СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы М.М.Разумовской в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Русская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза М.Н. Алексеева



Согласовано Согласовано УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания МО Заместитель директора по учебной работе Директор школы

От 30.08. 2017 № 1 ____________ Л.А.Бойко _________ Г.В.Колинько

__________ Руководитель МО В.И.Подгорных 30.08.2017 приказ № 208-ОД 30.08. 2017 г.



Рабочая программа по русскому языку предмет Уровень общего образования – основное общее , класс 8 (начальное общее, основное общее, среднее общее с указанием класса)



Учитель: Майко С.А.

Количество часов:

8 класс – 137 часов, 4 часа в неделю




Программа разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому языку М.М.Разумовской, учебного плана, календарного учебного графика.




2017 – 2018 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

      - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России

      - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

    - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку М.М.Разумовской

  Общая характеристика учебного предмета

     Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

      Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V– IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

   Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

     Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

Задачи обучения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности; обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

- развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки.


Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

   

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В VШ классе – 137 часов

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс

уро­ка

Тема урока

Кол-во часов

Основные формы деят-ти

Элементы содержания

Результаты обучения

контроль

Дата

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (2ч)

1-2

Русский язык в се­мье сла­вянских языков

2

Понятие родственных языков; история развития языков славянской группы; сравнительный анализ славянских языков

Содержание и на­значение УМК. Праславянский язык. Три груп­пы славянских языков. Русский язык в семье сла­вянских языков. Учебное исследо­вание

Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие праславянский язык;

Уметь: рассказывать о группе славянских языков; приводить примеры, доказывающие родство славянских языков


01.09

04.09


Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах) (18 ч)

1,2/3-4

Р.Р. Разновид­ности речи. Стили речи.

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Речь. Разновидно­сти речи (моноло­гическая и диало­гическая, устная и письменная). Стили и типы речи. Учебное исследо­вание

Знать: понятие речь; разновид­ности речи.

Уметь: указывать разновидности речи, используемые в тексте


05.09

07.09


3,4/5-6

Буквы н и нн в суф­фиксах прилага­тельных, причастий и наречий

2

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Прилагательное, причастие и на­речие. Условия выбора ни нн в сло­вах. Состав слова. Морфологический разбор слов. Орфо­эпические нормы

Знать: условия выбора н и ни в прилагательных, причастиях и наречиях.

Уметь: различать прилага­тельные, причастия и наречия и определять их состав


08.09

11.09


5,6,7/

7-9

Слитное и раз­дельное написание не и ни с разными частями речи

3

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Правила слит­ного и раздель­ного написания не и ни с разными частями речи. Орфоэпические нормы. Граммати­ческие разборы

Знать: правила слитного и раз­дельного написания ней ни с раз­ными частями речи.

Уметь: различать части речи и объяснять правописание с ними частиц не и ни


12.09

14.09

15.09


8/10

Р.Р. Стили речи

1

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника;

Стили речи и их признаки

Знать: стили речи и их признаки.

Уметь: правильно и доказатель­но определять стилистическую принадлежность текста


18.09



9-10

/11-12

Р.Р. Изложение

2

Индивидуальная работа

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль


Уметь: определять тему и основ­ную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохра­няя структуру текста и авторский стиль

изложение

19.09

21.09


11,12/13-14

Употребле­ние дефиса

2

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Дефис как орфо­графический знак. Условия написания дефиса в разных частях речи. Состав слов

Знать: условия написания дефи­са в разных частях речи.

Уметь: различать части речи, определять их состав; правильно и доказательно употреблять де­фис в словах


22.09


13,14

/15-16

Слитное, полуслитное и раз­дельное написание наречий и соот­носимых с ними словоформ других ча­стей речи

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Условия слитно­го, полуслитного и раздельного на­писания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Наречия и омони­мичные части речи

Знать: условия слитного, полуслитного и раздельного напи­сания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Уметь: отличать наречия от омо­нимичных частей речи и пра­вильно их писать


25.09

26.09


15,16/17-18

Контроль­ный дик­тант по теме «Повто­рение изученного в 5—7 клас­сах»


2

Индивидуальная работа

Орфография. Пунктуация. Грам­матические раз­боры


Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с граммати­ческим зада­нием

28.09

29.09


17,18/19-20

Р.Р. Типы речи

2

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Типы речи, их при­знаки

Знать: типы речи, их признаки.

