Рабочая программа русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы к учебному комплексу по русскому языку
Б а б а й ц е в а В. В., Ч е с н о к о в а Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы.
Русский язык. Практика. 8 класс / под ред. Ю. С. Пичугова.
Н и к и т и н а Е. И. Русский язык. Русская речь. 8 класс, утвержденного приказом № 16 от 26.01.2017г. МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 102 ч. в год , 3 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение:
Данная программа составлена для реализации курса русского языка на базовом уровне.
Новизна данной программы определяется тем, что предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программой предусматривается:
- развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения;
- формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности;
- развитие у учащихся потребности речевого самосовершенствования, а также умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм);
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектная, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
№ п/п | Разделы, темы | |
К-во часов | Содержание | Виды деятельности | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Русский язык в современном мире | 1 | | Изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах, взаимопроверка. | Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причину потребности в общении на русском языке |
2. | Повторение изученного в 7классе | 9 | Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. | Анализ текста по алгоритму, проверочный диктант, построение текста, самостоятельная работа, построение рассуждения, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, работа в парах, группах, тестирование, проектирование способов выполнения домашнего задания, выполнение грамматических заданий. | Использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Осуществлять анализ значения, строения, написания разных видов омонимов, произносить заимствованные слова, соблюдая орфоэпические нормы. Распознавать слова с полногласным и неполногласным сочетанием, объяснять их написание. Уместно и умеренно использовать в речи лексику ограниченного употребления, термины, использовать их в текстах научного стиля. Опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова. Безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. Группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования. Безошибочно писать НЕ с различными частями речи. Безошибочно писать, группировать слова разных частей речи. Уместно употреблять разные части речи. Выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения. Безошибочно расставлять знаки препинания в осложнённом простом предложении. Записывать под диктовку текст, соблюдая на письме орфографические и пунктуационные нормы. Излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма. |
3. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение | 13 | Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения. Словосочетание как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация. | Групповая работа, фронтальная беседа, составление рассуждения на лингвистическую тему, составление схем, работа в парах, консультативная помощь учителя, урок-презентация, составление плана лингвистического рассуждения, самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, групповое составление алгоритма объяснения материала, проектирование способов выполнения домашнего задания. | Грамотно расставлять знаки препинания (определительные, разделительные, выделительные). Определять виды связи в словосочетании. Производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания. Соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. Моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять их в речи, соблюдая нормы при построении словосочетаний разных видов |
4. | Двусоставные предложения. Главные члены предложения | 8 | Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. | Работа в парах, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему, презентации, групповая работа, выполнение тестовых заданий, фронтальная беседа, индивидуальные задания, взаимопроверка самостоятельных работ, конспектирование теоретического материала, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий, анализ художественного текста, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания. | Определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого, в каком наклонении, времени используется сказуемое в тексте-повествовании и тексте-описании. Подробно передавать содержание повествовательного текста в жанре рассказа, сохраняя на письме его композицию, создавать собственное высказывание на основе исходного текста, давая оценку поступкам героев, делая выводы, соблюдать на письме нормы русского языка. По составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные глагольные сказуемые. Определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными сказуемыми разных видов. Безошибочно ставить тире между подлежащим и сказуемым. Составлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить. Ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимичную замену разных видов сказуемых. Безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. |
5. | Второстепенные члены предложения | 11 | Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств. | Консультативная помощь учителя, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, конструирование текста по теме урока, индивидуальные задания, составление словарика, заполнение и составление таблиц и схем, составление лингвистического рассуждения по теме урока, выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой, самостоятельная работа, индивидуальная творческая работа, конкурс творческих работ, проектная работа, групповое проектирование способов выполнения домашнего задания. | Использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи. Находить в тексте согласованные и несогласованные определения. Использовать приложение как средство выразительности. Включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами. Опознавать дополнения в предложении и в тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение. Вычленять ключевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста Использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах. Отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространённых и распространённых предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей. Безошибочно писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова. Устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения на письме – графически. Отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространённых и распространённых предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей. |
