Пояснительная записка.
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту Государственного общеобразовательного стандарта основного образования, составлена на основе авторской программы по русскому языку «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: 5-9 кл.» (авторы – составители: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.)
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета, в том числе и на основе изучения русской национальной культуры, традиций русского народа, его мышления и миропонимания.
2. развитие логического мышления учащихся;
3. обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
4. формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Цели рабочей программы составлены в соответствии с Федеральным компонентом Государственного общеобразовательного стандарта. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции:
культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Именно поэтому большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с произведениями устного народного творчества: пословицы, загадки, поговорки, песни; выбираются тексты нравственного и патриотического содержания.
языковая компетенция и лингвистическая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, о его традициях, развития языкового эстетического идеала, т.е. представление о прекрасном в языке и речи, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке.
коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать собственные тексты на основе исходного материала.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 7 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
В результате изучения курса русского языка ученик VII класса должен
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа;
основные признаки разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его типов (описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
читать тексты разных стилей и жанров;
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, письмо, дневниковые записи);
владеть различными видами монолога (описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Учебно-тематический план
«Русский язык. 7 класс»
№п/п | Содержание | Количество часов | Развитие речи | Контрольные работы |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | - | - |
2 | Повторение изученного в V – VI классах. | 16 | - | 1д. |
3 | Причастие. | 33 | 5 | 2д.+2т. |
4 | Деепричастие. | 13 | 2 | 1д.+1т. |
5 | Наречие. | 23 | 3 | 1д.+1т. |
6 | Учебно научная речь | 2 | - | - |
7 | Категория состояния. | 5 | 1 | - |
8 | Служебные части речи. Предлог. | 10 | 1 | 1 д. |
9 | Служебные части речи. Союз. | 12 | 1 | 1 т. |
10 | Служебные части речи. Частицы. | 11 | 1 | - |
11 | Междометия. | 2 | - | - |
12 | Повторение и систематизация изученного в V - VII классах. | 8 | - | 1д |
| Итого: | 136 | 14 | 7 д. + 5т. |
Содержание учебного курса «Русский язык 7 класс»
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение пройденного в V-VI классах (16 ч.)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Причастие (33 ч.)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесенá, принесенó, принесены´), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (13ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного виды и их образование. Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие(23 ч.)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (5 ч.)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи (1 ч)
Предлог (10 ч.)
I.Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (12 ч.)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.Слитные и разделительные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности
Частица (11ч.)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч.)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в VII классе (8 ч.)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Календарно- тематический план
«Русский язык. 7 класс» (136ч)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | | | |
Повторение изученного в V – VI классах (16 ч) | |
2. | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | | . | |
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | | | |
4. | Лексика и фразеология. | 1 | | | |
5-6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 2 | | | |
7. | Словообразование и орфография | 1 | | | |
8 | Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | | | |
9-10 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 2 | | | |
11 | Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | | | |
12 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | | | |
13 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | | |
14 | Текст | 1 | | | |
15 | Диалог как текст. Виды диалога. | 1 | | | |
16 | Стили литературного языка. | 1 | | | |
