СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана на основе  -Федерального государственного образовательного стандарта  среднего  (полного)  общего образования и УМК С.И.Львова, В.В.Львов Русский язык, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях,М.:Мнемозина, 2014г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинская

средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ

Ленинская СОШ

Приказ от .

_____________ Сологуб К.П.

М.П.

Рабочая программа

по русскому языку

Уровень общего образования (класс)

Основное общее образование 8класс

Количество часов 105

Учитель Аксенова Наталья Михайловна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Федерального базисного учебного плана и примерной программы по русскому языку для 5-9 классов общего образования и УМК С.И.Львова, В.В.Львов Русский язык, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях,М.:Мнемозина, 2014г











Пояснительная записка.

Статус документа.

: Рабочая программа по предмету русский язык создана на основе :

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и УМК С.И.Львова, В.В.Львов Русский язык, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях,М.:Мнемозина, 2014г

-Учебного плана на 2016-2017 учебный год.

- Годового календарного графика МБОУ Ленинской СОШ на 2016-2017 учебный год

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.



Общая характеристика учебного предмета

Главная задача, которая должна быть решена при обуче­нии русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об уст­ройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатей­шими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интен­сивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творчес­ких способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства про­цессов познания окружающего мира через родной язык, осмыс­ления его основных закономерностей., усвоения основ лингвис­тики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и фор­мирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного язы­кового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельнос­ти в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно вос­принимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения гово­рить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых при­вык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различно­го типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновы­вать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаи­мосвязанное формирование коммуникативной, языковой и линг­вистической (языковедческой) компетенций определили и харак­тер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функ­ции. Эта установка в первую очередь требует повышенного вни­мания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с раз­ными типами языковых значений приводит школьников к убеж­дению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.

Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполне­ние регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зре­ния их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассмат­ривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов.

Установление структурно-семантических особенностей язы­ковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполне­ние языковой единицы в процессе проведения языкового анали­за, в том числе и орфографического.

Отличительная особенность данного курса — внимание к воп­росам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помога­ет организовать учебный этимологический словарь.

Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспекте обучении родному языку, что прояв­ляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художествен­ных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется пред­ставление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышле­ния и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичес­кого мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потреб­ности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное раз­витие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.



Раздел II. Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

Русский язык – национальный язык русского народа

1

Повторение изученного в 5-7 классах

8

Функциональные разновидности русского языка

10

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики

1

Словосочетание как единица синтаксиса

5

Предложение как единица синтаксиса

18

Односоставные предложения

10

Простое осложненное предложение

40

Повторение и обобщение изученного

7

Резервные уроки

3

ИТОГО

105



Тематическое планирование



Тема,раздел

Содержание

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые образовательные результаты изучения

Русский язык-национальный язык русского народа (2часа)

Русский язык-национальный язык русского народа

Лекция учителя, анализ эпиграфа, работа с учебной книгой, беседа, пересказ текста

Знать понятие праславянский язык; языки, родственные русскому языку; представление о месте русского языка в семье славянских языков.

Понимать, каково место русского языка среди славянских языков.

Уметь определять место русского языка в семье славянских языков; рассказывать о группе славянских языков; приводить примеры, доказывающие родство славянских языков; пересказывать лингвистический текст.

Русский язык-национальный язык русского народа

Богатство и выразительность русского языка. Русский язык-национальный язык русского народа

Лекция учителя, анализ эпиграфа, работа с учебной книгой, беседа, пересказ текста

Знать:языки,родственные русскому языку;представление о месте русского языка в семье славянских языков

Уметь:рассказывать о группе славянских языков

Понимать: каково место русского языка среди славянских языков

Повторение изученного в 5-7 классах(7часов)



Языковая система,виды языкового разбора.Слово как основная единица языка.Повторение фонетики и орфоэпии

Беседа, фронтальный опрос, работа с таблицами, анализ текста,

Знать: виды языкового разбора,основные функции речи;

Понимать:основные виды разбора,определение «транскрипция»

Уметь: делать фонетический разбор слова,аргументировать выбор написания


Повторение морфемики,лексики и фразеологии

Беседа, фронтальный опрос, работа с таблицами, анализ текста, Объяснительное письмо, работа со схемой- алгоритмом мини- тест, слайд-таблица

Знать правила слитного и раз­дельного написания не- и ни- с раз­ными частями речи.

