СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой для 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 9 классе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»



Программа принята на педагогическом совете

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

Протокол №__ от «___» августа 2017г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа »

_________________Е.А.Зубарева

Приказ №___ от «___» августа 2017г.









РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


9 КЛАСС






Автор-составитель:

Крохалева Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»









с. Новая Сидоровка

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и Базисного учебного плана 2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы: В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др.).

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальной: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в Программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Данная Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней общей (полной) школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Каждый тематический блок включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

● формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сферы общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Изучение учебного предмета «Русский язык» способствует решению следующих задач:

  1. дать представление о роли языка в жизни общества;

  2. дать представление о языке как о развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

  3. обеспечить усвоение определённого круга знаний из области разных лингвистических наук;

  4. формировать умения применять полученные знания на практике;

  5. развивать речь обучающихся;

  6. формировать и совершенствовать орфографические умения и навыки.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит практико-ориентированный характер. Деятельность обучающихся направлена на подготовку к ГИА. Поэтому при осуществлении контроля знаний и умений обучающихся используются не только диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, с грамматическим заданием, словарно-орфографический), но и тесты. Кроме этих форм контроля предусмотрены следующие: изложения (подробное, сжатое, с элементами сочинения); осложненные списывания; сочинения; комплексный анализ текста; устное сообщение на лингвистическую тему.

Общее количество часов на изучение предмета «Русский язык» в 9 классе — 68 часов (2 урока в неделю), из них на развитие речи — 17.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(русский язык 9 класс)

Тема

Общее кол – во часов

В том числе

уроки

Контрольные работы

Р.Р.

Сочинения

диктанты

тесты

изложения

1

Вводный урок о русском языке

1

1





2

Лексико-орфографическая работа

2

2





3

Основные виды сложных предложений

3

1



2

1


4

Сложносочиненное предложение

6

5

1




5

Сложноподчиненное предложение

18

15

2

3

1


6

Сложное бессоюзное предложение

6

4

1


2


1

7

Сложное предложение с разными видами связи

6

3


1

2


8

Предложение с чужой речью

7

5

1


2

1


9

Общие сведения о языке

4

2



2


10

Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах

15

11


1

4


1


ИТОГО:

68

51

3

4

17

3

2











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА


В результате изучения русского языка в 9 классе ученик должен ЗНАТЬ:

● роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

● основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

● признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);

● основные единицы языка, их признаки;

● основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

УМЕТЬ:

речевая деятельность:

аудирование:

● фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

● формулировать вопросы по содержанию текста;

● замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

● понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

● составлять конспект прочитанного текста;

● оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

● прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

● создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

● знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

письмо:

● знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

● писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

● вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);

● писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

● составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);

● совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

● проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);


фонетика и орфоэпия:

● правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

● анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

● владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

● толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слова с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

● пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

● опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

лексикология и фразеология:

●разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

● пользоваться разными видами толковых словарей;

● верно использовать термины в текстах научного стиля;

● оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

● проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

● распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

● правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

● определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

● опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

● применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

● пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

● проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

● различать изученные виды простых и сложных предложений;

● интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

● составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

● уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

● правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

● устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

● использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

● применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

● строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

● самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

● проводить пунктуационный анализ текста;

● аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ДИКТАНТ) В НАЧАЛЕ ГОДА


Осенние воспоминания

Вспоминается мне ранняя погожая осень.

Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину.

Темнеет. В саду горит костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Пылает багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги. Вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее.

Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный путь. Долго глядишь в темно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Потом встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.

Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!

(По И.Бунину) (172 слова)




Дополнительные задания

  1. Найдите 2 сложносочиненных предложения: 1) в котором оба простых предложения двусоставные и 2) в котором хотя бы одно из простых предложений односоставное. Составьте их схемы, графически объясните пунктуацию.

  2. Выпишите 3 словосочетания с разными типами подчинительной связи, разберите их.

  3. Найдите в тексте глагол, деепричастие, наречие, разберите их по составу.



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку в 9 классе


Тема урока

Количество часов

Дата

Примечания

1

Вводный урок о русском языке

1



2

3

Лексико-орфографическая работа

2




СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ




4

Основные виды сложных предложений

1



5

6

Р.Р. Текст. Композиционные формы сочинений. Описание по картине. Психологический портрет.

2


Урок развития речи

Сложносочиненное предложение

6



7

Союзы и значения сложносочиненных предложений

1



8

9

10

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

3



11

Контрольная работа (диктант) по теме «Сложносочиненное предложение»

1


Урок контроля

12

Анализ контрольной работы

1




Сложноподчиненное предложение

15+3



13

Строение сложноподчиненного предложения

1



14

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1



15

Роль указательных слов

1



16

Контрольная работа № 1 по теме «Сложноподчиненное предложение»

1


Урок контроля

17

Особенности присоединения придаточных предложений

1



18

Р.Р. Текст. Обобщение. Аннотация

1


Урок развития речи

19

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

1



20

Виды придаточных предложений

1


21

Придаточные подлежащные и сказуемные

1



22

23

Придаточные определительные

2




24

Придаточные дополнительные

1



25

26

Р.Р. Портретный очерк. Сочинение

2


Урок развития речи

27

28

Придаточные обстоятельственные

2



29

Систематизация и обобщение темы «Сложноподчиненное предложение»

1



30

Контрольная работа №2 по теме «Сложноподчиненное предложение»

1


Урок контроля


Сложное бессоюзное предложение

4+2



31

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении

1




32

Тире в сложном бессоюзном предложении

1



33

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении

1




34 35

Р.Р. Сжатое изложение текста публицистического стиля

2


Урок развития речи

36

Контрольная работа по теме «Сложное бессоюзное предложение»

1


Урок контроля

Сложное предложение с разными видами связи

4+2



37

Сложное предложение с разными видами связи.

1



38

39

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2



40

Урок-зачет по теме «Сложное предложение»

1


Урок контроля

41

42

Р.р. Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль речи

2


Урок развития речи

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

5+2



43

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

1



44

Предложения с косвенной речью

1



45

Цитаты и способы цитирования

1



46

Систематизация и обобщение темы «Предложение с чужой речью»

1



47

Контрольная работа по теме «Предложение с чужой речью»

1


Урок контроля

48

49

Р.Р. Сочинение-рассуждение


2


Урок развития речи


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

2+2



50

Роль языка в жизни общества

1



51

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

1



52

53

Р.Р. Стили речи. Обобщение изученного. Официально-деловой стиль. Оформление деловых документов

2


Урок развития речи

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 9 КЛАССАХ

11+4



54

Повторение фонетики

1



55

56

Повторение правописания гласных и согласных в корне слова

2



57

Повторение правописания приставок

1



58

59

Р.Р. Сжатое изложение текста научного стиля

2


Урок развития речи

60

Повторение морфемики и словообразования

1



61

Повторение правописания сложных и сложносокращенных слов

1



62

Повторение лексики

1



63

64

Р.Р. Комплексный анализ текста

2


Урок развития речи

65


Повторение морфологии и орфографии

1



66

67

Годовая контрольная работа. (Репетиционный экзамен в форме ОГЭ)

2


Урок контроля

68

Итоговый урок. Анализ контрольной работы

1





























ЛИТЕРАТУРА


  1. Богданова Г.А., КириченкоГ.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. – М.: Мнемозина, 1997.

  2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл. – М.: Просвещение, 2001.

  3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5 — 9 кл. / Сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2008.

  5. Рабочие программы по русскому языку. 5 — 9 классы (по программе под ред. В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М. Вялкова. - М.: Глобус, 2009.

  6. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой / Сост. Т.И.Ермоленко. – Волгоград: Учитель, 2005.

  7. Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения / Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.

  8. Тропкина Л.А. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!