СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 кл.» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., М. Просвещение, 2011г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 кл.»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______________ И.В. Матвеенко

 Протокол №___ от «____»_______2017г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________________ Г.В. Лысакова

«_____»_______________2017г.


«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ № 63

 ________________Е. И. Трифонова

«_____»_______________2017г.


Рабочая программа

по русскому языку

для 9 «а», «д» классов

программа_______________________________

(уровень: общеобразовательный)

Учитель - Чепелева Елена Николаевна

высшая квалификационная категория





2017 - 2018 учебный год



2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 кл.» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., М. Просвещение, 2011г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Конституции РФ

  • Закона РФ "Об образовании"

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) в редакции от 21.12.2015;

  • Учебного плана МАОУ СОШ № 63 на 2017-2018 учебный год

  • Годового учебного календарного графика на текущий учебный год; санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (СанПин 2.4.2.2821-10, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г.).

  • Программы, выбранной общеобразовательным учреждением: «Русский язык 5-9 кл.» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., М. Просвещение, 2011г, утвержденной Министерством образования РФ и соответствующей Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2017/2018 учебный год

Данная программа составлена с учетом Обязательного минимума содержания основного (общего) образования по русскому языку.

Содержание программы составлено с учетом возможностей обучающихся и соответствующего уровня их общеобразовательной подготовки.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

  • В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на выполнение следующих ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовой ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Годовым календарным учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год предусмотрена продолжительность образовательного процесса для обучающихся 9-х классов - 34 учебные недели. В учебном плане МАОУ СОШ №63 в 9-х классах отведено на изучение русского языка 2 часа в неделю. В год планируется провести 68 часов.



3.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Международное значение русского языка

Международное значение русского языка.

Повторение изученного в 5 - 8 классах

Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация СП.

Сложносочинённые предложения.

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Строение СПП и пунктуация в нём. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени.. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

Бессоюзные сложные предложения.

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Сложные предложения с различными видами связи.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор СП с различными видами связи. Публичная речь.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография». Повторение темы «Морфология». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация».














4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование раздела

Всего часов

Развитие речи

в том числе

Сочинения

Изложения

Диктанты тесты

1.

Международное значение русского языка

1





2.

Повторение изученного в 5-8-ых классах

7

4



3.

Сложные предложения

4

2



4.

Сложносочинённые предложения

8




1

5.

Сложноподчинённые предложения

24

5

1

6.

Бессоюзные сложные предложения

8

2

1

7.

Сложные предложения с различными видами связи

7

2


1

5.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

9

2



Итого:

68ч

17ч







5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;


ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики­
пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  • проводить орфографический анализ текста;

  • СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Виды и формы контроля в 9 классе

диктанты: объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, 

  • комментированный, комплексный анализ текста;

  • сочинение; изложение с элементами сочинения;

  • тест; текущий, фронтальный опрос; словарный диктант;

  • тематический контроль; самостоятельные работы; проверочные работы;

контрольно-измерительные материалы.





6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по ____________________________________

предмет

 

Класс 9 «а», «д»

Учитель Чепелева Елена Николаевна

Количество часов – 68

Всего за год 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков - 4 ч, сочинений - 6 ч, изложений - 8 ч.

Планирование составлено на основе программы «Русский язык 5-9 кл.» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др., М., Просвещение, 2011г.

Учебник «Русский язык. 9 класс» / Авт.- сост. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др., М.: Просвещение, 2015 г.




















п/п



Тема урока


Кол-во

часов


Основные виды учебной деятельности учащихся



Тип урока


Форма контроля


ЗУН

Дата проведения


план

факт

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч)

1

Международное значение русского языка.

1

Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выделяют проблематику текстов.

Вводный урок

Выборочное изложение по тексту, творческая работа.

Знать понятие «мировые языки»; значение русского языка в современном обществе; признаки текста и его функционально-смысловые типы;

 уметь составлять план; пересказывать текст по плану; письменно отвечать на вопрос к тексту.

