СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Школа РОССИИ
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык– 4» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 г
2.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
3.Учебного плана МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк на 2015-2016 учебный год.
4.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015-2016 учебный год;
5.Примерной и авторской программы УМК «Школа России» начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения авт-состЛ. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.«Русский язык 1 – 4 классы» Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 2-е издание Москва «Просвещение» 2014 г.
Программа соответствует учебнику «Русский язык» в 2 частях для четвёртого класса образовательных учреждений Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова 2-е издание Москва «Просвещение» 2014 г.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 170 часов в год (5 часа в неделю), из них:
На итоговое повторение в конце года 17 часов, остальные часы распределены по всем темам;
на контрольные работы (диктанты) отведено 9 часов.
Административные контрольные работы -3 часа
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель курса – открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, пробудить у детей интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства.
Изучение русского языка на ступени начального общего образования с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
1) освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
2) знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
овладение ведущими методами лингвистического анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение русского языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове;
звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 5 ч в неделю, всего 175 часов в год
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
44 | 41 | 46 | 44 |
Результаты изучения курса «Русский язык»
Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из
двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по
плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Содержание учебного курса
Основными разделами программы являются: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика» (звуки и буквы), «Морфология и морфемика» (части речи и состав слова), «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».
Синтаксис и пунктуация (30 ч.)
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или на основании наблюдений за природой, впечатлений от экскурсий, посещения театра и т. д.), с однородными членами.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, а также предложений с однородными членами.
Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.
Имя существительное (40 ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и падежам. Имена существительные собственные и нарицательные.
Основные типы склонения имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами (1, 2, 3-го склонения), кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Употребление предлогов с именами существительными, стоящими в разных падежах.
Составление предложений (текстов) с использованием существительных в определенном падеже и на различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
Имя прилагательное (25 ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.
Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.
Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.
Прилагательное как член предложения.
Употребление имен прилагательных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.
Личные местоимения (8 ч.)
Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.
Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
Личные местоимения как члены предложения.
Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.
Глагол (45 ч.)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Неопределенная форма глагола.
Время глагола, изменение по лицам и числам.
I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи (сказках, стихотворениях, прозе, научно-описательных статьях).
Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи.
Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.
Наречие (5 ч.)
Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные
грамматические признаки.
Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.
Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (22ч.)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Информация о количестве контрольных работ.
Всего часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
|
|
|
|
|
Виды контроля | Количество часов | |||
Словарный диктант | 4 | 4 | 4 | 4 |
Контрольный диктант | 2 | 2 | 3 | 3 |
Списывание | 1 |
| 1 | 1 |
Обучающее изложение | 3 | 3 | 3 | 3 |
Обучающее сочинение | 1 | 1 | 1 | 1 |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 |
Проверочная работа | 1 | – | 1 | – |
Административная Контрольная работа (диктант) | 1 | 1 |
| 1 |
Контрольное изложение |
|
|
| 1 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ | Тема урока | Кол-во ч. | Дата проведения | Примечание (Коррекция) | ||
план
| факт | |||||
1 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 01.09 |
|
| |
2 | Второстепенные члены предложения (обстоятельство). | 1 | 02.09 |
|
| |
3 | Второстепенные члены предложения (определение). | 1 | 03.09 |
|
| |
4 | Второстепенные члены предложения (дополнение). | 1 | 04.09 |
|
| |
5 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 06.09 |
|
| |
6 | Контрольное списывание «Лось» Закрепление по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 | 08.09 |
|
| |
7 | Входная контрольная работа Диктант «Поздняя осень» | 1 | 09.09 |
|
| |
8
| Анализ входной контрольной работы. Однородные члены предложения |
| 1 | 10.09 |
|
|
9 | Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | 11.09 |
|
| |
10 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. | 1 | 13.09 |
|
| |
11 | Упражнение в постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. | 1 | 15.09 |
|
| |
12 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. Закрепление. | 1 | 16.09 |
|
| |
13 | Административная контрольная работа | 1 | 17.09 |
|
| |
14 | Предложения с однородными членами, соединенными союзом и. | 1 | 18.09 |
|
| |
15 | Предложения с однородными второстепенными членами предложения. | 1 | 20.09 |
|
| |
16
| Предложения с однородными дополнениями.
