Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); авторской программы курса «Технология. 1 – 4 классы». / Л.Ю.Огерчук. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет «Технология» относится к предметной области «Технология» и на его изучение в 3 классе отводится 34 часа (34 учебных недели), из расчета 1 час в неделю.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии являются:
- воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально – личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, людям труда, предметам, средствам и продуктам труда, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающие успешность совместной созидательной деятельности;
- способность обучающихся к саморазвитию, осознанные мотивации к созидательному труду, учению и познанию;
- ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности.
У обучающихся будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознания ответственности человека за общее благополучие; осознания своей этнической принадлежности;
- общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
- толерантное отношение и уважение к культуре других народов;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- основ устойчивых эстетических предпочтений и ориентации;
- отношения к искусству как значимой сфере человеческой жизни;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей;
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- дифференциации моральных и конвенциональных норм; развития морального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциальному уровню;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3 -м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание; отделять известное от неизвестного;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задания по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий контроль и отслеживать точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных конфигураций шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служат:
- технология продуктивной художественно – творческой деятельности;
- технология оценки учебных успехов.
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно – следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе полученных знаний4
- преобразовывать информацию; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат материал и задания учебника.
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- уметь сотрудничать, выполнять различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относится к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); работа в малых группах.
Обучающиеся научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты освоения.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Обучающиеся научатся:
- называть наиболее распространенные в регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира6 соответствие изделия обстановке, удобство, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку выполняемых практических действий;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделие, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности.
Обучающиеся научатся:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно – художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приемы рациональной безопасности работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно – художественной задачей.
Конструирование и моделирование.
Обучающиеся научатся:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно – эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере.
Обучающиеся научатся:
- соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться компьютером для поиска информации, для решения доступных конструкторско – технологических задач;
- использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: читать информацию, выполнять задания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения.
2. Содержание учебного предмета.
Технология в жизни человека. (Вводный курс). – 1 час
Мир, созданный человеком и его место в окружающем мире. Роль труда в жизни человека и значение технологии для его осуществления. Цели труда человека. Виды труда: производительный, интеллектуальный, обслуживающий. Содержание труда людей ближайшего окружения, их профессии. Представление о продуктах труда: материальные, интеллектуальные, услуги. Ручной, механизированный и автоматизированный труд.
Представления о «технологии» как последовательности действий для получения желаемого результата и первоначальные представления о «технологии» как области знаний. Представления о «технике» как о приемах работы для выполнения действий, заданных технологией, и как о механизированных орудиях труда.
Начальные сведения из истории развития технологий и технологической культуры в человеческом обществе.
Основные понятия: мастер, средства труда, инструмент, приспособление, машина, продукт труда.
Организация трудового процесса. Трудовая деятельность людей, их отношения в современном производстве и сфере
Представления о ремесле и ремесленниках, производстве, процессах производства, разделении труда, профессиях людей участвующих в создании продуктов труда от замысла до получения результата (изобретатель, технолог, конструктор, инженер, исполнители процесса труда и др.), их роли в производственном процессе. Алгоритм проектной деятельности.
В результате изучения раздела обучающиеся научатся:
- осознавать нравственное значение труда в жизни человека и общества; важность обучения в школе и правильного выбора профессии;
- описывать особенности современных профессий и рассказывать о профессиях своих родителей;
- понимать роль и место технологии в трудовой деятельности человека;
- правильно пользоваться терминологией, принятой в области научных знаний о технологии, объяснять их значение;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- систематизировать представления об основных понятиях курса: «технология», «техника», «технологический процесс», «средства труда», «материал», «инструмент». «продукт труда», «мастер», «профессия» и др.; соотносить их между собой, обобщать и понимать их значение, формировать технологическую картину мира;
- воспринимать окружающий мир как единое целое в его органичном единстве и разнообразии мира природы и мира, созданного человеком; человека как часть природы, представителя народов, культур, творца материальных и духовных ценностей, технологию как неотъемлемую часть осуществления его созидательного труда, характеризующую уровень развития общества;
- обобщать имеющийся опыт; связывать его с накопленными представлениями о технологии; классифицировать и систематизировать знания, формировать понятия курса.