Уметь: определять тип речи предложенного текста


02.10

03.10


Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (9ч)

1,2,3/

21-23

Словосоче­тание

3

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Словосоче­тание, его строение и грамматическое значение. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы подчинительной связи слов в слово­сочетании (согла­сование, управле­ние, примыкание).

Знать: понятие словосочета­ние; строение и грамматическое значение словосочетаний; виды словосочетаний по способу вы­ражения главного слова;

Уметь: вычленять словосочета­ния из предложений; находить главное и зависимое слово в сло­восочетании и определять спосо­бы их выражения;


05.10

06.10

09.10


4,5/

24-25

Предложение и его

типы

2

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Предложение как основная единица языка, единица общения, средства выражения мысли, чувств, переживаний. Основные типы предложений

Знать: понятие предложение; основные типы предложений.



Уметь: распознавать и употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации;


10.10

12.10


6/26

Р.Р. Способы и средства связи предложений

в тексте

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Учебное исследование

Знать: способы и средства связи

предложений в тексте.


Уметь: выполнять комплексный

анализ текста


13.10


7,8,9/27-29

Р.Р. Контрольное изложение

3

Индивидуальная работа

Тема, основная мысль, план текста.

Стиль и тип речи. Структура текста.

Авторский стиль


Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Изложение

16.10

17.10

19.10


Простое предложение (1 ч)

1/30

Простое предложение.

Интонация

простого

предложения

1

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Простое предложение. Строение простого предложения. Грамматическая основа. Схема простого предложения. Интонация, ее основные

Знать: строение простого предложения; понятие интонация; основные элементы и виды интонации.


Уметь: находить грамматическую основу простых предложений и составлять их схемы; с помощью интонации членить речевой поток на смысловые отрезки,


20.10


ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ЧАСОВ)

1,2/

31-32

Подлежащее и способы его выражения

2

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего

Знать: понятия главные члены предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего.


Уметь: находить в предложениях подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложений и словосочетаний


23.10

24.10


3,4/

33-34

Сказуемое и способы его выра­жения

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Главные члены предложения. Сказуемое. Спо­собы выражения сказуемого. Виды сказуемых (простое глагольное, состав­ное глагольное, со­ставное именное).

Знать: понятие сказуемое; спосо­бы выражения сказуемого; виды сказуемых.

Уметь: находить в предложениях сказуемое и определять его вид и способ выражения


26.10

27.10


5,6/

35-36

Тире между подлежа­щим и ска­зуемым

2

Индивидуальная работа

Способы выраже­ния подлежащего и сказуемого. Условия поста­новки тире между главными членами предложения

Знать: условия постановки тире между главными членами пред­ложения.

Уметь: определять способы выражения подлежащего и ска­зуемого и объяснять наличие или отсутствие тире между ними


30.10

31.10


7/37

Р.Р. Типы речи. Рассужде­ние на тему «Легко ли быть моло­дым?»

1

Индивидуальная работа

Типы речи, их признаки. Рассуж­дение. Языковой материал для сочи­нения

Знать: типы речи, их признаки; особенности работы над сочине­нием-рассуждением.

Уметь: определять тип речи предложенного текста; самостоя­тельно составлять текст-рассуж­дение на заданную тему


13.11


8/38

Правила согласова­ния глав­ных членов предложе­ния

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Способы выраже­ния подлежащего и сказуемого. Пра­вила согласования главных членов предложения

Знать: правила согласования главных членов предложения.

