СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»



Пояснительная записка

Рабочая программа русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы к учебному комплексу по русскому языку

Б а б а й ц е в а В. В., Ч е с н о к о в а Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы.

Русский язык. Практика. 8 класс / под ред. Ю. С. Пичугова.

Н и к и т и н а Е. И. Русский язык. Русская речь. 8 класс, утвержденного приказом № 16 от 26.01.2017г. МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

Программа рассчитана на 102 ч. в год , 3 часа в неделю. Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ- 6 ;

  • уроков развития речи - 11.

Данная программа составлена для реализации курса русского языка на базовом уровне.

Новизна данной программы определяется тем, что предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программой предусматривается:

- развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения;

- формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности;

- развитие у учащихся потребности речевого самосовершенствования, а также умений и навыков, связанных с нормативным использованием языковых средств (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм);

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проектная, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.






Тематическое планирование

п/п

Разделы, темы


К-во часов

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты (УУД)

1.

Русский язык в современном мире

1


Изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах, взаимопроверка.

Понимать ста­тус русского языка как государст­венного, сферу использования как средства офи­циального об­щения внутри Российской Фе­дерации, пони­мать его функ­ции интеграции (объединения) на­родов России, причину потреб­ности в общении на русском язы­ке


2.


Повторение изученного в 7классе

9

Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования.

Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, при­частий и наречий.


Анализ текста по алгоритму, проверочный диктант, построение текста, самостоятельная работа, построение рассуждения, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, работа в парах, группах, тестирование, проектирование способов выполнения домашнего задания, выполнение грамматических заданий.

Использовать си­нонимы как сред­ство связи предложений в тексте и как сред­ство устра­нения неоправ­данного повтора. Осуществлять анализ значения, строения, напи­сания разных ви­дов омонимов, произносить за­имствованные слова, соблюдая орфоэпические нормы. Распо­зна­вать слова с полногласным и неполногласным сочетанием, объ­яснять их напи­сание. Уместно и умеренно ис­поль­зовать в ре­чи лексику огра­ниченного упот­ребления, тер­мины, исполь­зо­вать их в текстах научного стиля.

Опираться на морфемный раз­бор при прове­де­нии орфографи­ческого ана­лиза и определении грамматических свойств слова. Безошибочно пи­сать с опорой на морфемно-сло­во­обра­зо­ва­тель­ный анализ.

Группировать слова по видам орфограмм кор­ня, подбирать од­нокоренные слова на основе словообразова­тельного толко­вания.

Безошибочно пи­сать НЕ с раз­лич­ными частя­ми речи.

Безошибочно пи­сать, группиро­вать слова раз­ных частей речи. Уместно упот­реблять разные части речи.

Выделять грам­матическую ос­нову предложе­ния и выпол­нять синтаксический разбор простого предложения. Безошибочно рас­ставлять зна­ки препинания в осложнённом простом предло­жении.

Записывать под диктовку текст, соблюдая на письме орфогра­фические и пунк­туационные нор­мы.

Излагать подроб­но текст в соот­ветствии с пла­ном, составлять сложный план, извлекать глав­ную информа­цию из текста, соблюдать нор­мы построения текста, нормы письма.

3.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение

13

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения. Словосочетание как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логиче­ское ударение. Интонация.



Групповая работа, фронтальная беседа, составление рассуждения на лингвистическую тему, составление схем, работа в парах, консультативная помощь учителя, урок-презентация, составление плана лингвистического рассуждения, самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант, групповое составление алгоритма объяснения материала, проектирование способов выполнения домашнего задания.

Грамотно рас­ставлять знаки препинания (оп­ределительные, разделительные, выделительные).

Определять виды связи в словосо­четании. Производить синтаксический разбор словосо­четаний, умест­но использовать си­нонимичные по значению слово­сочетания.

Соблюдать ор­фо­эпические, грамматические и лексические нормы при по­строении слово­сочетаний раз­ных видов.

Моделировать словосочетания всех видов, пра­вильно употреб­лять их в речи, соблюдая нормы при построении словосочетаний разных видов

4.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

8

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуе­мым.


Работа в парах, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему, презентации, групповая работа, выполнение тестовых заданий, фронтальная беседа, индивидуальные задания, взаимопроверка самостоятельных работ, конспектирование теоретического материала, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий, анализ художественного текста, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.

Определять мор­фологические способы выраже­ния простого гла­гольного ска­зуемого, в каком наклонении, вре­мени использу­ет­ся сказуемое в тексте-повество­вании и тексте-описании.

Подробно пере­да­вать содержа­ние повествова­тельного текста в жанре рассказа, сохраняя на пись­ме его ком­позицию, созда­вать собственное высказывание на основе исходно­го текста, давая оценку поступ­кам героев, де­лая выводы, соблю­дать на письме нормы русского языка.

По составу, по способу выраже­ния лексическо­го и грамматиче­ского значений различать прос­тые и составные глагольные ска­зуемые.

Определять спо­собы выражения именной части составного имен­ного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными сказуемыми раз­ных видов.

Безошибочно ста­вить тире меж­ду подлежа­щим и сказуе­мым. Составлять предложения со сказуемым с ну­левой связкой, интонационно правильно их произносить.

Ставить тире между подлежа­щим и сказуе­мым, произво­дить синонимич­ную замену раз­ных видов сказу­емых.

Безошибочно воспроизводить текст, восприня­тый на слух, со­блюдая орфогра­фические и пунк­туационные нор­мы.

5.

Второстепенные члены предложения

11

Второстепенные члены предложения. Трудные случаи со­гласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Труд­ные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды обстоя­тельств. Способы выражения обстоятельств.


