имени Героя Советского Союза М.Н. Алексеева
От 30.08. 2017 № 1 ____________ Л.А.Бойко _________ Г.В.Колинько
__________ Руководитель МО В.И.Подгорных 30.08.2017 приказ № 208-ОД 30.08. 2017 г.
Уровень общего образования – основное общее , класс 8 (начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)
Учитель: Майко С.А.
Программа разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому языку М.М.Разумовской, учебного плана, календарного учебного графика.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку М.М.Разумовской
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В VШ классе – 137 часов
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные формы деят-ти | Элементы содержания | Результаты обучения | контроль | Дата |
план | факт |
ВВЕДЕНИЕ (2ч) |
1-2 | Русский язык в семье славянских языков | 2 | Понятие родственных языков; история развития языков славянской группы; сравнительный анализ славянских языков | Содержание и назначение УМК. Праславянский язык. Три группы славянских языков. Русский язык в семье славянских языков. Учебное исследование | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие праславянский язык; | Уметь: рассказывать о группе славянских языков; приводить примеры, доказывающие родство славянских языков | | 01.09 04.09 | |
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах) (18 ч) |
1,2/3-4 | Р.Р. Разновидности речи. Стили речи. | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Речь. Разновидности речи (монологическая и диалогическая, устная и письменная). Стили и типы речи. Учебное исследование | Знать: понятие речь; разновидности речи. | Уметь: указывать разновидности речи, используемые в тексте | | 05.09 07.09 | |
3,4/5-6 | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Прилагательное, причастие и наречие. Условия выбора ни нн в словах. Состав слова. Морфологический разбор слов. Орфоэпические нормы | Знать: условия выбора н и ни в прилагательных, причастиях и наречиях. | Уметь: различать прилагательные, причастия и наречия и определять их состав | | 08.09 11.09 | |
5,6,7/ 7-9 | Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи | 3 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Правила слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи. Орфоэпические нормы. Грамматические разборы | Знать: правила слитного и раздельного написания ней ни с разными частями речи. | Уметь: различать части речи и объяснять правописание с ними частиц не и ни | | 12.09 14.09 15.09 | |
8/10 | Р.Р. Стили речи | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; | Стили речи и их признаки | Знать: стили речи и их признаки. | Уметь: правильно и доказательно определять стилистическую принадлежность текста | | 18.09 | |
9-10 /11-12 | Р.Р. Изложение | 2 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | изложение | 19.09 21.09 | |
11,12/13-14 | Употребление дефиса | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Дефис как орфографический знак. Условия написания дефиса в разных частях речи. Состав слов | Знать: условия написания дефиса в разных частях речи. | Уметь: различать части речи, определять их состав; правильно и доказательно употреблять дефис в словах | | 22.09 | |
13,14 /15-16 | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Условия слитного, полуслитного и раздельного написания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Наречия и омонимичные части речи | Знать: условия слитного, полуслитного и раздельного написания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. | Уметь: отличать наречия от омонимичных частей речи и правильно их писать | | 25.09 26.09 | |
15,16/17-18 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5—7 классах» | 2 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | 28.09 29.09 | |
17,18/19-20 | Р.Р. Типы речи | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Типы речи, их признаки | Знать: типы речи, их признаки. | Уметь: определять тип речи предложенного текста | | 02.10 03.10 | |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (9ч) |
1,2,3/ 21-23 | Словосочетание | 3 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Словосочетание, его строение и грамматическое значение. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). | Знать: понятие словосочетание; строение и грамматическое значение словосочетаний; виды словосочетаний по способу выражения главного слова; | Уметь: вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово в словосочетании и определять способы их выражения; | | 05.10 06.10 09.10 | |
4,5/ 24-25 | Предложение и его типы | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Предложение как основная единица языка, единица общения, средства выражения мысли, чувств, переживаний. Основные типы предложений | Знать: понятие предложение; основные типы предложений. | Уметь: распознавать и употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации; | | 10.10 12.10 | |
6/26 | Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Учебное исследование | Знать: способы и средства связи предложений в тексте. | Уметь: выполнять комплексный анализ текста | | 13.10 | |
7,8,9/27-29 | Р.Р. Контрольное изложение | 3 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | 16.10 17.10 19.10 | |
Простое предложение (1 ч) |
1/30 | Простое предложение. Интонация простого предложения | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Простое предложение. Строение простого предложения. Грамматическая основа. Схема простого предложения. Интонация, ее основные | Знать: строение простого предложения; понятие интонация; основные элементы и виды интонации. | Уметь: находить грамматическую основу простых предложений и составлять их схемы; с помощью интонации членить речевой поток на смысловые отрезки, | | 20.10 | |