Понимать основные правила написания не с разными частями речи.

Уметь аргументировать выбор написания; Соблюдать в практике письма основные правила орфографии; различать части речи и объяснять правописание с ними частиц не и ни

Входная контрольная работа по повторению изученного в 5-7 классах

Диктант,самостоятельная работа с грамматическим заданием

Знать способы и средства связи предложений в тексте.

Понимать способы и средства связи предложений в тексте. Уметь отличать разные типы речи, аргументировать свой выбор; определять структуру текста, способы и средства связи предложений, формировать умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности

Повторение трудных случаев

орфографии

Объяснительное письмо, работа со схемой- алгоритмом мини- тест, слайд-таблица

Знать условия выбора н- и нн- в прилагательных, причастиях и наречиях.

Понимать части речи, их значение и морфологические признаки; правила правописания н- и нн- в частях речи.

Уметь разграничивать прилагательные, причастия, наречия; соотносить конкретные суффиксы с определёнными группами слов

Р.Р.Контрольное изложение с элементами сочинения(описание церкви как архитектурного памятника)

Беседа

Знать условия определения основной мысли текста

Понимать отбор ключевых слов в тексте

Уметь составлять план текста

Повторение пунктуации.Трудные случаи пунктуации

Беседа, фронтальный опрос, работа с таблицами, анализ текста,

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, пунктуационные, орфографические).

Уметь писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему; применять знания на практике

Функциональные разновидности русского языка(12часов)





Понятие о функциональных разновидностях русского языка

Беседа, фронтальный опрос, работа с таблицами, анализ текста,

Знать понятие речь; разновид­ности речи; типы речи, их признаки; основные признаки стилей речи, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение)

.Понимать, на каком основании выделяются разновидности речи.

Уметь различать типы и стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру

и языковые особенности текста.

Разговорная речь,сфера применения,основная задача и особенности разговорной речи

Работа с теоретическим материалом учебника, анализ образцов разговорной речи, составление мини-диалогов

Знать: языковые средства и основные жанры разговорной речи.: лексические , морфологические, синтаксические.

Сферу применения.



Понимать: сферу применения, основную задачу , основные особенности.

Уметь :распознавать основные типы речи-повествование, описание, рассуждение., жанры


Языковые средства,основные жанры разговорной речи

Работа с теоретическим материалом учебника, анализ образцов разговорной речи, составление мини-диалогов

Знать: языковые средства и основные жанры разговорной речи.: лексические , морфологические, синтаксические.

Сферу применения.



Понимать: сферу применения, основную задачу , основные особенности.

Уметь :распознавать основные типы речи-повествование, описание, рассуждение., жанры


Р.Р.Сжатое изложение №1(упр.107)

написание изложения

Составление плана текста, отбор важной информации, заглавие, определение главной мысли текста

Официально-деловой стиль,сфера применения,основная задача и особенности стиля

Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание об официально-деловом стиле речи, составление текста объявления

Знать :сферу задачи, основные особенности

Понимать: языковые средства (лексические ,морфологические, синтаксические)

Уметь : определять основные жанры применения,


Языковые средства,основные жанры официально-делового стиля

Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание об официально-деловом стиле речи, составление текста объявления

Знать :сферу задачи, основные особенности

Понимать: языковые средства (лексические ,морфологические, синтаксические)

Уметь : определять основные жанры применения,


Научный стиль речи,сфера применения,основные задачи и особенности стиля,языковые средства,основные жанры научного стиля

Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание о научном стиле речи по плану

Знать :сферу задачи, основные особенности

Понимать: языковые средства (лексические ,морфологические, синтаксические)

Уметь : определять основные жанры применения


Публицистический стиль,сфера применения,основная задача и особенности стиля

Работа с теоретическим материалом учебника

Знать :сферу задачи, основные особенности

Понимать: языковые средства (лексические ,морфологические, синтаксические)

Уметь : определять основные жанры применения

Языковые средства,основные жанры публицистического стиля

Работа с теоретическим материалом учебника

Знать :сферу задачи, основные особенности

Понимать: языковые средства (лексические ,морфологические, синтаксические)

Уметь : определять основные жанры применения

Р.Р.Контрольное сочинение в жанре репортажа(упр.154)

Составление плана, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли репортажа.