04/09


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (3ч+4рр)

2

р/р

РР. Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

1

Выявляют две формы языка и их основные признаки.

Анализируют схему и определяют взаимосвязь монолога и диалога. Характеризуют тексты с точки зрения формы и вида речи.

Урок развития речи

Беседа, упражнения, творческая работа, письмо по памяти

Знать признаки устной и письменной речи; понятия монолог, диалог.

 уметь составлять сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи; редактировать текст; самостоятельно составлять монологи и диалоги.

06/09


3

р/р

РР. Стили речи.

1

Заполняют схему о стилях литературного языка. Определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений.

Урок развития речи

Беседа упражнения, тренинг.

Знать основные стили литературного языка.

 Уметь характеризовать стиль предлагаемых фрагментов; определять средства художественной выразительности, указывать синтаксические конструкции, характерные для научного, публицистического, художественного стиля.

11/09


4

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Читают выразительно и записывают тексты. Выделяют грамматические основы простых предложений, в том числе односоставных. Попутно выполняют различные виды разбора.

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков.

Практическая работа, самостоятельная работа с раздаточным материалом

Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения; средства связи в предложении; главные и второстепенные члены предложения; односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения.

уметь правильно расставлять знаки препинания, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

13/09


5






6

РР. Входной контроль.

Подготовка к сжатому изложению №1.


РР. Написание сжатого изложения №1.

1






1

Готовят устный пересказ текста; анализируют его языковые особенности. Пишут сжатое изложение текста

Урок развития речи

Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа.

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато излагать в той логической последовательности, которую установили; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

18/09






20/09


7

Предложения с обособленными членами.

1

Повторяют определение обособленных членов. Списывают текст, обосновывая выбор знаков препинания и расставляя их в соответствии с изученными пунктуационными правилами. Попутно выполняют различные виды разборов. Находят в словах изученные орфограммы и обосновывают их выбор.

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков.

Беседа,

упражнения, тренинг.

Знать определение обособленных членов предложения; правила постановки знаков препинания при них; 

уметь находить в тексте причастные и деепричастные обороты, обозначать их графически в тексте, обособлять


25/09


8


Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

Вставляют подходящие обращения в поэтические строки и обосновывают постановку знаков препинания. Находят нужные конструкции в научно-популярном тексте.

Урок повторения и систематизации знаний

Самостоятельная работа, практическая работа.

Знать правила постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях;

уметь находить в тексте обращения и вставные конструкции, обозначать их графически в тексте, обособлять.

27/09


СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (2+2 Р/Р )

9

Понятие о сложном предложении.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.









1

Актуализируют знания об основных видах сложных предложений и способах связи между ними; закрепляют умение отличать простое предложение от сложного, различают сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом, проверочная работа

Знать основные виды сложных предложений и способы связи между ними; 

уметь отличать простое предложение от сложного; различать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения, читать и строить интонационные схемы сложных предложений; определять вид сказуемых в сложном предложении.


02/10


10

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

Интонация сложного предложения.


1

Расширяют знания о пунктуации в сложном предложении. Классифицируют предложения по принадлежности знаков препинания к разделительным или выделительным. Рассматривают текст с точки зрения средств художественной выразительности, записывают его под диктовку.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Работа с учебником, упражнения, диктант, составление схем.

Знать определение разделительные и выделительные знаки препинания; авторская пунктуация; Знать, что в ССП и БСП знаки препинания выполняют разделительную функцию, а в СПП – выделительную.

Уметь правильно читать сложные предложения, записывать их, составляя схемы и показывая особенности интонации графически.

04/10


11







12

р/р

РР. Подготовка к обучающему сочинению- рассуждению №1 (15.2)



РР. Написание обучающего сочинения- рассуждения №1 (15.2)


1










1

Наблюдают, отбирают материал, определяют основную мысль сочинения, составляют план, пишут сочинение.