| 1 | 22.09 |
|
| |
17 | Р/р Обучающее изложение «Переполох в лесу» | 1 | 23.09 |
|
| |
18 | Однородные члены предложения – обстоятельства. | 1 | 24.09 |
|
| |
19 | Предложения с однородными второстепенными членами предложения. Закрепление. Тест. | 1 | 25.09 |
|
| |
20 | Предложения с однородными определениями. | 1 | 27.09 |
|
| |
21 | Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. | 1 | 29.09 |
|
| |
22 | Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. | 1 | 30.09 |
|
| |
23 | Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми. | 1 | 01.10 |
|
| |
24 | Прямая речь (общее знакомство). | 1 | 02.10 |
|
| |
25 | Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. | 1 | 04.10 |
|
| |
26 | Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. Закрепление. | 1 | 06.10 |
|
| |
27 | Обращение (общее знакомство). | 1 | 07.10 |
|
| |
28 | Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением. | 1 | 08.10 |
|
| |
29 | Контрольная работа по теме «Предложение (синтаксис и пунктуация)». | 1 | 09.10 |
|
| |
30 | Анализ контрольной работы по теме «Предложение (синтаксис и пунктуация)».
| 1 | 11.10 |
|
| |
31 | Части речи (морфология) (125 ч.) Имя существительное (40 ч.) Имя существительное. Общие сведения об имени существительном. | 1 | 13.10 |
|
| |
32 | Число имён существительных. | 1 | 14.10 |
|
| |
33 | Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень». | 1 | 15.10 |
|
| |
34 | Работа над ошибками. Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | 16.10 |
|
| |
35 | Род имён существительных. Словарный диктант. | 1 | 18.10 |
|
| |
36 | Склонение имён существительных. | 1 | 20.10 |
|
| |
37 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. | 1 | 21.10 |
|
| |
38 | Контрольный диктант «Русские леса» | 1 | 22.10 |
|
| |
39 | Работа над ошибками. Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. | 1 | 23.10 |
|
| |
40 | Изложение | 1 | 25.10 |
|
| |
41 | Именительный и винительный падежи имён существительных. | 1 | 27.10 |
|
| |
42 | Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение. | 1 | 28.10 |
|
| |
43 | Первое склонение имён существительных. | 1 | 29.10 |
|
| |
44 | Второе склонение имён существительных. | 1 | 30.10 |
|
| |
45
| Второе склонение имён существительных. Словарный диктант. | 1 | 05.11 |
|
| |
46 |
Обучающее изложение «Не мешайте птицам вить гнезда» | 1 | 06.11 |
|
| |
47 | Третье склонение имён существительных. | 1 | 08.11 |
|
| |
48 | Третье склонение имён существительных. | 1 | 10.11 |
|
| |
49 | Правописание окончаний имён существительных единственного числа. Тест «Имя существительное. Основные типы склонения имён существительных». | 1 | 11.11 |
|
| |
50 | Правописание окончаний имён существительных единственного числа. | 1 | 12.11 |
|
| |
51 | Правописание окончаний имён существительных единственного числа. | 1 | 13.11 |
|
| |
52 | Правописание окончаний имён существительных единственного числа. | 1 | 15.11 |
|
| |
53 | Правописание окончаний имён существительных единственного числа. Сочинение | 1 | 17.11 |
|
| |
54 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 18.11 |
|
| |
55 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 19.11 |
|
| |
56 | Винительный падеж имён существительных. Словарный диктант. | 1 | 20.11 |
|
| |
57 | Творительный падеж имён существительных. | 1 | 22.11 |
|
| |
58 | Творительный падеж имён существительных. | 1 | 24.11 |
|
| |
59 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 25.11 |
|
| |
60 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 26.11 |
|
| |
61 | Обучающее изложение «Орёл и кошка». | 1 | 27.11 |
|
| |
62 | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Тест «Правописание окончаний имён существительных единственного числа». | 1 | 29.11 |
|
| |
63 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 01.12 |
|
| |
64 | Диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». «Друзья леса». | 1 | 02.12 |
|
| |
65 | Работа над ошибками. Множественное число имён существительных. | 1 | 03.12 |
|
| |
66 | Окончания имён существительных множественного числа. Словарный диктант. | 1 | 04.12 |
|
| |
67 | Окончания имён существительных множественного числа. Контрольное списывание «Удивительное дерево»
| 1 | 06.12 |
|
| |
68 | Окончания имён существительных множественного числа. Тест «Правописание окончаний имён существительных множественного числа». Урок-игра | 1 | 08.12 |
|
| |
69 | Контрольный диктант «Снежинки». | 1 | 09.12 |
|
| |
70 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | 10.12 |
|
| |
71 | Имя прилагательное (25 ч.) Общие сведения об имени прилагательном. | 1 | 11.12 |
|
| |
72 | Обучающее изложение «Обошлось!». | 1 | 13.12 |
|
| |
73 | Работа над ошибками. Общие признаки имени прилагательного. | 1 | 15.12 |
|
| |
74 | Общие признаки имени прилагательного. Словарный диктант. | 1 | 16.12 |
|
| |
75 | Общие признаки имени прилагательного. | 1 | 17.12 |
|
| |
76 | Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Тест «Имя прилагательное». | 1 | 18.12 |
|
| |
77 | Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | 1 | 20.12 |
|
| |
78 | Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном числе мужского и среднего рода.. | 1 | 22.12 |
|
| |
79 | Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | 1 | 23.12 |
|
| |
80
| Склонение имён прилагательных. Именительный и винительный падежи.
