Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»
Программа принята на педагогическом совете МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа», Протокол №__ от «___» августа 2017г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа » _________________Е.А.Зубарева Приказ №___ от «___» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС
Автор-составитель:
Крохалева Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»
с. Новая Сидоровка
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и Базисного учебного плана 2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы: В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др.).
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальной: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в Программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Данная Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней общей (полной) школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Каждый тематический блок включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
● воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
● совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
● освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
● формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сферы общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Изучение учебного предмета «Русский язык» способствует решению следующих задач:
дать представление о роли языка в жизни общества;
дать представление о языке как о развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
обеспечить усвоение определённого круга знаний из области разных лингвистических наук;
формировать умения применять полученные знания на практике;
развивать речь обучающихся;
формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит практико-ориентированный характер. Деятельность обучающихся направлена на подготовку к ГИА. Поэтому при осуществлении контроля знаний и умений обучающихся используются не только диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, с грамматическим заданием, словарно-орфографический), но и тесты. Кроме этих форм контроля предусмотрены следующие: изложения (подробное, сжатое, с элементами сочинения); осложненные списывания; сочинения; комплексный анализ текста; устное сообщение на лингвистическую тему.
Общее количество часов на изучение предмета «Русский язык» в 9 классе — 68 часов (2 урока в неделю), из них на развитие речи — 17.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(русский язык 9 класс)
№ | Тема | Общее кол – во часов | В том числе |
уроки | Контрольные работы | Р.Р. | Сочинения |
диктанты | тесты | изложения |
1 | Вводный урок о русском языке | 1 | 1 | | | | |
2 | Лексико-орфографическая работа | 2 | 2 | | | | |
3 | Основные виды сложных предложений | 3 | 1 | | | 2 | 1 |
|
4 | Сложносочиненное предложение | 6 | 5 | 1 | | | |
5 | Сложноподчиненное предложение | 18 | 15 | | 2 | 3 | 1 |
|
6 | Сложное бессоюзное предложение | 6 | 4 | 1 | | 2 | |
1 |
7 | Сложное предложение с разными видами связи | 6 | 3 | | 1 | 2 | |
8 | Предложение с чужой речью | 7 | 5 | 1 | | 2 | 1 |
|
9 | Общие сведения о языке | 4 | 2 | | | 2 | |
10 | Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах | 15 | 11 | | 1 | 4 | |
1 |
| ИТОГО: | 68 | 51 | 3 | 4 | 17 | 3 |
2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения русского языка в 9 классе ученик должен ЗНАТЬ:
● роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
● основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
● признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
● основные единицы языка, их признаки;
● основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
УМЕТЬ:
речевая деятельность:
аудирование:
● фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
● формулировать вопросы по содержанию текста;
● замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
● понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
● составлять конспект прочитанного текста;
● оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
● прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
● создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
● знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
письмо:
● знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
● писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
● вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
● писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
● составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
● совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
● проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
● правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
● анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
● владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
● толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слова с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
● пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
● опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
●разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
● пользоваться разными видами толковых словарей;
● верно использовать термины в текстах научного стиля;
● оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
● проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
● распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
● правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
● определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
● опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
● применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
● пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
● проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
● различать изученные виды простых и сложных предложений;
● интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
● составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
● уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
● правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
● устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
● использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
● применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
● строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
● самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
● проводить пунктуационный анализ текста;
● аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ДИКТАНТ) В НАЧАЛЕ ГОДА
Осенние воспоминания
Вспоминается мне ранняя погожая осень.
Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.
Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину.
Темнеет. В саду горит костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Пылает багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги. Вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее.
Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный путь. Долго глядишь в темно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Потом встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!
(По И.Бунину) (172 слова)
Дополнительные задания
Найдите 2 сложносочиненных предложения: 1) в котором оба простых предложения двусоставные и 2) в котором хотя бы одно из простых предложений односоставное. Составьте их схемы, графически объясните пунктуацию.
Выпишите 3 словосочетания с разными типами подчинительной связи, разберите их.
