№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Тип урока | Форма контроля | ЗУН | Дата проведения |
план | факт |
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1 ч) |
1 | Международное значение русского языка. | 1 | Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выделяют проблематику текстов. | Вводный урок | Выборочное изложение по тексту, творческая работа. | Знать понятие «мировые языки»; значение русского языка в современном обществе; признаки текста и его функционально-смысловые типы; уметь составлять план; пересказывать текст по плану; письменно отвечать на вопрос к тексту. | 04/09 | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ (3ч+4рр) |
2 р/р | РР. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. | 1 | Выявляют две формы языка и их основные признаки. Анализируют схему и определяют взаимосвязь монолога и диалога. Характеризуют тексты с точки зрения формы и вида речи. | Урок развития речи | Беседа, упражнения, творческая работа, письмо по памяти | Знать признаки устной и письменной речи; понятия монолог, диалог. уметь составлять сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи; редактировать текст; самостоятельно составлять монологи и диалоги. | 06/09 | |
3 р/р | РР. Стили речи. | 1 | Заполняют схему о стилях литературного языка. Определяют стиль в соотнесении с определённой сферой общения. Анализируют языковые средства, используемые в разных стилях, в текстах упражнений. | Урок развития речи | Беседа упражнения, тренинг. | Знать основные стили литературного языка. Уметь характеризовать стиль предлагаемых фрагментов; определять средства художественной выразительности, указывать синтаксические конструкции, характерные для научного, публицистического, художественного стиля. | 11/09 | |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | Читают выразительно и записывают тексты. Выделяют грамматические основы простых предложений, в том числе односоставных. Попутно выполняют различные виды разбора. | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков. | Практическая работа, самостоятельная работа с раздаточным материалом | Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения; средства связи в предложении; главные и второстепенные члены предложения; односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения. уметь правильно расставлять знаки препинания, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения. | 13/09 | |
5 6 | РР. Входной контроль. Подготовка к сжатому изложению №1. РР. Написание сжатого изложения №1. | 1 1 | Готовят устный пересказ текста; анализируют его языковые особенности. Пишут сжатое изложение текста | Урок развития речи | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа. | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато излагать в той логической последовательности, которую установили; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | 18/09 20/09 | |
7 | Предложения с обособленными членами. | 1 | Повторяют определение обособленных членов. Списывают текст, обосновывая выбор знаков препинания и расставляя их в соответствии с изученными пунктуационными правилами. Попутно выполняют различные виды разборов. Находят в словах изученные орфограммы и обосновывают их выбор. | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков. | Беседа, упражнения, тренинг. | Знать определение обособленных членов предложения; правила постановки знаков препинания при них; уметь находить в тексте причастные и деепричастные обороты, обозначать их графически в тексте, обособлять | 25/09 | |
8 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 | Вставляют подходящие обращения в поэтические строки и обосновывают постановку знаков препинания. Находят нужные конструкции в научно-популярном тексте. | Урок повторения и систематизации знаний | Самостоятельная работа, практическая работа. | Знать правила постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях; уметь находить в тексте обращения и вставные конструкции, обозначать их графически в тексте, обособлять. | 27/09 | |
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (2+2 Р/Р ) |
9 | Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1 | Актуализируют знания об основных видах сложных предложений и способах связи между ними; закрепляют умение отличать простое предложение от сложного, различают сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Самостоятельная работа с раздаточным материалом, проверочная работа | Знать основные виды сложных предложений и способы связи между ними; уметь отличать простое предложение от сложного; различать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения, читать и строить интонационные схемы сложных предложений; определять вид сказуемых в сложном предложении. | 02/10 | |
10 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | 1 | Расширяют знания о пунктуации в сложном предложении. Классифицируют предложения по принадлежности знаков препинания к разделительным или выделительным. Рассматривают текст с точки зрения средств художественной выразительности, записывают его под диктовку. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Работа с учебником, упражнения, диктант, составление схем. | Знать определение разделительные и выделительные знаки препинания; авторская пунктуация; Знать, что в ССП и БСП знаки препинания выполняют разделительную функцию, а в СПП – выделительную. Уметь правильно читать сложные предложения, записывать их, составляя схемы и показывая особенности интонации графически. | 04/10 | |