| 1 | 24.12 |
|
| |
81 | Диктант по теме «Имя прилагательное».Что за птица? №6 Административная контрольная работа | 1 | 25.12 |
|
| |
82 | Сочинение на основе наблюдений на тему «Белый снег пушистый в воздухе кружится». | 1 | 27.12 |
|
| |
83 | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных. Родительный и винительный падежи. | 1 | 29.12 |
|
| |
84 | Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода. | 1 | 30.12 |
|
| |
85 | Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода. Словарный диктант. | 1 | 15.01 |
|
| |
86 | Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода. | 1 | 17.01 |
|
| |
87
| Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода. Тест «Имя прилагательное». | 1 | 19.01 |
|
| |
88 |
Диктант «Клесты» | 1 | 20.01 |
|
| |
89 | Склонение и правописаний окончаний имён прилагательных множественного числа. | 1 | 21.01 |
|
| |
90 | Склонение и правописаний окончаний имён прилагательных множественного числа. | 1 | 22.01 |
|
| |
91 | Обучающее изложение «Серебряный хвост». | 1 | 24.01 |
|
| |
92 | Работа над ошибками Склонение и правописаний окончаний имён прилагательных множественного числа. | 1 | 26.01 |
|
| |
93 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». «Книга». | 1 | 27.01 |
|
| |
94 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное». | 1 | 28.01 |
|
| |
95 | Сочинение | 1 | 29.01 |
|
| |
96 | Личные местоимения (8ч.) Общие сведения о местоимениях. | 1 | 31.01 |
|
| |
97 | Роль местоимений в предложении. Словарный диктант. | 1 | 02.02 |
|
| |
98 | Склонение личных местоимений. | 1 | 03.02 |
|
| |
99 | Склонение личных местоимений множественного числа. | 1 | 04.02 |
|
| |
100 | Работа над ошибками. Раздельное написание местоимений с предлогами. | 1 | 05.02 |
|
| |
101 | Упражнение в определении лица, числа и рода местоимений. Словарный диктант. | 1 | 07.02 |
|
| |
102 | Диктант по теме «Личные местоимения». «Воробей». | 1 | 09.02 |
|
| |
103 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении. | 1 | 10.02 |
|
| |
104 | Глагол (45 ч.) Общие сведения о глаголе. | 1 | 11.02 |
|
| |
105
| Общие сведения о глаголе. Частица не с глаголами. | 1 | 12.02 |
|
| |
106 | Проверочная работа | 1 | 14.02 |
|
| |
107 | Неопределённая форма глагола. | 1 | 16.02 |
|
| |
108 | Неопределённая форма глагола. | 1 | 17.02 |
|
| |
109 | Неопределённая форма глагола. Диктант «Сороки» | 1 | 18.02 |
|
| |
110 | Закрепление по теме «Неопределённая форма глагола». | 1 | 19.02 |
|
| |
111 | Обучающее изложение «Схватка со змеей». | 1 | 21.02 |
|
| |
112 | Работа над ошибками. Время глагола. | 1 | 23.02 |
|
| |
113 | Время глагола. Словарный диктант. | 1 | 24.02 |
|
| |
114 | Глаголы прошедшего времени. Тест «Глагол». | 1 | 25.02 |
|
| |
115 | Глаголы прошедшего времени. | 1 | 26.02 |
|
| |
116 | Закрепление по теме «Глаголы прошедшего времени» | 1 | 28.02 |
|
| |
117 | Изложение | 1 | 02.03 |
|
| |
118 | Работа над ошибками. Спряжение глаголов. | 1 | 03.03 |
|
| |
119 | Спряжение глаголов. | 1 | 04.03 |
|
| |
120 | Спряжение глаголов. | 1 | 05.03 |
|
| |
