Пояснительная записка
спецкурс «ЕГЭ: теория и практика» (10 - 11 класс - комплект)
Рабочая программа по спецкурсу составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по обществознанию (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г);
- Примерные программы среднего общего образования, по направлениям «Обществознание», «Экономика», «Право»;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (Приказ № от . .2014г.);
- Образовательная программа МБОУ Соленоозерной СОШ №12;
Спецкурс «ЕГЭ: теория и практика» является предметом компонента ОУ, на реализацию которого отводится 34 часа (1 час в неделю).
Наряду с общеучебными умениями образование должно быть направлено на формирование специальных (специфических для социального познания) умений, а также творческого опыта решения проблем, связанных с изучением общества и человека. Необходимость усиления практической направленности обществоведческой подготовки требует моделирования в образовательном процессе типичных ситуаций, возникающих в практической деятельности человека в экономической, политической, социальной, духовно-нравственной сферах, и организации анализа учащимися этих ситуаций с целью выработки ряда практических умений.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики могут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе. Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10-11 классов к выпускному экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ.
Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ, а также перечень заданий КИМов.
Цель курса:
- совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке
учащихся к ЕГЭ;
- воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России;
- теоретическая и практическая подготовка выпускников к проведению к ЕГЭ по обществознанию.
Задачи курса:
- создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
- формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников;
- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям по обществознанию.
- формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
- развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
- 3 -
- профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
- формирование активной гражданской позиции и осознание приоритета прав личности;
- обобщение и закрепление понятий и терминов по основным содержательным линиям обществознания;
- использование проблемных суждений из предложенных областей знаний для построения собственных выводов и умозаключений;
- формирование умения опираться на научные факты, современные процессы, конкретные случаи из собственной жизни для аргументации своей точки зрения;
- написание эссе с использованием полученных знаний и соблюдением логики изложения.
Этнокультурный региональный компонент представлен в виде контекстных включений: тема «Развитие науки в Хакасии» в тему «Наука. Основные особенности научного мышления»; тема «Экономическое развитие Хакасии» в тему «Экономика и экономическая наука»; тема «Проблемы безработицы в Хакасии» в тему «Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица»; тема «Конституция РХ» в тему «Конституционные принципы национальной политики в РФ»; тема «Проблемы молодой семьи в Хакасии» в тему «Семья и брак»; тема «Правоохранительные органы Хакасии» в тему «Правоохранительные органы. Судебная система».
В 11 классе обучается 6 человек. Оценку «отлично» и «хорошо» имеют 3 человека. Эти учащиеся систематически работают на уроках, регулярно выполняют домашнее задание, на уроках используют дополнительные источники, презентации, высказывают свою точку зрения по заданной теме. Неуспевающих по предмету в классе нет.
- 4 -
Содержание учебного курса
«ЕГЭ: теория и практика» (34ч)
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1. | Общество | Понятие общества. Общественные отношения. Взаимосвязь природы и общества. Общество как система. Сферы общественной жизни. Прогресс и его критерии. Общественное развитие: эволюция и революция. Типы обществ и особенности их развития. | 7ч. |
2 | Человек | Сущность бытия человека. Природа человеческого сознания. Сознание, мышление, душа. Человек, индивид, личность. Индивидуальность. Способности и характер. Социализация личности. Мировоззрение в структуре личности. Характеристика межличностных отношений. Культура отношений. Свобода и ответственность личности. | 8ч. |
3 | Экономическая сфера жизни общества. | Экономика и современное производство. Показатели эффективности общественного производства. Собственность. Экономическая система. Типы экономических систем. Рынок и его функции. Ценообразование. Виды конкуренций и монополий. Экономический цикл и его фазы. Рынок труда и рабочая сила. Занятость и безработица. Предпринимательство и его функции. Инфляция и её сущность. Особенности инфляции в России. | 6ч. |