Наблюдают, отбирают материал, определяют основную мысль сочинения, составляют план, пишут сочинение.

Урок развития речи






Урок развития речи

Беседа, творческая работа.





Беседа, творческая работа

Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией Уметь отбирать материал для сочинения, составлять план сочинения, определять его идею и тему; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать правильно и свободно свои мысли в письменной форме.

09/10












11/10


СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (8 ч.)

13



Понятие о ССП.

Смысловые отношения в ССП.


1

Определяют структуру сложносочинённого предложения; составляют сложные предложения из простых; подчёркивают грамматическую основу; составляют схемы предложений; совершенствуют навыки постановки знаков препинания в ССП.

Комбинированный урок

Практическая работа, самостоятельная работа, проверочная работа, орфографический диктант

Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам;

 уметь определять виды сложносочиненных предложений по союзам и значению; различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения; расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным членом; 

расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях, одна из частей которого односоставное предложение.

16/10


14

ССП с соединительными союзами.



1

Определяют, какие смысловые отношения выражены в ССП с союзами и, тоже, также. Определяют, возможна ли перестановка частей в приведённых предложениях. Указывают, в каких предложениях возможно употребление синонимичного союза и.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Знать соединительные союзы в ССП.

Уметь определять смысловые отношения в ССП с соединительными союзами и, тоже, также; заменять данные союзы синонимичным союзом и; объяснять правописание и синтаксическую роль слов то же, так же; отличать их от омонимичных союзов тоже, также.

18/10


15

ССП с разделительными союзами.

1

Записывают предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Указывают смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочиненных. Составляют схемы предложений.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Знать разделительные союзы в ССП.

Уметь определять смысловые отношения в ССП с разделительными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы данных предложений.

23/10


16

ССП с противительными союзами.

1

Составляют сложносочиненное предложение из двух простых со значением противопоставления с разными союзами. Записывают предложения, расставляя пропущенные запятые и подчеркивая грамматические основы. Составляют схемы предложений.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Знать противительные союзы в ССП.

Уметь определять смысловые отношения в ССП с противительными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы данных предложений; из двух простых предложений составлять ССП со значением противопоставления с разными союзами.

25/10


17


2 чет

Разделительные знаки препинания между частями ССП.



1

Объясняют, как отличить простое предложение от сложного. Продолжают предложение дважды так, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми,

соединёнными союзами, и сложное предложение, части которого соединены тем же союзом.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Тест.

Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи; находить в тексте ССП с общим второстепенным членом.

06/11


18



Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.


1

Производят синтаксический разбор ССП. Производят устный и письменный пунктуационные разборы предложений.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Подготовительная работа, самостоятельная работа.

Тренинг.

Знать план синтаксического и пунктуационного разбора ССП.

Уметь производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор ССП.


08/11


19

Повторение по теме «Сложносочиненные предложения».

1

Обобщают и систематизируют материал о ССП, совершенствуют навыки лингвистического анализа и пунктуационные навыки.

Урок повторения и систематизации полученных знаний

Работа с учебником, упражнения, проблемные задания, контрольные вопросы.

Знать материал по теме «Сложносочиненные предложения»; уметь применять полученные знания на практике.

13/11


20

Контрольный диктант №1 по теме «Сложносочинённые предложения».

1

Пишут контрольный диктант, показывая сформированность навыков в постановке знаков препинания, пунктуационного и синтаксического разбора.

Урок контроля

Контрольный диктант

Уметь воспроизводить аудированный текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. Осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений.

15/11


СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19 + 5 Р/Р)

21


Понятие о сложноподчиненном предложении.

Анализ контрольного диктанта.


1

Определяют главную и придаточную части СПП. Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные запятые, СПП в определённой последовательности.

Урок изучения нового материала

Словарный диктант.

Составление схем к СПП.