121 | Глагол 2-го лица единственного числа. | 1 | 07.03 |
|
| |
122 | Глагол 3-го лица единственного числа. Словарный диктант. | 1 | 09.03 |
|
| |
123 | Редактирование текста. | 1 | 10.03 |
|
| |
124 | Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения | 1 | 11.03 |
|
| |
125 | Глагол 3-го лица единственного числа. Безударные личные окончания глаголов во множественном числе | 1 | 12.03 |
|
| |
126 | Глагол 3-го лица единственного числа Упражнение в правописании личных окончаний глаголов.. | 1 | 14.03 |
|
| |
127 | Контрольный диктант за 3 четверть. | 1 | 16.03 |
|
| |
128 | Работа над ошибками. Личные окончания глаголов. | 1 | 17.03 |
|
| |
129
| Закрепление по теме «Спряжение глаголов». Глаголы в прошедшем времени. | 1 | 18.03 |
|
| |
130
|
Изложение
| 1 | 19.03 |
|
| |
131 | Работа над ошибками.
| 1 | 21.03 |
|
| |
132 | Упражнение в правописании личных окончаний глаголов. | 1 | 01.04 |
|
| |
133 | Упражнение в правописании личных окончаний глаголов. | 1 | 02.04 |
|
| |
134 | Спряжение глаголов. | 1 | 04.04 |
|
| |
135 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка». | 1 | 08.04 |
|
| |
136 | Работа над ошибками. Личные окончания глаголов. | 1 | 07.04 |
|
| |
137 | Правописание личных окончаний глаголов. Словарный диктант. | 1 | 08.04 |
|
| |
138 | .Изложение стр. 132-133 | 1 | 09.04 |
|
| |
139 | Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 им 2 спряжения. | 1 | 11.04 |
|
| |
140 | Правописание личных окончаний глаголов. Диктант упр. 162 стр. 136 | 1 | 13.04 |
|
| |
141 | Контрольное списывание. «После тяжёлых боёв». | 1 | 14.04 |
|
| |
142 | Правописание личных окончаний глаголов. Тест «Глагол». | 1 | 15.04 |
|
| |
143 | Административная контрольная работа (диктант) | 1 | 16.04 |
|
| |
144 | Закрепление по теме «Спряжение глаголов». Словарный диктант. | 1 | 18.04 |
|
| |
145 | Обучающее изложение «Хлеб спасён». | 1 | 20.04 |
|
| |
146 | Закрепление по теме «Спряжение глаголов». | 1 | 21.04 |
|
| |
147 | Диктант по теме «Глагол». «Половодье» | 1 | 22.04 |
|
| |
148 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Глагол». | 1 | 23.04 |
|
| |
149 | Наречие (5 ч.) Общее понятие о наречии. | 1 | 25.04 |
|
| |
150 | Общее понятие о наречии. | 1 | 27.04 |
|
| |
151 | Правописание суффиксов –о, -а в наречиях. | 1 | 28.04 |
|
| |
152 | Правописание суффиксов –о, -а в наречиях. Словарный диктант. | 1 | 29.04 |
|
| |
153 | Обобщение знаний по теме «Наречие».Диктант | 1 | 30.04 |
|
| |
154
| Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (15ч.) Предложения. Знаки препинания. Сложные предложения | 1 | 02.05 |
|
| |
155 | Прямая речь. Обращение. Словосочетание | 1 | 04.05 |
|
| |
156 |
Диктант «Вечерняя прогулка» | 1 | 05.05 |
|
| |
157 | Изложение. | 1 | 06.05 |
|
| |
158 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 07.05 |
|
| |
159 | Правописание ь знака в словах разных частей речи. | 1 | 09.05 |
|
| |
158 |
| 1 | 11.05 |
|
| |
160 | Работа над ошибками. Имя существительное. | 1 | 12.05 |
|
| |
161 | Имя прилагательное. | 1 | 13.05 |
|
| |
162
| Глагол.