Переносить эти умения на новые объекты, явления, процессы и таким образом самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний.
Технология самообслуживания и ведения домашнего хозяйства. – 2 часа
Культура поведения и самообслуживание
Культура поведения, питания и организации трудовой деятельности. Культурные и трудовые традиции семьи, села, города, родного края, народа. Элементарные представления об опрятности, аккуратности во внешнем виде. Значение здорового образа жизни, правильного питания, соблюдения режима дня, личной гигиены.
Личная гигиена и культура поведения: правила и приемы мытья рук, умывания, ухода за волосами; правила поведения за столом и в общественных местах; правила и приемы пользования столовыми приборами. Первоначальные представления о пользовании электричеством, газом, бытовыми приборами. Правила безопасного обращения с острыми и режущими столовыми приборами, с нагревающимися и режущими бытовыми приборами, посудой с кипятком.
Уход за одеждой и обувью. Представления о стиле одежды, необходимости ее соответствия времени года. Отношение к одежде как способу выражения душевного состояния человека. Общие и сезонные требования к одежде. Национальные традиции в одежде. Необходимость бережного отношения и ухода за одеждой и обувью.
Отношение к обуви как предмету, дополняющему одежду. Необходимость ее соответствия времени года и погодным условиям. Необходимость поддержания чистоты обуви. Зависимость выбора способа чистки обуви от свойств материала, из которого она сделана. Способы и приемы шнуровки кроссовок, чистка обуви из ткани и кожи. Приемы мытья и правила сушки мокрой обуви. Приемы стирки мелких предметов одежды.
Работы по дому.
Значение и правила гигиены жилья. Необходимость проветривания, содержания в чистоте и порядке помещения. Приемы и последовательность этапов уборки помещения. Техника безопасности и технологии сухой и влажной уборки помещений.
Элементарные представления о пользовании отоплением, газом, транспортом, бытовыми приборами. Правила техники безопасности пользования газом, электричеством. Правила и приемы безопасной работы с утюгом, пользования чайником, другими нагревающимися и электрическими приборами.
Правила и приемы сервировки стола, уборки со стола после еды, мытья посуды.
Ремонт одежды.
Пришивание пуговиц; ремонт распоровшихся швов; изготовление петелек; ремонт, изготовление и замена вешалок на одежде; вдергивание бельевой резинки; штопка; поднятие петель на трикотажных вещах; выполнение заплат.
Ремонт книг.
Ценностное отношение к книгам как к объектам культуры и источникам знаний. Исторические сведения о книге, о развитии книгоиздания. Устройство современных книг. Способы ремонта: заклеивание разрывов на страницах книг (на полях и по тексту). Приклеивание выпавших листов на прежнее место. Восстановление распавшихся на страницы брошюр, крепление или замена оторванной обложки. Изготовление переплетных крышек. Ремонт и крепление переплетной крышки к книжному блоку или тетради.