6. | Односоставные предложения | 13 | Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении. | Групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстами, выполнение тестовых заданий, составление рассуждения на лингвистическую тему, словарный диктант, коллективный анализ художественного текста, консультативная помощь учителя, составление тестов, творческие работы, работа со словарями, лексическая работа со словами, понятиями, групповая проверка выполнения домашнего задания, составление тестовых заданий, проектирование способов выполнения домашнего задания. | |
7. | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами | 12 | Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения. | Выполнение тестовых заданий, работа в парах, лексическая работа, составление опорного конспекта параграфа, проектная деятельность, составление памятки для лингвистического портфолио, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику, составление плана лингвистического рассуждения. | Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, при чтении соблюдать перечислительную интонацию. Составлять схемы предложений. Определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами. Правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений. Производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами. Правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей. Строить высказывания на основе типовой схемы (параллельного или последовательного сравнения), соблюдать на письме нормы русского языка. Предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их. Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. Употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме. Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений. Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений. Употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности. Умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение Умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение |
8. | Предложения с обособленными членами | 20 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность. | Групповое составления памятки для лингвистического портфолио, выполнение грамматических заданий, проектирование способов проверки домашнего задания, индивидуальная, парная и коллективная работа, работа с текстами по алгоритму выполнения задания, творческая и проектная работа, консультативная помощь ученика-эксперта, самостоятельное редактирование текста рассуждения на лингвистическую тему, составление текста от первого лица, объяснительный и словарный диктант, самостоятельная работа по материалу учебника. | Правильно ставить знаки препинания при обособленных членах. Интонационно правильно произносить обособленные согласованные определения и оформлять их на письме. Интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями. При пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания. Интонационно правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме. Самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, предложений в тексте. Соблюдать при пересказе нормы русского языка. Интонационно правильно читать предложения, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи. Выразительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. Правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями. Выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять их. Правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, интонационно правильно произносить их. Правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК. Правильно расставлять знаки препинания при обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами. Писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики. Выделять на письме запятыми уточняющие члены предложения. Соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. Группировать слова по видам орфограмм. Создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно их читать. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. |
9. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями | 3 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | Составление плана текста лингвистического повествования, самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, редактирование текста, работа с дидактическим материалом, составление и выполнение тестовых заданий, индивидуальная и коллективная работа, объяснительный и словарный диктант, изучение содержания параграфа, составление рассказа на грамматическую тему, самостоятельная работа с орфограммами, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий. | Правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. Правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении. Производить синонимичную замену вводных слов. Выразительно читать предложения с вводными и вставными конструкциями, расставлять знаки препинания на письме. |
10. | Предложения с обращениями | 4 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. | Предупредительный диктант, Анализ текстов разных стилей и типов, подготовка материала к публичному выступлению, работа в парах, изучение содержания параграфа, самостоятельная и групповая работа, консультативная помощь ученика-эксперта, учителя. | Расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях. Интонационно правильно произносить предложения с обращением, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях. Исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения. |
11. | Слова-предложения. Междометия | 2 | Особенности слов-предложений. | Проверочный диктант, составление плана статьи параграфа, проектирование домашнего задания, работа с дидактическим материалом. | |