| 1 | 14.05 |
|
| |
163 | Итоговый диктант «Весеннее солнце».
| 1 | 16.05 |
|
| |
164 | Местоимение.Наречие Словарный диктант. | 1 | 18.05 |
|
| |
165 | Контрольное изложение | 1 | 19.05 |
|
| |
166
| Работа над ошибками Звуки и буквы. Фонетика | 1 | 20.05 |
|
| |
167 | Сочинение-миниатюра «Гроза в мае». | 1 | 21.05 |
|
| |
168 | Состав слова. Однокоренные слова. | 1 | 23.05 |
|
| |
169 | Правописание безударных гласных в корне парных согласных в корне. Непроизносимые согласные. | 1 | 25.05 |
|
| |
170 | Предлоги и приставки | 1 | 26.05 |
|
| |
171-175 | Повторение изученного. | 5 | 27.05 28.05 30.05 |
|
| |
|
|
|
|
|
|
Практическая часть программы
Всего часов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
175 ч, в неделю – 5 ч. | 44 ч | 41 ч | 46 ч | 44 ч |
Виды контроля | Количество часов | |||
Словарный диктант | 4 | 4 | 4 | 4 |
Контрольный диктант | 2 | 2 | 3 | 3 |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 |
Обучающее изложение | 3 | 3 | 3 | 3 |
Обучающее сочинение | 1 | 1 | 1 | 1 |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 |
Проверочная работа | 1 | – | 1 | – |
Административная Контрольная работа (диктант) | 1 | 1 |
| 1 |
Контрольное изложение |
|
|
| 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предметного курса «Русский язык» учащиеся 4 класса должны
знать:
-признаки простого и сложного предложений;
-признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов); признаки однородных членов предложения; лексико-грамматические признаки имен существительных,
-признаки имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия; признаки 1, 2, 3-го склонения имен существительных; признаки 1, Il спряжения глаголов.
различать и сравнивать:
-простое и сложное предложения;
-главные и второстепенные члены предложения; лексико-грамматические признаки изученных частей речи; типы склонения имен существительных (1, 2, 3-е), типы спряжения глаголов (1, Il).
уметь:
-производить синтаксический разбор предложения; расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
-устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
-разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределенной формы;
-безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I-IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов 1 и Il спряжения и т. д.);
-правильно писать -тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Учебно-методический комплект:
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы |
4 | Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
| Программа Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение, 2010) Русский язык: 4 класс: Поурочные разработки по русскому языку Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой/ Авт. - сост. С.В.Кутявина. - М.,: ВАКО, 2012. | Олимпиады по рус.языку в начальных классах. Каландарова Н.Н. и др. Глазов, 2013. Работа над трудными словами в начальных классах. КанакинаВ.П. М.: Просвещ, 2012. Русские народные пословицы и поговорки.ЖигулевA.M. М, 2013. Русский язык: Дидактические материалы. 4 класс. Москва, Рольф, 2012.
| Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. Узорова О.В., Нефедова Е.А. М.: ACT «Премьера», 2014. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 4 класс. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова. Издательство «Экзамен» 2013г. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.-М.:Просвещение, 2014 | http://www.proshkolu.ru/
http://www.zavuch.info/methodlib/329/?pg=5
http://stkinz.ucoz.ru/index/umk_quot_shkola_rossii_quot/0-30
http://www.alleng.ru/index.htm
|
Литература для учителя
1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
2.Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. Узорова О.В., Нефедова Е.А. М.: ACT «Премьера», 2014.
3.Конкурс грамотеев. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. М.:Просвещение, 2012
4.Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 4 класс. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова. Издательство «Экзамен» 2013г.
5.Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку.Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. М.: Дрофа, 2013
6.Олимпиады по рус.языку в начальных классах. Каландарова Н.Н. и др. Глазов, 2013.
7.Работа над трудными словами в начальных классах. КанакинаВ.П. М.: Просвещ, 2012.
8.Русские народные пословицы и поговорки.Жигулев A.M. М, 2013.
9.Русский язык: Дидактические материалы. 4 класс. Москва, Рольф, 2012.