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ЧАСОВ) |
1,2/ 31-32 | Подлежащее и способы его выражения | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего | Знать: понятия главные члены предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего. | Уметь: находить в предложениях подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложений и словосочетаний | | 23.10 24.10 | |
3,4/ 33-34 | Сказуемое и способы его выражения | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Главные члены предложения. Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Виды сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). | Знать: понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; виды сказуемых. | Уметь: находить в предложениях сказуемое и определять его вид и способ выражения | | 26.10 27.10 | |
5,6/ 35-36 | Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | Индивидуальная работа | Способы выражения подлежащего и сказуемого. Условия постановки тире между главными членами предложения | Знать: условия постановки тире между главными членами предложения. | Уметь: определять способы выражения подлежащего и сказуемого и объяснять наличие или отсутствие тире между ними | | 30.10 31.10 | |
7/37 | Р.Р. Типы речи. Рассуждение на тему «Легко ли быть молодым?» | 1 | Индивидуальная работа | Типы речи, их признаки. Рассуждение. Языковой материал для сочинения | Знать: типы речи, их признаки; особенности работы над сочинением-рассуждением. | Уметь: определять тип речи предложенного текста; самостоятельно составлять текст-рассуждение на заданную тему | | 13.11 | |
8/38 | Правила согласования главных членов предложения | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Способы выражения подлежащего и сказуемого. Правила согласования главных членов предложения | Знать: правила согласования главных членов предложения. | Уметь: употреблять подлежащее и сказуемое в предложениях в нужной форме | | 14.11 | |
9,10/39-40 | Контрольная работа по теме «Словосочетание. Главные члены предложения» и её анализ | 2 | Индивидуальная работа | | | | Контрольная работа | 03.11 02.11 | |
Второстепенные члены предложения (11 ч) |
1,2/ 41,42 | Определение | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Второстепенные члены предложения. Определение. Способы выражения определений. Смысловая и художественная функция определений. Согласование определения с определяемым словом | Знать: понятия второстепенные члены предложения, определение; способы выражения определений. | Уметь: распознавать в предложении определения, подчеркивать их как члены предложения и указывать способ выражения; | | 16.11 17.11 | |
3/43 | Виды определений | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Виды определений (согласованные и несогласованные). Приложение как особый вид определения. Условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом | Знать: виды определений; понятие приложение; условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом. | Уметь: распознавать согласованные и несогласованные определения; объяснять наличие или отсутствие дефиса между приложением и определяемым словом | | 20.11 | |
4/44 | Дополнение | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Второстепенные члены предложения. Дополнение. Способы выражения дополнений. Приглагольное дополнение. Прямые и косвенные дополнения. | Знать: понятия дополнение, приглагольное дополнение, прямые/ косвенные дополнения; способы выражения дополнений. | Уметь: выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к дополнениям; | | 21.11 | |
5,6/ 45-46 | Обстоятельство | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Разряды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств. Разряды обстоятельств по значению. | Знать: понятие обстоятельство; способы выражения обстоятельств, разряды обстоятельств по значению. | Уметь: выделять обстоятельства вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к обстоятельствам, определять их значение и способ выражения; | | 23.11 24.11 | |
7,8/ 47-48 | Контрольное сочинение . | 2 | Индивидуальная работа | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | 27.11 28.11 | |
9/49 | Порядок слов в предложении. | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Порядок слов в предложении. Синтаксическое значение и стилистическая роль порядка слов. Прямой и обратный порядок слов | Знать: понятия порядок слов в предложении, прямой/обратный порядок слов; синтаксическое значение и стилистическую роль порядка слов. | Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать и анализировать текст | | 30.11 | |
10,11/ 50-51 | Р.Р. Репортаж, его строение; языковые средства, характерные для репортажа. | 2 | Индивидуальная работа | Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства | Знать: особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства. | Уметь: самостоятельно писать изложение и выполнять творческое задание к нему | | 01.12 04.12 | |
Односоставные предложения (18 ч) |
1/52 | Виды односоставных предложений | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Использование односоставных предложений в разных стилях речи. | Знать: понятия односоставные/ двусоставные предложения; виды односоставных предложений. | Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; | | 05.12 | |
2,3/ 53,54 | Определенно-личные предложения | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Определенно-личные предложения. Значение, структурные особенности определенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. | Знать: понятие определенно-личные предложения; значение и структурные особенности определенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. | Уметь: распознавать определенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, | | 07.12 08.12 | |