Консультативная помощь учителя, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, конструирование текста по теме урока, индивидуальные задания, составление словарика, заполнение и составление таблиц и схем, составление лингвистического рассуждения по теме урока, выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой, самостоятельная работа, индивидуальная творческая работа, конкурс творческих работ, проектная работа, групповое проектирование способов выполнения домашнего задания.

Использовать оп­ределение для характеристики предмета, явле­ния, определе­ния-эпитеты как средства вырази­тельности речи.

Находить в тек­сте согласован­ные и несогласо­ванные опреде­ле­ния.

Использовать приложение как средство выра­зи­тельности. Вклю­чать прило­жения в предло­жения и текст, от­личать сказуе­мые и приложе­ния, выражен­ные одними и теми же словами.

Опознавать до­полнения в пред­ложении и в тек­сте, определяя смысловые отно­шения между сло­вами, роль в предложении, не смешивать под­лежащее и пря­мое дополнение.

Вычленять клю­чевые опорные предложения (микротемы) и раскрывать их, создавать собст­венное высказы­вание на основе исходного текста

Использовать об­стоятельства для придания речи точности, яснос­ти, выразитель­ности, как сред­ство связи пред­ло­жений в по­вествовательных текстах.

Отличать подле­жащее от прямо­го дополнения, ставить тире меж­ду подлежа­щим и сказуе­мым, знаки пре­пинания при при­ложении, про­изводить си­нонимичную за­мену разных ви­дов сказуемых, нераспростра­нён­ных и рас­про­странённых предложений, ре­дактировать предложения с нарушением син­таксической нор­мы, использо­вать прямой и об­ратный поря­док слов в тек­стах разных сти­лей.

Безошибочно пи­сать приставки с опорой на мор­фемно-словооб­разовательный анализ слова. Устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения на письме – графи­чески.

Отличать подле­жащее от прямо­го дополнения, ставить тире меж­ду подлежа­щим и сказуе­мым, знаки пре­пинания при при­ложении, про­изводить си­нонимичную за­мену разных ви­дов сказуемых, нераспростра­нён­ных и рас­про­странённых предложений, ре­дактировать предложения с нарушением син­таксической нор­мы, использо­вать прямой и об­ратный поря­док слов в тек­стах разных сти­лей.

6.

Односоставные предложения

13

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложе­ния, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.


Групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстами, выполнение тестовых заданий, составление рассуждения на лингвистическую тему, словарный диктант, коллективный анализ художественного текста, консультативная помощь учителя, составление тестов, творческие работы, работа со словарями, лексическая работа со словами, понятиями, групповая проверка выполнения домашнего задания, составление тестовых заданий, проектирование способов выполнения домашнего задания.


7.

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами

12

Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами. Средства связи од­нородных членов предложения. Интонационные и пунк­туационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союза­ми и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.


Выполнение тестовых заданий, работа в парах, лексическая работа, составление опорного конспекта параграфа, проектная деятельность, составление памятки для лингвистического портфолио, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику, составление плана лингвистического рассуждения.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания при од­нородных чле­нах, при чтении соблюдать пере­числительную интонацию. Со­ставлять схемы предложений. Определять сти­листическую ок­раску союзов в предложениях с однородными членами.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания при од­нородных чле­нах, связанных сочинительными союзами, со­став­лять схемы пред­ложений.

Производить воз­можную си­но­нимичную за­мену союзов при однородных чле­нах, применять правила пункту­ации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания при обобщающих словах, состав­лять схемы пред­ложений с обоб­щающими сло­ва­ми при однород­ных членах, упо­треблять обоб­щающие слова в текстах разных стилей.

Правильно рас­ставлять знаки препинания, ис­пользовать пред­ложения с обоб­щающими сло­вами при одно­родных членах в текстах разных стилей.

Строить выска­зывания на осно­ве типовой схе­мы (параллель­ного или после­довательного сравнения), со­блюдать на пись­ме нормы русского языка.

Предупреждать ошибки в речи при использова­нии однородных членов предло­же­ний и исправ­лять их.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания в пред­ложениях с од­но­родными и не­однородными оп­ределениями.

Употреблять сло­ва в перенос­ном и прямом значении в ка­честве однород­ных и неодно­род­ных опреде­лений, правиль­но пунктуацион­но оформлять на письме.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания в пред­ложениях с од­но­родными чле­нами при обоб­щающих словах и без них, со­став­лять схемы этих предложе­ний.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания в пред­ложениях с од­но­родными чле­нами при обоб­щающих словах и без них, со­став­лять схемы этих предложе­ний. Употреб­лять предложе­ния с однород­ны­ми членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая ин­тонационные осо­бенности.

Умело включать цитаты из худо­жественного тек­ста, обосновы­вать своё мнение

Умело включать цитаты из худо­жественного тек­ста, обосновы­вать своё мнение


8.

Предложения с обособленными членами

20

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление

согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными

деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие,

поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и

интонационная особенность.


Групповое составления памятки для лингвистического портфолио, выполнение грамматических заданий, проектирование способов проверки домашнего задания, индивидуальная, парная и коллективная работа, работа с текстами по алгоритму выполнения задания, творческая и проектная работа, консультативная помощь ученика-эксперта, самостоятельное редактирование текста рассуждения на лингвистическую тему, составление текста от первого лица, объяснительный и словарный диктант, самостоятельная работа по материалу учебника.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания при обособленных членах.

Интонационно правильно про­из­носить обо­соб­ленные со­гла­сованные оп­ределения и оформлять их на письме.

Интонационно правильно про­из­носить пред­ло­жения с обо­соб­­ленными оп­ределениями. При пунктуаци­онном оформле­нии письменно­го текста пра­вильно ставить знаки препина­ния.

Интонационно правильно чи­тать предложе­ния с обособле­ниями и пра­вильно пунктуа­ционно оформ­лять на письме.