В результате изучения раздела обучающиеся научатся:
- соблюдать требования гигиены и правила культуры поведения;
- правильно пользоваться столовыми приборами;
- применять накопленный опыт и выполнять доступные действия по самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства;
- уважать труд членов своей семьи и работников сферы услуг;
- проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
- осуществлять действия самообслуживания, ухода за одеждой и обувью, уборки помещений, ремонта книг и одежды в изученном объеме;
- соблюдать правила безопасного пользования нагревающимися и режущими бытовыми приборами, газом (под присмотром взрослых);
- принимать участие в коллективном труде по уборке классной комнаты;
- выбирать необходимые средства для работы;
- соблюдать правила безопасной работы и гигиены в изученном объеме обслуживающего труда;
- осуществлять коммуникации, договариваться о распределении ролей в совместной трудовой деятельности;
- проявлять, уважение и толерантность к участникам совместного труда, их мнению;
- применять навыки совместной трудовой деятельности, сотрудничества, взаимоподдержки, взаимопомощи;
- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
- понимать значения понятий «организация труда», «простой», «норма времени»;
- оценивать результаты совместной деятельности в труде на общее благо;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соблюдать требования гигиены и правила культуры поведения;
- правильно пользоваться столовыми приборами;
- применять накопленный опыт и выполнять доступные действия по самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства;
- уважать труд членов семьи и работников сферы услуг;
- проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
- осуществлять действия самообслуживания, ухода за одеждой и обувью, уборки помещений, ремонта книг и одежды в изученном объеме;
- соблюдать правила безопасного пользования нагревающимися и режущими бытовыми приборами, газом (под присмотром взрослых);
- помогать взрослым в ведении домашнего хозяйства: выполнять сухую и влажную уборку своей комнаты, сервировать праздничный стол: участвовать в приготовлении пищи, накрывать и убирать со стола, мыть посуду;
- принимать участие в коллективном труде по уборке классной комнаты;
- выбирать необходимые средства труда;
- соблюдать правила безопасной работы и гигиены в изучаемом объеме обслуживающего труда;
- проявлять уважение и толерантность к участникам совместного труда, их мнению;
- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- понимать значения понятий «организация труда», «простой», «норма времени»;
- оценивать результат совместной деятельности в труде на общее благо.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- помогать взрослым в ведении домашнего хозяйства: выполнять сухую и влажную уборку своей комнаты, сервировать праздничный стол: участвовать в приготовлении пищи, накрывать и убирать со стола, мыть посуду;
- осуществлять элементарный ремонт книг, предметов одежды, стирку и утюжку кухонного и столового белья;
- брать на себя ответственность за организацию совместной трудовой деятельности в коллективе детей;
- планировать, организовывать и оценивать совместный труд по уборке классной комнаты;
- определять оптимальное число участников совместной деятельности;
- распределять роли участников труда;
- соблюдать нормы времени;
- выполнять обязательства разных социальных ролей в совместной трудовой деятельности (разработчика проекта по уборке классной комнаты, организатора, исполнителя, контролера, потребителя услуг).
Технологии изготовления изделий. – 26 часов
Материальная культура как продукт предметно-преобразующей деятельности человека. Предметы материальной культуры.
Основные понятия: изделие, деталь, материал, конструкция изделия, инструмент. Ручные и механизированные орудия труда.
Представления о конструкциях и конструировании моделей материальных объектов, конструктивных особенностях объектов труда.
Представления о материалах как исходных предметах для изготовления изделий. Многообразие материалов, используемых в производстве материальных продуктов труда человека. Области их применения.
Виды материалов, используемых в работе (основные и вспомогательные, природные и искусственные, вторичные, отходы). Виды основных материалов, их свойства, строение, формы выпуска в современном производстве. Общие сведения о происхождении, производстве материалов, их назначении и применении в промышленности и народных промыслах. Исторические сведения. Названия профессий людей, участвующих в получении сырья, его переработке, производстве материалов и изделий из них.
Виды ручных инструментов, применяемых в работе. Их назначение, устройство, применение, приемы работы. История развития средств и орудий труда. Аналоги в современном производстве.
Чертежные инструменты: карандаш, линейка, угольник, циркуль, трафарет, лекала.
Рабочие инструменты: ножницы, иглы, булавки, стеки, фальцлинейка, шило, крючок для вязания, отвертка, кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, напильник, буравчик.
Приспособления: шаблон, пяльцы, наперсток, нитевдеватель, тиски, подручные средства.
Гигиена труда и правила безопасной работы с режущими, колющими инструментами, пачкающими и царапающими материалами, нагревающимися приборами.
Этапы проектирования изделий:
Этап 1. Формирование замысла.
Этап 2. Разработка технологии изготовления.
Алгоритм формирования замысла:
1. Проблема. В каких изделиях существует потребность?
2. Цель. Зачем нужно твое изделие?
3. Задачи. Какими свойствами должно обладать изделие? Каким требованиям удовлетворять? Что для этого нужно сделать?
4. Решение. Какую конструкцию будет иметь изделие?
Алгоритм разработки технологии изготовления:
1. Методы. Как можно это сделать?
2. Средства. Что понадобится для работы?
3. Исполнители. Сколько человек нужно для выполнения этих работ?
4. Последовательность. Какие работы следует сделать до, какие после других?
5. Результат. Технология изготовления (технологическая карта).