Репортаж о посещении музея. Написать так, чтобы читатели

воочию увидели, что видели вы

Язык художественной литературы,сфера применения,основная задача и особенности языка,языковые средства,жанры языка жудожественной литературы

Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений

Знать :сферу задачи, основные особенности

Понимать: языковые средства (лексические ,морфологические, синтаксические)

Уметь : определять основные жанры применения,



Зачет по разделу «Текстоведение»

зачет

Уметь применять полученные знания на практике

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики(2часа)

Синтаксис как раздел лингвистики

Беседа,фронтальный опрос,самостоятельная работа

Знать: определения синтаксис и пунктуация


Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики.Виды синтаксической связи

Беседа,фронтальный опрос,самостоятельная работа

Знать:определения синтаксис и пунктуация,виды синтаксической связи

Уметь:применять на практике синтаксические связи

Словосочетание как единица синтаксиса(5часов)





Словосочетание и его признаки

Работа с учебной книгой, самостоятельная работа, тренажёр, самопроверка, презентация,

словарный диктант.

Знать понятие словосочета­ние; строение и грамматическое значение словосочетаний; строение словосочетаний, отличие словосочетаний от слова и предложения; особенности подчинительной и сочинительной связи. Понимать отличие словосочетаний от слов предложений. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью

Типы подчинительной связи в словосочетании.Согласование.Управление.Примыкание

Самостоятельная работа, работа со схемами, мини-тест, взаимопроверка


Знать понятие словосочета­ние; строение и грамматическое значение словосочетаний; строение словосочетаний, отличие словосочетаний от слова и предложения; особенности подчинительной и сочинительной связи. Понимать отличие словосочетаний от слов предложений. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью

Р.Р.Сжатое изложение на основе художественного текста с элементом сочинения(упр.210)

Составление плана текста, отбор важной информации, заглавие, определение главной мысли текста

Уметь писать сжатое изложение,научиться выделять самое главное из текста

Виды связи словосочетаний по степени спаянности компонентов,по структуре.Культура речи,употребление

Самостоятельная работа,беседа

Уметь работать со словарями

Понимать текст

Предложение как единица синтаксиса(1час)





Предложение как единица синтаксиса

Основные признаки предложения

Беседа,фронтальный опрос,самостоятельная работа

Уметь находить в предложении словосочетания, определять тип подчинительной связи,вид по характеру главного слова.

Основные виды предложений(4часа)





Основные виды предложений.Виды предложений по цели высказывания

Объясни­тельный диктант, тест,

самопроверка, работа с учебной книгой, беседа

Знать понятие предложение, его отличие от слова и словосочетания.

Понимать предложение как основную единицу языка, средство общения, выражения мысли.

Уметь распознавать и употреблять предложения в речи, находить грамматическую основу

Виды предложений по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные

Самостоятельная работа, работа с таблицей, слайдами, комментированное письмо, распреде­лительный диктант

Знать: ос­новные типы предложений.

Понимать основные типы предложений.

Уметь распознавать и употреб­лять в речи предложения, разные по цели высказывания, интона­ции; находить грамматическую основу предложений; характеризовать разные типы предложений

Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения:распространенные и нераспространенные,предложения полные и неполные

Самостоятельная работа, работа с таблицей, слайдами, комментированное письмо, распреде­лительный диктант

Знать: ос­новные типы предложений.

Понимать основные типы предложений.

Уметь распознавать и употреб­лять в речи предложения, разные по цели высказывания, интона­ции; находить грамматическую основу предложений; характеризовать разные типы предложений

Интонация предложения.Предложение как элемент текста

Беседа,самостоятельная работа

Знать типы интонации.

