Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нахабинская гимназия № 4»
городского округа Красногорск Московской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
___________/Чернова Д.Э./ «Нахабинская гимназия №4»
30.08.2018 г. ________ / Садовская Т.В./
Приказ №____от 30.08.18 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 11В класса
на 2018-2019 учебный год
СОГЛАСОВАНО Составитель:
на заседании ШМО Аксёнова Елена Юрьевна,
учителей русского языка и литературы учитель русского языка и литературы
Руководитель ШМО _________/Копотилова А.В./
Протокол №1 от 27.08.2018 г.
Нахабино
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК для 11 класса разработана на основе:
- требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта,
- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2018-2019 учебный год,
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,
- программы к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) / Н.Г. Гольцова. — 7-е изд. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2012;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253, учитывая изменения и дополнения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - М.: ООО «Русское слово – учебник»», 2016.
Учебный план МБОУ «Нахабинская гимназия №4» выделяет на изучение русского языка в 11 В классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Цели обучения.
Изучение русского языка в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Задачи обучения:
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Содержание обучения русскому языку на отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА. РУССКИЙ ЯЗЫК.
11 КЛАСС (68 ч)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации.
Основные пунктуационные нормы русского языка.
Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения.
Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения.
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях.
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи.
Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания.
Вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и тире.
Многоточие и другие знаки препинания.
Скобки и другие знаки препинания.
Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания.
Авторская пунктуация.
Культура речи
Сферы и ситуации речевого общения.
Компоненты речевой ситуации. Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Культура письменной речи.
Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей.
Научный стиль.
Официально-деловой стиль.
Публицистический стиль.
Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания
Русский язык как объект научного изучения.
Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
Основные виды контроля:
1.Стартовый (входящий) контроль – 1
2. Промежуточный, тематический контроль:
Контрольные сочинения и изложения– 5
Контрольные, практические, тестовые работы и диктанты –9
3. Итоговый контроль – 1
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
Учащиеся 11 класса должны:
знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
владеть:
коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.«Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - М.: ООО «Русское слово – учебник»», 2016.
2.Иванова С.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Сборник. Типовые тестовые задания: учебно-методическое пособие / С.Ю. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 215 с. (Серия «ЕГЭ. Сборник»)
Цыбулько И.П. ЕГЭ 2017. Русский язык. Тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2017. – 120 с.
3.Малюшкин А.Б., Крамаренко Г.М. Русский язык. ЕГЭ – 2008: Тренировочные типовые задания с ответами. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
4.Русский язык: реальные тесты и ответы. – Сергиев Посад: ФОЛИО, 2013. – 268 с. – (Единый государственный экзамен – 2008)
5.Единый государственный экзамен 2013 :Контрол. измерит.материалы: Рус.яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
6.ЕГЭ 2017. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова. – М.: Эксмо, 2013.- 384 с.
7.Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – 3-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013. – 432 с.
8.Огай О.Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.- 64 с. (Готовимся к ЕГЭ)
9.Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие / Под ред. проф. О.В. Загоровской. – Воронежский госпедуниверситет, 2004. – 243 с.
10.Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ / Серия «ЕГЭ». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 192 с.
Информационная поддержка ЕГЭ
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (http://www.gramota.ru/)
Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)
Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (http://rus.reshuege.ru/
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://ege.edu.ru/) ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений (www.fipi.ru)
Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс (68 часов)
№ п/п | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
1. | Основные понятия синтаксиса и пунктуации. | 1.09 | |
2. | Основные принципы русской пунктуации. | 3.09 | |
3. | Словосочетание. Виды синтаксической связи. | 4.09 | |
4. | Предложение. Классификация предложений. | 10.09 | |
5. | Стартовый контроль. Контрольный диктант | 11.09 | |
6. | Анализ контрольного диктанта. | 17.09 | |
7. | Подготовка к ЕГЭ. Практическая работа по тестам ЕГЭ №1. | 18.09 | |
8. | Виды простых предложений. Двусоставные и односоставные предложения. | 24.09 | |
9. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 25.09 | |
10. | Сочинение-рассуждение по предложенному тексту | 1.10 | |
11. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 2.10 | |
12. | Полные и неполные предложения | 15.10 | |
13. | Тире в неполном предложении. | 16.10 | |
14. | Соединительное тире. Интонационное тире | 22.10 | |
15. | Проверочная работа «Тире в простом предложении» | 23.10 | |
16. | Порядок слов в простом предложении. Инверсия. | 29.10 | |
17. | Синонимия разных типов простого предложения. | 30.10 | |
18. | Подготовка к ЕГЭ. Тест в формате ЕГЭ. | 6.11 | |
19. | Сочинение-рассуждение по исходному тексту | 12.11 | |
20. | Простое осложненное предложение | 13.11 | |
21. | Синтаксический разбор простого предложения. | 26.11 | |
22. | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 27.11 | |
23. | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | 3.12 | |
24. | Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | 4.12 | |
25. | Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. | 10.12 | |
26. | Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами. | 11.12 | |
27. | Обобщающие слова при однородных членах, пунктуация. | 17.12 | |
28. | Подготовка к ЕГЭ. Практическая работа по тестам ЕГЭ №2. | 18.12 | |
29. | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по исходному тексту. | 24.12 | |
30. | Анализ сочинения-рассуждения. Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения. | 25.12 | |
31. | Обособленные обстоятельства, способы их выражения. | 29.12 | |
32. | Обособленные дополнения | 14.01 | |
33. | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 15.01 | |
34. | Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. | 21.01 | |
35. | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. | 22.01 | |
36. | Подготовка к ЕГЭ. Контрольный тест в формате ЕГЭ №1. | 28.01 | |
37. | Анализ контрольного теста в формате ЕГЭ. Знаки препинания при обращениях | 29.01 | |
38. | Знаки препинания при обращениях | 4.02 | |
39. | Вводные слова и вставные конструкции. | 5.02 | |
40. | Междометия. Вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова. | 11.02 | |
41. | Подготовка к ЕГЭ. Контрольный тест в формате ЕГЭ №2. | 12.02 | |
42. | Понятие о сложном предложении. | 25.02 | |
43. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. | 25.02 | |
44. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 26.02 | |
45. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 4.03 | |
46. | Практикум «Последовательное, однородное смешанное подчинение в СПП с несколькими придаточными» | 5.03 | |
47. | Подготовка к ЕГЭ. Контрольный тест в формате ЕГЭ №3. | 11.03 | |
48. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 12.03 | |
49. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. | 18.03 | |
50. | Период. Знаки препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения. | 19.03 | |
51. | Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. | 25.03 | |
52. | Сложное синтаксическое целое. Абзац. | 26.03 | |
53. | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение на предложенную проблему. | 1.04 | |
54. | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. | 2.04 | |
55. | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. | 15.04 | |
56. | Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. | 16.04 | |
57. | Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | 16.04 | |
58. | Проверочная работа «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ. | 22.04 | |
59. | Культура речи. Язык и речь. | 23.04 | |
60. | Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. | 29.04 | |
61. | Качества хорошей речи. Риторика. | 30.04 | |
62. | Практическая работа. Лингвостилистический анализ текста. | 6.07 | |
63. | Функциональные стили речи и их особенности. Типы речи. | 7.05 | |
64. | Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по материалам ЕГЭ. | 13.05 | |
65. | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 14.05 | |
66. | Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. | 20.05 | |
67. | Итоговый контроль. Подготовка к ЕГЭ. Контрольный тест в формате ЕГЭ №4. | 21.05 | |
68. | Повторение и обобщение пройденного в 10 – 11 классах. | 21.05 | |