4,5/ 55-56 | Р.Р. Сочинение в жанре репортажа | 2 | Индивидуальная работа | Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства | Знать: особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства. | Уметь: писать сочинение в жанре репортажа | Сочинение | 11.12 12.12 | |
6/ 57 | Неопределенно-личные предложения | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Неопределенно-личные предложения. Значение, структурные особенности неопределенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. | Знать: понятие неопределенно-личные предложения; значение, структурные особенности неопределенно-личных предложений, | Уметь: распознавать неопределенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, | | 14.12 | |
7/58 | Обобщенно-личные предложения | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Обобщенно-личные предложения. Значение, структурные особенности, сфера употребления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Обобщенно-личные предложения в разных стилях речи. | Знать: понятие обобщенно-личные предложения; значение, структурные особенности, сферу употребления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. | Уметь: распознавать обобщенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения | | 15.12 | |
8,9/ 59,60 | Р.Р. Контрольное изложение | 2 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | 18.12 19.12 | |
10-11/ 61-62 | Безличные предложения | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Безличные предложения. Значение, структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого в них. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения | Знать: понятие безличные предложения; значение, структурные особенности, сферу употребления безличных предложений, способы выражения сказуемого в них. | Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения | | 21.12 22.12 | |
12/ 63 | Назывные предложения | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Назывные предложения. Значение, структурные особенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. Назывные предложения в поэзии | Знать: понятие назывные предложения; значение, структурные особенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. | Уметь: распознавать назывные предложения; определять роль назывных предложений в художественных текстах | | 25.12 | |
13,14/ 64,65 | Р.Р. Сочинение по картине А.Л. Рябушкина «Московская девушка XVII века» | 2 | Индивидуальная работа | Биографические сведения о художнике А.П. Рябушкине. Творческая история картины «Московская девушка XVII века». Употребление разных видов односоставных предложений | Знать: биографические сведения о художнике А.П. Рябушкине и творческую историю картины «Московская девушка XVII века» (кратко). | Уметь: писать сочинение по картине с использованием разных видов односоставных предложений | Сочинение | 27.12 28.12 | |
15/ 66 | Неполные предложения | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Полные и неполные предложения. Синонимическая замена неполных предложений полными. Опущение членов предложения. Использование неполных предложений в разговорной речи. Тире в неполных предложениях | Знать: понятия полные/ неполные предложения. | Уметь: различать полные и неполные предложения; выполнять синонимическую замену неполных предложений полными; | | 11.01 | |
16/ 67 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 1 | Индивидуальная работа | Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Стилистические признаки в тексте. Принцип деления текста на части. План текста | | Уметь: выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические признаки в тексте; составлять план текста | | 12.01 | |
17,18/68-69 | Тест по теме «Простое предложение» и его анализ | 1 | Индивидуальная работа | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Виды простых предложений | Знать: теоретический материал по теме «Простое предложение» | | Тест | 15.01 | |
Предложения с однородными членами (16 ч) |
1,2/ 70-71 | Какие члены предложения являются однородными | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов.. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Ряды однородных членов. | Знать: понятие однородные члены предложения; признаки однородных членов; способы выражения сочинительной связи между однородными членами. | Уметь: распознавать однородные члены в предложении и указывать средства сочинительной связи между ними; определять, какие члены предложения являются однородными; | | 16.01 18.01 | |
3,4,5/72,73,74 | Как связаны между собой однородные члены предложения | 3 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Интонация перечисления и сочинительные союзы как способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения. | Знать: способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению. | Уметь: распознавать однородные члены в предложении; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами; | | 19.01 22.01 23.01 | |
6/75 | Р.Р. Статья в газету | 1 | Индивидуальная работа | Статья — один из жанров публицистики. Задача статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства. Правила работы над статьей в газету | Знать: понятие статья в газету; задачу статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства; | Уметь: анализировать и редактировать тексты газетных статей; отбирать материал для газетной статьи; работать над созданием статьи в газету | | 25.01 | |
7,8/ 76,77 | Однородные и неоднородные определения | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Однородные и неоднородные определения. Признаки однородности. Запятая между однородными определениями | Знать: понятия однородные/неоднородные определения; признаки однородности. | Уметь: различать однородные и неоднородные определения; разделять однородные определения на письме запятой | | 26.01 29.01 | |
