СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 9класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для 9 класса. По стандартам 2004г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 9класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаричская средняя общеобразовательная школа №1



Рассмотрена и рекомендована Согласовано Утверждена

к утверждению на заседании ________________ приказом по МБОУ

МО учителей _______________ зам. директора по УР Комаричская СОШ №1

Протокол №___от________ _______(Жилкина Т.Н.) от ___________г.№_____

Руководитель МО учителей

________(Корнюшина Е.А.)





Рабочая программа

по русскому языку

9-а класс









Учитель:

Прокопьева Юлия Александровна









2017-2018 уч.год




Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому для обучающихся 9 А класса составлена на основе:

- государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004 года),
- примерной программы (основного) общего образования по русскому языку,

- программы для общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Москва «Просвещение» 2009г.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, один из официальных языков ООН.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации основа для успешной деятельности человека  практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в процессе обучения формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В 9 классе систематически изучается курс синтаксиса сложного предложения, организована работа над синтаксическими, пунктуационными, речевыми навыками. Данная работа базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в 5-7 классах, в 8 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Изучение темы начинается с актуализации тех знаний, умений и навыков, которые уже есть у учащихся. Каждая тема завершается повторением пройденного. Предусмотрено повторение и в конце года, начале года.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Учащиеся приучаются обращаться к данным пособиям в случае затруднения в написании, произношении слова, образовании формы слова, толковании значения слова.

Учащихся следует приобщать и к разнообразной научно-популярной литературе, что способствует повышению интереса к русскому языку.

Цель и задачи обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующей цели - выполнение требований стандарта, формирование всесторонне развитой личности. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Решение данных задач способствует формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

 Количество часов, отведенных на реализацию программы. Изменения в программе.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 70 часов (из расчета 2 раза в неделю).  Срок реализации программы – 1 год.

В целом данная программа придерживается рекомендаций составителей по выделению тем и часов, предназначенных для их прохождения. Программа  под редакцией Ладыженской рассчитана на 68 часов. В рабочей программе 70 часов. 2 часа выделены в резерв. Перераспределены часы в темах «Повторение в конце года»,  «Сложносочиненное предложение» (увеличено количество часов) и «Союзное сложное предложение» (уменьшено количество часов).













































Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

- изученные основные сведения о языке;

- определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий,

пунктуационных правил;

- обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


Учащиеся должны уметь:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пре- делах изученного материала.


ПО ПУНКТУАЦИИ:

- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками

препинания,

- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными в 5-9 классах правилами;

- находить и исправлять пунктуационные ошибки;

- производить пунктуационный разбор предложения.


ПО ОРФОГРАФИИ:

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- производить орфографический разбор слов;

- правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.


ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

- определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи.

- подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему;

- составлять тезисы или конспект литературно-критической статьи.

- писать сочинения публицистического характера;

- писать заявление, автобиографию;

- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки;

- свободно и грамотно говорить на заданные темы;

- соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей;

-планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией

(извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать,

представлять различными способами);

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.













































Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

1. Международное значение русского языка

1

-

-

2. Повторение изученного в 5-8 классах

5

1

2

Сложное предложение. Культура речи.




3.Сложное предложение

3


1

 Союзное сложное предложение




4. Сложносочиненные предложения

5

1

1

5. Сложноподчиненные предложения

19

1

5

6. Бессоюзные сложные предложения

6

1

2

7. Сложные предложения с разными видами связи

5

1

2

8. Общие сведения о языке и речи

3



9.Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи

7


2


10. Резерв

2



ИТОГО

70

5

15






































Содержание учебного предмета

Международное значение русского языка.  (1ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах. (5 ч + 2)ч

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение. (3+1 ч)

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения. (5 ч + 1 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.(19 ч+5)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.(6 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.(5 ч + 2 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке и речи.(3 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

 Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи в 5 – 9 классах. (7 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

III.Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

















































Тематическое планирование

п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения

план.

факт.

1

Международное значение русского языка.

1

4.09



Повторение изученного в 5-8 классах.

5 +1



2

Р/Р.Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Текст. Стили речи.

1

6.09


3

Простое предложение и его грамматическая основа

1

11.09


4

Предложения с обособленными членами

1

13.09


5

Предложения с обособленными членами

1

18.09


6

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

1

20.09


7

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

25.09



Сложное предложение. Культура речи.

3 + 1



8

 Понятие о сложном предложении.

1

27.09


9

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

2.10


10

Р/Р.Сочинение в формате дневниковой записи. Впечатления от картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

1

4.10


11

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

1

9.10



 Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение

5 + 1



12

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

1

11.10


13

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами

1

16.10


14

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

18.10


15

Р/Р. Рецензия

1

23.10


16

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение

1

25.10


17

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

30.10



 Союзные сложные предложения. Сложноподчиненное предложение

19 + 5



18

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

13.11


19

Место придаточного предложения по отношению главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

15.11


20

Р/Р. Академическое красноречие и его виды.

1

20.11


21

Союзы и союзные слова в сложносочиненном предложении.

1

22.11


22

Роль указательных слов в сложносочиненном предложении.

1

27.11


23

Р/Р.Изложение

1

29.11


24

СПП с разными видами придаточных. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

4.12


25

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

1

6.12


26

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

11.12


27

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

13.12


28

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1

18.12


29

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

1

20.12


30

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия

1

25.12


31

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия

1

27.12


32

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения

1

10.01


33

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения

1

15.01


34

Р/Р. Деловые документы (автобиография, заявление)

1

17.01


35

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в предложении.

1

22.01


36

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в предложении.

1

24.01


37

Р/Р.Сообщение о происхождении псевдонимов.

1

29.01


38

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

1

31.01


39

Р/Р.Изложение.

1

5.02


40

Повторение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

7.02


41

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

12.02



Бессоюзные сложные предложения.

6 + 2



42

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

1

14.02


43

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

19.02


44

Р/Р. Сжатое изложение

1

21.02


45

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

26.02


46

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

28.02


47

Р/Р.Реферат статьи на лингвистическую тему.

1

5.03


48

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение.

1

7.03


49

Контрольный диктант с грамматическим заданием/ тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

12.03



Сложные предложения  с разными видами связи

5 + 2



50

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1

14.03


51

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1

19.03


52

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.

1

21.03


53

Р/Р.  Сжатое изложение.

1

2.04


54

Р/Р. Конспект статьи на лингвистическую тему.

1

4.04


55

Повторение по теме «Сложные предложения  с разными видами связи»

1

9.04


56

Итоговый диктант с грамматическим заданием

1

11.04



Общие сведения о языке и речи

4



57

Понятие о языке. Работа со словарем

1

16.04


58

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

1

18.04


59

Русский литературный язык и его стили

1

23.04


60

Применение официально-делового стиля речи на практике

1

25.04



Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

7 + 2



61

Фонетика и графика.

1

30.04


62

Лексикология и фразеология.

1

2.05


63

Морфология

1

7.05


64

Синтаксис

1

14.05


65

Р/Р.Текст. Стили речи.

1

16.05


66

Р/Р. Сочинение на лингвистическую тему или конспект статьи  на лингвистическую тему

1

21.05


67

Орфография. Пунктуация.

1

23.05


68

Орфография. Пунктуация.

1



69

Резервный урок

1



70

Резервный урок

1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!