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Знать об отличительных признаках союзов и союзных слов в СПП; омонимии союзов и союзных слов.

Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты, выполнять работу над ошибками; правильно ставить знаки препинания и составлять схемы.

20/11


22

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

1

Определяют, какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному. Графически выделяют грамматическую основу предложений, связи придаточного предложения с главным, предложения, входящие в состав сложных.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Работа с учебником, упражнения, проблемные задания, составлением схем.

Знать, что одни СПП имеют строго закреплённый порядок следования главного и придаточного предложения, в других – порядок следования свободный.

Уметь определять границы главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания; графически объяснять знаки препинания между частями СПП.

22/11


23

Союзы и союзные слова в СПП.

1

Разграничивают союзы и союзные слова в СПП. Выписывают предложения, расставляя знаки препинания. Графически выделяют союзы и союзные слова, составляют схемы СПП с составными союзами.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Работа с учебником, упражнения, проблемные задания, составлением схем.

Знать об отличительных признаках союзов и союзных слов в СПП; омонимии союзов и союзных слов.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи; отличать союзы что, как, когда от союзных слов.

27/11


24

Роль указательных слов в СПП.

1

Графически выделяют указательные слова в СПП. Выписывают СПП и составляют схемы предложений. Ищут ошибки в употреблении указательных слов в предложениях и записывают предложения в исправленном виде. Конструируют предложения по данным схемам.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков.

Работа с учебником, упражнения, проблемные задания, составлением схем, опорные схемы.

Уметь видеть указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос; выделять (находить) средства связи в СПП, анализировать языковые явления, определять тип связи между предложениями.

29/11


25





26 р/р

РР. Подготовка к подробному изложению №2 по тексту (упр.106)


РР. Написание подробного изложения №2 по тексту (упр.106)

1





1

Готовят устный пересказ текста; анализируют его языковые особенности. Записывают слова, данные в рамке, объясняют их правописание, определяют лексическое значение. Пишут подробное изложение текста и подробно отвечают на вопрос.

Урок развития речи

Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа.

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста. Подробно излагать в той логической последовательности, которую установили; восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.

04/12





06/12


27




28

Основные группы сложноподчинённых предложений.


СПП с придаточными определительными.

1




1

Дифференцируют с помощью схем основные группы СПП на основе теоретических сведений в учебнике. Определяют понятие придаточного определительного. Используют изучаемый вид предложений в качестве ответов на вопросы. Составляют СПП. Конструируют предложения по данным схемам.

Урок изучения нового материала


Урок изучения нового материала

Составление схем, проблемные задания.

Составление схем, проблемные задания.

Знать основные группы СПП по значению и союзам. Знать отличительные особенности СПП, с придаточными определительными и местоимённо-определительными.

Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять их в речи; производить анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте; по данным схемам строить и записывать СПП с определительной придаточной частью; заменять причастные обороты придаточными определительными.

11/12




13/12


29





30

СПП с придаточными изъяснительными.



СПП с придаточными изъяснительными

1





1

Определяют понятие придаточного изъяснительного. Опознают придаточные изъяснительные и выделяют их запятыми. Учатся различать придаточные изъяснительные разных видов, обращая внимание на их функции. Совершенствуют речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Урок изучения нового материала

Тестовые задания. Редактирование.

Проблемные задания.

с/р.

Знать особенности СПП с придаточными изъяснительными (дополнительными).

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи; доказывать, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других – определительное.

18/12




20/12


31




32


СПП с придаточными обстоятельственны

ми. СПП с придаточными времени и места.






1




1

Знакомятся с теоретическими сведениями. Определяют понятие придаточного обстоятельственного. Анализируют виды данных придаточных со стороны значения и средств связи. Опознают придаточные времени и места по вопросам и средствам связи, выполняя упражнения; анализируют схемы, выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных; совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки

Урок изучения нового материала

Проблемные задания, задание творческого характера.