10.Русский язык: 4 класс: Поурочные разработки по русскому языку Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой/ Авт. - сост. С.В.Кутявина. - М.,: ВАКО, 2012.
11.Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.-М.:Просвещение, 2012.
12.Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.-М.:Просвещение, 2014
Литература для обучающихся
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.-М.:Просвещение, 2014
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения:
- экспозиционный экран
- компьютер
. Экранно - звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения (по возможности);
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Приложение
Тексты диктантов, изложений.
проверочное списывание
Це л ь: проверить умение списывать текст, обнаруживать в нем орфограммы, самостоятельно его проверять, исправлять допущенные ошибки.
Лось
Из чащи леса показалось большое животное. Это был огромный лесной великан.
Как он был хорош в лучах солнца! Как красив на белом фоне березняка. Какой вид был у лесного зверя! Длинная морда, огромные рога, сам грузный. Ноги высокие, стройные, как у коня. И какая окраска шерсти! Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.
По Г. Скребицкому.
за д а н и е. Подчеркните одно восклицательное предложение.
Прочитайте текст самостоятельно и скажите, сколько в нем частей.
– Значение всех слов в тексте вам знакомо? Какие слова вызвали затруднения?
Далее проводится анализ слов с трудными орфограммами. Затем учащиеся списывают текст по предложениям, то есть логически законченным частям.
По окончании работы учащиеся сверяют написанное в тетради с текстом на доске.
Изложение
Ц е л ь: развивать умения составлять план текста, последовательно передавать содержание рассказа с учетом связи между его частями и точным употреблением слов.
Х о д у р о к а
Переполох в лесу
На большой поляне играли лисята. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисенка упала шишка. Он испугался, кинулся с поляны и кубарем покатился к реке.
По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисенок свалился прямо на них. Захрюкали, завизжали поросята и разбежались. Они бросились в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.
Он заревел и помчался к реке, только пятки сверкают. Остановился на поляне, поднял голову и увидел белку на сосне. Сидит она на сосновой ветке и шишки срывает.
Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.
По В. Бурлаку
план
1. Лисенок испугался.
2. Поросята напугали медведя.
3. Медведь убегает.
4. Виновница переполоха.
Диктант
Ц е л ь: проверить умение распознавать в предложении однородные члены с союзами и без союзов и ставить, где нужно, запятую.
Х о д у р о к а
Поспевают овощи
Дни стоят ненастные. Ночи стали холодными. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди начали снимать с полей и огородов.
Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, свеклу. Остается на полях капуста.
В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена.(61 слово.) (По Э. Шиму.)
С л о в а д л я с п р а в о к: снимать, очередь.
З а д а н и я:
1. Подчеркните однородные члены предложения и запятую при них.
2. Во втором предложении укажите части речи.
3. К прилагательному легкий (мороз), легкий (портфель) подберите и запишите прилагательные, противоположные по значению.
4. Подчеркните словарные слова.
Русские леса
Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.
С л о в а д л я с п р а в о к: точно, каждым.
З а д а н и я:
1. Третье предложение разберите по составу.
2. Укажите части речи в последнем предложении.
3. Выпишите из текста:
в а р и а н т I – три существительных мужского рода;
в а р и а н т II – три существительных женского рода.
1. Слушание текста.
Этим летом Андрюша с Костиком жили на даче. Около дома у самой дорожки рос куст жасмина. Мимо него все ходили и любовались цветами. Как-то раз ребята увидели, как соловей с соловьихой вили гнездо среди веток жасмина. Они таскали соломинки в клюве, и гнездо строилось быстро.
Однажды пришла молочница и стала греметь бидоном около куста. Потом прибежала соседка и что-то громко закричала хозяйке. Соловьи выпорхнули из гнезда и улетели.
Ребята огорчились. На следующий день мальчики вышли с лопатой, и через час от дома к калитке пролегла новая дорожка. Куст жасмина остался в стороне.
Андрюша и Костик с нетерпением ждали пернатых певцов, и те наконец вернулись. Теперь их никто не потревожит.
По Ю. Ермолаеву
2. Составление плана текста.
Примерный п л а н:
1. Строительство гнезда.
2. Соловьи испугались.
3. Помощь ребят пернатым певцам.
Диктант
Ц е л ь: проверить усвоение написания безударных падежных окончаний существительных единственного числа, умение определять склонение и падежи имен существительных.