Уметь составлять полилог и монолог, читать выразительно текст

Структура предложения(16часов)





Грамматическая основа предложения

Беседа,работа в парах

Знать понятие грамматической основы.

Уметь определять в предложении грамматическую основу


Подлежащее и способы его выражения

Самостоятельная работа, работа с учебной книгой, составление кластера, тренировочные упражнения

Знать понятия главные члены предложения, подлежащее; спосо­бы выражения подлежащего.

Понимать, что такое подлежащее, способы выражения подле­жащего.

Уметь находить в предложениях подлежащее и определять способ его выражения; выполнять син­таксический разбор предложений и словосочетаний

Виды сказуемого и способы его выражения.Простое и составное глагольное сказуемое

Работа с учебной книгой, составление кластера,

практикум, тест

Знать понятие сказуемое; спосо­бы выражения сказуемого; виды сказуемых. Понимать основные признаки выражения сказуемого; предложения с различными типами сказуемых. Уметь находить в предложениях сказуемое и определять его вид и способ выражения; различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного глагольного сказуемого

Составное именное сказуемое

Работа с учебником,беседа,треннировоч-

ые упражнения

Знать понятие сказуемое; спосо­бы выражения сказуемого; виды сказуемых. Понимать основные признаки выражения сказуемого; предложения с различными типами сказуемых. Уметь находить в предложениях сказуемое и определять его вид и способ выражения; различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого

Тире между подлежащим и сказуемым

Объясни­тельный диктант, работа с таблицей, кластер, самостоятельная работа, взаимопроверка

Знать условия постановки тире между главными членами пред­ложения. Понимать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь определять способы выражения подлежащего и ска­зуемого и объяснять наличие или отсутствие тире между ними

Р.Р.Культура речи.Связь подлежащего и сказуемого в предложении

Беседа,фронтальный опрос

Уметь применять разные виды предложения в тексте

Контрольный диктант по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Урок конт­роля знаний; индивидуальная самостоятельная работа

Знать правила по орфографии и пунктуации.

Понимать важность грамотного письма.

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему, применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.

Второстепенные члены предложения.Определение как второстепенный член предложения.Виды определений

Самостоятельная работа, работа с учебником, слайды, объяснительный диктант, тест

Знать понятия второстепенные члены предложения, определение; способы выражения определе­ний; условия упо­требления дефиса между прило­жением и определяемым словом. Понимать виды определений (согласованные и несогласован­ные); приложе­ние как особый вид определения; условия употреб­ления дефиса ме­жду приложением и определяемым словом. Уметь распознавать в предложе­нии определения, подчеркивать их как члены предложения и указывать способ выражения; определять смысловую и худо­жественную функцию определе­ний; согласовывать определение с определяемым словом; распознавать согласован­ные и несогласованные опреде­ления; объяснять наличие или отсутствие дефиса между прило­жением и определяемым словом

Приложение как особый вид определения

Работа в рабочей тетради


Р.Р.Сочинение «Описание памятника»(упр.332)

Составление плана, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли репортажа.

Уметь находить самое главное,составлять план текста,определять тему и идею текста

Тестовый контроль по повторению синтаксиса

тест

Уметь применять полученные знания на практике

Дополнение как второстепенный член предложения.Виды дополнений

Объяснительный диктант, составление таблицы, самостоятельная работа

Знать понятия дополнение, прямые и косвенные дополнения; способы выражения дополнений. Понимать способы выраже­ния дополнений ; особенности пря­мого и косвенного дополнения; упо­требление дополнений. Уметь выделять дополнения вместе с теми словами, к кото­рым они относятся; правильно ставить вопросы к дополнениям; подчеркивать дополнения как члены предложения и определять способ их выражения; различать прямые и косвенные дополне­ния; употреблять дополнения в устной и письменной речи в со­ответствии с нормами русского языка; отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме

Обстоятельство как второстепенный член предложения.Виды обстоятельств

Функция инфинитива в предложении

Словарно-орфографическая работа, работа с учебной книгой, взаимоконтроль

Знать понятие обстоятельство; способы выражения обстоя­тельств, разряды обстоятельств по значению; сравнительный оборот. Понимать, что такое обстоятельство, разряды обстоятельств, способы их выражения. Уметь выделять обстоятельства вместе с теми словами, к кото­рым они относятся; правильно ставить вопросы к обстоятель­ствам, определять их значение и способ выражения; подчерки­вать обстоятельства как члены предложения; правильно употреблять знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

Р.Р.Культура речи.Употребление второстепенных членов в предложении

Фронтальный опрос,беседа

Уметь применять второстепенные члены предложения в тексте

Односоставные предложения(11часов)





Понятие об односоставном предложении,виды односоставных предложений

Работа с учебной книгой, синтаксическая разминка, составление кластера, видеоурок

Знать понятия односоставные и двусоставные предложения; виды односоставных предложений.

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение и виды. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; правиль­но ставить знаки препинания в односоставных предложениях с осложняющими элементами

Назывное предложение

Объясни­тельный диктант , презентация, буквенный диктант,

работа с текстами художественных произведений

Знать понятие назывные пред­ложения; значение, структурные особенности назывных предло­жений, способ выражения грам­матической основы в них.

Понимать значение структурные осо­бенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. Уметь распознавать назывные предложения; определять роль назывных предложений в худо­жественных текстах

Р.Р.Сочинение с грамматическим заданием(упр.363)

Составление плана текста, отбор важной информации, заглавие, определение главной мысли текста


Определенно-личные предложения

Фронтальный опрос, презентация, составление опорной таблицы, конструирование предложений,

Знать понятие определенно-личные предложения; значение и структурные особенности определенно-личных предложе­ний, формы глагола-сказуемого в них.

Понимать значение, структурные особенности опре­деленно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Уметь распознавать определен­но-личные предложения и ис­пользовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в со­став которых входят определен­но-личные предложения

Неопределенно-личные предложения

Работа с учебной книгой, составление опорной схемы, презентация, объясни­тельный диктант

Знать понятие неопределенно-личные предложения; значение, структурные особенности не­определенно-личных предложе­ний, формы глагола-сказуемого в них; понятие обобщенно-личные предложения; значение, струк­турные особенности, сферу упо­требления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них

Понимать особенности неопределенно-личных предложений; их значение и структурные отличия; особенности обобщённо- личных предложений; их функцию обобщенно-личных предложений в речи.

Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными неопределенно-личными; распознавать обобщенно-личные предложения и ис­пользовать их в речи; находить обобщенно-личные предложения в тексте; использовать их в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными

Обобщенно-личные предложения

Работа с учебной книгой, составление опорной схемы, презентация, объясни­тельный диктант

Знать понятие неопределенно-личные предложения; значение, структурные особенности не­определенно-личных предложе­ний, формы глагола-сказуемого в них; понятие обобщенно-личные предложения; значение, струк­турные особенности, сферу упо­требления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них

Понимать особенности неопределенно-личных предложений; их значение и структурные отличия; особенности обобщённо- личных предложений; их функцию обобщенно-личных предложений в речи.

Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными неопределенно-личными; распознавать обобщенно-личные предложения и ис­пользовать их в речи; находить обобщенно-личные предложения в тексте; использовать их в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными

Безличные предложения

Работа учебной книгой, презентация, составление опорной схемы,

графический диктант

Знать понятие безличные пред­ложения; значение, структурные особенности, сферу употребле­ния безличных предложений, способы выражения сказуемого в них. Понимать особенности употребления безличных предложений в речи, формы сказуемого. Уметь распознавать безличные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предло­жениях, в состав которых входят безличные предложения

Р.Р.Обучающее изложение(упр.411)

Составление плана текста, отбор важной информации, заглавие, определение главной мысли текста

Уметь писать изложение полное и сжатое

Повторение и обобщение по теме «Односоставные предложения»

Практикум, работа в группах, презентация, тест

Знать различия между типами односоставных предложений; признаки каждого из них. Понимать структурные особенности типов односоставных предложений. Уметь определять тип односоставного предложения, находить его в тексте; составлять предложения по схемам, составлять тест по теме.

Контрольный диктант по теме:»Односоставные предложения»

Тематический контроль знаний.