Элементы графической грамоты:
1. Графические изображения: графический рисунок, схема, план, чертеж, эскиз, технический рисунок, развертка.
2. Условные обозначения: линий контура, осевой симметрии, сгиба, реза, расстояний между ними, габаритных размеров, равенства углов, направления сгибания, мест нанесения клея. Обозначения на схеме для вязания (например, столбиков без накида, воздушных петель).
Технологический процесс. Этапы технологического процесса изготовления изделий: разметка, резание, сборка, оформление, отделка. Экономия материала при разметке.
Способы и приемы преобразовательной деятельности в процессе создания материальных продуктов труда (изготовления изделий). Определение размеров заготовки: по месту, по чертежу, по эскизу с заданными условиями, прибавление припусков на швы. Построение выкроек, чертежей, эскизов (прямоугольника, окружности, треугольников, разверток правильных геометрических тел); подготовка к работе (утюжка, запяливание тканей, отмеривание и вдевание нити в иглу, зачистка гладких поверхностей наждачной бумагой перед склеиванием); разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалам, сгибанием заготовки, с помощью чертежных инструментов, с помощью копировальной бумаги, кальки и масштабной сетки); резание (стекой, ножницами, ножом); формообразование (лепка, раскатывание скалкой, скатывание, скручивание, сгибание, изгибание, плетение, вязание, гибка и др.); сборка (соединение деталей клеем, нитками, щелевым замком, с помощью винта и гайки, на шипах); оформление (фломастерами, красками, аппликацией, вышивкой и др.).
Организация процесса изготовления изделия: распределение ролей и осуществление сотрудничества при коллективной работе; выбор средств для работы; организация рабочего места; выполнение приемов работы в соответствии с последовательностью технологических операций по плану или технологической карте; контроль процесса и результата работы; соотнесение результатов работы с замыслом.
Оценка результата. Определение критериев оценки в соответствии с назначением и функциональными требованиями.
Презентация изделия. Ситуативные алгоритмы представления изделий.
В результате изучения раздела обучающиеся научатся:
- воспринимать предметы материальной культуры как продукты труда человека и бережно к ним относиться:
- уважительно относиться к труду людей производственной сферы:
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их;
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- собирать модели предметов окружающего мира, машин и механизмов из деталей конструктора по образцу и изображению в учебнике, усовершенствовать конструкции;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, происхождении, практическом применении в жизни, выявленных свойствах осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно художественным и конструктивным особенностям в соответствии с поставленной задачей;
- использовать представления о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах при выборе дизайна своих изделий;
- планировать и выполнять практические действия по изготовлению изделий с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- выбирать и выполнять, в зависимости от выявленных свойств материалов, оптимальные и доступные приемы их ручной обработки (от разметки заготовки до отделки изделия);
- изготавливать элементарные по конструкции изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу или заданным условиям;
- правильно выполнять приемы ручной обработки материалов:
- соблюдать правила и приемы безопасной работы ручными инструментами (режущими, колющими), с пачкающими и шероховатыми вспомогательными материалами (клей, наждачная бумага) в ходе практической деятельности;
- экономно использовать материалы;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технологической документацией (читать чертежи и эскизы, выполнять разметку и изготавливать изделия по чертежам, эскизам, схемам, техническим рисункам);
- осуществлять сотрудничество в совместной продуктивной деятельности, проявлять взаимопомощь;
- планировать и организовывать свой труд по изготовлению изделий с опорой на инструкционную или технологическую карту:
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать приобретенные компетенции для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- соотносить объемную конструкцию, состоящую из правильных геометрических форм или их сторон, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции изделия с целью его воплощения в материале для решения конструкторских задач или передачи определенной художественно эстетической информации;
- понимать общие правила создания материальных продуктов труда: выдержанность стиля, соответствие изделия обстановке, удобство пользования, функциональность (соответствие назначению), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими при проектировании своих изделий:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла:
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать технологии прикладного искусства в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарные действия по алгоритму проектной деятельности в малых группах: формировать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, представлять готовое изделие;
- планировать работу и распределять роли участников коллективной проектной деятельности по изготовлению материальных продуктов труда;
- оценивать результаты совместной деятельности по созданию и реализации коллективных проектов.
