СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы М.М.Разумовской в 8 классе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Русская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза М.Н. Алексеева
Согласовано Согласовано УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания МО Заместитель директора по учебной работе Директор школы
От 30.08. 2017 № 1 ____________ Л.А.Бойко _________ Г.В.Колинько
__________ Руководитель МО В.И.Подгорных 30.08.2017 приказ № 208-ОД 30.08. 2017 г.
Учитель: Майко С.А.
Количество часов:
8 класс – 137 часов, 4 часа в неделю
Программа разработана на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому языку М.М.Разумовской, учебного плана, календарного учебного графика.
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку М.М.Разумовской
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V– IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В VШ классе – 137 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные формы деят-ти | Элементы содержания | Результаты обучения | контроль | Дата | ||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (2ч) | |||||||||||||||||||
1-2 | Русский язык в семье славянских языков | 2 | Понятие родственных языков; история развития языков славянской группы; сравнительный анализ славянских языков | Содержание и назначение УМК. Праславянский язык. Три группы славянских языков. Русский язык в семье славянских языков. Учебное исследование | Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; понятие праславянский язык; | Уметь: рассказывать о группе славянских языков; приводить примеры, доказывающие родство славянских языков |
| 01.09 04.09 |
| ||||||||||
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах) (18 ч) | |||||||||||||||||||
1,2/3-4 | Р.Р. Разновидности речи. Стили речи. | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Речь. Разновидности речи (монологическая и диалогическая, устная и письменная). Стили и типы речи. Учебное исследование | Знать: понятие речь; разновидности речи. | Уметь: указывать разновидности речи, используемые в тексте |
| 05.09 07.09 |
| ||||||||||
3,4/5-6 | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Прилагательное, причастие и наречие. Условия выбора ни нн в словах. Состав слова. Морфологический разбор слов. Орфоэпические нормы | Знать: условия выбора н и ни в прилагательных, причастиях и наречиях. | Уметь: различать прилагательные, причастия и наречия и определять их состав |
| 08.09 11.09 |
| ||||||||||
5,6,7/ 7-9 | Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи | 3 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Правила слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи. Орфоэпические нормы. Грамматические разборы | Знать: правила слитного и раздельного написания ней ни с разными частями речи. | Уметь: различать части речи и объяснять правописание с ними частиц не и ни |
| 12.09 14.09 15.09 |
| ||||||||||
8/10 | Р.Р. Стили речи | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; | Стили речи и их признаки | Знать: стили речи и их признаки. | Уметь: правильно и доказательно определять стилистическую принадлежность текста |
| 18.09
|
| ||||||||||
9-10 /11-12 | Р.Р. Изложение | 2 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль |
| Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | изложение | 19.09 21.09 |
| ||||||||||
11,12/13-14 | Употребление дефиса | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Дефис как орфографический знак. Условия написания дефиса в разных частях речи. Состав слов | Знать: условия написания дефиса в разных частях речи. | Уметь: различать части речи, определять их состав; правильно и доказательно употреблять дефис в словах |
| 22.09 |
| ||||||||||
13,14 /15-16 | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Условия слитного, полуслитного и раздельного написания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Наречия и омонимичные части речи | Знать: условия слитного, полуслитного и раздельного написания наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. | Уметь: отличать наречия от омонимичных частей речи и правильно их писать |
| 25.09 26.09 |
| ||||||||||
15,16/17-18 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5—7 классах»
| 2 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
| Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | 28.09 29.09 |
| ||||||||||
17,18/19-20 | Р.Р. Типы речи | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Типы речи, их признаки | Знать: типы речи, их признаки. | Уметь: определять тип речи предложенного текста |
| 02.10 03.10 |
| ||||||||||
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (9ч) | |||||||||||||||||||
1,2,3/ 21-23 | Словосочетание | 3 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Словосочетание, его строение и грамматическое значение. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). | Знать: понятие словосочетание; строение и грамматическое значение словосочетаний; виды словосочетаний по способу выражения главного слова; | Уметь: вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово в словосочетании и определять способы их выражения; |
| 05.10 06.10 09.10 |
| ||||||||||
4,5/ 24-25 | Предложение и его типы | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Предложение как основная единица языка, единица общения, средства выражения мысли, чувств, переживаний. Основные типы предложений | Знать: понятие предложение; основные типы предложений.