Индивидуальная самостоятельная работа

Знать теоретический материал по теме. Понимать трудные темы изученного материала. Уметь применять знания на практике.

Простое осложненное предложение с однородными членами предложения(11часов)



Простое осложненное предложение и его признаки

Самостоятельная работа с учебной книгой, презентация, графический диктант, эссе

Знать: признаки простого осложненного предложения

Уметь: применять полученные знания на практике


Предложения с однородными членами предложения, понятие об однородных членах предложения

Самостоятельная работа с учебной книгой, презентация, графический диктант, эссе

Знать понятие однородные члены предложения; признаки однород­ных членов; способы выражения сочинительной связи между од­нородными членами. Понимать признаки однородных членов. Уметь распознавать однородные члены в предложении и ука­зывать средства сочинительной связи между ними; определять, какие члены предложения явля­ются однородными; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с одно­родными членами и правильно расставлять в них знаки препина­ния; находить ряды однородных членов; анализируя тексты, опре­делять роль однородных членов в речи

Способы и связи однородных членов предложения

Работа с учебной книгой, объяснительный диктант, презентация, тест, графический диктант, самостоятельная работа

Знать способы выражения со­чинительной связи между одно­родными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению. Понимать интонацию перечисления и сочи­нительные союзы как способы выражения сочи­нительной связи между однородны­ми членами пред­ложения; группы сочинительных союзов по значению; правила постановки знаков препинания при однородных членах. Уметь распознавать однород­ные члены в предложении и ука­зывать средства сочинительной связи между ними; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с одно­родными членами и правильно расставлять в них знаки препина­ния; составлять схемы предложе­ний с однородными членами.

Однородные и неоднородные определения и приложения

Работа с учебной книгой, презентация, объяснительный диктант, тест, практикум


Знать понятия однородные/неод­нородные определения; признаки однородности. Понимать правила постановки знаков препинания между однородными инеоднородными определениями и отсутствие знаков препинания при неоднородных определениях. Уметь различать однородные и неоднородные определения; разделять однородные определе­ния на письме запятой, составлять схемы предложений с однородными и неоднородными определениями

Р.Р. Сочинение по картине Юона с грамматическим заданием(упр.450)

Урок контроля знаний. Индивидуальная самостоятельная работа

Знать понятия « тема, основная мысль текста, стиль и тип текста, структура текста, авторский стиль.

Понимать приёмы сжатия текст

. Уметь определять тему и основ­ную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохра­няя структуру текста и авторский стиль

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Презентация, работа с книгой, объяснительный диктант, взаимопроверка, практикум, тест


Знать понятие «обобщающее сло­во»; правила пунктуации в предло­жениях с обобщающими словами при однородных членах. Понимать особенности данной синтаксической конструкции; правила пунктуации при однородных членах с обобщающим словом; предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми. Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения; правильно ставить знаки препинания при обобщаю­щих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами; различать предложения с обобщающими словами при од­нородных членах и предложения с именными составными сказуе­мыми

Р.Р.Культура речи.Употребление однородных членов предложения

Самостоятельная работа, графический диктант, эссе по теме «Однородные члены предложения»

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Понимать особенности и структуру предложений с однородными членами. Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами

Контрольный диктант по теме:»Однородные члены предложения»

Урок контроля знаний. Индивидуальная самостоятельная работа

Знать изученный по теме материал. Понимать умение распознавать однородные члены предложения. Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль

Предложения с обособленными членами предложения(21час)





Понятие об обособленных членах предложения,предложения с обособленными членами.

Работа с учебной книгой, презентация, объяснительный диктант

Знать понятие обособление; группы обособленных членов предложения; признаки обособ­ленных второстепенных членов предложения.

Понимать обособление как способ придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость высказываний. Уметь находить обособленные члены, выделять их интонацион­но при чтении предложений и за­пятыми на письме; выполнять синонимическую замену обособ­ленных членов; на конкретных примерах объяснять роль обособленных членов предложения в тексте.

Р.Р.Контрольное сочинение (упр.481 и 482)

Работа с учебной книгой;

творческая работа, работа с репродукциями картин.