Уметь: употреблять подлежащее и сказуемое в предложениях в нужной форме



14.11


9,10/39-40

Контрольная работа по теме «Словосочетание. Главные члены предложения» и её анализ

2

Индивидуальная работа




Контрольная работа

03.11

02.11


Второстепенные члены предложения (11 ч)

1,2/

41,42

Определе­ние


2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Второстепенные члены предложе­ния. Определение. Способы выра­жения определе­ний. Смысловая и художественная функция опреде­лений. Согласова­ние определения с определяемым словом

Знать: понятия второстепенные члены предложения, определение; способы выражения определе­ний.

Уметь: распознавать в предложе­нии определения, подчеркивать их как члены предложения и указывать способ выражения;


16.11

17.11


3/43

Виды определений

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Виды определений (согласованные и несогласован­ные). Приложе­ние как особый вид определения. Условия употреб­ления дефиса ме­жду приложением и определяемым словом

Знать: виды определений; по­нятие приложение; условия упо­требления дефиса между прило­жением и определяемым словом.

Уметь: распознавать согласован­ные и несогласованные опреде­ления; объяснять наличие или отсутствие дефиса между прило­жением и определяемым словом


20.11



4/44

Дополне­ние

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Второстепенные члены предложе­ния. Дополнение. Способы выраже­ния дополнений. Приглагольное дополнение. Пря­мые и косвенные дополнения.

Знать: понятия дополнение, при­глагольное дополнение, прямые/ косвенные дополнения; способы выражения дополнений.

Уметь: выделять дополнения вместе с теми словами, к кото­рым они относятся; правильно ставить вопросы к дополнениям;


21.11


5,6/

45-46

Обстоятельство

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Второстепенные члены предложе­ния. Обстоятель­ство. Способы выражения обстоя­тельств. Разряды обстоятельств. Спо­собы выражения обстоятельств. Раз­ряды обстоятельств по значению.

Знать: понятие обстоятельство; способы выражения обстоя­тельств, разряды обстоятельств по значению.

Уметь: выделять обстоятельства вместе с теми словами, к кото­рым они относятся; правильно ставить вопросы к обстоятель­ствам, определять их значение и способ выражения;


23.11

24.11


7,8/

47-48

Контроль­ное сочине­ние .

2

Индивидуальная работа

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочи­нению


Уметь: писать сочинение на за­данную тему; связно и последо­вательно излагать свои мысли

Сочинение

27.11

28.11


9/49

Поря­док слов в предло­жении.

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Порядок слов в предложении. Синтаксическое значение и сти­листическая роль порядка слов. Пря­мой и обратный порядок слов

Знать: понятия порядок слов в предложении, прямой/обратный порядок слов; синтаксическое значение и стилистическую роль порядка слов.

Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать и анализировать текст


30.11



10,11/

50-51

Р.Р. Репортаж, его строение; языковые средства, характерные для репортажа.

2

Индивидуальная работа

Репортаж как жанр публицистики. Особенности ре­портажа, правила его построения, характерные язы­ковые средства

Знать: особенности репортажа, правила его построения, харак­терные языковые средства.

Уметь: самостоятельно писать изложение и выполнять творче­ское задание к нему


01.12

04.12


Односоставные предложения (18 ч)

1/52

Виды одно­составных предложе­ний

1

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Односоставные и двусоставные предложения. Виды односостав­ных предложений. Использование односоставных предложений в разных стилях речи.

Знать: понятия односоставные/ двусоставные предложения; виды односоставных предложений.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи;


05.12


2,3/

53,54

Определен­но-личные

предложе­ния

2

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Определенно-личные предло­жения. Значение, структурные особенности опре­деленно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них.

Знать: понятие определенно-личные предложения; значение и структурные особенности определенно-личных предложе­ний, формы глагола-сказуемого в них.

Уметь: распознавать определен­но-личные предложения и ис­пользовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях,


07.12

08.12


4,5/

55-56

Р.Р. Сочинение в жанре ре­портажа

2

Индивидуальная работа

Репортаж как жанр публицистики. Особенности ре­портажа, правила его построения, характерные язы­ковые средства

Знать: особенности репортажа, правила его построения, харак­терные языковые средства.