Найдите в тексте глагол, деепричастие, наречие, разберите их по составу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку в 9 классе
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечания |
1 | Вводный урок о русском языке | 1 | | |
2 3 | Лексико-орфографическая работа | 2 | | |
| СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | | | |
4 | Основные виды сложных предложений | 1 | | |
5 6 | Р.Р. Текст. Композиционные формы сочинений. Описание по картине. Психологический портрет. | 2 | | Урок развития речи |
| Сложносочиненное предложение | 6 | | |
7 | Союзы и значения сложносочиненных предложений | 1 | | |
8 9 10 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | 3 | | |
11 | Контрольная работа (диктант) по теме «Сложносочиненное предложение» | 1 | | Урок контроля |
12 | Анализ контрольной работы | 1 | | |
| Сложноподчиненное предложение | 15+3 | | |
13 | Строение сложноподчиненного предложения | 1 | | |
14 | Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | 1 | | |
15 | Роль указательных слов | 1 | | |
16 | Контрольная работа № 1 по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | | Урок контроля |
17 | Особенности присоединения придаточных предложений | 1 | | |
18 | Р.Р. Текст. Обобщение. Аннотация | 1 | | Урок развития речи |
19 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными | 1 | | |
20 | Виды придаточных предложений | 1 | | |
21 | Придаточные подлежащные и сказуемные | 1 | | |
22 23 | Придаточные определительные | 2 | | |
24 | Придаточные дополнительные | 1 | | |
25 26 | Р.Р. Портретный очерк. Сочинение | 2 | | Урок развития речи |
27 28 | Придаточные обстоятельственные | 2 | | |
29 | Систематизация и обобщение темы «Сложноподчиненное предложение» | 1 | | |
30 | Контрольная работа №2 по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | | Урок контроля |
| Сложное бессоюзное предложение | 4+2 | | |
31 | Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении | 1 | | |
32 | Тире в сложном бессоюзном предложении | 1 | | |
33 | Двоеточие в сложном бессоюзном предложении | 1 | | |
34 35 | Р.Р. Сжатое изложение текста публицистического стиля | 2 | | Урок развития речи |
36 | Контрольная работа по теме «Сложное бессоюзное предложение» | 1 | | Урок контроля |
| Сложное предложение с разными видами связи | 4+2 | | |
37 | Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | | |
38 39 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 2 | | |
40 | Урок-зачет по теме «Сложное предложение» | 1 | | Урок контроля |
41 42 | Р.р. Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль речи | 2 | | Урок развития речи |
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ | 5+2 | | |
43 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью | 1 | | |
44 | Предложения с косвенной речью | 1 | | |
45 | Цитаты и способы цитирования | 1 | | |
46 | Систематизация и обобщение темы «Предложение с чужой речью» | 1 | | |
47 | Контрольная работа по теме «Предложение с чужой речью» | 1 | | Урок контроля |
48 49 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | 2 | | Урок развития речи |
| ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | 2+2 | | |
50 | Роль языка в жизни общества | 1 | | |
51 | Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире | 1 | | |
52 53 | Р.Р. Стили речи. Обобщение изученного. Официально-деловой стиль. Оформление деловых документов | 2 | | Урок развития речи |
| СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 9 КЛАССАХ | 11+4 | | |
54 | Повторение фонетики | 1 | | |
55 56 | Повторение правописания гласных и согласных в корне слова | 2 | | |
57 | Повторение правописания приставок | 1 | | |
58 59 | Р.Р. Сжатое изложение текста научного стиля | 2 | | Урок развития речи |
60 | Повторение морфемики и словообразования | 1 | | |
61 | Повторение правописания сложных и сложносокращенных слов | 1 | | |
62 | Повторение лексики | 1 | | |
63 64 | Р.Р. Комплексный анализ текста | 2 | | Урок развития речи |
65 | Повторение морфологии и орфографии | 1 | | |
66 67 | Годовая контрольная работа. (Репетиционный экзамен в форме ОГЭ) | 2 | | Урок контроля |
68 | Итоговый урок. Анализ контрольной работы | 1 | | |
ЛИТЕРАТУРА
Богданова Г.А., КириченкоГ.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. – М.: Мнемозина, 1997.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл. – М.: Просвещение, 2001.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5 — 9 кл. / Сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2008.
Рабочие программы по русскому языку. 5 — 9 классы (по программе под ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М. Вялкова. - М.: Глобус, 2009.
Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой / Сост. Т.И.Ермоленко. – Волгоград: Учитель, 2005.
Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения / Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
Тропкина Л.А. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2002.