ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов:
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с учетом:
- Федерального государственного образовательного стандарта ООО, утвержденного приказом от 17 декабря 2010 г. N 1897,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими изменениями);
- ООП ООО МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом №234А-р от 21.07.2015г.
- Учебный план МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2017-2018 учебный год, утвержденный приказом № 146-р от 31.08.2017г.
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №2», утвержденной приказом № 178-р от 29.08.2016
- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №2» на 2017-2018 уч. год, утвержденного приказом № 146-р от 31.08.2017г;
- Авторской программы по русскому языку 5-9 классы под редакцией В. В. Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной, Т. В. Пахновой и др. Дрофа 2013 г.;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение русского языка в 6 классе отводится 6 часов в неделю. На основании годового календарного графика школы на 2017-2018 учебный год (Приказ № 146-р от 31.08.2016 г) в 6А классе - 34 учебных недели, общее количество часов - 204, а по авторской программе – 210 часов. Таким образом, резервные уроки 205-210 были убраны из календарно-тематического планирования.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Предмет | Класс | Кол-во часов | Учебник | Авторская программа | Методический комплект | Контрольно- измерительные материалы |
Русский язык | 6 | 204 | 1.В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, 2012. 2. Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева и др. Русский язык. Практика. 6 класс. Учебник, Дрофа, 2014. 3. Е. И. Никитина. Русский язык. Русская речь. 6 класс. Дрофа, 2012. | Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы программы: В. В. Бабайцева, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина, Т. В. Пахнова и др. Дрофа 2013 г. | А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. ; Методические рекомендации. 6 класс. Дрофа 2014 г.
| 1.С. Н. Пименова Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 6 класс, Дрофа 2016. 2.С. Н. Пименова Русский язык. Диагностика результатов образования. 6 класс. Дрофа 2014. 3. С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова, Т. Е. Перова. Под ред. С. Н. Пименовой Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь, Дрофа 2015. |
Коррекционная работа (для учащихся с ЗПР)
Так как в 6А классе учатся 3 ребенка по адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, необходимо при планировании уроков включить коррекционно-развивающую работу., а именно:
1.Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2.Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4.Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 ч.)
Русский язык — один из богатейших языков мира.
Повторение изученного в 5 классе (13 ч.)
Грамматика
Морфология
Понятие о морфологии (27 ч.)
Глагол (51 ч.)
Имя прилагательное (31 ч.)
Имя числительное (18 ч.)
Наречие (26 ч.)
Местоимение (23 ч.)
Повторение (14 ч.)
Итого - 204 часа в год
Перечень контрольных самостоятельных, лабораторных, практических работ
№ | Дата | Номер урока | Вид работы (с указанием темы) |
план | факт |
1 | | | 9 | Контрольная работа. Повторение изученного в 5 классе. |
| | | 13 | Контрольное изложение с творческим заданием |
| | | 39-40 | Контрольная работа. Грамматика. Морфология. Понятие о морфологии |
| | | 54 | Контрольная работа.Глагол. |
| | | 71 | Контрольный диктант |
| | | 88 | Контрольная работа. Словообразование глаголов. |
| | | 108 | Контрольная работа. Имя прилагательное. |
| | | 120-121 | Контрольная работа. Словообразование прилагательных. |
| | | 139 | Контрольная работа. Имя числительное. |
| | | 153 | Контрольная диктант. |
| | | 165 | Контрольная работа |
| | | 181 | Самостоятельная работа. Работа по инструкции, работа с книгой, практическая работа ,письменная работа. Местоимения. |
| | | 189 | Контрольная работа. Работа по инструкции, работа с книгой, практическая работа ,письменная работа. |
| | | 202 | Контрольная работа. |
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Количество часов |
