Рабочая программа русскому языку для 10- 11 классов по учебнику Н.Г. Гольцовой и др.
Яссиевич Л.А.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями), положениям основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской и разработана на основе программы автора учебно-методического комплекта по русскому языку для общеобразовательных учреждений Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык 10-11классы». – М.: «Русское слово», 2012 год.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
В современном обществе особую роль приобретают осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины как составной части российской гражданственности; принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России; развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности. Поэтому рабочая программа разработана с учётом региональных особенностей. При планировании учебного материала преподаватель самостоятельно определяет оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и место включения регионального материала.
2.Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Особенности данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературы и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
3.Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе среднего общего образования на базовом уровне. По учебному плану МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской на 2015 – 2016 учебный год на изучение русского языка в 10- 11 классах отводится 1 час в неделю. В связи с режимом работы школы (решение педагогического совета протокол от 31.08. 2015 года № 1) утвержден годовой календарный график – 34 недели, количество часов, отведенное на изучение русского языка в 10-11 классах, составляет 68: 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе. Сокращение на 1 час в каждом классе произведено за счет часов резерва.
| Всего | Количество часов по классам |
10 | 11 |
Авторская программа | 68 | | |
Рабочая программа | 68 | 34 | 34 |
.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
10 | 11 | 10 | 11 |
1 | Введение | | | 1 | |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография. | | | 5 | |
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | | | 2 | |
4 | Морфемика и словообразование. | | | 2 | |
5 | Морфология и орфография | | | 24 | |
5.1 | Принципы русской орфографии. | | | 2 | |
5.2 | Самостоятельные части речи. | | | 15 | |
5.2.1 | Имя существительное | | | 4 | |
5.2.2 | Имя прилагательное | | | 1 | |
5.2.3 | Имя числительное | | | 2 | |
5.2.4 | Местоимение | | | 1 | |
5.2.5 | Глагол | | | 3 | |
5.2.6 | Причастие | | | 1 | |
5.2.7 | Деепричастие | | | 1 | |
5.2.8 | Наречие | | | 1 | |
5.2.9 | Слова категории состояния | | | 1 | |
5.3 | Служебные части речи. | | | 4 | |
5.3.1 | Предлог | | | 1 | |
5.3.2 | Союзы и союзные слова | | | 1 | |
5.3.3 | Частицы | | | 2 | |
5.4 | Междометия. Звукоподражательные слова. | | | 3 | |
6 | Синтаксис и пунктуация | | | | 31 |
6.1 | Основные понятия синтаксиса и пунктуации. | | | | 3 |
6.2 | Словосочетание. | | | | 2 + 1 |
6.3 | Предложение. | | | | 20 + 5 |
6.3.1 | Простое предложение. | | | | 10 + 3 |
6.3.2 | Сложное предложение | | | | 8 + 1 |
6.3.3 | Предложение с чужой речью. | | | | 1 |
6.3.4 | Употребление знаков препинания. | | | | 1 + 1 |
7 | Культура речи | | | | 1 |
8 | Стилистика | | | | 1 |
9 | Из истории русского языкознания. | | | | 1 |
| ИТОГО | 34 | 34 | 34 | 34 |
4.Содержание обучения
10 КЛАСС (34 часа)
1.ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального обшения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
2. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (5 часов)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография'.
3. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (2 часа)
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (2 часа)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (24 часа)
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
5.1. Принципы русской орфографии. (2 часа)
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И к Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
5.2. Самостоятельные части речи (15 часов)
5.2.1. Имя существительное (4 часа)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
5.2.2. Имя прилагательное (1 час)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
5.2.3. Имя числительное ( 2 часа)
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
5.2.4. Местоимение ( 1 час)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений,
5.2.5. Глагол ( 3 часа)
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
5.2.6. Причастие ( 1 час)
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий,
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
5.2.7. Деепричастие ( 1 час)
Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий, Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
5.2.8. Наречие ( 1 час)
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
5.2.9. Слова категории состояния (1 час)
Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
5.3. Служебные части речи (4 часа)
5.3.1. Предлог (1 час)
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
5.3.2. Союзы и союзные слова ( 1 час)
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
5.3.3. Частицы (2 часа)
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ к НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
5.4. Междометие. Звукоподражательные слова. (3 часа)
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
11 КЛАСС (34 часа)
6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (31 час)
6.1.Основные понятия синтаксиса и пунктуации.(3 часа)
Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
6.2. Словосочетание (3 часа)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
6.3. Предложение (25 часов)
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. (1 час)
6.3.1. Простое предложение (12 часов)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненное и неосложненное предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
6.3.2. Сложное предложение (9часов)
Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
6.3.3.Предложения с чужой речью (1 час)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
6.3.4. Употребление знаков препинания (2 часа)
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация
7. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 час)
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
8. СТИЛИСТИКА (1 час)
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
9. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ (1 час)
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
5.Тематическое планирование предмета «Русский язык»
№ раздела, темы | Разделы, темы | Основное содержание по темам | Количество часов |
10кл | 11кл. |
1. | Введение | Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Языковые семьи и группы на Кубани. | 5 | |
2 | Лексика. Фразеология. Лексикография. | Слово и его значение . Однозначность и многозначность слов. .Социальное и территориальное расслоение языка. Изобразительно-выразительные средства языка. . Обогащение литературного языка за счет диалектов, профессиональной лексики. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы Фразеология. Лексикография. Проверочный тест. Подготовка к ЕГЭ. | 2 | |
|
3 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. | Фонетика. Буквы и звуки. Фонетический разбор. Графика. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. | 2 | |
4 | Морфемика и словообразование. | Морфемика. Морфемный разбор слова. Словообразование. Словообразовательный разбор слова. Проверочный тест. | 2 | |
5 | Морфология и орфография | | 24 | |
5.1 | Принципы русской орфографии. | Принципы русской орфографии. Виды правописных затруднений. | 2 | |
5.2 | Самостоятельные части речи. | | 15 | |
5.2.1 | Имя существительное | Имя существительное как часть речи. Род и число, падеж и склонение имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Контрольный диктант. | 4 | |
5.2.2 | Имя прилагательное. | Правописание суффиксов имен прилагательных | 1 | |
5.2.3 | Имя числительное | Имя числительное как часть речи. Образование и употребление числительных. | 2 | |
5.2.4 | Местоимение. | Местоимение как часть речи | 1 | |
5.2.5 | Глагол. | Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория наклонения глагола.Наклонение изъявительное, повелительное, условное. Категория времени глагола. Спряжение глагола. Морфологический разбор глаголов. | 3 | |
5.2.6 | Причастие | Причастие как особая форма глагола. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. | 1 | |
5.2.7 | Деепричастие | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. | 1 | |
5.2.8 | Наречие | Наречие как часть речи. Разряды наречий Морфологический разбор наречий. Ошибки в образовании степеней сравнения наречий | 1 | |
5.2.9 | Слова категории состояния. | Грамматические особенности слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. | 1 | |
5.3 | Служебные части речи. | | 4 | |
5.3.1 | Предлог | Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлогов. Смешение предлогов в говорах Кубани. | 1 | |
5.3.2 | Союзы и союзные слова | Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союзов. | 1 | |
5.3.3 | Частицы. | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Диалектные частицы, их использование. Проверочный тест. Подготовка к ЕГЭ. | 2 | |
5.4 | Междометие. Звукоподражательные слова | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Подготовка к контрольному диктанту. Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» Анализ контрольного диктанта. Повторение и обобщение. | 3 | |