11 12 р/р | РР. Подготовка к обучающему сочинению- рассуждению №1 (15.2) РР. Написание обучающего сочинения- рассуждения №1 (15.2) | 1 1 | Наблюдают, отбирают материал, определяют основную мысль сочинения, составляют план, пишут сочинение. Наблюдают, отбирают материал, определяют основную мысль сочинения, составляют план, пишут сочинение. | Урок развития речи Урок развития речи | Беседа, творческая работа. Беседа, творческая работа | Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией Уметь отбирать материал для сочинения, составлять план сочинения, определять его идею и тему; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать правильно и свободно свои мысли в письменной форме. | 09/10 11/10 | |
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (8 ч.) |
13 | Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. | 1 | Определяют структуру сложносочинённого предложения; составляют сложные предложения из простых; подчёркивают грамматическую основу; составляют схемы предложений; совершенствуют навыки постановки знаков препинания в ССП. | Комбинированный урок | Практическая работа, самостоятельная работа, проверочная работа, орфографический диктант | Знать основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам; уметь определять виды сложносочиненных предложений по союзам и значению; различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения; расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным членом; расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях, одна из частей которого односоставное предложение. | 16/10 | |
14 | ССП с соединительными союзами. | 1 | Определяют, какие смысловые отношения выражены в ССП с союзами и, тоже, также. Определяют, возможна ли перестановка частей в приведённых предложениях. Указывают, в каких предложениях возможно употребление синонимичного союза и. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Работа с учебником, упражнения, составление схем. | Знать соединительные союзы в ССП. Уметь определять смысловые отношения в ССП с соединительными союзами и, тоже, также; заменять данные союзы синонимичным союзом и; объяснять правописание и синтаксическую роль слов то же, так же; отличать их от омонимичных союзов тоже, также. | 18/10 | |
15 | ССП с разделительными союзами. | 1 | Записывают предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Указывают смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочиненных. Составляют схемы предложений. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Работа с учебником, упражнения, составление схем. | Знать разделительные союзы в ССП. Уметь определять смысловые отношения в ССП с разделительными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы данных предложений. | 23/10 | |
16 | ССП с противительными союзами. | 1 | Составляют сложносочиненное предложение из двух простых со значением противопоставления с разными союзами. Записывают предложения, расставляя пропущенные запятые и подчеркивая грамматические основы. Составляют схемы предложений. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Работа с учебником, упражнения, составление схем. | Знать противительные союзы в ССП. Уметь определять смысловые отношения в ССП с противительными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы данных предложений; из двух простых предложений составлять ССП со значением противопоставления с разными союзами. | 25/10 | |
17 2 чет | Разделительные знаки препинания между частями ССП. | 1 | Объясняют, как отличить простое предложение от сложного. Продолжают предложение дважды так, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзами, и сложное предложение, части которого соединены тем же союзом. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Работа с учебником, упражнения, составление схем. Тест. | Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи; находить в тексте ССП с общим второстепенным членом. | 06/11 | |
18 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | 1 | Производят синтаксический разбор ССП. Производят устный и письменный пунктуационные разборы предложений. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Подготовительная работа, самостоятельная работа. Тренинг. | Знать план синтаксического и пунктуационного разбора ССП. Уметь производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | 08/11 | |
19 | Повторение по теме «Сложносочиненные предложения». | 1 | Обобщают и систематизируют материал о ССП, совершенствуют навыки лингвистического анализа и пунктуационные навыки. | Урок повторения и систематизации полученных знаний | Работа с учебником, упражнения, проблемные задания, контрольные вопросы. | Знать материал по теме «Сложносочиненные предложения»; уметь применять полученные знания на практике. | 13/11 | |
20 | Контрольный диктант №1 по теме «Сложносочинённые предложения». | 1 | Пишут контрольный диктант, показывая сформированность навыков в постановке знаков препинания, пунктуационного и синтаксического разбора. | Урок контроля | Контрольный диктант | Уметь воспроизводить аудированный текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. Осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений. | 15/11 | |
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19 + 5 Р/Р) |