Самостоятельно подбирать заго­ловок, использо­вать заглавие и родовидовые слова как сред­ст­ва связи мик­ро­текстов, пред­ложений в тек­сте. Соблюдать при пересказе нормы русского языка.

Интонационно правильно чи­тать предложе­ния, понимать и определять изо­бразительно-вы­разительные функции обособ­ленных опреде­ле­ний в речи.

Выразительно чи­тать предло­же­ния с обособ­лением, правиль­но ставить знаки препинания при выделении обо­собленных при­ложений.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания, инто­на­­ционно пра­вильно произно­сить предложе­ния с обособлен­ными приложе­ниями.

Выразительно читать предло­же­ния с обособ­ленными допол­нениями, пунк­туационно пра­вильно оформ­лять их.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания при обо­соблении об­стоятельств, вы­ра­жен­ных де­е­при­частным обо­ро­том и оди­ноч­ным де­е­причас­тием.

Ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, инто­национно пра­вильно произ­но­сить их.

Правильно ста­вить знаки пре­пинания в пред­ложениях со сравнительным оборотом и син­таксическими конструкциями с КАК.

Правильно рас­ставлять знаки препинания при обстоятельствах, выраженных су­ще­стви­тель­ными с пред­ло­гами.

Писать сочине­ния в форме ки­носценария, пра­вильно оформ­ляя диалоги, ис­пользуя речь ли­тературных пер­сонажей как од­но из средств ха­рактеристики.

Выделять на письме запяты­ми уточняющие члены предло­же­ния.

Соблюдать ин­то­нацию уточне­ния, пунктуаци­онно оформлять на письме уточ­няющие, поясня­ющие, присоеди­ни­тельные чле­ны предложения.

Группировать слова по видам орфограмм.

Создавать тек­сты с включени­ем различных случаев обособ­ления, обосно­вы­вать синтак­си­ческие нормы построения пред­ложений с обособленными членами и выра­зительно их чи­тать.

Соблюдать ор­фографические и пунктуационные нормы.


9.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями

3

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности упот­ребления вставных конструкций.

Составление плана текста лингвистического повествования, самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, редактирование текста, работа с дидактическим материалом, составление и выполнение тестовых заданий, индивидуальная и коллективная работа, объяснительный и словарный диктант, изучение содержания параграфа, составление рассказа на грамматическую тему, самостоятельная работа с орфограммами, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий.

Правильно ста­вить знаки пре­пи­нания при вводных словах, различать ввод­ные слова и чле­ны предложения.

Правильно рас­ставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать пра­вильную интона­цию при чтении. Производить си­нонимичную за­мену вводных слов.

Выразительно читать предло­же­ния с вводны­ми и вставными конструкциями, расставлять зна­ки препинания на письме.


10.

Предложения с обращениями

4

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.


Предупредительный диктант, Анализ текстов разных стилей и типов, подготовка материала к публичному выступлению, работа в парах, изучение содержания параграфа, самостоятельная и групповая работа, консультативная помощь ученика-эксперта, учителя.

Расставлять зна­ки препинания при обращениях, пользоваться различными ви­дами обращений в собственных устных и пись­менных выска­зываниях.

Интонационно правильно про­износить пред­ло­жения с обра­щением, упот­реблять формы обращения в раз­ных речевых си­туациях.

Исследовать и анализировать важные совре­менные пробле­мы общества, ар­гументированно отстаивать свои взгляды и убеж­дения.


11.

Слова-предложения. Междометия

2

Особенности слов-предложений.


Проверочный диктант, составление плана статьи параграфа, проектирование домашнего задания, работа с дидактическим материалом.


12.

Повторение изученного в 8 классе

3


Групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстами, выполнение тестовых заданий, составление рассуждения на лингвистическую тему, словарный диктант, коллективный анализ художественного текста, консультативная помощь учителя, составление тестов, творческие работы, работа со словарями, лексическая работа со словами, понятиями, групповая проверка выполнения домашнего задания, составление тестовых заданий, проектирование способов выполнения домашнего задания.



Перечень контрольных работ


Тема контрольной работы

1 четверть

№1

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в 5-7 классах»

№2

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения»

№3

Контрольная работа по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»

№4

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Однородные члены предложения»

№5

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Обособленные члены предложения»

№6

Итоговая контрольная работа





Календарно-тематический план

п\п

Дата

Тема


Тип урока,

форма проведения

Планируемые предметные результаты

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные направления проектной и творческой деятельности учащихся

план

факт

1 четверть ( 23 часа)

1

1нед сент


Русский язык в современном мире.

Урок «открытия» нового знания


Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, его функции интеграции народов России.

Работа с учебником . Составление плана,

Развернутый ответ на вопрос


Повторение изученного в 5-7 классах (9 часов)

2

1нд сент


Повторение. Лексика. Фразеология.

Урок общеметодической направленности


Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово, используют синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения повтора; анализировать значение, строение, написание разных видов омонимов; использовать толковые словари.

Анализ текста по алгоритму, проверочный диктант, построение текста,









самостоятельная работа, построение рассуждения,







индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом,




работа в парах, группах, тестирование, проектирование способов выполнения домашнего задания, выполнение грамматических заданий.


3.

1нед сент


Повторение. Морфемика словообразование.

Урок общеметодической направленности


Знать: процессы словообразо­вания в современном русском языке.

Уметь: различать ударные и без­ударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; ра­ботать со словарями; выполнять морфемный разбор слов


4.

2нед сент


Повторение. Морфемика. Орфография

Урок общеметодической направленности


Знать: процессы словообразо­вания в современном русском языке.

Уметь: различать ударные и без­ударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; ра­ботать со словарями; выполнять морфемный разбор слов


5.


2нед сент


Повторение. Морфология. Орфография.

Урок общеметодической направленности


Знать: процессы словообразо­вания в современном русском языке.