Уметь: писать сочинение в жан­ре репортажа

Сочинение

11.12

12.12


6/ 57

Неопреде­ленно-лич­ные пред­ложения


1

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Неопределенно-личные предло­жения. Значение, структурные осо­бенности неопре­деленно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них.

Знать: понятие неопределенно-личные предложения; значение, структурные особенности не­определенно-личных предложе­ний,

Уметь: распознавать неопре­деленно-личные предложения и использовать их в речи; пра­вильно ставить знаки препина­ния в сложных предложениях,


14.12


7/58

Обобщен­но-личные предложе­ния

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Обобщенно-лич­ные предложе­ния. Значение, структурные осо­бенности, сфера употребления об­общенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Обобщенно-лич­ные предложения в разных стилях речи.

Знать: понятие обобщенно-личные предложения; значение, струк­турные особенности, сферу упо­требления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них.

Уметь: распознавать обобщенно-личные предложения и ис­пользовать их в речи; правиль­но ставить знаки препинания в сложных предложениях, в со­став которых входят обобщенно-личные предложения


15.12


8,9/

59,60

Р.Р. Контроль­ное изложе­ние

2

Индивидуальная работа

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль


Уметь: определять тему и основ­ную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохра­няя структуру текста и авторский стиль

Изложение

18.12

19.12


10-11/

61-62

Безличные предложе­ния

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Безличные предло­жения. Значение, структурные осо­бенности безлич­ных предложений, способы выраже­ния сказуемого в них. Пунктуация в сложных пред­ложениях, в состав которых входят безличные предло­жения

Знать: понятие безличные пред­ложения; значение, структурные особенности, сферу употребле­ния безличных предложений, способы выражения сказуемого в них.

Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предло­жениях, в состав которых входят безличные предложения


21.12

22.12


12/

63

Назывные

предложе­ния

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Назывные предло­жения. Значение, структурные осо­бенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. На­зывные предложе­ния в поэзии

Знать: понятие назывные пред­ложения; значение, структурные особенности назывных предло­жений, способ выражения грам­матической основы в них.

Уметь: распознавать назывные предложения; определять роль назывных предложений в худо­жественных текстах


25.12


13,14/

64,65

Р.Р. Сочинение по картине А.Л. Рябушкина «Мос­ковская девушка XVII века»

2

Индивидуальная работа

Биографические сведения о худож­нике А.П. Рябушкине. Творческая история картины «Московская де­вушка XVII века». Упо­требление разных видов односостав­ных предложений

Знать: биографические сведения о художнике А.П. Рябушкине и творческую историю картины «Московская девушка XVII века» (кратко).

Уметь: писать сочинение по кар­тине с использованием разных видов односоставных предложе­ний

Сочинение

27.12

28.12


15/

66

Неполные предложе­ния

1

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Полные и непол­ные предложения. Синонимическая замена неполных предложений пол­ными. Опущение членов предло­жения. Использование неполных пред­ложений в разго­ворной речи. Тире в неполных пред­ложениях

Знать: понятия полные/ неполные предложения.

Уметь: различать полные и не­полные предложения; выполнять синонимическую замену не­полных предложений полными;


11.01


16/

67

Р.Р. Комплекс­ный анализ текста

1

Индивидуальная работа

Текст как основ­ная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Стилисти­ческие признаки в тексте. Принцип деления текста на части. План текста


Уметь: выразительно читать текст, определять его тему, ос­новную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические при­знаки в тексте; составлять план текста


12.01


17,18/68-69

Тест по теме «Простое предложе­ние» и его анализ

1

Индивидуальная работа

Простое предло­жение. Грамма­тическая основа предложения. Второстепенные члены предложе­ния. Виды простых предложений


Знать: теоретический материал по теме «Простое предложение»


Тест

15.01


Предложения с однородными членами (16 ч)

1,2/

70-71

Какие чле­ны пред­ложения являются однород­ными

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Предложения с од­нородными члена­ми. Признаки од­нородных членов.. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Ряды од­нородных членов.

Знать: понятие однородные члены предложения; признаки однород­ных членов; способы выражения сочинительной связи между од­нородными членами.

Уметь: распознавать однородные члены в предложении и ука­зывать средства сочинительной связи между ними; определять, какие члены предложения явля­ются однородными;


16.01

18.01


3,4,5/72,73,74


Как связа­ны между собой однород­ные члены предложе­ния


3

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Интонация пере­числения и сочи­нительные союзы как способы выражения сочи­нительной связи между однородны­ми членами пред­ложения.

Знать: способы выражения со­чинительной связи между одно­родными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению.

Уметь: распознавать однород­ные члены в предложении; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с одно­родными членами;


19.01

22.01

23.01


6/75

Р.Р. Статья в га­зету

1

Индивидуальная работа

Статья — один из жанров публи­цистики. Задача статьи в газету, ее строение, особен­ности, характерные языковые средства. Правила работы над статьей в газету

Знать: понятие статья в газету; задачу статьи в газету, ее строе­ние, особенности, характерные языковые средства;

Уметь: анализировать и редак­тировать тексты газетных статей; отбирать материал для газетной статьи; работать над созданием статьи в газету


25.01


7,8/

76,77

Однород­ные и неод­нородные определе­ния

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Однородные и не­однородные опре­деления. Признаки однородности. Запятая между од­нородными опре­делениями


Знать: понятия однородные/неод­нородные определения; признаки однородности.

Уметь: различать однородные и неоднородные определения; разделять однородные определе­ния на письме запятой


26.01

29.01


9,10/78-79

Р.Р. Контроль­ное сочине­ние

2

Индивидуальная работа

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочи­нению

Уметь: писать сочинение на за­данную тему; связно и последо­вательно излагать свои мысли


Сочинение

30.01

01.02


11,12/
80,81


Обоб­щающие слова при однород­ных членах предложе­ния

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника;

Однородные члены предложения. Об­общающие слова при однородных членах. Знаки пре­пинания при об­общающих словах.

Знать: понятие обобщающее сло­во; правила пунктуации в предло­жениях с обобщающими словами при однородных членах.

Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; правильно ставить знаки препинания при обобщаю­щих словах;


02.02

05.02


13,14/

82,83

Р.Р. Изложение «Что зна­чит быть воспитан­ным?»

2

Индивидуальная работа

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль

Уметь: определять тему и основ­ную мысль текста,; писать изложение, сохра­няя структуру текста и авторский стиль


Изложение

06.02

08.02


15,16/

84,85

Контроль­ный диктант по теме «Однородные члены предложения» и его анализ

2

Индивидуальная работа

Орфография. Пунктуация. Грам­матические раз­боры

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему


Диктант с граммати­ческим зада­нием

09.02

12.02


Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (15 ч)

1,2/

86,87

Предложе­ния с обра­щениями

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Обращение, его особенности. Зва­тельная интонация предложений с об­ращениями. Знаки препинания при обращении. Роль обращений в речи. Учебное исследо­вание



Знать: понятие обращение; осо­бенности обращения.


Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать об­ращения и члены предложения; правильно ставить знаки препинания при обращениях;


13.02

15.02


3/88

Р.Р. Портрет­ный очерк. Общее представле­ние о жан­ре

1

Индивидуальная работа

Очерк как один из жанров публи­цистики. Порт­ретный очерк, его особенности. Составные части портретного очерка

Знать: понятия очерк, портрет­ный очерк; особенности портрет­ного очерка, его составные части.

Уметь: отличать портретный очерк от текстов других жанров; анализировать тексты, написан­ные в жанре портретного очерка, и составлять их самостоятельно


16.02


4,5/

89,90

Предло­жения с вводными конструк­циями

2

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Вводные конструк­ции (слова, сочета­ния слов, предло­жения). Интонация вводности. Пунк­туация в предложе­ниях с вводными конструкциями..