Конструирование. Схематический диктант.

Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными; временные союзы, вопросы к придаточным места.

Уметь составлять по данным схемам СПП с придаточными места и времени, правильно расставлять запятые.

25/12



27/12


33

3 чет








34


СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия.






СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия.

1









1

Определяют особенности СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. Выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных. Составляют схемы предложений по образцу. Совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки.

Урок изучения нового материала








Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа.

Тестовые задания.

Конструирование. Диктант.

Графический диктант.

Знать, что СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия имеют общее значение обусловленности.

Уметь определять вид придаточного; составлять схемы предложений; устанавливать причинно-следственные связи между частями СПП, правильно задавать вопросы и расставлять знаки препинания; определять место придаточного по отношению к главному, перестраивать предложения, выражая в нём уступительные отношения.



35







36

СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры и степени.



СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры и степени.

1







1

Определяют особенности СПП с придаточными степени и образа действия; общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений; совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Списывают предложения, определяют вид придаточного

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа.

Тестовые задания.

Конструирование.

Диктант.

Графический диктант.

Знать особенности структуры СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры и степени.

Уметь определять, в каком придаточном раскрывается образ, способ действия, в каком указывается на степень или меру действия; правильно отмечать границы простых предложений в составе СПП, расставлять знаки препинания, составлять схемы



37








38

р/р

РР. Подготовка к написанию сочинения№2 по данному началу

(на основе картины

В.П. Фельдмана «Родина»).


РР. Написание сочинения №2 по данному началу

(на основе картины

В.П. Фельдмана «Родина»).

1








1

Наблюдают, отбирают материал, определяют основную мысль сочинения, составляют план, пишут сочинение


Наблюдают, отбирают материал, определяют основную мысль сочинения, составляют план, пишут сочинение

Урок развития речи

Беседа, творческая работа

Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета).

уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его тему и идею; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать правильно и свободно мысли в письменной форме.



39






40

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.



СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них.


1






1

Определяют значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному; составляют схемы СПП с последовательным и параллельным подчинением; правильно расставляют знаки препинания в указанных видах предложений.


Урок изучения нового материала

Пунктуационный диктант

Знать определение многочленных придаточных, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.

Уметь определять вид подчинительной связи, оформлять запись по образцу, объяснять постановку знаков препинания.



41

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.


1

Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор СПП.


Комбинированный урок

Самостоятельная работа

Знать план синтаксического и пунктуационного разбора СПП.

Уметь производить пункционный и синтаксический разбор СПП.



42

р/р

РР. Подробное изложение №3

(о научной деятельности и о

«Толковом словаре русского языка»

С. И. Ожегова)

1

Определяют тип и стиль текста, основную мысль. Делят текст на части, озаглавливают их, пишут подробное изложение.

Урок развития речи

Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, подробно его излагать в той логической последовательности, которую установили; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.



43

Повторение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения».

1

Обобщают и приводят в систему сведения о СПП. Совершенствуют навыки постановки знаков препинания в СПП.

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестовые задания

Словарный диктант

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП, лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка; уметь создавать устные и письменные высказывания с использованием СПП.



44

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «СПП».

1

Пишут контрольный диктант, применяя орфографические и пунктуационные знания по изученной теме.

Урок контроля

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями.



БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6 + 2 Р/Р)

45

Понятие о БСП.

Интонация в бессоюзных сложных предложениях.







1

Определяют смысловые отношения между частями БСП разных видов. Сопоставляют союзные и бессоюзные сложные предложения в тексте. Отрабатывают особенности интонации в БСП. Читают выразительно афоризмы, подчёркивая интонацией смысловые отношения.

Урок изучения нового материала

Конструирование;

выборочный диктант;

Тестовые задания.

Знать определение БСП, основные признаки БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; находить БСП в тексте и определять их художественную роль. Интонационно грамотно читать БСП.