Х о д у р о к а
На лесной полянке
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.
С л о в а д л я с п р а в о к: ящерица, хвороста.
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
1. Укажите падежи существительного полянка, выделите окончания.
2. Выпишите из текста по одному существительному 1-го и 2-го склонения.
3. Запишите одним предложением, почему зайца называют беляк.
Изложение
Ц е л ь: развивать умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения.
Х о д у р о к а
Орел и кошка
За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.
Вдруг появился степной орел. Молнией спустился он с вышины и схватил одного котенка. Орел не успел взлететь, а мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котенка и схватился с кошкой. Закипела битва.
У орла были могучие крылья, крепкий клюв и сильные лапы с длинными кривыми когтями. Он рвал кожу кошки и выклевал глаз. Но кошка крепко вцепилась в орла когтями. Она собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. Потом она перекусила ему горло. Кошка забыла про свои раны. Она облизывала израненного котенка.
По Л. Толстому
С л о в а д л я с п р а в о к: могучие, выклевал, сделала прыжок, израненного.
Контрольное списывание
Ц е л ь: проверить сформированность умений списывать текст с образца без ошибок, самостоятельно его проверять, исправлять допущенные ошибки.
Х о д у р о к а
Удивительное дерево
В Сибири растет кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой терке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.
З а д а н и я:
1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.
2. Разберите по составу четвертое предложение.
Контрольный диктант
Ц е л ь: проверить уровень навыков правописания и усвоения грамматической теории: падежные окончания имен существительных, безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, предлоги и приставки.
Х о д у р о к а
Снежинки
Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей.
В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути.
В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, автобусе трудно ездить по снежной дороге.
Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок.
С л о в а д л я с п р а в о к: бережет, асфальт, зато; сообщить о запятой перед словом что в предпоследнем предложении.
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
1. Подчеркните в последнем предложении однородные члены.
2. В предпоследнем предложении определить падеж и склонение имен существительных.
3. Запишите однокоренные слова с корнем -снег- (-снеж-).
Диктант
Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
Что за птица?
Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это… (76 слов.)
С л о в а д л я с п ра в о к: сверкает, жилет; сообщить постановку двоеточия в последнем предложении; написать название птицы.
З а д а н и е:
1. Подчеркните вопросительное и восклицательное предложения.
2. Разоберите по составу слова: грудка, сидит, радостную.
3. Выпишите словосочетания прил. + сущ., согласованные:
вариант I – в мужском роде;
вариант II – в среднем роде.
Определите падеж прилагательных.
О т в е т:
В а р и а н т I В а р и а н т II
Зимний денек (И. п.). яркого солнца (Р. п.).
Легкий морозец (И. п.). вкусным салом (Т. п.).
В желтом жилете (П. п.).
Тоненький клюв (И. п.).
Диктант
Цель: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
Клесты
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере.(77 слов.)
По Г. Скребицкому
за д а н и е. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, определите род, падеж.
Имя прилагательное
Диктант
Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
Книга
Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.
Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!
Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? (96 слов.)
З а д а н и е:
1. Выпишите из текста по одному прилагательному в единственном и множественном числе, просклоняйте эти прилагательные.
2. Сделайте морфологический разбор трех прилагательных.
3. Разберите по членам предложение о Пушкине.
Диктант
Ц е л ь: проверить умение применять ранее полученные знания.
Х о д у р о к а
Воробей
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.
Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой свое детище. Все его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.
Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. (75 слов.)
З а д а н и е: выпишите любые 5 местоимений, сделайте морфологический разбор.
Глагол
Проверочная работа
Ц е л ь: проверить умение писать глаголы с приставками, частицей не и определять время глаголов.
Х о д у р о к а
I. Выполнение проверочных заданий.
З а д а н и е 1. Спишите, раскрывая скобки.
(Не)говори, чему учился, а говори, что (у)знал. (Не)хвали себя сам, пусть люди (по)хвалят тебя. Плохо тому, кто добра (не)делает никому. (Не)стыдно (не)знать, стыдно (не)учиться. (Не)(раз)грызешь ореха – (не)съешь ядра. Семеро одного (не)ждут. (Не) откладывай на завтра то, что можно (с)делать сегодня.
З а д а н и е 2. Спишите текст каллиграфическим почерком, определите время глаголов.