21 | Понятие о сложноподчиненном предложении. Анализ контрольного диктанта. | 1 | Определяют главную и придаточную части СПП. Работают с текстом: выписывают, расставляя пропущенные запятые, СПП в определённой последовательности. | Урок изучения нового материала | Словарный диктант. Составление схем к СПП. | Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Знать об отличительных признаках союзов и союзных слов в СПП; омонимии союзов и союзных слов. Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты, выполнять работу над ошибками; правильно ставить знаки препинания и составлять схемы. | 20/11 | |
22 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. | 1 | Определяют, какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному. Графически выделяют грамматическую основу предложений, связи придаточного предложения с главным, предложения, входящие в состав сложных. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Работа с учебником, упражнения, проблемные задания, составлением схем. | Знать, что одни СПП имеют строго закреплённый порядок следования главного и придаточного предложения, в других – порядок следования свободный. Уметь определять границы главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания; графически объяснять знаки препинания между частями СПП. | 22/11 | |
23 | Союзы и союзные слова в СПП. | 1 | Разграничивают союзы и союзные слова в СПП. Выписывают предложения, расставляя знаки препинания. Графически выделяют союзы и союзные слова, составляют схемы СПП с составными союзами. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Работа с учебником, упражнения, проблемные задания, составлением схем. | Знать об отличительных признаках союзов и союзных слов в СПП; омонимии союзов и союзных слов. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи; отличать союзы что, как, когда от союзных слов. | 27/11 | |
24 | Роль указательных слов в СПП. | 1 | Графически выделяют указательные слова в СПП. Выписывают СПП и составляют схемы предложений. Ищут ошибки в употреблении указательных слов в предложениях и записывают предложения в исправленном виде. Конструируют предложения по данным схемам. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков. | Работа с учебником, упражнения, проблемные задания, составлением схем, опорные схемы. | Уметь видеть указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос; выделять (находить) средства связи в СПП, анализировать языковые явления, определять тип связи между предложениями. | 29/11 | |
25 26 р/р | РР. Подготовка к подробному изложению №2 по тексту (упр.106) РР. Написание подробного изложения №2 по тексту (упр.106) | 1 1 | Готовят устный пересказ текста; анализируют его языковые особенности. Записывают слова, данные в рамке, объясняют их правописание, определяют лексическое значение. Пишут подробное изложение текста и подробно отвечают на вопрос. | Урок развития речи | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа. | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста. Подробно излагать в той логической последовательности, которую установили; восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | 04/12 06/12 | |
27 28 | Основные группы сложноподчинённых предложений. СПП с придаточными определительными. | 1 1 | Дифференцируют с помощью схем основные группы СПП на основе теоретических сведений в учебнике. Определяют понятие придаточного определительного. Используют изучаемый вид предложений в качестве ответов на вопросы. Составляют СПП. Конструируют предложения по данным схемам. | Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала | Составление схем, проблемные задания. Составление схем, проблемные задания. | Знать основные группы СПП по значению и союзам. Знать отличительные особенности СПП, с придаточными определительными и местоимённо-определительными. Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять их в речи; производить анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте; по данным схемам строить и записывать СПП с определительной придаточной частью; заменять причастные обороты придаточными определительными. | 11/12 13/12 | |
29 30 | СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными изъяснительными | 1 1 | Определяют понятие придаточного изъяснительного. Опознают придаточные изъяснительные и выделяют их запятыми. Учатся различать придаточные изъяснительные разных видов, обращая внимание на их функции. Совершенствуют речевые, орфографические и пунктуационные навыки. | Урок изучения нового материала | Тестовые задания. Редактирование. Проблемные задания. с/р. | Знать особенности СПП с придаточными изъяснительными (дополнительными). Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи; доказывать, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других – определительное. | 18/12 20/12 | |
31 32 | СПП с придаточными обстоятельственны ми. СПП с придаточными времени и места. | 1 1 | Знакомятся с теоретическими сведениями. Определяют понятие придаточного обстоятельственного. Анализируют виды данных придаточных со стороны значения и средств связи. Опознают придаточные времени и места по вопросам и средствам связи, выполняя упражнения; анализируют схемы, выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных; совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки | Урок изучения нового материала | Проблемные задания, задание творческого характера. Конструирование. Схематический диктант. | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными; временные союзы, вопросы к придаточным места. Уметь составлять по данным схемам СПП с придаточными места и времени, правильно расставлять запятые. | 25/12 27/12 | |