| Уметь: распознавать и употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации; |
| 10.10 12.10 |
| ||||||||||
6/26 | Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Учебное исследование | Знать: способы и средства связи предложений в тексте.
| Уметь: выполнять комплексный анализ текста |
| 13.10 |
| ||||||||||
7,8,9/27-29 | Р.Р. Контрольное изложение | 3 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль |
| Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | 16.10 17.10 19.10 |
| ||||||||||
Простое предложение (1 ч) | |||||||||||||||||||
1/30 | Простое предложение. Интонация простого предложения | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Простое предложение. Строение простого предложения. Грамматическая основа. Схема простого предложения. Интонация, ее основные | Знать: строение простого предложения; понятие интонация; основные элементы и виды интонации.
| Уметь: находить грамматическую основу простых предложений и составлять их схемы; с помощью интонации членить речевой поток на смысловые отрезки, |
| 20.10 |
| ||||||||||
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (10 ЧАСОВ) | |||||||||||||||||||
1,2/ 31-32 | Подлежащее и способы его выражения | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего | Знать: понятия главные члены предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего.
| Уметь: находить в предложениях подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложений и словосочетаний |
| 23.10 24.10 |
| ||||||||||
3,4/ 33-34 | Сказуемое и способы его выражения | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Главные члены предложения. Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Виды сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). | Знать: понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; виды сказуемых. | Уметь: находить в предложениях сказуемое и определять его вид и способ выражения |
| 26.10 27.10 |
| ||||||||||
5,6/ 35-36 | Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | Индивидуальная работа | Способы выражения подлежащего и сказуемого. Условия постановки тире между главными членами предложения | Знать: условия постановки тире между главными членами предложения. | Уметь: определять способы выражения подлежащего и сказуемого и объяснять наличие или отсутствие тире между ними |
| 30.10 31.10 |
| ||||||||||
7/37 | Р.Р. Типы речи. Рассуждение на тему «Легко ли быть молодым?» | 1 | Индивидуальная работа | Типы речи, их признаки. Рассуждение. Языковой материал для сочинения | Знать: типы речи, их признаки; особенности работы над сочинением-рассуждением. | Уметь: определять тип речи предложенного текста; самостоятельно составлять текст-рассуждение на заданную тему |
| 13.11 |
| ||||||||||
8/38 | Правила согласования главных членов предложения | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Способы выражения подлежащего и сказуемого. Правила согласования главных членов предложения | Знать: правила согласования главных членов предложения. | Уметь: употреблять подлежащее и сказуемое в предложениях в нужной форме
|
| 14.11 |
| ||||||||||
9,10/39-40 | Контрольная работа по теме «Словосочетание. Главные члены предложения» и её анализ | 2 | Индивидуальная работа |
|
|
| Контрольная работа | 03.11 02.11 |
| ||||||||||
Второстепенные члены предложения (11 ч) | |||||||||||||||||||
1,2/ 41,42 | Определение
| 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Второстепенные члены предложения. Определение. Способы выражения определений. Смысловая и художественная функция определений. Согласование определения с определяемым словом | Знать: понятия второстепенные члены предложения, определение; способы выражения определений. | Уметь: распознавать в предложении определения, подчеркивать их как члены предложения и указывать способ выражения; |
| 16.11 17.11 |
| ||||||||||
3/43 | Виды определений | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Виды определений (согласованные и несогласованные). Приложение как особый вид определения. Условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом | Знать: виды определений; понятие приложение; условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом. | Уметь: распознавать согласованные и несогласованные определения; объяснять наличие или отсутствие дефиса между приложением и определяемым словом |
| 20.11
|
| ||||||||||
4/44 | Дополнение | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Второстепенные члены предложения. Дополнение. Способы выражения дополнений. Приглагольное дополнение. Прямые и косвенные дополнения. | Знать: понятия дополнение, приглагольное дополнение, прямые/ косвенные дополнения; способы выражения дополнений. | Уметь: выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к дополнениям; |
| 21.11 |
| ||||||||||