12. | Повторение изученного в 8 классе | 3 | | Групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстами, выполнение тестовых заданий, составление рассуждения на лингвистическую тему, словарный диктант, коллективный анализ художественного текста, консультативная помощь учителя, составление тестов, творческие работы, работа со словарями, лексическая работа со словами, понятиями, групповая проверка выполнения домашнего задания, составление тестовых заданий, проектирование способов выполнения домашнего задания. | |
№ п\п | Дата | Тема | Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные направления проектной и творческой деятельности учащихся |
план | факт |
1 четверть ( 23 часа) |
1 | 1нед сент | | Русский язык в современном мире. | Урок «открытия» нового знания | Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, его функции интеграции народов России. | Работа с учебником . Составление плана, Развернутый ответ на вопрос | |
Повторение изученного в 5-7 классах (9 часов) |
2 | 1нд сент | | Повторение. Лексика. Фразеология. | Урок общеметодической направленности | Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово, используют синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения повтора; анализировать значение, строение, написание разных видов омонимов; использовать толковые словари. | Анализ текста по алгоритму, проверочный диктант, построение текста, самостоятельная работа, построение рассуждения, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, работа в парах, группах, тестирование, проектирование способов выполнения домашнего задания, выполнение грамматических заданий. | |
3. | 1нед сент | | Повторение. Морфемика словообразование. | Урок общеметодической направленности | Знать: процессы словообразования в современном русском языке. Уметь: различать ударные и безударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; работать со словарями; выполнять морфемный разбор слов | |
4. | 2нед сент | | Повторение. Морфемика. Орфография | Урок общеметодической направленности | Знать: процессы словообразования в современном русском языке. Уметь: различать ударные и безударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; работать со словарями; выполнять морфемный разбор слов | |
5. | 2нед сент | | Повторение. Морфология. Орфография. | Урок общеметодической направленности | Знать: процессы словообразования в современном русском языке. Уметь: различать ударные и безударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; работать со словарями; выполнять морфемный разбор слов | |
6 | 2 нед .сент | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в 5-7 классах» | Урок развивающего контроля | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ. | Пишут диктант , выполняют грамматические задания | |
7 | 3нед сент | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Уметь соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ. | работа в парах, группах, тестирование, | |
8 | 3нед сент | | Р.Р. Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная | Урок общеметодической направленности | Уметь читать текст изучающим чтение, выписывать ключевые слова, составлять план текста, устно воспроизводить текст. | Анализ текстов. Работа с ключевыми словами. Подготовка к публичному выступлению | Публичное выступлеие |
9 | 3 нед сент | | Р.Р. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность | Урок общеметодической направленности | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию; знать стили и типы текста. | Анализ текста Подбор речевых средств для формирования собственноговысказывания | |
10 | 4 нед. сент | | Повторение. Синтаксис и пунктуация | Урок общеметодической направленности | Знать: изученные пунктограммы. Уметь: выполнять синтаксический разбор предложений, грамматические разборы | работа в парах, группах, тестирование, проектирование способов выполнения домашнего задания, выполнение грамматических заданий. | |
Синтаксис и пунктуация. |
Словосочетание и предложение (13 часов) |
11. | 4 нед сент | | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи | Урок общеметодической направленности | Знать: понятия синтаксис, пунктуация; основные единицы синтаксиса; роль знаков препинания в письменных текстах; виды синтаксической связи. Уметь: определять виды синтаксической связи; применять на практике изученные ранее правила пунктуации | Групповая работа, фронтальная беседа, составление рассуждения на лингвистическую тему, составление схем, работа в парах, консультативная помощь учителя, презентация, составление плана лингвистического рассуждения, самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, групповое составление алгоритма объяснения материала, проектирование способов выполнения домашнего задания. | |
12. | 4 нед сент | | Способы подчинительной связи | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия согласование, управление, примыкание. Уметь: определять способы подчинительной связи; приводить примеры словосочетаний с разными способами связи | |
13. | 1 нед окт | | Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия согласование, управление, примыкание. Уметь: определять способы подчинительной связи; приводить примеры словосочетаний с разными способами связи | |
14. | 1 нед окт | | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру главного слова | Урок общеметодической направленности | Знать: понятие словосочетание; строение и грамматическое значение словосочетаний; виды словосочетаний по характеру связи между словами. Уметь: выделять словосочетания из предложений; различать сочинительные и подчинительные словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании и устанавливать между словами. | |
15. | 1 нед окт | | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие цельные словосочетания; виды и синтаксические особенности цельных словосочетаний. Уметь: вычленять словосочетания из предложений; распознавать цельные словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложений с цельными словосочетаниями; составлять словосочетания со словарными словами учебника | |
16. | 2 нед окт | | Словосочетание как одна из единиц синтаксиса. Виды синтаксической связи | Урок «открытия» нового знания | Знать: виды синтаксической связи и синтаксические особенности словосочетаний. Уметь: вычленять словосочетания из предложений; распознавать цельные словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложений с цельными словосочетаниями; составлять словосочетания со словарными словами учебника | |