9,10/78-79 | Р.Р. Контрольное сочинение | 2 | Индивидуальная работа | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | | Сочинение | 30.01 01.02 | |
11,12/ 80,81 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; | Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. | Знать: понятие обобщающее слово; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. | Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; | | 02.02 05.02 | |
13,14/ 82,83 | Р.Р. Изложение «Что значит быть воспитанным?» | 2 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста,; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | | Изложение | 06.02 08.02 | |
15,16/ 84,85 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» и его анализ | 2 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | | Диктант с грамматическим заданием | 09.02 12.02 | |
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (15 ч) |
1,2/ 86,87 | Предложения с обращениями | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Обращение, его особенности. Звательная интонация предложений с обращениями. Знаки препинания при обращении. Роль обращений в речи. Учебное исследование | Знать: понятие обращение; особенности обращения. | Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; правильно ставить знаки препинания при обращениях; | | 13.02 15.02 | |
3/88 | Р.Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре | 1 | Индивидуальная работа | Очерк как один из жанров публицистики. Портретный очерк, его особенности. Составные части портретного очерка | Знать: понятия очерк, портретный очерк; особенности портретного очерка, его составные части. | Уметь: отличать портретный очерк от текстов других жанров; анализировать тексты, написанные в жанре портретного очерка, и составлять их самостоятельно | | 16.02 | |
4,5/ 89,90 | Предложения с вводными конструкциями | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Вводные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Интонация вводности. Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями.. | Знать: понятие вводные конструкции; группы вводных слов по значению. | Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями; выполнять синонимическую замену | | 19.02 20.02 | |
6,7/ 90,91 | Предложения с вводными конструкциями | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Синонимическая замена сложных предложений предложениями с вводными конструкциями. Синтаксический разбор предложений | сложных предложений предложениями с вводными конструкциями | | | 22.02 26.02 | |
8,9/ 92,93 | Р.Р. Контрольное изложение | 2 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | 27.02 01.03 | |
10,11/ 94,95 | Предложения с вставными конструкциями Предложения с междометиями и словами да, нет | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Вставные конструкции. Интонация предложений с вставными конструкциями. Выделение вставных конструкций на письме знаками препинания. | Знать: понятие вставные конструкции. | Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями | | 02.03 05.03 | |
12/ 96 | Тест по теме «Простое осложненное предложение» | 1 | Индивидуальная работа | Простое осложненное предложение. Пунктуация в предложениях с осложняющими элементами | Знать: теоретический материал по теме «Простое осложненное предложение». | Уметь: применять полученные знания, умения, навыки на практике | тест | 06.03 | |
13/97 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 1 | Индивидуальная работа | Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. | | Уметь: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические признаки в тексте; | | 12.03 | |
15,14/ 98,99 | Контрольный диктант по теме «Простое осложненное предложение» и его анализ | 2 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | 13.03 15.03 | |
Предложения с обособленными членами (17 ч) |
1/100 | Обособление второстепенных членов предложения | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Обособление. Группы обособленных членов предложения. Выделение обособленных членов на письме запятыми. | Знать: понятие обособлениепризнаки обособленных второстепенных членов предложения. | Уметь: находить обособленные члены, выделять их интонационно при чтении предложений и запятыми на письме | | 16.03 | |
2,3,4/ 101, 102, 103 | Обособленные определения и приложения | 3 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Обособление. Условия обособления определений и приложений. Интонационное выделение обособленных определений и приложений. Знаки препинания при обособленных членах. | Знать: условия обособления определений и приложений. | Уметь: разграничивать обособленные и необособленные определения и приложения; при чтении предложений выделять обособленные определения и приложения интонацией; | | 19.03 20.03 22.03 | |
5/104 | Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению в жанре портретного очерка | 1 | Индивидуальная работа | Жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. Материал для сочинения | Знать: жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. | Уметь: подбирать материал для сочинения в жанре портретного очерка | | 23.03 | |
6-7/105,106 | Р.Р. Контрольное сочинение | 2 | | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | 02.04 03.04 | |
8,9. 10/ 107, 108, 109 | Обособленные обстоятельства | 3 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Способы выражения обстоятельств. Условия обособления обстоятельств. Синтаксический разбор предложений. Интонационное выделение обособленных обстоятельств. | Знать: способы выражения обстоятельств; условия обособления обстоятельств. | Уметь: разграничивать обособленные и необособленные обстоятельства; при чтении предложений; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; | | 05.04 06.04 09.04 | |