Тихо, темно. Но вот донеслись откуда-то странные звуки, будто падают капельки. Это поет глухарь. Проснутся другие птицы, и вы уже не услышите глухаря. Вот ночь чуть посерела, и уже звучат другие голоса: барашком блеет бекас, кукует кукушка, слышится нежная песенка зарянки. А когда небо посветлеет, поднимается в лесу такой свист и щебет, что в ушах шум стоит
Изложение
Ц е л ь: проверить умение использовать глаголы с частицей -ся в речи.
Х о д у р о к а
Схватка со змеей
Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды деревьев. Из нее выползла змея и скрылась.
Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.
Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она впилась острыми зубами в хвост змеи и тащила ее из бревен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась ее голова. Выскочила ручная мангуста. Она впилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.
С л о в а д л я с п р а в о к: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.
ПЛАН
РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ИЗЛОЖЕНИЯ
1. Чтение текста.
2. Составление плана.
3. Пересказ по плану.
4. Орфографическая подготовка.
5. Полный пересказ текста.
6. Заключительное чтение текста.
7. Написание.
8. Самопроверка.
Глагол
Диктант
Ц е л ь: проверить знания по изученной теме.
Х о д у р о к а
Сороки
Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке. (86 слов.)
С л о в а д л я с п р а в о к: клонили, издали, рассаживались.
Контрольное списывание
Ц е л ь: проверить сформированность умений списывать текст с образца без ошибок, самостоятельно его проверять, исправлять допущенные ошибки.
Х о д у р о к а
Удивительное дерево
В Сибири растет кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой терке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.
З а д а н и я:
1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.
2. Разберите по составу четвертое предложение.
Диктант
Цель: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
Клесты
В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере.(77 слов.)
По Г. Скребицкому
за д а н и е. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, определите род, падеж.
Диктант
Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Х о д у р о к а
Книга
Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.
Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!
Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? (96 слов.)
З а д а н и е:
1. Выпишите из текста по одному прилагательному в единственном и множественном числе, просклоняйте эти прилагательные.
2. Сделайте морфологический разбор трех прилагательных.
3. Разберите по членам предложение о Пушкине.
Диктант
Ц е л ь: проверить знания по изученной теме.
Х о д у р о к а
Сороки
Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке. (86 слов.)
С л о в а д л я с п р а в о к: клонили, издали, рассаживались.
Диктант
Ц е л ь: проверить усвоение изученных орфограмм и темы «Глагол».
Иволга
Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живет иволга в березовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зеленой листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти ее гнездо. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснет она ярким опереньем. (61 слово.)
З а д а н и е. Сделайте морфологический разбор пяти глаголов.
Диктант
Ц е л ь: проверить знания и умения по изученным темам «Глагол», «Наречие».
Звезды еще сверкалиостро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении.
З а д а н и е.
1. Разберите выделенные слова по составу.
2. Второе предложение разберите по членам и по частям речи.
ДИКТАНТ
Ц е л ь: проверить знания и умения по теме «Предложение».
Вечерняя прогулка
Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперед. С облегчением вздохнешь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеей извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и мое любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении все это принимает волшебный вид. С соседнего ржаного поля доносится приятное токанье перепела. Снизу веет легкой вечерней прохладой. (92 слова.)
З а д а н и е:
1. Разберите по членам предложения с однородными членами.
2. Выпишите 3 словосочетания.
ДИКТАНТ (итоговый)
Ц е л ь: проверить знания по материалу повторения.
Весеннее расписание
Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины. Важно по проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лед. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лед своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой. А в мае лес развешивает зеленые флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звезды освещают его посадочную площадку. (75 слов.)
Итоговый диктант
Ц е л ь: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.
Летняя прогулка
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов.)
З а д а н и е.
1. Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
2. Разберите по членам предложения любое предложение.
3. Разберите по составу (по частям слова) любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.
4. Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого, деревья.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Бижбуляк
муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании ШМО | зам. директора по УР | Директор:________/Л.М.Едиханова |
«____»_______2015 Протокол №____ | ______/_____________
| МОБУ СОШ№2 с. Бижбуляк |
______/___________ Руководитель МО | «____»_______2015
| Пр.№__ «____»_________2015
|
|
|
|
Рабочая программа
по русскому языку
для 4 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Харрасова З.М.
Бижбуляк
2015 г.