17. | 2 нед окт | | Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о словосочетании». | Урок общеметодической направленности | Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, использовать языковые средства в соответствии с темой. | Составление планов сочинения Редактирование текстов , создание собственных текстов | . Сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о словосочетании». |
18. | 2 нед окт | | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. | Урок общеметодической направленности | Знать: понятия предложение, интонация, риторический вопрос, основные виды предложений. Уметь: различать простые и сложные предложения; распознавать разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с разными видами предложений | групповое составление алгоритма объяснения материала, | |
19. | 3 нед окт | | Основные виды простых предложений. Интонация и ее функция | Урок общеметодической направленности | Знать: понятия простое предложение, основные виды простых предложений. Уметь: составлять схемы простых предложений; с помощью интонации членить предложения на смысловые отрезки, выражать их эмоциональность; выразительно читать текст; выполнять грамматические разборы | самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, | |
20. | 3 нед окт | | Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация, ее функции. | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия прямой порядок слов, инверсия, логическое ударение. Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст | самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, | |
21. | 3 нед окт | | Р.Р. Основные способы и средства связи предложений в тексте | Урок «открытия» нового знания | Уметь проводить диалог с текстом, указывать данное и новое в каждом предложении; Знать основные средства связи предложений в тексте, порядок предложений в тексте, параллелизм синтаксического строя. | | Проект Учебный плакат « Средства связи предложений в тексте» |
22. | 4 нед окт | | Р.Р. Что значит быть талантливым читателем? | Урок «открытия» нового знания | Знать: что значит быть талантливым читателем; как стать талантливым читателем. Уметь: самостоятельно готовиться к изложению с элементами сочинения | Составление планов сочинения Редактирование текстов , создание собственных текстов | |
23. | 4 нед окт | | Резервный урок Повторение. Орфография. Орфограммы в корне. | Урок рефлексии | Знать: правила правописания корней в разных частях речи; способы различения орфограмм. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов | самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, | |
Главные члены предложения (8 часов) |
24. | 4 нед окт | | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. | Урок общеметодической направленности | Знать: понятия грамматическая основа предложения, главные члены предложения, подлежащее', способы выражения подлежащего. Уметь: выделять грамматическую основу в предложениях; определять способ выражения подлежащего; выполнять синтаксический разбор предложений. | Работа в парах, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему, презентации, групповая работа, выполнение тестовых заданий, фронтальная беседа, индивидуальные задания, взаимопроверка самостоятельных работ, конспектирование теоретического материала, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий анализ художественного текста, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания | |
2 четверть (24 часа) | | |
25. | 2 нед нояб | | Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие сказуемое', способы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значению. Уметь: выделять сказуемое среди других членов предложения; определять тип сказуемого и способ его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять синтаксический разбор предложений | Проект « Способы выражения главных членов предложения» |
26. | 2 нед нояб | | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие сказуемое', способы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значению. Уметь: выделять сказуемое среди других членов предложения; определять тип сказуемого и способ его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять синтаксический разбор предложений | |
27. | 2 нед нояб | | Составное именное сказуемое. Способы его выражения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие сказуемое', способы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значению. Уметь: выделять сказуемое среди других членов предложения; определять тип сказуемого и способ его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять синтаксический разбор предложения | |
28. | 3 нед нояб | | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие нулевая связка; условия постановки тире между главными членами предложения. Уметь: составлять предложения с изучаемой пунктограммой; выполнять синтаксический разбор предложений, грамматические разборы | |
29. | 3 нед нояб | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения» | Урок развивающего контроля | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | |
30. | 3 нед нояб | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Уметь соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ. | |
31. | 4 нед нояб | | Р.Р. Словесное рисование | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие словесное рисование применительно к описанию впечатлений, полученных при чтении художественных произведений. Уметь: писать сочинение-миниатюру с элементами словесного рисования | |
Второстепенные члены предложения (11 часов) |
32. | 4 нед нояб | | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие второстепенные члены предложения; роль второстепенных членов в предложении; вилы второстепенных членов предложения и алгоритм их определения. Уметь: приводить примеры предложений с разными видами второстепенных членов; анализировать слова, относящиеся к одной тематической группе | работа в парах, в группах, самостоятельная работа конструирование текста по теме урока, индивидуальные задания, составление словарика, заполнение и составление таблиц и схем, составление лингвистического рассуждения по теме урока, выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой, самостоятельная работа, индивидуальная творческая работа, конкурс творческих работ, проектная работа, групповое проектирование способов выполнения домашнего за | |