17 | Публицистический стиль. | 1 | | | |
Причастие (33 ч.) | |
18 | Причастие как часть речи. | 1 | | | |
19-20 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 2 | | | |
21 | Понятие о причастном обороте | 1 | | | |
22. | Причастный оборот; выделение причастного оборота запятыми | 1 | | | |
23 | Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота. | 1 | | | |
24 | Р.р. Описание внешности человека | 1 | | | |
25 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | | |
26 | Полные и краткие страдательные причастия. Словарный диктант № 1 | 1 | | | |
27 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. | 1 | | | |
28 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | | | |
29 | Действительные причастия настоящего и прошедшего времени | 1 | | | |
30 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | | | |
31 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | | | |
32 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | 1 | | | |
33 | Тест по теме «Причастие» | 1 | | | |
34 | Р.р Сжатое изложение | 1 | | | |
35 | Работа над ошибками диктанта и теста. Гласные перед - н- в кратких и полных страдательных причастиях. | 1 | | | |
36 | Одна и две буквы –н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 1 | | | |
37 | Практическая работа | 1 | | | |
38 | Одна и две буквы –н- в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | | | |
39-40 | Р.р. Выборочное изложение повествовательного текста. | 2 | | | |
41 | Морфологический разбор причастия. | 1 | | | |
42-43 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Практикум | 2 | | | |
44 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | | |
45-46 | Обобщающий урок по теме «Причастие». Подготовка к сочинению | 2 | | | |
47 | Р.Р. Сочинение – описание внешности человека. | 1 | | | |
48. | Контрольный тест по теме «Причастие» | 1 | | | |
49 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | | | |
50 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | 1 | | | |
Деепричастие (13ч.) | | 1 | | | |
51 | Деепричастие как часть речи | 1 | | | |
52 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | | | |
53 | Знаки препинания при деепричастном обороте (практикум) | 1 | | | |
54 | НЕ с деепричастиями. | 1 | | | |
55. | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | | | |
56 | Деепричастия совершенного вида. Словарный диктант№2. | 1 | | | |
57 | Деепричастие несовершенного и совершенного вида | 1 | | | |
58-59. | Р.Р. Рассказ по картине с описанием действий. | 2 | | | |
60 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | | | |
61 | Урок-практикум. Тренировочный тест по теме «Деепричастие». | 1 | | | |
62. | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | 1 | | | |
63 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Деепричастие». | 1 | | | |
| Наречие ( 23ч.) | | |
64 | Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий | 1 | | | | | | |
65 | Употребление наречий в речи. | 1 | | |
66-67. | Разряды наречий | 2 | | | |
68. | Степени сравнения наречий и их образование | 1 | | | |
69 | Морфологический разбор наречия. Словарный диктант № 3. | 1 | | | |
70-71. | Слитное и раздельное написание не с наречиями. Практикум. | 2 | | | |
72 | НЕ- и НИ - в отрицательных наречиях. | 1 | | | |
73 | Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е. | 1 | | | |
74-75. | Р.р. Подробное изложение текста с описанием действия | 2 | | | |
76 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | | | |
77 | Буквы -о и -а на конце наречий | 1 | | | |
78 | Р.р Описание картины Е. Н. Широкова «Друзья» | | | | |
79-80. | Дефис между частями слова в наречиях. Практикум | 2 | | | |
81-82 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Проверочная работа | 2 | | | |
83. | Буква ь после шипящих на конце наречий. | 1 | | | |
84 | Урок-зачет по теме «Наречие». Тест | 1 | | | |
85. | Обобщающий урок по теме «Наречие» | 1 | | | |
86 | Контрольный диктант по теме «Наречие». | 1 | | | |
Учебно – научная речь | |
87 | Отзыв | 1 | | |
88 | Учебный доклад 1 | | | |
| Категория состояния (5ч.) | | |
89. | Категория состояния как часть речи. | 1 | | | |
90 | Категория состояния и другие части речи | 1 | | | |
91 | Употребление слов категории состояния в речи | 1 | | | |
92 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | | | |
93. | Р.р. Выборочное изложение | 1 | | | |
| Предлог (10ч. ) | | | | |
94 | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. | 1 | | | |
95 | Синтаксическая роль предлогов в предложении. | 1 | | | |
96 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | | | |
97. | Простые и составные предлоги. | 1 | | | |
98-99 | Слитные и раздельные написания предлогов. Теория | 2 | | | |
100. | Контрольный диктант по теме «Предлог». | 1 | | | |
101 | Морфологический разбор предлога | 1 | | | |