33 3 чет 34 | СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. | 1 1 | Определяют особенности СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Выявляют общую обусловленность придаточных данных видов путём ознакомления с теоретическими сведениями. Анализируют схемы, дифференцирующие данные придаточные. Выписывают изучаемые сложные предложения, распределяя их по месту придаточных. Составляют схемы предложений по образцу. Совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. | Урок изучения нового материала Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа. Тестовые задания. Конструирование. Диктант. Графический диктант. | Знать, что СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия имеют общее значение обусловленности. Уметь определять вид придаточного; составлять схемы предложений; устанавливать причинно-следственные связи между частями СПП, правильно задавать вопросы и расставлять знаки препинания; определять место придаточного по отношению к главному, перестраивать предложения, выражая в нём уступительные отношения. | | |
35 36 | СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры и степени. СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры и степени. | 1 1 | Определяют особенности СПП с придаточными степени и образа действия; общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений; совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Списывают предложения, определяют вид придаточного | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа. Тестовые задания. Конструирование. Диктант. Графический диктант. | Знать особенности структуры СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры и степени. Уметь определять, в каком придаточном раскрывается образ, способ действия, в каком указывается на степень или меру действия; правильно отмечать границы простых предложений в составе СПП, расставлять знаки препинания, составлять схемы | | |
37 38 р/р | РР. Подготовка к написанию сочинения№2 по данному началу (на основе картины В.П. Фельдмана «Родина»). РР. Написание сочинения №2 по данному началу (на основе картины В.П. Фельдмана «Родина»). | 1 1 | Наблюдают, отбирают материал, определяют основную мысль сочинения, составляют план, пишут сочинение Наблюдают, отбирают материал, определяют основную мысль сочинения, составляют план, пишут сочинение | Урок развития речи | Беседа, творческая работа | Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета). уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его тему и идею; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать правильно и свободно мысли в письменной форме. | | |
39 40 | СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. | 1 1 | Определяют значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному; составляют схемы СПП с последовательным и параллельным подчинением; правильно расставляют знаки препинания в указанных видах предложений. | Урок изучения нового материала | Пунктуационный диктант | Знать определение многочленных придаточных, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными. Уметь определять вид подчинительной связи, оформлять запись по образцу, объяснять постановку знаков препинания. | | |
41 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. | 1 | Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор СПП. | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | Знать план синтаксического и пунктуационного разбора СПП. Уметь производить пункционный и синтаксический разбор СПП. | | |
42 р/р | РР. Подробное изложение №3 (о научной деятельности и о «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова) | 1 | Определяют тип и стиль текста, основную мысль. Делят текст на части, озаглавливают их, пишут подробное изложение. | Урок развития речи | Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, подробно его излагать в той логической последовательности, которую установили; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | | |
43 | Повторение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения». | 1 | Обобщают и приводят в систему сведения о СПП. Совершенствуют навыки постановки знаков препинания в СПП. | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестовые задания Словарный диктант | Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП, лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка; уметь создавать устные и письменные высказывания с использованием СПП. | | |
44 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «СПП». | 1 | Пишут контрольный диктант, применяя орфографические и пунктуационные знания по изученной теме. | Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями. | | |
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6 + 2 Р/Р) |
45 | Понятие о БСП. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 1 | Определяют смысловые отношения между частями БСП разных видов. Сопоставляют союзные и бессоюзные сложные предложения в тексте. Отрабатывают особенности интонации в БСП. Читают выразительно афоризмы, подчёркивая интонацией смысловые отношения. | Урок изучения нового материала | Конструирование; выборочный диктант; Тестовые задания. | Знать определение БСП, основные признаки БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; находить БСП в тексте и определять их художественную роль. Интонационно грамотно читать БСП. | | |
