | Простое предложение и его грамматическая основа |
7-8 | | | Предложения с обособленными членами |
9 | | | Обращения, вводные слова и вставные конструкции |
10 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5–8 классах» |
Сложное предложение. Культура речи (5 + 2 ч.) |
11 | | | Понятие о сложном предложении |
12-13 | | | Союзные и бессоюзные сложные предложения |
14 | | | Р.Р. Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» (упр. 52) |
15 | | | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения |
16 | | | Интонация сложного предложения |
17 | | | Р.Р. Написание сочинения по упр. 59 (или сочинения на лингвистическую тему «Роль интонации в русском языке», «Роль знаков препинания в русском языке») |
Сложносочинённые предложения (10 ч.) |
18 | | | Понятие о сложносочинённом предложении |
19 | | | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях |
20 | | | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами |
21 | | | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами |
22 | | | Сложносочинённые предложения с противительными союзами |
23-24 | | | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения |
25 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения |
26 | | | Повторение изученного по теме «Сложносочинённые предложения» |
27 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённые предложения» |
Сложноподчинённые предложения (7 + 4 ч.) |
28 | | | Понятие о сложноподчинённом предложении |
29-30 | | | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
31 | | | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения о роли Интернета в жизни современного человека (упр. 87) |
32-33 | | | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении |
34-35 | | | Р.Р. Способы компрессии текста. Написание сжатого изложения (упр. 95) |
36-37 | | | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении |
38 | | | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения «Что такое доброта?» (упр. 100, 101) |
Основные группы сложноподчинённых предложений (6 + 2 ч.) |
39-41 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными |
42-43 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными |
44 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени |
45 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными места |
46 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины |
47 | | | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения «Что такое искусство?» (на материале упр. 133, 134) |
48 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия |
49 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными условия |
50 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки |
51 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели |
52-53 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени |
54 | | | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными |
55 | | | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения «Что такое Родина?» (на материале упр. 165, 166) |
56-58 | | | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них |
59 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения |
60 | | | Р.Р. Написание подробного изложения по упр. 177 |
61 | | | Повторение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения» |
62 | | | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения «Что такое подвиг?» (упр. 183, 184) |
63 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые предложения» |
Бессоюзные сложные предложения (10 + 2 ч.) |
64 | | | Понятие о бессоюзном сложном предложении |
65 | | | Интонация в бессоюзных сложных предложениях |
66-67 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложения |
68 | | | Р.Р. Написание сочинения по упр. 192 |
69-70 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении |
71-72 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении |
73 | | | Р.Р. Отзыв. Написание отзыва или рассказа по материалу упр. 202 или упр. 260 |
74 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения |
75 | | | Повторение изученного по теме «Бессоюзные сложные предложения» |
Сложные предложения с различными видами связи (7 + 2 ч.) |
76-77 | | | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях |
78-79 | | | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи |
80 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи |
81 | | | Р.Р. Написание подробного изложения (упр. 219) |
82 | | | Р.Р. Публичная речь (упр. 222) |
83 | | | Повторение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи» |
84 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Бессоюзные сложные предложения» и «Сложные предложения с различными видами связи» |
Повторение и систематизация изученного в 5–9 классах (17 + 4 ч.) |
85 | | | Фонетика и графика |
86-87 | | | Лексикология (лексика) и фразеология |
88 | | | Морфемика |
89 | | | Словообразование |
90-92 | | | Морфология |
93-94 | | | Синтаксис |
95-97 | | | Орфография. Пунктуация |
98 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение и систематизация изученного в 5–9 классах » |
99 | | | Р.Р. Написание сжатого изложения по упр. 259 |
100 | | | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием по теме «Повторение и систематизация изученного в 5–9 классах » и сжатого изложения. Работа над ошибками |
101-102 | | | Итоговые уроки |
103-105 | | | Р.Р. Резервные уроки |