33. | 4 нед нояб | | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений. | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия определение, согласованные и несогласованные определения; смысловую и художественную функцию определений. Уметь: распознавать в предложении определения и подчеркивать их как члены предложения; различать согласованные и несогласованные определения | |
34. | 1 нед дек | | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие приложение; виды приложений; смысловую и художественную функцию приложений; правила пунктуации при приложениях. Уметь: распознавать приложения, правильно оформлять их на письме и подчеркивать как члены предложения | Сочинение на лингвистическую тему |
35. | 1нед дек | | Дополнение. Способы его выражения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия дополнение, приглагольное дополнение; способы выражения дополнений; нормы согласования и управления в современном русском языке. Уметь: распознавать дополнения и подчеркивать их как члены предложения; определять, от каких членов предложения зависят дополнения, и правильно ставить к ним вопросы | |
36. | 1 нед дек | | Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия обстоятельство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; правила пунктуации при сравнительных и деепричастных оборотах. Уметь: распознавать обстоятельства и подчеркивать их как члены предложения; определять, от каких членов предложения зависят обстоятельства, и правильно ставить к ним вопросы; использовать в речи языковые средства, выражающие различные синтаксические отношения; на конкретных примерах объяснять явление синтаксической синонимии | |
37. | 2 нед дек | | Основные виды обстоятельств. Выделение сравнительных и деепричастных оборотов с предлогом несмотря на. | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия обстоятельство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; правила пунктуации при сравнительных и деепричастных оборотах. Уметь: распознавать обстоятельства и подчеркивать их как члены предложения; определять, от каких членов предложения зависят обстоятельства, и правильно ставить к ним вопросы; использовать в речи языковые средства, выражающие различные синтаксические отношения; на конкретных примерах объяснять явление синтаксической синонимии | |
38. | 2 нед дек | | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». Орфограммы в приставках. | Урок рефлексии | Знать главные и второстепенные члены предложения, основные виды второстепенных членов предложения. Уметь производить синтаксический анализ предложений. | | Проект « Функции второстепенных членов в речи» |
39. | 2 нед дек | | Контрольная работа по теме: «Главные и второстепенные члены предложения» | Урок развивающего контроля | Уметь определять грамматическую основу в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов. Знать виды сказуемых и второстепенных членов, основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Выполняют тестовую к. работу | |
40. | 3 нед дек | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок рефлексии | Уметь определять грамматическую основу в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов. Знать виды сказуемых и второстепенных членов, основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. | | |
41. | 3 нед дек | | Р.Р. Определение понятия. Способы толкования лексического значения слова. | Урок общеметодической направленности | Знать: термины понятие, определение понятия, видовые/родовые понятия, взаимосвязь родовых и видовых понятий; способы определения понятий. Уметь: работать со словарями; подбирать примеры, иллюстрирующие способы определения понятий | Составляют словарную статью | |
42. 43. | 3 нед дек | | Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения | Урок общеметодической направленности | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, дифференцировать главную и второстепенную информацию, сжато передавать содержание, используя приемы компрессии, вычленять ключевые и опорные предложения, создавать собственное высказывание на основе исходного текста | Осваивают приемы сжатия текста, пишут изложение | |
Односоставные предложения (13 часов) |
44. | 4 нед дек | | Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений | Урок общеметодической направленности | Знать: понятия односоставные предложения. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения. | Групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстами, выполнение тестовых заданий, составление рассуждения на лингвистическую тему, словарный диктант, коллективный анализ художественного текста, консультативная помощь учителя, составление тестов, творческие работы, работа со словарями, лексическая работа со словами, понятиями, групповая проверка выполнения домашнего задания, составление тестовых заданий, проектирование способов выполнения домашнего задания. коллективный анализ художественного текста, составление таблиц | |
45. | 4 нед дек | | Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности. | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия односоставные предложения, определённо-личные предложения', значение и структурные особенности определенно-личных предложений; способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; распознавать определенно-личные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения | |
3 четверть (36 часов) | | |
46. | 2 нед янв | | Неопределенно-личные предложения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие неопределенно - личные предложения; значение и структурные особенности неопределенно-личных предложений; способы выражения сказуемого в неопределенно-личных предложениях. неопределенно-личные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные предложения | |
47. | 2 нед янв | | Р.Р. Тема, основная мысль. Замысел автора. Микротема. Микротекст. | Урок общеметодической направленности | Уметь доказывать принадлежность прочитанной миниатюры к тексту, соотносить смысловые части и пункты плана, составлять план, самостоятельно формулировать понятия: «микротема», «микротекст». | |
| | |