102 | Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест. | 1 | | | |
103 | Р. р. Написание сочинения- рассуждения. Основная мысль текста. | 1 | | | |
| Союз (12 ч.) | | |
104 | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. | 1 | | | |
105 | Простые и составные союзы | 1 | | | |
106 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | | | |
107 | Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. | 1 | | | |
108 | Сочинительные союзы. Словарный диктант№4 | 1 | | | |
109. | Подчинительные союзы в сложном предложении. | 1 | | | |
110. | Морфологический разбор союза | 1 | | | |
111 | Р.р. Написание сочинения-рассуждения. | 1 | | | |
112- 113 | Слитные и раздельные написания союзов также, тоже, чтобы, зато. | 2 | | | |
114 | Контрольный тест по теме «Союзы». | 1 | | | . | 2 | | |
115 | Обобщающий урок по теме «Союзы». Анализ ошибок в контрольном тесте. | 1 | | |
| Частицы (11ч.) | |
116 | Частица как служебная часть речи | 1 | | | |
117. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | | | |
118-119. | Смыслоразличительные частицы. | 2 | | | |
120. | Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы | 1 | | | |
121. | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 1 | | | |
122 | Различение на письме частиц не и ни | 1 | | | |
123. | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету | 1 | | | |
124. | Различение на письме частицы не и приставки не. | 1 | | | |
115. | Различение на письме частицы ни, союза ни-ни и приставки ни Контрольный словарный диктант№5. | 1 | | | |
126 | Обобщающий урок по теме «Частица» | 1 | | | | 2 | | |
| Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч) | | |
127. | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. | 1 | | | |
128. | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. | 1 | | | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ(8ч.) | |
129. | Русский язык и разделы науки о нем. Текст. Стили речи. | 1 | | | |
130. | Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса. | 1 | | | |
131 | Фонетика и графика | 1 | | | |
132 | Лексика и фразеология. Анализ контрольного диктанта. | 1 | | | |
133. | Морфемика. Словообразование | 1 | | | |
134 | Морфология. | 1 | | | |
135 | Орфография. | 1 | | | |
136. | Синтаксис. Пунктуация | 1 | | | | 1 | . | |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.М.Просвещение, 2014г.
2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку.
К учебнику М.Т.Баранова.М.2014
3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) – М.Просвещение, 2010.
4.. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса
Список литературы.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.
М.: Просвещение, 2001.
2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
3.Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник.
М.: Высшая школа, 1993.
4. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Русский язык.
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2014.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета, в том числе и на основе изучения русской национальной культуры, традиций русского народа, его мышления и миропонимания.
развитие логического мышления учащихся;
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс 7 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
В результате изучения курса русского языка ученик VII класса должен
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа;
основные признаки разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его типов (описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
читать тексты разных стилей и жанров;
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, письмо, дневниковые записи);
владеть различными видами монолога (описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Учебно - тематический план
«Русский язык.7 класс»
№ п/п | Наименование разделов, тем. | Количество часов |
Всего | Контрольные работы (диктанты и тесты) | Практические лабораторные работы | Экскурсии |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | - | (развитие речи) - | - |
2 | Повторение изученного в V – VI классах | 9 | 1д. | 2 | - |
3 | Причастия | 31 | 1д.+1т. | 4 | - |
4 | Деепричастия | 13 | 1д.+1т. | 2 | - |
5 | Наречия | 23 | 2д.+1т | 2 | - |
6 | Категория состояния | 4 | - | 2 | - |
7 | Служебные части речи. Предлог | 11 | 1т. | 2 | - |
8 | Служебные части речи. Союз | 12 | 1тест | 2 | - |
9 | Служебные части речи Частицы | 13 | 1д. | 2 | - |
10 | Междометия | 2 | - | - | - |
11 | Повторение и систематизация изученного в V - VII классах | 14 | 1 | | |
| Итого: | 136часов | | | |
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского: Русский язык, 5-9 классы, Москва, 2010.
Назначение программы:
улучшение результатов обучения русскому языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.