12,11/ 110, 111 | Уточняющие члены предложения | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Уточняющие члены предложения. Виды уточняющих членов. Признаки уточняющих членов. Знаки препинания при уточняющих членах. | Знать: понятие уточняющие члены предложения; виды уточняющих членов; признаки уточняющих членов. | Уметь: распознавать уточняющие члены предложения; распространять предложения уточняющими обстоятельствами | | 10.04 12.04 | |
13,14/ 112, 113 | Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами» | 2 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | | Диктант с грамматическим заданием | 13.04 16.04 | |
15/ 114 | Р.Р.Деловая игра «Мы выпускаем газету» | 1 | Индивидуальная работа | Жанровые особенности статьи в газету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Предложения с обособленными членами | Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. | Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами» | | 17.04 | |
16,17/115,116 | Р.Р. Контрольное изложение | 2 | Индивидуальная работа | Жанровые особенности статьи в газету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. | Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газетных статей, | Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами» | Изложение | 19.04 20.04 | |
Прямая и косвенная речь (7 ч) |
1/117 | Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Способы передачи чужой речи на письме. Прямая речь. Косвенная речь.. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью | Знать: способы передачи чужой речи в письменном тексте; структуру предложений с прямой и косвенной речью. | Уметь; различать пря-мую и косвенную речь; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью | | 23.04 | |
2/118 | Прямая речь | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Прямая речь как способ передачи чужой речи в письменном тексте. Структура предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. | Знать: понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью. | Уметь: находить предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора; ставить знаки препинания при прямой речи; | | 24.04 | |
3,4/119-120 | Р.Р. Контрольное сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина» | 2 | Индивидуальная работа | Биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве. Творческая история картины «Портрет Ф.И. Шаляпина». Стиль и тип речи. | Знать: биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве и творческую историю картины «Портрет Ф.И. Шаляпина» (кратко). | Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине, употребляя в нем разные виды односоставных предложений | Сочинение | 26.04 27.04 | |
5/121 | Косвенная речь | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Косвенная речь как способ передачи чужой речи в письменном тексте. Структура предложений с косвенной речью. | Знать: понятие косвенная речь; структуру предложений с косвенной речью. | Уметь: разграничивать прямую речь и косвенную; ставить знаки препинания при косвенной речи; | | 03.05 | |
6/122 | Диалог | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Диалог. Структура диалога. Реплика. Правила оформления диалогов. Диалоги в художественных текстах. Обращения и вводные слова | Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила оформления диалогов. | Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и пунктуационно оформлять реплики диалога; составлять по схемам свой диалог, | | 04.05 | |
7/123 | Цитаты и их оформление на письме | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Цитата. Способы цитирования. Оформление цитат на письме. Пунктуация при цитировании. | Знать: понятие цитата; способы цитирования; правила оформления цитат на письме. | Уметь: вводить в речь цитаты и правильно ставить знаки препинания при цитировании | | 07.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (8 ч) |
1-3/124-126 | Итоговая контрольная работа и её анализ | 3 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5—8 классах. | Уметь: выполнять задания теста | тест | 08.05 10.05 11.05 | |
4-10/127-133 | Повторение и обобщение изученного по темам «Словосочетание. Предложение» | 7 | Объяснительный диктант, грамматические разборы, творческие задания, комплексный анализ текста, орфографическая работа | Орфография. Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Грамматические разборы. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5—8 классах. | Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | | 14.05 15.05 17.05 18.05 21.05 22.05 24.05 | |
10-12/ 134-137 | Повторение и обобщение изученного по темам «Обособленные члены предложения» | 4 | творческие задания, комплексный анализ текста, тестовая работа | Орфография. Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Грамматические разборы. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5—8 классах. | Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки | | 25.05 28.05 29.05 31.05 | |
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Синтаксис и пунктуация (83 ч.) Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные члены двусоставного предложения (5 ч.). Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения (9 ч.): определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами.(12 ч.) Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями. (15 ч.)
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
. Электронные пособия
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.