Самостоятельная работа в группах с материалами СМИ

Знать понятия очерк, портрет­ный очерк; особенности портрет­ного очерка, его составные части.

Понимать, что такое портретный очерк; его особенности; составные части портретного очерка.

Уметь отличать портретный очерк от текстов других жанров; анализировать тексты, написан­ные в жанре портретного очерка, и составлять их самостоятельно создавать текст публицистического стиля

Обособление опредлений и приложений.Обособленные согласованные и несогласованные определения

Работа с учебной книгой, фронтальный опрос, слайды, презентация, объяснительный диктант; тест; сочинение на лингвистическую тему, практикум

Знать правила и условия обособления определений и приложений.

Понимать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; разграничивать об­особленные и необособленные определения и приложения; при чтении предложений выделять обособленные определения и приложения интонацией; пра­вильно ставить знаки препина­ния при обособленных членах; на конкретных примерах показы­вать роль обособленных опреде­лений и приложений в речи

Обособление приложений

Работа с учебной книгой, фронтальный опрос, слайды, презентация, объяснительный диктант; тест; сочинение на лингвистическую тему, практикум

Знать правила и условия обособления определений и приложений.

Понимать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; разграничивать об­особленные и необособленные определения и приложения; при чтении предложений выделять обособленные определения и приложения интонацией; пра­вильно ставить знаки препина­ния при обособленных членах; на конкретных примерах показы­вать роль обособленных опреде­лений и приложений в речи

Р.Р.Контрольное изложение(упр.503)

Работа с учебной книгой;

творческая работа, работа с репродукциями картин.


Написание изложения

Обособление обстоятельств

Работа с учебной книгой, презентация, объяснительный диктант; графический диктант, фронтальный опрос, взаимопроверка, пунктуационный практикум, тест

Знать способы выражения об­стоятельств; условия обособле­ния обстоятельств.

Понимать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные.

Уметь разграничивать об­особленные и необособленные обстоятельства; при чтении предложений выделять обособ­ленные обстоятельства интона­цией; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; на конкретных примерах показывать роль обособленных обстоятельств в речи.

Обособление дополнений

Презентация, практикум, мини- тест, взаимоконтроль

Знать, какие конструкции называются обособленными дополнениями.

Понимать признаки обособления дополнений.

Уметь разграничивать обособленные дополнения от других обособленных членов предложения, ставит знаки препинания при обособлении дополнений

Обособление сравнительных оборотов

Работа с учебной книгой, презентация, объяснительный диктант; графический диктант, фронтальный опрос, взаимопроверка, пунктуационный практикум, тест

Знать понятие уточняющие чле­ны предложения; виды уточняю­щих членов; признаки уточняю­щих членов.

Понимать, что такое уточняющие члены предложения, чем они отличаются от обособленных оборотов; правила пунктуации при уточняющих членах предложения.

Уметь распознавать уточ­няющие члены предложения; различать предложения с уточ­няющими обстоятельствами и однородными и неоднородны­ми обстоятельствами; распро­странять предложения уточняю­щими обстоятельствами места и времени; выделять уточняющие члены предложения интонацией в устной речи и знаками препи­нания на письме

Уточняющие,пояснительные и присоединительные члены предложения

Работа с учебной книгой, презентация, объяснительный диктант; графический диктант, фронтальный опрос, взаимопроверка, пунктуационный практикум, тест

Знать понятие уточняющие чле­ны предложения; виды уточняю­щих членов; признаки уточняю­щих членов.

Понимать, что такое уточняющие члены предложения, чем они отличаются от обособленных оборотов; правила пунктуации при уточняющих членах предложения.

Уметь распознавать уточ­няющие члены предложения; различать предложения с уточ­няющими обстоятельствами и однородными и неоднородны­ми обстоятельствами; распро­странять предложения уточняю­щими обстоятельствами места и времени; выделять уточняющие члены предложения интонацией в устной речи и знаками препи­нания на письме

Р.Р.Культура речи.Употребление обособленных членов предложения



Повторение и обобщение по теме:»Обособленные члены предложения»

Практикум, презентация, тестирование, взаимоконтроль

Знать материал по изученной теме.