48. | 3 нед янв | | Обобщенно-личные предложения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие неопределенно- личные предложения; значение и структурные особенности неопределенно-личных предложений; способы выражения сказуемого в неопределенно-личных предложениях. неопределенно-личные предложения и использовать их в разных стилях речи; Уметь: расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные предложения | |
49. 50. | 3 нед янв | | Безличные предложения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия безличные предложения, глагол в безличном значении; значение и структурные особенности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях. Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные. | |
51. | 4 нед янв | | Назывные предложения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия безличные предложения, глагол в безличном значении; значение и структурные особенности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях. Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные. | |
52. | 4 нед янв | | Обобщение. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений | Урок рефлексии | Знать: основные понятия, связанные с односоставными предложениями. Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения; писать сочинение-миниатюру с использованием односоставных предложений | Лингвистическая сказка |
53. | 4 нед янв | | Особенности строения полных и неполных предложений | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятия полные/неполные предложения; условия постановки тире в неполных предложениях. Уметь: различать полные и неполные предложения; выполнять синонимическую замену неполных предложений полными; отличать неполные предложения от полных односоставных и предложений с нулевой связкой; определять роль неполных предложений в художественном тексте и использовать их в разговорной речи; расставлять знаки препинания в неполных предложениях. | |
54. | 1 нед февр | | Систематизация и обобщение изученного по темам: «Односоставные предложения» и «Полные и неполные предложения» | Урок рефлексии | Знать: основные понятия, связанные с односоставными предложениями. Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения. | |
55. | 1 нед февр | | Контрольный зачет по теме: «Односоставные предложения». | Урок развивающего контроля | Уметь различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные предложения, определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания, выступать с устными сообщениями по изученному материалу. | написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий | |
56. | 1 нед февр | | Р.Р. Риторический вопрос как средство выразительности речи | Урок общеметодической направленности | Уметь сравнивать близкие по смыслу повествовательные предложения и риторические вопросы, понимать строение риторических вопросов, правильно пунктуационно оформлять риторические вопросы. Формируют навыки смыслового чтения | Анализируют тексты | Проект «Роль риторических вопросов в произведениях писателей 19 века» |
57. 58. | 2 нед февр | | Р.Р. Изложение, близкое к тексту (по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Михайловские рощи» | Урок общеметодической направленности | Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема». Уметь воспринимать на слух содержание текста, формулировать тему, определять главную мысль , понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, составлять сложный план. | | |
Однородные члены предложения (13 часов) |
59. | 2 нед февр | | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. | Урок общеметодической направленности | Знать: понятие однородные члены предложения. Уметь: распознавать однородные члены предложения, ряды однородных членов; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами и расставлять в них знаки препинания; проводить наблюдения над стилистической и художественной функцией однородных членов предложения | Выполнение тестовых заданий, работа в парах, лексическая работа, составление опорного конспекта параграфа, | |
60. | 2 нед февр | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них. | Урок общеметодической направленности | Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соединены однородные члены; правила пунктуации в предложениях с однородными членами. Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнительные опенки, которые вносят в отношения между однородными членами союзы; излагать текст с использованием предложений с однородными членами, связанными союзами | работа в парах, лексическая работа, составление опорного конспекта параграфа, проектная деятельность, о, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику, | |
61. | 3 нед февр | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них. | Урок рефлексии | Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соединены однородные члены; правила пунктуации в предложениях с однородными членами. Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнительные опенки, которые вносят в отношения между однородными членами союзы; излагать текст с использованием предложений с однородными членами, связанными союзами | , составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику, составление плана лингвистического рассуждения. | |
62. 63. | 3 нед февр | | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. | Урок общеметодической направленности | Знать: понятие обобщающее слово; взаимосвязь обобщающего слова и однородных членов предложения; способы выражения обобщающих слов; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами. Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; различать предложения с обобщающими словами и с именными составными сказуемыми; расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами и составлять схемы таких предложений; определять, какими частями речи выражены обобщающие слова, и подчеркивать их как члены предложения | составление опорного конспекта параграфа, проектная деятельность, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику, составление плана лингвистического рассуждения. | |
64. | 4 нед февр | | Р.Р. Однородные члены предложения как средства выразительности речи | Урок общеметодической направленности | Уметь выявлять на примерах художественного текста функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразительности речи, уметь определять параллелизм предложений, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их. Составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, | лексическая работа, составление опорного конспекта параграфа, проектная деятельность, составление памятки для лингвистического портфолио, | |
