РП, русский язык, 9 класс
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 9 класса являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.
Метапредметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 9 класса являются:
- владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):
- понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
- свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
--проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
- проявлять готовность к самообразованию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- получать представление о сущности и назначении языка, его роли в жизни человека и общества; о русском языке как национальном языке русского народа, как государственном языке РФ и языке межнационального общения; об основных функциональных разновидностях современного русского литературного языка; об особенностях языка художественной литературы; о жанрах речевых произведений;
- характеризовать основные признаки языковых единиц (фонетических, лексических, морфемных, словообразовательных, морфологических, синтаксических); опознавать их по изученным признакам, анализировать и уместно употреблять в речи;
-овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы адекватно ситуации и стилю общения; владеть современным речевым этикетом; ознакомиться с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами русского языка и овладеть ими; освоить основные правила орфографии и пунктуации и научиться применять их в письменной речи;
- адекватно воспринимать письменные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее и просмотровое виды чтения; адекватно воспринимать устную речь; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
-овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; научиться создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения, использовать в текстах соответствующие языковые средства;
- совершенствовать и редактировать тексты, находить грамматические и языковые ошибки и недочеты, исправлять их;
- свободно пользоваться различными словарями русского языка.
2. Содержание учебного предмета, курса, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Наименование раздела (темы) | Элементы содержания | Характеристика видов учебной деятельности обучающихся |
Международное значение русского языка | Русский язык как мировой, его значение, функции | Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями на уроках русского языка являются: - обобщающая беседа по изученному материалу; - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); - информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; продолжение текста; составление тезисов; редактирование; реферирование; докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д. - составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д ) - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; - изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - письмо под диктовку; -комментирование орфограмм и пунктограмм; -составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленными в электронном виде), конспектирование.
|
Повторение изученного в 5- 8 классах | Виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений, способы выражения сказуемого в односоставном предложении, виды сказуемого |
Сложные предложения | Сложное предложение, его структура, особенности |
Союзные сложные предложения | Союзные и бессоюзные сложные предложения, средства связи в союзных и бессоюзных сложных предложениях |
Сложносочинённые предложения | ССП, смысловые отношения в ССП |
Сложноподчинённые предложения | Место придаточного предложения, условия расстановки знаков препинания в СПП, знаки препинания в СПП |
Бессоюзные сложные предложения | БСП с разными смысловыми отношениями частей |
Сложные предложения с различными видами связи | Структура сложного предложения с разными видами связи |
Общие сведения о языке | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка |
Повторение, систематизация и обобщение изученного | Орфография и пунктуация, орфограмма, пунктограмма, виды орфограмм, условия постановки знаков препинания |
Основные формы организации занятий:
-устный опрос;
письменный опрос - заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ: а) диктант (контрольный словарный диктант, контрольный диктант); б) комплексная контрольная работа (диктант и дополнительное задание (фонетическое, грамматическое, орфографическое, лексическое); в) сочинение; г) изложение; д) самостоятельная работа.
-тестовые задания, которые позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, а также помогают выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи.
-творческий диктант;
-свободный диктант.
-изложение;
-сочинение.
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование
Наименование раздела (темы) | Количество часов | В том числе работы: | Сроки изучения |
контрольные | развитие речи |
Повторение изученного в 5- 8 классах | 8 | 1 | 1 | |
Сложные предложения | 1 | - | - | |
Союзные сложные предложения | 5 | - | 2 | |
Сложносочинённые предложения | 9 | 1 | - | |
Сложноподчинённые предложения | 35 | 1 | 4 | |
Бессоюзные сложные предложения | 12 | 1 | 1 | |
Сложные предложения с различными видами связи | 13 | 1 | 1 | |
Общие сведения о языке | 3 | - | - | |
Повторение, систематизация и обобщение изученного | 16 | 1 | 1 | |
Итого | 102 | 6 | 10 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Параграф учебника |
план | факт |
1 | | | Международное значение русского языка. | 1 |
Повторение изученного в 5-8 классах |
2 | | | Р.р. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Текст. Стили речи. | 2 |
3 | | | Повторение по теме «Простое предложение и его грамматическая основа» | 3 |
4-5 | | | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» | 4 |
6 | | | Повторение по теме «Обращения, вводные слова и вставные конструкции» | 5-6 |
7 | | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» | - |
8 | | | Анализ контрольного диктанта | 2-6 |
Сложное предложение. Культура речи |
9 | | | Понятие о сложном предложении | 7 |
Союзные сложные предложения |
10 | | | Союзные и бессоюзные сложные предложения | 8 |
11-12 | | | Р.р. Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» | 8 |
13-14 | | | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | 9 |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение |
15-16 | | | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. | 11 |
17-18 | | | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами | 12-15 |
19-20 | | | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 16 |
21 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение | 17 |
22 | | | Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение» | |
23 | | | Анализ контрольного диктанта | 11-17 |
Союзные сложные предложения. Сложноподчиненное предложение |
24-25 | | | Понятие о сложноподчиненном предложении | 18 |
26-27 | | | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 19 |
28 | | | Р.р. Академическое красноречие и его виды. | |
29-30 | | | Союзы и союзные слова в сложносочиненном предложении. | 20 |
31 | | | Роль указательных слов в сложносочиненном предложении. | 21 |
32 | | | Р.р. Изложение | Текст изложения |
33-34 | | | СПП с разными видами придаточных. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 22 |
35 | | | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 22
|
36-37 | | | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 23 |
38-39 | | | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | 24,25 |
40 | | | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | 25 |
41-42 | | | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия | 26 |
43-44 | | | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия | 26 |
45-46 | | | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения | 27 |
47-48 | | | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения | 27 |
49 | | | Р.р. Деловые документы (автобиография, заявление) | |
50-51 | | | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении. | 28 |
52-53 | | | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. | 29 |
54 | | | Р.р.Изложение. | Текст изложения |
55-56 | | | Повторение по теме «Сложноподчиненное предложение» | - |
57 | | | Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение» | - |
58 | | | Анализ контрольного диктанта | - |
Бессоюзные сложные предложения |
59 | | | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 31 |
60-61 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 33 |
62 | | | Р.р. Сжатое изложение | Текст изложения |
63-64 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 34 |
65-66 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | 35 |
67-68 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. | 36 |
69 | | | Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение» | |
70 | | | Анализ контрольного диктанта | |
Сложные предложения с различными видами связи (7 ч.) |
71-72 | | | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | 37 |
73-75 | | | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. | 38 |
76-77 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи. | 39 |
78 | | | Р.р. Сжатое изложение. | Текст изложения |
79-81 | | | Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 37-39 |
82 | | | Итоговый контрольный диктант по изученным темам | 37-39 |
83 | | | Анализ контрольного диктанта | - |
Общие сведения о языке (3 ч.) |
84 | | | Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. | - |
85 | | | Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. | - |
86 | | | Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. | - |
Повторение, систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (9 ч.) |
87-88 | | | Повторение по теме «Фонетика и графика» | - |
89-90 | | | Повторение по теме «Лексикология и фразеология» | - |
91-92 | | | Повторение по теме «Морфемика и словообразование» | - |
93-94 | | | Повторение по теме «Морфология» | - |
95 | | | Контрольный диктант за курс 9 класса | |
96-97 | | | Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Синтаксис» | - |
98 | | | Р.р. Текст. Стили речи. | - |
99-100 | | | Повторение по теме «Орфография. Пунктуация» | - |
101-102 | | | Резервные уроки | - |