Уметь: различать ударные и без­ударные звуки; работать над орфоэпическими нормами; ра­ботать со словарями; выполнять морфемный разбор слов


6

2 нед

.сент


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в 5-7 классах»

Урок развивающего контроля


Уметь адекватно воспринимать текст на слух, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ.

Пишут диктант , выполняют грамматические задания


7

3нед сент


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Урок рефлексии


Уметь соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ.

работа в парах, группах, тестирование,


8

3нед сент


Р.Р. Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная

Урок общеметодической направленности


Уметь читать текст изучающим чтение, выписывать ключевые слова, составлять план текста, устно воспроизводить текст.

Анализ текстов. Работа с ключевыми словами. Подготовка к публичному выступлению

Публичное выступлеие

9

3 нед сент


Р.Р. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность

Урок общеметодической направленности


Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию; знать стили и типы текста.

Анализ текста

Подбор речевых средств для формирования собственноговысказывания


10

4 нед.

сент


Повторение. Синтаксис и пунктуация

Урок общеметодической направленности


Знать: изученные пунктограммы.

Уметь: выполнять синтаксиче­ский разбор предложений, грам­матические разборы


работа в парах, группах, тестирование, проектирование способов выполнения домашнего задания, выполнение грамматических заданий.


Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание и предложение (13 часов)

11.

4 нед сент


Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи

Урок общеметодической направленности


Знать: понятия синтаксис, пунк­туация; основные единицы син­таксиса; роль знаков препинания в письменных текстах; виды син­таксической связи.

Уметь: определять виды син­таксической связи; применять на практике изученные ранее правила пунктуации

Групповая работа, фронтальная беседа, составление рассуждения на лингвистическую тему,






составление схем, работа в парах, консультативная помощь учителя,




презентация, составление плана лингвистического рассуждения,



самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант,











групповое составление алгоритма объяснения материала,









проектирование способов выполнения домашнего задания.


12.

4 нед сент


Способы подчинительной связи

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятия согласование, управление, примыкание.

Уметь: определять способы под­чинительной связи; приводить примеры словосочетаний с раз­ными способами связи


13.

1 нед окт


Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятия согласование, управление, примыкание.

Уметь: определять способы под­чинительной связи; приводить примеры словосочетаний с раз­ными способами связи


14.

1 нед окт


Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру главного слова

Урок общеметодической направленности


Знать: понятие словосочетание; строение и грамматическое зна­чение словосочетаний; виды сло­восочетаний по характеру связи между словами.

Уметь: выделять словосочетания из предложений; различать со­чинительные и подчинительные словосочетания; определять глав­ное и зависимое слово в словосо­четании и устанавливать между словами.


15.

1 нед окт


Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

Урок «открытия» нового знания

Знать: понятие цельные словосо­четания; виды и синтаксические особенности цельных словосоче­таний.

Уметь: вычленять словосочета­ния из предложений; распозна­вать цельные словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложений с цельными словосочетаниями; составлять словосочетания со словарными словами учебника


16.

2 нед окт


Словосочетание как одна из единиц синтаксиса. Виды синтаксической связи

Урок «открытия» нового знания


Знать: виды синтаксической связи и синтаксические особенности словосоче­таний.

Уметь: вычленять словосочета­ния из предложений; распозна­вать цельные словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложений с цельными словосочетаниями; составлять словосочетания со словарными словами учебника


17.

2 нед окт


Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о словосочетании».

Урок общеметодической направленности


Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, использовать языковые средства в соответствии с темой.


Составление планов сочинения

Редактирование текстов , создание собственных текстов

. Сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о словосочетании».

18.

2 нед окт


Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание.

Урок общеметодической направленности


Знать: понятия предложение, интонация, риторический вопрос, основные виды предложений.

Уметь: различать простые и сложные предложения; распо­знавать разные по цели высказы­вания и эмоциональной окраске предложения и употреблять их в речи; редактировать текст с раз­ными видами предложений

групповое составление алгоритма объяснения материала,




19.

3 нед окт


Основные виды простых предложений. Интонация и ее функция

Урок общеметодической направленности


Знать: понятия простое предло­жение, основные виды простых предложений.

Уметь: составлять схемы про­стых предложений; с помощью интонации членить предложения на смысловые отрезки, выражать их эмоциональность; вырази­тельно читать текст; выполнять грамматические разборы

самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант,





20.

3 нед окт


Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация, ее функции.

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятия прямой порядок слов, инверсия, логическое ударение.

Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст

самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант,





21.

3 нед окт


Р.Р. Основные способы и средства связи предложений в тексте

Урок «открытия» нового знания


Уметь проводить диалог с текстом, указывать данное и новое в каждом предложении;

Знать основные средства связи предложений в тексте, порядок предложений в тексте, параллелизм синтаксического строя.


Проект

Учебный плакат

« Средства связи предложений в тексте»

22.

4 нед окт


Р.Р. Что значит быть талантливым читателем?

Урок «открытия» нового знания


Знать: что значит быть талантли­вым читателем; как стать талант­ливым читателем.

Уметь: самостоятельно готовить­ся к изложению с элементами сочинения

Составление планов сочинения

Редактирование текстов , создание собственных текстов


23.

4 нед окт


Резервный урок

Повторение. Орфография. Орфограммы в корне.

Урок рефлексии


Знать: правила правописания корней в разных частях речи; способы различения орфограмм.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять морфемный разбор слов

самостоятельная работа, изучение и конспектирование параграфа учебника, объяснительный диктант,





Главные члены предложения (8 часов)

24.

4 нед окт


Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Урок общеметодической направленности


Знать: понятия грамматическая основа предложения, главные члены предложения, подлежащее', способы выражения подлежа­щего.

Уметь: выделять грамматиче­скую основу в предложениях; определять способ выражения подлежащего; выполнять синтак­сический разбор предложений.

Работа в парах, составление алгоритма устного ответа на лингвистическую тему,










презентации, групповая работа, выполнение тестовых заданий, фронтальная беседа, индивидуальные задания, взаимопроверка самостоятельных работ, конспектирование теоретического материала,



































написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий








анализ художественного текста, коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания


2 четверть (24 часа)



25.

2 нед нояб


Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятие сказуемое', спосо­бы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значе­нию.

Уметь: выделять сказуемое сре­ди других членов предложения; определять тип сказуемого и спо­соб его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять син­таксический разбор предложений

Проект

« Способы выражения главных членов предложения»

26.

2 нед нояб


Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятие сказуемое', спосо­бы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значе­нию.

Уметь: выделять сказуемое сре­ди других членов предложения; определять тип сказуемого и спо­соб его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять син­таксический разбор предложений


27.

2 нед нояб


Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятие сказуемое', спосо­бы выражения сказуемого; типы сказуемых по строению и значе­нию.

Уметь: выделять сказуемое сре­ди других членов предложения; определять тип сказуемого и спо­соб его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; выполнять син­таксический разбор предложения


28.

3 нед нояб


Тире между подлежащим и сказуемым

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятие нулевая связка; условия постановки тире между главными членами предложения.

Уметь: составлять предложения с изучаемой пунктограммой; вы­полнять синтаксический разбор предложений, грамматические разборы


29.

3 нед нояб


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения»

Урок развивающего контроля


Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему



30.

3 нед нояб


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Урок рефлексии


Уметь соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, производить морфологический и синтаксический анализ.


31.

4 нед нояб


Р.Р. Словесное рисование

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятие словесное рисова­ние применительно к описанию впечатлений, полученных при чтении художественных произ­ведений.

Уметь: писать сочинение-ми­ниатюру с элементами словесно­го рисования


Второстепенные члены предложения (11 часов)

32.

4 нед нояб


Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятие второстепенные члены предложения; роль второ­степенных членов в предложе­нии; вилы второстепенных чле­нов предложения и алгоритм их определения.

Уметь: приводить примеры предложений с разными видами второстепенных членов; ана­лизировать слова, относящиеся к одной тематической группе

работа в парах, в группах, самостоятельная работа










конструирование текста по теме урока, индивидуальные задания, составление словарика, заполнение и составление таблиц и схем,


составление лингвистического рассуждения по теме урока,







выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой, самостоятельная работа, индивидуальная творческая работа,






конкурс творческих работ,




















проектная работа, групповое проектирование способов выполнения домашнего за


33.

4 нед нояб


Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений.

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятия определение, согласованные и несогласованные опре­деления; смысловую и художест­венную функцию определений.

Уметь: распознавать в предложе­нии определения и подчеркивать их как члены предложения; раз­личать согласованные и несогла­сованные определения


34.

1 нед дек


Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятие приложение; виды приложений; смысловую и художественную функцию при­ложений; правила пунктуации при приложениях.

Уметь: распознавать приложе­ния, правильно оформлять их на письме и подчеркивать как члены предложения

Сочинение на лингвистическую тему

35.

1нед дек


Дополнение. Способы его выражения

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятия дополнение, при­глагольное дополнение; способы выражения дополнений; нормы согласования и управления в со­временном русском языке.

Уметь: распознавать дополнения и подчеркивать их как члены предложения; определять, от ка­ких членов предложения зависят дополнения, и правильно ставить к ним вопросы


36.

1 нед

дек


Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения

Урок «открытия» нового знания

Знать: понятия обстоятель­ство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; прави­ла пунктуации при сравнитель­ных и деепричастных оборотах. Уметь: распознавать обстоятель­ства и подчеркивать их как члены предложения; определять, от ка­ких членов предложения зависят обстоятельства, и правильно ставить к ним вопросы; исполь­зовать в речи языковые средства, выражающие различные синтак­сические отношения; на конкрет­ных примерах объяснять явление синтаксической синонимии


37.

2 нед дек


Основные виды обстоятельств. Выделение сравнительных и деепричастных оборотов с предлогом несмотря на.

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятия обстоятель­ство, синтаксическая синонимия; основные виды обстоятельств и способы их выражения; прави­ла пунктуации при сравнитель­ных и деепричастных оборотах.

Уметь: распознавать обстоятель­ства и подчеркивать их как члены предложения; определять, от ка­ких членов предложения зависят обстоятельства, и правильно ставить к ним вопросы; исполь­зовать в речи языковые средства, выражающие различные синтак­сические отношения; на конкрет­ных примерах объяснять явление синтаксической синонимии


38.

2 нед дек


Систематизация и обобщение изученного по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». Орфограммы в приставках.

Урок рефлексии


Знать главные и второстепенные члены предложения, основные виды второстепенных членов предложения.

Уметь производить синтаксический анализ предложений.


Проект

« Функции второстепенных членов в речи»

39.

2 нед дек


Контрольная работа по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»

Урок развивающего контроля


Уметь определять грамматическую основу в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов.

Знать виды сказуемых и второстепенных членов, основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Выполняют тестовую к. работу


40.

3 нед дек


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок рефлексии


Уметь определять грамматическую основу в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов.

Знать виды сказуемых и второстепенных членов, основные правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.



41.

3 нед дек


Р.Р. Определение понятия. Способы толкования лексического значения слова.

Урок общеметодической направленности


Знать: термины понятие, опреде­ление понятия, видовые/родовые понятия, взаимосвязь родовых и видовых понятий; способы определения понятий.

Уметь: работать со словарями; подбирать примеры, иллюстри­рующие способы определения понятий

Составляют словарную статью


42.

43.