1 | | | Вводный урок. Русский язык — один из богатейших языков мира | 1 |
Повторение изученного в 5 классе |
2 | | | Синтаксис и пунктуация | 1 |
3 | | | Фонетика и орфоэпия | 1 |
4 | | | Фонетика и орфоэпия | 1 |
5 | | | Орфография | 1 |
6 | | | Орфография | 1 |
7 | | | Морфемика | 1 |
8 | | | Лексика | 1 |
9 | | | Контрольная работа | 1 |
10 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
11 | | | Р/Р Признаки текста | 1 |
12 | | | Р/Р Темы широкие и узкие | 1 |
13 | | | Контрольное изложение с творческим заданием | 1 |
14 | | | Анализ работы | 1 |
Грамматика. Морфология. Понятие о морфологии |
15 | | | Части речи | 1 |
16 | | | Слово и его формы | 1 |
17 | | | Понятие о существительном | 2 |
18 | | |
19 | | | Р/РТворительный сравнения | 1 |
20 | | | Род, число, падеж, склонение существительных | 3 |
21 | | |
22 | | |
23 | | | Склонение существительных | 2 |
24 | | |
25 | | | Р/Р Простой и сложный план | 1 |
26 | | | Разносклоняемые существительные | 1 |
27 | | | Неизменяемые существительные | 1 |
28 | | | Словообразование существительных с помощью суффиксов | 3 |
29 | | |
30 | | |
31 | | | Р/Р Простой и сложный план | 1 |
32 33 | | | Словообразование существительных | 2 |
| |
34 - 35 | | | Образование сложных существительных | 2 |
36 | | | Р/Р Сравнение. Метафора. Эпитет | 1 |
37 - 38 | | | Повторение изученного | 2 |
39 - 40 | | | Контрольная работа | 2 |
41 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
Глагол |
42, 43, 44 | | | Понятие о глаголе | 3 |
45 | | | Р/Р Что такое эпиграф? | 1 |
46, 47 | | | Инфинитив | 2 |
48 49 | | | Возвратные глаголы | 2 |
50 | | | Р/Р Что такое эпиграф? | 1 |
51, 52, 53 | | | Виды глагола | 3 |
54 | | | Контрольная работа | 1 |
55 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
56 | | | Резервный урок. Виды глагола | 1 |
57 | | | Наклонения глагола | 1 |
58 | | | Р/Р Описательный оборот | 1 |
59 | | | Времена глагола | 1 |
60 | | | Прошедшее время глагола | 1 |
61 | | | Прошедшее время глагола | 1 |
62 | | | Настоящее и будущее время глагола | 1 |
63 | | | Настоящее и будущее время глагола | 1 |
64 | | | Р/Р Официально-деловой стиль речи | 1 |
65 | | | Лицо и число глагола | 1 |
66 67 68 | | | Спряжение глаголов | 3 |
69 | | | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
70 | | | Р/Р Рассказ | 1 |
71 | | | Контрольный диктант | 1 |
72 | | | Анализ контрольного диктанта | 1 |
73 74 | | | Условное наклонение | 2 |
75 76 77 | | | Повелительное наклонение | 3 |
78 79 | | | Безличные глаголы | 2 |
80 | | | Р/Р Рассказ | 1 |
81 | | | Словообразование глаголов | 1. |
82 | | | Правописание суффиксов | 1 |
83 | | | Правописание суффиксов | 1 |
84 | | | Р/Р Рассказ | 1 |
85 86 87 | | | Повторим изученное | 3 |
88 | | | Контрольная работа | 1 |
89 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
90 | | | Р/Р Анализ ошибок | 1 |
91 | | | Резервный урок. Словообразование глаголов | 1 |
92 | | | Резервный урок. Правописание суффиксов | 1 |
Имя прилагательное |
93, 94, 95 | | | Понятие о прилагательном | 3 |
96 | | | Р/Р Описание природы. Зима | 1 |
97, 98 | | | Разряды прилагательных по значению | 2 |
99 | | | Резервный урок. Разряды прилагательных по значению | 1 |
100 | | | Полные и краткие прилагательные | 1 |
101, 102 | | | Склонение полных прилагательных | 2 |
103, 104 | | | Притяжательные прилагательные | 2 |
105 | | | Р/Р Описание природы | 1 |
106, 107 | | | Степени сравнения прилагательных | 2 |
108 | | | Контрольная работа | 1 |
109 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
110 | | | Словообразование прилагательных | 1 |
111 | | | Р/Р Описание помещений | 1 |
112, 113 | | | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных | 2 |
114 | | | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов -ск-, -к- | 1 |
115 | | | Словообразование прилагательных с помощью приставок | 1 |
116 | | | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ | 1 |
117 | | | Р/Р Описание помещений | 1 |
118, 119 | | | Повторение изученного | 2 |
120 | | | Контрольная работа | 1 |
121 | | | Контрольная работа | 1 |
122 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
123 | | | Р/Р Описание костюма | 1 |
Имя числительное |