Технологии выращивания растений и ухода за животными. – 3 часа
Выращивание растений.
Место человека в окружающей среде. Зависимость человека от природы. Элементарные представления о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, родного края, села; нормах экологической этики; трудовых традициях агротехнической деятельности людей.
Первоначальные представления о многообразии растений, условиях роста, пользе, которую приносят человеку. Виды растений: дикорастущие и культурные растения. Декоративные, овощные и плодово-ягодные культуры. Их назначение, места выращивания. Виды декоративных, овощных и плодово-ягодных растений. Распространенные сорта овощных и плодово-ягодных культур. Их общие и отличительные признаки. Названия наиболее широко распространенных культурных растений, выращиваемых в родном краю.
Условия роста растений (качество почвы, климат). Общие представления о размножении растений в дикой природе. Необходимость бережного отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов и необходимому условию существования человека. Возможности личного участия в экологических инициативах.
Цели выращивания и способы использования культурных растений человеком. Необходимость и способы обработки съедобных частей растений перед употреблением в пищу (в домашних условиях).
Профессии растениеводства: ученые-селекционеры, агрономы, труженики садов, огородов и полей: хлеборобы, овощеводы, цветоводы, садоводы, огородники. Первоначальные представления о целях и сущности их труда.
Первоначальные представления об агротехнике декоративных, овощных и плодово-ягодных культур.
Сроки жизни растений. Особенности выращивания однолетних, двулетних и многолетних культур. Условия роста. Значение удобрений для развития растений. Сроки внесения удобрений в почву. Сроки посева или посадки, всхода ростков, созревания и сбора урожая и семян.
Сезонные работы в цветнике, в огороде, в саду. Особенности, способы и посильные приемы выращивания культурных растений: в цветнике, в огороде, в саду и в домашних условиях.
Садовый инвентарь. Его применение в саду, в огороде, в цветнике. Назначение, безопасность и приемы работы. Инструменты, применяемые при выращивании растений в домашних условиях. Их назначение, применение. Безопасность и приемы работы.
Способы размножения и приемы выращивания культурных растений: из семян, луковиц, корневищ корнеплодов, делением куста, отпрысками, усами, отводками, черенками (стеблевыми, листовыми, кусочками стебля и листа).
Технологии посева семян, выращивания рассады, пикировки всходов, выгонки зелени корнеплодов и лука, укоренения черенков, пересадки, высаживания рассады в открытый грунт, сбора урожая и семян.
Требования растений к условиям их выращивания: глубина заделки семян, ростков, частей растений, используемых для их размножения.
Расстояния между растениями при посадке на грядку и в специальной таре. Требования к таре выращивания рассады и взрослых растений. Необходимость обеспечения дренажа, проветривания помещения. поддержания влажности почвы и воздуха. Признаки недостатка или избытка воды, света, влажности воздуха, нарушения температурного режима. Условия хранения семян и корнеплодов.
Приемы подготовки почвы, подготовки семян к посеву, посева семян, прореживания и пикировки всходов, разметки почвы для высадки растений, высаживания рассады в открытый грунт и в специальную тару. Приемы ухода за растениями: полив, прополка, окучивание, рыхление почвы, опрыскивание домашних растений водой из пульверизатора.
Наблюдения за ростом, контроль и оценка результатов работы. Презентация выращенных растений.
Уход за животными.
Первоначальные представления о многообразии животного мира родного края, страны, планеты. Элементарные представления о традициях нравственно-этического отношения к животным в культуре народов России, нормах экологической этики; трудовых традициях животноводства.
Виды животных: дикие и домашние животные; животные живого уголка; животные, которых опасно содержать дома. Места обитания, условия жизни, особенности поведения и питания.
Первоначальные представления о пользе, которую домашние животные приносят людям; способах использования продуктов животноводства человеком; условиях содержания и способах ухода за домашними животными; профессиях и мастерах животноводства в сельском хозяйстве.
Названия домашних животных, виды экзотических животных живого уголка, их повадки, требуемые условия жизни. Условия содержания животных в неволе, особенности кормления и ухода за домашними животными родного села и экзотическими животными живого уголка школы. Ответственность за домашних питомцев.
В результате изучения раздела обучающиеся научатся:
- различать виды культурных растений по внешним признакам и назначению, определять место их выращивания человеком (цветник, огород, сад, поле);
- называть исходное сырье:
- называть этапы выращивания культурных растений из: семян, луковиц, корневищ корнеплодов, делением куста, отпрысками, усами, отводками, черенками (стеблевыми, листовыми, кусочками стебля и листа):
- выполнять приемы выращивания растений в изученном объеме;
- выбирать способ ухода за растением, исходя из сигналов, подаваемых растениями на основе наблюдений за ними;
- наблюдать за поведением домашних и экзотических животных, кормить, ухаживать за животными живого уголка:
- рассказывать о своих домашних питомцах;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- проявлять свою любовь к природе, к домашним животным и растениям в участии в экологических инициативах и в труде по уходу за своими питомцами;
- учитывать условия роста растений при выборе способов и мест их выращивания;
- самостоятельно выращивать декоративные, овощные и плодово-ягодные растения, культивируемые в родном краю из: семян, луковиц, корневищ корнеплодов, делением куста, отпрысками, усами, отводками, черенками (стеблевыми, листовыми кусочками стебля и листа);
- находить информацию об условиях роста растений, особенностях их выращивания: понимать терминологию, выполнять необходимые приемы по описанию технологии выращивания растений;
- соотносить свои возможности в обеспечении требуемых условий роста растений, выбирать из знакомых подходящие приемы выращивания растений и применять их в новых условиях;
- узнавать наиболее распространенные растения по внешним признакам, определять их названия, опираясь на иллюстрации в учебнике, справочниках, энциклопедиях;
- различать диких, домашних и экзотических животных, рассказывать об условиях их жизни:
- находить и передавать информацию об интересующих животных и растениях.
Информационные технологии. – 2 часа
Целостное представление о мире информации. Понятие об информации, ее назначение, применение, значение в жизни человека.
Виды информации по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая) и каналы восприятия человеком. Источники информации и способы получения информации в повседневной жизни.
Общение как средство обмена информацией. Виды общения: монолог, диалог, устное, письменное, с помощью ми микки и жестов и способы передачи информации между людьми: без слов, устно, письменно. Их применение в решении информационных задач курса и в повседневной жизни.
Представления об информационных технологиях как о технологиях создания, обработки и хранения информации. Получатели информации. Средства создания, обработки и хранения и передачи информации. Использование в повседневной жизни.
Ручные инструменты: ручки, карандаши, фломастеры, краски и кисти и др.; технические средства: фотоаппарат, компьютер, сотовый телефон, музыкальный центр.
Виды информации по форме представления: текстовая, графическая, числовая, звуковая.
Первоначальные сведения о хранении информации. Носители: биологические, материальные, электронные.
Сведения из истории информационных технологий.
Применение информационных технологий на уроках технологии. Примеры создания моделей информационных объектов в виде текстов, графических изображений, схем, чертежей, таблиц, последовательностей.
Средства поиска и получения необходимой информации (общение со взрослыми, учебник, библиотека, Интернет). Правила пользования и культура поведения в библиотеке.