3 нед дек


Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения

Урок общеметодической направленности


Уметь адекватно воспринимать текст на слух, дифференцировать главную и второстепенную информацию, сжато передавать содержание, используя приемы компрессии, вычленять ключевые и опорные предложения, создавать собственное высказывание на основе исходного текста

Осваивают приемы сжатия текста, пишут изложение


Односоставные предложения (13 часов)

44.

4 нед дек


Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений

Урок общеметодической направленности


Знать: понятия односоставные предложения.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения.

Групповая и индивидуальная работа,





самостоятельная работа с текстами,



















выполнение тестовых заданий,












составление рассуждения на лингвистическую тему,









словарный диктант, коллективный анализ художественного текста, консультативная помощь учителя,










составление тестов, творческие работы,















работа со словарями, лексическая работа со словами, понятиями, групповая проверка выполнения домашнего задания, составление тестовых заданий, проектирование способов выполнения домашнего задания.


































коллективный анализ художественного текста,

составление таблиц


45.

4 нед дек


Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности.

Урок «открытия» нового знания

Знать: понятия односоставные предложения, определённо-личные предложения', значение и струк­турные особенности опреде­ленно-личных предложений; способы выражения сказуемого в определенно-личных предло­жениях.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; распознавать определенно-лич­ные предложения и использо­вать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в со­став которых входят определен­но-личные предложения


3 четверть (36 часов)



46.

2 нед янв


Неопределенно-личные предложения

Урок «открытия» нового знания

Знать: понятие неопределенно - личные предложения; значение и структурные особенности неопределенно-личных предло­жений; способы выражения ска­зуемого в неопределенно-личных предложениях. неопреде­ленно-личные предложения и ис­пользовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препи­нания в сложных предложениях, в состав которых входят неопре­деленно-личные предложения


47.

2 нед янв


Р.Р. Тема, основная мысль. Замысел автора. Микротема. Микротекст.

Урок общеметодической направленности


Уметь доказывать принадлежность прочитанной миниатюры к тексту, соотносить смысловые части и пункты плана, составлять план, самостоятельно формулировать понятия: «микротема», «микротекст».





48.

3 нед янв


Обобщенно-личные предложения

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятие неопределенно- личные предложения; значение и структурные особенности неопределенно-личных предло­жений; способы выражения ска­зуемого в неопределенно-личных предложениях. неопреде­ленно-личные предложения и ис­пользовать их в разных стилях речи;

Уметь: расставлять знаки препи­нания в сложных предложениях, в состав которых входят неопре­деленно-личные предложения


49.

50.

3 нед янв


Безличные предложения

Урок «открытия» нового знания

Знать: понятия безличные предло­жения, глагол в безличном значении; значение и структурные особен­ности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные.


51.

4 нед янв


Назывные предложения

Урок «открытия» нового знания

Знать: понятия безличные предло­жения, глагол в безличном значении; значение и структурные особен­ности безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в разных стилях речи; расставлять знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения; преобразовывать безличные предложения в двусоставные.


52.

4 нед янв


Обобщение. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений

Урок рефлексии


Знать: основные понятия, свя­занные с односоставными пред­ложениями.

Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в сложных предло­жениях, в состав которых входят односоставные предложения; писать сочинение-миниатюру с использованием односоставных предложений


Лингвистическая сказка

53.

4 нед янв


Особенности строения полных и неполных предложений

Урок «открытия» нового знания

Знать: понятия полные/неполные предложения; условия поста­новки тире в неполных предло­жениях.

Уметь: различать полные и не­полные предложения; выполнять синонимическую замену не­полных предложений полными; отличать неполные предложе­ния от полных односоставных и предложений с нулевой связ­кой; определять роль неполных предложений в художественном тексте и использовать их в раз­говорной речи; расставлять знаки препинания в неполных предложениях.



54.

1 нед февр


Систематизация и обобщение изученного по темам: «Односоставные предложения» и «Полные и неполные предложения»

Урок рефлексии


Знать: основные понятия, свя­занные с односоставными пред­ложениями.

Уметь: различать односоставные предложения; расставлять знаки препинания в сложных предло­жениях, в состав которых входят односоставные предложения.



55.

1 нед февр


Контрольный зачет по теме: «Односоставные предложения».

Урок развивающего контроля


Уметь различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные предложения, определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания, выступать с устными сообщениями по изученному материалу.

написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий



56.

1 нед февр


Р.Р. Риторический вопрос как средство выразительности речи

Урок общеметодической направленности


Уметь сравнивать близкие по смыслу повествовательные предложения и риторические вопросы, понимать строение риторических вопросов, правильно пунктуационно оформлять риторические вопросы.

Формируют навыки смыслового чтения

Анализируют тексты

Проект

«Роль риторических вопросов в произведениях писателей 19 века»

57.

58.

2 нед февр


Р.Р. Изложение, близкое к тексту (по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Михайловские рощи»

Урок общеметодической направленности


Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема».

Уметь воспринимать на слух содержание текста, формулировать тему, определять главную мысль , понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, составлять сложный план.



Однородные члены предложения (13 часов)

59.

2 нед февр


Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах.

Урок общеметодической направленности

Знать: понятие однородные члены предложения.

Уметь: распознавать однород­ные члены предложения, ряды однородных членов; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с од­нородными членами и расстав­лять в них знаки препинания; проводить наблюдения над сти­листической и художественной функцией однородных членов предложения

Выполнение тестовых заданий, работа в парах, лексическая работа, составление опорного конспекта параграфа,


60.

2 нед февр


Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них.

Урок общеметодической направленности


Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соедине­ны однородные члены; правила пунктуации в предложениях с од­нородными членами.

Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнитель­ные опенки, которые вносят в отношения между однород­ными членами союзы; излагать текст с использованием предло­жений с однородными членами, связанными союзами

работа в парах, лексическая работа, составление опорного конспекта параграфа, проектная деятельность, о, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику,


61.

3 нед февр


Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них.