Знать: понятие вводные кон­струкции; группы вводных слов по значению.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями; вы­полнять синонимическую замену



19.02

20.02


6,7/

90,91

Предло­жения с вводными конструк­циями

2

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Синонимическая замена сложных предложений предложениями с вводными кон­струкциями. Син­таксический разбор предложений

сложных предложений предло­жениями с вводными конструк­циями



22.02

26.02


8,9/

92,93

Р.Р. Контроль­ное изложе­ние

2

Индивидуальная работа

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль


Уметь: определять тему и основ­ную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохра­няя структуру текста и авторский стиль

Изложение

27.02

01.03


10,11/

94,95

Предло­жения с вставны­ми конст­рукциями

Предложе­ния с меж­дометиями и словами да, нет

2

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Вставные кон­струкции. Интонация пред­ложений с встав­ными конструк­циями. Выделение вставных конст­рукций на письме знаками препи­нания.

Знать: понятие вставные кон­струкции.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями


02.03

05.03


12/

96

Тест по теме «Простое осложнен­ное пред­ложение»

1

Индивидуальная работа

Простое ослож­ненное предложе­ние. Пунктуация в предложениях с осложняющими элементами

Знать: теоретический материал по теме «Простое осложненное предложение».

Уметь: применять полученные знания, умения, навыки на прак­тике


тест

06.03


13/97

Р.Р. Комплекс­ный анализ текста

1

Индивидуальная работа

Текст как основ­ная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи.


Уметь: определять тему, ос­новную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические при­знаки в тексте;


12.03


15,14/

98,99

Контроль­ный дик­тант по теме «Простое осложнен­ное предло­жение» и его анализ

2

Индивидуальная работа

Орфография. Пунктуация. Грам­матические раз­боры

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с граммати­ческим зада­нием

13.03

15.03


Предложения с обособленными членами (17 ч)

1/100

Обособле­ние второ­степенных членов предложе­ния

1

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Обособление. Группы обособ­ленных членов предложения. Выделе­ние обособленных членов на письме запятыми.

Знать: понятие обособлениепризнаки обособ­ленных второстепенных членов предложения.

Уметь: находить обособленные члены, выделять их интонацион­но при чтении предложений и за­пятыми на письме


16.03


2,3,4/

101,

102,

103

Обособлен­ные опре­деления и приложе­ния

3

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Обособление. Условия обособле­ния определений и приложений. Интонационное выделение обособ­ленных определе­ний и приложений. Знаки препинания при обособленных членах.

Знать: условия обособления определений и приложений.

Уметь: разграничивать об­особленные и необособленные определения и приложения; при чтении предложений выделять обособленные определения и приложения интонацией;


19.03

20.03

22.03


5/104

Р.Р. Подготовка к кон­трольному сочинению в жанре портретно­го очерка

1

Индивидуальная работа

Жанровые при­знаки и правила построения порт­ретного очерка, характерные язы­ковые средства. Материал для со­чинения

Знать: жанровые признаки и правила построения портрет­ного очерка, характерные языко­вые средства.

Уметь: подбирать материал для сочинения в жанре портретного очерка


23.03


6-7/105,106

Р.Р. Контроль­ное сочине­ние

2


Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочи­нению


Уметь: писать сочинение на за­данную тему; связно и последо­вательно излагать свои мысли

Сочинение

02.04

03.04


8,9.

10/

107,

108,

109

Обособлен­ные обсто­ятельства

3

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Способы выраже­ния обстоятельств. Условия обособле­ния обстоятельств. Синтаксический разбор предложе­ний. Интонаци­онное выделение обособленных обстоятельств.

Знать: способы выражения об­стоятельств; условия обособле­ния обстоятельств.

Уметь: разграничивать об­особленные и необособленные обстоятельства; при чтении предложений; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;


05.04

06.04

09.04


12,11/


110,

111

Уточняю­щие члены предложе­ния

2

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Уточняющие чле­ны предложения. Виды уточняющих членов. Призна­ки уточняющих членов. Знаки препинания при уточняющих чле­нах.

Знать: понятие уточняющие чле­ны предложения; виды уточняю­щих членов; признаки уточняю­щих членов.