5,6/ 45-46 | Обстоятельство | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств. Разряды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств. Разряды обстоятельств по значению. | Знать: понятие обстоятельство; способы выражения обстоятельств, разряды обстоятельств по значению. | Уметь: выделять обстоятельства вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к обстоятельствам, определять их значение и способ выражения; |
| 23.11 24.11 |
| ||||||||||
7,8/ 47-48 | Контрольное сочинение . | 2 | Индивидуальная работа | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению |
| Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | 27.11 28.11 |
| ||||||||||
9/49 | Порядок слов в предложении. | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Порядок слов в предложении. Синтаксическое значение и стилистическая роль порядка слов. Прямой и обратный порядок слов | Знать: понятия порядок слов в предложении, прямой/обратный порядок слов; синтаксическое значение и стилистическую роль порядка слов. | Уметь: с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать и анализировать текст |
| 30.11
|
| ||||||||||
10,11/ 50-51 | Р.Р. Репортаж, его строение; языковые средства, характерные для репортажа. | 2 | Индивидуальная работа | Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства | Знать: особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства. | Уметь: самостоятельно писать изложение и выполнять творческое задание к нему |
| 01.12 04.12 |
| ||||||||||
Односоставные предложения (18 ч) | |||||||||||||||||||
1/52 | Виды односоставных предложений | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Использование односоставных предложений в разных стилях речи. | Знать: понятия односоставные/ двусоставные предложения; виды односоставных предложений. | Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; |
| 05.12 |
| ||||||||||
2,3/ 53,54 | Определенно-личные предложения | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Определенно-личные предложения. Значение, структурные особенности определенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. | Знать: понятие определенно-личные предложения; значение и структурные особенности определенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. | Уметь: распознавать определенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, |
| 07.12 08.12 |
| ||||||||||
4,5/ 55-56 | Р.Р. Сочинение в жанре репортажа | 2 | Индивидуальная работа | Репортаж как жанр публицистики. Особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства | Знать: особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства. | Уметь: писать сочинение в жанре репортажа | Сочинение | 11.12 12.12 |
| ||||||||||
6/ 57 | Неопределенно-личные предложения
| 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Неопределенно-личные предложения. Значение, структурные особенности неопределенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. | Знать: понятие неопределенно-личные предложения; значение, структурные особенности неопределенно-личных предложений, | Уметь: распознавать неопределенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, |
| 14.12 |
| ||||||||||
7/58 | Обобщенно-личные предложения | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Обобщенно-личные предложения. Значение, структурные особенности, сфера употребления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. Обобщенно-личные предложения в разных стилях речи. | Знать: понятие обобщенно-личные предложения; значение, структурные особенности, сферу употребления обобщенно-личных предложений, формы глагола-сказуемого в них. | Уметь: распознавать обобщенно-личные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения |
| 15.12 |
| ||||||||||
8,9/ 59,60 | Р.Р. Контрольное изложение | 2 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль |
| Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | 18.12 19.12 |
| ||||||||||
10-11/ 61-62 | Безличные предложения | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Безличные предложения. Значение, структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого в них. Пунктуация в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения | Знать: понятие безличные предложения; значение, структурные особенности, сферу употребления безличных предложений, способы выражения сказуемого в них. | Уметь: распознавать безличные предложения и использовать их в речи; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения |
| 21.12 22.12 |
| ||||||||||
12/ 63 | Назывные предложения | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Назывные предложения. Значение, структурные особенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. Назывные предложения в поэзии | Знать: понятие назывные предложения; значение, структурные особенности назывных предложений, способ выражения грамматической основы в них. | Уметь: распознавать назывные предложения; определять роль назывных предложений в художественных текстах |
| 25.12 |
| ||||||||||