4 | Социальная сфера жизни общества. | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный статус личности. Система социальной стратификации. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Социальные институты. Социальный конфликт. | 3ч. |
5 | Политическая сфера жизни общества. | Политическая система. Политические режимы. Государственный аппарат. Правовое государство. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политическая культура. Политическая жизнь современной России. | 5ч. |
6. | Право. | Право как система. Правонарушения. Юридическая ответственность. Основные понятия и нормы права. Основные права человека. Отрасли права. Международное регулирование прав человека. | 4ч. |
7. | Итоговый урок. | Итоговый урок по курсу «ЕГЭ: теория и практика» | 2ч. |
Итого – 34 часа
- 5 -
Календарно – тематическое планирование (10-11 класс)
по спецкурсу «ЕГЭ: теория и практика» (34ч)
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Формы контроля | Повторение | Оборудование |
| план | факт | | | | . |
|
Раздел 1. Общество (7ч)
1 2 | | | Общество как динамичная система. | Тест | | Тетрадь, ПК, тест |
3 4 | | | Взаимосвязь сфер общественной жизни. | Самостоя- тельная работа | Понятие общества. Общественные отношения. | Тетрадь, схемы. |
5 6 | | | Глобальные проблемы современности. | Сообщения | Сферы жизни общества. Типы обществ. | Тетрадь, ПК. |
7 | | | Обобщение по разделу «Общество». | Тест. | | Тестовые задания. |
Раздел 2. Человек (8ч)
8 9 | | | Человек как биосоциальное существо. | Тест | | Тетрадь, тест. |
10 11 | | | Человек, индивид, личность. | Тест | Основные отличия человека от животных. | Тетрадь, ПК, тест |
12 | | | Социализация личности. | Устный опрос | Личность и индивидуаль- ность. | Тетрадь. |
13 | | | Характеристика межличностных отношений. Культура отношений. | Работа по карточкам | Что такое социализация личности. | Тетрадь, ПК. |
14 | | | Деятельность человека. | Устный опрос | Культура отношений. | Тетрадь, ПК. |
15 | | | Обобщение по разделу «Человек». | Тест. | | Тестовые задания. |
Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества (6ч)
16 17 | | | Экономика и современное производство. | Тест | | Тетрадь, ПК, тест |
18 | | | Типы экономических систем. | Устный опрос | Факторы современного производства. | Тетрадь, схемы. |
19 | | | Рынок и его функции. | Устный опрос | Исторические типы собственности. | Тетрадь, ПК. |
20 | | | Финансы. | Устный опрос | Инфраструкту- ра рынка. Функции рынка. | Тетрадь, схемы. |
21 | | | Обобщение по разделу «Экономическая сфера жизни общества». | Тест. | | Тестовые задания. |
Раздел 4. Социальная сфера жизни общества (3ч)
22 | | | Социальные отношения. Социальный статус личности. | Устный опрос | | Тетрадь |
23 | | | Отклоняющееся поведение и социальный контроль. | Устный опрос | Система социальной стратификации. | Тетрадь, ПК. |
24 | | | Социальные институты и общности. | Устный опрос | Отклоняющееся поведение. | Тетрадь, ПК. |
Раздел 5. Политическая сфера жизни общества (5ч)
25 26. | | | Государство и гражданское общество. | Тест | | Тетрадь, ПК, тест |
27 28 | | | Политические процессы и политическое сознание. | Тест | Признаки, функции, формы государства. | Тетрадь, ПК, тест |
29 | | | Обобщение по разделу «Политическая сфера жизни общества» | Тест. | | Тестовые задания. |
Раздел Право (4ч)
30 31 | | | Право в системе социальных норм. Закон и правовые акты. | Тест | | Тетрадь, ПК, тест |
32 33 | | | Система права. Основные понятия и нормы права. | Самостоя- тельная работа | Правовая культура. Источники права. | Тетрадь, ПК |
34 | | | Итоговые уроки по курсу «ЕГЭ: теория и практика» | Тесты | | Тестовые задания. |
- 8 -
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения спецкурса учащиеся 10-11 класса должны знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека;
- основные этапы и факторы социализации личности;
- место и роль человека в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- основные социальные институты и процессы;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции.
- 9 -
Источники информации
Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2009.
ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
- 10 -
Средства обучения:
Аппаратное обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Информационные носители: Flash-накопители.
2. Электронные средства:
Компьютерные презентации.
3. Печатные средства:
Тесты, таблицы, иллюстрации.
4. Материалы местных и республиканских СМИ.
5. Нормативные документы:
Конституция РФ;
Декларация прав ребёнка;
Конвенция о правах ребёнка.