46

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

Усваивают правило постановки запятой и точки с запятой в БСП.

Сопоставляют и различают простые предложения с однородными членами и бессоюзные сложные предложения.

Урок изучения нового материала

Конструирование;

выборочный диктант;

Тестовые задания.

Знать правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; находить БСП в тексте и определять их художественную роль. Интонационно грамотно читать БСП.



47

р/р

РР. Подробное изложение №4 «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием – упр.192)

1

Работают над содержанием текста, определяют тип и стиль текста, основную мысль; пишут изложение.

Урок развития речи

Работа с книгой,

Проблемные задания, творческая работа

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, подробно его излагать в той логической последовательности, которую установили; отвечать на дополнительный вопрос задания: о каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.



48

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

Усваивают правило постановки двоеточия между частями БСП. Читают БСП и объясняют постановку двоеточия. Выписывают из текста упражнений БСП в соответствии со значением; конструируют предложения по данному началу.

Урок изучения нового материала

Выборочный диктант;

Конструирование;

Объяснительный диктант;

Тестовые задания.

Знать условия постановки двоеточия в БСП, выразительные возможности БСП.

Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.



49

БСП со значением противопоставления, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.






1

Усваивают правило постановки тире в БСП.

Списывают, различая простые и сложные предложения и ставя нужные знаки. Выписывают БСП из литературных произведений.

Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Обосновывают постановку разных знаков препинания.

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа

Выборочный диктант;

Конструирование; тестовые задания.

Тренинг.

Знать условия постановки тире в БСП, выразительные возможности БСП.

Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора БСП и уметь его выполнять.



50

р/р

РР Сочинение-отзыв №3 о картине Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка».

1

Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы, пишут сочинение-отзыв по картине

Урок развития речи

Сочинение-отзыв по картине

Знать особенности текста сочинения-отзыва как типа речи;

Уметь составлять текст- отзыв на основе изображённого на картине, использовать художественно-изобразительные средства; владеть речью; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.



51

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Повторение изученного по теме «БСП».

1

Систематизируют знания по теме.

Урок контроля

Зачёт по теме «БСП».

Знать возможности БСП.

Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, средства связи; систематизировать и обобщать изученное; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку выполненной работы. Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор БСП.



52


Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «БСП».

1

Пишут контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение», применяя орфографические и пунктуационные знания по изученной теме.

Урок контроля

Контрольный диктант

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями.




СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 + 2 Р/Р)

53


4 чет

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении.

1

Усваивают правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Выделяют грамматические основы, союзы в многочленном предложении, вставляют и объясняют постановку знаков препинания.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Тестовые задания

Выборочный диктант

Предупредительный диктант

Самостоятельная работа

Знать особенности сложных предложений с разными видами связи.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить предложения с разными видами связи и употреблять их в речи.




54

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи.

1

Усваивают правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Выделяют грамматические основы, союзы в многочленном предложении, вставляют и объясняют постановку знаков препинания.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Работа с книгой, проблемные задания

Уметь производить лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса сложного предложения с разными видами связи; создавать мини-тексты, употребляя в них сложные предложения с разными видами связи.



55

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1

Выполняют устные и письменные синтаксические и пунктуационные разборы сложных предложений с различными видами связи.

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Тренинг, тест

Знать и уметь выполнять пункционный и синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи.



56

р/р

РР. Подробное изложение №5 фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

1

Пишут подробное изложение по тексту, употребляя многочлены.

Урок развития речи

Работа с книгой,

Проблемные задания, творческая работа

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, подробно его излагать в той логической последовательности, которую установили; отвечать на дополнительный вопрос задания: «Легко ли быть одному?»; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.



57

р/р

РР. Публичная речь.

1

Выявляют особенности публичной речи. Читают высказывания о публичной речи и составляют краткий план устного сообщения. Анализируют отрывок текста на соответствие требованиям к устной публичной речи.