Урок рефлексии


Знать: специфику смысловых отношений между однородными членами предложения; союзы, которыми могут быть соедине­ны однородные члены; правила пунктуации в предложениях с од­нородными членами.

Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами; выявлять дополнитель­ные опенки, которые вносят в отношения между однород­ными членами союзы; излагать текст с использованием предло­жений с однородными членами, связанными союзами

, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику, составление плана лингвистического рассуждения.


62.

63.

3 нед февр


Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.

Урок общеметодической направленности

Знать: понятие обобщающее слово; взаимосвязь обобщающе­го слова и однородных членов предложения; способы выраже­ния обобщающих слов; правила пунктуации в предложениях с об­общающими словами.

Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; различать пред­ложения с обобщающими сло­вами и с именными составными сказуемыми; расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающими словами и со­ставлять схемы таких предложе­ний; определять, какими частями речи выражены обобщающие слова, и подчеркивать их как чле­ны предложения

составление опорного конспекта параграфа, проектная деятельность, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику, составление плана лингвистического рассуждения.


64.

4 нед февр


Р.Р. Однородные члены предложения как средства выразительности речи

Урок общеметодической направленности


Уметь выявлять на примерах художественного текста функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразительности речи, уметь определять параллелизм предложений, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их.

Составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему,

лексическая работа, составление опорного конспекта параграфа, проектная деятельность, составление памятки для лингвистического портфолио,


65.

66

4 нед

февр


Однородные и неоднородные определения

Урок «открытия» нового знания

Знать: критерии однородности определений.

Уметь: распознавать однородные и неоднородные определения; произносить предложения с од­нородными и неоднородными определениями с правильной интонацией и расставлять в них знаки препинания

составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему, консультативная помощь учителя, фронтальная устная работа по учебнику,


67.

1 нед марта


Систематизация и обобщение изученного по теме: «Однородные члены предложения»

Урок рефлексии


Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уро­ках.

Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложнен­ных предложениях

Выполнение тестовых заданий, работа в парах, лексическая работа, проектная деятельность, составление памятки для лингвистического портфолио, составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему,.


68.

1 нед марта


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Однородные члены предложения»

Урок развивающего контроля


Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уро­ках.

Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложнен­ных предложениях

написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий



69.

1 нед марта


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок рефлексии


Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уро­ках.

Уметь: применять на практике правила пунктуации в осложнен­ных предложениях



70.

2 нед марта


Р.Р. Разновидность рассуждения сравнения

Урок «открытия» нового знания


Уметь анализировать тексты, указывать сравнения, называть их элементы.

Знать основные правила сравнения, языковые средства выразительности речи.

составление плана ответа-рассуждения на лингвистическую тему,

Сочинение рассуждение

Обособленные члены предложения ( 20 часов)

71.

2 нед марта


Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Урок «открытия» нового знания

Знать: понятие обособление', группы обособленных членов предложения; стилистические особенности предложений с об­особленными членами.

Уметь: анализировать предложе­ния с обособленными членами; интонационно выделять обособ­ленные члены предложения; работать над лексической соче­таемостью слов

выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, работа с текстами по алгоритму выполнения задания, объяснительный и словарный диктант, самостоятельная работа по материалу учебника.


72.


2 нед марта


Обособление согласованных и несогласованных определений

Урок «открытия» нового знания

Знать: условия обособления со­гласованных и несогласованных определений.

Уметь: распознавать обособлен­ные согласованные и несогласо­ванные определения, выделять их на письме знаками препинания и в устной речи интонацией; кон­струировать предложения с об­особленными и необособленными определениями; выполнять син­таксический разбор предложений

выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, работа с текстами по алгоритму выполнения задания, творческая и проектная работа, консультативная помощь ученика-эксперта, самостоятельное редактирование текста рассуждения на лингвистическую тему, составление текста от первого лица,


73

3 нед марта


Обособление согласованных и несогласованных определений

Урок «открытия» нового знания



74

3 нед марта


Обособление согласованных и несогласованных определений

Урок общеметодической направленности



75.

76.

4 нед марта


Р.Р. Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Урок общеметодической направленности


Знать: о заглавии как средстве связи предложений в тексте.

Уметь: определять зависимость типа речи от заглавия текста; анализировать отрывки текста; писать сжатое изложение

пишут сжатое изложение

Изложение

77.

78

4 нед марта


Обособление приложения

Урок «открытия» нового знания


Знать: условия обособления приложений.

Уметь: распознавать одиночные и распространенные приложе­ния, выделять их на письме зна­ками препинания и в устной речи интонацией; употреблять прило­жения в соответствии с нормами русского языка



4 четверть ( 23 часа)

79.



Обособление дополнений

Урок «открытия» нового знания


Знать: особенности обособления дополнений.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными дополнения­ми и выразительно читать их; конструировать предложения с обособленными дополнениями; выполнять синонимическую за­мену предлогов, употребляемых с обособленными дополнениями

выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа,


80.

81.



Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Урок «открытия» нового знания


Знать: пунктуацию в предложениях с деепричастия­ми и деепричастными оборотами. Уметь: расставлять знаки препи­нания в предложениях с деепри­частиями и деепричастными обо­ротами; распознавать деепричастия, по значению близкие к наречию, и фразеологизмы, сохранившие форму деепричастий; употреб­лять; распростра­нять деепричастия

выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа,


82.



Отсутствие и наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот

Урок общеметодической направленности


Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи.

выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа,


83.



Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Урок общеметодической направленности


Знать: особенности обособления обстоятельств, выраженных су­ществительными с предлогами.

Уметь: расставлять знаки пре­пинания в предложениях с об­особленным и обстоятельствами, выраженными существительны­ми с предлогами, и выразительно читать их; распространять пред­ложения обстоятельствами, вы­раженными существительными с предлогами.

выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа,


84.

85.



Р.Р. рассуждение на литературную тему

Урок общеметодической направленности


Уметь анализировать тексты сочинений, выписывать из статьи слова, обороты, цитаты, создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, соблюдать на письме нормы русского языка.

Анализируют тексты сочинений, выписывают из статьи слова, обороты, цитаты, создают текст-рассуждение,

Сочинение – рассуждение на литературнуютему

86.



Обособление уточняющих членов предложения

Урок «открытия» нового знания


Знать: понятие уточняющие члены предложения; способы при­соединения уточняющих членов предложения к уточняемым. Уметь: выразительно читать предложения с уточняющими членами и расставлять в них зна­ки препинания; распространять предложения уточняющими чле­нами; различать предложения с уточняющими обстоятельст­вами и однородными и неод­нородными обстоятельствами.

выполнение грамматических заданий, индивидуальная, парная и коллективная работа, работа с текстами по алгоритму выполнения задания, творческая и проектная работа, консультативная помощь ученика-эксперта, самостоятельное редактирование текста рассуждения на лингвистическую тему, составление текста от первого лица,


87.



Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая интонационная особенность

Урок общеметодической направленности


Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме.


88.



Систематизация и обобщение изученного по теме: «Обособленные члены предложения». Орфография. Слитное и дефисное написание слов.

Урок рефлексии


Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уро­ках; стилистические особенности предложений с обособленными членами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения; конструи­ровать предложения с обособлен­ными членами; выполнять син­таксический разбор и составлять схемы предложений с обособлен­ными членами


89.



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Обособленные члены предложения»

Урок развивающего контроля



Уметь адекватно воспринимать текст нам слух, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять задания к тексту; производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, производить морфологический разбор причастия, разбирать по составу деепричастие.

Пишут диктант , выполняют гр.задания


90.



Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Урок рефлексии



Уметь адекватно воспринимать текст нам слух, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, выполнять задания к тексту; производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами, производить морфологический разбор причастия, разбирать по составу деепричастие.

индивидуальная, парная и коллективная работа,


Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (3 часа)

91.




Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Урок общеметодической направленности


Знать: понятие вводная кон­струкция; назначение вводных слов, словосочетаний и пред­ложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуа­ции в предложениях с вводными конструкциями.

Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и словосочетаниями и расставлять в них знаки пре­пинания; подбирать к вводным словам синонимы; реконструи­ровать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами.

Составление плана текста лингвистического повествования, самостоятельное проектирование способов выполнения домашнего задания, редактирование текста, работа с дидактическим материалом, составление и выполнение тестовых заданий, индивидуальная и коллективная работа, объяснительный и словарный диктант, изучение содержания параграфа, составление рассказа на грамматическую тему, самостоятельная работа с орфограммами, написание контрольного диктанта и выполнение грамматических заданий.


92



Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Урок общеметодической направленности


реконструи­ровать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами.


93.



Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Урок общеметодической направленности


Знать: понятие вводная кон­струкция; назначение вводных слов, словосочетаний и пред­ложений; группы вводных слов по значению; правила пунктуа­ции в предложениях с вводными конструкциями.

Уметь: выразительно читать предложения с вводными словами и словосочетаниями и расставлять в них знаки пре­пинания; подбирать к вводным словам синонимы; реконструи­ровать предложения с вводными конструкциями; перестраивать сложные предложения в простые с вводными словами.


Предложения с обращениями (4 часа)

94.



Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

Урок общеметодической направленности


Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте.

Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать об­ращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями

Предупредительный диктант, Анализ текстов разных стилей и типов, работа в парах, изучение содержания параграфа, самостоятельная и групповая работа, консультативная помощь ученика-эксперта, учителя.


95.



Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Урок общеметодической направленности


Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте.

Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать об­ращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями


96.



Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему

Урок общеметодической направленности

творческая мастерская


Знать: понятие обращение; роль обращений в тексте.

Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать об­ращения и члены предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями

подготовка материала к публичному выступлению,


97.



Р.Р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения

Урок «открытия» нового знания


Уметь выделять особенности композиции сочинения в виде киносценария; понимать киноведческие термины; анализировать творческие работы, писать сочинение в форме киносценария

Учатся составлять план, работа в группах

Проект

Киносценарий.

Тему определяют учащиеся

Слова предложения. Междометия. (2 часа)

98.



Особенности слов-предложений. Междометия в предложении

Урок «открытия» нового знания

практикум

Знать: понятие слова-предложения; особенности слов-предло­жений; роль слов-предложений в разговорной речи и в художест­венных текстах.

Уметь: правильно оформлять слова-предложения на письме

объяснительный и словарный диктант, изучение содержания параграфа, составление рассказа на грамматическую тему,


99



Р.Р. Психологический портрет. Сочинение-описание

Урок «открытия» нового знания


Уметь анализировать художественные тексты, определять по описанию внешнего облика персонажей их характер, определять различия между живописным портретом и фотографией.

Знать понятия: «портрет», «психологический портрет»

Составляют план сочинения подбирают языковой материал. Редактируют


Проект


Мой современник

Повторение изученного в 8 классе (3 часа)

100.



Итоговая контрольная работа

Урок контроля


Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки

Выполняют тестовую контрольную работу


101



Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Урок рефлексии


Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки



102



Повторение. Синтаксис и пунктуация.

Урок рефлексии

Знать: теоретический материал, изученный в 8 классе.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки

Групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с текстами, выполнение тестовых заданий, составление рассуждения на лингвистическую тему, словарный диктант,





Перечень контрольных работ

Тема контрольной работы

1 четверть

№1

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в 5-7 классах»

№2

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения»

№3

Контрольная работа по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»

№4

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Однородные члены предложения»

№5

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Обособленные члены предложения»

№6

Итоговая контрольная работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!