124 | | | Понятие о числительном | 1 |
125-126 | | | Состав числительных | 2 |
127 128 129 | | | Склонение количественных числительных | 3 |
130 | | | Р/Р Рассказ на основе картины | 1 |
131, 132 | | | Собирательные числительные | 2 |
133, 134 | | | Порядковые числительные | 2 |
135 | | | Дробные числительные | 1 |
136 | | | Р/Р Описание книги | 1 |
137, 138 | | | Повторение изученного | 2 |
139 | | | Контрольная работа | 1 |
140 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
141 | | | Р/Р Описание книги | 1 |
Наречие |
142, 143 | | | Понятие о наречии | 2 |
144 | | | Степени сравнения наречий | 1 |
145 | | | Словообразование наречий | 1 |
146 | | | Орфография наречий | 1 |
147 | | | Р/Р Рассуждение в разных стилях речи | 1 |
148 149 150 | | | Орфография наречий | 3 |
151-152 | | | Словообразование наречий | 2 |
153 | | | Контрольный диктант | 1 |
154 | | | Анализ контрольного диктанта | 1 |
155 | | | Р/Р Рассуждение в разных стилях речи | 1 |
156 | | | Р/Р Средства связи частей рассуждения | 1 |
157 | | | Резервный урок. Словообразование наречий | 1 |
158 | | | Резервный урок. Орфография наречий | 1 |
159, 160 | | | Категория состояния | 2 |
161 | | | Р/Р Как создать киносценарий | 1 |
162 163 164 | | | Повторим изученное | 3 |
165 | | | Контрольная работа | 1 |
166 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
167 | | | Резервный урок. Орфография наречий | 1 |
Местоимение |
168, 169 | | | Понятие о местоимении | 2 |
170 | | | Морфологические средства связи предложений | 1 |
171, 172 | | | Личные местоимения | 2 |
173, 174 | | | Притяжательные местоимения | 2 |
175 | | | Возвратное местоимение | 1 |
176 | | | Вопросительные местоимения | 1 |
177 | | | Относительные местоимения | 1 |
178 | | | Неопределённые местоимения | 1 |
179, 180 | | | Отрицательные местоимения | 2 |
181 | | | Самостоятельная работа | 1 |
182 | | | Анализ работы | 1 |
183 | | | Определительные местоимения | 1 |
184 | | | Указательные местоимения | 1 |
185, 186 | | | Морфологические средства связи | 2 |
187, 188 | | | Повторение изученного | 2 |
189 | | | Контрольная работа | 1 |
190 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
191 | | | Резервный урок. Повторение изученного | 1 |
192 193 | | | Повторим изученное в 6 классе | 2 |
194 195 | | | Повторим изученное в 6 классе | 2 |
196 197 | | | Повторим изученное в 6 классе | 2 |
198 199 | | | Повторим изученное в 6 классе | 2 |
200 201 | | | Повторим изученное в 6 классе | 2 |
202 | | | Контрольная работа | 1 |
203 | | | Анализ контрольной работы | 1 |
204 | | | Р/Р Повторение | 1 |
Аннотация к рабочей программе по русскому языку в 6 А классе
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
Федерального образовательного государственного стандарта общего образования (2010 г.),
Примерной программы по русскому языку.
Программы по русскому языку 5 – 9 классы к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой и др. (М.: Дрофа). «Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.:Дрофа ,2013.
Преподавание ведётся по учебникам:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2012.
Русский язык. Практика. 6 класс. : Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2012
Никитина Е.И. Русская речь. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2012.
Программа рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю.
Цели и задачи изучения предмета:
1.Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов.
2.Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
3.Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничество, позитивному диалогу, содержательным компромиссом; потребности в речевом самосовершенствовании.
4.Овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями ( умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста).
5.Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять , классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств: совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Лист внесения изменений в рабочую программу
п/п | Изменение | Причина | Дата |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Согласовано
Зам. директора по УВР
МБОУ «Смоленская СОШ № 2»
_______________ Е. Г. Казакова
«__» __________ 2017 г.