Уметь: распознавать уточ­няющие члены предложения; распро­странять предложения уточняю­щими обстоятельствами


10.04

12.04


13,14/

112,

113

Контроль­ный дик­тант по теме «Пред­ложения с обособленными и уточняю­щими членами»

2

Индивидуальная работа

Орфография. Пунктуация. Грам­матические раз­боры

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему


Диктант с граммати­ческим зада­нием

13.04

16.04


15/

114

Р.Р.Деловая игра «Мы выпускаем газету»

1

Индивидуальная работа

Жанровые особен­ности статьи в га­зету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характер­ные языковые средства. Предло­жения с обособлен­ными членами

Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газет­ных статей, характерные языко­вые средства.


Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами»


17.04


16,17/115,116

Р.Р. Контрольное изложение

2

Индивидуальная работа

Жанровые особен­ности статьи в га­зету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характер­ные языковые средства.

Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газет­ных статей,

Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами»

Изложение

19.04

20.04


Прямая и косвенная речь (7 ч)

1/117

Прямая и косвен­ная речь. Способы передачи чужой речи

1

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Способы пере­дачи чужой речи на письме. Прямая речь. Косвенная речь.. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвен­ной речью

Знать: способы передачи чужой речи в письменном тексте; структуру предложений с прямой и косвен­ной речью.

Уметь; различать пря-мую и кос­венную речь; правильно расстав­лять знаки препинания в пред­ложениях с прямой и косвенной речью


23.04


2/118

Прямая речь

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Прямая речь как способ передачи чужой речи в пись­менном тексте. Структура пред­ложений с прямой речью. Знаки препи­нания при прямой речи.

Знать: понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью.

Уметь: находить предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора; ставить знаки препинания при прямой речи;


24.04


3,4/119-120

Р.Р. Контрольное сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Ша­ляпина»

2

Индивидуальная работа

Биографические сведения о худож­нике Б.М. Кусто­диеве. Творческая история картины «Портрет Ф.И. Ша­ляпина». Стиль и тип речи.

Знать: биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве и творческую историю карти­ны «Портрет Ф.И. Шаляпина» (кратко).


Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине, употреб­ляя в нем разные виды односо­ставных предложений


Сочинение

26.04

27.04


5/121

Косвенная речь

1

Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста

Косвенная речь как способ передачи чужой речи в пись­менном тексте. Структура предло­жений с косвенной речью.

Знать: понятие косвенная речь; структуру предложений с косвен­ной речью.


Уметь: разграничивать прямую речь и косвенную; ставить знаки препинания при косвенной речи;


03.05


6/122

Диалог

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Диалог. Структура диалога. Реплика. Правила оформ­ления диалогов. Диалоги в худо­жественных тек­стах. Обращения и вводные слова

Знать: понятия диалог, репли­ка; структуру диалога; правила оформления диалогов.


Уметь: определять, сколько чело­век участвует в диалоге; записы­вать и пунктуационно оформлять реплики диалога; составлять по схемам свой диалог,


04.05


7/123

Цита­ты и их оформ­ление на письме

1

Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

Цитата. Спосо­бы цитирования. Оформление цитат на письме. Пунк­туация при цитиро­вании.

Знать: понятие цитата; способы цитирования; правила оформле­ния цитат на письме.

Уметь: вводить в речь цитаты и правильно ставить знаки пре­пинания при цитировании


07.05


ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (8 ч)

1-3/124-126

Итоговая контроль­ная работа и её анализ

3

Индивидуальная работа

Орфография. Пунктуация. Грам­матические раз­боры

Знать: теоретический материал по разделам русского языка, из­ученный в 5—8 классах.