Понимать условия обособления членов предложения. Уметь применять полученные знания на практике

Контрольный диктант по теме:»Обособленные члены предложения»

Урок контроля знаний. Индивидуальная самостоятельная работа

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Понимать изученный материал.

Уметь писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

Предложения с вводными конструкциями,обращениями и междометиями(9часов)





Предложения с вводными конструкциями,обращениями и междометиями.Водные слова и предложения

Работа с учебной книгой, самостоятельная работа, слайды, объяснительный диктант, презентация, сочинение – рассуждение на лингвистическую тему, самостоятельная работа, сообщения учащихся, тест

Знать понятие вводные кон­струкции; группы вводных слов по значению; явление водности как речевой категории; правила пунктуации при вводных словах

Понимать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; вводные конструкции(слова, сочета­ния слов, предло­жения); интонацию водности.

Уметь читать предложения с вводными конструкциями, соблюдая их интонационную особенность; расставлять знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями; выполнять синонимическую замену сложных предложений предло­жениями с вводными конструк­циями; отличать вводные слова от омонимичных членов предложения.

Вводные и вставные конструкции

Работа с учебной книгой, слайды, комментированное письмо, пунктуационный практикум, взаимоконтроль

Знать понятие вставные кон­струкции.

Понимать понятие вставные кон­струкции (пред­ложения, сло­восочетания); интонацию пред­ложений с встав­ными конструк­циями; выделение вставных конст­рукций на письме знаками препи­нания.

Уметь читать предложения с вставными конструкциями, соблюдая их интонационную особенность; расставлять знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями.

Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями

Контроль

и самоконтроль усвоения темы. Тренировочные упражнения, презентация


Знать особенности слов- предложений; знаки препинания в таких предложениях, их роль в тексте.

Понимать роль в тексте вводных конструкций.

Уметь правильно ставить знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях

Предложения с обращениями

Самостоятельная работа, презентация, графический диктант, взаимопроверка, таблица, тест

Знать правила пунктуации при обращении.

Понимать

условия постановки знаков препинания при обращении.

Уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Отличать обращение от подлежащего

Знаки препинания в предложениях с обращениями

Самостоятельная работа, презентация, графический диктант, взаимопроверка, таблица, тест

Знать правила пунктуации при обращении.

Понимать

условия постановки знаков препинания при обращении.

Уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Отличать обращение от подлежащего

Предложения с междометиями и словами да,нет


Комментированное письмо, тренировочные упражнения, работа с учебной книгой, слайды, презентация

Знать понятие междометие; правила пунктуации в предложе­ниях с междометиями и словами да, нет.

Понимать, что такое междометие, слова – предложения да, нет.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в предложе­ниях с междометиями и словами да, нет; при чтении предложений выделять междометия интона­цией; определять роль слова да в предложениях

Тестирование по теме:» Предложения с вводными конструкциями,обращениями и междометиями

Тест,обсуждение вопросов

Уметь применять полученные знания на практике

Повторение изученного в 8 классе

Урок контроля знаний

Уметь применять полученные знания на практике

Итоговый контрольный диктант

Урок контроля знаний. Индивидуальная самостоятельная работа

Знать и понимать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике; осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета



Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

• достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

• владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;



• применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

• коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно-

го выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

• представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

• понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

• владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;

• способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);

• умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной ’и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

• владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

• способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения;

• осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

• осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

















Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку



«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

объем различных видов контрольных работ;

количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

знание полученных сведений о языке;

орфографические и пунктуационные навыки;

речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного;

языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

В переносе слов;

На правила, которые не включены в школьную программу;

На еще не изученные правила;

В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

В исключениях из правил;

В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

В написании Ы и И после приставок;

В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);

В собственных именах нерусского происхождения;

В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Этими же критериями следует пользоваться при проверке зачетных и тестовых работ.

При проведении работ, готовящих учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, следует пользоваться критериями оценки ГИА-9 и ЕГЭ -11.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

степень самостоятельности учащегося;

этап обучения;

объем работы;

четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!