В результате изучения раздела обучающиеся научатся:
- ориентироваться в многообразии источников информации, в способах ее восприятия;
- приводить примеры источников информации, носителей информации, работы с информацией, средства создания и передачи разных видов информации, способов поиска и получения, технических устройств для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер);
- рассказывать об исторических фактах возникновения и развития информационных технологий;
- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, в словарях, справочниках;
- создавать информационные объекты в виде схем, рисунков, таблиц;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сравнивать и выбирать наиболее подходящие способы создания информации для передачи сведений в повседневной жизни, в учебной деятельности, в решении практических задач курса «Технология»;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Учебные часы распределены следующим образом:
| Название раздела. | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1. | Технология в жизни человека. | 1 | 1 |
2. | Информационные технологии. | 2 | 2 |
3. | Технология изготовления изделий. | 26 | 26 |
4. | Технология самообслуживания и работы по дому. | 2 | 2 |
5. | Технология выращивания растений и ухода за животными. | 3 | 3 |
| Итого: | 34 | 34 |
Количество часов по авторской программе совпадает с количеством часов по рабочей программе.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата проведения |
План | Факт |
Технология в жизни человека – 1 ч |
1. | Развитие технологий. Виды труда человека | | |
Информационные технологии – 2 ч |
2. | В мире информации | | |
3. | В мире информации. Фотографирование. | | |
Технология выращивания растений и ухода за животными.- 2 ч |
4. | Живой уголок. | | |
5. | Урожай на подоконнике. | | |
Технология изготовления изделий. – 26 ч |
6. | Наша мастерская. Методы обработки материалов. | | |
7. | Технология обработки бумаги. Бумага. | | |
8. | Полезные приспособления для ниток. | | |
9. | Модели техники в технике оригами. | | |
10. | Подставка для кисточки. | | |
11. | Полезные изделия из прямоугольных разверток | | |
12. | Конверты с рисунками в технике печати. | | |
13. | Конструирование елочных игрушек из полос бумаги. | | |
14. | Фонарики. | | |
15. | Закладки – прицепки. Циркуль. | | |
16. | Композиции из креповой бумаги. | | |
17. | Технология обработки пластичных материалов. Глина. Глиняные игрушки и свистульки. | | |
18. | Роспись глиняных изделий. | | |
19 | Композиции из природных материалов. Миниатюры из крупных семян. Наждачная бумага. Правила безопасности с наждачной бумагой. Напильники. | | |
20. | Технология обработки текстильных материалов. Текстильные материалы. | | |
21. | Игрушки из помпонов. | | |
22. | Технологии производства тканей | | |
23. | Утюг. Правила безопасной работы с электрическим утюгом. | | |
24. | Окрашивание тканей. Художественная роспись ткани. | | |
25. | Шитье и вышивание. | | |
26. | Салфетки с вышивкой. | | |
27. | Техники выполнения строчек вышивки. | | |
28. | Аксессуары из ткани на каждый день. Пуговицы. | | |
29. | Мешочки для всякой всячины. | | |
30. | Аппликация на ткани без клея. Полиэтилен. | | |
31. | Сборка моделей из деталей конструктора. Сборка моделей машин из деталей конструктора. | | |
Технология самообслуживания и работы по дому. – 2 ч |
32. | Технология ведения домашнего хозяйства. Сервировка праздничного стола. Культура приема пищи. | | |
33. | Ремонт одежды. | | |
Технология выращивания растений и ухода за животными.- 1 ч |
34. | Выращивание овощей. Работы в огороде. | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- умение реализовать потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
- умение характеризовать уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
- умение выполнять проектную деятельность;
- способность к самооценке на основе наблюдений.
Оценивание метапредметных результатов ведётся по следующим позициям:
- умение отбирать наиболее эффективный способ решения конструкторско - технологических и декоративно-художественных задач;
- умение планировать последовательность практических действий;
- способность и готовность ученика к освоению знаний;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
- усвоение основ научных знаний о технологии и технологической стороне труда;
- овладение основами культуры труда, элементарными умениями предметно-преобразовательной деятельности;
- опознавание и анализ основных единиц;
- проведение различных видов анализа;
- владение знаниями о различных профессиях и умении ориентироваться в мире профессий;
- умение проводить творческую и проектную деятельность.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету:
устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия
Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
Список используемой литературы
Рабочая программа ориентирована на использование следующих информационных и электронных ресурсов:
1.Программа курса. «Технология 1 – 4» / Л.Ю.Огерчук. - М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013..
2. Методические рекомендации к учебнику Огерчук Л.Ю «Технология» для 3 класса. М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.
3. Учебник: Технология: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / Л.Ю.Огерчук. - М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013. – (ФГОС. Начальная инновационная школа.)
4. Основная образовательная программа начального общего образования для общеобразовательных учреждений, работающих по системе «Начальная инновационная школа» / авт. – сост Н.Е.Скрипова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Начальная инновационная школа)
5. Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru.
6.Энциклопедия «Природа науки. 200 законов мироздания»http://www.elementy.ru/trefil/.
7. http://www.edu.ru (федеральный портал «Российское образование»)