Уметь: выполнять задания теста

тест

08.05

10.05

11.05


4-10/127-133

Повторе­ние и об­общение изученного по темам «Словосочетание. Предложение»

7

Объясни­тельный дик­тант, грам­матические разборы, творческие задания, комплекс­ный анализ текста, орфографическая работа

Орфография. Синтаксис про­стого предложе­ния. Пунктуация. Грамматические разборы. Учебное исследование

Знать: теоретический материал по разделам русского языка, из­ученный в 5—8 классах.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки


14.05

15.05

17.05

18.05

21.05

22.05

24.05


10-12/

134-137


Повторение и обобщение изученного по темам «Обособленные члены предложения»

4

творческие задания, комплекс­ный анализ текста, тестовая работа

Орфография. Синтаксис про­стого предложе­ния. Пунктуация. Грамматические разборы. Учебное исследование

Знать: теоретический материал по разделам русского языка, из­ученный в 5—8 классах.

Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки


25.05

28.05

29.05

31.05




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

 

Содержание учебного курса русский язык 8 класс

 1. Введение. Русский язык в семье славянских языков (1 час)

2. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ( 93 ч)

Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах (10ч)

Синтаксис и пунктуация (83 ч.) Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.(6 ч.)

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие словосочетания от слова и предложения, виды словосочетаний, уметь выделять словосочетание из предложения и выполнять разбор словосочетания

Контрольные мероприятия: самостоятельная работа

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие предложения от слова и словосочетания, уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения

Простое предложение (1 ч.) Синтаксическая структура простого предложения.

Двусоставные предложения (14 ч.)

Главные члены двусоставного предложения (5 ч.). Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения (9 ч.): определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения(15 ч.). Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.(15 ч.)

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Простые осложнённые предложения (41ч.)

Предложения с однородными членами.(12 ч.) Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами (14 ч.). Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями. (15 ч.)

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные определения изученных понятий, уметь выделять грамматическую основу предложения, определять вид сказуемого, разбирать предложения по членам, находить однородные члены предложения, определять вид односоставных предложений, находить внеструктурные элементы предложения

Контрольные мероприятия: самостоятельная работа, контрольный диктант

Предложения с прямой речью.(6 ч.)

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные правила пунктуации, уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложнённом предложении

3. Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах (8 ч.)


Материально-техническое обеспечение:

Печатные пособия:

  1. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  2. Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.

  3. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.8 класс». – М.: Дрофа, 2016

  4. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская. М.2016 г.

  5. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель,

 

 . Электронные пособия

  1. 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

  2. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.

  3. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме

  4. Фраза. Лингвистический тренажёр



 

Система оценки знаний по русскому языку


Оценка диктантов

Вид

диктанта

оценка/количество ошибок

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.



2орф. - 2 пункт.

или

1орф.- 3 пункт.

или

0орф. – 4 пункт.


*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.

4орф. - 4 пункт.

или

3орф. - 5 пункт.

или

0орф. - 7 пункт.


*в 5 классе допуск.при 5 орф. и 4 пункт.


*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.


7орф.- 7 пункт.

или

6орф. - 8 пункт.

или

5орф.- 9 пункт.

или

8орф.- 6 пункт.

Словарный

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

до 7 ошибок


Оценка контрольных работ

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лекси­ческого, орфографического, грамматического) задания, выстав­ляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомен­дуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполне­но более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.


Оценка сочинений и изложений

оценка

Основные критерии оценки

содержание и речь

грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует

теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических кон­струкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматиче­ская ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незна­чительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном досто­верно, но имеются единичные факти­ческие неточности.

3. Имеются незначительные нару­шения последовательности в изло­жении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен

5. Стиль работы отличается един­ством и достаточной выразитель­ностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографи­ческие и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографичес­кая и 3 пунктуационные ошиб­ки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфо­графических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки


«3»

1. В работе допущены существен­ные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные факти­ческие неточности.

3. Допущены отдельные наруше­ния последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конст­рукции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выра­зительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки,

или

3 орфографи­ческие ошибки и 5 пунктуа­ционных ошибок,

или

7 пунк­туационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 5 классе - 5 орфографиче­ских ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки


«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 не­дочетов в содержании и до 7 рече­вых недочетов.

Допускаются:

7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных ошибок, или

5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или

8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.


«1»

В работе допущено более 6 недо­четов в содержании и более 7 ре­чевых недочетов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!