46 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Усваивают правило постановки запятой и точки с запятой в БСП. Сопоставляют и различают простые предложения с однородными членами и бессоюзные сложные предложения. | Урок изучения нового материала | Конструирование; выборочный диктант; Тестовые задания. | Знать правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; находить БСП в тексте и определять их художественную роль. Интонационно грамотно читать БСП. | | |
47 р/р | РР. Подробное изложение №4 «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием – упр.192) | 1 | Работают над содержанием текста, определяют тип и стиль текста, основную мысль; пишут изложение. | Урок развития речи | Работа с книгой, Проблемные задания, творческая работа | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, подробно его излагать в той логической последовательности, которую установили; отвечать на дополнительный вопрос задания: о каких чертах характера помещика Манилова говорит описание его поместья; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | | |
48 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | 1 | Усваивают правило постановки двоеточия между частями БСП. Читают БСП и объясняют постановку двоеточия. Выписывают из текста упражнений БСП в соответствии со значением; конструируют предложения по данному началу. | Урок изучения нового материала | Выборочный диктант; Конструирование; Объяснительный диктант; Тестовые задания. | Знать условия постановки двоеточия в БСП, выразительные возможности БСП. Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | | |
49 | БСП со значением противопоставления, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Усваивают правило постановки тире в БСП. Списывают, различая простые и сложные предложения и ставя нужные знаки. Выписывают БСП из литературных произведений. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Обосновывают постановку разных знаков препинания. | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа Выборочный диктант; Конструирование; тестовые задания. Тренинг. | Знать условия постановки тире в БСП, выразительные возможности БСП. Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора БСП и уметь его выполнять. | | |
50 р/р | РР Сочинение-отзыв №3 о картине Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка». | 1 | Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы, пишут сочинение-отзыв по картине | Урок развития речи | Сочинение-отзыв по картине | Знать особенности текста сочинения-отзыва как типа речи; Уметь составлять текст- отзыв на основе изображённого на картине, использовать художественно-изобразительные средства; владеть речью; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | | |
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение изученного по теме «БСП». | 1 | Систематизируют знания по теме. | Урок контроля | Зачёт по теме «БСП». | Знать возможности БСП. Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, средства связи; систематизировать и обобщать изученное; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку выполненной работы. Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | | |
52 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «БСП». | 1 | Пишут контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение», применяя орфографические и пунктуационные знания по изученной теме. | Урок контроля | Контрольный диктант | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями. | | |
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 + 2 Р/Р) |
53 4 чет | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении. | 1 | Усваивают правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Выделяют грамматические основы, союзы в многочленном предложении, вставляют и объясняют постановку знаков препинания. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Тестовые задания Выборочный диктант Предупредительный диктант Самостоятельная работа | Знать особенности сложных предложений с разными видами связи. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить предложения с разными видами связи и употреблять их в речи. | | |
54 | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. | 1 | Усваивают правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Выделяют грамматические основы, союзы в многочленном предложении, вставляют и объясняют постановку знаков препинания. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Работа с книгой, проблемные задания | Уметь производить лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса сложного предложения с разными видами связи; создавать мини-тексты, употребляя в них сложные предложения с разными видами связи. | | |
55 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 1 | Выполняют устные и письменные синтаксические и пунктуационные разборы сложных предложений с различными видами связи. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков | Тренинг, тест | Знать и уметь выполнять пункционный и синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. | | |
56 р/р | РР. Подробное изложение №5 фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» | 1 | Пишут подробное изложение по тексту, употребляя многочлены. | Урок развития речи | Работа с книгой, Проблемные задания, творческая работа | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, подробно его излагать в той логической последовательности, которую установили; отвечать на дополнительный вопрос задания: «Легко ли быть одному?»; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | | |
57 р/р | РР. Публичная речь. | 1 | Выявляют особенности публичной речи. Читают высказывания о публичной речи и составляют краткий план устного сообщения. Анализируют отрывок текста на соответствие требованиям к устной публичной речи. | Урок развития речи | Работа с книгой, Проблемные задания, составление плана | Знать понятия публичная речь и публицистический стиль. Уметь различать эти понятия; составлять план и выписывать цитаты из выступления в соответствии с планом. | | |
58 | Повторение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи». | 1 | Отвечают на контрольные вопросы. Находят в текстах сложные предложения с разными видами связи, составляют схемы сложных предложений. | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа с книгой, Проблемные задания, тестовые задания. Тренинг. | Знать отличительные признаки сложных предложений с различными видами связи. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений, уметь создавать устные и письменные высказывания с использованием сложных предложений с различными видами связи. | | |
59 | Итоговый контрольный диктант №4 с грамматическим заданием. | 1 | Пишут контрольный диктант, применяя орфографические и пунктуационные знания по изученной теме. | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями. | | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (7 + 2 Р/Р) |
60 | Фонетика. Графика | 1 | Обобщают знания по фонетике, углубляют понятие о соотношении фонетики и орфографии. | Урок повторения и систематизации знаний | Тест Тренинг | Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, основные выразительные средства фонетики Уметь применять их в речи, вступать в речевое общение; применять знания по фонетике в практике правописания и говорения. | | |
61 | Лексикология (лексика) и фразеология. Орфография. | 1 | Обобщают знания по лексике, фразеологии и орфографии. | Урок повторения и систематизации знаний | Тест Тренинг | Знать о лексическом и грамматическом значении слов. Уметь составлять словарную статью, владеть навыками работы со словарями. | | |
62 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Обобщают знания и навыки морфемного и словообразовательного разборов. | Урок повторения и систематизации знаний | Тест Тренинг | Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. | | |
63 | Морфология. | 1 | Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют её своими примерами. Совершенствуют орфографические навыки и навыки морфологического разбора. | Урок повторения и систематизации знаний | Словарный диктант Тренинг | Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль изученных частей речи; основные выразительные средства морфологии. Уметь применять их в собственной речевой практике и на письме. | | |
64 | Синтаксис. | 1 | Обобщают изученные сведения по синтаксису и пунктуации. Списывают тексты и предложения, работая над знаками препинания и орфограммами. | Урок повторения и систематизации знаний | Тренинг | Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова; структурное отличие сложного предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения; использовать выразительные средства синтаксиса в речи; правильно расставлять знаки препинания. | | |
65 р/р | РР. Выборочное изложение №6 на тему «За что мы любим киноискусство». | 1 | Пишут выборочное изложение, проверяя уровень подготовки к экзамену. | Урок развития речи | Сжатое изложение | Уметь грамотно излагать текст, применяя все способы компрессии. | | |
66 67 | Орфография. Пунктуация. Орфография. Пунктуация. | 1 1 | Обобщают знания по орфографии и пунктуации. Списывают тексты и предложения, работая над знаками препинания и орфограммами. | Урок повторения и систематизации знаний | Тренинг | Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять правила и приёмы, составлять взаимодиктант по теме. | | |
68 р/р | РР. Устное сочинение №4 на свободную тему «Если бы мне предложили написать, о чём я хочу…» | 1 | Пишут сочинение на свободную тему | Урок развития речи | Творческое задание | Уметь отбирать материал для сочинения на свободную тему, составлять план сочинения, определять его тему и идею; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать правильно и свободно мысли в письменной форме. | | |
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негрубая, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».
Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
- неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
- неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
- употребление штампов.
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
2. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русс. яз., 2003
3. А. Н. Тихонов. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Русс. яз., 1985
4. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. Орфографический словарь.
5. Розенталь Д. Э .Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
1. Амбушева Т.М. Русский язык. Поурочные планы. 9 класс - Волгоград: Учитель, 2011 г.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2011
3 Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2011
4. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку - М.: Вако, 2013 г.
5. Львова С.И., Замураева Т.И. Русский язык. Тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2013 г.
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/