13,14/ 64,65 | Р.Р. Сочинение по картине А.Л. Рябушкина «Московская девушка XVII века» | 2 | Индивидуальная работа | Биографические сведения о художнике А.П. Рябушкине. Творческая история картины «Московская девушка XVII века». Употребление разных видов односоставных предложений | Знать: биографические сведения о художнике А.П. Рябушкине и творческую историю картины «Московская девушка XVII века» (кратко). | Уметь: писать сочинение по картине с использованием разных видов односоставных предложений | Сочинение | 27.12 28.12 |
| ||||||||||
15/ 66 | Неполные предложения | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Полные и неполные предложения. Синонимическая замена неполных предложений полными. Опущение членов предложения. Использование неполных предложений в разговорной речи. Тире в неполных предложениях | Знать: понятия полные/ неполные предложения. | Уметь: различать полные и неполные предложения; выполнять синонимическую замену неполных предложений полными; |
| 11.01 |
| ||||||||||
16/ 67 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 1 | Индивидуальная работа | Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Стилистические признаки в тексте. Принцип деления текста на части. План текста |
| Уметь: выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические признаки в тексте; составлять план текста |
| 12.01 |
| ||||||||||
17,18/68-69 | Тест по теме «Простое предложение» и его анализ | 1 | Индивидуальная работа | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Виды простых предложений
| Знать: теоретический материал по теме «Простое предложение» |
| Тест | 15.01 |
| ||||||||||
Предложения с однородными членами (16 ч) | |||||||||||||||||||
1,2/ 70-71 | Какие члены предложения являются однородными | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов.. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Ряды однородных членов. | Знать: понятие однородные члены предложения; признаки однородных членов; способы выражения сочинительной связи между однородными членами. | Уметь: распознавать однородные члены в предложении и указывать средства сочинительной связи между ними; определять, какие члены предложения являются однородными; |
| 16.01 18.01 |
| ||||||||||
3,4,5/72,73,74
| Как связаны между собой однородные члены предложения
| 3 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Интонация перечисления и сочинительные союзы как способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения. | Знать: способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению. | Уметь: распознавать однородные члены в предложении; соблюдать перечислительную интонацию при чтении предложений с однородными членами; |
| 19.01 22.01 23.01 |
| ||||||||||
6/75 | Р.Р. Статья в газету | 1 | Индивидуальная работа | Статья — один из жанров публицистики. Задача статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства. Правила работы над статьей в газету | Знать: понятие статья в газету; задачу статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства; | Уметь: анализировать и редактировать тексты газетных статей; отбирать материал для газетной статьи; работать над созданием статьи в газету |
| 25.01 |
| ||||||||||
7,8/ 76,77 | Однородные и неоднородные определения | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Однородные и неоднородные определения. Признаки однородности. Запятая между однородными определениями
| Знать: понятия однородные/неоднородные определения; признаки однородности. | Уметь: различать однородные и неоднородные определения; разделять однородные определения на письме запятой |
| 26.01 29.01 |
| ||||||||||
9,10/78-79 | Р.Р. Контрольное сочинение | 2 | Индивидуальная работа | Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению | Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли |
| Сочинение | 30.01 01.02 |
| ||||||||||
11,12/
| Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; | Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. | Знать: понятие обобщающее слово; правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. | Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; |
| 02.02 05.02 |
| ||||||||||
13,14/ 82,83 | Р.Р. Изложение «Что значит быть воспитанным?» | 2 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль | Уметь: определять тему и основную мысль текста,; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль |
| Изложение | 06.02 08.02 |
| ||||||||||
15,16/ 84,85 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» и его анализ | 2 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему |
| Диктант с грамматическим заданием | 09.02 12.02 |
| ||||||||||
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (15 ч) | |||||||||||||||||||
1,2/ 86,87 | Предложения с обращениями | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Обращение, его особенности. Звательная интонация предложений с обращениями. Знаки препинания при обращении. Роль обращений в речи. Учебное исследование
| Знать: понятие обращение; особенности обращения.
| Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращения и члены предложения; правильно ставить знаки препинания при обращениях; |
| 13.02 15.02 |
| ||||||||||
3/88 | Р.Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре | 1 | Индивидуальная работа | Очерк как один из жанров публицистики. Портретный очерк, его особенности. Составные части портретного очерка | Знать: понятия очерк, портретный очерк; особенности портретного очерка, его составные части. | Уметь: отличать портретный очерк от текстов других жанров; анализировать тексты, написанные в жанре портретного очерка, и составлять их самостоятельно |
| 16.02 |
| ||||||||||
4,5/ 89,90 | Предложения с вводными конструкциями | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Вводные конструкции (слова, сочетания слов, предложения). Интонация вводности. Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями.. | Знать: понятие вводные конструкции; группы вводных слов по значению. | Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями; выполнять синонимическую замену
|
| 19.02 20.02 |
| ||||||||||
6,7/ 90,91 | Предложения с вводными конструкциями | 2 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Синонимическая замена сложных предложений предложениями с вводными конструкциями. Синтаксический разбор предложений | сложных предложений предложениями с вводными конструкциями |
|
| 22.02 26.02 |
| ||||||||||
8,9/ 92,93 | Р.Р. Контрольное изложение | 2 | Индивидуальная работа | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль |
| Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Изложение | 27.02 01.03 |
| ||||||||||
10,11/ 94,95 | Предложения с вставными конструкциями Предложения с междометиями и словами да, нет | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Вставные конструкции. Интонация предложений с вставными конструкциями. Выделение вставных конструкций на письме знаками препинания. | Знать: понятие вставные конструкции. | Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями |
| 02.03 05.03 |
| ||||||||||
12/ 96 | Тест по теме «Простое осложненное предложение» | 1 | Индивидуальная работа | Простое осложненное предложение. Пунктуация в предложениях с осложняющими элементами | Знать: теоретический материал по теме «Простое осложненное предложение». | Уметь: применять полученные знания, умения, навыки на практике
| тест | 06.03 |
| ||||||||||
13/97 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 1 | Индивидуальная работа | Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. |
| Уметь: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи; указывать стилистические признаки в тексте; |
| 12.03 |
| ||||||||||
15,14/ 98,99 | Контрольный диктант по теме «Простое осложненное предложение» и его анализ | 2 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | 13.03 15.03 |
| ||||||||||
Предложения с обособленными членами (17 ч) | |||||||||||||||||||
1/100 | Обособление второстепенных членов предложения | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Обособление. Группы обособленных членов предложения. Выделение обособленных членов на письме запятыми. | Знать: понятие обособлениепризнаки обособленных второстепенных членов предложения. | Уметь: находить обособленные члены, выделять их интонационно при чтении предложений и запятыми на письме |
| 16.03 |
| ||||||||||
2,3,4/ 101, 102, 103 | Обособленные определения и приложения | 3 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Обособление. Условия обособления определений и приложений. Интонационное выделение обособленных определений и приложений. Знаки препинания при обособленных членах. | Знать: условия обособления определений и приложений. | Уметь: разграничивать обособленные и необособленные определения и приложения; при чтении предложений выделять обособленные определения и приложения интонацией; |
| 19.03 20.03 22.03 |
| ||||||||||
5/104 | Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению в жанре портретного очерка | 1 | Индивидуальная работа | Жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. Материал для сочинения | Знать: жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. | Уметь: подбирать материал для сочинения в жанре портретного очерка |
| 23.03 |
| ||||||||||
6-7/105,106 | Р.Р. Контрольное сочинение | 2 |
| Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению |
| Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли | Сочинение | 02.04 03.04 |
| ||||||||||
8,9. 10/ 107, 108, 109 | Обособленные обстоятельства | 3 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Способы выражения обстоятельств. Условия обособления обстоятельств. Синтаксический разбор предложений. Интонационное выделение обособленных обстоятельств. | Знать: способы выражения обстоятельств; условия обособления обстоятельств. | Уметь: разграничивать обособленные и необособленные обстоятельства; при чтении предложений; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; |
| 05.04 06.04 09.04 |
| ||||||||||
12,11/
110, 111 | Уточняющие члены предложения | 2 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Уточняющие члены предложения. Виды уточняющих членов. Признаки уточняющих членов. Знаки препинания при уточняющих членах. | Знать: понятие уточняющие члены предложения; виды уточняющих членов; признаки уточняющих членов. | Уметь: распознавать уточняющие члены предложения; распространять предложения уточняющими обстоятельствами |
| 10.04 12.04 |
| ||||||||||
13,14/ 112, 113 | Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами» | 2 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему |
| Диктант с грамматическим заданием | 13.04 16.04 |
| ||||||||||
15/ 114 | Р.Р.Деловая игра «Мы выпускаем газету» | 1 | Индивидуальная работа | Жанровые особенности статьи в газету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. Предложения с обособленными членами | Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства.
| Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами» |
| 17.04 |
| ||||||||||
16,17/115,116 | Р.Р. Контрольное изложение | 2 | Индивидуальная работа | Жанровые особенности статьи в газету и репортажа. Стиль и тип речи текстов газетных статей, характерные языковые средства. | Знать: жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов газетных статей, | Уметь: работать над созданием газеты по разделу русского языка «Предложения с обособленными членами» | Изложение | 19.04 20.04 |
| ||||||||||
Прямая и косвенная речь (7 ч) | |||||||||||||||||||
1/117 | Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Способы передачи чужой речи на письме. Прямая речь. Косвенная речь.. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью | Знать: способы передачи чужой речи в письменном тексте; структуру предложений с прямой и косвенной речью. | Уметь; различать пря-мую и косвенную речь; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью |
| 23.04 |
| ||||||||||
2/118 | Прямая речь | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Прямая речь как способ передачи чужой речи в письменном тексте. Структура предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. | Знать: понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью. | Уметь: находить предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора; ставить знаки препинания при прямой речи; |
| 24.04 |
| ||||||||||
3,4/119-120 | Р.Р. Контрольное сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина» | 2 | Индивидуальная работа | Биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве. Творческая история картины «Портрет Ф.И. Шаляпина». Стиль и тип речи. | Знать: биографические сведения о художнике Б.М. Кустодиеве и творческую историю картины «Портрет Ф.И. Шаляпина» (кратко).
| Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине, употребляя в нем разные виды односоставных предложений
| Сочинение | 26.04 27.04 |
| ||||||||||
5/121 | Косвенная речь | 1 | Синтаксическая пятиминутка; опрос по правилам; орфографическая диктовка; работа с упражнениями учебника; анализ текста | Косвенная речь как способ передачи чужой речи в письменном тексте. Структура предложений с косвенной речью. | Знать: понятие косвенная речь; структуру предложений с косвенной речью.
| Уметь: разграничивать прямую речь и косвенную; ставить знаки препинания при косвенной речи; |
| 03.05 |
| ||||||||||
6/122 | Диалог | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Диалог. Структура диалога. Реплика. Правила оформления диалогов. Диалоги в художественных текстах. Обращения и вводные слова | Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила оформления диалогов.
| Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и пунктуационно оформлять реплики диалога; составлять по схемам свой диалог, |
| 04.05 |
| ||||||||||
7/123 | Цитаты и их оформление на письме | 1 | Опрос по правилам; орфографическая диктовка; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста | Цитата. Способы цитирования. Оформление цитат на письме. Пунктуация при цитировании. | Знать: понятие цитата; способы цитирования; правила оформления цитат на письме. | Уметь: вводить в речь цитаты и правильно ставить знаки препинания при цитировании |
| 07.05 |
| ||||||||||
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (8 ч) | |||||||||||||||||||
1-3/124-126 | Итоговая контрольная работа и её анализ | 3 | Индивидуальная работа | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5—8 классах. | Уметь: выполнять задания теста | тест | 08.05 10.05 11.05 |
| ||||||||||
4-10/127-133 | Повторение и обобщение изученного по темам «Словосочетание. Предложение» | 7 | Объяснительный диктант, грамматические разборы, творческие задания, комплексный анализ текста, орфографическая работа | Орфография. Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Грамматические разборы. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5—8 классах. | Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки |
| 14.05 15.05 17.05 18.05 21.05 22.05 24.05 |
| ||||||||||
10-12/ 134-137
| Повторение и обобщение изученного по темам «Обособленные члены предложения» | 4 | творческие задания, комплексный анализ текста, тестовая работа | Орфография. Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Грамматические разборы. Учебное исследование | Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5—8 классах. | Уметь: применять на практике полученные знания, умения, навыки |
| 25.05 28.05 29.05 31.05 |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание учебного курса русский язык 8 класс
1. Введение. Русский язык в семье славянских языков (1 час)
2. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ( 93 ч)
Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах (10ч)
Синтаксис и пунктуация (83 ч.) Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.(6 ч.)
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие словосочетания от слова и предложения, виды словосочетаний, уметь выделять словосочетание из предложения и выполнять разбор словосочетания
Контрольные мероприятия: самостоятельная работа
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать отличие предложения от слова и словосочетания, уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения
Простое предложение (1 ч.) Синтаксическая структура простого предложения.
Двусоставные предложения (14 ч.)
Главные члены двусоставного предложения (5 ч.). Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения (9 ч.): определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения(15 ч.). Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.(15 ч.)
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Простые осложнённые предложения (41ч.)
Предложения с однородными членами.(12 ч.) Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами (14 ч.). Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями. (15 ч.)
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций
Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные определения изученных понятий, уметь выделять грамматическую основу предложения, определять вид сказуемого, разбирать предложения по членам, находить однородные члены предложения, определять вид односоставных предложений, находить внеструктурные элементы предложения
Контрольные мероприятия: самостоятельная работа, контрольный диктант
Предложения с прямой речью.(6 ч.)
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Требования к уровню подготовки: учащиеся должны знать изученные правила пунктуации, уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложнённом предложении
3. Повторение и обобщение изученного в 5-8 классах (8 ч.)
Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия:
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.
Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.8 класс». – М.: Дрофа, 2016
Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская. М.2016 г.
Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель,
. Электронные пособия
1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
Фраза. Лингвистический тренажёр
Система оценки знаний по русскому языку
Оценка диктантов
Вид диктанта | оценка/количество ошибок | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.
| 2орф. - 2 пункт. или 1орф.- 3 пункт. или 0орф. – 4 пункт. *при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. | 4орф. - 4 пункт. или 3орф. - 5 пункт. или 0орф. - 7 пункт. *в 5 классе допуск.при 5 орф. и 4 пункт. *при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
| 7орф.- 7 пункт. или 6орф. - 8 пункт. или 5орф.- 9 пункт. или 8орф.- 6 пункт. |
Словарный | 0 ошибок | 1-2 ошибки | 3-4 ошибки | до 7 ошибок |
Оценка контрольных работ
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
оценка | Основные критерии оценки | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
|
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
|
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.
|
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |