СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по спецкурсу 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование подготовки по обществознанию к сдаче ЕГЭ в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по спецкурсу 10-11 класс»

Пояснительная записка

спецкурс «ЕГЭ: теория и практика» (10 - 11 класс - комплект)


Рабочая программа по спецкурсу составлена на основе:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по обществознанию (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г);

- Примерные программы среднего общего образования, по направлениям «Обществознание», «Экономика», «Право»;

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (Приказ № от . .2014г.);

- Образовательная программа МБОУ Соленоозерной СОШ №12;


Спецкурс «ЕГЭ: теория и практика» является предметом компонента ОУ, на реализацию которого отводится 34 часа (1 час в неделю).

Наряду с общеучебными умениями образование должно быть направлено на формирование специальных (специфических для социального познания) умений, а также творческого опыта решения проблем, связанных с изучением общества и человека. Необходимость усиления практической направленности обществоведческой подготовки требует моделирования в образовательном процессе типичных ситуаций, возникающих в практической деятельности человека в экономической, политической, социальной, духовно-нравственной сферах, и организации анализа учащимися этих ситуаций с целью выработки ряда практических умений.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики могут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе. Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10-11 классов к выпускному экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ.

Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ, а также перечень заданий КИМов.

Цель курса:

- совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке

учащихся к ЕГЭ;

- воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России;

- теоретическая и практическая подготовка выпускников к проведению к ЕГЭ по обществознанию.

Задачи курса:

- создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;

- формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников;

- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям по обществознанию.

- формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;

- развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;




- 3 -



- профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;

- формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности;

- обобщение и закрепление понятий и терминов по основным содержательным линиям обществознания;

- использование проблемных суждений из предложенных областей знаний для по­строения собственных выводов и умозак­лючений;

- формирование умения опираться на научные факты, современные процессы, конкретные случаи из собственной жизни для аргументации своей точки зрения;

- написание эссе с использованием по­лученных знаний и соблюдением логики изложения.


Этнокультурный региональный компонент представлен в виде контекстных включений: тема «Развитие науки в Хакасии» в тему «Наука. Основные особенности научного мышления»; тема «Экономическое развитие Хакасии» в тему «Экономика и экономическая наука»; тема «Проблемы безработицы в Хакасии» в тему «Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица»; тема «Конституция РХ» в тему «Конституционные принципы национальной политики в РФ»; тема «Проблемы молодой семьи в Хакасии» в тему «Семья и брак»; тема «Правоохранительные органы Хакасии» в тему «Правоохранительные органы. Судебная система».


В 11 классе обучается 6 человек. Оценку «отлично» и «хорошо» имеют 3 человека. Эти учащиеся систематически работают на уроках, регулярно выполняют домашнее задание, на уроках используют дополнительные источники, презентации, высказывают свою точку зрения по заданной теме. Неуспевающих по предмету в классе нет.
























- 4 -


Содержание учебного курса

«ЕГЭ: теория и практика» (34ч)


п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество

часов

1.

Общество

Понятие общества. Общественные отношения. Взаимосвязь природы и общества. Общество как система. Сферы общественной жизни. Прогресс и его критерии. Общественное развитие: эволюция и революция. Типы обществ и особенности их развития.

7ч.

2

Человек

Сущность бытия человека. Природа человеческого сознания. Сознание, мышление, душа. Человек, индивид, личность. Индивидуальность. Способности и характер. Социализация личности. Мировоззрение в структуре личности. Характеристика межличностных отношений. Культура отношений. Свобода и ответственность личности.

8ч.


3

Экономическая сфера жизни общества.

Экономика и современное производство. Показатели эффективности общественного производства. Собственность. Экономическая система. Типы экономических систем. Рынок и его функции. Ценообразование. Виды конкуренций и монополий. Экономический цикл и его фазы. Рынок труда и рабочая сила. Занятость и безработица. Предпринимательство и его функции. Инфляция и её сущность. Особенности инфляции в России.

6ч.

4

Социальная сфера жизни общества.

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный статус личности. Система социальной стратификации. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Социальные институты. Социальный конфликт.

3ч.

5

Политическая сфера жизни общества.

Политическая система. Политические режимы. Государственный аппарат. Правовое государство. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политическая культура. Политическая жизнь современной России.

5ч.

6.

Право.

Право как система. Правонарушения. Юридическая ответственность. Основные понятия и нормы права. Основные права человека. Отрасли права. Международное регулирование прав человека.

4ч.

7.

Итоговый урок.

Итоговый урок по курсу «ЕГЭ: теория и практика»

2ч.


Итого – 34 часа




- 5 -


Календарно – тематическое планирование (10-11 класс)

по спецкурсу «ЕГЭ: теория и практика» (34ч)


п/п

Дата проведения

Тема урока

Формы контроля

Повторение

Оборудование


план

факт



.



Раздел 1. Общество (7ч)


1

2











Общество как динамичная система.

Тест


Тетрадь, ПК, тест

3

4






Взаимосвязь сфер общественной жизни.

Самостоя- тельная работа

Понятие общества. Общественные отношения.

Тетрадь, схемы.

5

6






Глобальные проблемы современности.

Сообщения

Сферы жизни общества. Типы обществ.

Тетрадь, ПК.

7



Обобщение по разделу «Общество».



Тест.


Тестовые задания.


Раздел 2. Человек (8ч)


8

9






Человек как биосоциальное существо.

Тест


Тетрадь, тест.

10

11






Человек, индивид, личность.

Тест

Основные отличия человека от животных.

Тетрадь, ПК, тест

12



Социализация личности.

Устный опрос

Личность и индивидуаль- ность.

Тетрадь.

13



Характеристика межличностных отношений. Культура отношений.



Работа по карточкам

Что такое социализация личности.

Тетрадь, ПК.

14



Деятельность человека.



Устный опрос

Культура отношений.

Тетрадь, ПК.

15



Обобщение по разделу «Человек».



Тест.


Тестовые задания.


Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества (6ч)


16



17






Экономика и современное производство.

Тест


Тетрадь, ПК, тест

18






Типы экономических систем.

Устный опрос

Факторы современного производства.

Тетрадь, схемы.

19






Рынок и его функции.

Устный опрос

Исторические типы собственности.

Тетрадь, ПК.

20






Финансы.

Устный опрос

Инфраструкту- ра рынка. Функции рынка.

Тетрадь, схемы.

21



Обобщение по разделу «Экономическая сфера жизни общества».


Тест.


Тестовые задания.


Раздел 4. Социальная сфера жизни общества (3ч)


22



Социальные отношения. Социальный статус личности.



Устный опрос


Тетрадь

23



Отклоняющееся поведение и социальный контроль.



Устный опрос

Система социальной стратификации.



Тетрадь, ПК.

24






Социальные институты и общности.

Устный опрос

Отклоняющееся

поведение.

Тетрадь, ПК.


Раздел 5. Политическая сфера жизни общества (5ч)


25



26.






Государство и гражданское общество.

Тест


Тетрадь, ПК, тест

27



28






Политические процессы и политическое сознание.

Тест

Признаки, функции, формы государства.

Тетрадь, ПК, тест

29



Обобщение по разделу

«Политическая сфера жизни общества»

Тест.


Тестовые задания.



Раздел Право (4ч)


30



31





Право в системе социальных норм. Закон и правовые акты.

Тест


Тетрадь, ПК, тест

32



33



Система права. Основные понятия и нормы права.

Самостоя- тельная работа

Правовая культура. Источники права.

Тетрадь, ПК

34




Итоговые уроки по курсу «ЕГЭ: теория и практика»

Тесты


Тестовые задания.


































- 8 -






Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения спецкурса учащиеся 10-11 класса должны знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека;

- основные этапы и факторы социализации личности;

- место и роль человека в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- основные социальные институты и процессы;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции.


- 9 -






Источники информации



  Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2009.

ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.

Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.

ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.

Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

 ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
















- 10 -

















Средства обучения:




  1. Аппаратное обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Информационные носители: Flash-накопители.



2. Электронные средства:

Компьютерные презентации.



3. Печатные средства:

Тесты, таблицы, иллюстрации.



4. Материалы местных и республиканских СМИ.



5. Нормативные документы:

Конституция РФ;

Декларация прав ребёнка;

Конвенция о правах ребёнка.