Урок развития речи

Работа с книгой,

Проблемные задания, составление плана

Знать понятия публичная речь и публицистический стиль.

Уметь различать эти понятия; составлять план и выписывать цитаты из выступления в соответствии с планом.



58

Повторение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1

Отвечают на контрольные вопросы. Находят в текстах сложные предложения с разными видами связи, составляют схемы сложных предложений.

Урок обобщения и систематизации знаний

Работа с книгой,

Проблемные задания, тестовые задания.

Тренинг.

Знать отличительные признаки сложных предложений с различными видами связи.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений, уметь создавать устные и письменные высказывания с использованием сложных предложений с различными видами связи.



59



Итоговый контрольный диктант №4 с грамматическим заданием.

1

Пишут контрольный диктант, применяя орфографические и пунктуационные знания по изученной теме.

Урок контроля

Диктант с грамматическим заданием

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями.



ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (7 + 2 Р/Р)

60

Фонетика. Графика

1

Обобщают знания по фонетике, углубляют понятие о соотношении фонетики и орфографии.

Урок повторения и систематизации знаний

Тест

Тренинг

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, основные выразительные средства фонетики

Уметь применять их в речи, вступать в речевое общение; применять знания по фонетике в практике правописания и говорения.



61

Лексикология (лексика) и фразеология. Орфография.

1

Обобщают знания по лексике, фразеологии и орфографии.

Урок повторения и систематизации знаний

Тест

Тренинг

Знать о лексическом и грамматическом значении слов.

Уметь составлять словарную статью, владеть навыками работы со словарями.



62

Морфемика. Словообразование.

1

Обобщают знания и навыки морфемного и словообразовательного разборов.

Урок повторения и систематизации знаний

Тест

Тренинг

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.



63

Морфология.

1

Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют её своими примерами. Совершенствуют орфографические навыки и навыки морфологического разбора.

Урок повторения и систематизации знаний

Словарный диктант

Тренинг

Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль изученных частей речи; основные выразительные средства морфологии.

Уметь применять их в собственной речевой практике и на письме.



64

Синтаксис.

1

Обобщают изученные сведения по синтаксису и пунктуации. Списывают тексты и предложения, работая над знаками препинания и орфограммами.

Урок повторения и систематизации знаний

Тренинг


Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова; структурное отличие сложного предложения.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения; использовать выразительные средства синтаксиса в речи; правильно расставлять знаки препинания.



65

р/р

РР. Выборочное изложение №6 на тему «За что мы любим киноискусство».

1

Пишут выборочное изложение, проверяя уровень подготовки к экзамену.

Урок развития речи

Сжатое изложение

Уметь грамотно излагать текст, применяя все способы компрессии.



66


67

Орфография. Пунктуация.

Орфография. Пунктуация.

1


1

Обобщают знания по орфографии и пунктуации. Списывают тексты и предложения, работая над знаками препинания и орфограммами.

Урок повторения и систематизации знаний

Тренинг

Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять правила и приёмы, составлять взаимодиктант по теме.



68

р/р

РР. Устное сочинение №4 на свободную тему «Если бы мне предложили написать, о чём я хочу…»

1

Пишут сочинение на свободную тему

Урок развития речи

Творческое задание

Уметь отбирать материал для сочинения на свободную тему, составлять план сочинения, определять его тему и идею; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать правильно и свободно мысли в письменной форме.
























7. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Таблица 1 Требования к тексту диктанта



Класс

Количество в диктанте


Количество слов в словарном диктанте

Слов

Орфограмм

Пунктограмм

Слов с непроверяемыми орфограммами

5

90 – 100

12

2 – 3

5

15 – 20

6

100 – 110

16

3 – 4

7

20 – 25

7

110 - 120

20

4 – 5

10

25 – 30

8

120 – 150

24

10

10

30 – 35

9

150 - 170

24

15

10

35 – 40

Таблица 2 Нормы оценивания диктантов


Нормы оценок (количество ошибок)

Вид диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

- 2 орфографические + 2 пунктуационные;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные

- 4 орфографические + 4 пунктуационные;

- 3 орфографические + 5 пунктуационные;

- 0 орфографические + 7 пунктуационные;

- 6 орфографические + 6 пунктуационные (если есть однотипные и негрубые орф. и пунк. ошибки)

- 7 орфографических + 7 пунктуационных;

- 6 орфографических + 8 пунктуационных;

- 5 орфографические + 9 пунктуационные;

- 8 орфографические + 6 пунктуационные

Словарный

0

1 - 2

3 - 4

до 7

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографи­ческие и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про­водилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.


Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо рабо­тает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенно­го значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименова­ниях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречи­ях, образованных от существительных с предлогами, правописание кото­рых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательны­ми и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращал­ся! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен дру­гой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в на­рушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать дру­гое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следую­щая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы. 

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. 
К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;

  • ошибка в переносе слова;

  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).

  • К негрубым орфографическим относятся ошибки:

    в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;в случаях трудного различения не и ни;

  • в собственных именах нерусского происхождения. 


К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негрубая, или 1/2, т.е. пол-ошибки. 



3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.


Сочинения и изложения – основные формы провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5 - 9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100 -150 слов, в 6 классе – 150 - 200, в 7 классе – 200 - 250, в 8 классе – 250 - 350, в 9 классе – 350 - 450 слов.


Оценка

Основные критерии оценки сочинений и изложений

Содержание и речь

Грамотность





«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.

  3. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

  4. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

  5. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка





«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

  2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  5. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические.





«3»

  1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

  2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3 – 4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

  3. Допущено нарушение последовательности изложения. Лексика бедна, встречается неправильное употребление слов. Речь недостаточно выразительна.

  4. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 0 орф. + 7 пунк.; - 1 орф. + 4-7 пунк. + 4 грам.;

- 2 орф. + 3-6 пунк. + 4 грам.;

- 3 орф. + 5 пунк. + 4 грам.;

- 4 орф. + 4 пунк. + 4 грам.







«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.

  2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, нет связи между ними. Текст не соответствует плану.

  3. Лексика бедна. Работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного употребления слов.

  4. Нарушено стилевое единство текста.

  5. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

- 8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических.

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного на­писания на верное) оценка снижается на 1 балл. 
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.


Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».

Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.


Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. 


Фактические ошибки
в изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки
- нарушение последовательности в высказывании;
- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
- раздробление одной микротемы другой микротемой;
- несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
- перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
- неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

- употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

- неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

- нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

- употребление лишних слов, например: опустив голову вниз, он впервые познакомился с Таней случайно;

- пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

- стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

- неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

- неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

- смешение лексики разных исторических эпох;

- употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. 

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  • Синтаксические:

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;


б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.


Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.


Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Оценка устных ответов учащихся

  • Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

  • Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

  • Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

  • Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

  • Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

  • Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.



Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение при­дается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от­метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений






8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература для учащихся


1.Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова - М.: Просвещение, 2015-17гг.

2. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русс. яз., 2003

3. А. Н. Тихонов. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Русс. яз., 1985

4. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. Орфографический словарь.

5. Розенталь Д. Э .Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;


Литература для учителя

1.  Амбушева Т.М. Русский язык. Поурочные планы. 9 класс - Волгоград: Учитель, 2011 г.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2011

3 Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2011

4. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку - М.: Вако, 2013 г.

5. Львова С.И., Замураева Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2013 г.

6.  Материалы фестиваля «Открытый урок» ИД «Первое сентября»

7.  Материалы журнала «Русский язык в школе»


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/


Средства обучения

  1. Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари.

  2. Словари синонимов, антонимов.

  3. Раздаточный и дидактический материал.

  4. Компьютер.

  5. Мультимедиапроектор



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!