6 | Синтаксис и пунктуация | | | 31 |
6.1 | Основные понятия синтаксиса и пунктуации | Основные понятия синтаксиса и пунктуации.Лексика. Морфемика Основные. Синтаксические единицы. Фонетика, орфография Морфология Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Тестирование | | 3 |
6.2 | Словосочетание | Классификация словосочетаний. . Нарушение норм согласования имен существительных Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Р.р.Сочинение –рассуждение поданному тексу | | 2+1 |
6.3 | Предложение | | | 20+5 |
6.3.1 | Понятие о предложении | Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. | | 1 |
6.3.2 | Простое предложение. | | | 9+3 |
6.3.2.1 | Прстое неосложненное предложение | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Нарушение грамматических норм в согласовании подлежащего и сказуемого. Р.Р Сочинение – рассуждение на основе прочитанного текста Виды предложений по структуре. Главные и второстепенные члены предложения .Виды тире в простом предложении. Порядок слов в простом предложении.Синонимия прстых предложений. Р.Р.Сочинение «Мое восприятие стихотворения» | | 2+2 |
6.3.2.2 | Простое осложненное предложение (с однородными членами) | Синтаксический разбор простого предложения .Однородные члены предложения. Пунктуация. Обобщающие слова при однородных членах . Пунктуация при однородных и неоднородных определениях и приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных различным видами союзов. Контрольная работа. | | 3 |
6.3.2.3 | Простое осложненное предложение (с обособленными членами) | Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные обстоятельства и дополнения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанныз с предложением, при междометиях, утвердительных, отрицательных , вопросительно-восклицательных словах. Р.РСочинение – рассуждение на основе прочитанного текста. | | 4+1 |
6.3.3 | Сложное предложение | Понятие о сложном предложении. Главное и придаточеое предложения. Преодоление трудностей в разграничении типов сложных предложений. Преодоление трудностей в разграничении типов сложных предложений Сложносочиненное предложение.Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Закрепление постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор. Бессоюзное сложное предложение.Пунктуация. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Р.Р.Сочинение- рассуждение « Вопросы, которые звдвет человеку жизнь» Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения. Комплексный анализ текста. | | 8+1 |
6.3.4 | Предложения с чужой речью | Предложения с чужой речью | | 1 |
6.3.5 | Употребление знаков препинания | Сочетание знаков препинания. Факультаиные знаки препинания , авторская пунктуация. Р.р. Сочинение –рассуждение по анализируемому тексту ( подготовка к ЕГЭ). | | 1+1 |
7 | Культура речи. | Язык и речь Правильность русской речи. Качества хорошей речи. Виды и роды ораторского красноречия.Ораторскаяркчь и такт. Нарушение норм ударения в кубанских говорах | | 1 |
8 | Стилистика | Стилистика.Стиль. Классификация функциональных стилей. Текст. Типы речи. Анализ текстов разных стилей и жанров.Обогащение литературного языка. | | 1 |
9 | Из истории русского языкознания | Из истории русского языкознания М.В. Ломоносов. ,Х, Востоков. ФВ.И.Даль. Я.К. Грот.и др. Лингвитический анализ текста | | 1 |
| ИТОГО | | 34ч. | 34ч. |
6. Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения преподавания предмета «Русский язык».
6.Печатные пособия
Государственная программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы. Авт. :Гольцова Н.Г.-М.: «Русское слово»,2005год
Учебник «Русский язык в старших классах. 10-10классы. Автор- Н.Г.Гольцова.- М.: «Просвещение»,2009 год.
Г.Н.Гольцова. Поурочное планирование к урокам русского языка в 10 классе. М.: Просвещение.
Справочник ЕГЭ-2015.
ЕГЭ-2015. Русский язык. Типовые тестовые задания/ Л.И.Пучкова – М.: «Экзамен»,2015год.
ЕГЭ-2015. Типовые экзаменационные варианты. И.Цыбулько.
Д.Э.Розенталь. Русский язык для школьников старших классов. Дрофа. М.:2003.
« Поурочные разработки по русскому языку . К
учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина .М: «Вако»,2012
.Н.Ушаков, С.Е.Крючков «Орфографический словарь». – М., «Просвещение». 2010г.
8. Г.Т. Егораева. ЕГЭ-2015. Практикум. Реальные тесты. Издательство «Экзамен». М.:,2015
9. Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина. 10.Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина. М. «ВАКО».2010
11. П.А.Лекант, В.В. Леденева. Школьный офоэпический словарь русского языка. Москва «Просвещение» 2007.
12. ЕГЭ-2015. Русский язык. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ.
Демонстрационные пособия
1) «Алгоритмы, карточки, дидактический материал». Пособие для подготовки к тестированию и сочинению под редакцией О.С. Иссерс, Н.А. Кузьминой М. 200 г.
2) Таблицы по русскому языку. Морфемика.
3) Таблицы по русскому языку. Морфология и синтаксис
4) Таблицы по русскому языку. Орфография.
5) Таблицы по русскому языку. Пунктуация.
6)ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П. Цыбулько-М.: «Национальное образование»,2016 год
Технические средства обучения
1 | Классная доска с магнитной поверхностью (с набором приспособлений для крепления постеров и таблиц) |
2 | Экспозиционный экран (на штативе) |
3 | Персональный компьютер |
4 | Принтер |
5 | Телевизор |
6 | Мультимедийный проектор |
7 | DVD |
8 | Шкаф |
9 | Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток) |
10 | Стол учительский |
11 | Стол для компьютера |
12 | Ученические столы 2-местные с комплектом стульев |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы СОШ № 33 от 28 августа 2015 года № 1 ___________ . | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ 29 августа 2015 года |