65. 66 | 4 нед февр | | Однородные и неоднородные определения | Урок «открытия» нового знания | Знать: критерии однородности определений. Уметь: распознавать однородные и неоднородные определения; произносить предложения с однородными и неоднородными определениями с правильной интонацией и расставлять в них знаки препинания | составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику, | |
67. | 1 нед марта | | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Однородные члены предложения» | Урок рефлексии | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложненных предложениях | Выполнение тестовых заданий, работа в парах, лексическая работа, проектная деятельность, составление памятки для лингвистического портфолио, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему,. | |
68. | 1 нед марта | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Однородные члены предложения» | Урок развивающего контроля | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложненных предложениях | написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий | |
69. | 1 нед марта | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок рефлексии | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложненных предложениях | | |
70. | 2 нед марта | | Р.Р. Разновидность рассуждения сравнения | Урок «открытия» нового знания | Уметь анализировать тексты, указывать сравнения, называть их элементы. Знать основные правила сравнения, языковые средства выразительности речи. | составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, | Сочинение рассуждение |
Обособленные члены предложения ( 20 часов) |
71. | 2 нед марта | | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие обособление', группы обособленных членов предложения; стилистические особенности предложений с обособленными членами. Уметь: анализировать предложения с обособленными членами; интонационно выделять обособленные члены предложения; работать над лексической сочетаемостью слов | выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, работа с текстами по алгоритму выполнения задания, объяснительный и словарный диктант, самостоятельная работа по материалу учебника. | |
72. | 2 нед марта | | Обособление согласованных и несогласованных определений | Урок «открытия» нового знания | Знать: условия обособления согласованных и несогласованных определений. Уметь: распознавать обособленные согласованные и несогласованные определения, выделять их на письме знаками препинания и в устной речи интонацией; конструировать предложения с обособленными и необособленными определениями; выполнять синтаксический разбор предложений | выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, работа с текстами по алгоритму выполнения задания, творческая и проектная работа, консультативная помощь ученика-эксперта, самостоятельное редактирование текста рассуждения на лингвистическую тему, составление текста от первого лица, | |
73 | 3 нед марта | | Обособление согласованных и несогласованных определений | Урок «открытия» нового знания | |
74 | 3 нед марта | | Обособление согласованных и несогласованных определений | Урок общеметодической направленности | |
75. 76. | 4 нед марта | | Р.Р. Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте. | Урок общеметодической направленности | Знать: о заглавии как средстве связи предложений в тексте. Уметь: определять зависимость типа речи от заглавия текста; анализировать отрывки текста; писать сжатое изложение | пишут сжатое изложение | Изложение |
77. 78 | 4 нед марта | | Обособление приложения | Урок «открытия» нового знания | Знать: условия обособления приложений. Уметь: распознавать одиночные и распространенные приложения, выделять их на письме знаками препинания и в устной речи интонацией; употреблять приложения в соответствии с нормами русского языка | | |
4 четверть ( 23 часа) |
79. | | | Обособление дополнений | Урок «открытия» нового знания | Знать: особенности обособления дополнений. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными дополнениями и выразительно читать их; конструировать предложения с обособленными дополнениями; выполнять синонимическую замену предлогов, употребляемых с обособленными дополнениями | выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, | |
80. 81. | | | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Урок «открытия» нового знания | Знать: пунктуацию в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; распознавать деепричастия, по значению близкие к наречию, и фразеологизмы, сохранившие форму деепричастий; употреблять; распространять деепричастия | выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, | |
82. | | | Отсутствие и наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот | Урок общеметодической направленности | Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи. | выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, | |
83. | | | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Урок общеметодической направленности | Знать: особенности обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленным и обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами, и выразительно читать их; распространять предложения обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами. | выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, | |
84. 85. | | | Р.Р. рассуждение на литературную тему | Урок общеметодической направленности | Уметь анализировать тексты сочинений, выписывать из статьи слова, обороты, цитаты, создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, соблюдать на письме нормы русского языка. | Анализируют тексты сочинений, выписывают из статьи слова, обороты, цитаты, создают текст-рассуждение, | Сочинение – рассуждение на литературнуютему |
86. | | | Обособление уточняющих членов предложения | Урок «открытия» нового знания | Знать: понятие уточняющие члены предложения; способы присоединения уточняющих членов предложения к уточняемым. Уметь: выразительно читать предложения с уточняющими членами и расставлять в них знаки препинания; распространять предложения уточняющими членами; различать предложения с уточняющими обстоятельствами и однородными и неоднородными обстоятельствами. | выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, работа с текстами по алгоритму выполнения задания, творческая и проектная работа, консультативная помощь ученика-эксперта, самостоятельное редактирование текста рассуждения на лингвистическую тему, составление текста от первого лица, | |
87. | | | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая интонационная особенность | Урок общеметодической направленности | Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме. | |
88. | | | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Обособленные члены предложения». Орфография. Слитное и дефисное написание слов. | Урок рефлексии | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках; стилистические особенности предложений с обособленными членами. Уметь: правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения; конструировать предложения с обособленными членами; выполнять синтаксический разбор и составлять схемы предложений с обособленными членами | |
89. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Обособленные члены предложения» | Урок развивающего контроля | Уметь адекватно воспринимать текст нам слух, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять задания к тексту; производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, производить морфологический разбор причастия, разбирать по составу деепричастие. | Пишут диктант , выполняют гр.задания | |
90. | | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок рефлексии | Уметь адекватно воспринимать текст нам слух, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять задания к тексту; производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, производить морфологический разбор причастия, разбирать по составу деепричастие. | индивидуальная, парная и коллективная работа, | |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (3 часа) |
91. | | | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Урок общеметодической направленности | Знать: понятие вводная конструкция; назначение вводных слов, словосочетаний и предложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуации в предложениях с вводными конструкциями. Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и словосочетаниями и расставлять в них знаки препинания; подбирать к вводным словам синонимы; реконструировать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами. | Составление плана текста лингвистического повествования, самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, редактирование текста, работа с дидактическим материалом, составление и выполнение тестовых заданий, индивидуальная и коллективная работа, объяснительный и словарный диктант, изучение содержания параграфа, составление рассказа на грамматическую тему, самостоятельная работа с орфограммами, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий. | |
92 | | | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | Урок общеметодической направленности | реконструировать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами. | |
93. | | | Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | Урок общеметодической направленности | Знать: понятие вводная конструкция; назначение вводных слов, словосочетаний и предложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуации в предложениях с вводными конструкциями. Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и словосочетаниями и расставлять в них знаки препинания; подбирать к вводным словам синонимы; реконструировать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами. | |
Предложения с обращениями (4 часа) |
94. | | | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Урок общеметодической направленности | Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте. Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями | Предупредительный диктант, Анализ текстов разных стилей и типов, работа в парах, изучение содержания параграфа, самостоятельная и групповая работа, консультативная помощь ученика-эксперта, учителя. | |
95. | | | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. | Урок общеметодической направленности | Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте. Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями | |
96. | | | Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему | Урок общеметодической направленности творческая мастерская | Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте. Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями | подготовка материала к публичному выступлению, | |
97. | | | Р.Р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения | Урок «открытия» нового знания | Уметь выделять особенности композиции сочинения в виде киносценария; понимать киноведческие термины; анализировать творческие работы, писать сочинение в форме киносценария | Учатся составлять план, работа в группах | Проект Киносценарий. Тему определяют учащиеся |
Слова предложения. Междометия. (2 часа) |
98. | | | Особенности слов-предложений. Междометия в предложении | Урок «открытия» нового знания практикум | Знать: понятие слова-предложения; особенности слов-предложений; роль слов-предложений в разговорной речи и в художественных текстах. Уметь: правильно оформлять слова-предложения на письме | объяснительный и словарный диктант, изучение содержания параграфа, составление рассказа на грамматическую тему, | |
99 | | | Р.Р. Психологический портрет. Сочинение-описание | Урок «открытия» нового знания | Уметь анализировать художественные тексты, определять по описанию внешнего облика персонажей их характер, определять различия между живописным портретом и фотографией. Знать понятия: «портрет», «психологический портрет» | Составляют план сочинения подбирают языковой материал. Редактируют | Проект Мой современник |
Повторение изученного в 8 классе (3 часа) |
100. | | | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | Выполняют тестовую контрольную работу | |
101 | | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | | |
102 | | | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | Урок рефлексии | Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе. Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | Групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстами, выполнение тестовых заданий, составление рассуждения на лингвистическую тему, словарный диктант, | |